Причины, лежащие в основе нарушений письма и чтения. Нарушения письма и чтения у детей Нарушение речи письма и чтения у детей

По данным статистики 60% детей имеют нарушения речи. С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество малышей, которые имеют те или иные нарушения устной речи, выраженные в большей или меньшей степени. Путём проведения специальной коррекционно-педагогической работы с дошкольниками во многих случаях удаётся предупредить или предотвратить развитие речевой патологии в дальнейшем. Однако, не все дети дошкольного возраста, в силу различных причин, охвачены данной работой. В результате часть детей младшего школьного возраста имеют различные трудности в освоении письменной речи, которые в свою очередь приводят к задержке сроков овладения школьной программой.

По мнению И. Н. Садовниковой «проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных, поскольку она (письменная речь) становятся базой и средством дальнейшего обучения».

Письменная речь включает в себя в качестве равноправных составляющих письмо и чтение.

Чтение - один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произнесением, так и с пониманием читаемого (Л. Ф., Спирова) Восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка (Д. Б. Эльконин)

Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.

Нарушения письменной речи носят названия дисграфия и дислексия.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия - частичное нарушение формирование процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связано с незнанием грамматических правил, а обусловлено недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный многоуровневый процесс письменной речи.

Не следует считать ошибки чтения и письма нелепыми и объяснять их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины.

Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо иметь представление, что управляет процессами чтения и письма. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Она тесно связана с процессом устной речи и осуществляется, только на основе достаточно высокого уровня её развития. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, и словом видимым и записываемым. Это многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речедвигательный (обеспечивающий восприятие и анализ информации от речевого аппарата, т. е. восприятие и анализ артикулем, и организующий подготовку и выполнение речевых движений, зрительный (обеспечивающий восприятие и анализ зрительных раздражений, а именно контролирует отбор и узнавание графем, речеслуховой (обеспечивает восприятие фонем как акустических раздражителей и восприятия смыслового содержания высказывания устной речи, общедвигательный (с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Регуляция и согласование работы этих анализаторов осуществляется в теменно-затылочно-височной областях головного мозга. В норме на 10-11 годах жизни заканчивается формирование данного процесса. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль за работой всех структур, участвующих в этих процессах. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения.

Какие же причины лежат в основе нарушений письменной речи, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон устной речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматической стороны речи, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школьном возрасте.

Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье.

Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, недостаточность развития высших психических процессов, а также неустойчивость эмоциональной сферы и педагогическая запущенность.

Первые признаки развития дисграфии и дислексии может заметить учитель при обучении ребёнка чтению и письму. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфическим и дислексическим, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение. Основные проявления (симптомы) нарушений письменной речи.

Симптоматика дислексии

1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков входящих в их состав, а также замены графически сходных букв (Х - Ж, П - Н, З - В).

2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова.

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении машинист - машинит, в пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов.

4. Нарушение понимания прочитанного. Оно проявляется на уровне отдельного слова, предложения, текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

5. Аграмматизм при чтении. Он проявляется на аналитико- синтетической и синтетической ступени овладения навыками чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и т. п.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом.

1. Искажения и замены букв. Такие ошибки связаны с нарушением произношения (замены по твердости - мягкости, глухости - звонкости, артикуляционному сходству, а также замена графически сходных букв.

2. Искажение звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении машинист - машинит, в пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов.

3. Нарушение слитности написания отдельных слов в предложении: раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова, слитное написание предлогов со словами, смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

4. Аграмматизмы на письме. Нарушение связи слов: согласования и управления.

Педагогу необходимо убедить родителей посетить консультации логопеда или дефектолога и психолога. В зависимости от того, каковы причины, обуславливающие проблемы в обучении, показаны занятия либо с одним специалистом, либо с несколькими одновременно. После консультаций, если ваше подозрение нашло своё подтверждение, и ребёнок начал посещать занятия с логопедом учителю класса, необходимо поддерживать постоянный контакт с логопедом и оказывать ему содействие в работе.

