Режиссура театрализованных представлений и праздников. Режиссер театрализованных представлений и праздников. Описание профессии Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Контрольная работа по предмету: Сценарное мастерство

на тему: Режиссура театрализованных представлений и праздников

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении многих тысячелетий человечество создавало определенные формы художественного осмысления мира. Мировосприятие через систему зрелищных символических образов переходило из поколения в поколение. Некоторые из зрелищных форм под влиянием социальных изменений мобильно трансформировалось, аккумулируя в себе код этносов, в основном их культурную программу. Потребность людей быть причастными к художественному процессу освоения мира продолжается и сегодня. Это является условием существования человечества. Среди всех видов и жанров искусства, которые, как известно, являются формой осмысления жизненного пространства человека, основное место занимают зрелища. Долгая история существования зрелищ доказывает их жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования. Тем более, что концепция развития культуры и духовности народа тоже содержит в себе зрелище как важнейший элемент.

Театрализованные представления и праздники воспитывают каждую личность и весь коллектив, учит умению выражать чувства солидарности людей. Можно сказать, что праздники раскрывают «человеческие сущностные силы». Праздники поднимают настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя человеческие эмоции, раскрывает истинные, идеальные устремления людей. В театрализованном представление, празднике каждый человек - исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.

Важной вехой в истории изучения праздников стали книги Д.М. Генкина «Массовые праздники», Б.Н. Петрова «Режиссура массовых спортивно-художественных представлений», И.Г. Шароева «Режиссура эстрады и массовых представлений» и многие другие.

Интерес к праздникам со стороны разных специалистов подчеркивает их значимость и в то же время помогает выявить свой собственный аспект исследования. Он заключается в необходимости активного внедрения зрелища в жизненное пространство человека. Восприятие праздника, участие человека в нем тесно связаны с реализацией художественно-творческой стороны этого массового театра, особенно с режиссурой. Неадекватная точка зрения на некоторые важные моменты режиссерской работы, ее практическая и теоретическая неосмысленость выдвигают проблему профессионализации режиссуры театрализованного представления и праздника и других видов и жанров массового театра.

1. Специфические особенности драматургии театрализованных представлений и праздников

Специфика, драматургии театрализованного представления и праздника в документальности. Драматургия, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового зрелища не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно, сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, дневниках, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому зрелищу, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах.

Использовать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых зрелищ - это значит, прежде всего изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник. Разумеется, степень документальности в различных массовых зрелищах может быть разной: от театрализованного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующегося с реальным событием.

По своей художественной природе массовый театрализованный праздник суть высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовой формой. Система образов в документальной драматургии массового театрализованного зрелища не ограничивается лишь таким символическим, ассоциативным стержневым образом. Применительно к ней необходимо говорить также и о герое массового зрелища. Анализ массовых зрелищ еще раз подтверждает, что особенно удаются они там, где в центре театрализации яркие образы ветеранов, героев войны. Создание ярких образов реальных героев на общем фоне конкретных исторических событий очень важно. Благодаря этому становится возможным глубже почувствовать историческую ретроспективу, лучше понять борьбу страстей вокруг тех или иных свершений. Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария, особенно в каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее празднично-обрядового действия. Причем эту образность подсказывают именно реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно характерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро.

Сущность театрализации выдвигает важнейшее методическое требование: в сценарной разработке любой, даже самый всеобщий, праздник, знаменательное событие, торжественная дата должны быть конкретизированы до уровня той общности людей, в которой отмечаются. А это значит, что в первую очередь необходимо точно подобрать героев театрализации. Их судьбы, их жизнь, трудовая деятельность должны перекликаться с празднуемым событием, быть созвучны ему. Именно в показе таких людей, в воздействии образа современника, его яркого положительного примера - воспитательная суть театрализации, которую необходимо максимально использовать. Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущих произведений литературы и искусства. Если мы хотим поднять художественный уровень театрализации, то поиски героя должны быть законом ее сценарно-режиссерской разработки.

Драматургия театрализованных представлений и праздников отделилась от драматургии театра. Она возникла впоследствии применения в искусстве приемов театрализации, что позволили донести в художественной форме конкретную идею массовому зрителю. Относительно массовых зрелищ термин театрализация означает органическое соединение материала не театрального, а жизненного, непосредственно связанного с ежедневной практикой и бытом, и материала художественного, образного. В литературе посвященной массовым празднествам и театрализованным представлениям нет единой терминологии, и это осложняет понимание ряда проблем, связанных с драматургией и режиссурой театрализованных зрелищ и празднеств. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением. Имеют в виду обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции - важнейший принцип, важнейшее качество именно художественного творчества. Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям вида предвыборной агитации, тематических концертов, массовых зрелищ, праздников слово театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику. Такое соединение публицистичного, документального и художественного необходимо для достижения эстетического эффекта и влияния на публику. Иначе говоря, «начало художественно-образное сливается здесь воедино с началом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется».

Документальная образность драматургии и режиссуры театрализованного представления и праздника рождает свою символику. Символическими образами становятся те или иные реальные исторические здания и памятники, реальные места исторических событий, как бы оживающие в памяти народной. Как правило, они несут определенную ассоциативно-документальную нагрузку. Все чаще и чаще в праздничных представлениях с помощью звука и света «оживают» здания, улицы, площади, которые «рассказывают» собравшимся свою историю, становясь центральным образом сценария. Думается, что и сценарную драматургию подобных представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений .

Театрализованные зрелища - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней. . Театрализация реального зрелищного действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, как подчас понимают театрализацию, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие. Появившаяся на рубеже 1970-х годов двадцатого века страсть к «тотальной» театрализации была рождена довольно поверхностным пониманием социальных потребностей человека, его отношения к художественно-эстетическим критериям организации общественного досуга. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще звучала музыка, к месту и не к месту, с пафосом читались стихи, вставным дивертисментом вклинивались выступления артистов и художественной самодеятельности, - самый примитивный путь организации массовых праздников, лишающий их социально-педагогической глубины. . В дальнейшем театрализация заняла ведущее место в зрелищной культуре. Организуя эмоционально-художественную деятельность трудящихся, она способствовала созданию атмосферы оптимизма, быстрейшему усвоению личностью ценностей общества.

Еще одна отличительная особенность драматургии массовых праздников состоит в том, что они построены на действиях массы людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время зрелища. Стремление предоставить возможность действовать как можно большей группе людей превращает массовое зрелище в комплекс разнообразных культурных и художественных акций. Специфичность драматургии и режиссуры массового зрелища, обусловленная их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, самой массы участников. Очень эффективной является такая разработка театрализованного действия, при которой масса людей или отдельные наиболее характерные для данной праздничной ситуации группы становятся главным, коллективным героем праздника.

Другая результативная возможность заключается во внесении в массовое зрелище элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры, как мы уже отмечали выше, можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях.

Важной специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств .

Массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение. Что касается синтеза документа и искусства, а также разнообразных выразительных средств, то на основе творческого монтажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, единой сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра. Цель состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, использующее документальные выступления, церемонии, стихи, песни, фрагменты из спектаклей и кинофильмов. Искусство составления такого рода композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления и одновременно синтетический метод организации массового театрализованного действия.

Каждое массовое театрализованное действие отличается своей индивидуальностью, неповторимым решением, так как происходит только один раз. Поэтому тут большое внимание уделяется сценарию. Работу над созданием драматургии зрелища в большинстве случаев выполняет сам режиссер-постановщик. Сценарист и режиссер массового зрелища - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников организации не спектакля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. По своей художественной природе театрализованное празднично-обрядовое действо воплощает высокую идею в яркой образной форме. При этом образное решение, являющееся сутью театрализации и выступающее в качестве сценарно-режиссерского хода, превращает зрелище в специфический способ обработки социальной информации. Сценарий - это подобранная литературно режиссерская разработка театрализованного праздничного действия. Сценарий - это не просто организационный план зрелища, в нем сосредоточенно и выражено образное видение темы, идеи, сверхзадачи воплощения. Сценарий - это доскональный литературный вклад содержания будущего театрализованного зрелища .

Независимо от жанра массового зрелища, а также от сложности и масштаба его проведения, различают несколько видов сценариев:

Компилятивный сценарий - соединение фрагментов разных известных драматургических сюжетов.

Независимо от жанра массового зрелища, сценарий включает в себя:

Описание места действия (сценической площадки, если их много, то каждую в отдельности);

Изложение содержания сценического действия;

Последовательное изложение всех действий, которые происходили на сцене или стадионе до основного действия и какие будут происходить после него;

Текст для ведущих, связки между номерами и эпизодами и монологи;

Тексты для каждого исполнителя;

Изложение содержания всех эпизодов;

Описание световых, шумовых, кино - и звукоэффектов;

Описание и графическое изображение мизансцен, особенно массовых, переходов и связок между ними;

Разработка художественного оформления;

Изложение предполагаемых приемов для привлечения зрителя.

Написание сценария массового зрелища предполагает определение:

Жанровых особенностей массового зрелища;

Главной идеи мероприятия;

Основных драматургических «ходов»;

Органичного соединения художественных и документальных материалов;

Соединение слова, музыки, песни, танца, изобразительного искусства, света, киноматериала, пластики;

Общего темпоритма зрелища;

Соединение эпизодов в единую драматургическую структуру.

Театрализованный праздник не имеет прямой логической последовательности действия. Он предусматривает отступления, паузы, задержки, повторы, переход от словесных номеров к пластическим, от пластических к музыкальным, от музыкальных - к словесным. Поэтому сюжет должен иметь свободную драматургическую структуру, где паузы часто приобретают большое значение, нежели его последовательное развитие. Каждая такая пауза необходима для того, чтобы дать возможность зрителю понять содержание и логику сюжетной ситуации, чтобы акцентировать на ней внимание. Таким образом, в драматургии театрализованного массового зрелища, созданного методом монтажа, природа конфликта другая, нежели в драматургии театральной. Тут очень своеобразное развитие действия, в котором конфликтность возникает не в результате действия и контрдействия, а в противопоставлении разных номеров и эпизодов. А такие компоненты как танец, музыка, слово, кино, живопись в драматургии массовых зрелищ создают психологическое обоснование, ауру поведения героя. Театрализованные зрелища эмоционально воздействуют как на участника, так и на зрителя.

2. Проблемы режиссуры: организация и постановка театрализованных представлений и праздников

Режиссура театрализованного представления и праздника очень специфична. Во-первых, их рабочие условия организации и проведения. Так, например стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия проведения массового зрелища в городском парке отличны от тех возможностей стационарной сценической площадки. Второе отличие - это художественная организация пространства, так как рабочая площадка является важным компонентом в общей драматургической структуре массового зрелища. Одно дело - организация пространства театрализованного концерта к концертном зале, другое - организация пространства празднования на площадях, улицах, парках, стадионах. Если пространство в театре или в концертном зале двухмерное, и видимая точка в театре одна, задана рампой, расположением сцены и зрительным залом, то стадионное пространство трехмерное, и рассматривается по кругу. На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а, следовательно, и художественное оформление, его конструкция создается с учетом этих особенностей.

Массовые представления - всегда зрелища на больших пространствах: гигантские сценические площадки, огромные зрительные «залы». Отсюда, как следствие, массовость зрителей и исполнителей. Отсюда же и специфика выразительных средств. В массовом зрелище зритель почти не видит лица актера, не видит его глаз, где не прочитываются ни нюансы мимики, ни подробности пластического рисунка роли. Кроме значительных размеров игровой площадки и удаленности зрителей от исполнителей, здесь существует еще и множество отвлекающих факторов, которые связаны с реальностью окружающей зрителя среды. Не будем забывать, что массовые представления создаются под открытым небом. На больших пространствах под открытым небом: на стадионах, улицах и площадях, на воде и в воздухе - уже невозможно сконцентрировать зрительское внимание традиционными средствами. Отсюда и иные приемы, иные способы организации зрительского восприятия, иные выразительные средства. В массовых представлениях зритель обычно не слышит «живого» голоса актера: звучит фонограмма. Да и в ней, зачастую, текст попросту отсутствует. И это закономерно. Словесные выразительные средства и должны быть сведены к минимуму. Ведь массовое представление - это в первую очередь зрелище. Зрелище в том смысле, что именно зрительный ряд, именно визуальные средства здесь главенствуют. Причем речь идет не просто о зрелище, а о зрелище непременно масштабном. На площади одинокая фигура актера может быть объектом внимания лишь считанные мгновения. Протяженная же во времени мизансцена непременно требует взаимодействия солиста и массы, взаимодействия, пластически выстроенного на контрастных движениях толпы и героя.

Массовые представления - всегда театр массы. На площадях царят масштабные динамические композиции из сотен, а то и тысяч исполнителей, больших кукол и масок, полотнищ материи, стягов и различных планшетов, транспортных и других технических средств, пиротехнических эффектов. Таков язык этого искусства, обусловленный характером гигантских сценических площадок театра массовых представлений. В искусстве массовых представлений создаются преимущественно не индивидуальные образы персонажей, а образ коллективного героя - массы или символические образы-аллегории. И это одно из существенных эстетических свойств театра массовых представлений. Синхронные действия массы, состоящей из сотен, а иногда и тысяч исполнителей уже сами по себе - мощный фактор эмоционального воздействия. А будучи художественно организованными «изобразительной режиссурой» массового представления, они становятся особым эстетическим феноменом, составляющим образную сущность массового театра.

Постановка массового зрелища требует подробной, всесторонней подготовки, совместных усилий всех членов постановочной группы. Зрелище называют массовым, так в нем принимает участие большое количество участников.

