Что такое целевая аудитория (ЦА) и как ее определить: примеры и методы. Почему так важно выделить потенциальных клиентов в определенную целевую аудиторию. Используйте русскоязычный сервис «Serpstat»

Требования к проектированию зданий высших учебных заведений. Размеры и планировка аудиторий.

Стулья для аудиторий в настоящее время большей частью имеют каркас из стальных труб; сиденья и спинки стульев - деревянные. При демонстрации опытов, экспонатов и т.п., когда отдельным студентам приходится часто выходить к демонстрационному столу, рекомендуется разделять ряды, состоящие из спаренных стульев, проходами шириной 50 -55 см, ведущими к демонстрационному столу; возможна также установка поворачиваемых сидении, позволяющих каждому студенту свободно выйти из середины ряда, не мешая соседям (рис. 4). Такие сиденья занимают не больше места, чем стулья с откидными сиденьями (рис. 3), а также чем сиденья на поворотной консоли.

Для одного студента, сидящего в наиболее удобной позе, требуется место площадью 70 х 85 см;
для студента, сидящего в нормальной позе,- 60 х 80= 55 х 75 см.

Площадь, приходящаяся на 1 студента с учетом всех проходов: для наиболее крупных аудиторий и наиболее тесного размещения - 0,6 м2;

для небольших аудиторий, при сидении в нормальной позе - 0,8 -0,95 м2.

При наличии небольших аудиторий высота этажа должна быть ≥ 3,5 м, а при наличии более крупных аудиторий и, в первую очередь аудиторий с круто поднимающимися рядами - значительно больше.

При боковом освещении на самом отдаленном от окна месте, расположенном в верхнем ряду стульев, свет должен попадать на пюпитр под углом 25°. Место для преподавателей, в зависимости от его назначения, оборудуется стационарным демонстрационным столом с встроенными в него кранами водо-и газоснабжения и электрическими розетками или подвижным столом, причем вводы инженерных сетей и выключатели размещаются на передней стенке первого ряда стульев. Высота возвышения над полом первого ряда стульев составляет, в зависимости от назначения аудитории, 20 -60 см. Размеры демонстрационных досок различны; предпочтительны большие доски с раздвижными стеклами с направляющими из стальных трубок, с противовесами на зубчатых цепях.


1. Графический метод определения кривой слышимости – см.рис.2. 2. Схематический продольный разрез аудитории;


3. Места с откидными сидениями и пюпитрами;
4. Места с неподвижными пюпитрами и поворотными сидениями (изобретение Э. Нойферта).
5. Поперечный разрез площадки для установки проекционного аппарата (см. также рис. 6). Уровень зрения в положении сидя приблизительно 1,2, в положении стоя - 1,7.

6. Площадка для установки проекционного аппарата. 1 - большой аппарат; 2 - узкоплёночный аппарат; 3 - малый аппарат для диафильмов; 4 - рабочий аппарат; 7. Шлюзы для предотвращения проникания в аудиторию света и шума. План.

8. Демонстрационные доски в аудитории. А - неподвижная, Б -передвижная по горизонтали, В - Передвижная по вертикали.

Требования к школьным зданиям относятся и к высшим учебным заведениям. Современные здания высших учебных заведений состоят из ряда корпусов, расположенных с учетом последующего их расширения. Их группируют вокруг главного корпуса с находящимися в нем главной аудиторией, помещениями ректората, студенческих общественных организаций, основными установками теплоснабжения и энергоснабжения. В институтах в процессе обучения проводятся практические занятия, увязанные с лекциями и демонстрацией опытов в аудиториях. Вход в аудиторию для студентов должен находиться вблизи верхнего ряда (при расположении мест амфитеатром), в очень больших аудиториях он должен быть на середине их высоты. Лекторы должны проходить к кафедре прямо из своих учебных кабинетов.

Иногда входы устраивают из рекреационного помещения, обслуживающего как лекционную аудиторию, так и весь институт (рис. 4 -5).

Во многих случаях в институтском корпусе размещают помещения различных факультетов близких специальностей, для которых помимо общеинститутской аудитории требуются свои аудитории разной вместимости. Общеинститутская аудитория может быть расположена на первом этаже с возможностью устройства повышенной высоты и обычно верхнего света; остальные аудитории следует вписывать в габариты нормальных этажей здания (рис. 5).

В институте оптики Иенского университета высота аудитории повышена за счет использования высоты расположенного над ней помещения (для хранения коллекций института математики), допускающего пониженную высоту. Малая аудитория этого института имеет высоту, равную высоте нормального этажа, в то время, как наибольшая аудитория института прикладной математики возвышается над крышей здания. Входы лекторов во всех случаях рядом с кафедрой; входы для студентов - непосредственно с лестничной клетки к верхним рядам стульев.

