Минный тральщик. Минные тральщики: история и современность Как устроены морские минный тральщик

Тральщик - корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.

По водоизмещению тральщики подразделяются на морские (водоизмещение 660-1300 т.), базовые (до 600 т.), рейдовые (до 250 т.), речные (до 100 т.). По принципу действия делятся на собственно тральщики и тральщики-искатели мин.

Морской (эскадренный) тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением от 600 до 1300 т., предназначенных для поиска, обнаружения, траления на глубинах моря от 25 до 150 метров и уничтожения морских якорных и донных мин, а также для проводки кораблей (судов) через минные заграждения в ближней и дальней морской зоне. Тральщики этого типа были быстроходными (для следования совместно с флотом или его отдельными соединениями), мореходными (для работы в море во время шторма) и обладающие большим запасом хода (для траления в районах, удаленных от мест их базирования). Они обладали акустической и электромагнитной малозаметностью. Кроме того, могли использоваться для постановки активных или оборонительных минных заграждений. Главным оружием морских тральщиков служили различные виды тралов, поисковые аппараты и пловцы-минеры. Для защиты от кораблей противника и авиации, а также для уничтожения мин, тральщики оснащались артиллерийскими системами и глубинными бомбами.

Базовый тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением до 600 тонн, предназначенных для поиска, траления и уничтожения мин в базах, прибрежных районах и ближней морской зоне (50 миль), а также проводки кораблей (судов) через минные заграждения и постановки минных заграждений. Кроме этого, тральщики применялись для охраны водного района и подразделялись на собственно тральщики и тральщики-искатели мин. Базовые тральщики вооружались различными видами корабельных тралов, специальными поисковыми аппаратами, шнуровыми зарядами и размагничивающими устройствами, а для защиты — орудиями и пулемётами.

Рейдовый тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением до 250 тонн, предназначенных для поиска, траления и уничтожения морских мин на рейдах и районах рассредоточенного базирования с глубинами дна до 80 метров, а также постановки минных заграждений в прибрежных зонах. Существовали собственно тральщики и тральщики-искатели мин. Оружием рейдовых тральщиков являлись различные виды тралов, специальные поисковые аппараты, шнуровые заряды и размагничивающие устройства, а для защиты — орудия и пулемёты.

Речной (катерный) тральщик — боевой корабль водоизмещением до 100 т. предназначенный для поиска и уничтожения мин небольшого углубления на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах и водохранилищах), а также на рейдах и в гаванях. Он оснащался катерными (облегченными) тралами для использования на малых глубинах. Катер вооружался зенитными крупнокалиберными пулеметами, стрелковыми пулеметами, глубинными бомбами или минами.

Основным вооружением собственно тральщиков являлись различные типы тралов. Контактные тралы представляют собой, как правило, прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце. С их помощью подрезались минрепы мин, всплывающие мины расстреливались. Акустические тралы предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитировали акустическую картину прохождения крупного корабля. Электромагнитные (соленоидные) - аналогично акустическим, имитировали электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагались требования по акустической и электромагнитной малозаметности. Для этого корпус тральщика выполнялся из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничивались размеры и осадка, устанавливались размагничивающие устройства, применялось демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты. Применялись также и профилактические меры — периодически, или перед тралением, замерялись физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводилось их снижение. Кроме того, тральщик использовался в режимах, минимизирующих наведенные поля, в частности малые хода, для снижения шумности и динамического давления.

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытравливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являлись поисковые аппараты или пловцы-минеры.

В годы войны ряд самолётов бомбардировочной авиации Великобритании был переоборудован в тральщики. Сходным модификациям подверглись и самолёты Германии. Для борьбы с магнитными минами они оснащались большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолетом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены лишь мины на небольшой глубине.

В войне принимали участие корабли, как специальной постройки, так и переоборудованные гражданские и военные суда других видов. Так более 1 тыс. тральщиков было построено в Великобритании на базе траулеров, дрифтеров и китобойных судов. Половина тральщиков СССР состояла из переоборудованных траулеров, грузовых и буксирных теплоходов. В период войны тральщики собственной постройки различных типов использовали 23 страны.

Ориентировочное количество тральщиков использовавшихся в войне в разрезе стран и видов (без трофейных и переданных/полученных)

Страны Виды тральщиков/погибшие Всего
Морские Базовые Рейдовые Речные
1 2 3 4 5 6
Австралия 54/3 54/3
Аргентина 15 15
Болгария 17/1 17/1
Бразилия 3 2 5
Великобритания 296/41 1033/219 436/40 1765/300
Германия 216/100 34/18 329/159 45/23 624/300
Греция 4/3 10 14/3
Дания 6/2 10/1 16/3
Италия 2/1 37/21 3 42/22
Латвия 3/2 3/2
Литва 1/1 1/1
Нидерланды 8/5 20/20 26/8 54/33
Норвегия 2 6 8
Польша 6/4 6/4
Румыния 1/1 1/1
СССР 42/10 44/18 244/45 29/1 359/74
США 284/33 476/20 72 832/53
Турция 3 2 5
Финляндия 7 4/2 25/2 36/4
Франция 86/56 86/56
Швеция 14 5/1 24 43/1
Эстония 1/1 1/1
Япония 37/31 22/11 59/42
ИТОГО 929/218 1656/290 1279/359 182/37 4046/904

Кроме вышеприведенных данных, США передали Великобритании 22 морских и 152 рейдовых тральщика, Греции – 7 базовых и 5 рейдовых тральщика, Испании – 1 морской тральщик, СССР – 34 морских и 43 рейдовых, Франции – 31, а Норвегии – 4 рейдовых тральщика. Великобританией передано Бельгии – 9 тральщиков, Греции – 7 базовых и 5 рейдовых тральщика, СССР – 12 тральщиков, Франции – 14. Германия передала Румынии – 4 рейдовых тральщика. Кроме тральщиков, в Германии служили 114 прорывателей заграждений. Германия использовала 41 трофейный тральщик, Италия — 11, СССР – 13, Япония – 12.

