Госкорпорации причины создания и особенности функционирования. Государственные корпорации в российском законодательстве. Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица.

Государственные корпорации в российском законодательстве.

7) после внесения имущественного взноса в государственную корпорацию Российская Федерация утрачивает на это имущество право собственности , которое переходит к государственной корпорации как юридическому лицу.

Российская Федерация как учредитель государственной корпорации не имеет и обязательственных прав требования на ее имущество. При ликвидации государственной корпорации имущество, оставшееся после удовлетворения требования кредиторов, направляется на цели, предусмотренные законом о ликвидации государственной корпорации.

Российская Федерация обладает в отношении государственной корпорации только правами на участие в управлении, в том числе контроля.

Об использовании понятий «корпорация» и «государственная» для обозначения государственных корпораций.

В юридической литературе достаточно часто в отношении государственных корпораций указывается на некорректное использование понятий «корпорация» и «государственная» для их обозначения.

В отношении первого понятия это связано с тем, что государственные корпорации не имеют членства и не являются объединением лиц или капиталов, а в отношении второго понятия - с тем, что государственные корпорации, в отличие от государственных предприятий и учреждений, сами как юридические лица являются собственниками своего имущества.

Однако применительно к понятию «корпорация» необходимо учитывать, что в российской юридической науке на сегодняшний день нет единства мнений как в отношении содержания понятия «корпорация», так и в отношении круга юридических лиц, относящихся к числу корпораций.

Этим понятием обозначаются:

Объединения лиц на началах членства;

Объединения как лиц, так и капиталов;

Объединения только капиталов.

В связи с этим определить, что понимается под понятие «корпорация» в каждом конкретном случае, можно только исходя из контекста.

Это связано, прежде всего, с тем, что содержание данного понятия различается как в континентальной, так и в англосаксонской системах права.

В европейском континентальном праве существует деление юридических лиц по критерию членства на корпорации и учреждения.

Однако эта классификация чаще всего выводится из германского права. В некоторых национальных правовых системах европейских государств (например, во Франции) понятие «корпорация» вообще не используется при определении форм юридических лиц.

В государствах англосаксонской правовой системы под понятием «корпорация», по сути, понимается то, что в российском праве обозначается как «юридическое лицо». В связи с этим уже сами корпорации делятся на единоличные и объединения.

Система страхования вкладов граждан в банках РФ была построена на основании опыта функционирования американской системы гарантирования вкладов, а Агентство по реструктуризации кредитных организаций, а затем и Агентство по страхованию вкладов созданы по образу Федеральной корпорации страхования депозитов. Отсюда и появилась такая организационно-правовая форма как государственная корпорация, являющаяся единоличной корпорацией.

В данном случае можно было бы говорить о том, что в российскую правовую систему, относящуюся к континентальной системе права, включен не характерный для нее элемент.

Однако здесь необходимо учитывать, что деление юридических лиц по критерию членства на корпорации и учреждения не получило законодательного закрепления в российском праве.

Во-первых, учреждения традиционно признаются самостоятельной организационно-правовой формой, а не видом юридических лиц. То же самое теперь можно сказать и о корпорациях.

Во-вторых, например, хозяйственные общества, учрежденные одним учредителем, не могут рассматриваться как какие-либо объединения.

В-третьих, понятие «членство» в российском законодательстве употребляется, в основном, в отношении некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций , ассоциаций и союзов, некоммерческих партнерств, общин коренных малочисленных народов), а из коммерческих организаций - только в отношении производственных кооперативов (ст.107 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, членство существует в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые не признаются юридическими лицами (п.3 ст.1, ст.14 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

С этой точки зрения получается, что, например, хозяйственные общества, являющиеся объединением капиталов, не могут быть отнесены к корпорациям.

К тому же государственная корпорация это тоже форма объединения, только особого рода. Она представляет собой одну из правовых форм государственно-частного партнерства, т. е. взаимодействия государства и субъектов частного права. В данном случае государство создает имущественную базу для деятельности корпорации, а от корпорации требуется инициатива в достижении определенных целей. Иными словами, государство не напрямую финансирует определенные программы, а опосредованно (через промежуточное звено, само определяющее направления использования имущества ради достижения целей своей деятельности).

Что касается понятия «государственная», то в отношении государственных корпораций оно также имеет иное значение, чем применительно к государственным унитарным предприятиям и учреждениям. В данном случае это понятие означает: созданная по воле государства и на базе его имущества.

Предлагаемая замена для обозначения государственных корпораций понятия «государственная» на «публичная» тоже не является идеальным вариантом.

Во-первых, в российском праве отсутствует законодательное деление юридических лиц на частные и публичные. В связи с этим все юридические лица подчиняются нормам частного (гражданского) права. Так, к государственным органам, которым для участия в имущественном обороте придается статус юридического лица, как правило, в форме государственного учреждения, тоже применяются соответствующие нормы гражданского права.

Государственные корпорации совершенно не обязательно должны наделяться властными полномочиями. Поэтому, если юридические лица делить на частные и публичные, то большинство из государственных корпораций попадут в промежуточную группу, отличающуюся как от юридических лиц частного права, так и от государственных органов.

Тем самым доктринальная классификация юридических лиц по наличию у них публичного элемента (т. е. деятельности в интересах всего общества) в российском праве будет иметь трехчленное деление:

1) юридические лица частного права (действуют в своих собственных интересах);

2) смешанные юридические лица (действуют в определенных целях публичного характера и могут наделяться для этого отдельными властными полномочиями);

3) юридические лица публичного права (осуществляют функции органов государственной власти).

Во-вторых, термин «публичная собственность» используется для объединения понятий государственной (федеральной и субъектов РФ), а также муниципальной собственности , что еще больше будет искажать суть государственной корпорации, учреждаемой только за счет федеральной собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что те классификации, в которые пытаются поместить государственные корпорации, носят сугубо доктринальный характер и не закреплены в российском праве.

Соответственно государственные корпорации имеют полное право на существование в российском праве именно в смысле отдельной организационно-правовой формы. Однако было бы лучше, если бы такие корпорации именовались федеральные, а не государственные.

