Пассивная активная интерактивная модели обучения презентация. Презентация «Интерактивные формы обучения. В педагогике различают несколько моделей обучения

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В помощь учителю

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.  Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель ­ ученик.  Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель ­ ученик ­ ученик.

ПРИЗНАКИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Активные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик». То есть учитель привлекает детей к процессу обучения.  активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;  длительное время активности - учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;  самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;  мотивированность к обучению.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.  Кейс­технологии - используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного­единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.  Проблемная лекция - в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.  Дидактические игры - в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры­путешествия, спектакли, викторины, КВН - это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.  Баскет­метод - основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача - собрать и донести информацию о каждом экспонате.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ЗАДАЧИ  Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей. Задачи:  Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.  Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.  Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  Мозговой штурм - поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.  Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы - поиск ключевых слов и проблем по определенной мини­теме.  Интерактивный урок с применением аудио­ и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.  Круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.  Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) - достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.  Аквариум - одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити­шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2­3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.  Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.  BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб­мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

РАМКАХ ФГОС ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ, И ЭФФЕКТИВНЫХ  Кейс­метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫХ КАК реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.  Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.  Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).  Эвристический метод - объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.  Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.  Метод модульного обучения - содержание обучения распределяется в дидактические блоки­модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС  Тип "урок усвоения новых знаний".  Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок­ закрепление)".  Тип "урок актуализации знания и умений (урок­ повторение).  Тип "урок обобщения и систематизации".  Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".  Тип "урок коррекции ЗУН".  Тип "комбинированный урок" - может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ УРОКОВ  Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.  Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок­ откровение, урок­дублер, урок мудрости, творческий отчет.  Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.  Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок­ следствие, ученый совет, урок­суд.  Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.  Уроки­фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.  Интегрированные уроки.

ВЫБОР МЕТОДА ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ УСЛОВИЙ:  цели обучения;  уровня подготовленности учащихся;  возраста учащихся;  времени, отведенного на изучение материала;  оснащенности школы;  теоретической и практической подготовленности учителя.  Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.


Подписи к слайдам:

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивные методы и технологии обучения
Педагогическая технология
- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)
Образовательная технология
Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (А.В.Хуторской)двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся;совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой;проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса;наличие комфортных условий;управление на всех этапах, уровнях, группах.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие.(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Виды методов обучения
Пассивные
Активные
Интерактивные
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
К методам интерактивного обучения
относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) Мини-лекция Контрольный лист или тест Ролевая игра Игровые упражнения Разработка проекта Решение ситуационных задач Приглашение визитера Дискуссия группы экспертов Интервью Инсценировка Проигрывание ситуаций Выступление в роли обучающего Обсуждение сюжетных рисунков Опрос–Квиз (контроль) и др.
Интерактивные методы обучения
Групповые
ИндивидуальныеВыполнение практических задачТренировка
ДискуссионныеГрупповая дискуссияАнализ ситуаций морального выбораРазбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)«Мозговой штурм»ПрезентацияОбсуждениеДебаты
ИгровыеДеловая играОрганизационно-деятельностная играОперационная играСюжетно-ролевая играДидактическая игра и др.
Тренинг-методыСоциально-психологический тренингТренинг делового общенияПсихотехнические игры
Обучающиетехнологии
Достоинства
Ограничения
1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д.
Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме.
Отсутствие обратных связей
2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах
активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося
Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающиетехнологии
Достоинства
Ограничения
2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.)
Позволяет получить навыки адаптации к новой среде
Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту
2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации
Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.
Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающиетехнологии
Достоинства
Ограничения
2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)
Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени
Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию
2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод)
Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения
При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающиетехнологии
Достоинства
Ограничения
2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры)
Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления
Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.
2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков
Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками
Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы
соответствие логике учебного процесса
МЕТОДЫ
соответствие целям и задачам обучения и развития школьников
соответствие дидактическим целям урока
соответствие содержанию темы урока
соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
соответствие временным рамкам обучения
соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
соответствие способу руководства учебной деятельностью
Критерии отбора методов обучения
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету;развивать самостоятельность учащихся;обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;комфортно чувствовать себя на занятиях;проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Алгоритм проведения интерактивного занятия.
1.Подготовка занятия;2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия).
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока
Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)
Хук (притча, игра, «крючок»)
«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
Синквейн («восточный стих»)
Обсуждение домашней творческой работы
Кластеры
Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)
«Инсерт»
Продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)
Опорный конспект
Кластеры
Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)
Различные формы дискуссий
Игровые методы
Форма группового взаимодействия - «большой круг».
«Аквариум»
Рефлексия – получение обратной связи
Эссе
Мини-сочинение
Глоссарий (составление словаря)
Хокку (хайку) – японские 3-х стишия
Юмористический рассказ
Сказка
Незаконченное предложение
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в группе;самооценка участника групповой работы;свобода мышления;овладение культурными формами работы;коммуникация в учебном диалоге;...
КЕЙС-МЕТОД
Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:
Обязательная исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группеИнтеграция индивидуального, группового и коллективного обученияСпецифическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологииСтимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА
По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения;Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поик путей решения проблемы.
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ
Основание классификации
Виды кейсов
Наличие сюжета
Сюжетный кейсБессюжетный кейс
Временная последовательность материала
Кейс в режиме от прошлого к настоящемуКейс – воспоминание с прокруткой времени назадПрогностический кейс
Способ представления материала
РассказЭссеАналитическая запискаЖурналистское расследованиеОтчетОчерк
Объем
Краткий (мини)СреднийОбъемный
ВИДЫ КЕЙСОВ
Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»
Учебные
Образовательные
1. Усвоение новой информации
1. Создание авторского продукта
2. Освоение метода сбора данных
2. Образование и достижение личных целей
3. Освоение метода анализа
3. Повышение уровня коммуникативных навыков
4. Умение работать с текстом
4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
5. Соотнесение теоретических и практических знаний
Синквейн
это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.1 строка – Существительное (название темы)2 строка – Два прилагательных (определение темы)3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речиНапример: по теме «Конституция РФ»:Конституция РФПятая, демократическая,Устанавливает, гарантирует, обязывает.Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства.
ИНСЕРТ (INSERT)
– метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»
« v »
« + »
« - »
« ? »
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
«Аквариум»
– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода:Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.Стимулирует участников к практической работе.
«Шесть шляп мышления»(методика Эдварда де Боно):
- технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций. В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».
Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое интерактив.Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.Бессистемное применение интерактивных методов.Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Продуктивной вам работы!!!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, как реализация компетентностного подхода автор – составитель: Ткаченко С.В.

2 слайд

Описание слайда:

В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть активного и интерактивного обучения.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Сегодня часто используют выражение - активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие - интерактивными. Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути - это способ взаимодействия педагога и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков. Разница в том, что прием - это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным навыком. А метод - процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов. Таким образом, прием обучения - лишь составная часть того или иного метода.

5 слайд

Описание слайда:

Классификация методов обучения Методы классифицируют по разным признакам: по характеру учебной деятельности:, проблемные, исследовательские, поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.; по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные; по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические; по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования компетенций, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания

6 слайд

Описание слайда:

Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с традиционными формами с целью формирования и развития ключевых компетенций обучающихся. Почему ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям очевидно: компетенции связаны с осуществлением какого-либо действия, формируются и проявляются они только в деятельности, поэтому компетентностный подход, на котором основан ФГОС, подразумевает переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности.

7 слайд

Описание слайда:

Что такое активные методы обучения? Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие педагога и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели занятия. Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

8 слайд

Описание слайда:

Признаки активных методов обучения активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным; длительное время активности - учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса; самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач; мотивированность к обучению. Классификация активных методов обучения Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы: Дискуссионные. Игровые. Тренинговые. Рейтинговые.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы активного обучения В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач. Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения: Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме. Кейс-технологии - используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. Проблемная лекция - в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.