Появление казавшихся в первое время универсальными средств борьбы с минами впереди по курсу корабля потребовало создания весьма дорогих противоминных кораблей нового класса - тральщиков-искателей мин и их новейшего противоминного вооружения, основу которого составляют самоходные подводные аппараты (ПА) многоразового использования. Кроме того, это привело к созданию и введению в донные мины специальных каналов, вызывающих подрыв мин от физических полей подводного аппарата и его уничтожение, что экономически оказывается выгодным, учитывая более высокую стоимость ПА по сравнению с донной миной и несопоставимое численное соотношение донных мин и ПА.

К тому же к началу 1980-х годов многократно возросли боевые возможности минного , включая глубину постановки, многоканальность и многократность действия взрывателей, трудность обнаружения (диэлектрические материалы корпусов, заиленность и прочее), скрытность постановки (подводные лодки, авиация). Особенно опасной в этом плане была принятая на вооружение США в 1976 году якорная мина с глубиной постановки 500 - 1000 м, представляющая серьезную опасность для подводных лодок.

Схема постановки мины (контейнера с торпедой) Mark 60 CAPTOR

Поэтому в конце 1970-х - начале 1980-х годов назрела острая необходимость в создании минно-тральных кораблей нового поколения с самым широким применением автоматики и дистанционного управления, с улучшенными условиями обитаемости и повышенной безопасностью плавания. Больше внимания стало уделяться и вопросам охраны окружающей среды.

Первые проработки по созданию нового морского тральщика велись в 1970-е годы. Проектирование корабля началось Западным ПКБ (гл. конструкторы Н.П.Пегов и В.С.Сергеев) с 1972 года, тогда по одному из вариантов прорабатывалась установка на корабль вертолета- тральщика. Однако и без этого водоизмещение корабля увеличилось до 1150 т, а энергетическая установка оставалась прежней по проекту 266М. В тоже время дополнительно установлена энергетическая установка малого хода и носовое подруливающее устройство.


Морской тральщик проекта 12660

В состав вооружения этого корабля входит новый противоминный комплекс для поиска донных, придонных и якорных мин по курсу, а также контактные и неконтактные тралы. На тральщике было установлено самое совершенное минно-тральное вооружение: комплекс уничтожения мин с самоходным самонаводящимся противоминным снарядом-торпедой «Кобра» и самоходным противоминным снарядом – торпедой перерезания минрепов «Гюрза» по целеуказанию корабля (оба снаряда созданы в ЦНИИ«Гидроприбор»), самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель «Кетмень», искатель-уничтожитель «Палтус», электромагнитные и акустические тралы, ГАС миноискания «Кабарга» и др. Боевые средства корабля состояли из 76-мм пушки АК-176, 30-мм автомата АК-630М с системой управления огнем «Вымпел» и ПЗРК «Стрела-3».

Глубоководный гидроакустический буксируемый искатель-уничтожитель донных мин «Палтус» начали разрабатывать в ЦНИИ «Гидроприбор» в 1976 году. В сравнении с искателем «Луч-1» в новом изделии обнаруженные объекты должны были не только обозначаться отметчиками, но при необходимости уничтожаться непосредственно в процессе буксировки. ГАС для искателя создавали в ЦНИИ «Морфизприбор». Вскоре работы по всей системе «Палтус» передали Уральскому филиалу ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструкторы Х.Х.Давлетгильдеев и В.И.Гуль), созданному на базе СКБ машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова. Искатель-уничтожитель прошел испытания и в 1985 году принят на вооружение ВМФ, но из-за недостатков в системе гидролокатора в серийное производство не поступил.

Разработка новой ГАСМ «Кабарга», модификации которой были установлены на рейдовых и морских тральщиках ВМФ, была завершена в 1990 г. НИИ «Бриз». Однако по уровню вторичной обработки информации и взаимодействия с противоминным вооружением она практически не отличается от предшествующих моделей станций.

В тоже время после появления в ВМФ СССР эффективных корабельных станций миноискания типа «Кабарга» в 1980-х гг. продолжаются работы над созданием самоходных искателей-уничтожителей мин. В 1989 г. был принят на вооружение флота самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель второго поколения СТИУ-2 «Кетмень», работающий по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания на глубинах до 100 м. Он был разработан Уральским филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» (гл.конструктор А.А.Казин).

СТИУ-2 обеспечивает поиск со скоростью движения до 3 узлов и уничтожение донных и якорных мин впереди по курсу корабля-тральщика. На обнаруженную мину укладывался заряд (на аппарате их два с зарядом ВВ по 130 кг), и после отхода СТИУ на безопасное расстояние мина подрывалась.


