Pdf приоритетный национальный проект здоровье. Государственная программа российской федерации "развитие здравоохранения". Динамика распределения групп здоровья

Объявленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов.

Цели и задачи проекта:

1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

Развитие первичной медико-санитарной помощи , которое предусматривает следующие мероприятия: подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи"; укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций; профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных; дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; введение новых программ обследования новорожденных детей; дополнительная диспансеризация работающего населения; оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью : увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В 2008 году в нацпроект "Здоровье" были включены новые мероприятия , направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях , что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тысяч случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 единиц) и медицинским оборудованием (4 182 единиц).

Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тысяч населения). В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.

В 2009 году в национальный проект "Здоровье" были включены дополнительно следующие направления:

Формирование у россиян здорового образа жизни . В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза . Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.


Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 380 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждены изменения в Госпрограмму, касающиеся корректировки целей, состава соисполнителей и участников, структуры и сроков реализации пилотной Госпрограммы, правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Госпрограмма разработана в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации».

Госпрограмма подготовлена с учетом положений:

  • Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года; от 20 февраля 2019 года;
  • Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
    «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
    на период до 2024 года»;
  • Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13;
  • Методических указаний по разработке национальных проектов (программ), утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 июня 2018 г. № 4072п-П6;
  • Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
    Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288;
  • документов стратегического планирования Российской Федерации
    в сфере здравоохранения;
  • решений (поручений) Президента Российской Федерации
    и Правительства Российской Федерации; и др.

С учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ № 204) скорректированы цели Госпрограммы.

Цели Госпрограммы:

1) снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста
до 350 случаев на 100 тыс. населения;

2) снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения;

3) снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе
от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения;

4) снижение к 2024 году младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми.

Значения целевых показателей по годам реализации указаны
в паспорте Госпрограммы.

Изменен срок окончания реализации Госпрограммы с 2025 года
на 2024 год в соответствии со сроком завершения реализации национального проекта «Здравоохранение». Данное изменение утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2018 г. № 2211-р «О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации».

В состав проектной части пилотной Госпрограммы включен национальный проект «Здравоохранение» (далее - Национальный проект).

В составе Национального проекта в виде структурных элементов отражены
8 федеральных проектов:

«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;

«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;

«Борьба с онкологическими заболеваниями»;

«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»

«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;

«Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров
и внедрение инновационных медицинских технологий»;

«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;

«Развитие экспорта медицинских услуг»;

Паспорта федеральных проектов утверждены протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение»
от 14 декабря 2018 г. № 3.

Кроме того, в структуру проектной части Госпрограммы включены 2 федеральных проекта, реализующихся в рамках национального проекта «Демография»:

«Укрепление общественного здоровья»;

«Старшее поколение».

В процессную часть Госпрограммы включены 24 ведомственные целевые программы (ВЦП), разработанные на основе отдельных мероприятий.

Разработка и согласование проектов ВЦП осуществлено в соответствии
с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных
целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года № 239 (в редакции от 23 февраля 2018 г. № 196).

В состав Госпрограммы в виде приложений включены Правила распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий Российской Федерации. Перечень приоритетных территорий приведен в соответствие с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849».


Методические рекомендации и формы отчетности по региональному проекту Санкт-Петербурга «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»

Протоколом №2 от 13.12.2018 совместного заседания проектных комитетов по национальным проектам «Демография» и «Здравоохранение», Совета по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга и Координационного совета по вопросам семьи и детства в Санкт-Петербурге утвержден паспорт регионального проекта Санкт-Петербурга «Здравоохранение», состоящий из 7-ми паспортов региональных проектов Санкт-Петербурга:

Министерство здравоохранения утвердило Национальный проект «Здравоохранение». Ниже отмечены основные моменты, которые планируется реализовать Министерству совместно с регионами России.

Национальный проект «Здравоохранение» является межведомственным, в его реализации будут принимать участие 10 федеральных органов исполнительной власти, Российский экспортный центр и 85 регионов страны. Главная задача, которая стоит перед проектом - исполнить цели, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018: снижение смертности трудоспособного населения от двух основных причин - сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, и уменьшение младенческой смертности.