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, для ребенка, страдающего дисграфией сплошной красный фон в тетради, является дополнительным фактором стресса.

Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать. И выполняют их буквально. Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом. А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Это общие приемы, которые помогут педагогам в работе с такими детьми, но более подробную консультацию о методике работы с каждым ребенком учитель может получить у логопеда, который руководит процессом коррекции.

Автор: Екатерина Алексеевна Матвеева (Ерохина), логопед, специальный психолог ДЦДЛ им. Семашко. Источник статьи. Pedsovet.su
Долгое время считалось: ребенок, который упорно пишет "лапма" или "рампа" вместо "лампа", просто невнимательный и ленивый. Не хочет учиться — вот и все дела! Однако сейчас
большинство специалистов уверены, что в основе подобных "промахов" лежат более серьезные причины — несформированность речи или других психических функций (например, памяти или восприятия).

Что это такое?

Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки "д" и "м" в слове "дом", и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: "том", "дон", "бом" и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет "граза" — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем.

При дислексии малыш делает всевозможные "чудные" ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют "специфическими нарушениями письменной речи".


Отчего и почему?

В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.
Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно не известно.
Неблагоприятные факторы , негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже... их нежелание иметь ребенка!
Социальные причины . Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, "чтобы палочки были "попендикулярны", желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.


Пусть меня научат.

Диагноз "дислексия" или "дисграфия" обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из "группы риска", а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который "поднатаскает" ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.

Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с трудностями.


Какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?

Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду!

Нарушения письма


1. Пропуски, вставки и перестановки букв: "пака", "палкта" или "пакла" вместо "палка".
2. Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки. Чаще всего дети путают:

  • глухие и звонкие звуки:
  • "год" вместо "кот", "почка" вместо "бочка";
  • твердые и мягкие звуки: "лук" вместо "люк", "Мыша" вместо "Миша";
  • свистящие и щипящие звуки: "зук" вместо "жук", "чудеша" вместо "чудеса";
  • в основном с помощью голоса — м, н, р, л: "рампа" вместо "лампа", "дон" вместо "дом".
3. "Моторные" ошибки, связанные с движениями руки:
  • лишние элементы у букв (Ш с лишними "закорючками");
  • недописанные буквы (нехватка "закорючек" у Ш, И или М);
  • "застревание", полный повтор предыдущей буквы: "арруз" вместо "арбуз".
4. Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:
  • писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
  • неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
  • строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.

Нарушения чтения

  • Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
  • Неправильное прочтение окончаний слов.
  • Замена слов по зрительному сходству.
  • "Переворачивание" коротких слов ("он" вместо "но").
  • Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
  • "Сращение" слов (два слова читаются как одно).
  • Повторы слогов и слов (Внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
  • Неправильное направление чтения.
Также могут нарушаться:


Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.


Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).


Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.


Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную информацию.


Программа-максимум: как организовать обучение


Выбрать хорошую школу. Насколько престижно заведение, сделан ли там евроремонт и оснащены ли классы в соответствии с новейшими технологиями — в вашем случае вопрос десятый. Решающее значение имеет квалификация как минимум двух людей — логопеда и учителя начальных классов. Расспросите знакомых, пройдитесь по школам самостоятельно и поговорите с этими специалистами — вам ведь важно, кто будет заниматься вашим ребенком? Заодно и продемонстрируете педагогам свое неравнодушие к проблеме и готовность к совместной работе.


Сфокусироваться на главном. А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших времен — они непременно настанут!


Заниматься. Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте, какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших рукописных текстов и диктантам. Обязательно проводите работу над ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком, разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов, сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка самостоятельно написать это слово 3-4 раза. Если ошибка допущена не в слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется первое слово и где ставится точка. Слушая, как наследник читает, следите, чтобы он не "проглатывал" окончания и предлоги. Слово, в котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что означают те или иные слова и выражения. И ни в коем случае не используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные хитрованы запоминают текст и "читают" его наизусть на пять с плюсом.


Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте советами и не пускайте обучение на самотек.


А что у них? В Европе и США одним словом — "дислексия" — называют специфические нарушения и чтения, и письма, и даже счета (у нас это — дискалькулия). Хотя западные ученые и отмечают необходимость исправления этих нарушений, основное внимание уделяется не столько коррекции, сколько созданию благоприятных условий для обучения и жизни дислексиков (разрабатываются специальные приспособления, облегчающие зрительное восприятие, компьютерные программы и т.п.).
В США существуют клубы дислексиков—там они общаются, делятся переживаниями и находят поддержку. Кстати, в нашей стране в последнее время тоже начали создаваться организации, цель которых — дать таким "особым" детям возможность почувствовать себя полноценными членами общества.

Нарушения чтения и письма часто сопровождают нарушения речи в клинической картине поражений головного мозга. Степень данных нарушений стоит в прямой зависимости от степени нарушения речи. Так, видя грубые речевые расстройства у пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, мы может предположить не менее выраженные нарушения письма и чтения, вплоть до невозможности написать свое имя и фамилию, а также отдельные буквы, или прочитать самые простые, упроченные в нашем жизненном опыте слова.

И наоборот, пациент, достаточно скомпенсированный в речи, часто высказывает жалобы на отсутствие автоматизированности, ошибки на письме, а также трудности чтения книг, улавливания смысла прочитанного, удержания канвы, сюжетной линии рассказа. При этом в редких случаях мы можем наблюдать изолированные нарушения письма и чтения без каких-либо видимых речевых нарушений. Данные расстройства носят названия аграфии (при нарушении письма) и алексии (при нарушении чтения).

Нарушения письма и чтения могут выглядеть по-разному. Существует несколько вариантов нарушения письма и чтения.

Нарушение письма (аграфия):

  • Пациент затрудняется в написании слов и предложений под диктовку, аналогичные трудности возникают при письме от себя. Ошибки, допускаемые им, носят характер пропуска букв, слогов, в большей степени это проявляется в словах, где несколько согласных букв идут подряд друг за другом (пространство, кастрюля и т.д.). Пациенту требуется усиленное проговаривание, которое часто не приводит к успеху. При этом письмо отдельных букв не вызывает трудностей. Письмо фраз в этом случае также значительно затруднено. Данный вид нарушения носит название эфферентной моторной аграфии.
  • Пациент затрудняется в написании отдельных букв под диктовку, слов и фраз. Письмо от себя носит тот же характер ошибок, а именно пациент заменяет буквы, чаще согласные, на близкими им по способу образования (н- д-т, б-м-п и т.д.). Т.е., чтобы произнести данные виды звуковнам необходимо воспроизвести точное артикуляционное движение языком и губами, соблюсти точность позы. При данном типе нарушения страдает механизм афферентации («обратной связи») от мышц артикуляционного аппарата к мозговым зонам, что приводит к невозможности определить точность выполняемого движения и, соответственно, точность произносимого или написанного звука. Распадается связь между артикулемой (способом порождения звука) и графемой (графическим образом звука, т.е. буквой). Данный вид нарушения носит название афферентной моторной аграфии.
  • Также ошибки на письме могут носить менее упорядоченный характер и проявляться в виде грубых искажений всего звукоряда слова, таким образом, что диктуемое слово, либо слово, которое намеревается написать сам пациент, изменяется до неузнаваемости. При письме звуков и слогов под диктовку имеется тенденция трансформировать их до осмысленного слова. В данном случае пациент заменяет буквы по их фонетической близости (по схожести звучания, по оппозициям: звонкийглухой, твердыймягкий).
    Здесь механизм нарушения связан с поражением областей, отвечающих за сохранность работы фонематического слуха (способности воспринимать и дифференцировать звуки речи родного языка). Страдает связь графемы (графического образа звука) и фонемы(и его звуковой оболочки). В клинике данный вид нарушений носит название сенсорной аграфии.
  • В отдельный вид нарушений письменной речи выделяют оптическую аграфию, в случае которой пациент затрудняется в припоминании самого графического образа звука, т.е. буквы. Ошибки носят характер замен букв по схожести их написания. В случае грубого нарушения буквы искажены до неузнаваемости. Также можно наблюдать зеркальность написания тех или иных букв.
  • При поражении лобных долей головного мозга нарушения письма носят непохожий специфический характер. При отсутствии каких-либо искажений в отдельных словах (по типу замены букв, пропуска грамматических элементов) письменная речь теряет свою целенаправленность, смысловую наполненность, приобретает характер чрезмерной витиеватости, или, наоборот, носит характер «разорванности», отсутствия связности повествования. Некоторые слова всплывают как бы ниоткуда, не неся за собой какой-либо смысловой нагрузки.
  • Нарушения письма носят несистемный характер, могут проявляться в виде практически всех типов ошибок, перечисленных выше, однако характер их непостоянен и выявляется тенденция их зависимости от общего соматического и энергетического состояния пациента. Данные нарушения письма мы не можем отнести к истинным аграфиям. Они связаны с нарушением нейродинамического аспекта психических процессов, т.е. их энергетическим обеспечением, подвижности и переключаемости, выраженности и скорости истощения.