Модель самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя СТИУ-2 «Кетмень»

Строительство кораблей проекта 12660 велось на Средне-Невском заводе начиная с 1983 года. Корабли строились из маломагнитной стали для борьбы с глубоководными противолодочными минами типа «Кэптор» и для противоминного обеспечения кораблей и транспортов в отдаленных морских районах. Головной тральщик «Железняков» был построен на Средне-Невском заводе в 1988 году. Размеры корабля потребовали, при вывозе со стапельного места в цехе, увеличить проем цеховых ворот, а спусковое устройство выдерживало в момент спуска предельные нагрузки. Запаздывали поставки новой техники, что усложняло и затягивало сроки проведения монтажных работ.

Вошедшие в строй два корабля «Железняков» и «В.Гуманенко» значительно превосходят по эффективности противоминных действий в несколько раз. Строительство корпуса третьего корабля из-за отсутствия финансирования было прекращено.

Создание кораблей проекта 12660 - это целая эпоха в советского судостроении. Они стали первыми морскими тральщиками ВМФ СССР, способными вести противоминные действия впереди по курсу и бороться с современными глубоководными минами. Опыт, приобретенный при их создании и использовании, неоценим при дальнейшем проектировании кораблей противоминной обороны.

По кораблестроительной программе МТЩ проекта 12660 (в НАТО известен как Gorya ) предполагалось построить гораздо больше, чем удалось. Уже в процессе испытаний стало ясно, что проект очень сложный и корабль получился большим. А к тому же распался Советский Союз, наступили другие времена и финансирование оборонного направления резко снизилось. Поэтому было принято решение вести постройку новых морских тральщиков в корпусе хорошо себя зарекомендовавших МТЩ проекта 266М, но с новыми средствами поиска и уничтожения мин, которые должны были быть не таким дорогими, как проект 12660 «Рубин».

Современные подходы к противоминным действиям

В последние десятилетия значительным технологическим прорывом стало создание тральщиков-искателей. Реализовать его смогли только ведущие морские державы и страны с высоким уровнем развития промышленности, в основном за счет реализации принципа межгосударственной кооперации.

Современная концепция противоминных действий, известная под названием , базируется на активном использовании гидроакустического вооружения минно-тральных кораблей для поиска, обнаружения и обследования всех неподвижных подводных миноподобных предметов, обнаруживаемых в заданных границах акваторий.

По результатам обследования миноподобные предметы, отнесённые к минам, должны быть нанесены на электронную карту (занесены в банк данных) и уничтожены, а информация о посторонних объектах (затонувших судах, промышленном мусоре, крупных камнях, приметных складках дна и т.п.) должна быть также занесена в банк данных для идентификации акустических контактов при последующих поисковых действиях в этих акваториях.

Основу противоминного вооружения современных кораблей этого направления составляют гидроакустические станции миноискания, противоминные телеуправляемые аппараты и автоматизированные системы управления противоминными действиями.

Как известно, ведущее положение в строительстве современных тральщиков–искателей мин и создании основных компонентов их противоминного вооружения занимают фирмы Великобритании, Франции, Италии, Германии, Нидерландов и США. В последние годы к ним присоединились также фирмы Японии, Швеции, Норвегии, Южной Кореи, строящие тральщики-искатели с противоминным вооружением, поставляемым полностью или частично фирмами указанных выше стран. Большинство же государств не в состоянии строить такие корабли и вынуждены закупать их у стран-экспортеров.

Стремясь не отставать от ведущих морских держав, в 1990-х годах предприятия оборонного комплекса России подготовили предложения по модернизации противоминных кораблей, тогда для поставки на экспорт на российские тральщики типа 10750Э и 266МЭ предлагалось устанавливать подкильные станции миноискания МГ-89М, МГ-991, МГ-992М и МГ-993М, самоходные телеуправляемые подводные аппараты допоиска и уничтожения мин (ROV) «Ропан-ПМ», «Маршрут».

В рекламных материалах Западного ПКБ отмечалось, что удовлетворению современных требований способствует установка на корабле проекта 266МЭ и использование ГАС миноискания (Propelled variable depth sonar - PVDS) с приемоизлучающей системой, размещенной на самоходном телеуправляемом подводном аппарате (Remotely operated vehicle - ROV), которая обеспечивает обнаружение, идентификацию и классификацию мин далеко впереди корабля. Дальность действия ГАСМ в этом случае не ограничивается ни помехой, генерируемой кораблем, ни гидрологическими условиями моря. Уничтожение мин после обнаружения может быть осуществлено аппаратом того же семейства, обладающим функцией уничтожителя мин.

Как в свое время отмечали специалисты ЦНИИ «Гидроприбор», создание и развитие средств поиска и уничтожения мин будет приоритетным при разработке противоминного оружия. Новые тенденции этого направления видятся в создании самоходных гидроакустических станций миноискания с переменной глубиной погружения их приемно-излучающих антенн, противоминных одноразовых снарядов - уничтожителей, буксируемых минопоисковых станций в составе безэкипажных носителей.

Кроме этого, использование казалось бы традиционных противоминных средств с наибольшей эффективностью требует применения современных технологий. Последнее хорошо было заметно при посещении Санкт-Петербурга постоянным минно-трального соединением регионального командования ОВМС НАТО «Север» в конце 2004 года. Практически каждый корабль имел совершенные средства космической связи и навигации.

Кроме того, все корабли в группе тральщики-искатели были оборудованы специальными аппаратами для дистанционного поиска мин. Например, бельгийский тральщик (водоизмещение 595 т, длина 51,5 м, экипаж 46 человек) имел два самоходных телеуправляемых подводных аппарата для поиска мин PAP 104 (рабочая глубина до 200 м), гидролокационная станция миноискания, другое необходимое оборудование и оснащение. Он, как и голландский M857 Makkum, был создан по совместной франко-бельгийско-голландской разработки.


