Презентация "культура и быт казачества" презентация к уроку на тему. Казачество в истории россии Дуван и ясырь

Возникновение

казачества


Казак - от тюркского kаzаk «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».

Основная одежда запорожских казаков - это синие шаровары с красными поясами, сорочки, шапки и жупаны. Волосы на голове брили, один только чуб оставляли на голове, Бороды также брили, только усы оставляли и растили их длинными.


Причины возникновения

  • Усиление феодального гнета украинских крестьян и мещан со стороны феодалов.
  • Захват польскими, литовскими и украинскими феодалами земель и нехватка пашенных земель у крестьян.
  • Турецко-татарская агрессия, которая в средневековье представляла собой смертельную опасность для славянских и ряда других народов.
  • Ополячивание и окатоличивание украинского населения.

Занятия казаков

На освоенных землях казаки занимались:

  • земледелием,
  • разводили крупный и мелкий рогатый скот, при этом ведущей отраслью было коневодство,
  • охотой,
  • рыболовством,
  • бортничеством (сбор меда диких пчел),
  • ремеслами (кузнечеством, плотничеством, бондарством, изготовлением оружия),
  • а также торговлей.

Вооружение казаков

  • мушкеты, пистолеты, которые казаки всегда носили за поясом,
  • копья,
  • сабли,
  • ружья,
  • лук и стрелы
  • боевые ножи, кинжалы,
  • келепы, спицы, багры, которыми они стягивали всадников с коней.

Казацкое войско

  • Казацкое войско состояло из нескольких родов войск: пехоты, конницы, артиллерии, разведки, пограничной службы и флота.
  • Численность всего войска была 10000 - 12000 человек, из них пехота составляла около 6000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.
  • Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек.

Военное искусство казацкого войска

В основу приемов рукопашного боя казаков лег украинский боевой гопак. Это древнее искусство, позволяло одному казаку с шестом разгонять до двух эскадронов тяжелой панцирной кавалерии. Также приемы боевого гопака позволяли с легкостью взбегать по отвесным стенам, что позволяло брать штурмом самые неприступные крепости


  • Казацкая кавалерия практиковала стрельбу из-под живота лошади и приводящее противника в замешательство синхронное переворачивание в седлах на полном скаку.
  • Главной боевой формацией казаков была пре-фаланга (смешанный кавалерийско-пехотный плотный поток, не имеющей строгой организации, проще говоря - толпа). Такое боевое построение позволяло с легкостью сметать тяжелых эшелонированных пикинеров .

  • Кроме артиллерии у казаков был очень быстрый и манёвренный флот, который состоял из лёгких галер (казацких чаек).
  • Чайка - беспалубный плоскодонный челн в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина 3,6 м и высота бортов 1,6 м. Судно имело поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещало до 70 человек. Вооружение 4-6 пушек.

Деление казачества (сечевое, зимовое, реестровое)


Сечевые казаки

Запорожские или низовые казаки проживали в низовьях Днепра, южнее днепровских порогов. Низовые казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом, которое условно делилось на две группы: на сечевых и зимовых казаков.

C образованием постоянного главного укрепления (сечи), казаки, жившие в нем, стали именоваться сечевыми . Сечевые казаки назывались «лыцарством» или «товарыством». Сечевые казаки обладали рядом прав и привилегий, по сравнению с зимовыми.Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска.


Зимовые казаки

Семейные казаки жили недалеко от сечи по балкам, берегам рек, лиманам и озерам создавая целые слободы. Жители слобод занимались хлебопашеством, скотоводством, рыболовством, ремеслами, торговлей и промыслами. Сечевики презрительно называли их «гнездюшниками», «сиднями», в насмешку – баболюбами и гречкосеями; они составляли поспильство, т.е. подданное сословие сечевых казаков. Главною обязанностью гнездюков было кормить сечевых казаков. Нередко некоторые сечевики, заведя семью, превращались в «зимовых» казаков», а иные «сидни» уходили в Сечь. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи неё, но входили в состав Войска Запорожского низового.


Реестровые казаки

Реестровое казачество - часть запорожских казаков, принятых Польшей на государственную военную службу для организации обороны южных границ польско-литовского государства и выполнения полицейских функций (в Речи Посполитой, прежде всего, против остальных казаков). Служба казаков была организована в Войске Запорожском, состав которого регламентировался правительственным списком (реестром). Обязанности, плата за службу и привилегии реестровых казаков определялись сеймом и королем Речи Посполитой. Реестровые казаки были выделены в отдельное сословие. Первый реестр насчитывал 600 казаков и был создан в 1578 г. королем Стефаном Баторием.