Особенности закрепления правового статуса государственных корпораций.

Применительно к каждой государственной корпорации принимается отдельный федеральный закон, положения которого имеют приоритет к положениям законодательства о некоммерческих организациях как специальные. В частности, это следует из п.4 ст.7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому положения этого Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Соответственно получается, что общее законодательство о некоммерческих организациях применяется к государственным корпорациям только в части, не урегулированной специальным законом.

В свою очередь, законодательство о некоммерческих организациях является специальным по отношению к положениям Гражданского кодекса РФ.

Следует отметить, что положения Гражданского кодекса РФ как кодифицированного акта, хотя это и прямо закреплено в его п.2 ст.3, не могут пользоваться безусловным приоритетом по отношении к положениям иных федеральных законов, поскольку это противоречит Конституции РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ «в статье 76 Конституции Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида», т. е. один федеральный закон, которым и является Гражданский кодекс РФ, не может быть всегда по юридической силе выше остальных других (см. абз.8 п.3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-0 «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Специальный характер положений федеральных законов о государственных корпорациях проявляется и в том, что в соответствии с п.3 ст.7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» в законе, предусматривающем создание конкретной государственной корпорации, помимо наименования государственной корпорации, цели ее деятельности и места нахождения должны определяться:

Порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);

Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Так, для того, чтобы реорганизовать или ликвидировать Агентство по страхованию вкладов, требуется принятие об этом специального федерального закона (ст.26 Закона).

То же самое установлено в отношении реорганизации и ликвидации:

3) бюджетные средства.

В частности, в 2007 г. в соответствии со ст.2.1, п.1 ст.135.1 и ст.135.2 ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» для внесения имущественного взноса Российской Федерации в государственные корпорации решено использовать средства Стабилизационного фонда РФ (Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех»), средства, поступающие от открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЮКОС» в счет погашения налоговой задолженности (Фонд), средства федерального бюджета (Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех»);

4) ценные бумаги, находящиеся в федеральной собственности.

Например, предусмотрена передача Внешэкономбанку находящихся в федеральной собственности акций банк развития » и специализированный Российский экспортно-импортный банк» (п/п 2 п.1 ст.18 Закона);

5) права требования по договорам.

Так, со дня государственной регистрации ГК «Олимпстрой» к ней переходят все права и обязанности по государственным контрактам, заключенным от имени Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятием «Объединенная дирекция федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2годы)» (п.2 ст.22 Закона).

При этом следует учитывать, что на случаи передачи имущественного взноса Российской Федерации в собственность государственных корпораций не распространяется действие ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п/п 8 п.2 ст.3).

От приватизации такая передача отличается тем, что данное имущество предоставляется безвозмездно, используется для целей публичного характера и может быть возвращено в федеральную собственность при ликвидации государственной корпорации.

Тем самым передачу имущественного взноса Российской Федерации в собственность государственных корпораций следует признать отдельным способом прекращения государственного права собственности, наряду с целым рядом таких способов, на которые законодательство о приватизации не распространяется и которые перечислены в п.2 ст.3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Поскольку передача имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий государственным корпорациям признана особым способом прекращения унитарных предприятий как юридических лиц, в данном случае также не подлежит применению ст.34 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

Распоряжение имуществом государственных корпораций.

Государственной корпорации как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а также по своему усмотрению совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам (ст.209 Гражданского кодекса РФ). В качестве основного ограничения, установленного законом, как уже отмечалось, является обязанность государственных корпораций использовать имущество только для достижения целей своей деятельности.

Каких-либо иных ограничений по сравнению с уже упоминавшимся перечнем источников формирования имущества некоммерческих организаций, содержащимся в п.1 ст.26 ФЗ «О некоммерческих организациях», федеральные законы не устанавливают.

Соответственно государственные корпорации в соответствии с целями своей деятельности вправе:

Организовывать производство товаров, выполнение работ, оказания услуг;

Приобретать и продавать акции, облигации и другие ценные бумаги;

Вносить вклады в кредитные организации;

Отчуждать имущество, находящееся в их собственности;

Сдавать имущество в аренду, временное пользование и доверительное управление и т. д.

Кроме того, государственные корпорации вправе участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика, создавать некоммерческие организации, а также вступать в ассоциации и союзы, что предполагает уплату членских взносов (п. п. 2 и 4 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Помимо этого, государственная корпорация может приобретать имущество, выступать заказчиком работ и услуг для достижения своей деятельности и обеспечения собственного функционирования. Причем перечень имущества, который может находиться в собственности государственных корпораций также является открытым (п.1 ст.25 ФЗ «О некоммерческих организациях», п.1 ст.213 Гражданского кодекса РФ).

Однако данные возможности не в полной мере были учтены при установлении порядка принятия решений о совершении государственными корпорациями соответствующих этим видам деятельности сделок с имуществом, который, по сути, сводится к тому, что решения об этом должны принимать наблюдательные советы (советы директоров) государственных корпораций, а в некоторых случаях - Правительство РФ.

В данном случае единый подход при правовом регулировании отсутствует.

В то же время порядок принятия таких решений должен являться одним из основных элементов обеспечения целевого использования имущества государственными корпорациями.

В частности, применительно к деятельности Агентства по страхованию вкладов такой порядок установлен только в части определения направлений, порядка, условий и предельного размера размещения (инвестирования) средств фонда страхования вкладов, которые ежегодно определяются Советом директоров (п.2 ст.38 Закона). Из этого порядка выпадают сделки с иным имуществом, а также участие в создании некоммерческих организаций и уплата в них членских взносов.

Такая же ситуация складывается с Фондом в отношении его временно свободных денежных средств (п.1 ст.21 Закона).

У ГК «Роснанотех» подобные правила охватывают и участие в других организациях, и отчуждение имущества (п/п 9 и 14 п.1 ст.11 Закона), и инвестирование временно свободных денежных средств (п/п 3 п.3 ст.6, п.2 ст.20 Закона). Однако все равно выпадают вклады и передача имущества другим лицам на условиях возвратности .