M857 Makkum

Даже самый старый из пришедших на Неву кораблей - польский тральщик Czajka (бортовой номер 624, водоизмещение 507 т, длина 58,2 м, экипаж 49 человек) класса Krogulec (тип 206FM), построенный в 1967 году в Гдыне, несмотря на свой преклонный возраст соответствующий стандартам НАТО, на нем имелось два малогабаритных подводных аппарата для поиска мин польской разработки.


Немецкий аппарат поиска мин Pinguin B3. Под корпусом закреплены подрывные заряды.

Противника. О нем мы расскажем в статье.

Немного терминологии

По своему принципу работы минные тральщики делятся на морские, базовые, рейдовые и речные. Тралы еще подразделяются на акустические, контактные и электромагнитные. Акустические предназначены для подрыва акустических мин, имитируя звук прохода корабля. Контактные тралы наиболее просты по своему устройству и представляют из себя цепь с ножами, срезающими удерживающие мины тросы, после чего всплывший заряд уничтожают с борта тральщика из пулемётов или мелкокалиберной артиллерии. Электромагнитные создают электрическое поле, которое имитирует проплывающий корабль, и используются против магнитных мин. На фото минных тральщиков также можно видеть и установки глубинных бомб, с помощью которых тральщик способен выполнять функции охотника за подводными лодками.

Рождение тральщиков

С появлением в арсеналах флотов крупнейших морских держав нового вида вооружения - морских мин, встал вопрос об их поиске и нейтрализации. Мины стали основным средством обороны морских баз и нарушения морских коммуникаций противника. Извечный вопрос «щит-меч» был впервые успешно разрешён в Российском флоте. Минные тральщики получили боевое крещение в 1904 году в ходе Русско-японской войны. Боевой опыт русских тральщиков был досконально изучен в других странах, результатом чего стало резкое увеличение численности тральщиков в действующих флотах в межвоенный период.

Вторая мировая война

Вторая мировая война дала резкий толчок всем видам вооружения, в том числе, военным кораблям. Минные тральщики стали лучше защищены и вооружены, могли выполнять другие задачи:

  • высаживать десанты;
  • обстреливать побережье;
  • сопровождать транспортные конвои;
  • эвакуировать войска.

Наиболее передовыми были немецкие минные тральщики, экипажи которых за проявленное мужество получали нагрудный знак «Минный Тральщик». После окончания Второй мировой войны старые тральщики ещё долгое время занимались разминированием морей, уступив свой боевой пост новым судам, которые использовали передовой опыт судостроения.

Современность

Основная концепция современного минного тральщика была сформулирована в Великобритании в 1960-х годах. Корабль, оснащённый мощным акустическим радаром, занимался поиском мин, а в случае их нахождения, выпускал необитаемый подводный аппарат, занимающийся допоиском и обследованием обнаруженного объекта. Мины он уничтожает противоминным аппаратом: донные - путём наложения подрывного заряда, контактные - перекусыванием якорного троса. Данный получил в мировых флотах наименование тральщика-искателя мин (ТЩИМ).

С 1970-1980-х годов практически все тральщики мира являются ТЩИМ, либо вновь построенными, либо переделанными из старых тральщиков. Тралы теперь выполняют второстепенную функцию. С широким распространением устанавливаемых у самого дна широкополосных мин, обладающих внушительной дальностью обнаружения цели, торпедной или ракетной боевой частью, современному минному тральщику необходимо иметь глубоководный трал для работы на малом удалении от грунта.

С ростом характеристик коммерческих гидроакустических станций, в особенности локаторов бокового обзора, стало возможным их использование для поиска и уничтожения мин, что резко увеличило продуктивность работы противоминных сил. В портах и районах, около морских баз стал производиться заблаговременный осмотр, в результате которого в каталог заносятся все напоминающие мины объекты. Это позволяет в военное время сразу выявить новые объекты, которые, в подавляющем большинстве, будут минами. Все это повышает результативность противоминных сил и позволяет гарантировать безопасный выход из портов и баз.

Развитие противоминных средств, начавшееся на Западе в 60-е годы прошлого века, привело к увеличению эффективности этих сил. Обращает на себя внимание также и то, что борьба с минами всё больше отходит от «узкоспециальных» действий, становясь целым комплексом мероприятий, с задействованием различных сил и средств.

В ходе операции «Шок и трепет» (военное вторжение армии США и союзников в Ирак в 2003-ом), иракские минные заградители, замаскированные под торговые суда, были захвачены Силами Специальных Операций союзников, более 100 иракских мин обнаружено и уничтожено водолазами и необитаемыми подводными аппаратами. В результате этих действий, союзники не понесли потерь от иракских мин, что позволило американским сухопутным силам добиться полного успеха.

Модульные противоминные комплексы

В последнее время бурное развитие противоминных сил вылилось в применение модульных противоминных систем (МПС). Оснащённые этими системами боевые корабли и подводные лодки, теперь могут самостоятельно бороться с минами, не нуждаясь в тральщиках. Наиболее интересным МПС является необитаемый подводный аппарат RMS AN/WLD-1. Полупогруженный, управляемый на расстоянии аппарат с буксируемым локатором бокового обзора, способен достаточно долгое время самостоятельно вести поиск мин на большом расстоянии от корабля-носителя. Сейчас ВМС США располагает 47-ю подобными аппаратами.

Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 Апальков Юрий Валентинович

Морские тральщики пр. 266 - 41 ед

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

Стандартное 519

Полное 560

Главные размерения, м:

Наибольшая (по KBJI) 52,1 (49,0)

Ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 9,4 (9,4)

Осадка средняя 2,65

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 56 (5)

Автономность по запасам провизии, сут 7

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тип ДЦ - суммарная мощность, л. с 2 х М-503 - 5000

Количество х тип движителей 2 х ВРШ

Количество х тип - мощность

источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ - по 200 + 1 ДГ - 100

Скорость хода, уз:

Наибольшая 16

Экономическая 12

Дальность плавания ходом 12 уз, мили: 1500

Вооружение:

Противоминное:

Количество х тип контактных тралов 1 х БКТ или ПСТ-1 или МТ-1Д

Количество х тип акустических тралов 1 х АТ-3

Количество х тип электромагнитных тралов 1 х ТЭМ-2

Аппаратура управления тралами «Микрон»

Шнуровые заряды ШЗ-1 или ШЗ-2 (длиной до 2200 м)

Противолодочное:

Количество кормовых бомбосбрасывателей 2

Количество стандартных тележек 6

Боезапас 36 ГБ БГБ

Количество мин 9

Артиллерийский комплекс:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 2x2- 30-мм (АК-230)

Боезапас 4200 выстрелов

СУАО «Рысь» (МР-104)

Количество АУ х стволов (тип АУ) 2x2- 25-мм (2М-ЗМ)

Зенитный ракетный комплекс:

Наименование «Стрела-3»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x2 (ПЗРК)

Боезапас 20 ЗР

Радиоэлектронное:

ГАС миноискания «Лань» (МГ-69)

ГАС ЗПС МГ-25

Навигационная РЛС «Нептун» или «Дон-М»*

Станция опознавания «Нихром»

Станция РТР «Бизань-4Б»

Станция постановки активных помех «Тюльпан»

* После модернизации.

Морской ТЩК пр. 266

Морской ТЩК пр. 266 (МТ-62). лето 1987 г.

Морской тральщик пр. 266 спроектирован ЦКБ-363 (Западным ПКБ) под руководством Н.П. Пегова. ТТЗ на разработку корабля было выдано в 1956 г. Эскизный проект разработали в 1957 г., а технический проект утвердили в 1957 г.

Корпус корабля с удлиненным полубаком и двойным дном на всем протяжении, делился водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. В целях снижения магнитного поля он был выполнен из маломагнитной стали* и имел размагничивающее устройство (как с общекорабельными обмотками, так и с местными, компенсирующие магнитные поля наиболее крупных механизмов и элементов оборудования) с системой автоматического регулирования тока и приставкой для компенсации вихревых токов, возникающих при качке. Для снижения акустического поля на корабле предусматривались звукоизоляция шумящего оборудования, вибродемфирующие покрытия фундаментов шумящих механизмов, звукоизолирующие вставки в трубо- и валопроводы, а также воздушное экранирование малошумных гребных винтов большого диаметра, которые имели относительно небольшую скорость вращения. Защита кораблей от не контактных мин с электрическими каналами замыкателей обеспечивалась, в основном, за счет нанесения диэлектрического покрытия на поверхности всех деталей, соприкасающихся с забортной водой, а также электрической изоляцией доннозабортной аппаратуры, валопровода, тральных механизмов и деталей тралов от корпуса корабля. По сравнению со своими предшественниками - ТЩК пр. 254 и пр. 264 - магнитное поле корабля пр. 266 было снижено более чем в 40 раз, а акустическое - почти в два раза.

Главные двигатели располагались эшелонировано и управлялись дистанционно. Поиск якорных мин впереди по курсу корабля обеспечивался ГАС миноискания, а обнаружение плавающих мин в дневное и ночное время - специальной электронно-оитической аппаратурой. Для удобства эксплуатации трального оборудования оно снабжалось гидравлическими приводами и имело автоматическое дистанционное управление. Тралы обслуживались разновременно или в комбинациях при помощи двух гидравлических кран-балок КБГ-5 и лебедки. Они позволяли обеспечивать траление современных мин на глубинах от 25 до 150 м. Мины могли уничтожаться шнуровыми зарядами (IU3-1 или ШЗ-2 длиной до 2200 м). Корабли могли принимать в перегруз второй комплект трального оборудования. Тральщики были приспособлены для действий в условиях применения оружия массового поражения и имели дистанционно управляемую систему водяной защиты. В 1963–1971 гг. в Хабаровске (на Хабаровском ССЗ) и в Ленинграде (на Средне-Невском ССЗ) для советского флота был построен 41 ТЩК пр. 266. Первые два корабля Хабаровского ССЗ (МТ-86 и МТ-53) отличались от серийных ТЩК иной конфигурацией надстройки и наличием визирной колонки для управления огнем 30-мм АУ АК-230. Кроме того, вместо кран-балок КБГ-5 на них использовались кран-балки с электроприводами (аналогичные тем, что имелись на ТЩК пр. 257Д и пр. 257ДМ).

До 1968 г. корабли вступали в строй с навигационной PJ1C «Нептун», которую в процессе эксплуатации или проведения средних ремонтов заменяли РЛС «Дон». Одновременно все ТЩК пр. 266 вооружали двумя 25-мм АУ 2М-ЗМ. Четыре корабля построили в экспортном исполнении по пр. 266Э. Три из них передали Египту, а один - Вьетнаму. Корабли пр. 266 начали выводиться из состава флота во второй половине 80-х годов, и в настоящее время (по состоянию на январь 2007 г.) ни один из них не находится в строю. Главным недостатком МТЩ пр. 266 являлось отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин, а также порывистая качка.

Комсомолец Белоруссии (зав. № 980, до 1976 г. - МТ-217). Средне- Невский ССЗ:; 7.11.1964 г. Входил в состав БФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

* По некоторым данным впервые в практике мирового кораблестроения.

МТ-159 (зав. № 981). Средне-Невский ССЗ:;; 4.07.1964 г. Входил в состав БФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

МТ-62 (зав. N- 982). Средне-Невский ССЗ:;; 5.11.1964 г. Входил в состав ЧФ. В 1989–1991 гг. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Морской ТЩК пр. 266 (Александр Казарский), 2002 г.

Продольный разрез морского ТЩК пр. 266:

1 - кран-балка; 2 - отводитель трала ТЭМ-2; 3 - лебедка-вьюшка; 4 - тральная вьюшка; 5 - 230-мм АУ АК-230М; 6 - подбашенное отделение 30-мм АУ АК-230М; 7 - тамбур (выгородка стреляных гильз); 8 - коридор; 9 - столовая команды (пункт оказания медицинской помощи); 10 - выгородка вентиляторов; 11 - рубка сигнальщиков; 12 - сигнальный мостик; 13 - АГ1 радиопеленгатора; 14-АП РЛС «Рысь»; 15-АП станции «Нихром»; 16 - прожектор; 17-АП РЛС «Нептун»; 18-помещение ВЧ блоков РЛС «Рысь» и «Нептун» (после модернизации РЛС «Дон-М»); 19 - визирная колонка СУАО; 20 - ходовой мостик; 21 - ходовая и штурманская рубка; 22 - кладовые ЗИП; 23 - шкиперская и малярная кладовая; 24 - форпик; 25 - цепной ящик. 26 - трюмный отсек; 27 - помещение рефрижераторной машины; 28 - тамбур; 29 - рефрижераторная; 30 - кладовая сухой провизии; 31 - антенна ГАС «Лань» (МГ-69); 32 - шахта подъемно-опускного устройства (ПОУ); 33 - гидроакустический отсек; 34 - носовой кубрик команды (на 18 человек); 35 - гиропост; 36 - цистерны дизельного топлива; 37 - носовое МО. 38 - цистерны дизельного масла; 39 - носовой пост энергетики и управления ГЭУ; 40 - кормовое МО; 41 - кормовой пост энергетики и управления ГЭУ; 42 - отсек механизма изменения шага (МИШ); 43 - кормовой кубрик команды (на 20 человек); 44 - цистерна котельной воды; 45 - тральная кладовая; 46 - кладовая мокрой провизии; 47 - румпельное отделение; 48 - химическая кладовая.

Гафель (зав. № 983, до 1976 г. - МТ-205). Средне-Невский ССЗ:; 11.02.1965 г. Входил в состав БФ. 1.03.1993 г. тральщик исключили из списков флота и поставили на отстой. 12.05.1994 г. он затонул после пожара. Впоследствии корабль подняли и в Таллинне разобрали на металл.

МТ-47 (зав. № 984). Средне-Невский ССЗ:;; 30.05.1965 г. Входил в состав БФ. В 1992 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

МТ-63 (зав. № 985). Средне-Невский ССЗ:; 20.12.1965 г. Входил в состав КФл. В 1994 г. корабль исключили из списков флота и передачи ОРВИ для утилизации.

Арсений Расскин (зав. № 990). Средне-Невский ССЗ:;; 1965 г. Входил в состав СФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

Вице-адмирал Костыгов (зав. № 991, до 1976 г. - МТ-73). Средне-Невский ССЗ:; 30.12.1965 г. Входил в состав БФ. 1.03.1993 г. был исключен из списков флота и поставлен на отстой. В 1994 г. в Таллинне корабль разобрали на металл.

Евгений Никонов (зав. № 992, до 1976 г. - МТ-94). Средне-Невский ССЗ:; 21.01.1966 г. Входил в состав БФ. 1.03.1993 г. был исключен из списков флота и поставлен на отстой. В 1994 г. в Таллинне корабль разобрали на металл.

МТ-6 (зав. № 993). Средне-Невский ССЗ:;; 5.10.1966 г. Входил в состав СФ. В 1992 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

Александр Казарский (зав. № 994, пр. 266). Средне-Невский ССЗ:;; 30.08.1966 г. Входил в состав ЧФ. В 1995 г. тральщик вывели в резерв, а в январе 1996 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-72 (зав. № 995). Средне-Невский ССЗ:;; 30.09.1966 г. Входил в состав СФ. В 1993 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

Фото С.А. Спирихина

Морской ТЩК пр. 266 (МТ-253), лето 1993 г.

Морской ТЩК. пр. 266 (МТ-86 и МТ-53 после замены РЛС «Нептун» на РЛС «Дон»)

Продольный разрез морского ТЩК пр. 266 (МТ-86 и МТ-53):

1 - кран-балка; 2 - отводитель трала ТЭМ-2; 3 - лебедка-вьюшка; 4 - тральная вьюшка; 5 - 230-мм АУ АК-230М; 6 - подбашенное отделение 30-мм АУ АК-230М; 7 - визирная колонка СУАО; 8-тамбур; 9-коридор; 10-столовая команды (пункт оказания медицинской помощи); 11 - помещение холодильной машины; 12-рубка сигнальщиков; 13-помещение ВЧ блоков РЛС «Рысь» и «Дон-М»; 14-АП радиопеленгатора; 15-АП РЛС «Рысь»; 16 - прожектор; 17-АП станции «Нихром»; 18-АП РЛС «Дон-М»; 19-ходовой мостик; 20 - кладовая ЗИП; 21 - перископический визир; 22 - ходовая и штурманская рубка; 23 - рубка радиосвязи; 24 - шкиперская и малярная кладовая; 25 - форпик; 26 - цепной ящик; 27 - кладовые; 28 - трюмный отсек; 29 - текстильная кладовая; 30 - гидроакустический отсек; 31 - антенна ГАС МГ-35; 32 - антенна ГАС МГ-89; 33 - шахта подъемно-опускного устройства (ПОУ); 34 - носовой кубрик команды (на 28 человек); 35 - гиропост; 36 - цистерны пресной воды; 37 - носовое МО; 38 - цистерны дизельного топлива; 39 - носовой пост энергетики и управления ГЭУ; 40 - кормовое МО; 41 - кормовой пост энергетики и управления ГЭУ; 42 - отсек механизма изменения шага (МИШ); 43 - кормовой кубрик команды (на 21 человека); 44 - цистерна котельной воды; 45 - тральная кладовая; 46 - кладовая мокрой провизии; 47 - запасная цистерна пресной воды; 48 - румпельное отделение; 49 - химическая кладовая.

Борис Сафонов (зав. № 996). Средне-Невский ССЗ:;; 15.11.1966 г. Входил в состав СФ. В 1992 г. был исключен из си исков флота и передан ОРВИ для утилизации.

МТ-18 (зав. № 997). Средне-Невский ССЗ:;; 7.01.1967 г. Входил в состав КФл. В 1994 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-179 (зав. № 998). Средне-Невский ССЗ:;; 18.01.1967 г. Входил в состав БФ. 1.03.1993 г. тральщик исключили из списков флота и поставили на отстой. В 1994 г. в Таллинне его разобрали на металл.

МТ-163 (зав. № 999). Средне-Невский ССЗ:;; 02.1967 г. Входил в состав ЧФ. В 1989–1991 гг. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

МТ-253 (зав. № 970). Средне-Невский ССЗ:;; 31.07.1967 г. Входил в состав СФ. В 1988 г. корабль вывели в резерв, а в 1994 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-209 (зав. № 971). Средне-Невский ССЗ:;; 30.08.1967 г. Входил в состав БФ. Входил в состав БФ. В 1991 г. корабль вывели в резерв, а в 1994 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Иван Маслов (зав. № 972). Средне-Невский ССЗ:;; 7.10.1967 г. Входил в состав ЧФ. В 1995 г. тральщик из-за плохого технического состояния корпуса и механизмов исключили из списков флота и передали в ОРВИ для утилизации.

МТ-219 (зав. № 973). Средне-Невский ССЗ:;; 5.01.1968 г. Входил в состав ЧФ. В 1988 г. корабль вывели в резерв, а в марте 1993 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Григорий Вакуленчук (зав. № 974). Средне-Невский ССЗ:;; 12.06.1968 г. Входил в состав ЧФ. В ноябре 1992 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Павел Мальков (зав. № 975). Средне-Невский ССЗ:;; 31.12.1968 г. Входил в состав СФ. В 1992 г. корабль вывели в резерв, а в марте 1993 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Иван Сивко (зав. № 976). Средне-Невский ССЗ:;; 9.07.1969 г. Входил в состав СФ. В ноябре 1991 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Александр Соколов (зав. № 901). Средне-Невский ССЗ:;; 31.08.1969 г. Входил в состав СФ. В 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Афанасий Матюшенко (зав. № 902, пр. 266). Средне-Невский ССЗ:;; 1969 г. Входил в состав КФл. В 1996 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-86 (зав. № 50). Хабаровский ССЗ:;; 1963 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-53 (зав. № 51). Хабаровский ССЗ:;; 31.12.1964 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в 1990 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-58 (зав. № 52). Хабаровский ССЗ:;; 7.08.1965 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-27 (зав. № 53). Хабаровский ССЗ:;; 30.06.1966 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-80 (зав. № 54). Хабаровский ССЗ:;; 12.12.1966 г. Входил в состав ТОФ. В ноябре 1991 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-82 (зав. № 55, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 12.11.1967 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1992 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

ТЩК пр. 266 после модернизации, связанной с заменой РЛС «Нептун» на РЛС «Дон» и установкой двух. 25-мм АУ 2М-3М

МТ-238 (зав. № 56). Хабаровский ССЗ:;; 1967 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-242 (зав. № 57). Хабаровский ССЗ:;; 30.09.1968 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. корабль исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-193 (зав. № 58, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1968 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

МТ-200 (зав. № 59, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1968 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1992 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-208 (зав. № 60, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1969 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. корабль вывели в резерв, а в апреле 1994 г. - исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

МТ-263 (зав. № 61, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 26.06.1969 г. Входил в состав ТОФ. В марте 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Вице-адмирал Сабанеев (зав. № 62, до 1976 г. - МТ-257, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 12.12.1969 г. Входил в состав ТОФ. В марте 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

ШТ-221 (зав. № 63, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1970 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Шичман Павлов (зав. № 64, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1.01.1970 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Шина (зав. № 65, пр. 266). Хабаровский ССЗ:;; 1971 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. корабль вывели в резерв, а в ноябре 1991 г. - исключили из списков флота и передали ОФИ для утилизации.

Из книги Русские диверсанты против «кукушек» автора Степаков Виктор Николаевич

Морские «черти» Особо следует сказать о действиях специальных диверсионных частей Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) на северо-западном направлении в 1941 году. Прежде всего, это связано с образованием 11 августа 1941 года при Разведотделе КБФ роты особого назначения

Из книги Правда о Великой Отечественной войне. Красная Армия всех сильней! автора Оганесян Карен

Глава 7 Линкоры и тральщики Флот должен превратиться и превратится, как и вся рабоче-крестьянская армия, в самый нападающий флот. Флагман 2-го ранга Н.Г. Кузнецов. В свое время официальные коммунистические историки любили пугать обывателей мощным военно-морским флотом,

Из книги Советские ВВС против кригсмарине автора Заблотский Александр Николаевич

«Тетушка Ю» с «мышиным хвостиком» Немецкие самолеты-тральщики на Восточном фронте «В 09:02 в Данцигской бухте севернее маяка Хела два самолета Як-9 (ведущий - старший лейтенант Кузьмин) обнаружили один траливший Ю-52… Учитывая ценность самолета-тральщика, наши летчики

Из книги Скифия против Запада [Взлет и падение Скифской державы] автора Елисеев Александр Владимирович

Морские скифы С Троянской войной часто связывают экспансию так называемых «народов моря», хотя не исключено, что сама эта экспансия предшествовала великой войне. Как бы то ни было, но в 13 в. до н. э. Средиземноморье подверглось мощнейшему нашествию неких северных

Из книги Морские кони и морские короли автора Акунов Вольфганг Викторович

Морские кони и морские короли Вольфганг Акунов Отважны люди стран полнощных, Велик их Один бог, угрюмо море. Ария Варяжского гостя. Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга! Боевой клич гридей норвежского конунга Олава Святого. В переводе на русский язык

автора Апальков Юрий Валентинович

Морские тральщики пр. 266М и пр. 266МЭ - 31 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 745- полное 800Главные размерения, м:- наибольшая (по KBJI) 61,0 (56,0)- ширина корпуса наибольшая (по KBJ1) 10,2 (10,0)- осадка средняя 2,9Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 68

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Морские тральщики пр. 12660 - 2 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 1070- полное 1228Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 67,8 (60,0)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 11,0 ()- осадка средняя при полном водоизмещении по обтекателю

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Базовые тральщики пр. 257Д - 20 ед., пр. 257ДМ - 41 ед. и пр. 257В - 1 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 246 или 254 1*- полное 260 или 270 1*Главные размерения, м:- наибольшая (по KBJ1) 40,5 (38,8)- ширина корпуса наибольшая (по KBJI) 7,7 (7,6)- осадка средняя, м

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Базовые тральщики пр. 1252 - 3 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 300- полное 320Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 42,9 (39,0)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 8,25 (7,85)- осадка средняя, м 2,14Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 37

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Рейдовые тральщики пр. 1258 и пр. 1258Э - 55 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 88,3- полное 91,3Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 26,1 (24,2)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 5,4 (5,3)- осадка средняя, м 1,38Экипаж, чел. (в т. ч.

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Рейдовые тральщики пр. 10750 - 9 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 131- полное 135Главные размерения, м:- наибольшая (по КВЛ) 31,5 (28,8)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 6,5 (6,0)- осадка средняя, м 1,53Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 14

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Речные тральщики пр. 12592 - 4 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 61,5- полное 64,0Главные размерения, м:- наибольшая (по КВЛ) 25,0 (24,6)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,5 (4,5)- осадка средняя 0,94Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) В

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Рейдовые тральщики на воздушной подушке пр. 1206Т - 2 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- полное 121,0Длина, м:- наибольшая 30,7- ширина корпуса наибольшая 13,2- высота гибкого ограждения 1,5- осадка при полном водоизмещении 1,1Экипаж, чел. (в т. ч.

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Базовые тральщики - волновые охранители пр. 1256 - 2 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 386,0- полное 473,0Главные размерения, м:- наибольшая (по KBJ1) 47,0 (43,0)- ширина корпуса наибольшая (по KBJI) 8,7 (8,0)- осадка средняя 2,36Экипаж, чел. (в т. ч.

Из книги «Трехэтажный» американец Сталина [Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант»] автора Барятинский Михаил

Танки-тральщики Для прорыва минных полей компания Chrysler попыталась создать специальный минный тральщик Т1. На М3 крепился трал, состоящий из сдвоенных дисковых катков и отдельного давящего катка. Но эта машина не имела никаких преимуществ перед английским тралом Scorpion,

) через минные заграждения .

Являются основной составляющей минно-тральные силы ВМФ вооружённых сил отдельных государств мира.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Инновационные стеклопластиковые тральщики проекта 12700

    Стеклопластиковый тральщик "Александр Обухов - первый в России (фото, видео, подробности)

    Российский Флот впервые показал корабль - робот

    Субтитры

История

В связи с появлением нового вида оружия, на вооружении флотов вооружённых сил многих государств - морская мина, потребовались и ответные меры для успешного решения извечной проблемы «меч - щит», и она впервые успешно была решена на Русском флоте . Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления : не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелось 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолётов-тральщиков (22÷24 машины) .

В качестве тральщиков может использоваться и авиационная техника . Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС ВС Германии (люфтваффе) Юнкерс Ю 52 . Для борьбы с магнитными минами они были оснащены большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолётом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены мины только на очень небольшой глубине . В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

Деление

  • контактные - представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические - предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) - аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.