Особой сложностью образного решения отличаются театрализованные праздники, охватывающие весь город. Сами улицы становятся смысловыми декорациями, иногда их даже временно переименовывают. Образная драматургия праздников общегородского размаха решается с помощью колонн людей и декорированной техники. Каждая колонна - это как бы «персонаж» грандиозного общегородского театра, имеющий свою тему, свой характер. Перед стоящими на тротуаре зрителями колонны развертываются, как панорамные ленты. По таким принципам строятся карнавальные шествия общегородского значения.

Драматургия массового праздника - это в первую очередь столкновение и развитие крупномасштабных зрительных образов. Поэтому неудивительно, что художники массовых представлений выступают в ряде случаев и в роли авторов (или соавторов) сценария. Драматургические задачи часто решаются сценографом не только на уровне «как» (как воплотить в зрительный образ мысль автора, концепцию режиссера), но и на уровне «что» (что именно составляет сущность конфликта, что явится импульсом в развитии действия). Пространственный и пластический ход рождается обычно не на основе сценария, а еще в процессе создания драматургии представления и (в лучших произведениях) неразрывно связан со сценарным ходом, с сутью основного конфликта представления. Традиционная функция сценографии - создание игрового пространства - несомненно сохраняется и в театре массовых представлений. Причем задачи организации художественного пространства приобретают здесь особый смысл. Ибо художник массового представления превращает в несценическое пространство стадиона, площади, лесной поляны в игровое пространство массового театра. Образное решение внехудожественных пространств - весьма деликатная проблема, требующая особого чувства площадки. Сколько провалов знает история и современная практика массовых представлений лишь по одной единственной причине: несоответствие выразительных средств той реальной природной или архитектурной среде, в которой создается зрелище.

Заключение

Театрализация является неотъемлемым компонентом драматургии театрализованного представления и праздника, позволяющая донести в художественно форме определенную идею до массового зрителя.

Праздник - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней.

Каждый новый сценарий театрализованного представления и праздника - это поиск нового решения темы, новых выразительных средств, новых методов эмоционального воздействия. Сценарий массового театрализованного праздника является комплексным, в нем синтезирована работа драматурга, режиссера, художника, балетмейстера, композитора.

Монтаж является основным творческим приемом формирования и построения драматургического каркаса театрализованных массовых зрелищ.

Важнейшими монтажными принципами в режиссуре и драматургии театрализованного представления и праздника выступают идейность, строгая логичность и последовательность построения сюжета, ассоциативность сопоставления реальных фактов и художественных эпизодов, внутренняя ритмическая контрастность.

Важной специфической чертой драматургии и режиссуры праздника и театрализованного представления является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез.

драматургия театрализованный праздник режиссерский

Список литературы

1. Гавдис, С. И. Основы сценарного мастерства: учеб. пособие / С. И. Гавдис. - Орел, 2005.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - Учебное пособие для институтов культуры. - М.: Просвещение, 1975.

3. Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Н.В. Петров. - Л., 1987.

4. Силин А.Д. Площади - наши палитры / А.Д. Силин. - М., 1982.

5. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. - М., 1987.

6. Силин А.Д. Театр на улицах мира / А.Д. Силин // Декоративное искусство. - 1990.

7. Туманов И.М Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. -Л., 1974.

8. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. - Мн.: Тетра Системс, 2004.

9. Чечетин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: / А.И. Чечетин. - М.: МГИК, 1976.

10. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Сов. Россия, 1988.

11.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1981.

12. Шароев И.Г. Драматургия массового действа / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1979.

13. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1992.

14. Шароев И.Г. Театр народных масс / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1978.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ причин появления перфоманса и хэппенинга как направлений процессуального искусства в истории отечественной и зарубежной культуры. Оценка степени влияния перфомансов и хэппенингов на развитие режиссуры театрализованных представлений и праздников.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2014

    Специфика и жанры театрализации. Понятие и особенности театрализованного представления. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений. Использования зрелищного пространства и мизансценирования в режиссерском решении театрализации.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2015

    Выявление специфических особенностей драматургии досуговой деятельности путем сравнения работы учреждений культуры и театра. Принципы создания оригинального художественно-просветительного произведения. Правила составления сценария, его структура.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    История развития театрализованных представлений. Особенности организации литературно-музыкальной композиции, тематического вечера и массового праздника. Этапы сценарно-постановочного проектирования массового представления "Прощание с Масленицей".

    дипломная работа , добавлен 09.12.2010

    Общее понятие и исторические корни праздника как феномена духовной культуры. Раскрытие специфики театрализованного массового праздника, его сущность и функции. Инновационные технологии организации театрализованных массовых праздников в Тюменской области.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    В основе драматургического произведения всегда лежит совершенно реальная человеческая ситуация. Роль внутреннего действия в конфликтных состояниях. Применение внутреннего действия в театрализованных представлениях. Система конфликтов в драматургии.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2008

    Принцип студийного воспитания Е.Б. Вахтангова, тенденции народности и зрелищности, характерные для массового театра. Применение теории В.Э. Мейерхольда к массовым праздникам. Виды и жанры театрализованных представлений и театрализованных празднеств.

    реферат , добавлен 15.05.2013

    Определение места художественной композиции в создании целостности драматургического произведения. Описание монтажа как творческого метода сценариста и режиссера. Конструктивный и параллельный монтаж при проведении массовых праздников и представлений.

    реферат , добавлен 23.03.2017

    Введение в драму. Основы драматургии ТП. Драматургия ТП. Выразительные средства режиссуры, "Мизансцена". Основы системы Станиславского. Мастерство актера и режиссера. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической дейтельности.

    реферат , добавлен 11.05.2005

    История возникновения театра, шествия - прообразы первых театрализованных представлений. Особенности устройства античных театров, актеры и участники представлений. Выдающиеся драматурги: Эсхил, Софокл, Эвридип, Аристофан. Известные античные произведения.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Режиссер массовых представлений

Должностные обязанности. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций, структуру культурно-досуговой организации, теорию и практику режиссуры и актерского мастерства, основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства, историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы, современную и классическую драматургию, современные достижения отечественного и зарубежного искусства, основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства, авторского права, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Режиссер массовых представлений высшей категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

Режиссер массовых представлений I категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет.

Режиссер массовых представлений II категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года.

Режиссер массовых представлений - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Вакансии для должности Режиссер массовых представлений по общероссийской базе вакансий

Меня зовут Дарья. И я расскажу вам о своей любимой работе, которой занимаюсь восьмой год. Моя профессия – режиссер театрализованных представлений и праздников. Звучит вроде бы понятно. Когда вы слышите слово «режиссер», в голове пробегают картинки разных фильмов и сериалов, представляется оператор с видеокамерой, съемочная площадка и много актеров, исполняющих свои роли. Я угадала? Обычно всем видится это, но так бывает в другой профессии - кинорежиссер. А что же делают режиссеры праздников? На самом деле это очень нестандартная работа, соединяющая в себе несколько направлений.