Кроме того, использование понятия «инвестирование» порождает вопрос о том, какие сделки государственных корпораций попадают под понятие инвестиций (ст.1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений »). В частности, внесение вкладов в кредитные организации или денежных средств в паевые инвестиционные фонды , т. е. профессиональным финансовым посредникам, не является инвестициями. Также к ним не может быть отнесена, например, выдача поручительств.

Подобная ситуация складывается и у ГК «Ростехнологии» (п/п 5 п.1 ст.7, п/п 14 п.1 ст.12 Закона).

В отношении ГК «Олимпстрой» дополнительно предусмотрено принятие Наблюдательным советом и решений о внесении вкладов (п/п 10, 14, 15 и 16 п.1 ст.12 Закона). Однако остальные проблемы все - равно остаются.

У ГК «Росатом» такая же ситуация как у ГК «Роснанотех» и ГК «Ростехнологии» (п/п 14-16 п.1 ст.24 Закона), за одним исключением. Для ГК «Росатом» Правительство РФ должно утвердить перечень имущества, сделки с которым подлежат согласованию с ним (п.3 ст.17 Закона).

Кроме того, на ГК «Росатом» саму возложен контроль за совершением сделок подведомственными ей организациями (п/п 15 п.1 ст.39 Закона).

Единственным исключением является Внешэкономбанк, в отношении которого эти вопросы урегулированы более четко.

Так, Наблюдательный совет Внешэкономбанка принимает решения об одобрении сделок или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения Внешэкономбанком имущества, балансовая стоимость которого составляет 10 и более процентов от размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка на последнюю отчетную дату, предшествующую дате принятия решения о заключении таких сделок, а также принимает решения о создании юридических лиц (п/п 6 и 12 п.1 ст.12 Закона).

Основные направления и количественные ограничения инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка, утверждаемом Правительством РФ (п.6 ст.4 Закона).

Для того, чтобы уйти от перечисленных проблем, необходимо для обозначения сделок государственных корпораций в перечисленных выше случаях, использовать единую систему понятий и единые критерии выделения сделок.

Смысл закрепления в законе порядка, согласно которому решения о совершении государственными корпорациями определенных сделок принимаются их наблюдательными советами (советами директоров), а в некоторых случаях - Правительством РФ, заключается в том, что наличие таких решений должна проверять другая сторона в сделке, а их отсутствие будет означать ничтожность совершенных государственной корпорацией сделок (п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.01.01 г. № 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок»).

Кроме того, на государственные корпорации распространяется действие ст.27 ФЗ «О некоммерческих организациях», которая регулирует порядок совершения сделок с заинтересованностью. При совершении таких сделок заинтересованными лицами признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с организациями или гражданами, с которыми совершаются сделки, в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан.

Данные сделки должны быть одобрены органом управления государственной корпорации. Таким органом является Правление, поскольку к его компетенции должно относиться решение всех вопросов, прямо не отнесенных к компетенции высшего органа управления государственной корпорации. Несоблюдение этого правила делают такие сделки оспоримыми (п.4 ст.27 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

На случаи отчуждения имущества государственными корпорациями также не распространяется действие ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку в этих случаях речь идет уже об отчуждении имущества, находящегося в собственности государственных корпораций, а не в государственной.

Также в случаях, когда государственная корпорация за счет своих средств приобретает имущество, выступает заказчиком работ или услуг, не подлежит применению ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку в этих случаях речь уже не идет об использовании бюджетных средств.

В части использования государственными корпорациями денежных средств действует порядок принятия решений об их использовании, который уже не связан с одобрением конкретных сделок. Он заключается в том, что наблюдательные советы (советы директоров) государственных корпораций принимают решения об использовании их прибыли, а также резервов и фондов, там где они образуются, т. е. о направлениях использования денежных средств (п/п 8 ст.21 Закона, п/п 5 п.1 ст.12 Закона, п/п 8 и 20 п.1 ст.11 Закона, п.1 ст.7 Закона, п/п 8 и 21 п.1 ст.12 Закона, п/п 13 и 15 п.1 ст.12 Закона, п/п 4, 5 и 10 п.1 ст.24, п.5 ст.20 Закона).

Порядок управления государственными корпорациями.

У каждой государственной корпорации структура органов управления и порядок их формирования могут быть индивидуальными.

Общим у них является трехзвенная система органов управления:

1) высший орган управления – наблюдательный совет или совет директоров;

Причем в последнем случае у государства был выбор закрепить право осуществления страхования вкладов граждан либо за государственной корпорацией либо передать это право коммерческим страховым организациям.

Однако риски осуществления страхования вкладов граждан в тот период были настолько высоки, что этот вид страхования не представлял интереса для коммерческих страховых организаций. Поэтому даже при создании действующей системы страхования вкладов, носящей некоммерческий характер, банки допускались в нее только после проверки их финансовой устойчивости.

В связи с этим применительно к страхованию вкладов был выбран первый вариант, а вот, например, при создании системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, когда эти факторы отсутствовали, был выбран второй вариант.

В результате появились два примера для сравнения.

В настоящее время система страхования вкладов уже давно отлажена, в ней повышается размер страхового возмещения, поднимается вопрос о расширении сферы ее действия на индивидуальных предпринимателей и некоммерческие организации.

А вот применительно к системе страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств еще идет поиск оптимального варианта взаимодействия между субъектами страховых отношений. В частности, с 1 марта 2008 г. начинают вступать в силу очередные изменения в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (внесены ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ), существенно меняющие порядок взаимодействия между субъектами этого вида страхования.

Не в пользу системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств говорит и значительное количество судебных споров со страховыми организациями по поводу получения страхового возмещения.

Это не говорит о том, что первый вариант изначально лучше. Просто применительно к системе страхования вкладов, в силу сложившейся кризисной ситуации, у государства не было времени, чтобы несколько лет отлаживать эту систему, заниматься неизбежными в данной ситуации случаями неисполнения обязательств страховщиками и т. д.

Выбором государства в пользу создания коммерческой организации в форме акционерного общества, помимо коммерческого характера деятельности, может быть создание почвы для дальнейшей приватизации акций либо развития за счет привлечения частных инвестиций путем дополнительного выпуска акций. Такие организации созданы государством в сфере железнодорожных перевозок и энергетики.