Перечисленные виды нарушений тесно сплетены с речевыми нарушениями (афазиями) и другими нарушениями высших психических функций и входят в их синдромы. При этом в большинстве случаев нарушения письма затрагивают и грамматический строй речи, проявляясь в виде трудностей формулирования своей мысли на листе бумаги, пропусках одного из главных или второстепенных частей речи, служебных частей речи, либо в ошибках по типу изменения правильного порядка следования членов предложения во фразе.

Нарушения письма, как лакмусовая бумажка, свидетельствуют в пользу имеющихся речевых нарушений или нарушений других высших психических функций; либо, в случае с ребенком, недостаточной зрелости тех или иных структур головного мозга. Они невероятно разнообразны и лишь специалист способен отличить то или иное нарушение, разработав грамотную программу реабилитации и восстановления потерянной (либо несформированной) функции.

Нарушения чтения (алексии) также разнообразны. В грубых случаях нарушения пациент теряет данную функцию как таковую. В менее грубых случаях можно рассмотреть несколько вариантов нарушения чтения. Так же как и при нарушениях письма за каждыми из возникающих трудностей лежит тот или иной механизм нарушения, являясь синдромообразующим.

Пациент не в состоянии прочитать отдельные буквы, сложные слова, предложения. Возможно чтение отдельных хорошо упроченных слов, что достигается при помощи «узнавания» слова. Данное явление, когда пациент может «узнать» лишь хорошо знакомые слова носит название «глобального чтения». В отдельных случаях «узнанные» слова хоть и прочитываются пациентом правильно, но теряют свою смысловую наполненность, отчуждаются больным.В более грубых вариантах нарушения чтения, когда отсутствует сама возможность прочтения вслух, остаются отдельные элементы глобального чтения в виде способности соотнесения написанного слова и соответствующей картинки.

Возможен и другой вариант – присутствует так называемое «аналитическое чтение» (побуквенное чтение), однако весь процесс грубо дезавтоматизирован, отмечаются трудности слияния букв в слово, перестановки букв и их замены.

В целом, нарушения чтения повторяют характер нарушений речи и письма. Также возможны пропуски и перестановки звуков в словах, «застревания» или повтор уже прочитанных слов или, наоборот, их пропуск. Стоит отметить, что в большинстве случаях нарушения чтения сопровождаются неполным пониманиям прочитанного, что связано с недостаточностью функции внимания.При легких вариантах нарушения мы можем наблюдать лишь данный тип затруднений.