Основной акцент в федеральном проекте посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. Планируется более чем в два раза увеличить охват населения профилактическими осмотрами. Задача, поставленная Президентом, - чтобы каждый россиянин мог раз в год пройти профилактический осмотр.
Процесс внедрения бережливых технологий - создание комфортной среды в поликлиниках - и детских, и взрослых - уже идет. Технологии включают в себя удобно работающую регистратуру, отсутствие очередей при записи на приём и у кабинетов врача, беспроблемное прохождение диспансеризации, разделение потоков здоровых и больных пациентов и т.д. Более 7 тыс. поликлиник и поликлинических отделений до 2024 г. должны войти в этот проект.

Проект сопряжён с проектом по улучшению кадровой ситуации в российском здравоохранении, поэтому отдельный блок в нём посвящён доукомплектованию врачебных должностей, должностей среднего медицинского персонала в первичном звене. Целевой показатель установлен - достичь 95% укомплектования.

Федеральный проект далее посвящён снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и повышению качества и доступности помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, начиная от профилактики, включая популяционную, развитие здорового образа жизни и индивидуальную профилактику. Безусловно, эти программы также тесно связаны с первой задачей - с прохождением профосмотров, диспансеризацией и коррекцией выявляемых факторов риска. Министерство здравоохранения планирует внедрить современные клинические рекомендации и протоколы лечения всех пациентов.

Планируется снизить смертность от болезней системы кровообращения с 587 до 450, то есть более чем на 130 тыс. Это значит, что в 2024 г. более чем на 200 тыс. сократится число смертей по сосудистым причинам.

Далее - задача по борьбе с онкологическими заболеваниями. Должна сформироваться тотальная настороженность к онкологическим заболеваниям в первичном звене, для чего специальному обучению подлежат не только все участковые врачи, но и узкие специалисты, работающие в амбулаторных учреждениях. Минздравом разработана специальная иллюстрированная программа, информационная, дистанционная, которая позволяет пройти первичное тестирование и после этого повысить уровень своей квалификации по усвоению этого материала. В настоящее время уже 80% участковых терапевтов прошли эту программу и получили соответствующий сертификат. Нам необходимо подключить к ней и участковых педиатров, узких специалистов и врачей общей практики, семейных врачей. Второй момент - это формирование амбулаторных онкологических служб на межрайонном, межмуниципальном уровне.

Отдельная часть программы - это не просто устранение дефицита кадров в онкологической службе, а создание новой генерации кадров, включая не только медицинские кадры, но и инженерный персонал. Эта подготовка будет осуществляться в сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования РФ. Совместно будут формироваться кластеры по подготовке радиохимиков, медицинских физиков, радиофизиков - тех специалистов, без которых не может развиваться радиология.

Четвёртое направление - совершенствование медицинской помощи детям, в том числе развитие детской инфраструктуры. Оно включает развитие профилактического движения и внедрение новых профилактических технологий.

Пятое направление посвящено кадровой политике в здравоохранении. Прежде всего должен быть устранён дефицит кадров в первичном звене. Следующей стоит задача по развитию цифровой медицины. К 2022 г. в каждом из 85 регионов должна быть создана полноценная информационная система, соответствующая жёстким единым критериям, с подключением всех медицинских организаций к этой региональной информационной системе. Для этого внедряются единые централизованные серверы, цифровой архив изображений, лабораторных исследований, централизованные региональные диспетчерские скорой помощи, причём не только автодорожной, но и санитарно-авиационной - то есть те системы, которые позволяют обеспечивать преемственность оказания медицинской помощи и мониторировать её качество, маршрутизацию пациентов и т.д.

Существует и проект по развитию экспорта медицинских услуг. Он поднимает имидж российской медицины, привлекает дополнительные ресурсы для развития клиник. Здесь потенциал очень большой - за последние два года серьёзно возросло число иностранных пациентов в больницах нашей страны - с 20 тыс. до более 110 тыс. Это направление позволило только в прошлом году лечебным учреждениям заработать около 250 млн долл. Задача, поставленная Президентом, - увеличить объём поступлений в четыре раза, до миллиарда долларов в год. Для этого будет разрабатываться специальная коммуникационная кампания.