Презентацию выполнили учащиеся 8-В класса:

  • Карина Косенко
  • Дарья Грицакова
  • Анастасия Лисовская

Казахское ханство Боевые порядки и тактика действий казахского войска. Образование государства казахов и постоянные войны, как с врагами внешними, так и междоусобные за власть в степи, вырастили не одно поколение султанов, ханов и батыров обладавших стратегическим мышлением, прекрасных тактиков наделенных дальновидностью политическим мышлением боев.


Военное искусство Казахского ханства Говоря о военном искусстве казахских войск, необходимо отметить, что действиям казахских отрядов была присуща определенная организованность. Готовясь к сражению, они обычно проводили разведку. Затем, направляясь к месту схватки, старались двигаться скрытно в целях обеспечения внезапности нападения. Уточнения в планы битв вносились по результатам действий небольших дозоров, выяснявших обстановку. Командование казахских войск лучше знало местность и умело использовало высоты, балки и заросли кустарника для размещения своих главных сил, засад и резервов.


Тактика казахских войск Тактическое построение войска казахов составляли отдельные части: авангард, правое и левое крыло и центр. Основной функцией подразделения была разведка местности и обнаружение противника. Казахский хан Аблай в одном из сражений с джунгарами однажды отправил вперед два отряда общей численностью в человек под начальством двух опытных батыров. Отряд обычно находился на определенном расстоянии от основных сил казахского войска. При обнаружении сил противника авангард, в зависимости от складывающейся боевой обстановки, либо принимал бой, пытаясь выиграть время до подхода основных сил, или отступал назад. В крупных сражениях авангард, как правило, первый начинал бой с противником. Общая численность авангарда достигала воинов.


Кенесары Касымов Использование разведывательного отряда впоследствии получит развитие в период восстания гг. Кенесары Касымов размещал пикеты из двух человек на крупных трактах, вдоль рек на расстоянии от 50 до 100 верст во все стороны от лагеря, где располагаются основные силы.


Облавная охота Особое место в подготовке воинов- кочевников занимала облавная охота. В проведении регулярных облавных охот кочевниками хорошо просматриваются военные маневры, с помощью которых проводится подготовка к боевым действиям и отработка тактических приемов. Известно, что Чингисхан в обучении воинов уделял особое внимание охоте. Э. Хара-Даван отмечал, что "монгол, воспитавший свою воинственность на звериной охоте, и на войну смотрит отчасти как на охоту". На охоте полководцы отрабатывали основные тактические приемы построения войска и ведения боевых действий. Для этого они предварительно продумывали организацию и порядок движения войска на место охоты, а также поведение отдельных отрядов во время облавы и при возвращении обратно. Методы проведения облавных охот способствовали формированию основного типа построения войска перед боем.


Структура войск Структура боевых отрядов состояла из трех главных частей: центр и два крыла. Во время облавы два отряда загонщиков также отходят от центра, стараясь окружить дичь с двух сторон, и движутся навстречу друг к другу, постепенно создавая непрерывный круг с добычей в середине. В центре линии охоты находился главный распорядитель облавы, дававший указания загонщикам в каждом крыле. В военно- организационном построении в центре располагалась ставка хана, выполнявшая функцию управления и командования войсками. Командиры крыльев подчинялись непосредственно главнокомандующему. Правое и левое крыло ударные боевые единицы, которые несли всю основную тяжесть боя. Важная роль отводилась в походном движении авангарду, выполнявшему функции, сходные с функциями разведки на облавной охоте. В тылу боевого строя кочевников находился специальный отряд (засада, резерв), действовавший в самый решительный и ответственный момент. Для рядовых воинов охота служила школой, где они, постоянно тренируясь, отрабатывали умения владения различными видами холодного оружия дальнего и ближнего боя, навыки движения верхом в строю.


Битва в ущелье Орбулак Примером воинской доблести и военного искусства служит битва в ущелье Орбулак. В 1643 году Жангир-хан, выступивший совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром. одержал блистательную победу над джунгарами. Благодаря искусному использованию местности и возможности имевшегося вооружения, построения боевых порядков, всего 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, сумели нанести поражение 50-ти тысячному войску хонтайджи Батура, уничтожив более 10 тысяч его воинов. Битва в ущелье Орбулак по своему тактическому замыслу, мужественному и талантливому претворению должна войти в учебники истории войн и военного искусства.


