Конспект занятия по познавательному развитию (экология) на тему: "Профессия Эколог". Профессия эколог Экологические профессии для детей

Защищать окружающую среду в последние годы стало модно. Есть те, кто в этом стремлении заходят значительно дальше громких призывов и лозунгов, - это люди, которые сделали любовь к природе и ответственное отношение к ее дарам своей профессией. Инженер по охране леса Портрет В этой профессии больше от биологии, чем от инженерии как таковой. Инженер по защите леса разрабатывает и осуществляет плановые мероприятия по контролю за состоянием лесонасаждений. Фиксирует изменения, происходящие на подконтрольной ему территории, и анализирует их. К примеру, рассматривает причины появления новых популяций вредителей лесонасаждений, качественного и количественного изменения состава деревьев, кустарников и растений и т. п. Образование Будущим властителям лесов подойдут две специальности: «Лесоинженерное дело» и «Лесное и лесопарковое хозяйство». В вузах столичного региона по этим направлениям готовят редко, что неудивительно: крупные лесные массивы сосредоточены в основном на востоке и северо-востоке страны. Зато в Москве действует ведущий профильный вуз отрасли - Московский государственный университет леса. Что нужно знать и уметь Лес - это живой организм, со своими особенностями, спецификой развития и проблемами. Чтобы добиться успеха в профессии, необходимо иметь как частные знания по ботанике и биологии, так и более общие навыки, в основном направленные на управление лесным хозяйством. Например, знать системы и методики государственного управления лесами, методы защиты лесов от вредителей и болезней, технологии диагностики состояния лесонасаждений и т.п. Место действия Инженеры данного профиля требуются в лесные хозяйства, заповедники, парки, ландшафтные памятники. Средняя зарплата специалиста невысока: в зависимости от региона инженер по охране леса может рассчитывать на 15-25 тысяч рублей. Второй вариант построения карьеры - работа в различных контролирующих и природоохранных государственных организациях. В этом случае со сравнительно невысокой зарплатой помогают «мириться» прелести соцпакета. Картограф Портрет Составляет карты различного назначения и масштаба на основе анализа фото и видеосъемки, обмерных, графических и текстовых данных. Технологии геодезии постоянно совершенствуются, поэтому основным направлением деятельности геодезистов картографов становится разработка новых методов работы, позволяющих отобразить местность максимально подробно и достоверно. Образование При обучении на «Картографии» основной упор делается на составлении карт. На «Прикладной геодезии» - на вопросах измерения территорий, земельного права и выдачи разрешений на строительство. Например, студенты факультета городского кадастра Государственного университета по землеустройству изучают как наземные методы съемок местности, так и компьютерные технологии обработки аэро- и космических снимков, геоморфологию и почвоведение. Что нужно знать и уметь Для того чтобы правильно собрать, а главное систематизировать геодезическую информацию, необходимы знания из целого ряда естественно-научных, гуманитарных, технических и прикладных дисциплин. Личные качества, без которых не обойтись в профессии, - наблюдательность, ответственность, заинтересованность, усидчивость. Место действия Выпускники ГУЗ, МИИГАиК, МГУ работают в Госкомземе, московских и областных комитетах по земельным ресурсам (занимаются вопросами использования земель по сельскохозяйственному или жилищно-строительному назначению), риэлторских агентствах и бюро технической инвентаризации, кадастровых бюро. «По объявлению» специалистов госструктур ищутредко: талантливых учеников обычно подмечают еще на студенческой скамье. А вот в коммерческие можно устроиться и самому. Метеоролог Портрет Занимается сбором и систематизацией данных об изменении погоды, в результате которых делается прогноз. Работает зачастую в тяжелых условиях и удаленных регионах. Образование Специальности «Метеорология», «Гидрометеорология», «Метеорология, климатология, агрометеорология» довольно редкие. Для того чтобы успешно освоить курс, студенту необходимы знания по физике, химии, географии, черчению, математике. Во время обучения особый упор сделан на геодезию, топографию и непосредственно метеорологию. Что нужно знать и уметь Будущим метеорологам стоит внимательно посмотреть фильм «Как я провел этим летом». Действие картины происходит на неком острове, расположенном в Ледовитом океане, где на полярной станции работают двое - начальник станции Сергей и стажер Павел. Основные принципы работы в фильме переданы: наблюдения нужно проводить в четко заданные временные интервалы, а работать - чаще всего на удаленных от цивилизации точках. Прежде чем выбрать эту профессию, нужно убедиться, что у вас есть определенный набор личных качеств. Например, аналитические способности, скрупулезность, умение переносить одиночество, склонность к наблюдению, дисциплинированность и аккуратность. Место действия Основные места работы - метеорологические станции и центры, чаще всего государственные. Подразделения гидрометеоцентра есть практически в каждом городе и, по свидетельству сотрудников, специалисты требуются постоянно. Но заработные платы рядовых метеорологов, тем более начинающих, невысоки: 15-20 тысяч рублей. В прикладных сферах, например на телевидении, можно зарабатывать больше. Еще одно поле деятельности - научно-исследовательские центры и институты. Эколог Портрет Эколог занимается многим: от расчетов допустимых выбросов предприятий в окружающую среду до арктических экспедиций для защиты редких животных. Образование Инженеров-экологов готовят на «Экологии и природопользовании», «Инженерной защите окружающей среды». На факультете экологии и природопользования Московского государственного университета природообустройства студенты занимаются экологической экспертизой почв, ландшафтным планированием, физико-химическими способами очистки воды, чтобы в дальнейшем найти себя в Росприроднадзоре, структурах Мосводоканала или Федерального агентства водных ресурсов. Что нужно знать и уметь Экология находится на стыке нескольких наук (физики, химии, географии и биологии). Не обойдена вниманием и королева наук - математика. Расчеты, без которых немыслим ни один промышленный проект, строятся на основе строгих формул. Важная составляющая профессионального успеха эколога - безупречная компьютерная грамотность. Большинство современного оборудования высокотехнологично, включает микроэлектронику. Место действия Инженеры-экологи работают в штате крупных и не очень промышленных предприятий и всевозможных государственных контролирующих и сертифицирующих организациях. Экологи также требуются в природоохранные структуры, общественные организации и комитеты, экспертные компании. Уровень заработных плат во всех этих структурах крайне неоднороден. Наиболее высоко оценивается труд эколога-эксперта: 50–70 тысяч рублей в месяц. Инженеры-экологи на предприятиях зарабатывают 30-40 тысяч. А сотрудники всевозможных общественных организаций часто вообще работают за идею и частные гранты.

