Сценарий театральной постановки к празднику победы. Сценарий театрализованной постановки "день победы" Театрализация к дню победы начальная школа

Красивые и трогательные сценки к 9 мая — лучший подарок для ветеранов, приглашенных на праздник в начальной или средней школе, в детском саду. Не менее приятно бывшим солдатам и медсестрам, их родственникам будет увидеть и милые постановки в доме культуры. Принимать участие в выступлениях могут как маленькие дети, так и школьники или студенты. Важно лишь соблюдать правила создания постановки и внимательно ознакомиться с предложенными видео примерами. В них можно почерпнуть идеи для написания коротких оригинальных сценок ко Дню победы, которые обязательно порадуют всех гостей мероприятия.

Красивые короткие сценки для школьников к 9 мая — с идеями постановок и видео примером


В средней школе дети намного лучше и четче осознают весь страх войны. Ведь они уже довольно хорошо успели изучить историю и знают, как нелегко пришлось жителям их страны в военное время. Поэтому подбирать сценки на 9 мая для школьников можно с довольно сложным и глубоким смыслом. Ребята смогут хорошо сыграть героев и передать тяжелую атмосферу тех лет.

Идеи для коротких сценок к празднику 9 мая для школьников

В качестве идеи для постановки можно использовать тематику начала войны. В это время совсем молодые парни и девушки, несмотря на свой возраст, были готовы защищать родину. Рассказать о таких смелых подростках, можно в красивой и трогательной постановке. Желательно перед выступлением заготовить и соответствующие реквизиты для сцены, пошить костюмы.

Видео пример красивой короткой сценки от школьников к празднику 9 мая

В предложенном видео рассмотрена сценка от учеников средней школы, в которой рассказывается о наступлении войны. Дети играют подростков, которые отправились на фронт отвоевывать свою свободу и счастье.

Оригинальные сценки ко Дню победы на 9 мая для праздника в доме культуры — видео пример


В домах культуры к празднику 9 мая обычно составляются целые концертные программы для ветеранов. В них входят и танцевальные, и музыкальные постановки. Дополнить их могут и красивые оригинальные сценки на 9 мая День победы в доме культуры, которые расскажут о военном времени. Участвовать в таких номерах могут как ученики старшей школы, так и студенты. Подростки смогут наиболее точно передать волнения, страхи и надежду, испытываемые всеми участниками войны.

Пример оригинальной сценки к празднику 9 мая Дню победы для дома культуры

Трогательные сценки на 9 мая для студентов могут включать длинные диалоги и монологи. В прилагаемом ниже видео примере можно ознакомиться с необычной сценкой, посвященной женщинам, которые стойко встретили войну. Каждая из девушек-солдат, радисток, медсестер и простых школьниц расскажет в стихах о своих чувствах, свое судьбе.

Трогательные сценки в детском саду к 9 мая — с идеями, видео примерами постановок


Малышам еще сложно вообразить насколько страшным, опасным и горьким является слово «война». Поэтому детям следует подбирать красивые музыкальные или песенные номера, которые помогут им рассказать о смелости солдат и медсестер. Также можно поставить номер, описывающий радость людей после объявления долгожданной победы над врагом.

Идеи для составления трогательных сценок к празднику 9 мая для детского сада

Чтобы дети могли легко и красиво сыграть выбранную сценку, нужно заранее подготовить простые тексты. В них не должны входить слова, непонятные ученикам детского сада. Если же такие словосочетания и будут встречаться, задачей воспитателя станет их объяснение крохам. Немаловажно уделить внимание и подбору красивых костюмов. В них детки будут чувствовать себя уверенней и смогут действительно мило и трогательно выступить перед всеми гостями праздничного концерта.

Видео пример трогательной сценки на 9 мая в детском саду

В трогательной сценке для детского сада можно рассказать о мыслях и чувствах солдат. Например, о том, как они общались в те короткие часы затишья перед очередным боем. Следующий пример сценки к 9 мая в детском саду на привале про солдат отлично подходит для средней и старшей группы:

Короткие сценки для маленьких детей к 9 мая — идеи и видео примеры для школы и детского сада


Детям в начальной школе или детском саду можно подобрать для сценки, посвященной Дню победы, красивые и трогательные стихи. Их следует разделить перед всеми выступающими или же поручить рассказывать одному из ребят. Стихотворные сценки к 9 мая для детей подходят как нельзя лучше: ученики смогут их легко запомнить и не менее легко рассказать перед зрителями. Простой слог и понятное содержание не усложнят прочтение и помогут полностью передать смысл произведения.

Видео пример сценки на 9 мая от малышей в детском саду

В детском саду обыграть сценку «У костра» могут не только ученики, но и воспитатели. Например, педагог сможет повести рассказ о солдатах и детях военных, малыши в свою очередь расскажут о военных действиях, смелых бойцах. Пример такой простой и понятной сценки на 9 мая для дошкольников можно изучить в следующем видео:

Видео пример короткой сценки к 9 мая от детей в школе

Короткая постановка о рассказах бывалого солдата отлично подходит для начальной школы. Длинное стихотворение, указанное в примере, нужно поручить выучить мальчику, который легко и быстро запоминает тексты. Короткие сценки к 9 мая для детей могут быть построены по предложенному примеру, но при желании педагоги смогут подобрать им и небольшие стишки или прозу для разыгрывания номера.