В статье представлены причины возникновения специфических ошибок чтения и письма, дан их краткий анализ, раскрыты факторы негативного влияния нарушений чтения и письма на психическое развитие, поведение, успешное обучение и социализацию ребенка, предложена программа комплексного педагогического сопровождения школьников с нарушениями письменной речи.

Чтение и письмо являются одним из главных инструментов познания мира. В силу своей культурной значимости чтение и письмо представляют собой феномены цивилизации, являются продуктами развития человечества и уникальными признаками, выделяющими человека из всех других живых существ. Освоение письменной речи сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности учащихся.

Овладение навыками чтения и письма, то есть грамотностью, является необходимым условием не только адаптации учащихся в процессе школьного обучения, но и влияют на процесс социализации ребенка.

Нарушения чтения и письма

В последние годы отмечается тенденция увеличения числа детей, страдающих нарушениями чтения и письма. Значительная распространенность данных нарушений среди младших школьников затрудняет учебный процесс в целом и препятствует полноценному овладению детьми школьными знаниями.

У школьников наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением. В их числе: большое количество ошибок в процессе чтения, их частотность и стойкость; нарушение не только технической, но и смысловой стороны чтения; замедленный темп формирования навыка чтения.

В качестве частых и устойчивых ошибок при чтении отмечаются:

  • замены артикуляционно и акустически близких звуков;
  • замены звуков, соответствующих буквам, сходным по начертанию (т-г, ш-щ, х-ж, п-н);
  • пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов,
  • аграмматизмы при чтении.

Смешения букв , обозначающих близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки обусловлены нарушением фонематического восприятия (вследствие трудностей акустического или кинестетического анализа).

Пропуски букв , персеверации и антиципации букв вызваны несформированностью навыка звукового анализа и синтеза, нарушением динамических моторных функций (серийной организации движений), а также нарушением внимания (произвольной регуляции).

Причиной перестановки букв является нарушения звукового анализа и синтеза, несформированность динамических моторных функций, стереотипа слежения и графической деятельности слева направо у учащихся-неправшей.

Смешения графически сходных букв на письме (и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м) вызваны нарушением зрительных и зрительно-пространственных функций, динамических моторных функций (серийной организации движений), нарушением кинестетического анализа артикулем.

Оптические ошибки в чтении, зеркальные ошибки вызваны нарушением зрительных и зрительно-пространственных функций.

Ошибки обозначения границ предложения и слова связаны с несформированностью навыка языкового анализа и синтеза, нарушением внимания (произвольной регуляции).

Основными причинами недостатков формирования навыка письма являются нарушения устной речи, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза) и низкая познавательная активность.

Диагностические критерии

К основными диагностическими критериями нарушения письма относятся:

  1. наличие специфических ошибок,
  2. их частотность и
  3. стойкость.

К ошибкам, связанным с несформированностью фонематического и слогового анализа , относятся:

  • пропуски гласных и согласных;
  • добавление, перестановка букв;
  • пропуск, перестановка и добавление слогов.

Также выделяют ошибки, связанные с несформированностью анализа и синтеза предложения : слитное или раздельное написание слов, пропуск слов и точек в конце предложения. Характерны замены заглавной буквы на строчную.

При нарушениях письма замены букв, близких по акустическим, оптическим признакам, пропуски и вставки отражают несформированность фонематических и оптических представлений, слабость слухо-речевой и зрительной памяти.

Замены букв, близких по артикуляторным признакам, пропуски согласных и гласных звуков вызваны недостаточность кинестетического фактора.

Пропуски согласных при стечении, вставки гласных в стечениях согласных, повторение слогов, букв, слов, замены букв, состоящих из одинаковых, но представленных в разном количестве элементов (ш — и, т — п), некоторые каллиграфические трудности объясняются несформированностью кинетического фактора.

Смешение букв, имеющих одинаковые, но по-разному расположенные в пространстве элементы, случаи «зеркального» письма объясняются нарушением пространственного фактора.

Большое число орфографических ошибок, аффективные влияния говорят о недостаточности фактора произвольности.

Низкий темп письма, быстрая утомляемость указывают на нарушение энергетического фактора.

Большинство специфических ошибок полифакторны по своей природе, то есть имеют несколько вероятных механизмов возникновения.

Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

В силу возрастающей роли чтения и письма актуальной является проблема влияния нарушений этих функций на развитие и социализацию детей.

У детей с нарушениями чтения и письма отмечается низкий уровень понимания словесных инструкций и причинно-следственных связей, бедность синтаксических конструкций, недостаточно сформированые коммуникативная, когнитивная и регулирующая функции речи, затруднен процесс усвоения различных компонентов языковой системы. Что оказывает негативное влияние на развитие ребенка.

Трудности формирования познавательной, коммуникативной, эмоциональной и личностной сферы у детей с нарушениями письменной речи влекут за собой проблемы в доминирующих видах деятельности.

Как известно, после семи лет ведущей является учебная деятельность, а в подростковом возрасте функции ведущей деятельности выполняет эмоционально-личностное общение со сверстниками. Нарушения чтения и письма характеризуются тем, что ни один из вышеперечисленных видов деятельности не формируется своевременно и полноценно. Каждая деятельность в свою очередь нуждается в коррекционном воздействии.

Нарушения чтения и письма, в первую очередь, отражаются на успешности обучения в школе. Учащиеся затрудняются в свободной формулировке собственного высказывания, что приводит к снижению целенаправленной активности школьников в диалоге. В результате этого диалог превращается в формализованную вопросно-ответную беседу. Отмечается смещение целей коммуникации.

Поскольку школьники не обладают достаточным запасом общих знаний и соответствующим набором языковых средств, при восприятии речи они не могут ориентироваться на общий смысл высказывания, а пытаются понять конкретную задачу, осознать, что говорит педагог. Такому ученику трудно выделить непонятный материал по ходу объяснения, задать уточняющий вопрос. В результате, у школьников пропадает интерес к учебе, возникают проблемы в понимании учебной программы, трудности в решении интеллектуальных задач, что приводит к низкой успеваемости.

На дисграфические ошибки наслаиваются грамматические. В этом случае появляется дизорфография, как нарушение письма, проявляющееся в неспособности применять выученные правила. Утрата школьной мотивации, как правило, является следствием противоречия между предъявляемыми стандартными требованиями учебной проблемы к ребенку и его реальными возможностями усвоения и переработки знаний в данный момент. Трудности усвоения учебной программы могут вторично привести к нарушениям поведения.

У школьников с нарушениями письменной речи изменена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации. При этом выявляется недостаточность участия речи в протекании психических процессов, недостатки словесной регуляции действий, страдает процесс коммуникации. Из-за выше перечисленных особенностей нарушается процесс социальной адаптации данной группы учащихся.

Ученики с нарушениями чтения и письма отличаются несформированностью познавательной деятельности, избеганием общения с незнакомым человеком, проявлением негативизма, неадекватными эмоциональными реакциями в ситуации общения. Они испытывают трудности осознания смысла вербализированных социальных норм и правил поведения. У них нарушаются связи между словесными образами и семантикой, происходит поверхностное и ситуативное усвоение значений социальных вербальных конструктов, появляются затруднения в осознании своих и чужих эмоциональных состояний.

Нарушения чтения и письма оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка и уровень развития его личности, способствуют развитию таких отрицательных качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности. Все это отрицательно сказывается не только на овладении грамотой и успеваемости в целом, но и на выборе профессии.

Практика показывает, что при недостатках чтения и письма у детей школьная жизнь может также не ладиться из-за эмоциональных и поведенческих нарушений. Специалисты выделяют общие особенности поведения детей с нарушением чтения и письма со сверстниками: отказ от вступления в межличностные и групповые отношения с детьми, агрессивное, отпугивающее или защитное поведение, уход от прямых контактов со сверстниками, проявление тревожности, элементов аутичности в поведении, что может выступать как использование ребенком механизмов психологической защиты. Вариантом активной компенсации служит упрямство, непослушание, агрессивность к окружающим в школе и дома.