Государственные и казенные унитарные предприятия, являющиеся коммерческими организациями, с точки зрения функционирования отличаются от государственных корпораций следующим:

Они могут быть созданы только в строго определенных сферах, как правило, затрагивающих вопросы безопасности государства либо связанных с использованием имущества, изъятого из оборота или ограниченно оборотоспособного (п.4 ст.8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

Более жестким управлением, осуществляемым непосредственно государственным органом (ст.20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

Большей скованностью в использовании имущества, поскольку их полномочия по распоряжению имуществом определенного вида либо ограничены необходимостью получения согласия собственника либо вообще запрещены (ст. ст. 18 и 19 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Приватизация вновь создаваемых государственных унитарных предприятий, как правило, в ближайшей перспективе не предполагается. Примером сфер, где созданы такие предприятия, являются: организация воздушного движения и судостроение.

При выборе из числа организационно-правовых форм некоммерческих организаций необходимо учитывать следующее.

Учреждения, в отличие от государственных корпораций, действуют по заданию собственника (п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ), отчуждение закрепленного за ними имущества не допускается (п.1 ст.298 Гражданского кодекса РФ), отвечают по своим обязательствам только денежными средствами, в связи с чем собственник несет по этим обязательствам субсидиарную ответственность (п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ). Соответственно возможность проявления инициативы в достижении цели они не наделяются.

Фонды по своему правовому статусу очень близки к государственным корпорациям, но они учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создать его по решению государства без участия иных субъектов нельзя. Получается, что фонды отличаются от государственных корпораций тем, что их учредителями могут выступать физические и юридические лица, а в государственных корпорациях – только Российская Федерация.

Немаловажным является и вопрос собственности.

Так, на государственные корпорации похож правовой статус Банка России.

Однако, поскольку в ведении Банка России находятся, например, золотовалютные резервы , средства на счетах государственных органов и т. д., то его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью.

Соответственно у Банка России особая организационно-правовая форма, существующая в единственном экземпляре, – Центральный банк РФ (Банк России).

Такой подход укладывается в действующее законодательство, поскольку перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является открытым и может дополняться федеральными законами (см. п.3 ст.50 Гражданского кодекса РФ, п.3 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Направления совершенствования законодательства о государственных корпорациях.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о наличии определенной несогласованности между законами, регулирующими деятельность отдельных государственных корпораций. В частности, это проявляется в отсутствии единых подходов в решении ключевых вопросов деятельности государственных корпораций.

В результате получается парадоксальная с юридической точки зрения ситуация: юридические лица одной организационно-правовой формы действуют по разным правилам и, наоборот, организации, обозначающие себя как корпорации, не имеют к государственным корпорациям никакого отношения.

В связи с этим в законодательном порядке, как минимум, необходимо:

Запретить использование термина «корпорация» в наименованиях организаций, которые по своей организационно-правовой форме не являются государственными корпорациями;

Запретить государственным корпорациям осуществлять производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, участвовать в создании коммерческих организаций, а также безвозмездно отчуждать и передавать во временное пользование свое имущество;

Ввести количественные ограничения на использование доходов, получаемых государственными корпорациями (кроме Агентства по страхованию вкладов), для обеспечения их деятельности;

Если государственная корпорация наделяется властными полномочиями, то должен быть определен государственный орган, применяющий связанные с ними меры государственного правового принуждения;

Выработать единый подход к порядку согласования высшими органами управления государственных корпораций определенных сделок, а также установления количественных ограничений на привлечение и размещение средств, в том числе через использование единой системы понятий и критериев выделения сделок;

Закрепить обязательность проведения публичных торгов при заключении сделок , выше чем на определенную законом сумму;

Распространить контроль Счетной палаты РФ на все государственные корпорации;

Закрепить правило об автоматическом прекращении права представительства в высшем органе управления государственной корпорации при уходе лица с должности в том органе, представителем которого оно являлось;

Установить, что члены высших органов управления государственных корпораций действуют на общественных началах;

Выработать и законодательно закрепить критерии для решения вопроса о целесообразности создании государственных корпораций в тех или иных сферах с учетом положений Конституции РФ.

До законодательного решения этих вопросов создание новых государственных корпораций необходимо прекратить.

доцент кафедры предпринимательского права

Государственного университета – Высшая школа экономики,

кандидат юридических наук.

Подробнее об этом см. «Порядок разрешения коллизий в российском праве». СПС «Консультант Плюс». Раздел «Комментарии законодательства».

О разграничении этих взносов с налоговыми платежами см: А. Курбатов «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», «Хозяйство и право», 2004 г., № 4, с. 29 или «Разграничение обязательных платежей». Статья в сборнике «Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования». Под редакцией. М., 2003 г., с. 64.

Сегодня важнейшая роль в экономике РФ отведена государственным корпорациям. Они служат крупнейшими нанимателями, которые обеспечивают полноценное развитие целых отраслей. Некоторые из госкорпораций («Роскосмос», к примеру) владеют положением, близким к монопольному. Именно поэтому они являются практически незаменимыми субъектами для развития экономики страны. Целесообразно рассмотреть основные характеристики, историю появления и перечень государственных корпораций, известных в настоящее время.

Понятие государственной корпорации

Госкорпорация - это учреждение некоммерческого типа, собственником активов которого является РФ. Создается она для реализации функций, особо значимых для общества. Среди них, к примеру, справедливое распределение денежных ресурсов. На практике представленная функция может быть выражена в том, что одним их приказов госкорпорации «Росатом», например, утверждается возможность предоставления рабочих мест с удовлетворительной заработной платой. Это стимулирует рост покупательной способности людей. Или, к примеру, в том, что такие структуры являются крупнейшими заказчиками для бизнеса частного уровня. Это способствует развитию предпринимательства в стране. Госкорпорации - это учреждения, которые выступают стимулом для монетизации и роста экономики в целом, а также способствуют возникновению и дальнейшему расширению связей на международном уровне.

Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании

Далее целесообразно рассмотреть сходства и отличительные черты указанных структур. Госкомпании и госкорпорации - это две разновидности учреждений некоммерческого типа. Они в чем-то похожи, а в чем-то - различны. Стоит заметить, что регулирование их деятельности осуществляется посредством одного и того же правового источника - Закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с положениями данного акта под государственной компанией следует понимать НКО, не имеющую членства, сформированную на основе имущественных инвестиций для оказания государственных услуг и реализации иных функций при условии задействования имущественных комплексов государства в форме управления на доверительной основе. Госкорпорация по ОРВД - это также НКО, не имеющая членства, сформированная на основе имущественного взноса, однако уже для достижения целей, значимых для социума, и осуществления социально важных функций, как было отмечено выше. Обе разновидности государственных учреждений создаются на базе выпуска федеральных законов.

Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны. А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций. Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.

Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации - это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми. Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций. Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций. Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны. Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.

Сегодня широко распространено мнение, что государственная корпорация может быть представлена в абсолютно любой организационной форме. Примерами государственных предприятий выступают такие структуры, как РЖД, «Роснефть» или «Ростелеком». Примерами предприятий унитарного типа служат «Мосгортранс», «Почта России» и агентство «ТАСС». Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия нужно различать хотя бы исходя из их механизма учреждения. Он, в свою очередь, предопределяется особенностями правового регулирования соответствующих структур.

Правовое регулирование деятельности госкорпораций

Далее изучим правовой аспект работы госкорпораций по ОРВД. Государственные корпорации относятся к отрасли гражданского права. Другими словами, в сделках и правоотношениях иного характера они играют роль равноправных по отношению к партнерам в юридическом плане субъектов. Тем не менее правовой статус таких структур наделен целым рядом особенностей. Так, госкорпорации на территории РФ учреждаются на базе изданного федерального закона. Основная сторона деятельности соответствующих структур в том, что они не обязаны нести ответственность по обязательствам РФ, которые могут возникнуть. И наоборот, государство никаким образом не отвечает за деятельность госкорпораций («Аэронавигация», «Ростех», «Росатом» и так далее). Исключение могут составлять сценарии, в соответствии с которыми некоторые разновидности взаимной ответственности охарактеризованы в законе.

Какие привилегии имеют госкорпорации?

Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство. Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.

Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями. Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом. Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.

История возникновения

Государственные корпорации, будучи субъектами гражданского права, стали появляться после внесения 08.07.1999 в Закон, который регулирует работу организаций некоммерческого типа, определенных корректировок. Таким образом возникла основа для легализации деятельности данных структур. Считается, что первой государственной корпорацией на территории Российской Федерации стало агентство под названием «АРКО». Оно занималось реконструкцией учреждений банковского типа. Структура была зарегистрирована в 1999 году. Тем не менее после учреждения представленного агентства госкорпорации далеко не сразу стали популярной в России организационно-правовой формой бизнеса при условии участия государства. Начиная с 2007 года популярность этих учреждений стала набирать обороты.

Перечень госкорпораций

Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер. В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие. В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:

  • Госкорпорация «Росатом».
  • Госкорпорация «Внешэкономбанк».
  • Госкорпорация «Роснато».
  • Госкорпорация «Ростех».
  • Госкорпорация АСВ.

Следует заметить, что за строительство объектов олимпийской направленности в Сочи отвечала государственная корпорация «Олимпстрой». Помимо этого, существенной в плане масштабов деятельности государственной корпорацией выступает Фонд ЖКХ.

Перспективы государственных корпораций

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.

Несмотря на столь относительные планы, сегодня государственные корпорации успешно выполняют свои функции (госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», ЖКХ развивают в настоящее время все более масштабную деятельность). Правда, их работа находится под серьезным контролем правительственных органов. Причина в стремлении Правительства страны повысить эффективность деятельности рассматриваемых структур. В частности, проходит достаточно активная корректировка текущих систем оплаты труда работников государственных предприятий. Существуют, к примеру, предложения касательно привязки компенсационных выплат сотрудникам соответствующих учреждений к результатам труда по факту. Есть инициативы, по которым полномочия работников государственных корпораций планируется приблизить к характеризующим деятельность государственных служащих. По аналогии есть идея о необходимости возложить на специалистов госкомпаний ограничения дополнительного характера, особенно те, которые связаны с возможностью вести коммерческую деятельность.

Отраслевые особенности развития госкорпораций

Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность. Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений. В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.

Особенности иностранных госкорпораций

После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом. Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира. К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок. Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России. Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.

Резюме

Итак, мы изучили сущность и особенности термина «государственные корпорации». Помимо этого, были исследованы соответствующих примеры и их характеристики как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Какие выводы можно из этого сделать? Для начала следует понимать, что государственное предприятие и государственная корпорация - вещи абсолютно разные. Близким по смыслу государственным корпорациям является термин «государственные компании». В частности, регулирование обоих типов организаций осуществляется посредством положений одного и того же законодательного акта.

Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами. Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу. Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.

Феномен российских государственных корпораций заключается в поиске средств реализации идеи государственно-частного партнерства. Одним из целевых направлений создания госкорпораций является решение системных стратегических социально-экономических задач, имеющих общегосударственное и общественное значение, для решения которых необходимы огромные капиталы, исключительные организационные усилия, значительные сроки и административные полномочия. Кроме того, решение данных задач, возложенных на госкорпорации, не имеет быстрой коммерческой отдачи. При этом для существующих в настоящее время госкорпораций характерно то, что они, исходя из целей создания и специфики деятельности, отличаются не только от других коммерческих и некоммерческих организаций, но и друг от друга, имеют разный порядок управления, реорганизации и ликвидации, использования имущества и форм отчетности.

Возникновение новой организационно-правовой формы юридического лица – государственной корпорации – связано не только с необходимостью создания оптимальной модели управления государственным имуществом, но и с развитием экономики страны в целом как высокотехнологичной, инновационной, прогрессивной, наукоемкой системы.

В настоящее время особенности правового положения госкорпораций, цели ее деятельности, порядок управления, назначения должностных лиц, использования имущества, полномочия, функции и другие вопросы, касающиеся создания и организации деятельности и ответственности госкорпораций регулируются отдельно принятыми специально для этих целей федеральными законами.