11 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы активного обучения Дидактические игры - в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Баскет-метод - основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача - собрать и донести информацию о каждом экспонате. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Круглый стол - это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

12 слайд

Описание слайда:

Интерактивные методы обучения Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только педагог привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Педагог лишь выполняет роль помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей.

13 слайд

Описание слайда:

Задачи интерактивных методов обучения: Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

14 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы интерактивного обучения Мозговой штурм - поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы - поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами. Круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) - достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

15 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика интерактивного обучения Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: «Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Виды активности присущие интерактивному обучению Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д. Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д. Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение преподавателя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

5 слайд

Описание слайда:

Цели интерактивного обучения реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности; формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся; усиление мотивации к изучению предмета; создание комфортной, благоприятной атмосферы на уроке; исключение монологического преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи интерактивного обучения Интерактивное обучение решает одновременно три задачи: познавательную, которая связана с учебной ситуацией и овладением учебной информацией; коммуникативно-развивающую, которая связана с выработкой основных навыков общения внутри и за пределами конкретной группы; социально-ориентационную, которая связана с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

7 слайд

Описание слайда:

Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.

8 слайд

Описание слайда:

Виды интерактивных заданий задания для работы в малых группах; обучающие игры; социальные проекты; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем; разрешение учебных проблем; творческие задания.

9 слайд

Описание слайда:

Формулировка заданий: Сформулируй понятие. Докажи. Объясни. Аналитические и проблемные вопросы: “Почему? Из чего следует? От чего зависит?” “Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”. *

10 слайд

Описание слайда:

Творческое задание - основа любого интерактивного метода Под творческими заданиями будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

11 слайд

Описание слайда:

Творческие задания Составление математических задач. Составление математических кроссвордов. Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Математические сочинения. Доклады и рефераты. Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. *

12 слайд

Описание слайда:

например Аналитическое чтение Прочитать учебный текст и выбрать наиболее важные с точки зрения математического содержания предложения и абзацы. Выбранные фрагменты в краткой форме зафиксировать Обсудить результат в группе (или с соседом по парте). Составление задач При повторении темы «Проценты» может быть предложено задание: составить и решить задачу, близкую к реальной жизненной ситуации в своей семье, оформить на листах стандартного размера для последующего переплета всех задач в задачник.

13 слайд

Описание слайда:

Активные формы занятия * Неимитационные Имитационные игровые неигровые Проблемные лекции Проблемные семинары Мозговой штурм Круглый стол Деловая игра Учебная игра Мини – игры Ролевые игры Ситуационные игры Анализ конкретной ситуации Тренинги Действие по инструкции Работа с документами

14 слайд

Описание слайда:

Формы интерактивного обучения Главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности Групповая форма обучения - самостоятельное выполнение задания и его проверка в группе, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос. . Преимущества групповой формы организации учебной деятельности: работают все ученики и при затруднениях получают своевременную помощь от старшего или педагога.

15 слайд

Описание слайда:

Формы интерактивного обучения Коллективный способ обучения - эта такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого. Преимущества КСО: каждый выступает в роли ученика и в роли учителя, идет постоянный контроль за выполнением задания, исключается возможность ошибки, ученики получают индивидуальную помощь от своих товарищей, идет взаимообучение

16 слайд

Описание слайда:

Структура интерактивного урока 1. Мотивация – сфокусировать внимание обучающихся (или участников мероприятия) на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. 2. Объявление прогнозируемых результатов (учебных задач) – обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель. 3. Предоставление необходимой информации – дать обучающимся достаточно информации, для того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи. 4. Интерактивное задание – центральная часть занятия – практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия (решение учебных задач). 5. Подведение итогов – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии.