Безусловно, сложность реализации этого проекта связана с тем, что основные полномочия по реализации оказания медицинской помощи отданы в нашей стране субъектам РФ. Задача Минздрава - так построить управление этим нацпроектом, чтобы не было искажений при его реализации в регионах. Для этого Минздрав планирует на основе в целом одобренного национального проекта создать 85 региональных проектов. Они будут индивидуализированы по конкретным потребностям конкретного региона, в них будут понятны все показатели, выстроенные по годам. Минздрав будет не просто контролировать, но и очень активно помогать регионам, для того чтобы можно было добиться поставленных целей. Если это всё будет осуществлено так, как запланировано, российская медицина перейдёт на другой качественный уровень.

Цели проекта

  • Укрепление здоровья граждан
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи
  • Развитие первичной медицинской помощи
  • Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

  • подготовка и переподготовка врачей общей практики
  • повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

  • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

  • повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
  • строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд . Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по "северной надбавке". Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.

Итоги реализации

Ожидаемая продолжительность жизни в России

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами , 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

Критика

Несмотря на благие намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.

На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.

На фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной думы заявили, что положение с лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.

Источники

Ссылки

  • Национальный проект «Здоровье». Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
  • Лента новостей по национальному проекту «Здоровье» на ИА REGNUM

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Национальный проект «Здоровье»" в других словарях:

    Национальный проект «Здоровье» программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх национальных проектов. Цели… … Википедия

    Приоритетные национальные проекты программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом В. Путиным и реализующаяся с 2006. По сути стали стартовой площадкой для предвыборной гонки Дмитрия Медведева. Содержание 1 Проекты … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    - (ННИИ (INRS)) Оригинальное название Institut national de la recherche scientifique (INRS) Девиз Наука в действии для мира в эволюции … Википедия

    Логотип проекта Проект по расшифровке генома человека (англ. The Human Genome Project, HGP) международный научно исследовательский проект, главной целью которого было опр … Википедия

(итоги 2015 года)

В 2015 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в здравоохранение области инвестировано средств в размере 1438,6 млн рублей, из них: 1243,7 млн рублей – из федерального бюджета и фонда социального страхования; 194,9 млн рублей – из областного бюджета. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялась в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2013 – 2020 годы по следующим направлениям:

Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний

В рамках Национального календаря профилактических прививок привито 2 689 598 человек, по эпидемическим показаниям привито 271 966 человек, что позволило поддержать эпидблагополучие по инфекциям, управляемым посредством вакцинопрофилактики, избежать групповой и вспышечной заболеваемости населения Ростовской области в 2015 году.

За счет средств федерального бюджета в область поставлено вакцин на сумму 286 998,4 тыс. рублей, что на 38,6 млн рублей больше, чем в 2014 году, из средств областного бюджета на эти цели было предусмотрено 44 647,1 тыс. руб., профинансировано 34 647,1 тыс. рублей. Невыполнение плана связано с расторжением контракта на сумму 10,0 млн рублей по причине срыва поставщиком сроков поставки из-за отсутствия сертификатов.

Реализуемый в области комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий позволяет своевременно выявлять инфицированных вирусами иммунодефицита, гепатитов В и С и оказывать необходимую медицинскую помощь. В 2015 году обследовано 652 076 человек, что на 8,4% больше, чем в 2014 году. 2 269 больных ВИЧ получили бесплатную дорогостоящую антиретровирусную терапию. В 2015 году применены инновационные методы профилактики ВИЧ-инфекции с использованием теле- и радиоканалов с общим охватом более 95% населения Ростовской области.

Из средств федерального бюджета закуплено тест-систем и антиретровирусных препаратов на сумму 230 771,9 тыс. рублей, израсходовано на мероприятия по профилактике 10 690,5 тыс. рублей. На цели борьбы с ВИЧ-инфекциями из областного бюджета выделено 31 091,1 тыс. рублей.

Мероприятия, направленные на выявление туберкулеза, лечение больных туберкулезом

Благодаря системному подходу, включающему мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза, его своевременной диагностике и лечению удается ежегодно снижать заболеваемость и смертность от туберкулеза. В 2015 году по оперативным данным заболеваемость туберкулезом – 39,6 случаев на 100 тыс. населения, смертность от туберкулеза – 15,1 случаев на 100 тыс. населения (2014 год – 16,8).

Число лиц, осмотренных на туберкулез методом флюорографии в 2015 году, составило 1 823 062 человек, что на 78 201 человек больше, чем в 2014 году.