Родоплеменная основа Исходя из рассмотренного вопроса, следует сделать вывод, что военная организация казахов в позднем Средневековье традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. В позднем Средневековье роль военного института батыров внутри военной организации казахов постоянно росла. Причиной являлось то обстоятельство, что батыры были не только основной военно- политической силой ханов и султанов, но были также хранителями боевого опыта и военных традиций, способные организовать вооруженные отряды казахского ополчения.


Заключение Таким образом, военный быт казахов-кочевников имел специфические особенности, военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинская повинность являлась одной из самых важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества, в ведении войны. Население казахских степей представляло собой вооруженную массу людей. Военная организация казахов традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. Главнокомандующим всех вооруженных сил являлся хан, осуществлять руководство военными действиями хан мог либо непосредственно, либо через своих подчиненных. В тех случаях, когда военные мероприятия не носили общегосударственного характера, походы могли возглавить султаны или отдельные батыры. Военная организация казахов в этот период представляла собой структуру с относительно большой автономией отдельных звеньев.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

История и культура Донского казачества Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков

2 слайд

Описание слайда:

Происхождение донского казачества Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Однако, донское казачество значительно древнее этой даты. Ещё в 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. В результате благодарный Иван Грозный пожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками. Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу На своих плечах несет.

3 слайд

Описание слайда:

Местом обитания казаков становились вольные степи на окраинах государства, где надзор властей был слабее. Казаки (козаки) - группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, России. Точное происхождение казаков неизвестно; существует много теорий. Касоги, касахи, касаки - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в 10-14 веках. Казак – по-тюркски «вольный». Казаками становились беглые из Орды, а позже – из русских земель. Бежали от тягла, от повинностей, за «волей».

4 слайд

Описание слайда:

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами. Позже городки стали называться станицами.

5 слайд

Описание слайда:

На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. оборонительными валами и рвами, внутри которых располагались курени-землянки. Укрепленные поселения-станицы были окружены частоколом, Казаки занимались рыбной ловлей, разводили коней, устраивали грабительские набеги на соседей. Разбойничья жизнь казака, не знавшего ни труда, ни зависимости и податей, была привольна и полна риска. Казаки были людьми вольными, не знавшими крепостного права. Это бесспорно повлияло на характер казака, сделало его человеком независимым, умеющим отстаивать свои права и бороться за них.

6 слайд

Описание слайда:

Все вопросы казачьей жизни решали на общем сходе – казачьем кругу. Там же выбирались атаманы и старшины. Часть доходов казаки получали из военной добычи, часть – жалование государственное. К хозяйственной жизни относились охота, рыболовство, земледелие и скотоводство. Равенства на Дону не было: казаки делились на домовитых (зажиточных) и голутвенных (бедных). Домовитым принадлежали лучшие пастбища и обширные табуны, им доставалась большая доля добычи и царского жалования. Особенно много домовитых было на Нижнем Дону, в то время, как на Верхнем Дону преобладали голутвенные.

7 слайд

Описание слайда:

Оружие казаков Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, шашку, пику, верховую лошадь. Пика на протяжении столетий была излюбленным оружием донских казаков. Казачество придерживалось принципа «с Дону выдачи нет!»: беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. Казак без коня – что солдат без ружья. Казак сам голодает, а коня накормит.

8 слайд

Описание слайда:

По роду своей службы казаки делились на городовых (полковых) и станичных казаков. К городовым относились казаки, которые еще не обзавелись прочным хозяйством или отбывавшие службу в местах, отдаленных от их постоянного места жительства. «до того времени, пока продолжать оную в силах». Станичные казаки несли службу в местах своего жительства, на пограничных постах и заставах. На службу казаки зачислялись с 16 лет и несли ее

9 слайд

Описание слайда:

Нижнедонская казачка Верхнедонская казачка Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. В экстремальных условиях приграничной жизни выковался особый тип женщины - казачки.

10 слайд

Описание слайда:

Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. Смесь восточных и славянских кровей, особый вольный уклад жизни в крепостной России превратил казачек в необыкновенных женщин. Она свято исполняла обязанности и хозяйки и матери в семействе, подавая пример детям высокой нравственности и покорности мужу. К чести женщине-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность в одежде. При этом, она не теряла черт, присущих слабому полу: женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам.

11 слайд

Описание слайда:

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни были украшены фотографиями, на окнах были цветы. Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах.

12 слайд

Описание слайда:

Казачьи семьи Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей. Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семья состояла из 4 человек. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём, уход за домашними животными. Он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах. На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

13 слайд

Описание слайда:

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми. Они уже с детства готовились к военной службе. Воспитание в семье В 4 года девочку учили собирать фрукты, давать корм домашней птице. В 5 лет она приобретала навыки рукоделия: шить, вязать. В 7 лет работала в саду и огороде самостоятельно, убирала подворье, т.к. чистота должна быть идеальной. С 8 лет казачонок учился владеть нагайкой. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях. Воспитанием девочки занималась бабушка (сын на службе, невестка на работе). Доброта, терпимость, взаимное прощение обид, смирение, послушание, уважение к старшим - все это составляющие нравственного жизненного круга обеспечивали в будущем крепкую семью.

Существует несколько версий возникновения
казачества. По неофициальной версии (которая
настаивает на том, что казачество является военным
сословием в составе России, с чем не согласно само
казачество, считая свои корни более древними и что
является причиной для споров уже много веков)
первоначальной родиной казачества считается линия
пограничных со степью русских городов-крепостей,
шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто
переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по
черте Путивля и Переясвлава.

Казаки являлись народной самообороной, нацеленной
на защиту мирного населения от постояных набегов
вооружённых банд татарского происхождения. Этим
людям, постоянно сталкивающимися в степи с
татарскими воинами и было присвоено тюркское
название казаки, потом распространившуюся на
вольных людей и в северной Руси. Древнейшее
известие о казачестве говорит о казаках рязанских,
оказавших своему городу услугу в столкновении с
татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде
всего рязанские стали оседать военно-промысловыми
артелями в открытой степи, в области верхнего Дона.
(В. О. Ключевский, «Курс русской истории»

Казачество обязано также своим
возникновением имеющейся во
время монголо-татарского ига
«живой дани», то есть людьми,
которых русские княжества
поставляли в орду для пополнения
монгольских войск. И само слово
казак имеет тюркское
происхождение, означающее
лёгкую конницу. Монголы лояльно
относились к сохранению
поданными своих религий, в том
числе и людьми, входившими в их
войсковые подразделения.

После развала единого монгольского
государства оставшиеся и осевшие на его
территории казаки сохранили войсковую
организацию, но при этом оказались в полной
независимости и от осколков былой империи,
и от появившегося на Руси Московского
царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли,
но не были корнем возникновения войск. Сами
казаки всегда считали себя отдельным народом
и не признавали себя беглыми мужиками

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки
находились в составе сторожевой и станичной
служб, что охраняли пограничные территории от
разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Казачьи общины («войска́»)
стали образовываться и на
территории Московского
царства XVI и XVII вв. из состава
сторожевой и станичной служб,
что охраняли пограничные
территории от разорительных
набегов крымских татар и
ногаев. Однако старейшим из
всех казачьих формирований по
официальной версии считается
Запорожская Сечь, основанная
во второй половине XVI века на
территории нынешней Украины.

Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию,
принадлежащую тогда Турции, и основала
Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус,
но была переселена на Кубань, в результате чего
возникло Кубанское казачье войско.

Казачьи войска принимали активное участие в
освоении Кавказа, Сибири (экспедиции Ермака) и
Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий
Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское
море, открыл Северный Сахалин и вернулся в
Якутск.

В 1648 сибирский казак Семён Дежнёв проплыл из
Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье
Анадыря) и открыл пролив между Азией и
Америкой.
В 1697-1699 сибирский казак Владимир
Васильевич Атласов (1661-1711) исследовал
Камчатку.

Казачество на протяжении веков являлось
универсальным родом вооруженных сил. Про казаков
говорили, что они рождались в седле. Во все времена
они считались великолепными наездниками, не
знавшими себе равных в искусстве джигитовки.
Военные специалисты оценивали казачью конницу как
лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава
казачества укрепилась на полях сражений в Северную и
Семилетнюю войны, во время Итальянского и
Швейцарского походов А. В. Суворова 1799.