Милые сценки для начальной школы на 9 мая — правила написания и видео пример постановки


Для красивого выступления учеников начальной школы на празднике 9 мая нужно тщательно поработать и над словами, и над костюмами. Такая подготовка поможет ребятам отлично понять смысл сценки к 9 мая для начальной школы и без труда поставить номер перед гостями мероприятия.

Правила написания милых сценок к празднику 9 мая для начальной школы

Во время подготовки к выступлению учителя должны тщательно обсудить текст каждого ребенка в классе. Это поможет каждому из детей понять, о чем он будет рассказывать. Важно уделить внимание тому, что сценка будет посвящена героям. Это поможет детям лучше подготовиться и ответственней отнестись к решению поставленной задачи. К остальным правила подготовки постановок относятся:

  • совместная работа над костюмами или их совместный подбор;
  • выбор стихов и прозы, которые конкретный ребенок сможет хорошо выучить;
  • тщательная репетиция номера для запоминания порядка выступлений.

Дополнительно вместе с учителями на классном часу дети могут подготовить специальные декорации. Например, это могут быть картонные пеньки или несколько бумажных корабликов, которые они положат на ткань, изображающую речку. Красочный реквизит хорошо дополнит выступление и сделает его максимально красивым и трогательным.

Видео пример милой сценки на праздник 9 мая в начальной школе

В предложенном примере сценки ко Дню победы дети благодарят воинов и рассказывают, как тяжело жилось детворе в военные годы. Подобные постановки помогают воспитать в малышах смелость, уважение и благодарность.

Трогательные и милые сценки к празднику 9 мая Дню победы оптимально подходят для разыгрывания маленькими детьми, учениками начальной школы или детского сада. Старшие школьники и студенты могут поставить более необычные и оригинальные сценки о военном времени. В предложенных идеях и видео примерах можно узнать, как написать сценки к 9 мая и как правильно подбирать их тематику, главных персонажей. Короткие и красивые сценки, небольшие номера могут использоваться и для учебных учреждений, и для постановок в доме культуры.

Ольга Ковальчук
Сценарий мероприятия ко Дню Победы. Театрализованная композиция «Дети о войне»

Сценарий театральной композиции

"Дети о войне "

Цель : Формирование патриотических чувств, любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : 1. Формировать представления о ВОВ и ее защитниках,военных профессиях.

2. Развивать память, мышление, творческое воображение,

3. Воспитывать чувства сопереживания другим людям.

Звучит мелодия «Солнечный круг» на сцене играют дети , резко обрывается музыка, звучит фонограмма далеких взрывов. Дети собираются в кучку , прислушиваются, следят за небом.

Тая - Что это за грохот?

Даша – Это взрывы на нашем карьере.

Тая – А как будто взрыв бомбы.

Кирилл – А если бы это правда была бомба, если бы правда началась война , что бы мы стали делать?

Максим – Я бы выучился на моряка и стал бы сражаться с фашистами.

Демьян– Моряком конечно хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь, и полка нет.

Даша – Так уж сразу и полка?

Демьян – Ну может быть и не полка, но многих фашистов бы уничтожил.

Кирилл – А я буду сержантом, как мой дед.

Тая – А на каком он фронте?

Кирилл – Он погиб под Брестом, а потом и бабушка умерла от голода в Ленинграде. (пауза)

Даша- Да, мне мама рассказывала что в Ленинграде от голода очень много людей погибло,и много детей.

Демьян –

Войны я не видел , но знаю,

Как трудно народу пришлось.

И голод, и холод и ужас –

Все им испытать довелось

Даша – А я буду медсестрой и буду лечить раненых солдат.

Тая – А можно я тоже буду лечить солдат.

Даша – Конечно, пойдем, мальчики давайте мы будем вас лечить.

(Дети играют . Выходит мама, зовет дочь.)

Мама – Тая пора домой.

(девочка прощается с друзьями, подходит к матери, дети уходят ).

Тая – Мам, а что такое голод? Настоящий, от которого люди умирают?

Мама – А почему ты спрашиваешь?

Тая – Ну, ребята говорили.

Мама – Представь, входишь на кухню, а еды нет. Ни в холодильнике, ни на плите.

Тая – Тогда я просто хлеб пожую.

Мама – Но и хлеба нет.

Тая – А мы в магазин сходим.

Мама – В магазине тоже хлеба нет.

Тая – Мы в другой магазин сходим.

Мама – Ни в другом, ни в третьем, нигде хлеба нет!

Тая – А мы позвоним бабушке Нине, у них в деревне такие поля, и такой вкусный хлеб пекут, ммм.