Размеры проходов назначаются в зависимости от размеров и формы аудиторий; например, для небольшой аудитории (при открывании створок окон наружу) проходы у окон могут иметь ширину 60 -75 см, внутренние проходы 85 -100 см, а проходы у задней стены аудитории -75 -85 см.

Для более глубоких аудиторий (рис. 5) проходы могут быть шире, для более широких аудиторий рекомендуется устройство второго среднего прохода шириной 75-100 см, который ближе к переднему ряду стульев может сужаться (рис. 7).

Расстояние от первого ряда мест до демонстрационной доски 2,5 -3 м. В наиболее крупных аудиториях ряды кресел должны повышаться в направлении к задней стене (рис. 3); наиболее крутой подъем должен быть в аудиториях с демонстрацией на столе (рис. 4) (например, хирургических клиниках). Чтобы дать возможность студентам наблюдать за операциями на внутренних органах, в США предусматриваются смотровые отверстия в зоне перекрытия, расположенной над операционным столом (рис. 4).

1. Стандартная аудитория на 76 мест. План и поперечный разрез. 4. План корпусов «Аббенаум» Иенского университета (построен в 1929 году) Архитектор Э. Нойферт.


2. Нормальная форма аудитории; 3. Аудитория для демонстрации операций (в хирургической клинике). 1 – фонарь Цейса высотой 1,65 м, диаметр 70; 2 – места для студентов, наблюдающих за операцией;

5. Аудитория с примыкающей к ней операционной. Предусмотрена возможность проецирования хода операции на экран (матовое стекло). 6. Физическая аудитория с двойными ограждениями, препятствующими прониканию шума и передаче вибраций. М 1:400. Высшее техническое училище в Дармштадте. Разрез и план.
7. Аудиторный корпус Фрейбургского университета. Планы типового (вверху) и 1-го (внизу) этажей. Вестибюль и главная аудитория - двусветные. В типовых этажах находятся помещения администрации и помещения для семинарских занятий. Архитектор О. Швейцер; 10. Аудитория Швейцарского высшего технического училища в г. Цюрих. Архитекторы Штейнер и Гери. 1 - аудитория; 2 - помещение для проектора: 3 -гардеробная.

8. Аудитория Высшего технического училища в г. Дельфт. Архитекторы Брек и Бакема. 1 - главная аудитория; 2 - площадка для проектора; 3 - аудитория; 4 -зал заседаний ученого совета; 5 - гардеробная; 9. Учебный корпус в г. Дюссельдорф. Архитектор Пфау. 1 - аудитория; 2 - помещение для подготовки к лекциям; 3 - вход;

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование»/ Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"

Способ Схематическое изображение Комментарий
1.Аудиторное размещение Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников
2. «Конференция» Официально. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений
3. «Подкова» Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля
4. V-образное расположение Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора
5. «Круглый стол» Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.
6. «Кабаре» Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания

Для установления контакта важно учитыватьпространственные нормы делового общения - расстояние между собеседниками, объем пространства коммуникации. Для ведения конструктивного диалога надо установить расстояние приблизительно в 1,5 м, уместно расположиться относительно собеседника.

Варианты расположения участников разговора в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом следующие:

Название позиции Схематическое изображение Комментарий
1.Угловое расположение Характерно для непринужденного, дружеского разговора.
2.Позиция делового взаимодействия Способствует продуктивному обсуждению, выработке общих решений.
3.Конкурирующая позиция Создает атмосферу соперничества, свидетельствует об отношениях служебной субординации.
4.Независимая позиция Характерна для людей, не желающих общаться

Существенно влияет на создание психологического климата форма стола. Квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по положению; круглый стол приводит к возникновению непринужденной, неофициальной атмосферы.

Статус посетителя кабинета снижается, если между ним и начальником расположен большой длинный стол, если у руководителя - огромное кресло с высокой спинкой.

Следует помнить, что человек испытывает сильное напряжение, если сидит спиной к двери, окну, открытому пространству, поэтому посетителю надо предложить сесть спиной к стене.

Как за наименьшее время установить контакт, общаясь с другим человеком? Одно из условий – понравиться ему. Как понравиться людям ? Для этого советуют соблюдать шесть правил:

1. Искренне интересуйтесь другими людьми . Почему люди должны интересоваться вами, если вы первым не заинтересуетесь ими?



2. Улыбайтесь .

