Почему птицы залетают в турбины самолета. Интересное про самолеты. Предотвращение и обнаружение

Самолет vs птица? Казалось бы, ответ очевиден – самолет определенно выйдет из этой неравной схватки победителем, но к сожалению для воздушного судна последствия такой «встречи» могут быть очень и очень серьезными. Вспомним хотя бы случай вынужденной посадки Аэробуса А320 на реку Гудзон в Нью-Йорке в 2009 году, тогда сразу после взлета одновременно в оба двигателя попали дикие гуси, что вызвало полную потерю тяги. История гражданской авиации знает немало случаев и с менее счастливым исходом. В этой статье мы расскажем, почему птицы представляю такую большую опасность для авиации.

Немного физики.

Поскольку самолетам и птицам приходиться уживаться в одном небе, столкновения ( по-английски) к сожалению неизбежны. Почему же их последствия настолько серьезны для воздушных судов? Все дело в физике. Скорость большинства самолетов на высоте ниже 1000 метров (именно здесь происходит 90 процентов столкновений) составляет 200 – 400 километров в час. А теперь давайте вспомним, как вычисляется кинетическая энергия. Она пропорциональна квадрату скорости, в этом и кроется причина колоссальной разрушительной способности птиц, ведь энергия объекта равной массы в момент столкновения на скорости 100 и 400 км/ч различается в 16 раз! Именно поэтому вроде бы безобидные пернатые для воздушных судов оказывается сродни боевым снарядам. Кстати повреждения самолета зависят не только от размера птицы. Как это ни цинично прозвучит, с точки зрения авиации в первую очередь важна плотность туши птицы, т.е. отношение размера к весу. Так, например, дикая утка при сравнительно меньшем размере наносит значительно больший урон, чем чайка.

Повреждения самолета.

Наибольшую опасность представляет попадание птиц в двигатель, это может повлечь деформацию лопаток на различных ступенях компрессора, после чего возможно их разрушение и отказ двигателя, в некоторых случаях даже пожар двигателя.

Попадание птицы в остекление кабины может вызвать его растрескивание, иногда даже разрушение, в этом случае пилоты могут получить серьезные травмы.

Попадание птиц в другие части фюзеляжа обычно не представляет серьезной угрозы для безопасности полета, однако приводит к значительным повреждениям конструкции.

Ежегодно гражданская авиация несет многомиллионные убытки в результате подобных инцидентов.

О птицах.

Большинство тех птиц, на которых мы обычно не обращаем внимания (вороны, голуби и т.д.) летают не выше 100 метров на скоростях до 40 километров в час. Реже можно встретить птиц на высотах до 300 метров. Выше 300 метров встречаются, как правило, либо хищные птицы, либо перелетные птицы, высота полета которых может достигать нескольких километров. Известны случаи столкновений с птицами на высотах 6000 и даже 9000 метров, но это скорее исключение.

Несмотря на небольшой размер, возможности слуха и зрения птиц в целом схожи с человеческими. Исследования показали, что птицы видят летящий самолет достаточно заранее, однако не воспринимают воздушное судно как угрозу и не пытаются заранее изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения. Кроме того, птицы, которые на протяжении долгого времени живут в районе аэропорта и довольно часто наблюдают самолеты, становятся менее осторожными. Поведение птиц непосредственно перед столкновением является непредсказуемым. Существует мнение, что птицы стремятся скорее предпринять резкое снижение, нежели набор высоты, однако исследования не показали какой-либо закономерности в их поведении.

Как бороться?

В каждом крупном аэропорту есть своя орнитологическая служба, которая ведет наблюдения и статистику, изучает маршруты миграции пернатых, проводит мероприятия по их отпугиванию.
Наибольшее распространение получили акустические установки, которые имитируют крик птиц издаваемый в опасности. Также широко используются пропановые пушки, издающие звук, похожий на выстрел. Некоторые аэропорты позволяют себе содержать хищных птиц, например соколов.

Известны случаи целенаправленного истребления определенных популяций в районах аэропортов, так в 1990 году в Нью-Йорке был произведен отстрел чаек, было уничтожено около тридцати тысяч особей. Данная мера привела к значительному снижению количества столкновений птиц с самолетами.


Перед тем, как объяснить всю суть этого явления, хотим показать Вам ролик про возможное попадание птицы в турбину самолета!

Известно, что больше всего авиакатастроф случается во время взлета и посадки самолета. Следовательно, современные инженеры предусмотрели различные варианты опасности и обезопасили нас от всяких несчастных случаев!