Особенно отличились казачьи полки в
наполеоновскую эпоху. Возглавляемые
легендарным атаманом М. И. Платовым
иррегулярное воинство стало одним из главных
виновников гибели наполеоновской армии в
России в кампании 1812, а после заграничных
походов русской армии, по словам генерала А.
П. Ермолова, «казаки стали удивлением
Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни
одна русско-турецкая война 18-19 веков

«Для того казак родится, чтоб царю на службе
пригодиться» - гласит старинная казачья
поговорка. Его служба по закону 1875
продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего
возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4
на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в
запасе. На службу каждый являлся со своим
обмундированием, снаряжением, холодным
оружием и верховой лошадью. За подготовку и
несение воинской службы отвечала казачья
община

. Главным собственником земли выступало
государство, которое от имени императора
отводило казачьему войску завоеванную кровью их
предков землю на правах коллективной
(общинной) собственности. Полученную землю
войско, оставив часть на войсковой запас, делило
между станицами

. В 19 веке основным хозяйственным занятием
казачества стало земледелие, хотя в разных
войсках имелись свои особенности и
предпочтения, например, интенсивное развитие
рыболовства как основной отрасли в Уральском, а
также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в
Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе,
Дону и т. д.

Казаки нередко выступали
против центральной власти
(примечательна их роль в
русской Смуте, в восстаниях
Разина и Пугачева, возникших
по причине постоянного
урезания государством прав и
свобод казачества, нарушении
устоев и традиций), однако с
ХХI в. до Октябрьской
революции они в основном
выполняли роль защитников
Российской государственности
и опоры царской власти.

После революции казачьи войска были
расформированы, так как они по большей части
приняли сторону белого движения. В годы
гражданской войны казачье население подверглось
массовым репрессиям.

Во время Второй мировой войны в составе Красной
Армии сражались 4-й гвардейский Кубанский
казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский
Донской казачий кавалерийский корпус,
казачество в составе РККА, конномеханизированные группы, пластунские дивизии,
казацкие сотни и отряды ополченцев.

2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-
й кавалерийский корпус генерала Н. Я.
Кириченко в составе 12-й Терско-Кубанской, 13й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий
остановил наступление крупных сил Вермахта,
продвигающихся от Ростова на Краснодар.
Казаками были уничтожены до 1800 солдат и
офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены
18 орудий и 25 минометов.

С 1943 года происходило объединение
казачьих кавалерийских дивизий и
танковых частей, в связи с чем
образовывались конномеханизированные группы. Лошади
использовались в большей степени
для организации быстрого
перемещение, в бою казаки были
задействованы в качестве пехоты. Из
кубанских и терских казаков так же
было сформированы пластунские
дивизии. Из числа казачества, 262
кавалериста получили звание Героя
Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17
кавдивизий получили гвардейские
звания

С 1989 года предпринимаются попытки возрождения казачества

В 1996-1998гг. в государственный реестр были
внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских
казачьих общества, в том числе: Волжское,
Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское,
Уссурийское, Енисейское, Оренбургское,
Кубанское войсковые казачьи общества, а также
казачье общество «Всевеликое войско Донское».

3 июля 2008 года Президентом РФ была принята «Концепция государственной политики в отношении российского казачества»

Согласно концепции,
«казаки активно
содействуют решению
вопросов местного
значения, исходя из
интересов населения и
учитывая исторические
и местные традиции».

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. В казаки были зачислены в основном крестьяне Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. Органы управления казачьим войском Большой Войсковой круг Совет Атаманов Войсковой Атаман Атаманское правление Войсковой штаб Экономический совет Совет старейшин Ревизионная комиссия Казачий круг – общее собрание казаков, которое состоялось на майдане. Майдан - большая площадь, обычно перед церковью Атаман – главный в казачестве. Есаул – помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге на 1 -2 года.) В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества. Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть - это означает, что казак готов защищать честь России. Традиции казаков Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Авторитет отца и матери самым главным казаки ставили. Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная - по дому хлопотала. Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон. Уважали и старшую сестрицу, она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей. Детям, тем, кто баловался мог и посторонний казак надрать уши. Оружие казаков Мужской казачий костюм женский казачий костюм Папаха – головной убор донского казака Кубанка – головной убор кубанского казака Бурка Казакин – у донских казаков Бешмет – у терских и кубанских казаков Башлык у донских казаков – серостального цвета, у кубанских – красного, у терских – синего цвета. Святки Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того, чтобы узнать свою судьбу. 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск. Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов. Казачьи заповеди. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. 1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее; 2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ 3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!" 4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ 5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ 6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО 7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ 8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ 9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА 10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ 11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ Спасибо за внимание!