Как правильно составлять тезисы. Как написать хорошие тезисы. Почему так важно знать, как пишутся тезисы на конференцию

К сожалению, в отечественных школах не учат такому полезному делу, как написание тезисов. Единственным ораторским усилием, докладом, который мы зачитываем перед классом, является реферат - то есть обзор существующих в научном мире воззрений по данной тематике. Но вот мы взрослеем и становимся студентами. И тут научный руководитель озадачивает нас заданием: написать тезисы к курсовой работе. Или же для студенческой конференции. Но как пишут тезисы, руководитель не уточняет. Как будто мы должны знать об этом априори. Ну что ж, будем учиться. Тем более что эти две-три странички текста создают ваш портрет как научного исследователя и предопределяют успех вашей работы.

Что такое тезисы и как их писать

Неопытные студенты полагают, что это дайджест всей курсовой работы или большой научной статьи. Другие считают тезисы записанным докладом на конференции. Третьи - простым списком основных положений. Все эти студенты и правы, и ошибаются одновременно. Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.

Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в "Ворде". Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной - максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод - это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Вступление. Новизна

Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию. Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей работе научная новизна, или это - всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики. Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.

Основной текст. Примеры и доказательная база

Начинающий докладчик разрывается между стремлением привести конкретные примеры, чтобы подтвердить свою правоту, и изложением глобальных выводов. Важно здесь придерживаться золотой середины. Простое изложение фактов утратит всякий смысл, а неподтвержденные выводы покажутся голословным утверждением. Составить хороший текст вам поможет структурированное мышление. Существует несколько методик того, как правильно писать тезисы. Самая распространенная - это анализ логики развития вашей мысли. Почему вы пришли именно к таким выводам, а не иным? От каких фактов вы отталкивались? Как вы их анализировали? При этом старайтесь избегать логических лакун. Не беда, если вы сначала структурируете свои мысли по пунктам: 1, 2, 3. Потом из этого черновика будет удобно создать презентацию или раздаточные материалы. Но сами пункты лучше всего рассказать живым, но четким языком. Примеров, подтверждающих вашу правоту, должно быть один-два для каждого положения.

Заключение

Эта часть тезисов суммирует все, выше сказанное. В ней повторяют вступление, только переформулированное в прошедшем времени. «Таким образом, мы обосновали…» - это наиболее распространенное начало фразы для заключений. Не мешало бы вновь напомнить аудитории о новизне и уникальности вашей работы. Но если во вступлении уместно задаться вопросом: «А действительно ли дело обстоит так, так я сейчас обосную?», то в выводах нужно быть полностью категоричным. Как пишут тезисы с библиографией? Приводить все источники, которые используете для диссертации, в тексте на три странички будет глупо. Достаточно упомянуть четыре-пять трудов, которые или являются авторитетными в данной области, или цитируются в тезисах.

Доклад на конференцию

На научных симпозиумах выступающим предлагают заранее написать тезисы. Иногда эти статьи публикуются в сборниках. Но независимо от того, пойдет ли этот ваш текст в печать, у него есть своя специфика. Как писать тезисы на конференцию? Такой текст может быть более сжат - ведь у вас будет время полнее раскрыть тему в докладе. Обычно тезисы для конференции ограничивают двумя страничками. Или даже одной. Это нужно для того, чтобы просветить потенциального слушателя, о чем вообще будет ваша статья. Иногда работа идет в секциях, и программка с тезисами выступлений позволит интересующимся данной тематикой найти докладчика. В таких статьях можно обойтись без таблиц, диаграмм и схем - все это можно подать в раздаточных материалах или красиво осветить в презентации. Также нужно подготовиться к тому, что после доклада вам могут задать вопросы. Заранее продумайте, где слабые места в доказательной базе, чтобы не попасть впросак. Доклад на конференции однозначно должен быть больше и обширнее тезисов. Иначе зачем вы вообще вышли на трибуну, если прочтете по бумажке то, что находится в руках у слушателей? Но и превышать регламент в научных кругах является признаком дурного тона. Составьте речь и потренируйтесь - ваша декламация должна уложиться в пятнадцать минут.