Мама – Но и в деревне хлеба нет, нигде, понимаешь, нигде хлеба нет.

Тая – Но ведь так не бывает, не бывает, (плачет, убегает)

Детям, пережившим ту войну

Поклонится нужно до земли.

В поле,в оккупации,в плену,

Продержались,выжили,смогли.

У станков стояли как бойцы,

На пределе сил но не прогнулись.

И молились чтобы их отцы

С бойни той немыслимой вернулись.

Дети , что без детства повзрослели,

Дети обделенные войной .

Вы в ту пору досыта не ели

Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетоgленных квартирах

В гетто умирали вы в печах

Было неуютно,страшно,сыро

Но несли на слабеньких плечах

Ношу непосильную, святую

Чтоб скорее мира час настал

Истину познавшие простую

Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны .

На земле осталось вас не много.

Дочери страны ее сыны

Чистые пред Родиной и Богом

В этот день и горестный и светлый (дети выходят на сцену ?встают вокруг воспитателя

Поклониться от души должны

Мы живым и не дожившим детям

Той большой и праведной войны

Мира вам,здоровья долголетия,

Доброты, душевного тепла,

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберет война .

(под фонограмму «Солнечный круг» поклон и уход со сцены )

Адрес для просмотра композиции - https://youtu.be/AKpsCcHNX8s

Публикации по теме:

«Дети войны». Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне Для детей подготовительных групп. Цель мероприятия: формирование социально-активной позиции детей, воспитание чувства патриотизма, сохранение.

Дню Победы – наш салют!Музыкально-литературная композиция к 70-летию Дня Победы. Цель: ознакомление детей со значением исторической даты.

Государыня Масленица-театрализованная композиция. Государыня Масленица- театрализованная композиция. Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Ведущий: Государыня Масленица! Проводы зимы! Это.

«Вечная слава героям, павшим за Родину-мать!» Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся. Задачи: 1. Знакомство.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию сценарий нашего 7-минутного выступления на городском фестивале "Нас песня в окопах спасала. ",.

Сценарий праздника к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне Ведущий: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не.

Сценарий спектакля к празднованию Дня Победы.

(Сцена задрапирована алым бархатом, приглушенный свет. На сцене - накрытый белоснежной скатертью стол, на нем горит свеча, лежат красные гвоздики, солдатская пилотка. На переднем плане слева - Ведущий (1), справа - Ведущий (2), в центре Чтецы (1)-(3). Во время действия с левой стороны сцены находятся декорации землянки, в центре которой стоит грубо сколоченный деревянный стол. На нем лежат треугольники фронтовых писем, стоит солдатский котелок с водой. Вокруг стола расположены три деревянных чурбана, на которых сидят Юноши (1)-(3) в военной форме. В центре сцены - колонна рейхстага.

Открыта правая сторона сцены. На сцене Ведущие (1) и (2).

Через видеопроектор демонстрируются слайды: первая бомбардировка; женщина держит на руках ребенка на фоне пожарища; люди слушают сводку Совинформбюро. Звучит аудиозапись обращения Ю. Левитана: «Внимание, говорят все радиостанции Советского Союза. Граждане и гражданки. Сегодня, 22 июня в 4 часа утра войска фашистской Германии атаковали наши границы. Были подвергнуты бомбардировке советские города...»

Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная!».)

Или

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

(В центре сцены Юноша (1) в форме пехотинца, его провожает на войну Девушка. Фоном звучит аудиозапись «Марша славянки».)

ЧТЕЦ (1):

На вольном, на синем, на тихом Дону

Походная песня звучала.

Казак уходил на большую войну,

Невеста его провожала.

ЮНОША (1):

Мне счастья, родная, в пути пожелай,

Вернусь ли домой - неизвестно.

<...>

Прощай!

ДЕВУШКА:

Прощай!

<...>

Дарю я тебе на прощанье кисет,

Сама я его вышивала.

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся.

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою к ним возвращайся.

В. Гусев «На вольном, на синем, на тихом Дону...»

ВЕДУЩИЙ 1: Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в большую жизнь выпускников, только вчера в газете написали, что в Германию ушел советский состав с сахаром и мукой. Да, еще такая дружественная была страна... И вот вместо танцев и гармошки - слезы прощания с родными и близкими. Может быть, навсегда. И вот уже сотни бомб и снарядов сброшены на советские города, гибнут люди...

ВЕДУЩИЙ 2: По стране объявлена всеобщая мобилизация. На фронт, на передовую забирают всех мужчин, кому уже исполнилось 18 лет. Восемнадцати-, девятнадцати-, двадцатилетние - это они первыми ушли на фронт, это они первыми встали на пути врага. Никто тогда еще не знал, что война будет страшной и долгой, что она унесет миллионы жизней, и что самый сильный ее удар придется на плечи тех, кому от 16 до 20... Вчерашние школьники...

(Через видеопроектор демонстрируется слайд: призывники уходят на фронт. Звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».)

ВЕДУЩИЙ 1: Горечью и болью наполнялись людские сердца, когда провожали на фронт таких молодых ребят. Самых лучших, самых умных - будущее страны. Но верили в то, что они не отступят, не сдадутся, не дрогнут перед врагом. Ведь теперь они были солдатами, вставшими на защиту Родины.

(Открывается занавес. Слева - Юноша (2) в офицерской форме.)

ЮНОША (2):

Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты

Нам выдали сапоги.

В широкой армейской шинели

Мы ростом казались малы,

Мы песни заливисто пели,

Скребли, провинившись полы. Когда же, идя на ученья,

Мы путали ногу подчас.

25-го года рожденья! -

С усмешкой кивали на нас.

Но фронт наступил! Мы мужали

В сражениях день ото дня

С соседом до битвы сдружаясь,

Друзей после битв хороня.

Е. Винокуров. 25-го года рожденья

ВЕДУЩИЙ 2: Статистика тех лет говорит, что из призывников 1941 года назад не вернулся почти никто...

Отрывок из романа К.Симонова «Русские люди»

Сафонов - Иван Никитович, командир автобата

Ильин - политрук

Васин - Александр Васильевич, пожилой, очень высокий, сутуловатый, с бородой

Валя - молодая девушка

Шура - машинистка

Панин - корреспондент центральной газеты

ВЕДУЩИЙ 1: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме. Я не хочу также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь же честно и мужественно помогал нам в самые тяжелые часы. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня» (Юлиус Фучик).

«Женский батальон» (отрывок из повести «А зори здесь тихие» Б.Васильева)

Танец Журавлей.

ВЕДУЩИЙ 2: Война всколыхнула всю страну. Весь народ встал на ее защиту. С первых дней войны военкоматы работали круглосуточно. С заявлением на фронт шли все, кто мог держать оружие в руках. Те, кто не попали в первые дни на фронт, поступили учиться в различные военные училища, чтобы получить там военную специальность. На места родителей за станок, на трактор становились их дети. Рабочий день был по 12- 16-18 часов. На всех фронтах были сыны и дочери полка. Во всех партизанских отрядах были дети, которые ходили в разведку и приносили важные сведения о противнике.

«Сын полка». В.Катаев (отрывок из повести)

ВЕДУЩИЙ (1): Мир помнит несгибаемое мужество Брестской крепости, Москвы, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы и Смоленска, Мурманска и Сталинграда. Но города становятся героями лишь тогда, когда героями становятся их защитники.

ВЕДУЩИЙ (1): Многострадальная Сталинградская земля. Сколько тебе пришлось вынести! Во всех местах, где шли бои, она буквально перепахана взрывами снарядов, покрыта слоем металла. И в первые годы после войны ее невозможно было вспахать, невозможно сеять хлеб. Чего в ней было больше - металла или земли? Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России - ее величайшей победой.

Отрывок из романа К.Симонова «Дни и ночи»

ВЕДУЩИЙ (1): Отгремела война, а никак не отпустит тревожную память бойца... Мы никогда не забудем наших мужественных героев, тех, кто принес нам великую Победу! Эта Победа стала данью павших, наградой живым.

«Встреча»

ВЕДУЩИЙ (2): 9 мая 2010 года каждый будет вспоминать не вернувшихся с поля боя. Это наша память, память поколений. Память вышедшего из огня, и у которой соленый вкус. Великие жертвы принес наш народ. Но судьба нашей Родины в надежных руках, потому и никогда не кончится Россия. Все мы сплочены самым крепким братством на земле, потому и не стареет этот светлый праздник - День Победы!

Или (На заднем плане сцены крупным шрифтом написаны две даты)

Ведущий 1-й:

Две странички календаря. Два дня жизни Планеты Земля. Два дня Истории Человечества. Ведущий 2-й: Они отмечены в календаре разными цветами: один - черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой - красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они так и называются:

Ведущий 1-й: День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг.

Ведущий 2-й: День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Ведущий 1-й: Два дня календаря. А между ними... 1418 ДНЕЙ

(В помощь ведущим выходят 6 участников, одетых в форму: 1-й - пехотинца, 2-й - летчика, 3-й - моряка, 4-й - рабочего, 5-й - хлебороба-землепашца, 6-й - партизана, что символизирует единение фронта и тыла. Участники поочередно читают стихотворение А.Николаева «1418 дней»).

1-й:

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

2-й:

Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою -

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

3 -й:

Наградила нас она

Фронтовым содружеством,

Не было содружества

Крепче и родней.

Под огнем, под пулями

Закалялось мужество

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

4 -й:

Сколько горя вынесло

Наше поколение,

Каждый день теряли мы

Фронтовых друзей,

Каждый день, задумайтесь,

День поминовения,

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

5 -й:

Как я это выдюжил, до сих пор не ведаю,

Самому мне встретилась тысяча смертей,

Только майский светлый день увенчал Победою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

6 -й:

Нами было сделано все во имя Родины,

И еще послужим мы Родине своей,

Все теперь под силу нам, если нами пройдены

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Александр Николаев

Песня «Ах, эти тучи в голубом»

1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе!

В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла.

Вот основные из них:

22. 06. 1941г . Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Героическая оборона Брестской крепости.

10. 07. 1941г . Начало Смоленского сражения.

30. 08. - 08. 09.1941 г. Ельнинская операция. Освобождение г. Ельня.

18.09.1941г. Создание первых гвардейских частей Красной Армии. Рождение Советской Гвардии.

24.10.1941г. Начало героической обороны Тулы.

30. 09.1941 г. - 20.04.1942 г . Битва под Москвой.

05. -06.12.1941 г . Контрнаступление под Москвой. Провал немецкого блицкрига (т.е. молниеносного захвата Москвы).

10.07.1941 г.09.08.1944 г. Битва за Ленинград.

10.07.1941 г. Начало героической обороны Ленинграда

08.09.1941 г . - 27.01.1944 г. Ленинград в кольце блокады.

18.01.1943 г . Прорыв советскими войсками блокады Ленинграда.

27.01.1944 г . Полное снятие блокады.

09.08.1944 г . Полное освобождение Ленинграда от врага.

17.07.1942 г. - 02.02.1943 г. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны.

19.11.1942 г . Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом.

25.07.1942 г. - 09.10.1943 г . Битва за Кавказ.

19.08.1942 г. - 16.09.1943 г . Битва на Малой Земле. Освобождение Новороссийска.

05.07.1943 г. - 23.08.1943 г. Курская битва.

12.07.1943 г. Танковое сражение под Прохоровкой

05.08.1943 г . Освобождение городов Орел и Белгород. Первый салют в Москве в честь этого события.

август-декабрь 1943 г. Битва за Днепр. Разгром немецких армий «Юг» и «Центр».

24.12.1943 г-17.04.1944 г. Наступательная операция по разгрому немецких войск и освобождение Правобережной Украины.

06.11.1943 г. Освобождение Киева.

25.09.1943г. Освобождение Смоленска.

23.06.1944 г. - 29.08.1944 г. Белорусская наступательная операция.

03.07.1944г. Освобождение Минска.

05.08.1941 Г.-14.04.1944 г. Героическая оборона и освобождение Одессы

16.11.1941 г.11.04.1944 г. Героическая оборона и освобождение Керчи.

30.10.1941-09.05.1944 г. Героическая оборона и освобождение Севастополя.

октябрь 1 941 Г.-29.10.1944 г. Героическая оборона и освобождение советского Заполярья.

середина июля 1944 г. Выход советских войск к западным границам СССР. Начало освобождения Европы от фашистской оккупации.

13.07.1944 Г.-29.08.1944 г. Львовско-Сандомирская наступательная операция.

20.08.1944 г 29.08.1944 г. Ясско-Кишиневская наступательная операция. Освобождение Молдавии и Румынии.

сентябрь-октябрь 1944 г. Балканская наступательная операция.

Освобождение Болгарии и Югославии.

12.01.1945 г . 03.02.1945 г. Висло-Одерская наступательная операция. Освобождение Польши.

13.01.19451 Г.-25.04.1945 г. Восточно-Прусская операция. Освобождение Австрии, Венгрии.

16.04.1945 г -08.05.1945 г. Берлинская наступательная операция.

30.04.1945 г. Советские войска водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

02.05.1945 г. Советские войска полностью овладели столицей фашистской Германией, Берлином.

08.05.1945 г. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции.

06.05.1945 г .11.05.1945 Пражская наступательная операция. Освобождение Чехословакии.

1-ый шаг

Период отступления и обороны со стороны Красной Армии, накопление резервных сил, перестройка тыла на военный лад;

2-ый шаг

переход от обороны к контрнаступлению, начало коренного перелома в ходе войны;

3-ый шаг

начало изгнания врага с нашей страны, освобождение глубинных, центральных территорий СССР;

4-ый шаг

освобождение от врага крайних приграничных территорий СССР на юге, западе и севере;

5-ый шаг

начало освобождения Европы и окончательный разгром врага на его же собственной территории.


Действующие лица:

2 ведущих, главная героиня, Андрей, Коля, Ирина, Ната, Лара.

(Музыка)

Ведущий 1: Россия! Мать великая моя! Страна отцов! Земля моя святая!
Я в эти дни дыханье затая, все уголки твои, все дальние края,
Волнуясь, в памяти своей перебираю.

(Звучат колокола)

Ведущий 2: Что это? Ты слышишь?
Ведущий 1: Это колокола. Колокола памяти…
Ведущий 2: Памяти? А разве такие бывают?
Ведущий 1 : Бывают, смотри!

(На сцену выходят ученики. Девушки в светлых платьях, парни – в белых рубашках. Всем весело и здорово. Выпускной.)

Девушка: Солнечный лучик скользит по доске.
Окна распахнуты в май
Коля: И во дворе зацветает сирень
Милая школа,прощай…
Все: Год сорок первый-у нас выпускной
Вот и последний звонок…
А в переди-небосвод голубой!-
Жизнь в долгий путь нас зовёт…!

Директор: Дорогие мои ученики, я по-прежнему называю вас так, хотя сегодня 21 июня 1941 года, вы уже окончили школу. И завтра вы сделаете первый шаг в свою самостоятельную, взрослую жизнь. Я желаю вам счастья на этой трудной и долгой дороге.

Все: «До свиданья! Наша школа! До свиданья! Наша школа! До свиданья! Наша школа! Ура!» Змейкой бегут по всей площади.
Андрей: А я буду машинистом!
ВСЕ: Обязательно будешь. Ура-а!
Ирина : А я буду летчицей-ей!
ВСЕ: У-у-у-у!
Девушка : А Коля будет капитаном дальнего плавания!
ВСЕ: Бу-у-дет! (движения)
Лара: А я буду художником!
ВСЕ: О-о-о-о-о!
Андрей: Нарисуй нам что-нибудь на память!
ВСЕ: На-а-рисуй! Нарисуй!

Лара: Алый парус надежды!
ВСЕ : Алый парус мечты.
Натка : А я буду любимой женой!
ВСЕ : О-о-о-о-!
Андрей : Вернись, товарищ будущая жена! Ромашки, природа, жизнь счастливая.

Натка: Значит гарантированная тишина!

Коля: Поле красивое, утро к лицу ему.

Лара : В домах за рекой огни зажглись.

Ирина: Люди работают.

Андрей: Смеются!

Натка: Танцуют!
Девушка : И радостно вместе нам становится жить.
(Приходят на танц. Площадку. Танцуют. Музыка – Рио Рита)

Ведущий 1:


Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.
Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной – музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе,
Шевелюра не обрита, ноги при себе.
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.

(Танцуют пары. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Звучит сирена. Все пары застывают. Звучат 1-й куплет и припев песни “Священная война”. Дальше картинки замедленного немого кино. Пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.)

(На сцене остаются Андрей и Ната. Рассказывают по ролям стих)

– Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Ведущий 2: Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила, земное сбросила с земли
И никого не защитила, в дали обещанная встреча,
И никого не защитила, рука, зовущая в дали.

Ведущий 1: Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било. (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 2: Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило! (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 1 : Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло! (пауза) Их уже на было на земле, а оно было”.

Ведущий 2: Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.

(музыка)
Коля:
“Дорогая! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети – будущее нашей Родины – жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.
Целую, твой Николай”.
Лара: Завтра я умру, мама. Ты прожила 45 лет, а я лишь – 18. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь…
Ирина: “Боевой первомайский привет! Дорогие мои! За последнее время получила шесть писем от вас, вот это праздник! Вообще письма получаю очень редко в связи с особыми условиями работы, но зато сразу пачками… Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, в “гостях” у “фрицев”, живу с ними “дружно”, знаем и ненавидим друг друга от всей души: они – за “беспокойную жизнь”, ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То, что ты читаешь в газетах или слышишь по радио, – это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы…
Крепко целую. Ваша Ира”

Ведущий 1: Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись
Ведущий 2: А, вдруг, таким придёт и мой?!
Ведущий 1: А, вдруг, совсем… (пауза).

Ведущий 2: На улицах шептались
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
Ведущий 1: (громко) Убили!

Ведущий 2: Я помню “первым” и ещё “зарыт”,
И кажется ещё, “в сырой могиле”
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день (пауза). Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит”.

Ведущий 1: Но разве память бывает живой?
Ведущий 2: А ты не веришь? Человек может умереть дважды
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

(колокольный звон)

Ведущий 2: Снова колокольный звон…

Ведущий 1: Да…и мы будем помнить всегда, каждый раз когда услышим звон…

(На середине сцены стоит стул)

Девушка: На стенке фото пылится

И каждый день на заре

Смотрю на юные лица…

Мы жили в одном дворе,

Учились в одном десятом,

Всегда - как одна семья.

Такими мы были когда-то…

А в центре, представьте, я! (Садится на стул)

(музыка. Выходит Андрей, встает за спинкой стула)

Он весь наш класс защищал.

Очень любил поспорить

И на гитаре играл.

Натка – душа компании…
(появляется Натка. Встает с Андреем, они переглядываются и улыбаются друг другу)

И в школьных делах мостак.

Бывало что на свидание

Не успевала никак.

Их звали «жених и невеста»

Они не смущались, нет.

Любовь - это всем известно –

Не знает преград и лет.

Лара с Ириной - подружки…

(держась за руки появляется Лара и Ирина. Встают одна рядом с Натой, другая - возле стула)

Вдвоем везде и всегда.

Веселые две хохотушки

И не разлей вода.

А это спортсмен наш Коля!

(Коля приседает возле стула перед Андреем. Получается фотография)

Колей гордится дом!

Все мысли - о футболе,

Ну а учеба - потом.

(Громко звучит музыка. Стоп - кадр. Фотография оживает. Ребята поочереди выходят на авансцену, произносят текст)

Андрей: Вот так мы тогда и жили.

Экзамены шли к концу.

Коля: Девчонки платья пошили,

Чтоб каждой было к лицу.

Ната: Выпускной был такой веселый!

Танцы и ночь без сна!

(звучит Рио Рита и резко обрывается)

Лара: Мы успели закончить школу,

Когда началась война.

(музыка)

Ирина: Стояли мы оглушенные,

И двинуться не могли…

Девушка: И словно завороженные

Руки свои сплели.

(все на авансцене берутся за руки)

Андрей: Всю ночь до утра не спали вглядываясь в горизонт

Девушка: А губы сами шептали…

Все: На фронт! На фронт!На фронт!

(громко звучит марш, потом становится фоном)

Коля: И нас война разметала!

(шеренга распадается. Все меняют местоположение. На месте остается лишь девушка. Она в центре.)

Всех по разным фронтам!

Девушка: Кто был там, знает, не мало

На долю выпало нам.

Горечь дымных рассветов

Впитал в себя каждый из нас.

(музыка обрывается. Пауза)

Нет! Не хочу об этом!

О будущем будет рассказ!

(звучит фоновая музыка)

(С разных концов сцены идут на встречу друг другу Андрей и Ната.
Встречаются на авансцене слева от девушки)

Ната: Долго мы друг о друге не знали:

Как, что и где…

Андрей: Под долгие песни вьюги

Я вспоминал о тебе.

Мы встретились в сорок третьем,

Как видите - навсегда!

(обнимает Нату за плечи)

Ната: Счастливей пары на свете

Не было никогда!

(На авансцену выходят Лара с Ириной. Встают справа от девушки)

Ирина: Мы были медсестрами в роте.

Лара: И хоть горели в аду,

К этой страшной работе

Привыкли в боях,

На ходу.

Ирина: А после победной песни

Осуществили мечту:

Учились, работали вместе…

Лара и Ирина: Закончили мединститут!

(Коля встает рядом с Ларой и Ириной)

Коля: Горели бескрайние дали

И сердце летело вскач!

Мы фашистские каски топтали,

А не футбольный мяч!

После войны, за город играя,

Точен я был всегда,

И каждый гол посвящал я

Девчонкам 10 «А».

Девушка: Поверьте, все так и было!

И счастливы были все.

И птицы по небу плыли,

И звезды купались в росе!

Я знаю, все так и было!

(громко звучит музыка. Резко обрывается)

Если бы не война…

Ларка первой погибла,

Под Львовом лежит она.

(Лара уходит в глубь сцены, встает спиной к зрителям)

Ирина с Наткой - чуть позже…

(Ирина и Ната встают рядом с Ларой)

Потом не стало ребят.

(Андрей и Коля уходят в глубь сцены)

Я даже не знаю, Боже,

Где они все лежат…

(Девушка идет на левую часть авансцены, чтобы не загораживать ребят)

На стенке фото пылится.

И каждый день на заре

Смотрю на юные лица…

Мы жили в одном дворе.

Такими мы были когда-то –

Последний десятый класс…

Простите меня, ребята,

Одна я живу…за вас.

(Уходит. Музыка «Я сегодня до зари»)

Мы не забудем той войны

Комната. Бабушка в кресле вяжет. Девочка крутится возле зеркала, мальчик смотрит на нее.

Мальчик: Катька, ты куда собралась?

Девочка: Гулять с подружками.

Мальчик: Так ваш же класс сегодня в кино идти должен!

Девочка: Чего там смотреть-то? Было бы что-нибудь интересное, а то фильм про войну будут показывать. Что мы еще не видели в этих фильмах? Скукота. На улице вон весна, погода какая, а тут в зале сидеть заставляют.

Мальчик: А ваша Евгения Марковна потом ругаться будет.

Девочка: Не будет, она и не заметит, если я тихонько не пойду туда. Это вам, мальчишкам еще, может и интересно такие фильмы смотреть, а нам – нет.

Мальчик: С чего ты взяла, что нам это интересно? Я вон лучше пойду в приставку к Кольке поиграю.

Девочка направляется к двери.

Девочка: Бабуля, я пошла гулять!

Тут она замечает, что бабушка тихо плачет. Дети кидаются к бабушке.

Мальчик: Бабушка, что с тобой?

Девочка: Ты чего, опять сердце болит? Сейчас я твое лекарство принесу, подожди!

Бабушка останавливает ее за руку.

Бабушка: Принеси мне лучше мою шкатулку.

Девочка приносит из комнаты шкатулку. Бабушка достает из нее фотографии.

Бабушка: Это прабабушка с прадедушкой вашим молодые. .. До войны. А это уже вся наша семья в 1941. Зимой. Вон сколько у нас в семье ребятишек было – 5. Вот это, самая маленькая, я. Не знали мы тогда еще, что придется пережить…

(звуки улицы)

Дочь. Мама-а-а!
Мать. Снова дралась во дворе?
Дочь.
Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!