Законы о государственных корпорациях:

  • Федеральный закон от 1.12.2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
  • Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»
  • Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (государственная корпорация «Олимпстрой»);
  • Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»;
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» (Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк));
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Агентство по страхованию вкладов);
  • Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
  • Деятельность государственных корпораций регулируется также принятыми в соответствии с вышеназванными законами нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Общие вопросы, касающиеся имущества, обязательств, ответственности госкорпораций, регламентируются Главой II Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 7.1). В данном законе дается понятие государственной корпорации, под которым понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

В законе также предусмотрено, что имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации. Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом, предусматривающим создание госкорпорации, не предусмотрено иное.

Законом о некоммерческих организациях установлено ограничение по использованию имущества госкорпорации: госкорпорация вправе использовать свое имущество исключительно для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Госкорпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Годовой отчет публикуется и размещается на официальном сайте госкорпорации с учетом требований законодательства о государственной тайне. На официальном сайте госкорпораций также должна быть размещена стратегия деятельности госкорпорации. Опубликованный и размещенный в Интернете годовой отчет должен содержать информацию о выполнении данной стратегии деятельности госкорпорации.

Законом предусмотрена возможность инвестирования свободных средств госкорпораций на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). При этом порядок и условия инвестирования временно свободных средств госкорпораций, а также формы отчетов об инвестировании и порядок раскрытия данных отчетов устанавливает Правительство РФ. Предельный объем инвестируемых свободных средств и порядок принятия решения об инвестировании определяется высшим органом управления госкорпораций, который предусмотрен особым законом о конкретной госкорпорации. Так, Законом о «Росатоме» предусмотрено, что высшим органом управления данной госкорпорации является наблюдательный совет, в состав которого входят представители Президента РФ и Правительства РФ. Генеральный директор госкорпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью госкопорпораций. Специальными законами о государственных корпорациях предусматривается, что на госкорпорации не распространяется действие федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Из анализа действующего законодательства усматривается, что под госкорпорацией понимается особый вид юридических лиц, который аккумулирует определенное имущество, переданное ему государством для использования в поставленных целях. Государственная корпорация выступает органом управления денежными средствами, имеющими строго целевую направленность. Кроме того, государственная корпорация при осуществлении экономической деятельности уполномочена увеличивать объем переданных ей государством средств путем эффективного размещения активов фондов. Регулирование деятельностью госкорпораций осуществляется через высший ее орган управления – наблюдательный совет, который принимает все ключевые решения и включает в себя представителей Президента РФ и Правительства РФ.

Таким образом, госкорпорация наделена особым статусом, находящимся на стыке публичного и частного права, поскольку она создается государством в распорядительном порядке, оформленным специальным законом, является носителем прав и обязанностей публичного характера, наделяется властными полномочиями, в результате чего выступает носителем государственной воли, государственных прав и обязанностей. Госкорпорация имеет обособленное имущество для решения публичных задач и реализации общественных интересов, несет публично-правовую ответственность, обладает специальной целевой правоспособностью и предполагает преимущественную направленность на реализацию общественных, общегосударственных интересов, задачи госкорпораций закреплены на законодательном уровне.

Однако на сегодняшний день закрепление особого статуса госкорпорации, обладающего признаками публичного юридического лица, отсутствует в законодательстве Российской Федерации.

Таким образом, на данный момент возникла необходимость реформирования законодательства о госкорпорациях. Принятие одного лишь закона о госкорпорациях не позволит всецело законодательно закрепить их самостоятельный статус. В случае законодательного оформления такого вида юридического лица, госкорпорации должны быть выведены из состава некоммерческих организаций, так как их основные функции не совпадают с их основными критериями.

Вместе с тем, в настоящее время в правотворческой деятельности наблюдаются тенденции к развитию гражданского законодательства в Российской Федерации, предложены некоторые законодательные инициативы. Так, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» подготовил и опубликовал проект изменений в Гражданский Кодекс РФ (проект был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении). В этом проекте предлагается установить закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, сохраняется деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, а также вводится их новое разграничение на корпоративные и унитарные организации. Юридические лица, учредители которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью, являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации. Таким образом, участники корпораций, в отличие от участников унитарных организаций, обладают правом на участие в управлении деятельностью организации (правом членства). Причем деление на коммерческие и некоммерческие для корпораций сохранится, а унитарные организации будут существовать только в форме некоммерческих юридических лиц. Некоммерческим организациям предлагается дать наименование «Некоммерческие корпоративные организации» и «Некоммерческие унитарные организации», к первым из которых предполагается отнести потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы (с подробной регламентацией их статуса), а ко вторым – фонды, учреждения и религиозные организации.

Проектом изменений в ГК РФ упраздняется общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Вместо открытого акционерного общества (ОАО) и закрытого акционерного общества (ЗАО) предлагаются: акционерное общество и публичное акционерное общество. Согласно предложенным изменениям в статью 97 ГК РФ, публичным будет признаваться акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, предусмотренных законом о ценных бумагах. К созданию и деятельности таких обществ предъявляются особые требования (к размеру уставного капитала, ведению реестра акционеров и т. д.).

Законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» предлагается заменить законом «О хозяйственных обществах».

При этом, как видим, закрепление института госкорпораций в новом проекте ГК РФ не предусматривается. В закрытом перечне некоммерческих организаций, предусмотренном Проектом изменений в ГК РФ, государственная корпорация как одна из форм некоммерческих юридических лиц отсутствует.

Таким образом, на сегодняшний день наблюдаются две прямо противоположные тенденции: с одной стороны Совет при Президенте РФ разработал «Концепцию развития гражданского законодательства», в которой констатируется необходимость анализа и коррекции таких организационно-правовых форм юридических лиц, как «госкорпорация» и «госкомпания». Однако в Проекте изменений в ГК РФ, направленном Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в Государственную Думу на обсуждение, данный вид юридических лиц не закреплен. За пределами регулирования гражданского законодательства по-прежнему остаются такие юридические лица, наделенные особым статусом, как «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой», фонд «Сколково» и т. д., поскольку разработчики проекта изменений в Гражданский Кодекс РФ обошли вниманием этот вид юридических лиц, наделенных особым статусом. При этом госкорпорации регулируются отдельными законами, принятыми исключительно в целях закрепления особого статуса данных юридических лиц.

Следовательно, сохраняется прежний порядок законодательного закрепления уникального статуса государственных корпораций в законах, специально принятых для этих целей. Так как в окончательной редакции проекта изменений законодательства в РФ не нашлось места для объяснения особого правового статуса госкорпораций. В настоящее время в РФ назрела необходимость официального закрепления статуса госкорпораций в законодательстве на уровне Гражданского Кодекса РФ и принятия федерального закона «О государственных корпорациях»: на сегодняшний день госкорпорации существуют в РФ «де факто» в виде особых форм юридических лиц, функционируют на основании отдельных федеральных законов в форме фондов, инновационных центров, корпораций и т. д. При этом вряд ли они в ближайшее время будут упразднены или преобразованы в более традиционные для гражданского законодательства организационно-правовые формы. Эти формы юридических лиц не вмещаются ни в одну из существующих форм коммерческих или некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ.

УТВЕРЖДЕН
решением Правительственной комиссии
по высоким технологиям и инновациям
от 3 августа 2010 г., протокол № 4

П Е Р Е Ч Е Н Ь
акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных
государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития

Группа 1 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития осуществляется Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям

Наименование компании

ГК «Росатом»

ГК "Ростехнологии"

Мипромторг России

Открытое акционерное общество "РусГидро"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Холдинг МРСК"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Газпром"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту

нефти "Транснефть"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот")

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Автоваз"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени СП. Королева"

Роскосмос

ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Инвестиционная компания связи"

Минкомсвязь России

Закрытое акционерное общество "Акционерная компания "Алроса"

Минфин России

Группа 2 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития реализуется федеральными органами исполнительной власти

Наименование компании

Федеральный орган исполнительной власти (отраслевое ведомство)

Открытое акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Центр технологии судостроения и судоремонта"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Научно-производственное объединение "Аврора"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Росхимзащита"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Моринформсистема - Агат"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "СГ-Транс"

Минтранс России

ФГУП "Росморпорт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации

Минэнерго России

ФГУП "Космическая связь"

Минкомсвязь России

ФГУП "Почта России"

Минкомсвязь России

ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"

Минкомсвязь России

ФГУП "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген"

Минздравсоцразвития России

Открытое акционерное общество "Оборонсервис"

Минобороны России

Открытое акционерное общество "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"

Минпромторг России

Государственные корпорации созданы для выполнения различных функций; деятельность каждой регулируется отдельным федеральным законом, которым определены цели корпорации, общие принципы структуры управления, особенности распоряжения имуществом, особенности публичной отчетности и аудита. При этом ответственность за неразмещение государственными корпорациями предусмотренных законодательством сведений отсутствует.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

Год создания: 2004.

Основание: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Цель: обеспечение функционирования системы страхования вкладов, а также осуществление функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.

Органы управления: совет директоров, правление и генеральный директор. Высший орган управления - совет директоров.

Численность персонала:

Генеральный директор:
Исаев Юрий Олегович

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

Цель: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и председатель. Высший орган управления - наблюдательный совет, возглавляемый председателем Правительства РФ.

Председатель:
Горьков Сергей Николаевич

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ)

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Государственная корпорация должна была прекратить деятельность с 1 января 2013 года, но сроки окончания работы неоднократно переносились. В октябре 2017 года Государственная Дума в очередной раз продлила сроки деятельности Фонда до 1 января 2019 года.

Цель: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Численность персонала: на 01.01.2017 - 257 человек.

Генеральный директор:
Цицин Константин Георгиевич

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации "Ростехнологии"».

Цель: содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также участия в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: на 31.12.2016 - 1 037 человек.

Генеральный директор:
Чемезов Сергей Викторович

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».

Цель: проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования, осуществление международного сотрудничества в этой области; проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высший орган управления - наблюдательный совет.

Численность персонала:

Генеральный директор:
Лихачёв Алексей Евгеньевич

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Год создания: 2015.

Основание: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"».

Цель: реализация государственной политики и осуществление нормативно-правового регулирования в области космической деятельности; оказание государственных услуг в области космической деятельности и управления государственным имуществом; обеспечение проведения организациями Корпорации и организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения, боевой ракетной техники стратегического назначения; координация работ по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах специальных, гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации в области спутниковых навигационных систем; осуществление международной деятельности по исследованию и использованию космического пространства; осуществление функций по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур и космодроме «Восточный», и по руководству этими работами.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: 249,94 тысяч человек (включая подведомственные организации).

Генеральный директор:
Комаров Игорь Анатольевич


Ограничения, запреты и обязанности

На сотрудников государственных корпораций распространены особые ограничения и обязанности, аналогичные запретам и ограничениям для госслужащих.

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает ограниченный перечень способов осуществления закупок (10 конкурентных способов и возможность закупки у единственного поставщика по основаниям, указанным в законе), а Федеральный закон № 223-ФЗ позволяет заказчику в своём положении о закупке самостоятельно определять виды закупок, выбирать площадки для электронных торгов и т.д. По № 44-ФЗ работают органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме закупок за счёт грантов, собственных средств, в рамках субподрядов). При своевременном утверждении положений о закупках по Закону № 223-ФЗ работают государственные компании с долей участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, бюджетные учреждений и государственные и муниципальные предприятия, в случае осуществления закупок за счет грантов, собственных средств и субподряду.

Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» закупают в основном по № 44-ФЗ, а остальные корпорации используют закон лишь для закупки ежегодных услуг по аудиту, который по закону осуществляется на конкурсной основе.

Более гибкий № 223-ФЗ позволяет государственным корпорациям самостоятельно определять способы закупок. С другой стороны, № 44-ФЗ накладывает на заказчиков обязанность публиковать всю документацию по закупкам, серьезно ограничивая использование неконкурентных способов закупки.

