История керченской паромной переправы. Керченская переправа – это стратегический объект. Из истории. Распад

Навигация по статье:

С тех пор, как Крым стал нашим, внимание россиян к небольшой паромной переправе через Керченский пролив сильно выросло. Это вполне закономерно: Крым, словно магнит, притягивает наших соотечественников на свои курорты.

Сегодня паром «Порт Кавказ -Порт Крым» для автомобилистов и грузоперевозчиков - дорога №1. Порты работают 24 часа в сутки.

Паромная переправа, соединяющая Крым с Краснодарским краем, была построена на месте разрушенного железнодорожного моста и начала свою работу в 1954 году.

Она позволила значительно сократить дальность перевозок из Украинской и Молдавской Республик, а также а из Крыма и южной Украины в районы Краснодара и Кавказа.

С самого открытия и до начала 90-х ж/д перевозки на переправе осуществляли Железнодорожные паромы «Восточный» (старое название - «Надым»), «Заполярный», «Северный», «Южный» (старое название - «Чулым»). Они перевозили железнодорожные составы и автомобили. Большинство пассажирских перевозок осуществлялось летом.

Эти четыре парома служили на переправе около 4 десятков лет. В конце 80-х годов их признали небезопасными для пассажирских перевозок и отправили «на покой».

Также летом между портами «Крым» и «Кавказ» курсировали катера.

Один из списанных катеров - «Радуга-48» украсил берег в порта «Крым» как памятник.

В 1975 году специалисты Рижского Судостроительного Завода построили автомобильный паром «Керченский-1», специально для Керченской переправы. Спустя 3 года на ней появился ещё один автопаром - «Керченский-2».

С тех пор зимние перевозки перестали быть проблемой для переправы.

А в конце 90-х годов здесь появился и 3-ий автомобильный паром - «Ейск».

После распада Советского Союза Керченская паромная переправа обрела статус международной. До присоединения Крыма к РФ на ней осуществлялся пограничный и таможенный контроль.

К 2012 г. переправа перевозила 600 тыс. пассажиров, 50 тыс. автомобилей и 10 000 т. грузов в год.

В начале 2013 г. на линии «Крым - Кавказ» начал функционировать новый автомобильно-пассажирский паром «Николай Аксёненко».

В 2004 г. ж/д сообщение через Керченский пролив было возобновлено.

После присоединения Крыма к РФ потребовалось расширение переправы, что и было произведено незамедлительно: в 2014 при нормальной погоде паромы совершали более 100 рейсов, перевозя до 4, 4 тысяч машин и до 22,6 тысяч пассажиров в день. За год объём перевозок составил 2 900 тыс. человек и 701 тысяч автомобилей, что в 3,5 и 5 раз соответственно превысило прежние показатели.

Зимой 2014-2015 гг. была произведена реконструкция переправы, после чего её мощность выросла до 50 тысяч пассажиров, 10 легковых и 1 тысячи грузовых машин в сутки.

Тогда же причалы были обустроены (появились электронные терминалы, точки питания).

С мая 2015 года граждане получили возможность приобретать билеты через Интернет.

В том же месяце на линию «Крым - Кавказ» вышел автопаром «Протопорос-4» вместимостью 205 автомобилей и 1350 человек, а на линию «Кавказ - Керченский торговый порт» - паром «Майор Чапичев».

Так, мае 2015 года среднее значение показателя загрузки паромов составило 75-80%.

Как проехать керченскую переправу

Процедура очередности в портах Крым и Кавказ схожа. Алгоритм действий пассажира должен быть следующим: занять очередь; идентифицировать диспетчеров, регулирующих очередь; получить у диспетчера 2 талона - с номером очереди и с указанием длины своего авто; купить билеты на каждого человека и отдельный - на машину; ждать погрузки.

Что нужно знать:

автомобили перевозятся отдельно от автобусов и грузовых машин.

Стоимость переправы зависит от числа пассажиров и длины автомобиля.

Для покупки билетов нужны: паспорт и документы на машину.

На погрузку пропускается по 10 машин, паром полностью загружается за 45 мин.

В праздники и в конце августа поток людей сильно возрастает. Не планируйте поездку на эти дни: в прошлом году, в последние дни августа пассажирам пришлось ждать очереди по 17 часов.

2016.07.17
Текущим летом до последнего времени людям на автомобилях приходилось ждать в среднем около часа, пешие пассажиры попадали на другой берег почти без задержек, проблема с большегрузами тоже перестала иметь столь выраженный характер благодаря открытию новых направлений, обустройству причалов и закупке дополнительных паромов. Последний из них - быстроходный «Елена» - начал курсировать 7 июля (длина 102 м, ширина 19 м, может перевозить 510 пассажиров, 140 легковых автомобилей или 20 фур). Он подробно запечатлён на видео наряду с другими судами.