Вот, например, Боинг 737 взлетает со скоростью 250 км/ч. Среднестатистическая птица весит 2 кг. Момент столкновения измеряется величиной 138 кг м/с. Это эквивалентно столкновению с Вашим лицом 20 килограммового объекта на скорости 25 км/ч.

Вот результат подобного столкновения!


А почему случаются такие столкновения?


Птиц привлекает яркий блеск самолета, и они начинают лететь к нему. Волей-неволей, неминуемо происходит столкновение!

Современные пассажирские самолеты оборудованы двумя двигателями. Поэтому, если даже случится отказ одного из них, опытные пилоты смогут спокойно долететь на втором двигателе. Плюс ко всему, аэропорты и взлетно-посадочные полосы оборудованы специальными устройствами, которые отпугивают птиц и разных зверей!

Если Вам понравилась эта статья, обязательно поделитесь ею с близкими и друзьями!

Привет, Ёжин.ру!
Я, будучи действующим пилотом западной, а до этого и российской Авиакомпании, продолжаю вас посвящать в тонкости авиации.

Ответы на вопросы!

А как на счет молнии, если она попадет в самолет?

Даже если молния попала в самолет-ее расправляют стекатели статического электричества-это такие жгуты на крыльях и хвосте.
В салон конечно же молния не проходит.После попадания молнии в самолет на земле производят осмотр на наличие незначительных
механических повреждений.

Как часты случаи пилотирования в состоянии алкогольного опьянения?

Не переживайте! Перед каждым рейсом экипаж проходит медицинское обследование. Если у врача закрадутся подозрения, он вправе не допустить одного из членов экипажа к полету. Все что вы можете увидеть или услышать в СМИ-ерунда «писак».

А что случится, если в турбину самолета попадет птица?

Ситуации такие случались, особенно часто еще на стадии развития авиации. Для самолетов птица-враг №1, т.к. попадание птицы в двигатель самолета неизбежно приведет к выходу из строя двигателя, а может даже и пожару. Но тут тоже не стоит переживать, умные люди эту проблему решили! Как? На каждом аэродроме в обязательном порядке стоит спец.оборудование для отпугивания птиц.

Какие? Да самые разные: пугала, воздушные змеи, газовые пушки, но в основном аэродромы пользуются ультразвкуковыми отпугивателями.

В крупных аэропортах этим занимается специальная служба.

Вы можете наблюдать как на взлете/посадке самолет выпускает и включает фары. Зачем? А вот как раз что бы отпугивать птиц, как бы это не было банально.

Слёзно прошу и умоляю написать о правилах пользования электроприборами на борту самолёта…

Пользоваться на борту можно любым электронным оборудованием, незапрешенными для проноса на борт. Другое дело что пользоваться ими нельзя во время взлета и посадки. Почему? Потому что в случае непредвиденной ситуации на этих этапах, любой незакрепленный и неубранный предмет на багажную полку, автоматически становится угрозой здоровью пассажира. Так же заставляют выключать все электронное оборудование, якобы они создают помехи навигационному
безопасности полетом, вы ОБЯЗАНЫ выключить приборы на этапах взлета и посадки. Это просто мера предосторожности.

Ну во-первых всем известно что полет проходит на скорости, близкой к 500 км/ч и на высоте 10-12 км. Дышать на такой высоте нечем-это раз, температура за бортом на такой высоте — 50-два, а значит нам потребуется спец.одежда утепленная, шлемы и кислородные маски. Раздать все это пассажирам перед полетом проблем нет, а вот в суматохе и панике все это на себя одеть возможности не представляется. Для безопасных прыжков с парашютом нужны определённые знания и навыки, которых у пассажиров нет, а перед полетом за 20 минут научить их этому невозможно.

Для того что бы осуществить выброс пассажиров из лайнера, нужны спец. люки и двери, у которых пропускная способность будет выбрасывать 100-200 пассажиров за 10-20 секунд, на пассажирских лайнерах этого нет.

Прецедент к катастрофе происходит на больших высотах и то, что самолет точно разобьется становится известно уже за несколько секунд до столкновения с землей. Т.о. можно понять, что использование парашютов в пассажирских авиалайнерах малоэффективно и травмоопасно. Половина пассажиров погибнет выпрыгнув с парашютом, а вдруг катастрофы получится избежать. Как в примере с Ту-154 в Ижме. Представляете-пассажиры попрыгали как попало с самолета, половина погибла, а самолет взял и благополучно сел.

Почему самолёты летают высоко? В связи с чем это необходимо?

Ответ: На большой высоте большое разрежение воздуха, плотность меньше, сопротивление меньше, значит скорость больше и больше экономия топлива.