3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о самих себе . Задавайте вопросы, на которые другому человеку приятно будет отвечать. Поощряйте его к тому, чтобы он рассказал о себе и о своих достижениях. Помните, что человека, с которым вы разговариваете, в сто раз больше интересуют он сам, его нужды и его проблемы, чем вы и ваши проблемы.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника . Каждого, кто посещал Теодора Рузвельта, поражали масштабы и разносторонность его познаний. Рузвельт со всеми умел говорить. Как он этого достигал? Каждый раз, когда Рузвельт ожидал посетителя, он накануне сидел до поздней ночи, читая материалы по вопросу, который, как он знал, особенно интересует его гостя. Ибо Рузвельт знал, что самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Он разговаривал о вещах, которые, как он знал, будут интересовать и занимать собеседника. Важно выяснить, чем интересуется ваш собеседник и о чем он любит говорить.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне . Всегда и во всем относитесь к другим людям, поступайте по отношению к ним так, как вы хотели бы, чтобы другие относились и поступали с вами.

Если во время разговора с другим человеком возникло чувство беспокойства, что надо предпринять, чтобы сохранить контакт? Рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. О чем я сейчас беспокоюсь?

2. Что я могу предпринять?

3. Что я собираюсь сделать, чтобы решить проблему?

4. Когда я собираюсь начать выполнение намеченных действий?

Для решения деловых проблем задайте себе следующие вопросы:

1. В чем заключается проблема?

2. Чем вызвана проблема?

3. Каковы возможные решения проблемы?

4. Какое решение вы предлагаете?

Соберите факты, поскольку чаще всего беспокойство возникает, когда пытаются принимать решения до того, как получена достаточная информация, которая способствует принятию этих решений. После тщательного анализа фактов сделайте вывод. Когда решение принято, приступайте к действиям.

Введение

В данном курсовом проекте требуется произвести планировку заданного помещения с целью использования его в качестве аудитории. Так же требуется произвести расчёт акустической обработки внутренних поверхностей аудитории и систему звукоусиления.

К помещениям такого типа предъявляются определённые требования, обусловленные видом проводимых мероприятий. Одним из требований является высокая разборчивость речи, т.к. основное назначение такого помещения - это проведение лекций, семинаров, т.е. присутствуют только речь.

Акустический расчет включает в себя следующие задачи:

планировка помещения;

определение оптимального времени реверберации;

расчет необходимого звукопоглощения;

составления эскиза размещения звукопоглощающих материалов;

расчет звукоизоляции помещения от шумов;

расчет системы звукоусиления.

Акустический расчёт системы звукоусиления включает:

расчёт требуемой акустической мощности громкоговорителя и уровня прямого звука;

выбор системы звукоусиления и типа громкоговорителей;

расчёт звукового поля с учётом размещения громкоговорителей;

расчёт предельного индекса усиления и выбор типа микрофонов;

выбор звукоусилительной аппаратуры.

Рассчитанная аудитория должна иметь хорошие эксплуатационные параметры, а также удовлетворять требованиям безопасности и условиям комфортного пребывания в нем.

Планировка аудитории

Размеры и форма помещения заметно влияют на его акустические свойства. При неправильном выборе размеров, могут возникнуть как нарушения с равномерным распределением звуковой энергии в помещении, так и множество других неудобств эксплуатационного характера. При проектировании и расчёте помещения необходимо исходить из его конкретного назначения. Кроме того, помещение проектируется на определённое количество слушателей.

В данном случае проектируется аудитория. Исходя из многолетнего опыта специалистов области проектирования, оптимальным объёмом оптимальные объемы воздуха на одного зрителя является 4 м 3 .

Что касается площади, приходящейся на одного слушателя, то она определяется из санитарно-гигиенических норм и для всех типов залов составляет 0,85 м 2 , с учётом проходов. Наиболее заметно ослабление звука у последних рядов в аудитории, в которых кресла расположены на горизонтальной плоскости пола. С целью достижения большей равномерности звукового поля обычно прибегают к следующим конструктивным решениям:

· источники звука помещаются выше уровня аудитории (для чего устраивается лекционная площадка, кафедра);

· места слушателей располагаются на наклонной плоскости.

Так в аудиториях высоту поднятия кафедры выбирают в пределах 30-60 см.

Поднятие пола осуществляют, начиная либо с первого ряда. При этом каждый последующий ряд поднимают над предыдущим в аудиториях на 20 см.

Оба эти мероприятия в сочетании не только улучшают слышимость для второй половины зала, но и улучшают видимость.