С 17 июля ситуация обострилась. По сообщению Морской дирекции, нагрузка на Керченскую паромную переправу достигла пиковых показателей. Ежедневно из порта Кавказ на полуостров прибывают порядка 7 тысяч автомобилей и 27 тысяч пассажиров. Введено временное расписание, когда каждый из шести работающих на линии паромов совершает до 12,5 кругорейсов в сутки, а также задействованы ещё два парома, обычно занятые перевозками грузового автотранспорта в Рыбный порт. Сейчас время ожидания в порту Кавказ составляет от часа до четырёх, с в порту Крым - от 20 минут до 2,5 часов. «Минимальная загрузка со стороны Краснодарского края наблюдается со среды до вечера субботы, а с крымской стороны - ежедневно с полуночи до полудня», - сообщает Морская дирекция. За 19 июля перевезено 42 371 пассажиров, 9 617 легковых автомобилей, 527 единиц грузового транспорта и 218 автобусов.

Ролик открывается видом на паром «Николай Аксёненко», который в 2013 году был полностью переоснащён и переделан на севастопольских верфях из датского судна под нужды Керченской паромной переправы (длина 68 м, ширина 12 м, может перевозить 261 пассажира, 43 легковых автомобиля или 8 фур). Стоящий за ним железнодорожный паром «Анненков» действует со времени реконструкции переправы в 2004 году.

На видео также можно видеть вблизи паром «Протопорос IV» (греч. - «Новатор», длина 98 м, ширина 16 м, может перевозить 650 пассажиров в летний сезон или 350 - в зимний, 205 автомобилей или 24 фуры), издалека - «Олимпиаду», «Гликофилу́су ІІІ» (греч. - «Сладкое лобзание», в честь иконы Богородицы). Кстати, сейчас используются все три причальных стенки порта Крым, причём последняя не оснащена пирсом и это создаёт определённые трудности.

В день съёмок, 17 июля, стояла страшная жара, горела степь у крепости Еникале и горизонт был затянут дымом. Вокруг переправы пока наблюдаются всё те же пейзажи запустения - это почти погибшие при Украине крупные рыболовецкие хозяйства.

Подробнее:
http://zerkalokryma.ru/lenta/people/report/novyj_parom_elena_v_dejstvii/

Музыка:
Anvion - Melange https://soundcloud.com/anvionmusic
Nicolai Heidlas Music - Pacific Sun https://soundcloud.com/nicolai-heidlas
Creative Commons - Attribution 3.0 Unported - CC BY 3.0

ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Белинская/. Керченский пролив соединяет Азовское и Черное море. Западным берегом является Керченский полуостров Крыма, восточным - Таманский полуостров. Ширина пролива составляет от 4,5 до 15 км, наибольшая глубина - 18 м.

Постоянная паромная переправа через пролив открылась 22 сентября 1954 года. На косе Чушка (Краснодарский край) были построены железнодорожная станция и порт "Кавказ", на окраине Керчи - железнодорожная станция и порт "Крым". Расстояние между портами составило около 5 км.

Переправа позволила на 1 тыс. км сократить маршрут перевозок из Краснодарского края в Крым. Изначально здесь работали четыре железнодорожных парома водоизмещением 3400 т каждый: "Заполярный", "Северный", "Южный" и "Восточный". В 1975 году для перевозки пассажиров и автомобильного транспорта стали использовать автомобильный паром "Керченский-1", а затем "Керченский-2" (оба - водоизмещением 1496 т) и "Ейск" (1010 т).

В 1989 году из-за изношенности паромов и подъездных сооружений были прекращены перевозки пассажирских, а в начале 1990-х гг. - грузовых составов. Эксплуатация автомобильных паромов не прекращалась.

После того как Россия и Украина стали независимыми государствами, переправа через Керченский пролив получила статус международной. В портах "Крым" и "Кавказ" появились пункты пограничного и таможенного контроля.

В 1980-х годах на паромах через Керченский пролив в обоих направлениях перевозилось порядка 1,8 млн человек в год, полная грузовая мощность переправы составляла около 3,4 млн т. К началу 2000-х годов пассажиропоток сократился до 280 тыс. человек в год, грузоперевозки - до 160 тыс. т.

24 декабря 2003 года в Керчи президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма подписали Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива и дали поручение правительствам двух стран возобновить пассажирское и грузовое паромное сообщение. Документ был ратифицирован сторонами в апреле 2004 года.

В 2004 году железнодорожно-паромное сообщение из порта "Кавказ" в порт "Крым" было восстановлено, но только для перевозки грузовых поездов. 12 ноября состоялось официальное открытие переправы. В тот же день министры транспорта России и Украины Игорь Левитин и Георгий Кирпа в присутствии президентов двух стран Владимира Путина и Леонида Кучмы подписали соглашение об организации железнодорожно-паромного сообщения. Через пролив начал курсировать российский железнодорожный паром "Анненков". Позднее к нему добавился еще один российский железнодорожный паром - "Петровск" (оба - водоизмещением 4544 т). По данным ОАО РЖД, в 2013 году на железнодорожных паромах через переправу было перевезено 575,8 тыс. т грузов, основная часть из них - нефтяные.

18 марта 2014 года Крым вошел в состав РФ, Керченская переправа стала основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью России. В связи с началом курортного сезона и ростом нагрузки 1 мая паромная переправа была полностью переориентирована под перевозку на паромах пассажиров и пассажирского автотранспорта.

С 1 августа через пролив на железнодорожном пароме стал переправляться пассажирский поезд "Москва - Симферополь - Москва". 12 августа, в связи с загруженностью переправы, схема движения была изменена: поезда в обоих направлениях доставляют пассажиров только до станций Керченской переправы, затем пассажиры переезжают на пароме на другой берег, где садятся в другой состав. Сами поезда через пролив не переправляют.

В пик сезона 2014 года на переправе работали восемь грузопассажирских паромов: "Ионас", "Олимпиада" (водоизмещение 4517 т), "Николай Аксененко" (1235 т), "Керченский-2", "Ейск", "Крым" (2471 т), "Севастополь" (404 т), "Глюкофилоуса III" (992 т), а также железнодорожные паромы "Анненков" и "Петровск".

Всего с 1 мая по 30 сентября 2014 года паромами в обе стороны было совершено около 10 тыс. рейсов, перевезено порядка 2,1 млн пассажиров, из них 370 тыс. - по "единому" билету" (проезд тремя видами транспорта: поезд, автобус, паром), а также порядка 450 тыс. легковых автомобилей и 12 тыс. автобусов.

В настоящее время ежедневно в рейс выходят от 3 до 6 паромов, в зависимости от загруженности переправы. Еще два парома курсируют от порта "Кавказ" до Керченского рыбного морского порта. В приоритетном порядке на паромах перевозят общественный и личный автотранспорт. Грузовики переправляют также по маршруту "Новороссийск - Керченский морской торговый порт".

Единый оператор перевозок на керченской паромной переправе - автономная некоммерческая организация "Транспортная дирекция" (бывшая Транспортная дирекция Олимпийский игр).


У Сергея Никитского прочел пост о новейшей разработке Минтранса и РЖД – «единый билет» для проезда в Крым.
Через керченскую переправу ходит паром перевозящий грузовые ж/д составы.
Задумался, а почему пассажирские ж/д вагоны не перевозят? Железнодорожные паромы «Восточный», «Заполярный», «Северный», «Южный»

Железнодорожный паром «Анненков» выходит из порта «Крым»
С момента открытия и до начала 1990-х годов железнодорожные перевозки на переправе выполняли четыре железнодорожных парома проекта 723, построенные на Заводе № 402 (в настоящее время - ОАО «ПО „Северное машиностроительное предприятие“») в Северодвинске.

Первая пара судов - «Надым» и «Заполярный» - строилась по модификации 723-бис и вошла в состав советского флота 31 июля 1951 года. Паромы были расчитаны на перевозку 32 двуосных или 16 четырёхосных грузовых вагонов.

Вторую пару - «Северный» и «Чулым» - строили по проекту 723-у. Удлинённая платформа вагоноподъёмника в модификации 723-у позволяла принимать пассажирские вагоны. При перевозке пассажирского поезда на пароме могло разместиться до 8 четырёхосных пассажирских вагонов. «Северный» и «Чулым» включили в состав флота 31 июля 1952 года.

Изначально, все четыре парома планировалось использовать на речных железнодорожных переправах через Енисей в Игарке и через Обь в Салехарде, являвшихся частью Трансполярной магистрали. Во второй половине 1951 года «Надым» прибыл в Игарку, а «Заполярный» - в Салехард. «Северный» и «Чулым» отправиться на Трансполярную магистраль не успели - строительство магистрали было внезапно остановлено, а все четыре судна перенаправлены на новую переправу в Керченском проливе, при этом «Надым» переименовали в «Восточный», а «Чулым» - в «Южный».