А можешь про «лазерохулиганов» с земли рассказать, мешают ли они пилотам?

Конечно нет, это СМИ любит раздувать. Что бы помешать пилоту в глаз этим лазером. С земли еще нужно умудриться попасть лазером в кабину самолету, который садится или взлетает, мало того нужно еще и в глаз попасть. Это не возможно:)

Вот меня интересует вопрос, питание в самолетах всюду одинаковое или как? Вот летом кормили более менее сносно. Давали кусочки колбасы, огуречек и помидорку. Сейчас же на рейсах вообще дают одно масло и булочку с сыром. Это авиа компания экономит или такой рацион у всех?

Чем кормить своих пассажиров решает авиакомпания, все готовится в аэропорту, заказ на питание подает авиакомпания. Если на борту кормят плохо, то это вина авиакомпании-экономят!

Зачем при взлете и посадке открывать шторку на иллюминаторе?

Это необходимо по нескольким причинам: во-первых в аварийной ситуации пластиковая шторка может расколоться и нанести увечья, во-вторых в случае аварийной ситуации бортпроводники должны оценить ситуацию за бортом и третье-в случае аварийной ситуации спасательные службы должны видеть что происходит в салоне.

У меня вот такой вопрос, я всегда любила самолеты я хочу стать пилотом (голубая мечта), но я девушка, и родители говорят, что сложно пробиться девушкам в пилоты, так ли это? Да и вообще хотелось бы знать «+» и «-» работы пилотом от человека давно работающего пилотом, т.е. уже опытного и много знающего))

Выучиться на пилота для девушки-нет никаких проблем, я знаю девушек, которые летают вторым пилотом, правда знаю только в западных авиакомпаниях. Девушкам чаще труднее учиться, т.к. есть такие тяжелые дисциплины, как конструкция самолета, аэродинамика и тд. Если вы сдадите все экзамены и всё освоите, то никаких проблем нет. Для тех, кто любит и бредит авиацией минусов нет!:) Даже по одним и тем же маршрутам летать приятно и интересно. Хотя мы летаем не по одному и тому же, летаем по маршрутам которые есть у авиакомпании.

Слушай, а до какой скорости разгоняется самолет для взлета?

Ну у разных самолетов разная скорость отрыва и еще это зависит от взлетной массы самолета. Ну на 737 боинге в среднем 220 км/ч, на 747-270км/ч, на Як-40-180 км/ч, Ан-2-90 км/ч 🙂

Почему иллюминаторы в самолетах овальные?

У квадрата 4 угла-это слабые места. Если надавить на квадратную конструкцию, то трещины пойду именно из углов. По-этому овальные и круглы иллюминаторы-конструктивно безопаснее и надежнее квадратных.

Авиакомпания «Победа» требует с аэропорта в Тюмени 1 млн рублей. Причина - попадание птицы в двигатель самолета. Такое возможно не только в России. Проблема очень пугает пилотов

Фото: David Tipling / Barcroft Images/ТАСС

Авиакомпания «Победа» намерена взыскать 1 млн рублей с тюменского аэропорта за попадание птицы в двигатель. Перевозчик намерен возместить свои расходы на очистку двигателя. Инцидент случился при заходе на посадку на аэродром «Рощино».

Как сообщает авиакомпания, орнитологическая защита аэродрома — это сфера ответственности аэропорта. Как часто птицы попадают в двигатели авиалайнеров, и как на это реагируют пилоты?

Более трети всех попаданий птиц в двигатели происходит уже после взлета авиалайнера, еще треть — в момент захода на посадку. Пик столкновений приходится на дневное время. Птицы летают на самых разных высотах, но чаще не выше километра, говорит орнитолог Евгений Коблик.

Евгений Коблик орнитолог «Над Гималаями пролетают некоторые перелетные птицы, например, горные гуси. Это как минимуму 8 000 метров над уровнем моря, другое дело — насколько птицы поднимаются на подстилающую поверхность. Считается, что до 3-4 километров могут подниматься. Это, конечно, редкие случаи. В основном, большинство птиц летит на высоте меньше километра над землей».

А это как раз момент, когда самолет садится. Причем летит он на такой высоте гораздо дольше, чем, когда резко набирает высоту. Отсюда и такая статистика. Несмотря на то, что сейчас моментально срабатывает автоматика и увеличивает мощность второго двигателя, летчики все равно нервничают, рассказал пилот, много лет бывший командиром экипажа Як-40 Евгений Самсонов.

Евгений Самсонов пилот «Если один двигатель выключился, смотря, на каком этапе, если на взлете, так это уже большая проблема. Хотя на одном двигателе они все равно взлетать обязаны, и они взлетают. А если где-то на большой высоте, или на снижении, в облаках, ночью. Хотя самолеты сейчас практически все автоматы, там компьютер сам выводит другой двигатель на взлет. Моменты разворачивающие есть, это все влияет на устойчивость и управляемость самолета. Поэтому пилоты, конечно, этого остерегаются. Эта проблема мировая, не только в России, но и везде, эта проблема по всему миру».

В России у этой проблемы, как обычно, есть свои особенности. В том, что рядом с нашими аэропортами много птиц, виновны не их наземные службы, говорит бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.

Александр Романов бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов «Птицы перелетают через полосу, и по нашим всем нормам, в радиусе 17 километров не должно быть никаких свалок, тем более продуктовых, а у нас эти свалки находятся на расстоянии меньше километра всего. И вот «Шереметьево»: закрываем, пытаемся практически каждую неделю и ничего сделать не можем. Птицы не просто сезонные, они прилетают туда, где есть корм. Где свалки, там они находятся: и чайки, и другие птицы большие. Это самая распространенное, самое больное место в авиации сейчас».

По рассказам пилотов и техников, в двигатели чаще всего попадают именно чайки. Вороны очень умные птицы и не летают, где попало. Кстати, они и не такие крупные. Наряду с голубями и воробьями они не наносят сильного вреда двигателю. А вот чайки могут достигать веса до 2 килограмм. Столкновение с такой птицей при скорости самолета 700 километров в час равносилен попаданию 30-миллиметрового снаряда, выпущенного из пушки. Правда, опять же по статистике повреждение двигателя при таких ЧП происходит в 18% случаев. Более половины пилотов отделываются легким испугом, а самолеты небольшим ремонтом.

Двойное попадание птицы в двигатель чрезвычайно маловероятно (хотя и случалось), но если один двигатель выйдет из строя по причине птичьего попадания, это будет не критично. Все самолеты справляются с выходом одного двигателя из строя. Большинство из них могут преодолеть океан на одном двигателе.

Однако не только двигатели подвергаются риску при попадании птиц. Окна в кабине пилотов тоже могут разбиться. Но делают их из трех слоев ламинированного акрила и стекла, спроектированных так, чтобы выдерживать град в сердце бури, поэтому птицы не представляют для них проблему. Наличие множества слоев также обеспечивает герметичность самолета даже в случае повреждения внешних слоев. Также пилотов обучают включать нагрев стекла, чтобы лед не намерзал на высоте, перед взлетом; так стекла становятся мягче и более устойчивыми к ударам.

Предотвращение и обнаружение

Чтобы птицы не пострадали от такой страшной судьбы, аэропорты также предпринимают различные меры, чтобы помешать им даже приблизиться к самолетам. Используются записи звуков хищных птиц, патроны, производящие громкий шум и вспышки света, механические соколы, обученные соколы и беспилотники. Эти меры работают в краткосрочной перспективе, но считается, что птицы быстро к ним привыкают. Кроме того, птицам нравятся аэропорты. Большие, зеленые, пустые районы, окруженные деревьями и бункерами, очень привлекают дикую природу.

Довольно часто возникает предположение, что двигатели должны быть защищены решеткой, но это не так просто сделать. Проблема в том, что для того, чтобы эффективно заблокировать птицу на скорости 800 километров в час, сетка должна быть весьма прочной и толстой, но это помешает току воздуха в двигатель. Двигатели эффективны, потому что тщательно спроектированы, чтобы задействовать тончайший воздух на высоте, поэтому минусы защитной решетки перевешивают плюсы.

Поскольку коммерческие беспилотники становятся все более распространенными, индустрия призывает к системам, которые будут сообщать пилотам, насколько серьезный удар, чтобы они могли продолжать лететь, если повреждений нет. Исследователи из Кардиффа и имперских университетов Великобритании, а также со всего мира работают над различными датчиками и материалами, которые смогут самостоятельно оценивать здоровье самолета и устранят необходимость прерывать полет.

Идея заключается в том, чтобы разработать маломощную, легковесную, беспроводную систему, которая может определить место и силу повреждений. На сертификацию такой системы может потребоваться больше десятилетия, но в конечном итоге пилоты смогут получить информацию о возможности безопасного продолжения полета после удара. Если им нужно будет приземлиться, техники будут знать, куда смотреть, а запасные части уже будут наготове.

А пока – предупреждение, конструкция и тщательное обучение пилотов будут оставаться нашей единственной защитой против попаданий птиц.