Тезисы к конференции - как писать, пример

Студенты и аспиранты часто пишут тезисы по итогам учебно-методических и научно-практических конференций, либо просто по результатам проделанной работы. По сути, тезис - это компактная научная публикация, которая оформляется строго определенным образом. Его особенность - небольшой объем по сравнению со статьей или монографией. Часто возникает вопрос: как на одной странице уместить полное описание всего, что Вы сделали, со всеми результатами и выводами, то есть так, чтобы читатель, ознакомившись с тезисом конференции, получил полное и ясное представление о работе?

Этот вопрос имеет простой ответ: не нужно пытаться изложить все, достаточно дать характеристику своему исследованию в общих чертах. Рассмотрим основные логические разделы, которые должны быть в тезисах.

Постановка задачи, введение

Обычно это один-два небольших абзаца, в которых описывается актуальность Вашей темы, ее важность для современных отраслей науки. По сути, это характеристика той области, в которой Вы ведете исследование.

Краткий обзор существующих разработок, их недостатки

После постановки задачи необходимо сделать краткое описание двух-трех исследований, которые непосредственно связаны с Вашей темой, и показать, какие у них есть слабые места, и что необходимо улучшить в связи с потребностями производства, промышленности или науки.

Описание Вашего исследования и основные результаты

Этот раздел должен давать ответы на следующие вопросы:

  • Что было проделано лично Вами, какие научные методы применялись?
  • Сколько ставилось экспериментов и какие их основные результаты?
  • В чем польза результатов работы, каков ее научный вклад?
  • Каковы перспективы внедрения разработки в производство?

Выводы

В конце делаются выводы по проделанной работе, описываются дальнейшие планы и направления, в которых имеет смысл продолжать научные изыскания. Необходимость последнего обычно обосновывается тем, что любая работа имеет свои недостатки, а следовательно, ее можно и нужно улучшать.

Пример оформления тезиса

Гармаева Л.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ ИМ. Д. БАТОЖАБАЯ
[email protected]
Государственная республиканская юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д.-Р.О. Батожабая (ГРЮБРБ им. Д. Батожабая), л Улан-Удэ

"Свобода, процветание и развитие общества и личности принадлежит к основным человеческим ценностям. Их обрести можно лишь тогда, когда хорошо информированные граждане способны осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Действенное участие в жизни общества и развитие демократии возможны только при условии удовлетворительного образования, равно как и свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации"
(Манифест ЮНЕСКО "О публичных библиотеках")."
Формирование образованного, культурного и информированного человека -приоритет детских и юношеских библиотек.

На сегодня Юношеская библиотека Бурятии обслуживает более 16 тысяч пользователей, из них старшеклассники составляют - 20,1%, учащиеся профессиональных училищ - 5%, студенты ССУЗов и ВУЗов - 59% от общего числа пользователей. Различные опросы, анкетирования, проводимые в библиотеке показали, что основным мотивом обращения в Юношескую библиотеку является - образовательный мотив, и наша библиотека стремится максимально полно удовлетворить данный информационный интерес.

В соответствии с вышесказанным, концепция информационно-образовательной среды Юношеской библиотеки Бурятии разрабатывается в следующем направлении: мы развиваем связи и отношения между всеми компонентами информационно-образовательной среды библиотеки. Библиотека активно формирует информационные ресурсы для обеспечения процессов образования, работает над воспитанием информационной культуры пользователей, стремится повысить уровень сервиса.

Библиотека работает нас расширением информационного пространства: формирует документные фонды как на традиционных так и нетрадиционных носителях информации, приобретает готовые базы данных, создает собственные - библиографические и документальные. На сегодня библиотека обладает фондом документов около 190 тысяч экз. С 2008 года, благодаря введению радиочастотной противопожарной системы Detex Line, обеспечивающей безопасность фондов библиотека начала работу по многоуровневой организации фондов, позволяющей вынести наиболее денную и востребованную литературу на открытый доступ, максимально приблизив ее к пользователю. Начата работа по внедрению электронной документовыдачи, что позволит значительно ускорить процесс обслуживания пользователей и более четко организовать работу с фондом.
Ведется определенная деятельность по внедрению новых информационных технологий: создана локальная сеть с выходом в Интернет. Для пользователей оборудованы 19 АРМов, все они обеспечивают доступ к электронному каталогу библиотеки, базам данных, научно-образовательным ресурсам Интернет, организована работа с электронными документами из фондов библиотеки.