На финансовое обеспечение переоборудования лечебных учреждений данного профиля и закупок антибактериальных противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) в 2015 году из федерального бюджета выделено 206 167,0 тыс. рублей, из областного бюджета – 6 636,0 тыс. рублей.

Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Начиная с 2014 года, расширены возможности финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. В 2015 году высокотехнологичную помощь в рамках финансирования нацпроекта «Здоровье» получили 7 190 человек (за счет всех источников финансирования – 16 304 человек, в 2014 году – 13 119 человек). Повысилась доступность специализированной медицинской помощи детям области. Пролечено 2 468 детей (2014 год – 1 955 чел.).

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи осуществлялось в 17 медицинских учреждениях федерального, областного, муниципального подчинения, частных форм собственности. Основное развитие в области за эти годы получили те направления, которые напрямую влияют на медицинскую составляющую демографических показателей. Это – кардиохирургия, акушерство и гинекология, онкология и травматология-ортопедия.

Таблица. Прирост отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи

Стентирование

Эндопротезирование

В 2015 году на территории Ростовской области введены новые профили высокотехнологичной медицинской помощи: трансплантология, ревматология, эндокринология, детская офтальмология, детская травматология и ортопедия, детская оториноларингология.

На эти цели за счет средств федерального бюджета инвестировано 36 060,5 тыс. рублей, из консолидированного бюджета области – 122 540,4 тыс. рублей.

Совершенствование медицинской помощи женщинам и детям

В 2015 году на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, из средств фонда социального страхования запланировано финансирование в сумме 522 731,0 тыс. рублей, на 01.01.2016 оплачено талонов на сумму 473 033,0 тыс. рублей.

Продолжались мероприятия по пренатальной, неонатальной диагностике и аудиологическому скринингу.

Проведена пренатальная диагностика 33 001 беременным, вставшим на учет до 12 недель. Охват скринингом I триместра составил 85,6%, что на 11,2% больше, чем в 2014 году.

Обследовано на галактоземию 50 000 новорожденных, выявленных случаев – 6, на муковисцидоз – 50 591, выявленных случаев – 5; адреногенитальный синдром – 50 694 ребенка, выявленных случаев – 8; первичный гипотиреоз – 51 069 новорожденных, выявленных случаев – 9; фенилкетонурию – 50 650 ребенка, выявленных случаев – 10. Количество детей, прошедших аудиологический скрининг, составляет 50 016, выявлено детей с нарушением слуха – 9.

В результате реализованного комплекса мероприятий удалось улучшить годовые целевые значения показателей младенческой смертности. Младенческая смертность снизилась на 16,5% по сравнению с 2014 годом и составила по оперативным данным 6,6 случаев на 1000 родившихся живыми.

Многие ранее включенные в нацпроект «Здоровье» мероприятия реализовались в 2015 году в рамках Госпрограммы развития здравоохранения до 2020 года. По основным значимым направлениям были заключены отдельные соглашения софинансирования расходных обязательств субъекта из федерального бюджета. Часть мероприятий финансировалась за счет средств обязательного медицинского страхования.

Формирование здорового образа жизни

В 55 территориях области проведено более 648 акций движения за здоровый образ жизни «Тихий Дон – здоровье в каждый дом!»; 11 выездных мероприятий в рамках проекта «Твое здоровье в твоих руках – Просветись!»; 7 специализированных мероприятий в рамках проекта «Сохраним здоровье на рабочих местах»; 55 мероприятий в рамках проектов «Доноры Дона», «Танцуй ради жизни», «Всё, что тебя касается», волонтерские акции «Здоровое начало» и «Молодежь против наркотиков».

Всего за 2015 год организовано 721 мероприятие, направленных на формирование здорового образа жизни.

В области продолжают работать 14 взрослых и 6 детских центров здоровья.

За 2015 год обследовано 81 478 человек, из них признаны здоровыми 32 440 человек (39,8%).

В результате проведенной работы в области отмечено по оперативным данным снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 6,9%, снижение доли курящих на 23,5%, снижение доли больных синдромом зависимости от наркотиков, состоящих под наблюдением, находящихся в ремиссии от 6 месяцев и более на 23,2%.