17 слайд

Описание слайда:

Модели интерактивного обучения Новационные модели - направленные на совершенствование имеющейся социокультуры (культуры преподавания и культуры учения). Сюда можно отнести: технологию активного обучения; технологию проблемного обучения; технологию эвристического обучения; Инновационные модели - направлены на целенаправленное коренное изменение социокультуры (культуры преподавания и культуры учения). Сюда можно отнести: технологию проектного обучения; технологию игрового обучения; информационно-компьютерные технологии обучения

18 слайд

Описание слайда:

вывод Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности. Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся Способствуют повышению качества обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения. Мастер-класс учителей филологического цикла Василевской А.В. и Поляковой Т.Г.

2 слайд

Описание слайда:

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)

5 слайд

Описание слайда:

Образовательная технология Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (А.В.Хуторской) двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой; проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса; наличие комфортных условий; управление на всех этапах, уровнях, группах.

6 слайд

Описание слайда:

В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

7 слайд

Описание слайда:

Виды методов обучения Пассивные Активные Интерактивные Педагог Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Ученик

8 слайд

Описание слайда:

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) Мини-лекция Контрольный лист или тест Ролевая игра Игровые упражнения Разработка проекта Решение ситуационных задач Приглашение визитера Дискуссия группы экспертов Интервью Инсценировка Проигрывание ситуаций Выступление в роли обучающего Обсуждение сюжетных рисунков Опрос–Квиз (контроль) и др.

9 слайд

Описание слайда:

Интерактивные методы обучения Групповые Индивидуальные Выполнение практических задач Тренировка Дискуссионные Групповая дискуссия Анализ ситуаций морального выбора Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») «Мозговой штурм» Презентация Обсуждение Дебаты Игровые Деловая игра Организационно-деятельностная игра Операционная игра Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра и др. Тренинг-методы Социально-психологический тренинг Тренинг делового общения Психотехнические игры

10 слайд

Описание слайда:

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д. Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей 2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности

11 слайд

Описание слайда:

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.) Позволяет получить навыки адаптации к новой среде Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту 2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации. Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)

12 слайд

Описание слайда:

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки) Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию 2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод) Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

13 слайд

Описание слайда:

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры) Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др. 2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы

14 слайд

Описание слайда:

соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития школьников соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя соответствие способу руководства учебной деятельностью Критерии отбора методов обучения Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

15 слайд

Описание слайда:

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

16 слайд

Описание слайда:

Алгоритм проведения интерактивного занятия. 1.Подготовка занятия; 2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия).

17 слайд

Описание слайда:

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний) Хук (притча, игра, «крючок») «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Синквейн («восточный стих») Обсуждение домашней творческой работы Кластеры

18 слайд

Описание слайда:

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Инсерт» Продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) Опорный конспект Кластеры Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) Различные формы дискуссий Игровые методы Форма группового взаимодействия - «большой круг». «Аквариум»

19 слайд

Описание слайда:

Рефлексия – получение обратной связи Эссе Мини-сочинение Глоссарий (составление словаря) Хокку (хайку) – японские 3-х стишия Юмористический рассказ Сказка Незаконченное предложение

20 слайд

Описание слайда:

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге; ...

21 слайд

Описание слайда:

КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

22 слайд

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА: Обязательная исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

23 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.

24 слайд

Описание слайда:

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации; Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения; Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поик путей решения проблемы.

25 слайд

Описание слайда:

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ Основание классификации Виды кейсов Наличие сюжета Сюжетный кейс Бессюжетный кейс Временная последовательность материала Кейс в режиме от прошлого к настоящему Кейс – воспоминание с прокруткой времени назад Прогностический кейс Способ представления материала Рассказ Эссе Аналитическая записка Журналистское расследование Отчет Очерк Объем Краткий (мини) Средний Объемный

26 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ КЕЙСОВ Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

27 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ» Учебные Образовательные 1. Усвоение новой информации 1. Создание авторского продукта 2. Освоение метода сбора данных 2. Образование и достижение личных целей 3. Освоение метода анализа 3. Повышение уровня коммуникативных навыков 4. Умение работать с текстом 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 5. Соотнесение теоретических и практических знаний

28 слайд