Мать.
Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету!
Дочь. Мама, а вырасту я когда?
Мать. Вырастешь. Ешь котлету.
Дочь. Мама, купим живого коня?
Мать. Коня? Да что ж это делается?!
Дочь. Мама, а в летчики примут меня?

Мать.
Примут, куда ж они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!

Дочь.
Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?

(Звучит песня «Священная война».)

(на фоне спокойной лиричной музыки бабушка продолжает рассказ)

Папу, вашего прадедушку забрали сразу в начале войны. В то время самым долгожданным гостем в каждом доме почтальон был. Сколько было радости у кого-то, сколько горя с первыми письмами и похоронками. Сначала мы от него письма получали редко. А потом, в 43-м, внезапно письма замолчали. Мама плакала ночами, но нам, ребятишкам, ничего не говорила. А если спрашивали про отца, то говорила, что если похоронки нет, значит, жив. Наконец, через 9 месяцев получили новое письмо (бабушка достает треугольник-письмо и зачитывает): «Если получите это письмо, то по указанному адресу не пишите. Раны мои заживают, возможно, скоро отправлюсь на фронт. Шлю вам всем горячий привет. Ваш муж и отец Григорий». Казалось бы, ничего особенного в этих трех строчках нет, но у нашей семьи была такая радость, что мы праздник устроили: мама накрыла на стол, и мы в тот день наелись до отвала. Хотя в то время это было непозволительной роскошью, на всем приходилось экономить.

(звуки ветра)

Чтец1: На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!

(на фоне лиричной музыки бабушка продолжает рассказ)

Как бы не шли бои, какие бы вести с фронта не приходили, но люди продолжали работать: женщины встали у станков на заводах и фабриках, в шахтах, все легло на их плечи. Наша мама, говорила, что ей легче работать, когда она думает об отце и о нас. Все было под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Вся страна, весь мир, казалось жил этими словами. Это стало самым главным для всех. Ведь все понимали, что на фронте еще тяжелее.

(звуки войны)

Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
"Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!"-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.

(«В землянке»)

Медсестра (перевязывает раненого):

Что вы ревете, как медведь?

Пустяк осталось потерпеть.

И рана ваша так легка,

Что заживет наверняка.

(на фоне той же музыки продолжает рассказ)

Мы, дети, тоже быстро повзрослели. У каждого были свои обязанности. Несмотря на столько дел и забот, все ребята ходили в школу, продолжали посещать уроки, хотя зимой в здании школы сидеть было невозможно – замерзали страшно. Мы писали письма своему учителю, ушедшему на фронт, пока не узнали, что он погиб в конце 44-го, отчитывались, что все ходим в школу и ждем победу.

Девочка (тихо): И что, бабушка, не страшно было?

Бабушка: Как не страшно – страшно. Все боялись, но страха не показывали. Так и жили: всегда полуголодные, считая умерших, ожидая писем и молясь за тех, кто был на фронте. Но страшнее всего было попасть в плен фашистам, уж лучше умереть, потому что они как только не издевались над нашими людьми. Но до нас, слава Богу они не добрались, не пустили.

А сколько же семей было разрушено, сколько знакомых, родных, близких полегло на фронте у каждого! Тот, кто пережил то время, никогда не забудет день победы. Сколько было слез, криков, как радовались люди, выбегали на улицу, обнимались друг с другом! А как встречали потом оставшихся в живых с фронта! Звучала музыка. «Конец войне! Победа!» - слышалось ото всюду. И мы своего отца тогда так встречали вместе с остальными. Это была поистине великая победа, которая завоевана была целой страной, потом, кровью и слезами, за которую были отданы миллионы жизней. (звучит песня «День Победы»)

(Бабушка замолчала, глядя перед собой, дети тоже задумчиво продолжали сидеть около нее).

Бабушка: Катенька, а фильм-то какой сегодня показывают у вас?

Девочка: «А зори здесь тихие», кажется.

(Бабушка вздыхает ): Хороший фильм. Вот, все письма папы с фронта, которые он написал (передает детям письма). В них вся его жизнь и жизнь других солдат. Мне когда-то мама их передала в память о моем отце. Теперь я хочу передать их вам. Потому что вы должны обо всем этом знать и помнить.

(Раздается звонок телефона. Бабушка продолжает вязать).

Девочка: (по телефону)Алло! На фильм? Конечно, пойду! Да прогулка может и подождать. Все, уже бегу!

(мальчику): Сережка, сколько времени?

Мальчик: Без двадцати 3.

Девочка (бабушке): Бабушка, я в кино! (убегает)

Мальчик (вслед за ней бежит): И я тоже! Подожди меня! (убегает)

Бабушка (встает):

Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

(Звучит песня «Журавли», появляются дети со свечами):

1 уч.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем.

Мы стоим, не поднимая век.

2 уч

Боль и гнев тому сейчас причиной.

Благодарность вечная вам всем

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

4. - Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.

5 . - Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!

6. Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Все –
Если мы войну забудем,
Вновь придет война!