Режиссер театрализованных праздников - это всегда творец, организатор и педагог

Любое торжество видится нам как яркое захватывающее событие. И мы совсем не задумываемся о том, сколько времени и сил уходит на его создание. На самом деле над воплощением праздника трудится много различных специалистов: сценаристы, костюмеры, звуко- и светооператоры, реквизиторы, гримеры, рабочие сцены, художники, концертмейстеры, актеры и другие. И чтобы собрать их всех воедино, заразить идеей праздника, объяснить всем «что, когда, где и куда» - нужен грамотный организатор. Это и есть режиссер.

Сейчас в праздничных агентствах частенько набирают таких организаторов, их еще называют event-менеджерами (от английского «event» - событие). Эта профессия схожа с режиссером, но она требует меньших творческих навыков. А режиссер в первую очередь - творец, создатель и воплотитель идеи торжества. Именно он придумывает, как расставить артистов в каждый момент представления, что и кому надеть, какие будут декорации и освещение, какая музыка должна играть, как артистам общаться со зрителями и многое-многое другое. Режиссер проводит репетиции, корректирует и видоизменяет мероприятие. И все это он выстраивает на основе интересов и потребностей своего зрителя.

Режиссер должен быть в курсе того, чего хотят люди, для которых он создает свое представление. А это самая настоящая работа . Но одно дело выявить потребности зрителя, а другое - красиво и ненавязчиво все преподнести. Сделать такое интересное шоу, чтобы зритель не сбежал после первых 10-ти минут, а вовлекся, стал активным участником и захотел об этом рассказать друзьям. Здесь уже режиссер выступает как некий педагог для зрителя. Ведь самое главное в любом празднике - донести до публики не просто идею, а определенную педагогическую цель, и замотивировать ее на какие-то важные действия.

Особенно ярко педагогика проявляется в детских программах. Все мы помним такие тематические праздники из детства как «День здоровья», «Уроки доброты», «Безопасность на дороге» и другие. Чему только нас там не учили… Вот уж где действительно все актеры - это педагоги для детишек (причем обычно и в прямом и в переносном смысле!). А главный педагог, в том числе и для актеров-ведущих, это режиссер детского праздника. Все это я рассказываю к тому, что работа режиссера сложна и многогранна, профессии можно обучиться, но подойдет она далеко не всякому.

Вот какими качествами и навыками должен обладать человек, решивший стать профессиональным режиссером праздников:

  • Убежденно пропагандировать все свои идеи
  • Быть носителем общей человеческой культуры и разбираться во всех видах искусства.
  • Уметь писать сценарии праздника и делать монтаж разных его блоков.
  • Мыслить пластическими образами, уметь красиво представить на сцене каждое слово и фразу из сценария, обыграть это и оформить декорациями.
  • Уметь увлечь и заразить всех исполнителей представления своей идеей, донести до них свою педагогическую цель.
  • Владеть основами актерского мастерства и сценической речи.

Обучиться профессии можно в колледжах и институтах культуры на специальности «Режиссер-постановщик театрализованных представлений». Экзамены при поступлении такие. Русский язык и литература – по результатам ЕГЭ, плюс специальность – на сцене продемонстрировать свои творческие навыки. Нужно рассказать басню, отрывок из прозы, стихотворение; исполнить песню и танец; показать мини-сценку и провести игру со зрителем; пройти собеседование по режиссуре. На самом деле все это не так страшно, как кажется! Для настоящего творца преград просто не существует!

Теперь немного о том, где и как можно работать режиссером театрализованных представлений и праздников

1.Бюджетные учреждения культуры.

Они есть в каждом городе, особенно для детей, просто не все у нас на слуху. Можно устроиться педагогом-организатором в школу или центр дополнительного образования, можно педагогом по внеучебной работе в детский сад, режиссером или художественным руководителем во дворец культуры или центр развития детей, организатором в парк культуры и отдыха и т. д. Зарплата в таких организациях небольшая, зато есть стабильность, бесплатное обучение и почти свободный график работы. И там вы, как режиссер праздников для детей, сможете в полной мере реализовывать самые фантазийные идеи, ограничиваясь, пожалуй, лишь бюджетом мероприятий.

2. Частные компании по организации праздников.

Это те самые event-агентства, свадебные агентства, креативные праздничные компании. Зарплата там в разы выше, но туда сложнее попасть из-за более высоких требований, и простор для творчества значительно меньше (все нужно выполнять строго по желанию заказчика).

3. Создание собственной фирмы по организации праздников.

Тут все зависит только от вас: график работы, условия, зарплата, возможности роста и другое. Конечно, кроме режиссуры придется постоянно самим искать заказчиков. В нашем городе, например, создано уже порядка ста подобных фирм, поэтому конкуренция очень высока.

4. Работа свободным сценаристом-режиссером.

Всем тем, для кого ручка и блокнот - лучшие друзья, я советую углубиться в самостоятельную разработку сценариев и стать режиссером-сценаристом праздников. Хороших драматургов сейчас мало, и грамотные сценаристы театрализованных программ просто нарасхват. Можно работать сценаристом на заказ.

Самое сложное тут – найти своего заказчика, но со временем и опытом и это перестанет быть проблемой. Я, например, в отпуске по уходу за ребенком пишу детские сценарии на заказ через интернет. Мои заказчики - праздничные агентства из разных городов России, любительские интерактивные театры и музеи для детей.

Санникова Л. И.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
В СЦЕНОГРАФИИ

(учебное пособие)

Режиссура театрализованных представлений и праздников

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Библиографическое описание:

Санникова Л. И.

Художественный образ в сценографии.

Редактор – Козлова Р. П.

Утверждено кафедрой Режиссуры театрализованных представлений

Протокол №_______________ «_______» ________________2012 г.

Протокол № ______________ « _______» ________________2012 г.

Предлагаемое издание предназначено для студентов средних и высших учебных заведений, а так же для всех интересующихся искусством театра, искусством организации театрализованных представлений и массовых праздников.


Введение . 4

Глава 1. Специфика художественного образа в сценографии. 6

Глава 2. Типы декораций по конструктивным и выразительным
качествам. Приемы художественного оформления сцены.. 14

Глава 3. Основы теории композиции. 28

Глава 4. Цвет на сцене. 49

Глава 5. Перспектива в сценографии. 64

Глава 6. Весовые характеристики сцены.. 73

Заключение . 87

Список литературы .. 88

Иллюстрации ………………………………………………………. 91


Введение

Когда мы вспоминаем понравившийся нам концерт или спектакль, то в памяти нашей в первую очередь встают не отдельные номера концерта или монологи актеров, а общая картина представления, которая в значительной степени является просто фоном спектакля.

Трудно переоценить значимость сценографического образа для создания качественного театрализованного представления. Удачно найденная художественная среда не только существенно обогатит впечатление от спектакля, способствовать ощущению целостности от него, но и поможет актерам наиболее ярко представить своих персонажей.