В 2014 году Сергей Кириенко, занимавший должность генерального директора «Росатома», сообщил , что госкорпорация первой и по своей инициативе перешла на № 44-ФЗ. По его словам, более жёсткие условия закупок позволили им сэкономить 35 млрд рублей.

На момент публикации этого исследования все государственные корпорации уже разместили свои положения о закупках в Единой информационной системе:

Агентство по страхованию вкладов - последние изменения внесены 09.12.2016

Внешэкономбанк - последние изменения внесены 02.03.2017

Фонд ЖКХ - последние изменения внесены 13.03.2017

Ростех - последние изменения внесены 31.03.2017

Росатом - последние изменения внесены 04.04.2017

Роскосмос - последние изменения внесены 26.06.2017

Корпорация «Роскосмос» нарушила сроки опубликования в Единой информационной системе изменений, вносимых в Положение о закупках. В соответствии с № 223-ФЗ положение и изменения в него должны публиковаться не позднее, чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Утвержденные 26 июня 2017 года изменения «Роскосмос» опубликовал лишь 14 июля, спустя 20 дней.

За это правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере 5-10 тыс. рублей, на юридических лиц - от 10 до 30 тысяч рублей.

Конфликт интересов при закупках


В 2013 году первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков был избран председателем совета директоров АО «Концерн Созвездие», которое входит в состав госкорпорации (в настоящее время он не занимает этой должности).

Жена Владимира Артякова Татьяна с 2015 года владеет 42,5% ООО «АФК-Сервис», которому принадлежит бизнес-центр в Москве.

Здание бизнес-центра по адресу: Спиридоновка, 20, строение 2

В конце 2016 года АО «Концерн “Созвездие”» заключило контракт с ООО «АФК-Сервис» на аренду помещений в указанном бизнес-центре. Контракт на сумму 1 423 125 рублей заключался с единственным поставщиком в рамках федерального закона № 223-ФЗ , в котором отсутствует запрет на конфликт интересов.

На наш взгляд, в этой ситуации можно усмотреть признаки конфликта интересов, который, однако, не противоречит действующему законодательству.

Министерство финансов РФ подготовило поправки в закон № 223-ФЗ которые предусматривают запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Предлагаемые поправки, фактически, повторяют определение конфликта интересов, которое содержится в федеральном законе № 44-ФЗ: ограничение не будут распространяться на руководство юридических лиц, которое владеет юридическими лицами, являющихся заказчиками.

Значительная часть лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупка которых осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации (АО «Национальная иммунобиологическая компания»).

Соответствующие распоряжения были приняты в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изучив государственные контракты АО «Нацимбио», АО «Российская электроника», АО «РТ-Проектные технологии» с органами государственной власти, с одной стороны, и документацию этих АО по закупкам аналогичных товаров, работ и услуг у поставщиков, мы обнаружили, что все три компании выступают лишь посредниками, оставляя себе до 10% стоимости государственных контрактов, хотя имеют статус статус единственных поставщиков.

В свою очередь, АО «РТ-Проектные технологии» заключало договоры на выполнение тех же самых работ с частными компаниями - ООО «Ланит-Технологии» и ООО «Онланта», связанными между собой через собственников. Договоры также заключались с единственным поставщиком. Ранее обе компании заключали контракты на аналогичные работы напрямую с подведомственными Казначейству России учреждениями.

Средняя разница стоимости государственного контракта и аналогичного договора с субподрядчиком составила 6%.

АО «Нацимбио»

Как госмонополия «Нацимбио» заработала на вакцинах и кто от этого выиграл.

Правительство назначило дочернюю компанию госкорпорации «Ростех» единственным поставщиком вакцин для Национального календаря профилактических прививок.

Достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госкорпораций контролируются недостаточно. В вопросе определения круга лиц, чьи сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат публикации, отсутствует системность: в разных корпорациях соответствующие перечни публикуются на официальных сайтах в разных местах, сильно отличаются и постоянно меняются. Отсутствие реакции госкорпораций на выявленные нами нарушения говорит о том, что их руководство, возможно, не заинтересовано в соблюдении норм антикоррупционного законодательства.

Лишь две государственные корпорации, «Росатом» и «Роскосмос», активно используют федеральный закон № 44-ФЗ и добиваются существенной экономии средств. Мы считаем целесообразным на законодательном уровне предусмотреть обязанность осуществления ряда закупок по Закону № 44-ФЗ, например, проводить таким образом крупные закупки и/или установить долю конкурентных закупок у малого и среднего бизнеса.

Благодаря распоряжениям Правительства РФ ряд предприятий государственной корпорации «Ростех» получили монополию на оказание некоторых видов услуг для государственных нужд. При этом услуги они оказывают не самостоятельно, а через подрядчиков. Такие посреднические схемы приводят к снижению конкуренции и дополнительным расходам бюджета.

В связи с этим мы предлагаем дополнить некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность госкорпораций.

Дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей об ответственности за нарушение обязанностей государственных корпораций по подготовке и размещению в интернете предусмотренной законодательством отчетности госкорпораций. Ответственность должна быть предусмотрена в отношении должностных и юридических лиц, как это предусмотрено в отношении государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28 КоАП), саморегулируемых организаций (ст. 14.52 КоАП), организаций, работающих на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП). Ввести административную ответственность за непубликацию отчетности госкорпорациями.

Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации» об установлении единых критериев либо возложении на единый государственный орган обязанности по утверждению перечней должностей в государственных корпорациях, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются запреты, предусмотренные пунктами 1-4 и 7-11 части четвертой статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязать госкорпорации ввести единый перечень должностей, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются определённые запреты.

Внести изменения в ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о запрете на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Ввести запрет на участие в госзакупках госкорпораций лицам, которые аффилированы с заказчиком. Соответствующий проект в настоящее время разработан Министерством финансов Российской Федерации. Необходимо включить в число потенциальных участников конфликт интересов руководителей юридических лиц, которые владеют другими юридическими лицами, являющимися заказчиками.

Внести изменения в федеральные законы о государственных корпорациях в части установления доли закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», распространив его действие на крупные закупки государственных корпораций.