Цель:

Задачи.

Предварительная работа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию (экология) на тему: "Профессия Эколог"»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г.Димитровграде»

Соловых Лиля Харисовна

воспитатель

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)

на тему: "Профессия Эколог"

Цель: воспитывать экологическую сознательность детей.

Задачи.

Формировать представления о профессии эколог; о её значимости для сохранения экологической сохранности планеты.

Расширять природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; развивать любознательность, познавательный интерес, мышление.

Обогащать словарный запас детей посредством ознакомления с различными профессиями в области экологии (геолог, физик, химик, пожарный)

Предварительная работа.

Чтение рассказа О.Дмитриева «Что такое лес»

Стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете»

Рассматривание Красной книги.

Вос.: Рассмотрите картинки, люди каких профессий на них изображены?

(дети рассматривают иллюстрации профессий).

Ребята, а где работают ваши родители (ответы детей).

А я хочу сегодня познакомить вас с профессией – эколог.

Экология – это наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всего живого. В нашем городе построен Центр охраны окружающей среды. В нём работают экологи, химики, геологи, пожарные, лесники. Все они следят за состоянием лесов, рек, воздуха. Ребята, скажите пожалуйста, а кто живёт в лесу? В реке? (ответы детей)

Вос.: Ребята, а как называется город, в котором мы живём? (ответы детей).

А что вы можете рассказать о своём городе? (ответы детей).

Почему наш город называют зелёным городом? (ответы детей).

Правильно ребята, в Димитровграде много деревьев, кустарников, цветов, много парков и лесных зон.

Сегодня в наш детский сад пришло необычное письмо с фотографиями.

(рассмотреть фотографии).

Как вы думаете, что произошло в лесу и на речке? (ответы детей).

Я предлагаю отправиться в экспедицию и на месте решить, как помочь

природе. В этой экспедиции нам необходим эколог. Им буду сегодня я, а вы будите моими юными помощниками. Юные экологи должны соблюдать правила:

Нам надо подумать, что мы возьмем с собой.

Д/игра «Что возьмём с собой в поход» (компас, карту, аптечку, воду, дневник наблюдений, запрещающие знаки).

Вос.: И так, куда мы отправимся сначала? (в лес).

(Дети идут по тропе с проговариванием текста:

Раз-два, раз-два.

По кочкам, по кочкам,

По камешкам, по камешкам,

В ямку… бух.)

Вос.: Ну вот и лес. Но, ребята, почему в лесу так тихо?

Как вы думаете, что могло произойти с лесом и его обитателями?

(ответы детей).

Как мы можем помочь лесу? (убрать мусор, поставить знаки).

Д/игра «Хорошо-плохо». (С использованием фотографий)

Вос.: Ребята, давайте напомним правила поведения в лесу:

- Гнездо на ветке -птичий дом

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй,

И никому не позволяй.

- Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

- Нельзя костёр бросать в лесу.

Костёр в лесу несёт беду.

Пожар в лесу может случиться

Без дома будут зверь и птица.

- Чтоб было по лесу приятно гулять

Не надо бутылки и мусор бросать,

Если лес не беречь, он погибнет

И беда всех людей настигнет.

Вед.: Молодцы, ребята. А сейчас нам пора отправляться дальше. Давайте посмотрим на карту, какая следующая остановка? (речка)

Выходите на тропинку:

- Жарким днём лесной тропой, звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал…лосёнок,

За мамой лисицей крался…лисёнок,

За мамой ежихой катился…ежонок,

За мамой медведицей шёл…медвежонок.

За мамою белкой скакали…бельчата,

За мамой зайчихой косые…зайчата,

Волчица вела за собою…волчат

Все мамы и дети напиться хотят.

(звучит грустная музыка)

Вос.: Ребята, что случилось с речкой? Почему она стонет и плачет?

(ответы детей)

Давайте подумаем, как можно помочь речке? (ответы детей)

Вос.: Я предлагаю вам очистить воду с помощью фильтра.

(опыт: марля, уголь, глина)

Вос.: Вот мы очистили речку. Давайте покажем, как быстро побежала речка, чистая и прозрачная.

Игра «Ручеёк»

Вос.: - Мы возвращаемся в город (картина города, над которым стоит смок).

Что произошло с нашим городом? (ответы детей).

Вос.: - В нашем городе много предприятий, трубы которых много дымят, по дорогам едут машины и отравляют воздух выхлопными газами. Для того, чтобы воздух не загрязнялся, на заводах и фабриках строят очистные сооружения. Они работают по принципу противогазов (рассмотреть с детьми противогаз) . Но и в природе есть естественные живые очистители воздуха - это деревья.

Что необходимо сделать, чтобы воздух в городе стал чище? (надо посадить больше деревьев).

Нам пора возвращаться домой.

- По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки-

Раз-два, раз-два.

По кочкам, по кочкам,

По камешкам, по камешкам,

В ямку… бух.)

Вос.: Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте вспомним, как мы помогли лесу и речке, (ответы детей)

И ещё раз повторим правила юных экологов.

Ребята, вы сегодня сделали много хороших дел. И я хочу посвятить в экологи (вручает значки). Спасибо вам за помощь.

Цель программы: Формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.

Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля - наш общий дом, а человек- часть природы.

Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Мостовского района, как частицей природных богатств Кубани.

Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.

Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников. Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей ДОУ и семьи в деле экологического воспитания ребенка - одно из ведущих направлений программы "Берёзка".

Отличительные особенности данной программы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены и современные программы экологического воспитания и образования дошкольников: "Юный эколог" С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998), нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Наряду с этим следует отметить, что в последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России по разработке программ экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.

Программа "Берёзка" ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Формирование основ экологической культуры у детей -- дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний.

Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Программа экологического воспитания и образования "Берёзка" рассчитана на детей подготовительного к школевозраста- 6-7лет.

Сроки реализации программы. Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.

Формы и режим занятий.

Занятия по программе "Берёзка" начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.

Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия - 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность

Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий:

Экскурсия

Наблюдение

Экспериментальная деятельность

Выставка

Защита проектов

Викторина

Лабораторное занятие

Открытое занятие

Практическое занятие

Презентация

Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл. Каждый такой цикл включает 2-3 "рабочих" занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).

Сезонный блок (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К семи годам ребёнок:

знает животный и растительный мир своего поселка, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны;

проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;

любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно - следственные связи;

привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;

знает природоохранные объекты в районе; “

знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: "Яблочный Спас", "Масленица", "Вербное Воскресенье", "Пасха", "Троица", "День Земли", "Шумят тополя", "День птиц", "День посадки деревьев", "Всемирный день охраны окружающей среды".

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому блоку программы и обобщающие диагностические карты.

Оценка знаний об окружающем мире.

Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.

Осознанность- степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.

Доказательность- умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.

Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.

Оценка отношения к окружающему миру.

Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений.

Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.

Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В ходе реализации программы "Берёзка" используются следующие формы подведения итогов:

Открытые занятия с элементами проектной деятельности.

С экологическими проектами воспитанники ДОУ участвовали в региональном этапе Всероссийского конкурса "Я-исследователь" (2010 г) проект "Редкий гость лагенария" занял 1 место. В 2011 году проекты "Секреты прививки", "Известная незнакомка соль" и "Наша Красная книга" заняли 2место на региональном этапе Всероссийского конкурса "Я - исследователь".

Экологические акции: "Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля", "Птичья столовая", "Первоцвет" и др.

Экологические спектакли в постановке театра "МЭТР" - "Не рвите цветы", "Репка", "Путешествие в зимний лес", "Как зима с весной поспорили", "Путешествие в осенний лес", "Наши зеленные друзья".

Выпуск экологической газеты ДОУ "Берёзовые вести".

Рисование на экологическую тематику.

Досуги, экологические, народные праздники и т.п.

Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии

Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.

Блок "Жемчужина Предгорья - поселок Мостовской!"

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного поселка, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:

Диагностика знаний детей о родном поселке.

Консультирование родителей о экологическом воспитании в семье

Экскурсия в парк.

Кукольный спектакль-сказка "Кто как к зиме готовится" (в постановке взрослых).

Выставка детских рисунков "Я люблю свой поселок!"

Тематическое интегрированное занятие "Батюшка Покров, не будь суров".

Организация семейного "капустника".

Оформление папки-передвижки "Осенние праздники. Отмечаем всей семьей".

Блок "Знай, люби и сохраняй"

Экологическая акция "Рождественская елочка", "Кормушка".

Развлечение совместно с родителями "Как на масляной неделе".

Выпуск информационного буклета "Наш заповедник в вопросах и ответах".

Конкурс экологических рисунков-плакатов "Береги природу родного края!".

Блок "Я - исследователь"

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.

Блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса -значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:

Экологическая акция "Наша клумба".

Развлечение совместно с родителями "Берёзкины именины".

Выпуск информационного буклета "Советы здоровья".

Конкурс экологических рисунков-плакатов "Наш дом-планета Земля!".

Экскурсия в храм для освящения яблок.

"Семейный поход".

экологический сознание дошкольный возраст

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».

Задачи:

1. Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении.

2. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение.

3. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.

4. Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.

5. Создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.

· Познавательное развитие;

· Социально-коммуникативное развитие;

· Речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Колокольчик»

Конспект

познавательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»

Воспитатель: Маслова О.А.

Июнь, 2016 год

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».

Задачи:

  1. Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении.
  2. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение.
  3. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.
  4. Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.
  5. Создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.

Реализация содержания программ в образовательных областях:

  • Познавательное развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемые образовательные результаты: знает о профессиях, их назначении.

Знает о профессии своих родителей.

Умеет поддерживать беседу, выражает эмоции при просмотре видеоролика.

Активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Активно участвует в экспериментальной деятельности.

Методические приемы:

  1. Беседа с детьми о профессии эколога, о правилах поведения в природе.
  2. Игры «Кто что делает?», «Что будет, если…», «Мы в профессии играли»
  3. Просмотр видеофильма «Экологическая катастрофа»
  4. Активные действия детей
  5. Экспериментальная работа по очистке воды
  6. Использование художественности слова «Загадка про эколога, стихотворение о профессии эколога»

Предшествующая работа:

  1. Чтение В.Маяковский «Кем быть…», В. Лифшц «И мы трудиться будем», В. Борисов «Такая нужная работа», С. Михалков «А что у вас?».
  2. Беседы с детьми на темы «Все работы хороши, все профессии нужны», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь».
  3. Дидактические игры «Убери лишний предмет», «Кому что нужно для работы»
  4. Рассматривание картин и иллюстраций о профессиях
  5. Рассказы родителей о своих профессиях
  6. Экскурсия в магазин «Знакомство с профессиями продавец, кассир, кондитер, грузчик, товаровед»
  7. Экскурсия в профессиональное училище «Знакомство с профессиями каменщик, плотник, маляр»

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийная установка
  • Оборудование для экспериментальной деятельности по очистке воды.

На каждого ребенка: две прозрачные емкости (одна пустая, другая с грязной водой), воронка, вата, салфетка, пять таблеток измельченного активированного угля, небольшой слой бинта, мелкие камешки.

Организационный момент.

Ты мой друг и я твой друг,

Становись скорее в круг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир профессий. Перед тем как сеть на стульчик каждый из вас должен назвать какую-нибудь профессию. Профессии не должны повторяться.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

(Воспитатель указывает на ребенка, дети поочередно называют профессию).

Дети, а что такое профессия? (Ответы детей)

Правильно, профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Это дело, которым взрослый занимается каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно обучаться специально. В каждом деле свои правила, свои обязанности. Сейчас мы с вами вспомним, чем занимаются люди разных профессий.

Игра «Кто что делает»

Врач лечит, учитель учит, продавец продает и т.д.

Дети, а кто знает кем и где работают ваши родители? (ответы детей)

А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны поймать мяч и постараться ответить правильно. Готовы?

Игра с мячом в кругу «Что будет, если…»

Что будет, если:

Повара перестанут готовить пищу?

Врачи перестанут лечить людей?

Учителя перестанут учить детей?

Строители перестанут строить дома?

Все водители откажутся сесть за руль?

Пожарные откажутся тушить пожар?

Дети отвечают.

Дети, сегодня я хочу познакомить вас с очень нужной и полезной не только для людей, но и для окружающей природы профессией, но в начале отгадайте загадку

Он природу охраняет,

Нам здоровье сберегает,

Окружающий мир дорог,

Его профессия … (эколог).

Правильно, это эколог.

Дети, а что такое экология? (Ответы детей)

Слово «экология» означает: наука о доме, жилище, о месте где живут.

Что же это за дом?

Правильно, этот огромный дом – природа, в которой мы, люди, живем рядом с другими земными обитателями: зверями, птицами, насекомыми, рыбами и растениями.

Эколог – это ученый, который оберегает все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как нужно спасать природу.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Добывая полезные ископаемые люди получают свет и тепло, но при этом погибают тысячи животных и растений, загрязняется и уничтожается природа.

Дети, сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, в котором показано, как прекрасная наша планета Земля и что происходит, когда люди обращаются с ней неправильно, не берегут ее.

(Просмотр фильма «Экологическая катастрофа»)

Дети, вы тоже можете стать юными экологами. Как вы думаете чем мы можем помочь животным и растениям? (Ответы детей)

Правильно! Зимой делать кормушки для птиц, весной скворечники, сажать деревья, цветы, не рвать и не ловить все, что растет и движется.

Дети, как вы думаете, как мы должны вести себя в природе? (Ответы детей)

В сказке, которую написал французский летчик – Сент Экзюпери «Маленький Принц – хозяин маленькой планеты – астероида» придумал такое правило: встал утром, умылся, привел в порядок себя – приведи в порядок свою планету! У сказочного Маленького Принца планета была маленькая, и он управлялся в ней один. Мы живем на огромной планете! Поэтому порядок на ней будет только тогда, когда все взрослые и дети как настоящие хозяева будут постоянно его поддерживать.

А сейчас послушайте стихотворение

Эколог землю охраняет

От безответственных людей,

Планету от беды спасает,

Внедряя в жизнь поток идей;

Как уничтожить горы грязи

Бутылок, битого стекла…

Как чище жить нам стало б сразу

Кристальная б вода текла!

Дети, как вы думаете, а можно ли пить грязную воду? Почему?

Сегодня я предлагаю вам самим попробовать очистить воду. Для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию.

(У каждого ребенка на столе находится все необходимое для эксперимента)

Для того чтобы очистить воду нам потребуется емкость, в которую будет стекать очищенная вода, воронка, вата, измельченный активированный уголь, завернутый в марлю, мелкие камешки и емкость с грязной водой.

(Дети выполняют эксперимент вместе с воспитателем)

Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углём, затем небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Дети, какой стала вода? Правильно, вода стала чистой.

Понравился вам наш эксперимент? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания по очистке воды?

А сейчас я предлагаю вам еще немного поиграть.

Игра в кругу «Мы в профессии играли»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы летчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолете полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали (ходьба на месте).

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с «рулем»)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладем ровно кирпичи (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз – кирпич, и два, и три

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Дети, вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир профессий. Скажите, что вам больше всего понравилось или запомнилось сегодня? (ответы детей)

Дети, мне тоже очень понравилось, как вы отвечали сегодня на вопросы, показали высокие знания в мире профессий, экспериментировали.

Дети, когда вы вырастите – многому научитесь, выберете себе профессию по душе и станете хорошими профессионалами, полезными людям.


Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важнейшим элементов воспитания будущего поколения и предполагает:

  • -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у дошкольников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.

В формировании экологического сознания дошкольников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: уход за питомцами и растениями в живом уголке, совместная с воспитателем работа на детсадовском огороде, уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристско-экскурсионная форма экологических занятий (выезд на природу, в заповедники, парки, экскурсии в ботанический сад и др.). Эти выезды приучает детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

Таким, образом, можно сделать вывод, что природоохранная деятельность играет огромную роль именно в экологическом воспитании ребенка. Одно из важнейших человеческих качеств, которое развивает природоохранная деятельность это формирование заботливого отношения к природе.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трех летнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано, главным образом, на знаниях полученных от взаимодействия со взрослыми. Это отношение выражается прежде всего через проявление заботы о людях, природе. Нобходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением. Дошкольники способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы, а также проявлять заботливое отношение в действии. Например, видя потребность живого организма в чем-либо, ребенок стремится удовлетворить ее, т.е. Проявить заботливость в действии (поменять подстилку животному, налить воды, насыпать корма). Кроме того обращаясь к животному ребенок ласково разговаривает с ним.

Уже традиционными, но от этого не менее интересными и эффективными, являются работы проводимые на участке детского сада, где расположен огород, цветник, ягодник. На площадках можно выращивать различные породы деревьев, в том числе и плодовых. С удовольствием дети работают на огороде: вскапывают грядки, рыхлят, сажают картофель, лук, морковь, злаковые, цветы и охотно ухаживают за ними. Осенью они могут самостоятельно собирать урожай. Овощи. зелень можно использовать на корм питомцам. Это помогает воспитывать в детях доброту, учит их заботиться о питомцах. Никто не будет отрицать, что такое вот «детское огородничество» развивает и любовь к природе, и к труду.

Для воспитания заботливости хорошо организовывать коллективный труд. Например, изготовление кормушек для птиц, обновление скворечников к весне. Коллективный труд сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом .

Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы - участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «Марш парков», «День Земли», «Чистюля», «Покормите птиц», «Посади дерево», «Елочка» и другие (из опыта детских садов). Цель этих акций привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (например, заповедникам, паркам), птицам, животным, растениям в на близлежащих природных территориях. Во время этих акций дети вместе со взрослыми участвуют в весенних/осенних уборках, в облагораживании территории, в заботе о пернатых. Если нет возможности проводить такие мероприятия на городском, районном уровнях, то с неменьшей эффективностью такие природоохранные праздники можно проводить на территории детского сада, в прилегающих жилых дворах. Также можно предусмотреть различные призы, значки с тематическими эмблемами -- это своеобразная благодарность за хорошо сделанную работу. Это вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу.

Очень интересным, впечатляющим и действенным способом природоохранной деятельности является посещения заповедников, парков, ботанического сада. Проводя экскурсии, всегда нужно уделять особое внимание природоохранному аспекту, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу, вместе с ребятами стараться найти пути решения проблемы. Во время этих экскурсий дети учатся видеть, понимать природу, начинают осознавать какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему необходимо их беречь и охранять. Дети узнают как человек может влиять на состояние природы, как и чем он может ей помогать, оберегать. Кроме традиционных экскурсий по территории детского сада, в лес, в парк, можно, конечно же с родительской или спонсорской помощью, побывать на заводе утилизации бытовых отходов (если такой имеется в городе), где дети получат возможность увидеть, что можно сделать из обычных пластиковых бутылок, других бытовых отходов. Во время посещения ботанического сада можно (по договоренности с руководителем) проводить там тематические занятия: например «Северная природа», «Растения жарких стран», «Кактусы», «Растения - хищники». Дети получат возможность участвовать в занятиях по экологии непосредственно в оранжерее, осваивать теоретические знания и практические навыки общения с природой непосредственно в одном из главных объектов природоохранной деятельности человека.

Для привлечения внимания населения к экологическим проблемам можно устроить агитационную акцию: вместе с родителями и детьми разработать и распространять в микрорайоне памятки и агитационные листовки. Разрабатывать тексты листовок могут взрослые. а ребята сделают к ним рисунки .

Можно устроить экологический конкурс-выставку «Чистый город глазами детей». На конкурс могут изготавливаться плакаты, рисунки, поделки из бросового материала, сочиняться стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику. Это может быть организовано как домашняя семейная работа с последующим праздником в детском саду. Интересны будут конкурсы на темы «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Конкурс экологических частушек», «Осенний букет» и других. Ценность таких конкурсов заключается в том, что родители и дети объединяются одной идеей, становятся единомышленниками в деле защиты и охраны природы.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.