Профессия режиссера уникальна своей многофункциональностью. Среди разнообразных личностных качеств, необходимых для этой труднейшей профессии, особое место играет способность режиссера выстраивать адекватное художественным задачам пространство, в котором существует представление. В каждый момент действия сцена представляет собой отдельную картину, и она должна быть организована также стройно, как качественная композиция художника-станковиста. Главной задачей автора является – помочь режиссеру выработать у себя художественное мышление, способствовать развитию чувства гармонии визуально воспринимаемого пространства.

Театр – искусство синтетическое. Сценография также требует универсальных знаний. Для качественного усвоения материала необходимы знания истории декорационного искусства, теории искусства, в той ее части, которая изучает особенности художественного образа и специфику декоративного искусства, разновидностью которого является сценография.

Особое значение в освоении курса имеют знания психологии визуального восприятия, т. к. сцена – очень крупный объект для освоения человеческим глазом, и многие особенности его восприятия, незаметные в обычной жизни, в масштабах сцены становятся очень важными. Незнание этих особенностей может повредить выразительности представления. Не меньшее значение имеет и психологическая работа цвета. Знания в этой области позволяют придать сценографическому образу особую силу, украсив его целым спектром эмоций и символических значений.

В богатейшем наборе выразительных возможностей сценического декора, особую роль играют, по мнению автора, перспектива и весовые характеристики сцены. Перспектива является не только средством, определяющим место действия в глубине картины, но и качеством, обогащающим художественный образ. Для того, чтобы масштабы сцены «помогали» построению выразительности спектакля, очень важно правильно понимать весовые характеристики сцены с тем, чтобы «работа» веса действовала синхронно с драматической линией представления и ни в коем случае не диссонировала с ней, что вполне может произойти, если режиссер этими знаниями не обладает.

У сценографии есть огромное количество выразительных средств и, конечно, не все они описаны в этом пособии, но автор и коллектив издательства надеются, что книга поможет режиссеру почувствовать себя художником в построении пространства сцены и смелее искать новые выразительные средства сценографии.


Глава 1. Специфика художественного
образа в сценографии

Художественный образ является критерием искусства. Именно в нем и реализуется волшебство искусства, именно наличие образа отличает искусство от ремесла. Мы должны разобраться, в чем специфика сценографического образа. Это не простой вопрос, и сначала мы напомним общие положения о понятии художественный образ.

Художественный образ это мысль художника или сумма его чувств , выраженных не фронтально, как например, в науке, а иносказательно , через метафору.

У каждого искусства свой спектр выразительных средств иносказаний. В литературе – это аллегории, метафоры; в музыке – ритм, темп, тембр звуков; в живописи – линии, тон, цвет, перспектива и пр.

Художественный образ, как правило, состоит из более мелких образов, структурных составляющих одного главного образа, который несет идею произведения.

В литературоведении принято персонажи называть художественными образами, например, образ Евгения Онегина, образ Татьяны Лариной.

У художественного образа мысли есть особенности , отличающего его от мысли в науке и практике жизни. Наиболее важные из них:

1. эмоциональность, т. е. образ всегда вызывает целый спектр чувств;

2. индивидуальный характер, т. е. образ всегда несет в себе печать внутреннего мира автора в момент творчества;

3. свободное отношение к факту, т. е. образ свободен от документальной точности. Дело в том, что время меняет отношение общества к одним и тем же фактам. Искусство претендует говорить истину, которая более постоянна, чем правда отдельного дня или события. Поэтому художник иногда отступает от конкретики, чтобы сказать более глубокую мысль.

Художественный образ имеет свою структуру . Он выстраивается автором. Перечислим его основные составляющие:

· Противопоставление разных начал (элементов).

· Метафора (иносказание)

· Ассоциативность (недосказанность, обеспечивающая образу глубину)

· Типичность.

· Оригинальность

· Актуальность.

Все, выше перечисленное, относится, конечно, и к сценографическому образу. Но у него есть своя специфика , как у каждого вида искусства.

Сценография разновидность декоративного искусства. У него есть свои особенности, они характерны и для сценографии.

1. Сценография, так же, как и декоративное искусство, в большинстве случаев, является искусством выразительным , а не изобразительным. Что это значит? Все искусства делятся на искусства изобразительные и искусства выразительные. Изобразительные искусства в своих произведениях повествуют о чем-либо, рассказывают о каких- то событиях, фактах. Например, повесть, поэма, пьеса, историческая картина, песня всегда о чем-нибудь повествует, описывают события, факты, внешний вид героев, окружающей обстановки: интерьеров, пейзажей, психологических состояний и переживаний людей. Эти искусства быстрее действуют на интеллектуальную сторону человеческой психики и уже потом на эмоциональную.

Выразительные искусства не о чем не повествуют, они вызывают у зрителя гамму чувств, переживаний, и действуют сначала именно на эмоции и только во вторую очередь включается интеллектуальное начало человеческой психики. Так воспринимается не программная музыка, натюрморт, пейзаж, лирическое стихотворение, архитектурное сооружение и т. п.

Предмет декоративного искусства (ваза, ковер) не о чем нас не информируют, он вызывает к себе, на первом этапе, только эмоциональное отношение, и после более внимательного знакомства мы начинаем делать какие-то интеллектуальные выводы о смысле этих произведений.

Сценография, в большинстве случаев не о чем нам не повествует, просто создает эмоциональный климат спектакля, концерта, представления. Но есть исключения и в декоративном искусстве, и в сценографии. Например, на вазе может быть роспись с бытовым сюжетом. В сценографии исключением является оформление реалистических спектаклей, где образ несет довольно большую повествовательную нагрузку, через бутафорию, реквизит, освещение, имитирующее природный свет.

2. Декоративное искусство, будучи искусством выразительным тоже несет тот или иной смысл. Но содержание его особое. Оно заключается в функциональности предметов искусства, практическом назначении той или иной вещи. Причем функциональность, как смысловая основа декоративного искусства, первична, и выразительная сторона подчиняется ей безусловно.

3. У сценографии так же есть своя функциональность, которая выражается в художественных задачах, формулируемых режиссером спектакля, концерта, представления, на основе его понимания принятой к постановке драматургии. Поэтому автор художественного образа художник не может быть полностью свободен в своем творчестве. Он должен выразить не свое личное понимание драматургической основы, а ту трактовку идеи спектакля, которую диктует режиссер. Отношения между режиссером и художником бывают разными. Но успешной может быть работа только в двух случаях: когда художник, доверяя режиссеру, принимает его трактовку и когда режиссер и художник, вместе обсуждая содержание пьесы, приходят к единому решению смысла произведения.

Художник, принимаясь за творческий поиск сценографического образа, должен изначально понимать, что здесь он не может быть полностью свободен, как это происходит, например, в станковой живописи, где художник, в сущности, является одновременно и сценаристом, и режиссером, и актером и сценографом своей картины.

4. Выше указанная особенность сценографического образа порождает и следующую. Декоративное искусство и сценография носят фоновый характер. Декоративные предметы не являются изображением в интерьере, как, например, станковая картина, которую приходят смотреть специально. Художественное оформление интерьера – только фон, призванный создавать ту или иную эмоциональную атмосферу. Например, декоративное решение московского метро Сталинского периода призвано было создавать впечатление торжества идеологии этого времени. Был необходим помпезный, торжественный, радостный эмоциональный строй.

Сценография также создает только атмосферу («климат»), но этот климат должен точно вызывать нужный содержанию спектр чувств у зрителя. Поэтому работа сценографа должна быть скрупулезной. На сцене нет случайных цветов, линий, пятен, предметов. Все подчинено художественным задачам.

5. Декоративное искусство, обслуживающее архитектуру, имеет монументальный характер. Это выражается в больших масштабах оформления. Здесь приобретают особое значение проблемы соразмерности (пропорциональности ).

В помещениях больших масштабов человек не чувствует себя уютно, сам себе кажется маленьким, жалким, беззащитным, а если в этом помещении сотни, тысячи людей, у него появляется страх потеряться в этой толпе. Это все подсознательные ощущения, но декоративное искусство в основном с ощущениями и работает. Перед художником стоит задача найти такие пропорции, так их распределить, чтобы смягчить эти негативные чувства и прийти к оптимальному решению. В сценографии эта проблема тоже очень актуальна. Она усугубляется еще и тем, что во многих театрах, дворцах культуры, зеркало сцены не соразмерно росту актера. Актер выглядит на ней одиноко и жалко. А если ему нужно играть мощную личность? Сценическое пространство просто своим размером будет мешать ему вести роль, создает впечатление мелкоты его действий. Художник-сценограф должен найти такие пропорции в решении образа на сцене, чтобы максимально помочь актеру нивелировать мощность пространства, способствовать раскрытию характера персонажа.

6. Декоративное искусство во многих своих проявлениях синтетично . Например, художественное решение вазы объединяет усилия дизайнера, отвечающего за формы и размеры вазы, и живописца, который расписывает ее. Здесь на лицо объединение мастерства в двух искусствах.

Сценографический образ еще более синтетичен. Это объясняется тесной взаимосвязью с театром, одним из самых синтетических искусств. Искусство сценографии объединяет усилия художника, архитектора, художника по свету, дизайнера одежды, художника грима и даже мастерство режиссера, как автора мизансцен. Сценографический образ состоит из художественной работы света, конструкций (их пропорции и формы), фактуры разных материалов, пластики актеров, направление линий и их разновидностей, характера костюмов на сцене и грима актеров, направление и скорость движений, ощущаемого зрителем веса всех предметов на сцене, разновидности изображаемой перспективы, особенностей используемого цвета и прочее. Все это разнообразное количество элементов и качеств должно подчиняться единому художественному замыслу и действовать в одном стиле и ритме с музыкой.

Сценографический образ – самое сложное явление в декоративном искусстве. Синтетичность – одна из главных его особенностей.

7. Важнейшей особенностью сценографического образа, также вытекающей из его театральной природы, является целостностьво времени и пространстве . Сценография искусство, которое существует в трехмерном пространстве как дизайн, архитектура, скульптура. Художник должен выстроить в этом трехмерном пространстве эстетическую среду, эмоционально точно передающую идею спектакля и его жанр. Спектакль, концерт, любое представление существует не только в пространстве, но и во времени в течение времени идет развитие действия, усиливается драматизм, нагнетаются страсти, кульминация, развязка. Это все разные эмоциональные состояния в зале, и все они должны быть сценографически оправданы. Образ на сцене в течение действия должен менять художественный климат – создавать ощущения жизни. Неподвижность сценографической лексики делает представление «мертвым», снижает накал драматизма. Поэтому постоянно меняется освещение, характер мизансцен, весовые характеристики, динамика актеров и декораций, смена или трансформация костюмов. Все эти изменения должны быть органично связаны с логикой драматургического действия. Одновременно сценографический образ должен быть целостным и в пространстве и во времени, чтобы от спектакля у зрителя осталось единое гармоничное впечатление.

Сценография, как любой другой вид искусства, имеет свой особенный набор выразительных средств . Как визуально воспринимаемое искусство, сценография широко использует цвет с его огромными художественными возможностями. У него очень широкий спектр психологического воздействия на зрителя. Это и корректировка видимого пространства, и богатейшие возможности работы с эмоциями зрителя, и обилие цветовой символики, и, даже, управление психофизическим состоянием зрителя. Когда мы говорим о цвете в сценографии, мы имеем в виду не только колорит различных окрашенных поверхностей на сцене, но и цвет освещения, упорядоченный подбор цвета тканей, предметов, костюмов, грима и т. п.

Важнейшим выразительным средством в сценографии является свет . Роль его в создании сценографического образа трудно переоценить. Именно свет во многом создает нужный психологический «климат» в спектакле, освещает место действия, изображает эффекты погоды, корректирует внешность актера и многое другое.

Перспектива важнейшее выразительное средство в сценографии. Она позволяет моделировать сценическое пространство: расширять его, углублять, дробить, искажать и пр. Сегодня науке известно несколько видов перспективы и у каждого из них свои выразительные возможности. Сценография их использует для обогащения силы воздействия на зрителя.

Пропорции так же являются интересным выразительным средством для создания образа спектакля. Специфика художественной работы пропорций на сцене заключается в сопоставлении самоощущения зрителем себя в пространстве и видимой им картины. Размеры предметов на сцене могут быть комфортны для восприятия, а могут и вызывать разного рода дискомфорт: подавлять зрителя, сжимать, сужать пространство сцены и т. п.

Известно, что любой спектакль ритмически организован. Визуальное пространство также должно быть ритмически выстроенным. У ритма много выразительных возможностей. Чередование тех или иных линий, цвета, светотени, различных движений. Скорость этих чередований, количество перечисляемых элементов создают те или иные художественные эффекты.

Для создания сценографического образа большое значение имеет фактура материалов оформления сцены. У бархата одна выразительность, у шелка – другая. Старое дерево на сцене создает особое настроение зрителя, а металл во многом – противоположное. Выбор фактур в сценографии практически не ограничен. Исключение составляют только пожароопасные вещества.

Любое театрализованное действие обогащается динамикой . Динамика, особенно, если движение осуществляют декорации, производит очень сильное впечатление на зрителя.

Движение актеров на сцене, их пластика являются составной частью сценографического образа, Характер пластики актеров должен соотноситься с линиями декора сцены и представлять единое целое.

Мизансцена такая же часть оформления, как и остальные его составляющие, поэтому ее выразительность по характеру стиля должна органично вписываться в окружающее сценографическое пространство.

Очень интересным выразительным средством является воспринимаемый зрителем вес предметов на сцене. Манипулирование равновесием или неравновесием сцены позволяет усиливать или ослаблять драматизм действия.

