Сбитый ан. — Сейчас над зоной АТО закрыты все эшелоны

Почему в Сирии потерпел крушение Ан-26? На этот вопрос Минобороны дает однозначный ответ: исключено, что самолет был сбит. В то же время боевики утверждают, что обстреляли его из пулемета

Российский военно-транспортный самолет Ан-26. Фото: Interpress/Vladislav Belogrud/Reuters

Запрещенная в России группировка «Джейш аль-Ислам» взяла на себя ответственность за крушение самолета Ан-26 в Сирии. Об этом сообщает ливанское издание Ad Diyar . Могло ли получиться так, что в густонаселенном районе никто не увидел, что Ан-26 был сбит? И как это могло произойти?

Минобороны сразу исключило возможность того, что Ан-26 был сбит, заявив о технической неисправности. Спустя сутки ответственность взяла на себя запрещенная в России группировка «Джейш аль-Ислам». Боевики утверждают, что обстреляли самолет из пулеметов. Как сообщают террористы, атака стала ответом на операцию правительственных сил в Восточной Гуте.

Теоретически из крупнокалиберного пулемета (например, 12-миллиметрового) при многократном обстреле самолет при посадке сбить можно, повредив гидравлику или, например, топливные баки. Но практически это не реально, уверен заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России Владимир Попов.

Владимир Попов заслуженный военный летчик России «Летчик на снижении у земли находился, высота была 15-30 метров максимум от поверхности земли. На удалении менее 1000 метров от взлетно-посадочной полосы, это район ближнего привода. Дострелить туда, извините, не достанет вот эта огневая точка просто. Крупнокалиберный пулемет стреляет на 1800-2000 метров. А периметр охранный находится за пределами трехкилометровой зоны вообще. Там даже ПЗРК не долетит. Физически и технически это выполнить невозможно. Или надо было находиться рядом у полосы, внутри прям. Ну, кто туда допустит».

И все-таки, если боевики обстреляли самолет, почему тогда нет ни одного видео? Допустим, сами они не снимали, что странно. Но другие свидетели должны были быть? В Сирии информация расходится быстро. Однако местный житель Сомар Осман ничего подобного не слышал.

Сомар Осман местный житель «Я не думаю, что это правда, потому что сбить в таком месте — это невозможно. Если бы сбить там в каком-то другом городе, далеко, там, в 100 километрах от аэропорта, можно еще об этом было бы говорить, а так, в городе Латакия они не могут действовать. Это территория под контролем государства. Здесь весь город, как сказать, проправительственный. Не думаю. Если бы они могли, они бы это делали неоднократно».

Скрывать факт обстрела российским военным тоже нет смысла. По крайней мере, всегда, когда сбивали наши самолеты или вертолеты, Минобороны об этом заявляло.

Последним в начале февраля был сбит российский штурмовик Су-25 на юго-востоке сирийской провинции Идлиб. Пилот Роман Филипов успел катапультироваться. После того, как был окружен боевиками, он подорвал себя гранатой. Летчик посмертно награжден звездой Героя России. После катастрофы с Ан-26 люди опять несут цветы к зданию Минобороны. В результате крушения погибли 39 человек. Все — военнослужащие.

14 июля | 14:36
В Луганской области потеряна связь с экипажем военно-транспортного самолета Ан-26.
Об этом сообщил спикер информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко, передает Интерфакс-Украина.
Тем временем Порошенко объявил о смене тактики АТО на Донбассе
"Связь с этим самолетом потеряна. Сейчас идут поисковые работы", - сообщил он агентству.
Ранее источник в военных кругах сообщил агентству: "С самолетом потеряна связь. По предварительной информации, по нему могли нанести огневой удар". Согласно информации, в самолете могли находиться около 20 человек.
Также пресс-служба самопровозглашенной Луганской народной республики сообщила о сбитом военно-транспортном самолете в районе поселка Изварино. По информации российских СМИ, очевидцы рассказывают, что видели несколько парашютистов и сброшенный с борта самолета груз.

14.07.14 14:41 Украинский самолет был сбит российской ракетой, - источник
Самолет АН-26 был сбит, выполняя полет на высоте 6200 м. Об этом сообщает источник Цензор.НЕТ.
После того как самолет сбросил груз, в районе Краснодона по нему была выпущена ракета, предположительно, с территории РФ.

С точки зрения потерь авиапарка это примерно 1 из 20 наличных самолетов этого типа (я как раз обработал данные по украинским Ан-26 и Ан-24 - буду выкладывать скоро), то есть не смертельно для боеспособности транспортной группировки. Но сбитие самолета может резко ограничить подобное снабжение окруженных частей и ухудшить их и без того не радостное положение, что есть несомненный плюс.