Помимо формирования информационных ресурсов, актуальным направлением в обеспечении процессов образования остается формирование информационной культуры пользователей. Проведенная в библиотеке автоматизация (создание электронного каталога, предоставление электронных баз данных, доступ в Интернет и др.) поставили перед нами вопрос о готовности наших читателей пользоваться этими ресурсами. Проводимые регулярно на базе библиотеки исследования студентами ВСГАКИ показал, что только определенная часть наших пользователей (около 30%) имеет представление и может полноценно использовать информационные ресурсы.

Юношеская библиотека и раньше работала по пропаганде библиотечно-библиографических знаний:, для учащихся проводились экскурсии, библиотечные уроки, практикумы, но теперь встал вопрос о расширении тематики и форм данных мероприятий. Теперь для пользователей, наряду с вышеперечисленными групповыми формами работы, проводятся индивидуальные консультации, активнее пропагандируются электронные базы данных, максимально приближен к пользователям фонд электронных документов. Кроме того, при содействии Американской некоммерческой организации "Project Harmony inc" в библиотеке создан учебный центр, где проходят обучение новым информационным технологиям социально незащищенные слои населения.
Таким образом, Юношеская библиотека путем создания единого информационного и коммуникационного пространства обеспечивает максимальный доступ пользователей к информации учебного, методического и организационного характера.

Инструкция

Прежде всего, выберите из предложенной повестки дня одну из проблем, в которой вы считаете себя наиболее компетентным.

В общем смысле, тезисы представляют собой некое доказываемое положение или утверждение. Такие выкладки являются личным взглядом участника конференции на проблему, стоящую на повестке дня, и не призваны отражать безусловную истину в последней инстанции.

Составлять тезисы следует в виде кратких формулировок, отражающих отдельные мысли и соображения автора по данной теме. Рекомендуемый объем тезисов составляет от одной до трех страниц печатного текста.

Откажитесь от механического переписывания аналитических статей и обзоров, принадлежащих другим авторам. Избегайте также бездумного копирования сообщений информационных агентств.

Для написания тезисов не подходит формат обширного доклада, реферативного сочинения или объемных теоретических записок.

Тезисы к научной конференции должны не просто быть изложением информации, известной вам по рассматриваемому вопросу, вынесенному в повестку дня. Вам нужно предложить самостоятельный анализ проблемы и некоторые вполне конкретные предложения по разрешению указанной проблемы.

При написании тезисов придерживайтесь как можно более беспристрастной манеры изложения. Использование емких метафор, поэтических сравнений, равно как и излишняя эмоциональность в тезисах будет неуместной.

Тезисы к научной конференции должны отражать вашу личную точку зрения на проблему, а не точку зрения других авторов, пишущих по этой теме.

Свои утверждения следует четко и точно аргументировать. Аргументация должна соответствовать правилам формальной логики. Логических ошибок и суждений, не поддающихся проверке, необходимо избегать.

Не злоупотребляйте общепринятыми и официальными точками зрения на рассматриваемую проблему. Такие взгляды обычно слишком формальны и затушевывают существо проблемы.

Большую ценность тезисам придаст ваше умение продемонстрировать способность к самостоятельному и независимому анализу предмета рассмотрения.

КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЕ ТЕЗИСЫ

Прогресс психологических исследований в Пермском государственном университете определяется сегодня не только работой основной исследовательской группы преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры общей и клинической психологии (с 1996 по 2007г. – кафедры психологии), но и вкладом студентов-психологов. У нас студенты свободно выбирают темы курсовых работ. Содержание настоящего сборника отражает студенческие исследовательские интересы, которые характеризуются сочетанием фундаментальности и практической направленности.

Фундаментальность связана в первую очередь с продолжением кафедральной традиции – работой в направлении «Психология познания в области психологии». Практическая ориентация определяется живым откликом на проблемы и запросы современного российского общества. Отрадно, что наши студенты не боятся обсуждать проблемы методологии, использовать «непопулярные» и трудные в применении методы, в частности, метод интроспекции. На протяжении нескольких лет высок интерес к проблеме представлений, изучение которой в последнее время дополняется анализом феноменов памяти. Продолжаются исследования мышления и речи. Следует отметить, что эти фундаментальные общепсихологические проблемы изучаются сегодня применительно к значимым для настоящего ситуациям: конфликтам, изучению иностранных языков, общению студентов с преподавателями. Становится традицией анализ психических состояний и эмоций.

Практически ориентированные работы, в первую очередь, связаны с проблемами социальной психологии. Их содержание демонстрирует неравнодушие студентов к болевым точкам современного российского общества: социализации подростков и юношей, оптимизации трудовых отношений, восприятию рекламы. Об умении видеть психологические проблемы в самых разных сферах свидетельствует и раздел, относящийся к сфере искусства, где можно найти весьма содержательные и подчас неожиданные ответы на не менее необычные вопросы: в чем различия между перспективными и неперспективными детскими танцевальными парами, как различаются идеалы женщины у студентов-математиков и художников, помогает ли музыка пониманию текста, как воспринимают эмоции актеры. Подобные тенденции нашли отражение и в тематике работ студентов других российских вузов, представленных в сборнике.

Сборник интересно читать. Он информативен. Это – главный итог нашей совместной работы. Несомненно, к нему будут обращаться студенты младших курсов, пытаясь понять, что такое тезисы и как их писать. Как же написать хорошие тезисы? Что должен знать, о чем должен помнить студент, приступающий к этому занятию?

Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис.

Тезис - это не введение, не путайте. Тезис - это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезису мы подбираем аргументы.

Все темы сочинения можно условно разделить на три группы:

  1. Номинативное предложение (ключевые слова)
  2. Вопрос
  3. Цитата

В зависимости от этого тему нужно раскрывать по-разному.

Начнем с ключевых слов. Такие темы служат почвой для размышлений, но не требуют конкретного итога, то есть вы можете двигаться в любом направлении и прийти к любому тезису, главное опираться на ключевики.

Пример:

Тема: Мамина любовь

Тезис: Я считаю, что мамина любовь - самое сильное чувство на свете.

Аргументы: «Дочь Бухары», «Матерь человеческая» (мама любит ребенка несмотря ни на что и готова ради него на все)

Можно прийти и к другому тезису: Мне кажется, что чрезмерная любовь к ребенку может навредить ему.

Аргумент: «Недоросль» Мать баловала любимого сыночка, не видела в нем недостатков, и он вырос невоспитанным и эгоистичным.

Тема: Вкус победы

Тезис: Мне кажется, что победа не всегда приносит радость, порой у нее горький вкус

Аргументы: «А зори здесь тихие», «Судьба человека» (Герои одержали победу над фашистами, но какой ценой? Радость победы смешалась со скорбью о близких), «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (Печорин и Онегин победили в дуэли, но это не принесло им радости)

Тема: Цена ошибки

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это высшей ценностью на земле - чьей-то жизнью.

Аргументы: «Сашка» (Из-за неопытности Володи погибла половина взвода), «Евгений Онегин» (Онегин, не подумав о последствиях, спровоцировал Ленского на конфликт, что привело к гибели друга)

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это собственным счастьем.

Аргументы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (герои поздно осознали любовь, о чем они сильно пожалели)

Теперь разберемся с темой-вопросом. Вопросы могут быть открытыми (на него нельзя ответить да или нет. Например, когда ты приедешь? Который час? и т.д.) и закрытыми (можно ответить да или нет. Ты приедешь? Сделал ДЗ?)

Если в качестве темы вам достался открытый вопрос , то на него просто нужно ответить. Ответ и послужит тезисом.

Тема: Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием?

Тезис: Я думаю, что выбор будет зависеть от того, насколько дорога человеку честь.

Тезис можно сформулировать иначе: Мне кажется, что, оказавшись в сложной ситуации, человек должен решить, сможет ли он спокойно жить, совершив бесчестный поступок.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев был готов умереть, а Швабрин предпочел стать предателем), «Сотников», «Судьба человека», «Сашка»

Если в качестве темы встретился закрытый вопрос , то свой ответ нужно пояснить (да, потому что…/нет, т.к….). Пояснение ответа обязательно, иначе тема не будет считаться раскрытой.

Тема: Всегда ли человек может контролировать свои действия?

Я думаю, находясь под влиянием эмоций/чувств человек теряет контроль над собой

Аргументы: «Леди Макбет», «Евгений Онегин» (Ленский в гневе, не подумав, вызвал Онегина на дуэль), «Моцарт и Сальери» (Зависть затмила разум Сальери, и он отравил друга), «Капитанская дочка» (Швабрин был одержим ненавистью и жаждой мести).

Самые сложные темы, на мой взгляд, - это цитаты. Для себя я поделила высказывания величайших людей на «понятные» и «непонятные».

В первом случае достаточно мысленно согласиться с автором и объяснить почему вы согласны.

ВАЖНО!!! ни в коем случае не пишите в сочинении фразу: «Я согласен с автором…», это итоговое сочинение, а не ЕГЭ. Такой вариант допустИм только в случае, если вам совсем нечего больше написать.

Тема: Юность - пора ошибок.

Цитата довольно простая: в юности человек совершает бОльшую часть ошибок. А почему? Ответ будет являться тезисом.

Тезис: Я думаю, что большую часть ошибок человек совершает именно в юности, потому что в этом возрасте мы вступаем во взрослую жизнь, но совершенно не имеем опыта.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев вырвавшись из-под надзора родителей, напился, проиграл деньги, обидел Савельича, но получил урок на всю жизнь). «Ионыч» (Юная Катя считала, что карьера важнее семьи, но она заблуждалась)

Но встречаются и сложные цитаты, смысл которых сложно понять, или тяжело подобрать аргумент. В данном случае высказывание нужно «расшифровать», перевести на доступный язык. Дальше 2 пути: либо «расшифровка служит тезисом, либо мы опираемся на фразу, которая у нас получилась, а тезис - это пояснение.

Тема: Любовь - волшебный цветок, но нужно быть очень смелым, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его.

Край пропасти - это риск

Сорвать цветок - значит влюбиться

А чем рискует влюбленный человек? Он рискует не получить взаимности и остаться с разбитым сердцем.

Так и запишем в тезисе: Я считаю, что влюбиться может только смелый человек, потом что он рискует остаться с разбитым сердцем.

Аргументы: «Гранатовый браслет», «Леди Макбет», «Солнечный удар». Можно написать про Печорина, может он закрывался от чувств, потому что боялся?

После того, как вы сформулировали тезис, можно приступать к следующему действию -

Как же написать хорошие тезисы? Что должен знать, о чем должен помнить студент, приступающий к этому занятию?

Памятка начинающему исследователю:

как написать хорошие тезисы

Что такое тезисы

1. Тезисы – это краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы (те результаты, о которых автор хочет сообщить научному сообществу, т. е. наиболее яркие, достоверные, существенные), а также методология (пути и способы) их получения.

2. Автор сам (не забывая при этом посоветоваться с научным руководителем) решает, какие результаты описать, какие оставить за пределами текста. По одной работе (если она достаточно содержательна) можно написать несколько тезисов, представив в них различные части, стороны, аспекты исследования.

3. Тезисы предваряют и сопровождают ваше выступление на конференции. Они призваны помочь другим участникам конференции лучше понять содержание вашего исследования, оценить научность и достоверность полученных вами результатов.

4. Тезисы и выступление – это не одно и то же. Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями восприятия устной речи, в то время как тезисы – это продукт письменной речи, основа, скелет вашего будущего доклада.

Оформление тезисов

5. Объем тезисов определяет та организация, которая собирает их для их последующего опубликования. Он может варьировать от 1 до 5 страниц. Помните, что задается предельно допустимый объем. Это значит, что текст может быть и меньшим (но не превосходить заданную границу). На кафедре общей и клинической психологии принят объем 1-2 страницы.

6. Внимательно читайте правила оформления тезисов и следуйте им Учитывайте требования к размеру шрифта, величине полей, интервалу между строк, использованию различных видов выделения, ссылок и сносок, возможности включения схем, таблиц, рисунков. Если отступления от предложенных правил будут значительными, тезисы, вероятнее всего, отклонят.

7. Чаще всего указывают следующие требования: шрифт Times New Roman, кегль 14, все поля 2 см, интервал полуторный, схемы и рисунки просят не включать.

8. Прямое цитирование в тезисах нежелательно. Если этого не избежать, следует выделить слова цитируемого автора кавычками и обязательно указать в скобках его инициалы и фамилию, год издания работы и номер страницы, на которой имеется приводимое вами высказывание. Если вы пересказываете мысль автора, необходимо назвать его инициалы, фамилию и год издания упоминаемой работы. Каждая фамилия, приведенная в тезисах, должна сопровождаться (в скобках) указанием на годы издания тех работ, в которых изложена упоминаемая вами точка зрения данного автора. Недопустимо приведение фамилий без инициалов. Инициалы ставятся перед фамилией (за исключением списка литературы, если позволено его привести, что бывает для тезисов далеко не всегда).

9. Каждая из методик, упоминаемых в тезисах, обязательно должна сопровождаться ссылкой на то издание, из которого она взята (инициалы и фамилия автора методики, год ее опубликования).

Требования к содержанию тезисов

10. Название тезисов должно соответствовать их содержанию. Оно может повторять заголовок курсовой (дипломной) работы, а может и отличаться от него (например, если в тезисах отражена часть проведенного исследования).

11. Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:

    что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование ее актуальности, новизны, теоретического и практического значения).

    как изучалось? (описание методологии исследования: для эмпирических исследований - выборки, методов и методик организации работы, сбора и обработки данных, для литературных обзоров – способов поиска и критериев отбора литературы, на основе которой подготовлена работа).

    какие результаты были получены? (основные выводы).

Логика текста, порядок следования ответов на приведенные вопросы определяются автором тезисов.

12. Не следует пытаться сконструировать тезисы из фрагментов уже написанной работы. Логические связи между фрагментами в этом случае могут быть утрачены, у читателя возникнут трудности в понимании вашего исследования. Лучше попытайтесь заново описать исследование в целом.

13. Не бойтесь, все когда-то делали это впервые. У вас получится!

Главные секреты хороших тезисов

14. Хорошие тезисы – это следствие хорошо выполненного исследования. Маловероятно написать хорошие тезисы по плохо (небрежно, некачественно) проведенной, не соответствующей установленным требованиям исследовательской работе. Но и обратное все же возможно. Над хорошими тезисами надо потрудиться, само собой не получится.

15. Внимательно формулируйте тему научно-исследовательской (курсовой, дипломной) работы. Используйте любую возможность для ее обсуждения на семинарах, лекциях. Записывайте возникающие у коллег вопросы, чтобы впоследствии поразмышлять над ними. Проверьте по периодическим изданиям, сборникам статей и тезисов, нет ли совпадения с тематикой уже проведенных другими исследований.

16. Тщательно продумывайте дизайн исследования. Не ставьте слишком много вопросов в одной работе, оставьте их для последующих этапов вашего исследования. Стремитесь к относительно простым, изящным схемам.

17. Не жалейте времени для размышлений над гипотезой. Указание на то, что между группами будут обнаружены различия, слишком обобщено. Согласно закону индивидуации, сформулированному в античности, различия будут наблюдаться всегда. Поэтому надо подумать над тем, какими они будут и конкретизировать ожидания.

18. Работайте, не покладая рук, осваивая курс математических методов в психологии. Все пробелы в ваших познаниях в этой области помимо вашей воли проявятся в том, как вы описываете методы математико-статистической обработки ваших данных и представляете полученные результаты.

Резюме

19. Не бойтесь. Все (по крайней мере, студенты-психологи) когда-то писали тезисы впервые. У вас получится!

Создать научную работу – это одно. А вот выступить на конференции, предоставить сильные факты, быть интересным, не дать слушающим заскучать, да и предстать перед сотней незнакомых лиц – задача не из легких.

В подготовке к конференции есть что-то похожее на . Но есть и свои нюансы.

Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм .

Почему так важно знать, как пишутся тезисы на конференцию?

Участие в научной конференции – это предел мечтаний любого ученого. Именно там собираются все авторитетные личности, которые заметят или не заметят ваши светлые мысли.

Знание того, как правильно написать и оформить тезисы на конференцию, многим пригодится еще раньше. Еще в школе у особо успешных учащихся есть возможность поучаствовать в таком мероприятии. Еще пример – студенческие годы, когда молодые ученые начинают делать свои первые шаги в науке.

Успешное выступление на конференции станет уверенной заявкой на участие в научном сообществе. Если вас заметят (в хорошем смысле), в будущем можно достигнуть больших высот.

И еще один момент, почему так важно следовать правилам написания тезисов для конференции: плохая подготовка представит в невыгодном свете основной научный труд, а порой – и личность самого автора.

И наоборот, хорошая структура, грамотный план и соблюдение всех требований тезисов на конференцию позволят получить сразу несколько преимуществ:

  1. Раскрыть потенциал научного труда.
  2. Обратить внимание на себя и свою работу.
  3. Привлечь финансирование.
  4. Заявить о себе как о новом научном авторе.

Обратите внимание, что отмеченные комиссией тезисы имеют все шансы быть бесплатно опубликованными в сборниках научных статей, сборниках конференций и т.д.

Что такое тезисы для конференции

Написание тезисов на конференцию представляет собой процесс сбора в единое целое взаимосвязанных и логически выстроенных основных положений всей научной работы ( , ), где должны быть приведены основные доказательства и обоснования.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, доклада, статьи, курсовой или дипломной работы.

Есть несколько основных целей написания тезисов:

  • предоставление краткого убедительного обобщения,
  • раскрытие сути работы,
  • знакомство с основными идеями и результатами труда.

Если ближе познакомиться с требованиями к оформлению тезисов для конференции, можно уловить четкое сходство с . Здесь так же нужно соблюдать маленький объем – всего 2-3 листа формата А4, на которых отображены основные идеи полной научной работы.

Образцы тезисов для научной конференции:

Виды тезисов

Перед тем как делать тезисы к конференции, стоит хорошенько изучить их по следующим признакам:

  1. По авторству основного научного труда . При их составлении могут использоваться публикации других авторов, а также собственный научный труд. В первом случае чужая работа досконально изучается, выделяется ее суть и главные идеи. На основе подготовленных данных автор формулирует отдельные положения, которые и должны будут отображаться в докладе. Во втором случае предполагается, что автор в ходе исследований приобрел четкое понимание изученного вопроса. И здесь главной задачей является лаконично и емко отобразить перед публикой рассматриваемую проблему.
  2. По месту представления. Перед тем, как делать тезисы к конференции, необходимо понимать, где они будут представлены (семинары, журналы, международные конференции и так далее).
  3. По форме представления . Это может быть презентация с выступлением, публикация, заочное слушание и прочее. Этот пункт напрямую зависит от предыдущего. Пример написания тезисов на заочную научную конференцию будет отличаться краткостью, информативностью, емкостью, чтобы их можно было опубликовать в научном сборнике статей конференций. В презентации же допустимо некое лирическое отступление, а в некоторых случаях будет кстати уместная шутка.
  4. По порядку написания . Такие тезисы доклада на конференцию могут писаться до того, как создается основная научная работа, или когда работа уже готова (по ее примеру). Если работа делается на основе готового материала, она заключается в четком выделении важных моментов и придании всей работе целостности. Образец оформления тезисов на конференцию до создания основного труда является наиболее распространенным типом. Его сложность состоит в том, что материал еще не до конца изучен автором, а потому он еще не имеет четкого представления, о чем писать. Здесь нужно проработать четкий план с мельчайшими подробностями, на основе которых и будет написан текст.
  5. По основному содержанию . Здесь может содержаться постановка проблемы, описываться новая методика работы, результаты интересных исследований и так далее.
  6. По сложности (сложные, средние, простые). При этом простые тезисы занимаются раскрытием основной проблемы, средние (основные, состоящие из множества простых) состоят из принципиально важных идей и положений основного научного труда, а сложные состоят как из простых, так и из основных тезисов, которые максимально полно будут раскрывать суть научной работы.
  7. По стилю изложения (номинативного или глагольного строя). Тезисы глагольного строя выглядят как краткое научное описание и состоят в основном из глагольных сказуемых. Тезисы номинативного строя характеризуются отсутствием глагольных сказуемых, отличаются лаконичной фиксацией научных данных.

Вот мы и рассмотрели основные моменты, как оформляются тезисы для конференции. А теперь перейдем к главному: как их написать?

Как писать тезисы на конференцию: правила и образец

Структура этого вида работы будет полностью зависеть от того, по какому типу тезисов вы решили работать.

Если пишется текст, который будет описывать поставленную проблему, в него должны входить следующие информационные блоки:

  • описание цели работы и постановка задач;
  • небольшой лит. обзор, анализ насущных точек зрения и методик;
  • изложение собственных мыслей по проблеме;
  • возможные пути развития проблемы;
  • подведение итогов, оценка достигнутых результатов.

Если пишется текст по результатам исследования, лучше использовать немного другую структуру:

  • краткое вступление, раскрытие актуальности тематики;
  • описание цели работы;
  • общие положения, основные гипотезы;
  • используемые методы и методологии;
  • приведение расчетов и данных;
  • выведение промежуточных результатов, проведение анализа;
  • знакомство с основными результатами;
  • финальный анализ, подведение итогов.

А вот образец того, как пишутся тезисы на конференцию по примеру работы с новыми методиками:

  • краткое вступление, описание методик, сфер применения;
  • описание цели работы и постановка задач при разработке новой методики;
  • знакомство с имеющимися методиками, анализ литературы;
  • знакомство с новой методикой;
  • описание сферы применения;
  • реальная оценка достоинств и ограничений;
  • выводы и степень реализации поставленных задач, описание погрешности методики.

Требования к тезисам на конференцию: как правильно оформляются

Перед началом работы обязательно обратитесь к научному руководителю. Он должен показать, как выглядят тезисы к конференции, показать примеры и образцы, как их делать, а также как оформлять.

Кроме научного руководителя предоставить правила к оформлению может организационный комитет, проводящий конференцию.

Крайне важно уделить оформлению особое внимание. Ошибки и неточности могут стать причиной отказа в выступлении. Почему все так строго? Просто любые отклонения могут стать причиной срыва сроков верстки работ и их дальнейшего размещения в библиотеках и изданиях.

И вот основные правила оформления:

  • основной шрифт - Times New Roman,
  • размер 12-14 кегль,
  • одинарный или полуторный межстрочный интервал,
  • оформление списка литературы точно по ГОСТ 7.1-2003.

В заголовке работы должны быть указаны данные автора: его фамилия, имя, отчество, место учебы/работы, страна и город. Иногда требуется выполнять аннотация тезисов на конференцию, но такое бывает крайне редко. Поэтому мы не будет останавливаться на этом пункте.

Главное – определить четкий алгоритм создания тезисов к конференции. Вот вам в помощь чек-лист, с помощью которого вам удастся сделать настоящую «бомбу» и «взорвать» научный мир своим выступлением:

Не волнуйтесь. Если уж вы дошли до того, что хотите участвовать в конференции, то больше половины этих требований уже прочно сидит в вашей голове. Ну а если время беспощадно летит, а вы не можете выкроить и минутки на подготовку, вовсе не обязательно отказываться от участия. Можно ведь просто обратитсья за тезисами на конференцию у специалистов студенческого сервиса и спокойно наслаждаться миром фактов, научных докладов и глубинных знаний.