Сценический костюм и грим являются составной частью общего сценографического образа, с которым они существуют в едином стиле, и который они обогащают.

Как видите, сценографический образ обладает почти неограниченными возможностями и художественный результат постановки спектакля очень во многом зависит от качественности этого образа.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте художественный образ в искусстве, его особенности и структуру.

2. В чем состоят особенности сценографии как разновидности декоративного искусства?

3. Какими средствами выразительности создается сценографический образ?


Глава 2. Типы декораций по конструктивным
и выразительным качествам.
Приемы художественного оформления сцены

Целостность содержания

Итак, для того, чтобы возникла целостность художественного произведения, необходимо выполнить три условия.

Первое условие предполагает обязательную целостность содержания, т. е. того смысла, который несёт данное художественное произведение.

Некоторые считают, что смысл сосредоточивается в названии темы произведения. Однако, это не совсем так. Конечно, название не обязательно отражает тему, даже может с нею не совпадать. Например, танец «У колодца» обозначает место действия, а темой является зарождение любви двух молодых людей. Тема является частью смысла, но это только внешняя сторона содержания. Для того чтобы донести более глубинную его суть, необходимо наличие идеи произведения. Но присутствие идеи ещё не обеспечивает целостность содержания, если нет третьего, обязательного условия.

Смысл приобретает единство и целостность при условии однозначности его цели. Цели любого театрализованного представления, как правило, формулируется режиссером в сверхзадаче . В других видах и жанрах искусства художнику или композитору нет необходимости формулировать для себя сверхзадачу, ему достаточно ясно чувствовать свой замысел. Режиссёр не может обойтись только этим, ему необходимо именно сформулировать точно вдохновляющую его мысль, идею и на этой основе обозначить цель, которая всегда ориентирована на нравственный потенциал зрителя.

Режиссёру надо определить, какую этическую норму с помощью этой «вдохновляющей» его идеи можно развить и выявить у зрителя.

Любой человек, выходящий на подмостки и обращающийся к людям, волей-неволей становится учителем, он начинает влиять на их внутренний духовный мир и даже изменять этот мир в ту или другую сторону (сторону добра или зла). Третьего нет. Сверхзадача своего рода нравственный контроль, помогающий режиссёру не только целостно выстроить содержание, но и уберечься от случайностей, снижающих художественное качество данного произведения.

Искусством может быть только то, что гуманистично, что сделано во имя добра. Так было во все времена его существования и сформулировано это требование к искусству еще великим греком – Аристотелем. Но во все времена, а в наши дни особенно, находятся силы, которые пытаются подменить высокие нравственные цели искусства на низменные.

Всё пошлое, двусмысленное и откровенно безнравственное на наших сценах появляется от безответственного отношения к «святой» традиции гуманистического театра: строгое следование сверхзадаче, обеспечивает искусству высокие нравственные цели.

Для целостности содержания недостаточно наличие темы, идеи и сверхзадачи. Необходима ещё жесткая логическая связь между ними, которая придаёт ясность содержанию, помогает точно донести его смысл до зрителя.

Целостность формы

Форму мы осязаем, потом чувствуем, переживаем, именно её видим первой, она вызывает интерес и, нередко, сильнее запоминается. Главная задача формы – раскрыть содержание. Она существует не сама по себе, но является средством, которое должно оставлять однозначное и целостное впечатление о художественном произведении, иначе может произойти дезориентация зрителя. Поэтому целостность формы – второе важнейшее условие, обеспечивающее целостность художественного произведения. Построение формы это, в сущности, построение внешней стороны художественного произведения, той стороны, которая воспринимается глазами и ушами зрителя, а потом уже сердцем и умом.

Закон центричности

Искусство, как известно, отражает мир, и законы построения художественного произведения не могут быть независимыми от тех законов, по которым выстроен сам мир со всем его многообразием от глобальных галактических пространств до микроскопических миров клетки и атома. Мир представляет собой систему систем, живущих по определённым законам, которые изучают молодая наука синергетика.

Рассмотрим, например, галактику. Она состоит из миллионов звёзд и планет, образующих отдельные образования, и все они важны для существования галактики. Но степень их значимости разная. Есть среди всех этих элементов такой, без которого галактика, как единое образование, существовать не может. Это – центр галактики, самый главный, жизненно важный элемент этой системы, обеспечивающий её целостность.

Если взять нашу планетарную систему, то, конечно, центром, удерживающим её целостность, является солнце. Солнце обеспечивает главный смысл и физическое существование системы как единого образования.

Любое государство живет здоровой жизнью, как стройная система, когда есть сильный центр, подчиняющий себе все регионы и «ветви» власти. Даже стадо существует как стадо до тех пор, пока есть вожак.

Так и в микромире жизнь клетки и атома обеспечивает ядро. Этот закон характерен для любой системы: будь то биологический сложный организм, или только его клетка, транспортная городская система или нервная система человека. Произведение искусства так же должно быть стройной системой. В каждом художественном произведении существует композиционный центр, который является самым выразительным местом композиции, подчиняющим все остальные элементы, как бы задающим им тон. Именно в нем сосредоточен главный смысл художественного произведения.

В театрализованном представлении композиционным центром является кульминация . Здесь самые сильные страсти, здесь определяется и вскрывается истина. По силе эмоций, вызываемых у зрителя, у кульминации не должно быть соперников, иначе целостности у представления не будет. Поэтому сценографический образ в момент кульминации должен быть самым запоминающимся и контрастным. Не только игра актёров в этот момент, но и их костюм должен обнажить истину. Здесь всё называется своими именами, всё определено, здесь сосредоточивается конфликт, несущий идею представления. В режиссуре кульминацией является наивысшая точка напряжения конфликта

Действие на подмостках существует во времени . Каждая сцена маленькая самостоятельная часть большого организма, и внутри этой части тоже должен быть порядок. В каждый момент действия композиционным центром будет тот актёр, та деталь сценографии, которые в данный момент ведут действие. Значит, в это время актёр не должен иметь соперников не только по выразительности игры и пластики, но и по костюму, освещению и пр. Если инициатива действия переходит к другому персонажу, другой актер становится композиционным центром, и его внешность должна стать визуальным центром. Мизансцена должна поменяться таким образом, чтобы первый актер больше не сосредотачивал внимание зрителя на себе. Для этого может произойти трансформация и в костюме, чтобы сценическое пространство выглядело целостным, чтобы зрителю легче было понять содержание, а актёру легче было донести смысл роли до зрителя. Можно не менять костюм, а с помощью света погасить внимание зала, или поставить актёра так, чтобы костюм не был контрастным к фону.