Ан-26 был из состава 456-й транспортной авиабригады (Гавришовка, Винница, в/ч А-1231 )
Экипаж из 7 человек, 5 выпрыгнуло, с 4-мя уже есть связь у украинских спасателей.
Исходя из того, что Ан-26 принадлежит 456-й бригады - номер у него был синий. По фоткам подходит только - "19".


Коллега выложил новый снимок, судя по окрасу фюзеляжа скорее всего это именно "19 синий". Стрелкой указан маленький кусочек синего номера.


На борту самолета находились 8 человек - 7 человек экипаж и один человек сопровождающий груз. По сообщениям ЛНР несколько летчиков захвачены в плен. Впрочем, пока нету подтверждающего видео.

Ну и украинские силовики продолжают "отжигать":
Сбитый сепаратистами под Луганском украинский военно-транспортный самолет Ан-26 перевозил продукты питания и воду, заявил спикер АТО Владислав Селезнев.
Как он сказал в комментарии Интерфакс-Украина, самолет должен был доставить продукты на блокпосты.
На борту самолета находились 7 человек экипажа и один сопровождающий груз, также сообщил Селезнев.
По словам спикера АТО, самолет шел на безопасной высоте. "Причины падения уточняются, спасательная операция продолжается", - сказал о
н.

Байка про сброс с парашютом грузов с высоты 6200 метров у меня доверия не вызывает. Таким способом можно снабжать приличный по территории город, а не блокпост. Так что скорее всего самолет снизился перед сбросом и получил "Иглу" в движок.

Еще один образчик профессионализма, доставила ракета Х-24 воздух-воздух:)
Совнацбез Украины возложил на Россию вину за сбитый АН-26
14.07.2014 18:58
Совет национальной безопасности и обороны Украины возлагает вину за сбитый ранее сегодня украинский самолет Ан-26 на россиян. Об этом заявил на брифинге 14 июля спикер информационного центра СНБО Андрей Лысенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM. "Самолет был подбит на высоте 6500 м. Ни один зенитно-ракетный комплекс, который есть в распоряжении ополченцев, на этой высоте не может повредить самолет. Ан-26 был поврежден другим, более мощным оружием, вероятно, с территории России", - заявил Лысенко.
Он подчеркнул, что на данный момент у украинских военных есть две версии происшедшего. "Исходя из данных, переданных украинскими летчиками, рассматривается две версии: выстрел был сделан из современного наземного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь" или самонаводящейся ракетой Х-24 класса "воздух-воздух" из российского самолета, который мог быть поднят в воздух с аэродрома Миллерово", - заявил Лысенко.
По его словам, на борту находились 8 человек, члены экипажа уже вышли на связь с Генштабом. Кроме того, Лысенко опроверг информацию о попадании в плен ополченцев одного из членов экипажа сбитого Ан-26
.
Подробности.

По информации Следственного комитета, самолет выполнял плановый полет над территорией Сирии. По предварительным данным, в 500 м от аэропорта Хмеймим он столкнулся с землей. По факту крушения возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее тяжкие последствия). Это стандартная статья для таких случаев, отмечает специалист в области безопасности полетов Александр Романов.

В момент катастрофы на базе Хмеймим в Сирии Валерий Герасимов, рассказали источники РБК в Минобороны. По словам одного из них, Герасимова на борту потерпевшего крушение Ан-26 не было.

Ан-26 — военно-транспортный самолет, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями и одним турбореактивным. Грузоподъемность самолета составляет 5500 кг, крейсерская скорость — 435 км/ч. Самолет предназначен для перевозки грузов на линиях малой и средней протяженности. Может использоваться для перевозки пассажиров.

«Характерная для Ан-26 ситуация»

В военно-воздушных силах России Ан-26 является основным транспортным средством, а также участвует в поисково-спасательных операциях. «Это достаточно распространенный и надежный самолет. Он вполне комфортабельный и легкий в управлении», — заявил РБК бывший военный летчик Виталий Соколовский.

«По опыту могу сказать, что Ан-26 — надежный военно-транспортный самолет. У него превосходные технические характеристики. И перед взлетом он обязательно проходит проверку. В любом случае по горячим следам говорить что-то рано. Прежде чем давать заключение о причинах катастрофы, необходимо провести экспертизу, всесторонне расследовать случившееся», — заявил бывший главком ВКС, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

Метеорологические условия не могли оказать влияния на развитие катастрофической ситуации в Сирии, заявил РБК ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец. «Фактические метеоусловия в Латакии [таковы]: 9 баллов верхнего и среднего яруса, облака высотой свыше 2,5 тыс. м, видимость 15 км, ветер у земли юго-восточный, слабый, 4 м/с. Опасных явлений в районе аэродрома не наблюдалось», — пояснил Тишковец.

Военный эксперт, полковник запаса Андрей Паюсов полагает, что причиной аварии мог стать человеческий фактор.

Ан-26 — небольшой самолет, напомнил Паюсов. Обычно перед взлетом борттехник рассаживает пассажиров равномерно по бортам, а сумки и груз ставятся в центр — иначе в результате нарушения балансировки машина может свалиться на крыло, объяснил Паюсов. «Скорость у самолета небольшая, порядка 450-500 км/час в зависимости от направления ветра. Это на маршевом участке на высоте 5-7 км (эти высоты рекомендованы также для полетов военной авиации в Сирии для исключения поражения ПЗРК). А при посадке и того меньше — 120-150 км/ч. Надо понимать, что в 500 м от ВПП самолет идет на посадку уже практически впритирку к земле, и даже при отказе обоих движков спланирует и сядет на брюхо. Конечно, шасси разлетятся вдребезги, но сам самолет значительно пострадать не должен, тем более на таких малых скоростях», — рассказал эксперт. Возможно, говорит Паюсов, самолет садился с «афганским заходом», то есть почти вертикально, и пилоты на финальном отрезке не смогли удержать машину над землей. Либо, допускает он, летчик был вынужден почему-то резко маневрировать перед самым приземлением, а тяги двигателей и скорости для маневра уже не хватило.

Ан-26 (Фото: Виталий Аньков / РИА Новости)

Опрошенные РБК эксперты в области военной авиации также не исключают версию технической неисправности. Когда погодные условия позволяют маневрировать, в качестве приоритетной версии рассматривается техническая неисправность самолета, рассказал РБК Соколовский. «В этом случае могло быть несколько технических неисправностей — отказ системы управления, отказ топливной системы и отказ работы навигационных приборов», — считает он.

У турбовинтового Ан-26 нередко происходят отказы двигателя, утверждает источник РБК — летчик, который управлял Ан-26 в зоне боевых действий. «Если происходит отказ двигателя в предпосадочном движении, то пилоты активируют систему флюгирования, которая позволяет совершить посадку в режиме планирования», — рассказал пилот. Когда винт «становится во флюгер», он свободно вращается под напором встречного воздушного потока, не создавая сопротивления. Но если перевести винты в такое положение не удается, «самолету может не хватить высоты, чтобы добраться до полосы», отметил собеседник РБК.

Если при посадке в случае отказа одного из двигателей перевод соответствующего винта в режим флюгирования произошел с задержкой, то это могло привести к катастрофе, говорит заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов. «Скорость уже маленькая, а земля близко, любое кренение самолета может привести к катастрофе», — уверен летчик. «Это характерная для Ан-26 ситуация», — отметил Попов.

По мнению Соколовского, нынешнюю катастрофу Ан-26 и случай в Подмосковье, где 11 февраля разбился Ан-148, сравнивать нельзя. «Это два совершенно разных самолета — у них отличаются навигационные и пилотажные системы и двигатели», — поясняет он.


Видео: Телеканал РБК

Потеря после вывода войск

Россия начала военную операцию в Сирии в сентябре 2015 года. В конце декабря 2017 года президент Владимир Путин отдал из Сирии. После этого боевики совершили несколько атак на российские военные объекты и силы. В частности, в новогоднюю ночь террористы с помощью восьми дронов. Еще одна атака БПЛА , в ночь на 6 января. Объектом удара стала не только база Хмеймим, но и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Вечером 3 февраля в провинции Идлиб российский штурмовик Су-25, летчик Роман Филипов катапультировался, но погиб во время боя с террористами на земле.

Крупнейшие катастрофы военно-транспортных самолетов в последние годы

7 июня 2017 года самолет Y-8 вооруженных сил Мьянмы , направлявшийся в Янгон, упал в Андаманское море. На борту находились 122 человека, все погибли. Более половины погибших были гражданскими лицами — членами семей военнослужащих. Сообщалось, что причиной катастрофы стали погодные условия.

15 марта 2016 года транспортный самолет IAI Arava ВВС Эквадора потерпел крушение в бассейне Амазонки на востоке страны. На борту находились три члена экипажа и 19 парашютистов — все погибли. Причины катастрофы не были названы.

30 июня 2015 года транспортный самолет ВВС Индонезии Lockheed KC-130B Hercules потерпел крушение вскоре после взлета из Медана на острове Суматра. Находившиеся на борту 122 человека, преимущественно военнослужащие и члены их семей, погибли. Поскольку самолет упал на жилые дома, погибли также минимум 20 человек на земле. Причиной катастрофы называли техническую неисправность.

17 января 2015 года Ан-26 ВВС Сирии , перевозивший военнослужащих из Дамаска, разбился при заходе на посадку на аэродроме в провинции Идлиб. Погибли 30 человек. Боевики заявляли, что самолет сбили они, но официальная версия заключалась в том, что катастрофа произошла из-за сильного тумана.

15 июня 2014 года​ в районе аэропорта Луганска на востоке Украины был сбит Ил-76 ВВС Украины . Погибли 49 человек. Ответственность взяли на себя ополченцы самопровозглашенной ЛНР. В октябре 2017 года глава СБУ Василий Грицак обвинил в уничтожении самолета частную военную компанию (ЧВК) Дмитрия Уткина, известного под позывным Вагнер.

11 февраля 2014 года​ военно-транспортный самолет Lockheed С-130H-30 Hercules ВВС Алжира , перевозивший военнослужащих и членов их семей, потерпел крушение на северо-востоке страны. Спастись удалось лишь одному человеку из 78 находившихся на борту. Причины катастрофы не назывались.

В половине первого 14 июля утрачена связь с экипажем военно-транспортного самолета Ан-26, сообщает на странице в "Фейсбук" пресс-центр АТО: "Причины проверяются, проводится поисково-спасательная операция".

Больше подробностей в возможном крушении самолета дает "Интерфакс", сообщая, что по предварительным данным по самолету могли нанести огневой удар.

Около часа назад ополченцы из ПЗРК сбили военно-транспортный самолет украинских сил… Самолет упал в районе поселка Должано-Никольский, - написал Интерфакс. Со ссылкой на очевидцев агентство отмечает, что "видели парашютистов и сброшенный с самолета груз". В Ан-2 могли находиться около 20 человек.

В то же время в комментариях в "Фейсбук" пишут, что самолет могли подбить огнем из лесополосы возле шахты "Схидна" (ГП "Краснодонуголь).

ОФИЦИАЛЬНО

Министр обороны доложил президенту Украины о том, что члены экипажа самолета Ан-26, который выполнял задачу в рамках обеспечения активной фазы АТО и был сбит, вышли на связь с Генеральным штабом, - сообщили в пресс-службе президента.

По данным министра обороны, самолет сбили на высоте 6,5 километров. В связи с этим он отметил, что его поражение переносными зенитными комплексами является невозможным, поэтому самолет был поражен другим, более мощным ракетным оружием.

Кроме того, Гелетей не исключает, что огонь могли вести с территории России.

14 июля после того, как в Луганской области был сбит Ан-26, его пилоты, которым удалось катапультироваться, вышли на связь и рассказали об инциденте. Предполагается, что внутри самолета находилось семь человек. Пятеро из них успели выпрыгнуть. Четверо даже вышли на связь.

Стреляли с воздуха?

По предварительным данным, самолет сбили ракетой класса "воздух-воздух", т.е. огонь велся с самолета-истребителя.

Однако данную информацию надо проверять. Известно то, что атака произошла со стороны украино-российской границы, - отметили в штабе антитеррористического центра.

ЭКСПЕРТ: НУЖНА 4-КИЛОМЕТРОВАЯ ЗОНА

Чтобы не сбивали, необходимо зачистить территории рядом с аэродромом, - заявил "Комсомольской правде в Украине" президент Атлантического совета Украины, генерал-майор Вадим Гречанинов. – Когда самолет идет на посадку, он становится очень уязвимым. Поэтому вооруженным силам необходимо обеспечить охрану территорию по глиссаде снижения самолета, которая составляет четыре километра. Для этого нужно установить средства ПВО, поставить усиленную охрану.

Действительно, большинство случаев потери авиационной техники АТО происходили во время снижения и приземления. По мнению Гречанинова, командование АТО тем не менее ничего не делает для защиты аэродромов.

Причина этому халатность командования и нехватка средств, - сказал эксперт.

СПРАВКА "КП"

Ан-26 (по кодификации НАТО: Curl - "Вихрь") - советский военно-транспортный самолёт, разработанный в КБ Антонов. Он является модификацией исходной модели Ан-24. Благодаря большой ширине проема грузового люка (2,4 м) и установке специальной трап-створки возможна удобная погрузка как с земли, так и из кузова автомобиля, что значительно ускоряет и облегчает погрузочно-разгрузочные работы. Ан-26 оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24ВТ и одним дополнительным реактивным РУ-19А-300, установленным в правой гондоле основного двигателя.

ТРАГЕДИЯ ДЕНЬ В ДЕНЬ

Месяц назад - 14 июня - под Луганском была подобная трагедия. ЛНР . Самолет вез на Луганский аэропорт груз, вооружение и смену солдат. Но не долетел - его сбили во время захода на посадку. В авиакатастрофе

Напомним, 2 июля, около 11.20, в аэропорту Днепропетровска . Пилот катапультировался и выжил.

Луганчане провели ночь в подвалах. Стрельба не утихает с воскресенья. Залпы раздаются в Каменнобродском районе, на центральных улицах города и в Артемовском районе. Из-за ежедневных боев между силами ЛНР и украинскими силовиками многие магазины и предприятия закрылись на неопределенное время. Переходы в центре города, которые ранее всегда были переполнены людьми, опустели.

– Как дальше жить в таких условиях – непонятно. Работала в магазине одежды в центре города, из-за длительных боев директор сказал, чтобы мы шли за свой счет в отпуск. Продажи не окупают себя. А у меня семья, дети, как прокормить ребенка? Да еще и стреляют каждый день, такие взрывы, что стекла дрожат. Придется, скорее всего, уезжать из города, искать работу в другом городе, – рассказала "Комсомольской правде в Украине" Алина, местная жительница.

Ситуация в городе критическая. Ежедневно без крыши над головой остается около трех-четырех семей. Утром, 14 июля, один из снарядов попал в жилой дом по улице Барбюса и в жилой дом в квартале Мирный.

Разбит фасад зданий, крыша, в квартирах от мощного взрыва повыбивало стекла. Также во время боя 13 июля пострадала школа №51. Около здания было найдено тело женщины. Как пишут очевидцы, дежурная на вахте школы во время стрельбы хотела спрятаться в подвале школы, но снаряд упал около нее. Женщина погибла на месте.

В ЭТО ВРЕМЯ

Жители обстрелянных окраин Донецка:

Наступления войны в Донецке судорожно ждали всю неделю - с тех пор, как в прошлую субботу в город нагрянули тысячи вооруженных сторонников "ДНР" со всей своей техникой - танками, бэтээрами и даже установкой "Нона". На несколько дней непрошеные гости притаились, но в четверг начали обстреливать аэропорт. В пятницу затихли. А в субботу вечером после многочасового обстрела одного из районов Донецка власти объявили: там как минимум 6 погибших и 8 раненых. Неофициально говорили об около 30 убитых.

ДОНЕЦК, 17 июля. /ИТАР-ТАСС/. Ополченцами провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) в районе города Торез сбит военно-транспортный самолет Ан-26 украинских ВВС. Об этом сообщают очевидцы с места событий.

По их данным, самолет был подбит ракетой, после чего стал терять высоту, рухнул на землю и сгорел.

Сбитый Ан-26 в Луганской области

14 июля ополченцы провозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) также сбили Ан-26 украинских ВВС . В в пресс-службе ЛНР заявили, что пять членов экипажа сбитого самолета взяты в плен (сего на борту находились восемь человек). Спикер силовой операции Владислав Селезнев при этом заявил, что в плен попали "двое членов экипажа".

15 июля украинские вооруженные силы приостановили использование авиации в районах проведения силовой операции на юго-востоке страны.

"В связи с расследованием ситуации, связанной с падением военно-транспортного самолета Ан-26 ВС Украины в Луганской области 14 июля 2014 года, полеты авиации приостановлены до отдельного распоряжения", - говорилось в сообщении на странице пресс-центра операции в соцсети Facebook.

Ан-26. Справка

Ан-26 создан в середине 1960-х годов в конструкторском бюро Антонова на базе пассажирского Ан-24. Принят на вооружение ВВС СССР в 1968 году. Серийно выпускался до 1989 года на заводах в Киеве и Улан-Удэ, построено более 1 тыс. экземпляров. Имеет два турбовинтовых двигателя мощностью 2820 л. с. каждый и вспомогательную турбореактивную силовую установку. Максимальная взлетная масса - 24 тонны, крейсерская скорость - 440 км/ч, дальность полета - 2,5 тыс. км. Длина самолета - 23,8 м, размах крыла - 29,2 м. Грузоподъемность - 5,5 тонны, экипаж - 5 человек. Предназначен для перевозки и десантирования грузов на линиях малой и средней протяженности. Способен перевозить до 40 человек, может использоваться в транспортном, десантном, медицинском, пожарном, бомбардировочном вариантах, а также как летающий командный пункт, летающая лаборатория, самолет радиоэлектронной борьбы. Эксплуатируется более чем в 20 иностранных государствах. Серийно производится в Китае под обозначением Y-7Н-500.