Современный крейсер. Семь лучших ракетных крейсеров холодной войны. Революционный нрав корабля

Продолжаем цикл статей про 10-ые уровни. Эсминцы я разбирал, у авиков было сравнение веток, теперь пришла очередь крейсеров.

Напоминаю, что рассматриваются преимущественно 10-ые уровни. Почему? Потому что 7-8 уровень вкачать достаточно просто, даже без према, в то время как 10-ый требует усилий и/или доната/флажков/камуфляжей/всего вместе. А 9-ый почти всегда катает с десятками, рангов под него нет, и пока не предвидится, поэтому в порту их оставлять смысла мало, если это, конечно, не имба которая играется лучше 10-ки (Флетчер или Тайхо, например).

Рассматриваются корабли по нагибучести и по тому, могут ли они принести новые впечатления в игре.

Des Moines

Дакка-Дакка-Дакка-Дакка

Плюсы:

  • Огромная скорострельность 203-мм орудиями - 10,9 выстрелов в минуту
  • Отличное ПВО из 3-дюймовых автоматов
  • Сверхтяжёлые бб, которые меньше рикошетят чем стандартные бб других наций и имеют неплохое пробитие
  • Долгий американский радар - 40 секунд на 10 км
  • 28-мм оконечность, позволяющая танковать 380-мм носом (впрочем на 10-ых уровнях не так актуально)
  • Неплохая маскировка - 13,9 км в базе

Минусы:

  • Всем этим добром очень сложно попасть на дистанциях выше 10 км - у бронебойных отвратительная баллистика, да они ещё и отличаются с фугасами как по начальной скорости, так и по массе - поэтому у снарядов довольно отличные траектории
  • Худшая дальность стрельбы из тяжёлых крейсеров своего уровня - 15,9 км. Даже некоторые 5ки имеют дальность выше
  • Автоматы ПВО быстро выбиваются
  • Нет торпед.

Самый похожий корабль - Кливленд/Минотавр

Казалось бы, куча плюсов и немного минусов. Но на самом деле баллистика практически перечёркивает всё это - уверенно попадать на 10+км довольно трудно, да ещё и у противника куча времени чтобы повернуть не подставлять борт. Да и в эсминца попасть не очень легко, хоть и есть радар. Поэтому Де Мойны как правило играются от инвиза и сидят в засаде, ждут крейсера который подставит им в борт (а в бою одни линкоры, грустьтоска) или пытаются из-за острова накидать - хоть тут навесная траектория помогает.

Надо ли говорить о том что это не очень эффективно?

В-общем, в крейсерской мете был бы лучше, а в мире линкоров, который на 10х таки наблюдается ему бывает довольно грустно. Особенно без торпед - линкоры тупо его не боятся.

Я бы не советовал его качать. Возможно, Де Мойну помогла бы возможность выбирать из трёх типов снарядов - Сверхтяжёлый ББ, Фугас и Обычный ББ (с баллистикой как у фугаса, всё реалистично) - больше гибкости, больше возможности поразить дальнюю цель.

Hindenburg

Дакка по-немецки, и с торпедами

Плюсы:

  • Много орудий - 12
  • Мощные бронебойные - почти на 1/5 сильнее по урону чем у Де Мойна (хоть и с меньшим пробитием)
  • Особые фугасы, с пониженным уроном, но встроенным инерционником - фугасы немецких крейсеров и линкоров пробивают броню толщиной в четверть калибра, что позволяет 203-мм ОФ пробивать 50-мм палубы немцелинкоров, Москвы и Яматы
  • Отличное ПВО (55ки неисторично круты, хотя полуавтоматы, но вот так их настроили)
  • Торпеды, много торпед, с хорошими углами наводки
  • Броня по карапасной(tutleback) схеме - в ближнем бою против крейсеров поможет
  • Немецкий ГАП

Минусы:

  • Здоровый - легко попасть
  • Медленный - 31,5 узел
  • Заметный - 16км

Самый похожий корабль - Чапаев с инерционкой/Хиппер

В целом, Гинденбург вполне ок крейсер. Низкая скорость и хорошая началка (925 м/с) диктуют стиль боя - накидывать издали. Теперь фугасы для этого хороши.