Каким бы ярким и нарядным не было сценографическое решение, оно является только фоном. И если какие-то декорационные детали будут сильно выделяться, они помешают точно вести действие. Например, эмблема в верхней части сцены не должна быть ярче и выразительнее костюма певца, который в данный момент должен быть композиционным центром и сосредотачивать на себе внимание зрителей. В те моменты, когда голос диктора произносит высокие слова о теме концерта, луч света можно направить на эмблему, тогда оправдано будет её первенство. Режиссеры часто используют этот приём для перезарядки сцены. Иногда складывается трагикомическая ситуация при использовании на сцене экрана. Светящийся экран является сильнейшим соперником всем, кто появляется на сцене. Изображение на экране должно быть или центром внимания, тогда актёр становится только комментатором и уходит в «тень», или фоном, но не дублирующим актёра, а развивающим его тему. Например, актер поёт о Родине, экран может показывать её пейзажи. При этом надо точно рассчитать, чтобы освещение актёра, его костюм, мизансцена противостояли свечению и размерам экрана.

Четкому проявлению композиционного центра на сцене часто мешает неправильное освещение . Иногда второстепенный световой эффект, призванный только создавать ту или иную атмосферу на сцене, начинает притягивать к себе излишнее внимание зрителей. Например, движущийся фигурный луч лазера на сцене отвлекает публику от певца в тёмном костюме, сливающимся с фоном декорации. Режиссеру обязательно нужно договориться с каждым исполнителем накануне концерта о цвете и стиле его костюма в соответствии с декорационным окружением и освещением концерта. Когда певец выходит на сцену, он, безусловно, должен стать композиционным центром, сосредотачивающим на себе внимание зрителя, а все элементы сценографии и освещения должны только помогать ему вести художественную мысль, а не оспаривать его.

Контрастность

Третьим условием обеспечения целостности художественной формы является контрастность, противопоставление важнейших элементов. Как в физике противоположно заряженные элементы притягиваются, образуя одно целое, так и в искусстве противопоставление помогает создать единство композиции.

Драматургическая ткань театрализованного представления основана, как известно, на конфликте, пронизывающем действие на всём протяжении. В основе конфликта лежит противостояние двух враждебных сил. Зрелищный образ также только тогда целостен, когда он содержит в себе подобное противостояние. Оно выражается прежде всего в графическом решении образа, в противоречии между разнонаправленными линиями.

В рис. 1 мы видим простейшее выражение ритмической организации и центричности, подчиняющей себе ритм. Но у зрителя всё равно остаётся ощущение незаконченности, ненадёжности этой конструкции. Она воспринимается недостаточно целостной, грозит «рассыпаться»
Противопоставление может быть и между прямыми и округлыми линиями (рис. 4).

Эти закономерности легко проследить на произведениях изобразительного искусства. Графическое противопоставление должно быть и на сцене и в рисунке деталей декораций, и в пластике актёров, которая является живой графикой на сцене. Наиболее характерные пластические движения персонажей, представляющих антагонистические силы, должны быть противоположно направлены. Случайные одинаковые позы или однонаправленные жесты могут дезориентировать зрителя и разрушить целостность общего сценического образа.

Цвет также помогает создать необходимое противопоставление. Цветовое богатство мира объединяется в несколько цветовых зон, объединяющих похожие цветовые тона. Но сами группы между собой совсем не похожи и считаются контрастами. Самые сильные контрасты организуются дополнительными цветами.

Использование дополнительных цветов в одной композиции помогает собрать её в целое. В живописи такое противостояние обеспечивается при помощи увязывания в одну систему тёплых и холодных тонов, которые чаще всего являются дополнительными цветами. В этом помогает художнику сама природа. Известно, что солнечный свет имеет желтую окраску, поэтому освещённая сторона каждого предмета пишется с добавлением тёплых тонов. Воздух, окутывающий нашу планету, голубой, хотя мы это не фиксируем сознанием. Поэтому теневая сторона каждого предмета всегда холодная, холодными кажутся нам и далёкие предметы, так как между нами и ними большая масса воздуха, и они видятся сквозь эту голубую массу, а ближние выглядят более тёплыми, здесь воздушная прокладка минимальная. Художнику остаётся только создать ритмический порядок тёплого и холодного по всему пространству композиции. Эти закономерности полностью переносятся и в сценическое пространство, даже в том случае, когда действие условно и символично, контрастны цвета или тона, необходимые для обеспечения целостности.

Пожалуй, самое большое значение в организации противопоставления на сцене играет свет . Даже если сценографическое решение будет идеальным, а свет не отрегулированным, целостность картины (действия) разрушится. Свет и тень на сцене в значительной степени обеспечивают визуальный конфликт, так как живопись по яркости не может соперничать со светом. Грамотное освещение представления – важнейшая задача. Не будучи решённой, она «убьёт» все хорошее, что было задумано актёрами, режиссёром и художником.

Итак, мы рассмотрели три закономерности, обеспечивающие целостность формы, т. е. всего того, что мы воспринимаем визуально.

Третье условие, которое необходимо выполнить для того, чтобы художественное произведение обладало полноценной гармонической стройностью, это – подчинение формы содержанию.

Подчинение формы содержанию

Форма, как известно, вторична. Она может стать понятной только после того, как станет известен характер содержания, назначения произведения искусства. Нельзя понять, какая может быть форма у дома, если точно не знать, для чего этот дом предназначен.

Сценографический образ не может возникнуть раньше сценария. Раньше определения художественных задач на основе этого сценария. Содержанием искусства является вся наша жизнь, во всех её проявлениях и противоречиях. Каждая отрасль науки, техники и всякой другой человеческой практики, как материальной, так и духовной. Поэтому создать классификацию содержания искусства весьма не просто. Это и не входит в наши задачи. Однако, нам надо как-то определиться с вопросом о том, какую форму нам найти для конкретного содержания, т. к. в одном произведении не может быть отражена вся сложность этого мира. Поэтому для начала условно разделим всё содержание на две большие группы. В первую мы объединим позитивные взгляды художников на этот мир. В этих произведениях будут превалировать, как главные, категории эстетики прекрасное и возвышенное . Художник понимает, что мир не совершенен, но сосредотачивает внимание на лучшем в этом мире, а всё плохое, проблемное он уводит на второй план. Доминантой является положительная сторона жизни. Рассмотрим картину Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Здесь очень активно «работают» категории эстетики прекрасное и возвышенное. Речь идёт о христианских идеалах любви и добра. Мы с нежностью, умилением, восторгом смотрим на это произведение. Однако картина вызывает не только восхищение, но и лёгкую грусть, потому что одновременно здесь действует и скрытое трагическое. Леонардо не акцентирует на нём внимание, но и не игнорирует драматическое будущее и настоящее этого мира. Если позитивное в содержании художественного произведения доминирует, то форма должна быть приятной для осязания, гармоничной, соразмерной. В картине «Мадонна Литта» Леонардо находит идеально гармоничную форму, соразмерные пропорции картины, гармоничные цветосочетания.

Но бывает такое содержание искусства, когда художник выступает как борец со злом, когда акцентирует внимание зрителя на каких-то социально важных, больных для общества проблемах. Художник, как врач, вскрывает язвы в отношениях между людьми.