Проведение диспансеризации граждан и детей

В 2015 году продолжилась диспансеризация населения за счет средств обязательного медицинского страхования.

Планировалось обследовать 400 тыс. человек, застрахованных по ОМС, старше 18 лет, на 01.01.2016 осмотрено 405 235 человек (101,3%).

На 01.01.2016 из 7 510 подлежащих диспансеризации детей-сирот, находящихся в казенных учреждениях, осмотрено 7 611 детей. Из 7 390 детей-сирот, находящихся под опекой, усыновленных, удочеренных осмотрено 7 390 детей.

Проведение диспансеризации, медицинских осмотров населения, в том числе сельских жителей, детей, способствует раннему выявлению заболеваний, патологических состояний, факторов риска их развития.

Мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

Оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями осуществляется в региональном сосудистом центре на базе ГБУ РО РОКБ и в 3-х первичных сосудистых отделениях на базе муниципальных лечебно-профилактических учреждений (БСМП № 2 г. Ростов-на-Дону, ГБСМП г. Таганрог, ГБСМП г. Каменск-Шахтинский).

В 2015 голу проведен ряд целенаправленных мероприятий по раннему выявлению пациентов с факторами риска сердечнососудистых заболеваний, начальными стадиями болезней органов кровообращения, своевременной постановки их на «Д» - учет и проведению обучения жителей области здоровому образу жизни.

Организовано обучение специалистов доврачебного и первичного медико-санитарного уровней современным методикам распознавания и оказания экстренной помощи пациентам с острой коронарной патологией и нарушением мозгового кровообращения.

На уровне муниципальных медицинских организаций разработаны, согласованы с министерством здравоохранения Ростовской области и утверждены главами муниципальных образований планы маршрутизации с острыми сосудистыми катастрофами в учреждениях межмуниципального и областного уровней с применением в необходимых случаях тромболитической терапии как на догоспитальном, так и на госпитальном этапах. Это позволило значительно снизить смертность от острого инфаркта миокарда и острых нарушений мозгового кровообращения, в том числе за счет своевременного использования высоких технологий коронарного стентирования, аорто-коронарного шунтирования и нейрохирургических вмешательств при геморрагических инсультах.

Создание областного регистра пациентов с острой сердечно-сосудистой патологией позволило значительно увеличить число случаев отсроченных оперативных вмешательств, направленных на вторичную профилактику повторных сердечно-сосудистых катастроф.

В результате по оперативным данным достигнуто снижение показателя «Смертность от болезней системы кровообращения» – 617,3 случая при плане 753,4 случая на 100 тыс. населения, что существенно ниже среднероссийского уровня – 631,8.

Мероприятия по совершенствованию организации онкологической помощи населению

В 2015 году завершено переоснащение медицинским оборудованием пяти областных онкологических центров (гг. Ростов-на-Дону, Шахты, Новочеркасск, Таганрог, Волгодонск). Профинансировано лекарственное обеспечение, проведение профилактических мероприятий, организация подготовки и переподготовки медицинских кадров, выделение в медицинских организациях помещений, необходимых для оказания лечебной помощи больным, и проведение их ремонта.

В результате реализации вышеизложенных мероприятий за 2015 год по оперативным данным снизилось число умерших от злокачественных новообразований до 164,9 случаев на 100 тыс. населения (2014 год - 174,4), увеличилось количество людей, проживших 5 и более лет с момента установления клинического диагноза, число пациентов, с диагнозом, установленным в 1-ой и 2-ой стадии заболевания.

Мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Благодаря отработанному механизму взаимодействия всех служб при оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях наблюдается тенденция к сокращению числа умерших на различных этапах оказания медицинской помощи. Стабильно отсутствуют пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях на трассе М4-Дон, умершие во время транспортировки бригадами скорой медицинской помощи. При установленном целевом показателе «дорожной карты» «смертность от дорожно-транспортных происшествий» - 10,3 умерших на 100 тыс. населения, за 2015 год по оперативным данным достигнут показатель – 7,3 (2014 год – 9,3).

Планы и задачи на 2016 год

В 2016 году в рамках нацпроекта «Здоровье» будет продолжено оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. Из средств ФСС запланировано финансирование в размере 488,1 млн рублей. Все основные мероприятия ПНП «Здоровье» включены в госпрограмму развития здравоохранения до 2020 года.