Но и в ближнем и среднем бою он может и бб накидать и торпедами отполировать.

В-принципе, неплохой вариант для новичка - достаточно комфортный, особого скилла для приличных результатов не требует.

Minotaur

дакка-дакка-дакка-дакка-дакка-дакка

Плюсы:

  • Огромный ДПМ
  • Отличный инвиз - 11,5 км в базе
  • Великолепное ПВО с самой большой дальностью
  • Специальные бронебойные снаряды с пониженной задержкой детонатора
  • Особая, британская хилка с наномашинами
  • Подвижность - бриты быстро набирают максималку.
  • Также в наличии хорошая маневренность
  • Дымы/радар - выбери одно
  • Много хороших торпед

Минусы:

  • Большая надводная слабозащищённая цитадель - прилетать урона будет много, с небольших дистанций цитаделить могут любые эсминцы
  • Нет фугасов, что очень уменьшает область применения - достаточно подставить нос к минотавру чтобы не почти получать урон
  • Плохая баллистика и низкая дальность - даже хуже чем у Де Мойна
  • Дымы небольшого размера
  • Недостаточная максималка для комфортной смены позиций - 33,5 узла (а менять позиции с его стилем ему надо быстро)
  • Чтобы стрелять из дыма вам должен кто-то светить
  • ПВО тоже могут выбить если будут по вам стрелять фугасами (но обычно стреляют бб)
  • Нет заградки
  • Анри-4 может цитадельнуть в нос

Самый похожий корабль - Флинт/Де Мойн(если Корова в бездымовом варианте)/Вся бритоветка/Гиринг

Минотавр, наверно, самый скиллозависимый из КР-10. Из-за отсутствия фугасов он плохо убивает линкоры и вообще хоть что-то прилично бронированное и приемлемый дамаг наносит только к тем кто повернулся к нему бортом. Стабильно он убивает только эсминцы.

Что же на нём можно делать? Он отлично убивает самолёты - зонтик минотавра может почти соло прикрыть весь фланг за счёт дальности. Но от массированного налёта ему не так просто отбиться как Де Мойну/Гинденбургу - заградки-то нет. Если же авика нет или он где-то в другом месте работает остаётся дамажить. Так как подставленных носом крейсеров или линкоров дамажить на нём трудно, как правило на нём стоит быть слегка в стороне от команды чтобы накидывать в борт противнику. Либо из дыма, либо из-за острова - навесная траектория, аналогично Де Мойну, позволяет это делать.

При этом надо помнить что Минотавр очень хрупкий и может схлопнуться от одного залпа. А на 10м уровне высветить в дымах его могут многие крейсера. Ещё можно играть в поддержку эсминцев - инвиз позволяет помочь своему идущему на точку. В-общем, можно много чего делать, но он ситуативен и требует хорошего контроля карты и быстрых реакций. Новичку я бы не рекомендовал браться за него, а вот остальным - советую, если другие КР-10 есть.

Крейсер - это класс боевых надводных судов, которые могут выполнять различные задачи в автономном режиме, независимо от основной флотилии. В последнее время этот вытеснили объединенные части флота, состоящие из нескольких единиц, и суда, ориентированные на конкретный вид операции (в основном на комплексное сопротивление воздушным, наземным и морским видам оснащения противника). В настоящее время крейсеры используются ВМФ России, США и Перу.

Общая информация

Развитие военного флота началось еще со времен Российской империи. Другие страны в этом плане также старались не отставать. Особенно это касается США, Франции, Германии, Японии и Великобритании. Крейсер - это одно из составляющих звеньев армии, обеспечивающей суверенитет государства и защиту его от посягательств противника. Судна флотилии не только обеспечивают контроль водной границы, но и осуществляют поддержку сухопутной ее части.

На ВМФ возлагается немало задач. Среди них:

  1. Обеспечение безопасности страны.
  2. Поддержка различных гуманитарных и исследовательских кампаний, не противоречащих интересам государства.
  3. Проведение внутренних и совместных учений.

В связи с такой разной направленностью корабли подразделяются по рангам в зависимости от их основного предназначения. Классы судов, в свою очередь, подразделяются на подкатегории. Разница между ними заключается в типе силовой установки, водоизмещении, предназначении, наличии дополнительных возможностей. В России предусмотрено четыре ранга кораблей, высшим из которых считается первый. Рассмотрим сначала особенности, краткие характеристики и предназначение крейсеров.

Исторические моменты

Понятие "крейсер" в широкое пользование вошло в семнадцатом столетии. Под этим термином в те времена подразумевали автономно действующее плавательное средство. Название больше было направлено на определение предназначения корабля, нежели его устройство. Сами по себе судна были небольшими, обладали быстроходностью и маневренностью. Они использовались для разведки, передачи информации, индивидуального действия в охране территорий и боевых конфликтов.

Уже в 18-м веке крейсер - это фрегат, который наряду с компактными габаритами обладает высокой скоростью. На нем размещается артиллерийское оружие. Также к этой категории относят корветы, бриги, шлюпы и еще некоторые модификации плавательных средств.

Линейный крейсер: основы

Подобные суда относятся к категории тяжелых надводных кораблей. Их появление стало результатом специальной морской конференции, проведенной в Вашингтоне. Представители британских имеющие в своем арсенале мощные, эффективные и весьма дорогие аналоги типа «Хокинс», после попытки изменить параметры крейсеров со стороны представителей конференции настояли на принятии определенных ограничений в этом вопросе. В итоге требования к линейным крейсерам включали в себя максимальное водоизмещение до 10 тонн и калибр вооружения не более 203 миллиметров.

В 1936 году был подписан новый договор при участии США, Великобритании и Франции. Согласно ему, запрещалась постройка тяжелых кораблей до 1942 года. В связи с этим линейный крейсер стал иметь ослабленное вооружение, пониженное водоизмещение и меньшую цену. Преимущественно это относится к образцам типа «Йорк», «Каунти» и «Сюррей».

Пытались построить аналогичные корабли и в Судна типа «Кронштадт» способны были нести артиллерийское вооружение калибра 305 миллиметров, а также оснащались усиленной броней. Два крейсера было заложено в 1939 году, однако с началом войны их строительство приостановилось.

Атомоходы

Атомный крейсер в СССР был представлен четырьмя единицами проекта № 58 («Грозный»). Они были заложены как эсминцы, но в 1977 году переквалифицированы в ракетные суда. Кроме того, в период с 1970 по 1990 год было разработано шесть атомных ледоколов «Арктика», большинство из которых остались в проекте либо были частично переоборудованы под другие типы.

Крейсер «Слава» стал одним из кораблей, которые получили ограниченное серийное производство. Один экземпляр возводился около четырех лет. Новое поколение советского флота предназначено для маневров в открытых океанических водах. Их основное предназначение - это противостояние ударным авианосным командам, амфибийной технике, борьба с различного вида конвоями и силовой поддержкой на суше и воде.

Характеристики, которые имеет боевой надводный корабль «Слава»:

  • длина / ширина / осадка - 187 / 19 / 7,5 метра;
  • силовая установка - газотурбинные двигатели;
  • корабль оснащен площадкой для размещения пусковых установок категории «поверхность-поверхность»;
  • вооружение - надводная артиллерия, торпеды против подлодок, зенитные установки и пулеметы, возможность базирования военного вертолета.

Облегченные модификации

Легкий крейсер вызвал повышение интереса в начале тридцатых годов прошлого века. На это было несколько причин:

  1. Проще было соблюдать межгосударственные договоренности о вооруженном оснащении судна.
  2. Корабль стал маневреннее и быстрее, что позволяло использовать его для узкоспециализированных заданий.
  3. Стоимость постройки одной единицы существенно снизилась.

Военный флот Советского Союза пополнился крейсерами проекта 26. Корабли сконструированы при участии итальянских специалистов, отличаются мощным вооружением и хорошей скоростью. К недостаткам относится малая дальность плавания, низкий уровень бронирования и слабая мореходность. В сороковых годах двадцатого столетия на основе этих прототипов было создано несколько крейсеров проекта 68, отличающихся усиленными защитными и мореходными показателями.

Корабли ВМФ России

Современный флот России представляет собой надежную развивающуюся отрасль. В 2014 году ВМФ получил пять новых судов, три субмарины и несколько десятков катеров различного предназначения. Кроме того, разрабатываются и создаются проекты с ракетным стратегическим вооружением.

В основу надводных сил входят:

  • назначения;
  • боевые крейсеры;
  • военные эсминцы, а также разнообразные модификации катеров, средств поддержки и обеспечения.

Кроме того, флот будет пополняться модернизированными резервными единицами. Среди них два десятка подводных лодок, противолодочные корабли и эсминцы.

Что подвергнется модернизации?

Планируется усовершенствовать ТАВКР «Адмирал Кузнецов». У него будут демонтированы пусковые установки «Гранит», что позволит увеличить площадь самолетного ангара до 4500 квадратных метров. Вооружение усилится зенитными комплексами, использующими заряды средней дальности.

Также модернизации подвергнутся корабли, названные в честь адмиралов: «Нахимов», «Ушаков», «Лазарев». «Петр Великий» - это крейсер тяжелого типа, который также планируется преобразить уже к 2020 году. Обновления преимущественно коснутся установки новейших вооруженных, разведывательных и радиолокационных систем.

Кроме того, в планах по усовершенствованию находятся лодки проектов №№ 877, 971, 945 («Палтус», «Щука», «Барракуда», «Кондор»). Предположительно, они будут оснащены современными противовоздушными комплексами и ракетами. По большому счету, это будут универсальные боевые суда, ориентированные на противостояние с наземными, воздушными и морскими силами противника.

Корабль «Василий Быков»

Типы крейсеров этой серии предназначены для патрулирования экономической зоны, охраны территориальной водной границы, защиты от пиратских вторжений, экологического мониторинга, а также спасения и поиска пострадавших кораблей. Кроме того, этот крейсер способен выполнять следующие задачи:

  1. Охранять и сопровождать торговые или военные суда.
  2. Выполнять патрульную и спасательную миссию.
  3. Использоваться как средство медицинского обеспечения.

В ближайшие пять лет ожидается поступление 12 модификаций. Данный крейсер - это корабль, который назван в честь героя СССР, контр-адмирала В. Быкова.

Перспективы

Проектирование прогрессивного авианосца было начато в 2005 году. Согласно планам, корабль в 2017 г. должен был занять место в составе Северного флота РФ. Однако в процессе возведения регулярно изменялись условия и требования, что привело к затягиванию процесса. В 2013 году был продемонстрирован макет, представленный Крыловским государственным научным центром и ПКБ «Невский».

Конструкторами было заявлено о существовании трех проектов, цена каждого из которых после воплощения в жизнь составит порядка 130 миллиардов рублей. Ориентировочный период постройки образцов - 10 лет.

Новые корабли будут иметь следующие особенности:

  1. Обладать водоизмещением не менее 80 тысяч тонн.
  2. Оснащаться четырьмя катапультами и парой трамплинов.
  3. Оборудоваться несколькими подъемниками.
  4. Иметь возможность размещения нескольких машин-амфибий, а также штурмовых вертолетов.

Кроме того, на эти корабли планируется установить радиолокационный комплекс, аналогичный усовершенствованному аналогу «Марс-Пассат», а также сопроводительные системы и другие типы РЛС.

История крейсеров показывает, что эти суда востребованы на флоте уже несколько столетий. Современные корабли могут выполнять разнообразные военные задачи, а также оказывать существенную помощь по ликвидации катастроф и аварий.

Российский флот, невзирая на все трудности, остается на ведущих позициях среди ВМС мировых держав. Планируется создание новейших судов, обладающих самыми высокими характеристиками. Многие параметры проектов держатся в секрете. Однако известно, что в разработке находятся несколько модификаций. Среди них:

  • Сторожевые судна для дальних морских просторов (проект № 11356).
  • Новейшие фрегаты для Черного моря.
  • Эсминец «Лидер».
  • Авианосец по проекту КГНЦ МВМС-2013.

Все разработки оснащены оборудованием и вооружением последнего поколения, могут на равных конкурировать с самыми известными зарубежными аналогами.

Во второй половине ХХ века на карте мира появилось 180 независимых государств, однако из этого дикого разнообразия стран и народов, мощный океанский флот имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Например, никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры. Еще четыре европейские страны, ради поддержания былого статуса «морских держав», делали усилия по созданию собственных ракетных крейсеров, но все их попытки завершились постройкой единственного корабля с преимущественно американским вооружением и системами. «Корабли престижа», не более того.


Пионерами в области создания ракетных крейсеров были американцы – уже к концу 40-х годов их военная промышленность создала первые боеспособные ЗРК, пригодные для установки на корабль. В дальнейшем судьба ракетных крейсеров ВМС США определялась исключительно эскортными функциями в составе авианосных группировок; американские крейсера никогда не рассчитывались на серьезный морской бой с надводными кораблями.

Но особенно уважали ракетный крейсера в нашей стране: за время существования СССР на просторах Мирового океана появились десятки самых разных конструкций: тяжелые и легкие, надводные и подводные, с обычной или ядерной силовой установкой, существовали даже противолодочные крейсера и крейсера-авианосцы! Неслучайно ракетные крейсера превратились в главную ударную силу ВМФ СССР.

В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом.

О семи лучших ракетных крейсерах – всего лишь краткий экскурс в морскую историю, связанный с развитием этого уникального класса боевых кораблей. Автор не считает себя вправе расставлять какие-либо конкретные оценки и создавать рейтинг «лучших из лучших». Нет, это будет всего лишь рассказ о самых выдающихся конструкциях эпохи Холодной войны с указанием их известных достоинств, недостатков и интересных фактов, связанных с этими машинами смерти. Впрочем, характер подачи материала поможет читателю самостоятельно определить, кто из этой «великолепной семерки» все-таки достоин высшего пьедестала.

Ракетные крейсера типа «Олбани»

1944/1962 гг. Полное водоизмещение 17 500 тонн. Экипаж 1200 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 9000 миль (на 15 уз.).
Вооружение:
- ЗРК большой дальности Talos (2 ПУ, боезапас 104 ракеты);
- ЗРК малой дальности Tartar (2 ПУ, боезапас 84 зенитные ракеты);
- противолодочный ракетный комплекс ASROC (боезапас 24 ракетоторпеды);
- 8 межконтинентальных баллистических ракет «Полярис» (так и не были установлены);
- два универсальных орудия калибра 127 мм.


Три американских страшилища, перестроенные из тяжелых крейсеров Второй мировой. После первых успешных опытов с ракетным ВМС США решились на глобальную модернизацию артиллерийских крейсеров типа «Балтимор» - с кораблей демонтировали все вооружение, срезали надстройку и разворотили им внутренности. И вот, через 4 года, на морские просторы вышел невероятный «громила» с высоченной надстройкой и мачто-трубами, усеянными секретным радиоэлектронным оборудованием. О том, что этот корабль когда-то был тяжелым артиллерийским крейсером типа «Балтимор», напоминала лишь форма носовой оконечности.

Несмотря на свой уродливый облик, «Олбанская серия» крейсеров представляла собой крутые боевые корабли, способные обеспечить в ближней зоне качественную противовоздушную оборону авианосных соединений (по меркам тех лет) - дальность огня ЗРК Talos составляла более 100 км, а две сотни ракет на борту позволяли продолжительное время отбиваться от авиации противника.

Достоинства:

15-сантиметровый броневой пояс, доставшийся в наследство от тяжелого крейсера «Балтимор»,
- 8 РЛС управления огнем,
- большая высота установки радаров,

Недостатки:
- отсутствие ударного вооружения,
- надстройки из алюминиевых сплавов,
- архаичная, в целом, конструкция.



Тяжелый артиллерийский крейсер типа "Балтимор" - вот так выглядели "Олбанские крейсера" до модернизации


Ракетные крейсера типа «Белкнап»

1964 г. Полное водоизмещение 8 000 тонн. Экипаж 380 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 7000 миль (на 20 уз.).
Вооружение:
- универсальная пусковая установка Мk.10 (80 зенитных и противолодочных ракет);
- автоматизированная артиллерийская установка Mk.42 калибра 127 мм;
- 3 беспилотных противолодочных вертолета DASH (впоследствии заменены на обычный вертолет SH-2 «Си Спрайт»);
- два вспомогательных орудия калибра 76 мм (впоследствии заменены на зенитные автоматы «Фаланкс»);
- 8 противокорабельных ракет «Гарпун» (добавлены после модернизации в начале 1980-х).


Серия из 9 легких эскортных крейсеров, на которых возлагались большие надежды – уже при рождении крейсера типа «Белкнап» получили универсальный комплекс морского оружия, в том числе оригинальную компьютеризированную БИУС, беспилотные вертолеты и новую подкилевую гидроакустическую станцию AN/SQS-26, будто бы способную услышать винты советских лодок за десятки миль от борта корабля.

В чем-то корабль себя оправдал, в чем-то нет, например, дерзкий проект беспилотного вертолета DASH оказался малопригоден для реального применения в открытом море – слишком несовершенны были системы управления. Пришлось расширять ангар и вертолетную площадку под базирование полноценного противолодочного вертолета.
Примечательно, что после недолгого исчезновения, на корабль вновь вернулись орудия калибра 127 мм – полностью отказываться от артиллерии американские моряки так и не решились.

В 60…70-е годы крейсера этого типа регулярно патрулировали у побережья Вьетнама, обстреливая зенитными ракетами северовьетнамские МиГи, неосторожно залетевшие в зону поражения крейсеров. Но прославился «Белкнап» отнюдь не ратными подвигами – в 1975 году головной корабль этого типа был раздавлен в Средиземном море авианосцем «Джон Кеннеди».

Крейсеру дорого обошлась его навигационная ошибка – полетная палуба авианосца буквально «срезала» все надстройки, а сверху на искореженные останки корабля обрушился керосиновый ливень из разорванных топливных магистралей авианосца. Последовавший затем восьмичасовой пожар полностью уничтожил крейсер. Восстановление «Белкнапа» было чисто политическим решением, иначе столь глупая гибель корабля могла подорвать престиж ВМС США.

Достоинства «Белкнапа»:
- компьютеризированная боевая информационно-управляющая система NTDS;
- наличие на борту вертолета;
- малые размеры и стоимость.

Недостатки:
- единственная пусковая установка, выход из строя которой оставлял корабль по существу безоружным;
- пожароопасные алюминиевые надстройки;
- отсутствие ударного вооружения (что, впрочем, продиктовано назначением крейсера).



Сгоревший "Белкнап"

Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный»)

1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек.
Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.).
Вооружение:
- противокорабельный комплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР);
- ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет);
- два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм;
- 6 торпед калибра 533 мм;
- 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000;
- вертолетная площадка


Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами.
Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему!

В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета…
Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км).

Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным «сюрпризом».

Достоинства:
- исключительно высокое насыщение огневыми средствами;
- великолепный дизайн.

Недостатки:
Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца.
- малая дальность плавания;
- слабая ПВО;
- несовершенные системы управления оружием;
- пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.


Морская мощь СССР

Ракетный крейсер «Лонг Бич»

1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек.
Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль.
Вооружение:
- ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты)
- ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты)
- противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды)
- два универсальных орудия калибра 127 мм;
- два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).


Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой.

Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо.

Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения!
Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.


«Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»).

Достоинства «Лонг Бич»:
- неограниченная автономность по запасам топлива;
- радары с ФАР;
- универсальность.

Недостатки:
- чудовищная стоимость;
- меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.

Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144.2 (шифр «Орлан»)

1998 г. Полное водоизмещение 26 000 тонн. Экипаж 635 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – не ограничена запасами топлива.
Вооружение:
- противокорабельный комплекс «Гранит» (20 ПУ, боезапас 20 ракет);
- ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» (6 ПУ, боезапас 48 ракет);
- ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет);
- ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет);
- противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед);

- 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»;
- три реактивных бомбомета;
- три вертолета.


Для сравнения был выбран ТАВКР «Петр Великий» - последний и самый совершенный из тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан». Настоящий Имперский крейсер с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России.

Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос.

Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира.

По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя.

Как и в случае с американским «Лонг Бич», при обсуждении «Орлана» часто звучит мнение об адекватности создания такого Чуда. Во-первых, для уничтожения АУГ привлекательнее выглядят атомные подводные ракетоносцы пр. 949А. Скрытность и защищенность субмарины больше на порядок, стоимость меньше, при этом залп 949А – 24 ракеты «Гранит».

Во-вторых, 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину.
Кстати, парадоксальное совпадение, белоголовый орлан – национальная эмблема США!


Ракетный крейсер типа «Тикондерога»

1986 г. Полное водоизмещение 10 000 тонн. Экипаж 390 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 20 уз.).
Вооружение:
- 122 вертикальные пусковые установки Mk.41 (запуск практически всех типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США, за исключением баллистических ракет подводного базирования);
- 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
- две облегченные универсальные артиллерийские системы Mk.45 калибра 127 мм;
- шесть противолодочных торпед калибра 324 мм;
- два зенитных автомата «Фаланкс»;
- две автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 мм.


«Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» - «Берегись адмирал Горшков: Иджис - в море!» - именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога» - неказистый снаружи корабль, с современнейшей электронной начинкой.
Для сравнения был выбран крейсер CG-52 «Банкер Хилл» - головной корабль второй серии «Тикондерог», оснащенных УВП Mk.41.

Продуманный до мелочей современный корабль с уникальными системами управления огнем. Крейсер по-прежнему ориентирован на обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, однако может самостоятельно наносить массированные удары по берегу с помощью крылатых ракет «Томагавк», количество которых на борту может достигать сотни единиц.

Изюминка крейсера – боевая информационно-управляющая система «Иджис». Вкупе с неподвижными фазированными полотнищами радара AN/SPY-1 и 4 радарами управления огнем, компьютеры корабля способны одновременно отслеживать до 1000 воздушных, надводных, и подводных целей, при этом проводить их автоматическую селекцию и, в случае необходимости, атаковать 18 наиболее опасных объектов. При этом энергетические возможности AN/SPY-1 таковы, что крейсер способен обнаруживать и атаковать даже точечные быстродвижущиеся цели на низкой околоземной орбите.

Достоинства «Тикондероги»:
- невиданная прежде универсальность при минимальных затратах;
- огромная ударная мощь;
- возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах;

Недостатки «Тикондероги»:
- ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля;
- широкое применение алюминия в конструкции крейсера.


Ракетный крейсер пр. 1164 (шифр «Атлант»)

1983 г. Полное водоизмещение 11 500 тонн. Экипаж 510 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 18 уз.).
Вооружение:
- противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» (8 спаренных ПУ, боезапас 16 ракет);
- зенитный ракетный комплекс С-300Ф «Форт» (8 барабанных ПУ, боезапас 64 ракеты);
- два зенитных ракетных комплекса малой дальности «Оса-МА» (2 балочных ПУ, боезапас 40 ракет);
- противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 10 ракетоторпед);
- одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм;
- три батареи автоматических зениток АК-630 (всего 6 орудий + 3 РЛС управления огнем);
- два реактивных бомбомета;
- противолодочный вертолет и ангар для его длительного хранения.


При в 2,25 раза меньшем водоизмещении, чем огромный атомный «Орлан», крейсер «Атлант» сохраняет 80% его ударной мощи и до 65% его зенитного вооружения. Другими словами, вместо постройки одного суперкрейсера «Орлан», можно построить два «Атланта»!
Два ракетных крейсера «Атлант», это, между прочим, 32 сверхзвуковые ПКР «Вулкан» и 128 зенитных ракет С-300Ф. А также 2 вертолетные площадки, 2 артиллерийские установки АК-130, два радара «Фрегат» и две гидроакустические станции. И это все вместо одного «Орлана»! Т.е. напрашивается очевидный вывод – ракетный крейсер пр. 1164 и есть та самая «золотая середина» между размерами, стоимостью и боевыми возможностями корабля.

Даже несмотря на общее моральное и физическое устаревание этих крейсеров, заложенный в них потенциал настолько высок, что позволяет «Атлантам» до сих пор действовать на равных с самыми современными зарубежными ракетными крейсерами и эсминцами УРО.
Например, не имеющий аналогов комплекс С-300Ф – даже современные зенитные ракеты ВМС США, ввиду ограниченных размеров стандартных ячеек УВП Mk.41, уступают по энергетическим характеристикам ракетам комплекса «Форт» (проще говоря – они вдвое легче и вдвое медленнее).

Что ж, остается пожелать, чтобы легендарный «оскал социализма» как можно чаще модернизировался и как можно дольше оставался на боевой службе.

Достоинства «Атланта»:
- сбалансированная конструкция;
- отличная мореходность;
- ракетные комплекс С-300Ф и П-1000.

Недостатки:
- единственная РЛС управления стрельбой комплекса С-300Ф;
- отсутствие современных ЗРК самообороны;
- чрезмерно сложная конструкция ГТУ.


Мальтийский закат, ноябрь 1989 г. Видна корма крейсера "Слава", на переднем плане - носовая оконеченность крейсера "Белкнап"

Крейсер «Аврора» стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, а история его службы овеяна мифами и легендами.

Русский флотоводец, адмирал З. П. Рожественский любил нестандартный подход к стандартным процессам. Среди любимейших причуд адмирала была забавлявшая матросов привычка самовольно раздавать «клички» боевым кораблям, находящимся в его ведении. Так, броненосец «Сисой Великий» стал «Инвалидным убежищем», яхта «Светлана» - «Горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «Идиотом», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка Подзаборная».
Мы за Рожественского не отвечаем, но знал бы он, что за корабль называл!

Появление легенды

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге. К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера - в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе "Новое Адмиралтейство", под руководством общества франко-русских заводов.

Боевая слава

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу: "Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй". В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Революционный нрав корабля

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905м, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева. На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников. Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем. Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья». По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

Исторический выстрел

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер. Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе. В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора "Парижская Коммуна" (бывший "Севастополь"). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера "Аврора" пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с "Парижской коммуны". На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении. Авторы брошюры "Форты Кронштадта" одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Звездная жизнь крейсера

Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея. На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме. Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть. Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.

Корабль или макет

Считается, что "Аврора" - единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней. Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже на половину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х. При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец». Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».