Поскольку перепад уровней воды в Керченском проливе небольшой, с паромов демонтировали вагоноподъёмники, вместо них использовали установленные на берегу П-образные подъёмники, опускавшие на паром мост с железнодорожными путями. В результате, все четыре парома получили возможность загружаться как грузовыми, так и пассажирскими вагонами.

Для наката составов на паром и формирования поездов на каждой станции работало по два маневровых локомотива. В ранние годы использовались паровозы серии Эл, затем они были заменены на тепловозы ТЭМ, которые, в свою очередь, уступили место ЧМЭ3. К каждому локомотиву цеплялось «прикрытие», составленное из нескольких порожних платформ, таким образом предотвращался заход тяжёлого локомотива на подъёмник и паром - на палубу заезжали платформы «прикрытия», к которым и цеплялись вагоны. Если паром перевозил товарные составы, то накат вагонов производился двумя локомотивами, одновременно на оба борта парома, чтобы избежать крена судна от неравномерного распределения тяжёлого груза. Пассажирские поезда, вагоны которых обладают меньшей массой, накатывались на паром одним локомотивом.

Обычно, на переправе одновременно работали три железнодорожных парома, а четвёртый отправлялся на судоремонтный завод для прохождения технического обслуживания.

За время эксплуатации на Керченской переправе над паромами провели ряд технических доработок, например, расширили площадь верхней палубы, а на «Южном» надстроили дополнительный ярус ходовой рубки.

В зимнее время нагрузка на переправу сокращалась, большая часть пассажирских поездов были летними. Например, в 1979-80 гг. через переправу следовали следующие пассажирские поезда (все, кроме 105/106 и 187/188 - летние)

105/106 Севастополь - Свердловск
187/188 Симферополь - Баку
363/364 Мурманск - Новороссийск
365/366 Ленинград - Новороссийск (367/368 Ленинград - Анапа)
375/376 Симферополь - Иркутск (377/378 Симферополь - Красноярск)
381/382 Киев - Новороссийск
397/398 Симферополь - Новокузнецк
815/816 Феодосия - Баку

Помимо железнодорожных составов, паромы осуществляли перевозку автомобилей - несколько машин могло разместиться на свободном от вагонов месте в носовой части палубы. Иногда паромы выполняли рейсы без вагонов, заполнив всю палубу автомобилями.

Прекращение железнодорожных перевозок в 1990-х годах

Железнодорожные паромы «Восточный», «Заполярный», «Северный» и «Южный» прослужили на переправе почти 40 лет. Первым был списан «Восточный» - в 1987 году. В это же время прекратилось движение пассажирских поездов через Керченскую переправу - старые, изношенные паромы были признаны небезопасными для пассажирских перевозок. Проект строительства новых паромов долгое время откладывался, а после распада Советского Союза и последовавших за этим финансовых и экономических трудностей и вовсе был заброшен. «Южный» и «Заполярный» списали в 1989 и 1991 годах соответственно. Последний оставшийся железнодорожный паром - «Северный» - до 1996 года занимался перевозкой грузовых поездов, затем несколько лет простоял в порту «Крым», после чего его отправили на слом.

Также, прекратились рейсы катера «Радуга-48» и пассажирское сообщение между портом «Кавказ» и керченским морвокзалом.

В 2002 году была предпринята попытка воссоздать железнодорожное сообщение, для этого с Сахалина в Керчь прибыл паром «Сахалин-6». При подготовке к эксплуатации на Керченской переправе паром был переименован в «Юрий Долгорукий». Однако, большая осадка судна (около 4 м, а с грузом - до 9 м) не позволила ему работать в Керченском проливе

Возобновление железнодорожного сообщения в 2004 году

В 2004 году начались работы по реконструкции портовых сооружений и железнодорожных путей. На переправу прибыл железнодорожный паром «Анненков». Судно постройки 1984 года было переоборудовано из сухогруза типа «Славутич» на судоремонтном заводе «Южный Севастополь». В ноябре 2004 года, в преддверии второго тура президентских выборов на Украине, состоялась церемония открытия железнодорожного сообщения через Керченский пролив. Президент России Владимир Путин и президент Украины Леонид Кучма подписали положение о совместной эксплуатации железнодорожно-паромной переправы, после чего железнодорожное сообщение через Керченский пролив было восстановлено, но только для перевозки грузов. Вскоре к работе на переправе подключился второй железнодорожный паром - «Петровск» - он был переведён в Керчь с паромных линий Каспийского моря

Железнодорожное сообщение

Грузовое железнодорожное сообщение осуществляет ООО «Аншип», дочернее предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (Россия). На линии порт «Крым» - порт «Кавказ» работают паромы «Анненков» и «Петровск». Движение пассажирских поездов через переправу не возобновлялось.

28 февраля 2009 года была открыта линия порт «Кавказ» (Россия) - Варна (Болгария), на которой работает новый паром - теплоход «Авангард», вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром - «Славянин» (вместимость - 50 условных вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты, масло техническое, стекло и химические продукты. Всё это поступает в порт по железной дороге. Из Болгарии приходят сборные грузы и товары народного потребления, например конфеты и сладости

Железнодорожный паром «Анненков» проекта 002CNF0 первоначально был построен как судно «Славутич-3» проекта Д-080, которое являлось сухогрузным судном-площадкой класса «река-море», с двойными бортами и двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Предназначалось для перевозки насыпных и навалочных грузов.

Судно «Славутич-3» было построено 21 апреля 1984 года (строительный номер 3) на Киевском судостроительно-судоремонтном заводе в городе Киев, Украина.

Имело следующие основные характеристики: Водоизмещение 4533 тонны, дедвейт 3221 тонна. Длина 108,2 метра, ширина 16,2 метра, высота борта 4,0 метра, осадка 3,2 метра. Скорость 9 узлов.

Класс регистра: KM* Ice1 R3-RSN.

Судно «Славутич-3» до 2003 года работало под управлением АСК «Укрречфлот», Херсон.

В 2003 году на судне «Славутич-3» была начата модернизация по проекту 002CNF01 под железнодорожный паром на 25 вагонов для работы на линии порт «Кавказ» - порт «Крым» с размерами для черноморских аппарелей. Переоборудование проходило на СРЗ «Южный Севастополь», город Севастополь, Украина.

Проект 002CNF01 был разработан Морским Инженерным Бюро и предназначался для перевозки железнодорожных вагонов и накатной техники, а также опасных грузов и негабаритных грузов.

Погрузка-выгрузка осуществляется, как на практически всех паромах, спроектированных Морским Инженерным Бюро, в одной плоскости, что существенно удешевляет постройку судна и береговых терминалов и обеспечивает погрузку - выгрузку 25 вагонов в течение одного часа.

В феврале 2004 года железнодорожный паром получил имя «Анненков» и перешел под управление ООО «Аншип», город Москва, Россия. В середине мая 2004 года прибыл в порт «Кавказ».

В ноябре 2004 года, в преддверии второго тура президентских выборов на Украине, состоялась церемония открытия железнодорожного сообщения через Керченский пролив. Президент России Владимир Путин и президент Украины Леонид Кучма подписали положение о совместной эксплуатации железнодорожно-паромной переправы, после чего железнодорожное сообщение через Керченский пролив было восстановлено, но только для перевозки грузов. Железнодорожный паром «Анненков» первым приступил к работе. В 2008 году ему на помощь был поставлен второй паром , который до этого работал в Каспийском море.

Железнодорожный паром «Анненков» («Annenkov») IMO: 8841450, флаг Россия, порт приписки Темрюк, был построен как сухогрузное судно в 1984 году, переоборудован в железнодорожный паром в 2003 году. Судостроитель: Киевский судостроительно-судоремонтный завод, город Киев, Украина. Переоборудован: СРЗ «Южный Севастополь», город Севастополь, Украина. Владелец и оператор: ООО «Аншип», город Москва, Россия. С ноября 2004 года работает на Керченской переправе.

Основные характеристики: Тоннаж 3083 тонны, дедвейт 3170 тонн. Длина наибольшая 110,5 метра, ширина габаритная 16,4 метра, высота борта до главной палубы, 4,0 метра, до верхней палубы 6,25 метра, осадка 3,4 метра. Скорость 9 узлов. Экипаж 13 человек. Может взять на борт 6 пассажиров. Вагоновместимость 25 вагонов. Линейные метры под груз 325 метров. Автономность 15 суток.

Класс Российского Морского Регистра Судоходства: КМ Л4 IIСП (накатное).

29 декабря 2016 года в 08:20 в порту «Кавказ» при выполнении швартовых операций с автопаромом . Паром «Елена» получил незначительные повреждения.

20 мая 2018 года в 13:55 при подходе к причалу морского порта Кавказ левым бортом на причал, в результате которого съемное отбойное устройство упало в воду. Пострадавших нет, судно не повреждено, загрязнения окружающей среды не допущено. По сообщению от 08 июля на пароме был прогиб палубы в районе 164 шпангоута и складки на корпусе. Обнаружено поступление воды в машинное отделение. Пострадавших, загрязнения окружающей среды нет. Во время водолазного осмотра обнаружено 10 рваных дыр в корпусе в районе 164 шпангоута от борта до борта.