Определение количества слушателей, которых можно разместить в помещении

Для этого:

Определим общую площадь пола S п

где l - длина зала, м

b- ширина зала, м

Установим в аудитории кафедру с размерами 7х3х0.5 м. Тогда площадь кафедры будет равна

где l сц - длина кафедры, м, b к - ширина кафедры, м

Тогда свободная площадь пола составит

Определим количество слушателей, исходя из свободной площади пола

Общий объём помещения будет

где h - высота аудитории, м

Объём пространства над кафедрой

где h сц - высота кафедры, м

Объём кафедры и пространства над ней

Свободный объём помещения

Определим количество слушателей, исходя из объёма помещения

Учитывая, что будем рассчитывать аудиторию на меньшее число слушателей, т.е. 830 человек.

Расположение слушателей в аудитории

Ряды кресел расположим следующим образом:

принимаем, что одно место имеет размеры 0.6 х 1 м с учётом проходов между рядами;

посередине аудитории, начиная 1,0 м от задней стены, расположим 26 рядов по 16 мест. В результате получится 416 места;

вдоль двух стен, параллельно центральному ряду расположим 26 рядов по 8 мест. В общей сложности располагается 416 мест;

после такого расположения мест, можно разместить 832 человека;

исходя из такого расположения, между центральными рядами и рядами, расположенными вдоль стен, получается лестничные проходы шириной 1,4 м.;

между кафедрой и первым рядом получается проход 3,0 м.

Определение площади всех отражающих поверхностей

Для этого определим:

Площадь передней и задней стены считаем по формуле

Площадь боковых стен. Эти площади равны

Площадь потолка и пола равны

Теперь определим полную площадь отражающих поверхностей

звуковое поле радиовещание звукоусиление

Мы уже отмечали, что оратору в аудитории лучше стоять. Он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее.

Необходимо помнить, что стоящий оратор:

демонстрирует уважение к аудитории;

создает постоянное напряжение для себя;

лучше чувствует время;

энергичнее говорит.

Все это говорит в пользу выступления стоя.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если вы выступаете с возвышения – подходите к самому его краю. Из-за кафедры время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с кафедрой, а не за нею.

В процессе выступления обязательно необходимо двигаться. Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Ходить необходимо не перед аудиторией, а вглубь зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей – в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит, впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться на четверть – треть длины зала, не более; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека – только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него.

Взгляд

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны. А это заставляет их слушать более активно и внимательно.

Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. Иначе может получиться как у одного лектора, к которому подошли после лекции слушатели, поблагодарили и сказали: «Но почему вы читали лекцию только для нашей Кати?»

Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

4. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

Глядя на слушателя, смотрите ему в глаза.

Взгляд в глаза всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при одном условии: он должен быть кратковременным, непродолжительным. Длительный, интенсивный взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

9. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

Поза

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен.

Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы (руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены), подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории, определенного превосходства над ней.

Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор.

Мы уже отмечали, что оратору в аудитории лучше стоять. Он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее.

Необходимо помнить, что стоящий оратор:

Демонстрирует уважение к аудитории;

Создает постоянное напряжение для себя;

Лучше чувствует время;

Энергичнее говорит.

Все это говорит в пользу выступления стоя.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. «Стой-

те рядом со своими слушателями», – рекомендует Д. Карнеги. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с эстрады, считает П. Сопер. Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения – подходите к самому его краю. Из-за кафедры время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с кафедрой, а не за нею.

В процессе выступления обязательно необходимо двигаться. Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Ходить необходимо не перед аудиторией, а вглубь зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей – в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит, впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться на четверть – треть длины зала, не более; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека – только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. Руки при ходьбе не должны быть статичными, они должны двигаться. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, это создает впечатление уверенности оратора. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах – это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности, оратора, а в некоторых случаях – неуверенности его.

При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться – это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд, на чем-либо одном, это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т. д. – лучше взять в руки указку или мел.


Взгляд

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны. А это заставляет их слушать более активно и внимательно.

Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

Если на нас смотрят много, то это рассматривается нами либо как некоторый вызов (это бывает тогда, когда мы чувствуем себя в оппозиции к собеседнику), либо как демонстрация хорошего к нам отношения или по крайней мере интереса. В аудитории обычно имеет место второй вариант, что должен учитывать выступающий.

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. Иначе может получиться как у одного лектора, к которому подошли после лекции слушатели, поблагодарили и сказали: «Но почему вы читали лекцию только для нашей Кати?»

2. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

3. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

4. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

5. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

6. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

7. Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

8. Глядя на слушателя, смотрите ему в глаза.

Взгляд в глаза всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при одном условии: он должен быть кратковременным, непродолжительным. Длительный, интенсивный взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

9. В большой аудитории следует разбить всех слушате

лей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

Поза

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен.

Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы (руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены), подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории, определенного превосходства над ней.

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним – это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор.