Райс траут позиционирование битва за узнаваемость. Позиционирование: битва за умы. Чтобы успешно позиционировать продукт, нужен запоминающийся, модный маркетинговый подход

По теме могу сказать следующее, что я не есть супер-профессионалом в морской тематике, коими есть Вы. Однако у меня есть большое желание реконструировать теорию самого загадочного броненосца Наварин. Согласен, многие брались, но не многие доходили. Могу сказать дойду до такого, что теория будет максимально похожа на правду. Надеюсь на Ваше понимание и помощь. По окончании данной темы все будут вознаграждены.
Теорией Ретрофлота не пользовался. И даже не брал за основу. Разрабатывал модель на основании сечений палуб, сечений по носовой и кормовой башням, кусочков сичений по корпусу из книги А.А.Гармашева, фотографий модели "Наварин" из ЦВММ (любезно предоставленных Дмитрием, за что ему отдельное спасибо., фотографий броненосца Наварин, фотографий броненосца Николай 1.)
Теория разрабатывается уже более 1,5 лет. Остаются только некоторые штрихи.
Но при создании модели ориентировался на всю информацию, а в основном на модель из ЦВММ. Она у меня была в програме подложкой. Если полностью соответствовать сечению по Арбузову, тогда не будет соблюдаться плавность линий и переходы теней, которые есть на модели в ЦВММ. Попробую все таки еще поиграться. Погибь палубы будет обязательно. Просто для создания 3модели на данном этапе я ее не рисовал. Мне важно было создать как можно точный объем.
Основная ветка на Наварине. Однако там что-то как-то не отвечают... Обращаюсь сюда, поскольку здесь тоже есть профессионалы.

Ниже даю предварительное теоретическое обоснование реконструкции теории Наварина. Теория еще в работе.
А также разрезы и сечения того, что есть сейчас.
Эскадренный броненосец НАВАРИН.

Введение: в данной работе изложен проект реконструкции внешнего вида и чертежей самого загадочного и вместе с тем самого известного в Российском флоте корабля, корабля, который стал отправной точкой для всех последующих кораблей –
«эскадренного броненосца НАВАРИН».
Особые условия:
1. Данная работа не была создана на основании обработки или перерисовки построечных и отчетных чертежей.
2. Данная работа была разработана на основании анализа всей имеющейся на данный момент информации (эскизов, текстовых источников, отчетной модели и фотографий самого броненосца).
3. Данная работа носит исключительно справочный характер и в некотором роде отражает мое субъективное мнение.
4. Я не претендую на 100% соответствие материалов и чертежей изложенных в данной работе построечным и отчетным чертежам.

При проведении реконструкции чертежа броненосца Наварин, для отправной точки как таковой мной было принято за правило:
1. Носовой перпендикуляр в конечном случае должен лежать в плоскости нулевого шпангоута и совпадать с носовой оконечностью ВЛ.
2. Кормовой перпендикуляр проходит через ось поворота руля.
3. Шпангоут на середине линии между перпендикулярами – мидель-шпангоут.
4. Чертежи продольного разреза, сечения по 67, 29 шпангоутов и сечения палуб, действительно отражают проектные чертежи броненосца.
5. «Длина» броненосца 107м. Единственно правильный и неоспоримый факт. Я не даю точного определения, какая именно длина указана: по КВЛ, между перпендикулярами, наибольшая. Данная величина указана на доске у отчетной модели броненосца и по моему мнению наиболее верна.

История создания и службы.
ЕЩЕ В ПРОЦЕССЕ….

2. РЕКОНСТРУКЦИЯ.
Реконструкция корпуса проводилась в программе 3Д моделирования РИНОСЕРОС.

Б). Корпус.
Реконструкция корпуса основывалась на рисунках продольного разреза броненосца на стр.54-55 монографии Арбузова и рис.27 книги «Эскадренные броненосцы Гангут и Наварин»(Гармашев А.А., Богданов М.А.). За ОСНОВУ брались именно данные рисунки поскольку они имеют метки шпангоутов, масштабную линейку и позволяют максимально точно вывести приблизительные внешние обводы и линейные размеры броненосца. Кроме того при получении приблизительных линейных размеров упускались возможные ошибки, поскольку точные линейные размеры будут выводиться в процессе на основании всех имеющихся данных передающих информацию о броненосце. За КВЛ принималась ватерлиния именно из приведенных рисунков.
При переводе данных рисунков в 200 масштаб приблизительные линейные размерения броненосца получились следующие:
1. Длина по «ватерлинии» - 107,002м.
2. Ширина броненосца в районе мидельшпангоута по ВЛ– 20,244м.
3. Длина броненосца от начала тарана до края кормы – 110,616м.
В том числе:
2.1. Длина выступающей части тарана – 3,104м.
2.2. Расстояние от 93 шпангоута до края кормы – 3,910м.
2.3. Длина между перпендикулярами – 103,216м.
3. Осадка броненосца – 7,74м
4. Высота надводного борта – 3,762м.
5. Диаметр башен ГК – 7,688м.
6. Расстояние между осью вращения носовой башни и нулевым перпендикуляром 30,2м.
7. Расстояние между осям вращения башен – 45,44м.
7.1. Расстояние между внешними кромками башен – 37,738м.
7.2. Высота башни от края палубы до нижней кромки – 3,026м.
7.3. Высота башни от края палубы до верхней(выступающей) кромки – 3,188м.
8. Размерения труб:
8.1. Высота труб от верхней кромки до «ватерлинии» - 16,832м.
8.2. Высота трубы от верхней кромки до нижней кромки – 15,674м.
8.2. Высота труб от верхней кромки до края батарейной палубы – 13,122м.
8.3. Высота трубы от верхней кромки до края верхней палубы – 7,964м.
8.3. Расстояние между осью передней трубы и носовым нулевым шпангоутом 41,110м.
8.4. Расстояние между осью задней трубы и нулевым шпангоутом – 53,3м
8.5. Расстояние между осями труб – 12,190м.
8.6. Ширина трубы верхней части – 3,006м.
8.7. Ширина основания трубы – 3,748м.
8.8. Ширина козырька в нижней части – 4,380м.

Кроме полученных размеров была известна следующая текстовая информация по основным размерениям броненосца:
ПРИМЕЧАНИЕ: Указанные ниже данные отображают размерения броненосца на момент закладки и отражаются в спецификациях.
А. Арбузов В.В.
1.1. Длина наибольшая – 107м.
1.2. Длина между перпендикулярами – 105,9м.
1.3. Ширина – 20,42м.
1.4. Проектная осадка – 7,62м. носом и 8,4 кормой.
1.5. Количество шпангоутов 93. Длина шпации – 1,2м.
1.6. Коэффициент полноты водоизмещения 0,58.
1.7. Проектное водоизмещение – 9476т.
1.8. Реальное водоизмещение – 10107,38тю
2.1. Диаметр башен ГК – внешний 7,6м.
2.2. Наибольший диаметр с броней – 77,1м. Вероятно ошибка и следует читать 7,71м.
2.3. Высота от нижнего основания до крыши – 5,49м.
А.А.Гармашев, М.А.Богданов. Спецификация МТК.
1.1. Длина между перпендикулярами – 103,02м.
1.2. Наибольшая ширина – 20,42м.
1.3. Осадка на ровный киль – 7,62м.
1.4. Набор корпуса 96шпангоутов.
3. Плавсредства:
3.1. 2 50-футовых минных катера.
3.2. 2 -34-футовых паровых катера.
3.3. 2 20-весельных барказа.
3.4. 2 14-весельных легких катера.
3.5. 2 6-весельных вельбота.
3.6. 2 6-весельных яла.
3.7. 1 16-весельный рабочий катер.
Пояснительная таблица у отчетной модели броненосца Наварин из фонда РГАВМФ
1. Длина корабля 107м.
2. Ширина – 20,4
3. Углубление – 8,4

Кроме приведенных данных была собраны и сведена в таблицу вся информация передающая данные о линейных размерах броненосца Наварин.
Таблица №.1 Сведенная информация о линейных размерах броненосца Наварин.

Источники
Размерные хар-ки Книга Импера тор Алекс.2 Сулига
Броне носцы РЯВ МоделистКонструктор Ретро-флот Арбузов Инет
Боевые корабли мира Инет кора бли и броне носцы Инет
Энцикло педия кораблей Инет
Неизвест ный рисунок
Полная длина 107,02 112,3 107,0 107,0 109,02
Длина по ГВЛ 105,9 105,9 105,9 105,9 105,9
Длина между перпендикулярами 103,02 103,0 105,9
Наибольшая ширина 20,42 20,4 20,4 20,42 20,42 20,4 20,4 20,4 20,42
Осадка 8 8,0
ровный киль
проектная 7,62 7,7 7,62 7,62 носом 7,6 7,6
фактическая 8,4 8,4 8,4 8,4 кормой 8,0 8,0
И еще около 5 источников информация в которых похожа и не дает новых величин о линейных размерах.
Как уже было сказано выше была известна одна величина «Длина107м». При анализе информационных таблиц у других моделей в ЦВММ был вынесен вывод о том, что данная величина отражает длину броненосца по ватерлинии фактическую на момент спуска судна на воду. Данная величина и была взята за основу при проведении в дальнейшем реконструкции теоретического чертежа.
При реконструкции корпуса футовая система переводилась в метровую. При этом в числительных показателях в связи с особенностями програмы Риносерос брались только сотые части.
1. Было измерено расстояние между шпангоутами в мм.
Результаты даются средним арифметическим.
С 0 до 20 шпангоута – 4,78 или в оригинале 0,952м.
С 20 до 76 шпангоута – 6,05 или в оригинале 1,210м.
С 76 до 93 шпангоута – 4,69 или в оригинале 0,938м.
На момент закладки броненосца и в последующем в императорском флоте применялась футовая система измерений, что в нашем случае теоретически при переводе в метрическую систему дает такие данные:
1. Расстояние между шпациями с 0 до 20 шпангоута 3 фута = 0,9144м.
2. Расстояние между шпациями с 20 до 76 шпангоута 4 фута = 1,2192м.
3. Расстояние между шпациями с 76 до 93 шпангоута 3 фута = 0,9144м.
Также разное расстояние в указанных диапазонах подтверждается зрительно.
Также заметно, что ось нулевого шпангоута не лежит в районе носового перпендикуляра, что не соответствует принятому выше правило, по которому ось носового перпендикуляра в любом случае лежит в плоскости нулевого шпангоута и совпадает с носовой оконечностью КВЛ.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В свете приведенного мной был проведен эксперимент. Ось КВЛ была поднята на высоту осадки броненосца фактическую - 8,4м. В этом случае ось нулевого шпангоута совпала с осью носового перпендикуляра. Ошибка в 200 масштабе составила 0,14мм или 2,8см в оригинальных размерах. Длина по КВЛ составила 106,896м.
Далее на КВЛ была отложена сетка шпангоутов с соответствующим шагом:
4,57мм. = 3 футам в 200 масштабе.
6,09мм = 4 футам в 200 масштабе.
Расстояние между 0 и 93 шпангоутами составило:
4,57*20 = 91,4 = 18,280м
6,09*56 = 341,04 = 68,208м
4,57* 17 = 77,69 = 15,538м
18,280+68,208+15,538 = 102,026 м.
В то же время при пересчете в оригинальных размерах расстояние между 0 и 93 шпангоутами составит – 102,108
Как видим ошибка составила 0,082 = (0,082*200) = 16,4мм. Даная ошибка вызвана с тем, что программа Риносерос не воспринимает значения 3 порядка и на сетке возможно отложить только 2 цифры после запятой.
Также как видно из приведенного рисунка от плоскости нулевого шпангоута заметно выступает таран. При отложении на данном рисунке отрезков по 3 фута было установлено, что таран выступает от плоскости нулевого шпангоута на 3,5 отрезка по 3 фута – на 10,5футов.
При отложении соответствующих отрезков по 3 фута в сторону кормы было установлено, что края кормы лежит на 4 отрезке от плоскости 93 шпангоута, ось руля поворота лежит на расстоянии 1 отрезка от плоскости 93 шпангоута.
После данного была посчитана согласно нашему правилу расстояние между перпендикулярами, а именно между 0 шпангоутом и осью поворота руля: Данное расстояние составило:
1. Вариант: 102,026+0,9144 = 102,9404
2. Вариант: 102,108 + 0,9144 = 103,0224 (При осадке 8,4м.)
При расчете расстояния между шпациями была установлена следующая длина:
Расстояние между шпациями
С 0 до 20 – 3 фута (0,9144м.)
с 20 до 76 – 4 фута (1,2192м)
с 76 до 93 – 3 фута (0,9144м)
от 93 шпангоута до центра вращения руля – 3фута (0,9144м).
от центра вращения руля до края кормы – 12 футов (3,6576м).
от нулевого перпендикуляра до края тарана – 11футов (3,3528м).
Расчет строился на основании чертежей с проекциями шпангоутов 29, 76. Это единственные шпангоуты имеющие масштабную сетку.
Также расчеты подтверждаются чертежами продольного разреза. При увеличении можно увидеть, что расстояние между шпангоутами отличается, в порядке изложенном выше.
Рассчитываем длину между перпендикулярами:
18,288+68,2752+15,5448+0,9144=103,0224м.
Версия 1. Расчет согласно шагу шпаций: длина между перпендикулярами 102,106м.
На отвечает истине, поскольку 2 из 9 источников говорять о том, длина между перпендикулярами 103,02м.
Версия 2.
В случае если к 93 шпангоуту добавить расстояние между шпациями 3 фута (0,9144м) тогда мы получим искомое расстояние между перпендикулярами 103,022м. таким образом опытными путем было установлено, что набор корпуса состоял не из 93 а из большего числа шпангоутов. Такую версию подтверждают графические рисунки. На котором четко видно нанесение и 94, и 95 шпагоутов.

Эскадренный броненосец "Наварин". (Продольный разрез кормовой башни, снарядного и зарядного погребов)

В конце лета 1895 г. для испытания достраивающихся кораблей: -броненосца "Наварин", броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков", броненосного крейсера "Рюрик" и миноносцев № 119 и № 120 под председательством контр-адмирала Б.К. Де-Ливрона (незадолго до этого он успел побыть в должности командира "Наварина") образовали специальную комиссию. Флагманом вновь образованного отряда стал "Адмирал Ушаков". На нем адмирал 15 августа и поднял свой флаг. Около месяца спустя, 12 сентября начал кампанию и "Наварин". В основном испытывали только главные и вспомогательные механизмы, так как артиллерию на корабле установили только летом и она имела множество недоделок.

23 сентября "Наварин" вышел на заводскую пробу машин и определение девиации. Машины в основном обслуживали заводские рабочие. Они сумели довести давление пара до 130 фунтов, и машины развили по 90 оборотов. Но, несмотря на то что машины "работали плавно и не грелись", броненосец развил скорость чуть более 15 узлов.

Следующий выход в море состоялся 29 сентября. Совместно с представителями Франко-Русского завода провели шестичасовые испытания. Имея водоизмещение 10107 тонн, броненосец развил скорость 16,3 узла. Перегрузка при этом составила 631,4 тонн или 6,6 % от проектного (9437т) водоизмещения. При более точных расчетах перегрузка корпуса определялась в 274 т, механизмов 308 т, брони 12 т, артиллерии 30 т и снабжения 7 т. 10 ноября прошли официальные испытания. На этот раз при мощности 9194 л.с. (давление 135 фунтов и 94 оборота винта) среднюю скорость на пробе развили только 15,85 узла (правда, на одном из пробегов достигли 16,14 узлов).

Комиссия под председательством главного инспектора по механической части инженер-механика.Н.Г. Нозикова засвидетельствовала, что "пар держался легко, и механизм действовал с постоянным числом оборотов, весьма спокойно и без разогревания".

Испытания окончились, и "Наварин" ушел в Ревель. Там предстояло начать испытание торпедных аппаратов. Произведя несколько выстрелов из каждого аппарата, броненосец вернулся в Кронштадт, и 14 декабря на нем спустили вымпел. Трехмесячная кампания окончилась.

Тактико-технические данные броненосцев, спущенных на воду в период с 1887 по 1896 гг.

Название корабля(страны и год спуска)/ "Трафальгар" "Наварин" "Роял Соверен" "Кайзер Фридрих III"
Тактико-технические данные (Англия, 1887) (Россия. 1891) (Англия. 1891) (Германия, 1896)
Длина между перпендикулярами (м) 105,2 105,9 1 15,8 115
Ширина наибольшая (м) 22,2 20,4 22,86 20,3
углубление на ровный киль (м) 8,38 7,62 8,4 7,87
Водоизмещение (т) 11940 9476 14500 1 1 152
Коэффициент полноты водоизмещения 0,572 0,58
Отношение длины к ширине 5,04
Отношение ширины к осадке 2,56
Длина пояса по ватерлинии (м) 70,1 69,5 74,5 92
Высота пояса по ватерлинии (м) 1,68 2,13 2,59
Толщина пояса по ватерлинии (мм) 508,406 406,356,305 457,406,356 230,218
Толщина траверзов (мм) 406,356 305 406,356
Толщина брони нижнего каземата (мм) 406 305 50,8, 152 102, 152
Толщина траверзов нижнего каземата (мм) 406 305,254 102
Толщина брони верхнего каземата (мм) 127 127 102,152
Толщина траверзов верхнего каземата (мм) 127 127
Толщина брони башен /барбета (мм) 457 305 431,406 235
Толщина палубной брони (мм)
в середине 114 50,8, 64 64
в оконечностях 76,2 76,2 64 76
Толщина брони боевой рубки (мм) 356 254 356 235
Артиллерийское вооружение:
число башен (барбетов)(шт) 2 2 (2) 2
число - калибр (в мм)/длина ствола
(в калибрах)башенных орудий 4 - 343/30 4 - 305/35 4- 343/30 4- 240/40
(80)
Высота осей башенных орудий над
ватерлинией (м) 5,33
число - калибр орудий (мм) в казематах 6 120 8 152 10 152 18 150
(число снарядов на один ствол) (125)
Число малокалиберных орудий (шт)
на корабле 19 18 16 12
на марсах 4 12 8 8 пул.
Число и тип механизмов 2 тройн. 2 тройн. 2 тройн. 2 тройн.
Число котлов 6 12 8 12
Проектная мощность (л.с.) 8000/12000 9000 9000/13000 13000
Фактическая мощность (л.с.) 12818 9194 13500
Фактическая скорость (узлов) 17,2 15,85 17 18
Нормальный запас угля (т) 900 700 900 650

После испытаний на корабль прибыли рабочие Франко-Русского завода, и достройку продолжили. Работа кипела на всех палубах. Чуть позже "Наварин" поставили в большой Константиновский док и начали окраску днища.

В доке по соседству с громадой его корпуса стояли кажущиеся такими маленькими даже со своими рангоутами броненосец береговой обороны "Адмирал Лазарев" и оставшийся в России на зиму корвет "Минеаполис"- корабль дружественной страны – из далеких Северо-Американских Соединенных штатов. В доке на мостике перед легкой сигнальной мачтой установили штурманскую рубку (ее металлический каркас обшили однодюймовыми стальными листами).

Зимой с 1895 на 1896 гг. на корабле установили броню боевой рубки (сам каркас рубки собрали лишь в ноябре уже во время испытаний), выстрелы и такелаж для противоторпедных сетей, площадки под прожекторы и броневые плиты на каркасы башен. Новшеством на флоте стала установленная на броненосце система управления артиллерией при помощи боевых указателей, спроектированных лейтенантом Степановым. В феврале с корабля сняли четыре 37-мм орудия Готчкисса, а с палубных тумб два десантных орудия Барановского, заменив их шестью 47-мм одноствольными.

Перед началом кампании Металлический завод сдал "в казну" артиллерию, а Кронштадтский порт установил снятые па зиму шесты и полотнища противоторпедных сетей. Одновременно на корабль поставили появившийся на флоте указатель положения руля системы лейтенанта Колбасьева, две электрические лебедки и электрические фонари для сигнализации системы подполковника Табулевича.

Новый броненосец, несомненно, являлся сильнейшим кораблем Российского императорского флота. Но следует учитывать, что от начала проектирования до его вступления в строй прошло семь лет. За это время "Наварин" и его прототип броненосец "Нил" (находившийся в составе английского флота также семь лет) стали устаревшими типами.

В Англии к тому времени в состав флота вошли восемь новейших кораблей типа "Роял Соверен", а со стапелей уже начали сходить первые из девяти подобных им броненосцев типа "Маджестик". Кроме того, на британских верфях приступили к постройке другой серии из шести кораблей типа Канопус. В Германии также приступили к строительсгву повой серии из пяти линейных кораблей, головным из которых стал "Кайзер Фридрих III".

Все новые броненосцы имели более высокие борта и большее число орудий среднего калибра, что давало им несравнимое преимущество в артиллерийском поединке.

Начав строительство "Наварина" на Балтике и близкого ему по типу "Три Святителя" па Черном море, в России так- же отошли от концепции низкобортных башенных броненосцев. В 1895 г., когда "Наварин" вступал в строй, на воду уже сошли "Сисой Великий", "Петропавловск" и "Полтава"- представители другого типа высокобортных кораблем с новыми более мощными 305-м м 40-калиберными орудиями, установленными в башнях, с центром тяжести, проходящим через ось се вращения.

В конце апреля 1904 г. на Особом совещании под председательством императора Николая II было принято решение о включении в состав 2-й Тихоокеанской эскадры проходившего в Кронштадте ремонт и частичную модернизацию броненосца «Наварин». Ввиду вынужденного сокращения времени, отведённого на реализацию намеченных мер, часть предусмотренных ранее работ пришлось отменить, и уже с июня 1904 г. корабль вместе с также прошедшими ремонт броненосцем «Сисой Великий» и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» стоял на Большом Кронштадтском рейде.


Приказом З. П. Рожественского от 23 июня 1904 г. (здесь и далее все даты приведены по старому стилю) «Наварин» вместе с «Ослябя», «Сисоем Великим» и «Адмиралом Нахимовым» был зачислен во 2-й броненосный отряд, возглавленный контр-адмиралом Д. Г. Фелькерзамом, поднявшим свой флаг на броненосце «Ослябя».

С переходом эскадры в Ревель (Таллин) 30 августа 1904 г. начался период боевой подготовки: в течение месяца корабли I и II ранга отрабатывали эскадренные эволюции, проводили учебные стволиковые и калибровые учебные стрельбы, миноносцы практиковались в пусках торпед. Вырабатывая на предстоящий переход расписание погрузки угля, корабли в Ревеле трижды в авральном порядке грузились углём, тем не менее, скорость погрузки, вследствие недостаточного внимания корабельного начальства к организации работ, была сравнительно невысокой. Так, на «Наварине» за час удавалось принять от 11,4 до 23,9 тонн угля; в то же время на японском броненосце «Fuji», например, 24 апреля 1905 г. соответствующий показатель составил сто три тонны за 27 минут.

28 сентября 1904 г. эскадра покинула порт императора Александра III, прибыв на следующий день в Либаву (Лиепая). Пополнив запасы угля, основные силы 2-й Тихоокеанской эскадры вышли из Либавы 2 октября 1904 г. У мыса Скаген (Skagen Odde) эскадра была разделена на шесть отрядов (№№ 1-6), четырём из которых, включая 5-й (броненосцы «Ослябя», «Сисой Великий», «Наварин», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», транспорты «Метеор» и «Малайя»), надлежало следовать в Танжер (Марокко).

В ночь с 8 на 9 октября 1904 г. в районе Доггер-банки (Dogger Bank) случился так называемый «Гулльский инцидент» (с высокой степенью вероятности, спровоцированный правительством Великобритании), в ходе которого русские корабли обстреляли английскую рыболовецкую флотилию и свой крейсер «Аврора». Это привело к дальнейшему ухудшению отношений Лондона и Санкт-Петербурга, а также вынужденной задержке 1-го броненосного отряда в испанском порту Виго до урегулирования конфликта.

В Танжер 2-я Тихоокеанская эскадра прибыла по частям, первым 16 октября пришёл отряд № 5 (флаг контр-адмирала Фелькерзама), последним, пять дней спустя – отряд № 1 (флаг вице-адмирала Рожественского). В тот же день командующий эскадрой, ввиду ненадёжности холодильников «Наварина» и котлов «Сисоя Великого», отдал приказ этим двум броненосцам вместе с тремя крейсерами («Светлана», «Жемчуг», «Алмаз»), к которым позже присоединились 9 миноносцев и 9 транспортов, следовать Суэцким каналом на остров Мадагаскар (место рандеву всей эскадры). Флагманом Отдельного отряда судов 2-й Тихоокеанской эскадры был выбран броненосец «Сисой Великий», на который контр-адмирал Фелькерзам перенёс с «Осляби» свой флаг. На переходе с острова Крит в Порт-Саид (Египет) оба броненосца впервые, после выхода из России, провели учебные стрельбы по щитам, показав удовлетворительные результаты. Благополучно пройдя 12-13 ноября 1904 г. Суэцкий канал, отряд Фелькерзама, соблюдая по пути разработанные с учётом «Гулльского инцидента» меры безопасности, с заходом для принятия воды и угля в Порт-Саид (Египет) и Джибути (Французское Сомали), 15 декабря 1904 г. подошёл к входу в бухту Носси-бе (Мадагаскар). Не прибегая к услугам лоцманов, корабли отряда самостоятельно проследовали в бухту, оказавшейся настолько вместительной, что в ней позже смогла разместиться в полном составе вся 2-я Тихоокеанская эскадра.


Броненосцы в Носси-Бе, крайний справа - «Наварин»

Во время пребывания Второй Тихоокеанской эскадры в одной из бухт острова Носси-Бэ (Nossi-Bé Island) «Наварин», вошедший, вместе с «Ослябя», в двойку наиболее метко стрелявших броненосцев, четыре раза принимал участие в учебных калибровых стрельбах (14, 18, 21 и 25 января 1905 г.), в ходе которых броненосцем было выпущено 40 12" и 120 6" снарядов.

Для сравнения, броненосцами 1-го боевого отряда Объединённого флота («Mikasa», «Shikishima», «Fuji» и «Asahi») на единственных весенних калибровых стрельбах 1905 г., проведённых 12 апреля 1905 г., в сумме было выпущено 32 12" снаряда, шестнадцать из которых попало в мишень. В то же время броненосец «Князь Суворов», стрелявший 19 января 1905 г. в гораздо менее благоприятных условиях (щит в качестве мишени вместо небольшого острова у японцев, а также намного большая, чем у японцев, дистанция), выпустил из носовой башни главного калибра шесть снарядов и добился пяти попаданий.

После почти трёхмесячной стоянки эскадра 3 марта 1905 г. эскадра Рожественского покинула Мадагаскар, совершив затем за 28 дней беспримерный на то время переход через Индийский океан. 26 апреля 1905 г. 2-я и 3-я эскадры встретились у берегов Вьетнама в бухте Ван-Фонг, и основные силы 2-й Тихоокеанской эскадры стали насчитывать 8 эскадренных броненосцев, три броненосца береговой обороны, шесть крейсеров I ранга и три крейсера II ранга.

Последняя погрузка угля на «Наварине» состоялась 10 мая 1905 г. недалеко от Шанхая, в ходе которой запас топлива на борту был доведён до более чем 1 200 тонн. Углём были заполнены все бункеры, засыпаны жилая и батарейная палубы, а также ют и бак корабля. В тот же день 2-й броненосный отряд остался без командующего, после продолжительной болезни скончался контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам (оставивший после себя потомкам провидческие письма о судьбах России), и к временному исполнению обязанностей командующего отрядом приступил командир эскадренного броненосца «Ослябя» капитан 1-го ранга В. И. Бэр 1-й.

К утру 14 мая 1905 г. количество запасов топлива на «Наварине» уменьшилось, согласно официальной сводки, до 751 тонны (нормальный запас – от 700 до 730 тонн), и броненосец вступил в бой, имея уголь только в угольных ямах и кочегарном отделении (сверхнормативных запасов пресной воды броненосец, располагавший эффективными опреснителями, не имел), чем в плане эксплуатационной перегрузки выгодно отличался от уже упоминавшегося японского броненосца «Fuji», например. Последний, по сведениям английского наблюдателя капитана Джексона (captain T. Jackson, Royal Navy), накануне Цусимского сражения имел от 1 163 до 1 300 тонн угля (нормальный запас – 700 тонн).

Накануне, в ходе подготовки к бою, всё «лишнее» дерево на «Наварине» было выброшено за борт, за исключением досок в рострах, предназначавшихся для погрузки угля. Шлюпки были на треть наполнены водой и о обмотаны противоминными сетями, боевую рубку обвили перлинями, в палубах были устроены импровизированные траверзы из мешков с углём и песком. В 16:30 по эскадре был передан сигнал «Приготовиться к бою», и в 18:00 – «Завтра к рассвету иметь пары для полного хода».

Во исполнение неверно истолкованного боевого приказа командующего эскадрой «Курс норд-ост 23°. Бить по головному» (предназначавшийся только 1-му броненосному отряду), «Наварин» из носовой башни главного калибра открыл огонь по японскому флагману, остальные орудия до гибели броненосца «Ослябя» молчали.

В ходе дневного боя у «Наварина» были повреждены дымовые трубы и шлюпки, а также выведено из строя одно 47 мм орудие. Два снаряда среднего калибра вызвали небольшие пожары в кают-компании и на баке, позже успешно потушенные. В бортовую 6" броню каземата орудий среднего калибра было несколько попаданий снарядами неустановленного калибра.

В районе ватерлинии броненосец получил семь попаданий (в т. ч. по одному крупнокалиберному снаряду, предположительно калибра 12", в корму и нос), из них четыре пришлись на кормовое отделение, следствием чего явилось затопление в корме, а три на носовое, где вода, проникшая в отделение торпедного аппарата, несколько утяжелила нос, но корабль продолжал удерживать эскадренный ход 8-10 узлов.

Средняя артиллерия корабля, ведя огонь преимущественно фугасными снарядами, израсходовала в Цусимском сражении менее половины боезапаса.

В 20:10 (здесь и далее время японское) остатки 2-й Тихоокеанской эскадры были атакованы в первый раз (всего с трёх сторон на отряд Небогатова, пытавшегося скрыться от японцев ложными поворотами, надвигались 21 истребитель и 37 миноносцев). Забегая наперёд, заметим, что эта ночь для японцев была более результативна, чем ночь после боя у мыса Шантунг, когда 18 их истребителей и 31 миноносец, выпустившие в корабли порт-артурской эскадры 74 торпеды (32 и 42 соответственно), добились всего одного попадания (торпеда при ударе не взорвалась) в броненосец «Полтава».

Ведомый Небогатовым отряд, первоначально состоявший из девяти кораблей (семь броненосцев и два крейсера), с наступлением темноты распался. Будучи не в состоянии поддерживать скорость около 12 узлов, постепенно отстали «Адмирал Ушаков», «Наварин», «Сисой Великий» и крейсер «Адмирал Нахимов».

Около 21:00 «Наварин» был атакован 4-м отрядом истребителей 2-го флота (брейд-вымпел капитана 2-го ранга К. Сузуки (Kantarō Suzuki)) в составе истребителей «Asagiri» (朝霧) и «Murasame» (村雨) (тип «Harusame», собраны в Японии), а также «Asashio» (朝潮) и «Shirakumo» (白雲) (тип «Shirakumo», постройки английской фирмы Thornycroft), и одна из выпущенных ими одной или двух торпед (вероятно, тип «Otsu», боевая часть – 52 кг шимозы) в 21:05 взорвалась в районе правого кормового 6" погреба.


Истребитель «Asashio»

В батарейной палубе пропало электрическое освещение, а в левом носовом кочегарном отделении из-за лопнувшей паровой трубы в трёх носовых котлах были прекращены пары. После ремонта трубы в носовых котлах пары стали было разводить, но в действие котлы уже не вводили. Жилая палуба ещё в дневном бою заметно осевшего кормой «Наварина», разделённого водонепроницаемыми переборками лишь до высоты 0,91 м. от ватерлинии (при нормальном водоизмещении), быстро оказалась залитой водой, устремившейся внутрь корабля через образовавшуюся после взрыва пробоину.

В результате последовавшего обширного затопления корма дополнительно просела настолько, что вода, покрыв квартердек, подступила к кормовой башне.

Была пробита водяная тревога, задраили погреб и стали подводить пластырь; но, поскольку концы задевали за кингстонные трубы, все старания оказались тщетны. После того как водой с юта было смыто за борт несколько человек, попытки завести пластырь были прекращены и броненосец дал ход; среди команды прошёл слух, что «Наварин» четырёхузловым ходом идёт к ближайшему (очевидно, корейскому) берегу. Для откачивания воды из затопленного кормового отделения были задействованы носовые и кормовые помпы, также в ход пошли вёдра.

Во время отражения последующих торпедных атак броненосец, не открывая прожектора, вёл огонь сегментными снарядами. В результате нескольких удачных попаданий один из японских миноносцев 2-го класса типа «№ 22» (№ 34 или № 35) был настолько повреждён, что впоследствии затонул.


Миноносец типа «№ 22»

В последний раз «Наварин» был атакован около 02:00 в 27 милях на северо-восток от мыса Карасаки, когда броненосец был вторично обнаружен 4-м отрядом истребителей. Вырвавшись вперёд на увеличенной до 15 узлов скорости, оставшиеся незамеченными три истребителя («Murasame» ввиду сильной течи от полученного в дневном бою шестидюймового снаряда взял курс на Такесики) на расстоянии около 2 000 метров после обгона «Наварина» заметили другой русский корабль. После успешной торпедной атаки последнего, вернувшиеся японцы были встречены огнём 47 мм и 37 мм орудий «Наварина», и невзирая на который, сумели сбросить поперёк курса броненосца шесть связок мин (тип «Gō kirai 1», принят на вооружение в октябре 1904 г.), каждая из которых состояла из четырёх, сочленённых тросом, мин, с помощью поплавков удерживавшихся на глубине шесть метров.


На фотографии члены экипажа с фрагментом пробитой русским снарядом обшивки.


Продольный разрез мины

Две из этих мин почти одновременно поразили «Наварин», первая в районе кочегарного отделения посредине правого борта, а вторая – в мидель левого борта. Погибла вся машинная команда, вскоре прозвучала команда «Спасаться», броненосец начал крениться на правый борт и через 7-10 минут скрылся под водой.

В ответ на вопрос английских наблюдателей, почему миноносцы не стали спасать оказавшиеся в воде несколько сотен русских моряков, японцы поведали об имевших место опасениях подорваться на собственных минах.

Из всего экипажа «Наварина» 14-15 мая 1905 г. погибло и утонуло 26 офицеров, один священник, 11 кондукторов и 643 нижних чина, уцелеть удалось лишь троим наваринцам. После суточного пребывания в воде, были подобраны английским коммерческим пароходом (на фото слева направо) Порфирий Тарасович Деркач – кочегар 2-й статьи, георгиевский кавалер и Степан Дмитриевич Кузьмин – комендор, георгиевский кавалер.

Третий спасшийся, сигнальщик Иван Андрианович Седов, в бессознательном состоянии был подобран японским истребителем «Fubuki» (吹雪) спустя четырнадцать часов после гибели корабля.

Список использованной литературы
1. Русско-японская война 1904-1905. Книга шестая. Поход 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток.
2. Русско-японская война 1904-1905. Действия флота. Документы. Донесения и описания участников боя.
3. Описание военных действий на море в 37-28 г. г. Мейдзи (1904-1905)
4. Совершенно секретная русско-японской войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи.
5. Другие источники.

Эскадренный броненосец "Наварин" - русский броненосец, построенный в рамках программы 1881 г. по образу британских кораблей типа "Трафальгар". Первый полноценный отечественный эскадренный броненосец, имевший "классическое" вооружение, мощную броню и большую дальность плавания. Входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры, принял участие в Цусимском сражении. Ночью 28 мая 1905 г. получил три торпедных попадания и быстро затонул. Несмотря на высокие характеристики при проектировании, броненосец быстро устарел из-за стремительного прогресса науки в конце XIX века. Построен в единственном экземпляре.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 10 147 т.

Длинна : 105,9 м.

Ширина : 20,4 м.

Скорость хода : 15,85 узлов.

Дальность плавания : 3 050 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 8 орудий калибра 152 мм;
  • 18 орудий калибра 47 мм;
  • 12 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 6 торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 406 мм.

Экипаж : 622 человек, из них 26 офицеров.

Введен в строй : 1896 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

После постройки первых броненосцев по программе 1881 г. ("Двадцатилетняя программа") морские чиновники задумались о разработке более крупных кораблей, способных долгое время действовать в открытом море и совершать дальние переходы.

Этому способствовало как обострение обстановки на Дальнем Востоке, так и состав флотов европейских держав, при этом ранее построенные в России броненосцы являлись кораблями относительно небольшого водоизмещения и предназначались для действий вблизи своих берегов.

Прямое указание заняться проектирование нового крупного броненосца пришло в Морской технический комитет в 1888 г.. Корабль должен был иметь водоизмещение более 8 000 тонн и вооружаться 305-мм орудиями. Вскоре Франко-русский завод представил эскизный проект, разработанный на основе английского броненосца "Трафальгар", с аналогичной прототипу схемой бронирования и схожими обводами корпуса.

В МТК потребовали усилить защиту артиллерии, увеличить запас угля, внести ряд изменений в структуру корпуса, а также поднять скорость хотя бы до 16 узлов. Проект оперативно доработали и в начале 1889 г. был подписан официальный контракт на постройку. В окончательном виде броненосец должен был иметь водоизмещение в 9 476 тонн.

Постройка и испытания.

21 мая 1889 г. "Наварин" был официально заложен на Галерном островке. Поначалу строительство шло весьма быстро, несмотря на регулярные изменений проекта. В частности Морской технический комитет отказался от подводных торпедных аппаратов, потребовал увеличить сектор стрельбы 152-мм орудий, изменить форму верхнего каземата, установить более современные 12-дюймовые орудия главного калибра.

Тем не менее, корпус "Наварина" был спущен на воду уже в октябре 1891 г., что было неплохим результатом для отечественного кораблестроения. Основные проблемы начались при достройке броненосца: смежные предприятия сорвали сроки поставки практические всего, что было возможно: от броневых плит и торпедных аппаратов, до орудийных башен и элементов энергетической установки.

На первые испытания недостроенный "Наварин" удалось вывести лишь весной 1894 г., т.е. через пять лет с начала постройки. Ходовые испытания выявили массу проблем, в том числе недостаточную мощность котлов, что не позволяло достичь проектной скорости. Для устранения этого недостатка были установлены дополнительные вентиляторы, после чего "Наварин" превысил рубеж в 16 узлов, хотя средняя скорость хода составляла около 15,8 узлов. Достройка, испытания и устранение многочисленных недостатков нового броненосца продолжались еще два года и лишь в середине 1896 г. "Наварин" вступил в строй.

Описание конструкции.

Эскадренный броненосец "Наварин" при фактическом водоизмещении более 10 000 тонн представлял собой весьма интересную конструкцию: низкий борт, характерный скорее для броненосцев береговой обороны, четыре расположенные попарно трубы и большая коробообразная надстройка, несущая в себе вспомогательную артиллерию.

При всем этом размеры корабля были невелики: длина составляла около 105,9 м., ширина 20,4, осадка доходила 8,4 м. Корпус с двойным дном делился на водонепроницаемые отсеки 9 поперечными и 2 продольными переборками с магистральной водоотливной системой.

Быстро выяснилось, что конструкция корпуса неудачная: из-за низкой высоты переборок и столь же низкого корпуса затопление даже одного отсека приводило к поступлению воды на жилую палубу, а это вело к неминуемой гибели броненосца. Не блистал "Наварин" и мореходными качествами, все из-за того же низкого борта. Если для прибрежных броненосцев подобные недостатки (точнее - особенности) можно было счесть терпимыми, то для корабля, предназначенного для действий в открытом море, такие конструктивные просчеты были неприятными.

В то же время были у конструкции и несомненные достоинства: низкий борт и короткий корпус уменьшали уязвимость "Наварина" для вражеских снарядов, а хорошая броневая защита позволяла надеяться, что ему не придется проверять непотопляемость на практике.

Бронирование.

Бронирование корабля состояло из главного бронепояса толщиной 406 мм в центральной части. К оконечностям пояс утончался до 305 мм и завершался броневыми траверсами той же толщины.

Оконечности "Наварина" не были прикрыты бронепоясом, их защита обеспечивалась скосами (до 76 мм) карапасной бронепалубы. Над цитаделью палуба была плоской и имела толщину 50,8 мм. Над главным поясом брони по ватерлинии располагался верхний бронепояс толщиной до 305 мм, замыкавшийся 152-мм траверсами.

Еще выше, в надстройке, был устроен хорошо бронированный каземат (толщина бортов - до 127 мм), в котором размещалась 6-дюймовая артиллерия, разделенная перегородками. Боевая рубка прикрывалась 254-мм броней, а башни и барбеты защищались 305-мм плитами. Основная часть брони была сталежелезной, но на отдельных участках (в том числе, на башнях) применили сталеникелевую броню, которая была примерно на 10 % прочнее.

В целом бронирование "Наварина" было беспрецедентным: корабль практически не имел незащищенных участков, вертикальный борт имел сплошную броню, которая к тому же была незаурядной толщины. Единственным слабым местом были оконечности, но, как считалось, это не имеет существенного значения. Увы, подобное представление становится очевидно ошибочным если вспомнить о недостатках конструкции корпуса: затопление оконечностей легко могло привести к гибели всего корабля, даже если других повреждений не было.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и двенадцати огнетрубных цилиндрических котлов. Подобная схема была традиционной для русских кораблей, разработанных в 80-х годах XIX века и везде демонстрировала хорошую надежность при приемлемой мощности.

Скорость хода доходила до 16 узлов, а дальность плавания экономическим ходом составляла 3 050 миль.

Вооружение.

Вооружение "Наварина" включало в себя 4 орудия калибром 305 мм в двух башнях. Сами орудия были неплохи, чего нельзя сказать об их механизмах: устаревшие гидравлические приводы и несовершенные системы подачи снарядов вкупе с фиксированным углом заряжания не позволяли стрелять чаще, чем один раз в 2,5 минуты.

Еще одной проблемой было то, что центр тяжести 35-калиберных орудий сильно отходил от оси вращения платформы башни. Из-за этого создавались дополнительные нагрузки как на стволы, так и на подъемные механизмы. При проектировании всерьез рассматривался вариант оснащения "Наварина" орудиями с длинной ствола 30 калибров, но от этого в итоге отказались.

Второй калибр состоял из 8 орудий системы Бринка калибром 152 мм. Орудия располагались в верхнем каземате и при необходимости полностью убирались внутрь корпуса. Количество орудий было явно недостаточным для корабля такого водоизмещения, кроме того пушки, как и главный калибр, не отличались высокой скорострельностью.

Противоминный калибр состоял из 18 47-мм орудий Гочкиса и 12 37-мм пушек. Эти орудия располагались на верхней палубе, мостиках и боевом марсе. Завершали комплекс вооружения шесть надводных торпедных аппаратов (381 мм).

Оборудование и вспомогательные системы.

"Наварин" был неплохо электрифицирован: помимо освещения была электрическая индикация для управления огнем и телефонная связь с электрическими колоколами. В то же время условия службы на броненосце оставляли желать лучшего: размеры корабля просто не позволяли создать комфортные условия обитания.

Служба.

До Русско-японской войны.

Первый дальний поход "Наварина" начался в 1896 г. почти сразу после его вступления в строй: вместе с четырьмя другими кораблями он направился в Средиземное море, где посетил ряд иностранных портов.

Здесь же броненосец ждало первое серьезное испытание: по дороге в Пирей "Наварин" попал в семибальный шторм. Хотя все недостатки конструкции проявились в полной мере, корабль получил минимальные повреждения и обошелся без затоплений, доказав свою способность действовать в тяжелых погодных условиях.

В начале 1897 г. "Наварин" в составе международных сил участвовал в блокаде Крита, а после вернулся на Балтику. В 1898 г. броненосец отправляется на Дальний Восток и, пройдя гигантское расстояние прибывает в Порт-Артур через четыре месяца с начала похода.

Как и другие русские корабли на Дальнем Востоке, "Наварин" участвовал в подавлении Восстания Боксеров, перебрасывая десантные части. До отбытия в европейскую часть России броненосец неоднократно посещал Владивосток и Нагасаки, участвовал в многочисленных маневрах, в том числе совместно с британскими и немецкими кораблями. В Либаву "Наварин" вернулся в в апреле 1902 г., после чего вошел в состав учебно-артиллерийского отряда.

Русско-японская война.

К началу Русско-японской войны броненосец требовал основательного ремонта: котлы и машины были сильно изношены. Кроме того сам корабль к этому времени ощутимо устарел и уже не был той несокрушимой бронированной машиной, которой он вступил в строй восемь лет назад.

К сожалению, из-за многочисленных неудач русских войск и флота, "Наварин" оказался в составе обреченной Второй Тихоокеанской эскадры. При этом пройти ремонт броненосец так и не успел.

Дневной бой в Корейском проливе сложился для "Наварина" относительно удачно: огонь японцев был сосредоточен на более современных кораблях. Но не обошлось и без повреждений: тяжелые снаряды разрушили слабозащищенную корму, уничтожив кают-компанию и вызвав поступление забортной воды.

Позже снарядами была сбита одна из труб, что уменьшило и без того невысокий ход броненосца, а осколками был тяжело ранен командир корабля - барон Бруно Александрович фон Фитингоф. К счастью, пробоины удалось заделать, а возникший пожар потушить, что позволило "Наварину" остаться в строю.

Ночью броненосец шел вместе с силами адмирала Небогатова, но из-за лопнувшего паропровода и продолжавшегося (хотя и контролируемого) поступления забортной воды он отстал от остальных. Японские миноносцы обнаружили "Наварин" около 22 часов вечера. Первая торпеда поразила и без того сильно пострадавшую корму, увеличив ее разрушения и приведя к сильному затоплению.

По существу, судьба броненосца была предрешена - корабль осел и вода начала заливать жилую палубу, не имея перед собой никаких преград. "Наварин" оставался на плаву около четырех часов, пытаясь дотянуть до берега, но еще две японские торпеды, попавшие в броненосец, не позволили этого сделать. По другой версии "Наварин" подорвался на минах, которые по его курсу выставили японские миносносцы. Так или иначе после третьего взрыва корабль затонул почти мгновенно, спастись смогли лишь три члена экипажа.

Проникшие внутрь корабля водяные потоки, не встречая преград на жилой палубе, постепенно заполняли все новые и новые помещения. На броненосце прозвучал сигнал к спасению. Начали спускать катера и шлюпки. Теперь настала минута расплаты за преступное отношение в Морском министерстве к вопросам непотопляемости, не раз поднимавшимся С.О. Макаровым в то далекое и безмятежное время, когда "Наварин" вступил в строй. Но вряд ли кто в этой ужасной суматохе мог об этом помнить и знать.

Разделы этой страницы:

Утром 29 августа 1904 г эскадра покинула Кронштадт и взяла курс на Ревель В Ревеле пришлось простоять еще около месяца. Проведя прощальный царский смотр, корабли на несколько дней зашли для загрузки угля в Любаву и 2 октября навсегда покинули берега России.

Весь свой долгий путь до Цусимского пролива "Наварин" проделал во втором броненосном отряде. За флагманом броненосцем "Ослябя" шел "Сисой Великий", за ним "Наварин" и завершал колонну самый "пожилой" в отряде броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". Так в течение долгих семи месяцев "Наварин " шел в кильватере "Сисоя Великого" навстречу своей гибели Командовал "Наварином" барон капитан 1 ранга Бруно Александрович фон Фитингоф 1-й. В таком же строю отряд утром 14 мая 1905 г. вошел в воды Цусимского пролива.


На флагмане отряда "Ослябя", как и прежде, развевался адмиральский флаг. Но отрядом контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам уже не командовал. Он умер незадолго до этого рокового дня. Отряд теперь возглавил командир "Осляби" капитан I ранга В. Бэр. Однако эскадра этого не знала.

Около семи часов утра по правому борту показался легкий крейсер "Идзуми". Некоторое время он шел параллельным курсом. Затем в 9 час. 45 мин. слева по курсу флагмана эскадры броненосца "Князь Суворов" в 60-70 каб. появились силуэты ветеранов японского флота броненосца "Чин- Иен" и трех крейсеров типа "Матсушима".

Через некоторое время они легли на параллельный курс и затем скрылись в утренней дымке. В 11 часов слева показались силуэты уже четырех легких крейсеров. В них без труда опознали отряд контр- адмирала Дева. Спустя четверть часа с "Орла" внезапно раздался выстрел. У комендора, долгое время наблюдавшего в перекрестье прицела японский корабль, не выдержали нервы. Это приняли как сигнал начала боя корабли третьего броненосного отряда. По крейсерам было дано несколько залпов, показавших хорошие результаты.

Затем начал стрельбу и "Ослябя". Произвели несколько залпов и японские корабли. Все это длилось десять минут. Повернув "все вдруг" влево, японские крейсера внезапно скрылись. Основные же силы неприятеля показались только в 13 час. 30 мин. на носовых курсовых углах "Суворова". А через две минуты с "Суворова" последовал сигнал о перестроении в одну общую кильватерную колонну. Затем на мачте флагмана запестрел сигнал "1", что означало приказание начинать стрельбу по головному японскому кораблю. Начался Цусимский бой. Через пятнадцать минут "Суворов", уже охваченный с носовых курсовых углов японскими кораблями, выдерживал их интенсивную стрельбу.

Стрельбу всего своего флота японцы умело сосредоточили на флагманах – "Суворове" и "Ослябе", и спустя пятнадцать минут оба корабля получили ужасные повреждения.

С "Наварина" было хорошо видно, как "Ослябя", имея большой дифферент на нос и крен в 12°, вышел вправо и, уходя носом в воду, повалился на левый борт и через десять минут скрылся под водой. "Наварин", выполняя приказ флагмана, стрелял по головным японским броненосцам, хотя это не приносило противнику почти никакого вреда. Темп стрельбы носовой башни был невелик. Постоянно после каждого выстрела приходилось ждать рассеивания огромных клубов черного дыма – следствие применения дымного пороха. Шестидюймовые орудия вообще не могли стрелять по указанным японским кораблям – они не входили в сектор их обстрела.

В этот период боя "Наварин" получил свое первое повреждение-снаряд попал в левый борт, почти у ватерлинии, в районе носового торпедного аппарата.

Постепенно стрельба японцев начала сказываться на идущем впереди "Сисое Великом". Через некоторое время на нем возник пожар на рострах и мостике, и он, отвернув вправо, вышел из колонны. "Наварии" вступил в кильватер "Орлу".

После выхода из строя "Суворова" головным стал "Бородино". "Суворов", управляемый лишь с помощью машин, прорезал колонну кораблей между "Наварином" и "Нахимовым", едва не столкнувшись с одним из них. С "Наварина" его приняли сначала за вражеский броненосец, но лишь потом в его контурах с трудом распознали своего флагмана. Без мачт и труб "Суворов", весь объятый пламенем, представлял собой ужасающее зрелище. Кое- кто из наших кораблей по ошибке даже сделал по нему несколько выстрелов.

Тогда же в "Наварин" в район кормы попало два крупных снаряда, один с правого, другой с левого борта Стреляли японские броненосные крейсера адмирала Уриу. Эти попадания полностью разрушили кают-компанию. Начался пожар, который вскоре удалось потушить. Опасными оказались и две пробоины в борту у самой ватерл инин. Внутрь броненосца хлынули водяные потоки от набегавших волн. Спустя некоторое время обе пробоины заделали мешками с цементом, досками и пластырем. Поступление воды заметно уменьшилось.

Незначительные повреждения были в надстройках. Они произошли от осколков разрывающихся вблизи борта крупных японских снарядов. Один снаряд, видимо, предназначавшийся "Орлу", угодил в фор-марс. Его осколками тяжело ранило командира броненосца, и его пришлось унести в операционный пункт. В командование броненосцем вступил старший офицер капитан 2 ранга Дуркин. Во время дневного боя команда "Наварина" пострадала незначительно. На корабле в операционной, кроме командира, находились еще 20 человек.

Около 17 часов эскадра шла указанным З. П. Рожествеиским курсом NО-23°. Головным теперь шел "Бородино", за ним "Орел", "Наварин", "Нахимов", "Александр III", "Сисой Великий", "Николай I" и три броненосца береговой обороны. "Суворов", заметно отставший, покинутый "вождем- спасителем", разбитый и охваченный пожарами, в одиночестве отбивался от нападавших на него миноносцев.

Около 18 часов бой на короткое время возобновился. Теперь все удары японского флота принимал на себя "Бородино". Доставалось и другим кораблям. В 18 час. 50 мин. шедший теперь за "Нахимовым" и сильно пострадавший в дневном бою "Александр III" вышел из строя влево и, объятый пламенем, повалился на правый борг. Через двадцать минут настал черед "Бородино". Не выходя из колонны, также объятый огнем, он повалился на правый борт, а потом перевернулся вверх килем, и через несколько минут скрылся в волнах. Теперь головным оказался "Орел". В это время несколько снарядов угодило и в "Наварин". Была сбита одна труба. Но самым опасным являлось наличие крена в 5°. Вода медленно через неплотности в заделанных в корме пробоинах проникала в отсеки корабля.

Через несколько минут после захода солнца все исчезло в темноте. С вражеских кораблей еще раздалось несколько залпов. Японцы стреляли, ориентируясь по пламени пожаров на наших кораблях. Ночной покров спасал эскадру от артиллерийского града, приближая другую, не менее ужасную опасность – атаки множества миноносцев. После гибели "Бородино" в командование эскадрой вступил контр-адмирал Н. И. Небогатов, держа свой флаг на "Николае I".

Подняв сигнал: "Следовать за мной", флагман вновь лег на назначенный курс NО-23°, увеличив при этом ход до 13-14 уз. После 22 часов только один "Наварин" мог освещать уцелевшими прожекторами водную гладь, ища на ней миноносцы.

Вот что писал об этой фазе участник боя В. П. Костенко в своей книге "На "Орле" в Цусиме". "Из наших кораблей, шедших в колонне за "Николаем", пользовался прожектором только один "Наварин". Он светил во все стороны и часто освещал наши собственные впереди идущие корабли. Иногда в его лучи попадали и неприятельские миноносцы. Один из них был освещен на траверзе "Орла". Миноносец уже выпустил свои мины, был подбит, стоял на месте и сильно парил. Его положение было безнадежным. В луче света ясно вырисовывалась на мостике фигура командира, который, опершись локтем па колено, спокойно курил, рассматривая наши обходившие его корабли. Расстояние до него было около кабельтова.

Грянул выстрел из 10-дюймового орудия "Сенявина" сзади. Разрыв пришелся в центре борта, миноносец сломался пополам, обе его половины поднялись вверх, сложились вместе, и обломки поднесло к борту "Наварина". Он проследил за ними лучом прожектора, а когда обломки исчезли под водой, закрыл фонарь, и вся картина гибели врага потонула в ночном мраке".

С увеличением хода в неплотности заделанных у ватерлинии пробоин все сильнее начала поступать вода. Сначала залило всю кают-компанию, затем стали заполняться и смежные помещения. Задраенные водонепроницаемые двери уже не помогали. В корпус проникало все больше и больше воды. От этого "Наварин" заменю начал отставать от эскадры. В довершение ко всему в носовом котельном отделении топнула паровая магистраль, что повлекло к выходу из действия грех котлов. Скорость резко снизилась, и вскоре "Наварин" остался один. Поняв, что броненосец отстал, кружившие вокруг миноносцы начали действовать более дерзко.

"Неприятельские миноносцы разделились на два отряда, зашли с обеих сторон "Наварина" и, держась намного впереди, направили на него лучи прожекторов. Этот маневр был предпринят, очевидно, для того, чтобы сбить с толку русских. Цель была достигнута. Офицеры и орудийная прислуга, сосредоточив все свое внимание по сторонам левого н правого бортов, не заметили, как один из миноносцев зашел с кормы. Его увидели лишь тогда, когда он оказался рядом с броненосцем", – так описал последние минуты корабля А. С. Новиков-Прибой в романе "Цусима".

Первая торпеда угодила в корму с правого борта. Пришлось застопорить машины. К счастью, рулевое устройство не пострадало. Команда без понуканий, явно осознававшая, что их спасение связано со спасением корабля, начала подводить пластырь под пробоину. Все это происходило в сложнейших условиях. Через минуту- другую "Наварин" погрузился кормой настолько, что волны свободно гуляли по верхней палубе и доходили до кормовой башни. Проникшие внутрь корабля водяные потоки, не встречая преград на жилой палубе, постепенно заполняли все новые и новые помещения. На броненосце прозвучал сигнал к спасению. Начали спускать катера и шлюпки.

Теперь настала минута расплаты за преступное отношение в Морском министерстве к вопросам непотопляемости, не раз поднимавшимся С. О. Макаровым в то далекое и безмятежное время, когда "Наварин" вступил в строй. Но вряд ли кто в этой ужасной суматохе мог об этом помнить и знать. И все же, продолжая отчаянно стрелять из орудий, броненосец некоторое время не позволял приближаться миноносцам на расстояние торпедного выстрела.

Только через 15-20 минут одному из них удалось подойти к правому борту. Второй взрыв разворотил борт у миделя. "Наварин" стал медленно валиться на правый борт. Когда из-за крена стрельба стала невозможной, другой миноносец смело подошел к левому борту и выпустил третью торпеду. Она оказалась роковой. Через минуту, продолжая валиться на правый борт, броненосец (в точке 129° 51" Оst и 34° 54" S) ушел в воду. Некоторым удалось покинуть тонущий корабль, но, оставаясь в воде, все они умерли от холода. Их последние часы, полные ужаса и страданий, со слов спасшегося сигнальщика Ивана Седова, описаны талантливейшим советским писателем-маринистом А.С. Новиковым-Прибоем в романе "Цусима".

Так 681 моряку "Наварина" последним приютом стали холодные воды Японского моря. Спастись удалось только троим.

Из записок командира эскадренного миноносца "Буйный " капитана 2 ранга II.Н.Коломейцева

В кильватер "Бородино" теперь шел "Сисой Великий" без видимых повреждений, затем "Наварин" со скрещенными реями и "Нахимов" по виду целый. Когда мимо нас стал проходить "Наварин" в кабельтовых 5, я ему сделал сигнал руками семафор "Примите адмирала". "Наварин" как будто собрался повернуть в полборта, но затем прошел мимо и "нашел" на "Сисоя". Затем с носа показался миноносец, говорили, что идет "Громкий", Он прошел вдоль борта в кабельтовых 3-х довольно большим ходом. Я ему тоже сделал сигнал семафором. Но, приняли ли на "Наварине" и на миноносце мой сигнал, я не знаю.

Повреждения броненосца "Наварин" в бою не заставили его выходить из строя. На нем несколько раз вспыхивали пожары, но их быстро тушили. Но ему несколько раз пришлось выходить из строя для отражения неприятеля и обстрела крейсера, который пытался приблизиться к нашей колонне. Крейсер затем удалился с креном (но на "Наварине" считали, что он утоплен).

В 7 часов вечера "Наварин" еще держался в боевой колонне, которая состояла из 8 броненосцев, стрелявших по неприятелю правым бортом. К тому времени на "Наварине" работала только одна машина, другая была подбита в бою.

Как стемнело, "Наварин" получил минную пробоину и сразу же вышел из строя для подводки пластыря. Пока пластырь подводили, эскадра ушла далеко вперед. Около 10 часов вечера неприятельские миноносцы атаковали "Наварин", и к этому времени снарядов на броненосце уже не было. С него по миноносцам выпустили несколько мин, но все это не помогло, так как они окружили корабль со всех сторон. В этот период "Наварин"" получил еще три пробоины: две справа в нос и корму и одну слева в центр. Пробоины были настолько велики, что броненосец начал сразу же опускаться в воду. Это было а 11 часов вечера 14 мая.

Сигнальщик, давший эти показания, говорил, что командир был здоров, всячески распоряжался и его видели на мостике.

Как только корабль начал тонуть, сигнальщик схватился за спасательный круг, висевший на мостике, бросился за борт и не успел отплыть в сторону, как его втянуло вглубь, но затем выкинуло на поверхность. Когда он осмотрелся, то "Наварина" уже не было. Он не видел и плавающих людей, не слышал и их криков. Кругом было тихо, как будто ничего и не было. Затем ему попался плавающий деревянный люк, он сел на него и провел всю ночь. Миноносцев, атаковавших броненосец, он не видел.

Утром ом увидел какой-то берег, к которому и направился, но был подобран японским миноносцем, который высадил на ближайший берег, где находились береговая батарея и солдаты. На берегу он провел весь день, вечером его переправили на японский крейсер "Касуга", который и доставил его в Сасебо.

Показание кочегара с броненосца "Наварин" Порфирия Тарасовича Деркача, уроженца Каменец-Подольской губернии.

С 2-х часов дня, когда начался бой, мичман Щелкунов находился в правой батарее. В 4 часа он был ранен и его отвели в жилую палубу на перевязку, затем положили на рундуки, где он и лежал. Когда "Наварин" к 10 часам вечера получил пробоину, всех раненых перенесли наверх. Я видел, как вели мичмана Щелкунова на командирский мостик. Что потом с ним было, я не знаю. Капитан 2 ранга Дуркин после того, когда к 6 часам вечера ранило командира, то броненосцем стал командовать он. С этого момента Дуркин был на мостике и в боевой рубке.

Около 8 часов вечера начались минные атаки. В 10 часов "Наварин" получил первую пробоину в корме с правого борта. Затем в 2 часа ночи к нам очень близко подошел неприятельский миноносец. Его в темноте сначала признали за свой. Прожекторы уже не светили, и он подошел так близко к правому борту и выпустил мину. Броненосец сильно накренился от пробоины на правый борт и стал тонуть. Все стали бросаться в воду.

В это время я видел, как Дуркин стоял на мостике и кричал: "ребята, не прыгайте с мостика, прыгайте на бак, а оттуда в воду". Мостик у нас был высокий, сажен 5, а бак низко над водой. Это были его последние слова, и больше я его уже не видел.

Показание матроса с броненосца "Наварин" Степана Дмитриевича Кузьмина, уроженца Костромской губернии.

Очень скоро после начала боя начал тонуть "Ослябя". Затем сильно пострадал "Суворов", который загорелся. Очень сильно на нем горела верхняя палуба, но людей на ней не было видно, и он продолжал стрельбу, а Затем на "Суворове", видимо, испортился руль, и он начал вертеться на месте. Эскадра оставила "Суворова" и продолжала бой до 7 часов вечера. Броненосцы "Александр III" и "Бородино" перевернулись, что мы видели своими глазами. Люди спасались на опрокинутых кузовах броненосцев. Японцы расстреливали спасавшихся людей.

"Наварин" имел с обоих бортов семь пробоин, но хорошо держался на воде. После заката солнца был сигнал адмирала Небогатопа приготовиться к отражению минных атак. Командира ранило днем, и после перевязки ого вынесли на мостик, и продолжал ли он управление кораблем, я не уверен. Когда командиру перевязывали рапы, командовал кораблем старший офицер. Днем мы видели, как тонул японский крейсер.

Когда стемнело, японские миноносцы массами делали на нас атаки, и в 10 часов вечера "Наварин" получил в корме с правого борта одну минную пробоину в районе патронного погреба. После этого броненосец осел кормой и получил небольшой крен на правый борт. Погреб успели задраить своевременно. Делали попытку завести пластырь, по сделать этого не смогли. Эскадра продолжала идти во Владивосток самым полным ходом, вероятно, более 13 узлов. Наш броненосец очень медленно оседал на корму. В 2 часа ночи из-под кормы "Николая I" выскочил миноносец, который мы приняли за свой и по ному не стреляли. Он выпустил в "Наварин" мину с очень близкого расстояния в носовую часть с правого борта. Броненосец стал тонуть. Старший офицер скомандовал с мостика не прыгать в воду, так как было очень свежо и людей волнами могло разбить о борт. Броненосец скоро ушел в воду, погружаясь кормой правым бортом. Людей на обломках плавало много. Японские миноносцы по ним, проходя, стреляли. Кроме того, людей захлестывало волнами.

Под утро мимо нас полным ходом проходил японский контр-миноносец. От его волны захлестнуло очень многих. Остались только мы вдвоем, плавая па доске. Так мы плавали до 2 часов дня 15-го мая, пока нас не спас проходивший мимо английский пароход.

На пароходе нас раздели, дали поесть и, закрыв одеялами, положили около машинного люка. Вскоре пароход остановила японская канонерка, и на него пришли 6 японцев с ружьями и несколько офицеров, требовавших, чтобы нас отдали в плен. Но нас англичане не отдали, и пароход пошел за канонеркой в Сасебо, где простоян несколько дней.

Мы видели, как в Сасебо привели отряд адмирала Небогатова. Английскому капитану нас удалось отстоять, и пароход привез нас в Шанхай, где и сдал русскому консулу.

Записано со слов командиром 9 флотского экипажа капитаном I ранга Косовичем.