Попытки оказать психологическое или дисциплинарное давление на таких учеников дают только негативные последствия. Неблагоприятно сказывается также форсирование темпов овладения чтением и письмом.

У некоторых учащихся начинают развиваться вторичные психогенные психические нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию «хронического неуспеха».

Немаловажную роль играет реакция семьи на трудности ученика. Атмосфера эмоционального неприятия ребенка, связанная с неоправдавшимися надеждами, способствует развитию кризисного состояния. Чем жестче отношение к ребенку родителей в семье, а учителей в школе, тем аномальнее реакции ребенка на трудности. У детей появляется опыт, связанный с неуспехом и состоянием непреодолимой преграды.

На этом фоне нередко появляются протестные формы реакции на любые виды трудных ситуаций: прогулы уроков, отказ посещать школу, отказ выполнять уроки.

Все проблемы, связанные с неуспешностью в учебе, могут вызывать невротические реакции, формировать акцентуации характера, пограничные нервно-психические расстройства, неврозоподобные реакции. При этом у детей повышается уровень тревожности, снижается самооценка. Тревожность может носить характер фобических переживаний в ситуациях, связанных с чтением и письмом. При этом, как правило, усугубляется школьная дезадаптация.

Таким образом, нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности, самооценки и характера психического развития ребенка, осложняют межличностные коммуникации и социализацию учащихся.

В связи с этим перед современной общеобразовательной школой возникает необходимость создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения детей с нарушениями чтения и письма.

Положительные результаты дает использование специальной программы комплексного педагогического сопровождения учащихся, направленной на:

  • просвещение родителей и учителей относительно особенностей развития и воспитания детей данной категории,
  • активизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей детей;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование умений взаимодействия со сверстниками, не имеющими проблем в речевом развитии;
  • создание ситуации успеха на коррекционно-развивающих занятиях и уроках.

Логопедическая работа с учащимися, имеющими нарушения чтения и письма, является обязательным условием успешного обучения. Интеграция коррекционной деятельности логопеда и психолога позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя главной цели – развитию и воспитанию человека.

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Ваш ребенок совсем недавно освоил письмо и чтение. Было нелегко, но он все-таки справлялся с этими сложными задачами. И вдруг его тетради запестрели пометками учителя и ужасными, жирными «двойками», да и читает он как-то странно: пропускает буквы, переставляет слоги и т.д.

Преподаватель в школе и Вы думаете, что ребенок невнимательный, потому что делает «нелепые», «глупые», с Вашей точки зрения, ошибки; что он ленивый и совсем не старается, поэтому в школе его ругают перед всем классом, а дома наказывают. Ребенок долго сидит за домашними заданиями по русскому языку, много раз переписывает одно и то же, зубрит правила, а результата всё нет.

Давайте разберемся – это вина ребенка или его беда? Вероятнее всего, у Вашего ребенка нарушения чтения и письма ( и ) , а возможно, даже (специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил). К сожалению, самостоятельно устранить проблему у Вас не получится, в этой ситуации помочь может только квалифицированный . Если не разобраться с этой проблемой, то неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация неуспеха — все это приведет к тому, что ребенок будет чувствовать постоянное утомление, находиться в состоянии хронического стресса. У него может возникнуть внутренний протест на любые школьные задания, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще ходить в школу.

Проявления нарушения письма и чтения

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, стереотипны и носят стойкий характер. Родителей и учителей должны насторожить следующие ошибки ребёнка:

Ошибки в чтении

Чтение ребенка с дислексией можно описать как замедленное, с остановками и неверное. Если исследовать чтение ребенка, то можно выявить следующее:

  • вставка в слова добавочных звуков;
  • пропуск отдельных букв и слогов;
  • замена слов одного другим;
  • перестановка букв, слогов;
  • повторение слов;
  • добавление слов;
  • пропуск слов.

Ошибки на письме

  • ребенок, имеющий , пишет так, как произносит. Например, «сапка» (шапка);
  • ребенок на письме путает буквы, соответствующие фонетически близким звукам (например, Б-П; В-Ф; С-Ш; З-Ж; Ч-Щ; Ч-ТЬ; Р-Л, Й-ЛЬ; О-У, Ё–Ю и т.д.). Пишет «тубло» вместо «дупло», «лёбит» вместо «любит». Может неверно обозначать мягкость согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.;
  • ребенок пропускает буквы и слоги, например, «кандаши» (карандаши), «снк» (санки);
  • переставляет местами буквы и (или) слоги, например, «довр» (двор);
  • не дописывает слова, например, «кузнечи» (кузнечики);
  • вставляет лишние буквы в слове, например, «ноябарь» (ноябрь);
  • слитно пишет предлоги, раздельно — приставки («настоле», «на ступила») и т.д.;
  • пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Этот вид дисграфии обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже владеющий письмом, начинает осваивать грамматические правила. И здесь вдруг выясняется, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам;
  • не улавливает тонких различий между буквами, и это приводит к трудностям усвоения написания букв и к неверному изображению их на письме. Например, смешение букв с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д или букв о-а. б-д, и-у, п-т, л-м, х- ж, н-ю, и-ш, л-я, а-д.

При у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на одной странице он может сделать от 15 до 60 ошибок. Он не может понять, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может распознать ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, правила знает, а применить не может. Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формальным грамматическим признакам. Трудности в усвоении орфографических умений отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее распространёнными являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Детям с дизорфографией особенно необходима логопедическая помощь. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Причины нарушений чтения и письма

Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием сниженного интеллекта или отсутствия потенциала к обучению. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть левого полушария несколько больше, чем правая. У дислексиков оба полушария развиваются равномерно.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет уровень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на различных этапах развития ребёнка являются одной из базовых причин дисграфии и дислексии .

Играет важную роль и фактор наследственности, когда ребенку передается недосформированность структур головного мозга, их качественная незрелость. В данном случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Случается, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием (билингвизмом) в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие люди вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, этот фактор получил широкое распространение.

Источником неудач в письменной речи может служить и несвоевременное установление доминантности одного из больших полушарий головного мозга. То есть к моменту обучения письму и чтению у ребенка должна быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, а также попытках переучить ребёнка затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Фактором развития дислексии и дисграфии может явиться недостаточно сформированное пространственное и временное восприятие.

По мнению , в основе дислексии и дисграфии может лежать действие отрицательной связи «мать-ребенок». Например, ребенок, которого кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и использует ту же реакцию и в отношении интеллектуальной пищи. Сопротивление, которое он проявляет при общении с матерью, потом переносится на преподавателя в школе.

Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие и речевой слух. Именно поэтому психологи, неврологи и логопеды при работе со слабо успевающим школьником внимательно исследуют содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Часто сниженная успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные нарушения может только специалист.

У каждого ребенка, страдающего нарушениями чтения и письма, свои индивидуальные проблемы. Поэтому в случае появления школьных трудностей необходимо проведение комплексной диагностики и коррекционной логопедической работы.

Именно такую помощь Вы получите в Центре Ember. На первичном приёме диагностику проводят одновременно логопед и . Они исследуют причины развития нарушений письма и чтения, оценивают уровень развития познавательных функций ребёнка, его социальные навыки, эмоционально-психологическое состояние. По результатам развития ребёнка специалисты выявляют индивидуальные причины возникновения трудностей ребёнка при письме и чтении, дают подробные рекомендации родителям по развитию ребёнка, составляют программу коррекции. Программа направлена на нейтрализацию факторов появления нарушений чтения и письма, развитие необходимых речевых навыков у ребёнка в соответствии с его возрастом и потенциалом.