Промышленный жд транспорт. Железнодорожная промышленность в россии. Что такое электронный билет и электронная регистрация

Железнодорожный промышленный транспорт выполняет объем перевозок в три раза больший, чем магистральный (примерно 3, 0 млрд т в год). Протяженность путей сообщения промышленного железнодорожного транспорта более 95 тыс. км, 60% подъездных путей имеют среднюю длину 1, 5-2, 5 км. Доля времени нахождения вагонов на путях промышленного транспорта в общем времени оборота вагонов составляет 20-22%.

Железнодорожный промышленный транспорт на открытых разработках (в карьерах) работает на крутых уклонах, на временных путях, а при других технологиях в добывающей промышленности его работа зависит от глубины залегания полезных ископаемых, способа вскрышных работ, используемой техники, уклонов, длин траншей и т. д.

Грузонапряженность данного вида транспорта составляет от нескольких тысяч до 20 млн т на один подъездной путь в год. Его пути характеризуются большим числом криволинейных участков с малым радиусом (100 м и менее). Промышленные железные дороги должны выдерживать большие нагрузки при скорости 8-15 км/ч.

На заводских территориях используют в основном тепловозы мощностью от 150 до 4000 л. с, но в шахтах и на некоторых открытых разработках горнообогатительных комбинатов используются электровозы мощностью до 2100 кВт. Для вывоза грузов из глубоких карьеров (500 м и более) созданы специальные электропоезда или тяговые агрегаты. Создаются гибридные локомотивы и тяговые агрегаты, работающие как тепловозы или электровозы (при наличии контактных сетей). Для перевозки некоторых грузов применяют специализированный подвижной составу например, чугуновозы для жидкого металла грузоподъемностью до 140 т (а на большие расстояния - до 600 т), шлаковозы грузоподъемностью 48 т для расплавленного шлака температурой 1400-1500°С, думпкары (вагоны-самосвалы) грузоподъемностью до 200 т и др. Специализированный подвижной состав составляет примерно 70%.

Поскольку на промышленном транспорте отсутствует централизованная система управления, в целях повышения эффективности использования промышленного железнодорожного транспорта образованы объединенные предприятия, а в крупных промышленных узлах - межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), обслуживающие грузовладельцев разных ведомств. При рыночных отношениях ППЖТ стали самостоятельными акционерными предприятиями и фирмами. Создан концерн «Промжелдортранс», протяженность рельсовой колеи которого составляет 5000 км. Для лучшего взаимодействия между ППЖТ создана грузовладельческая ассоциация (ГРАССО), в которую входят транспортные предприятия различных отраслей народного хозяйства. В условиях спада объемов перевозок и конкуренции происходит объединение транспортных предприятий и проводятся работы по согласованию их действий на рынке транспортных услуг и тарифной политики с магистральным железнодорожным транспортом.

Для обеспечения безопасности, оперативного руководства движением поездов на территории предприятия и связи с внешними перевозками широко применяют различные системы.

Для повышения эффективности использования промышленного железнодорожного транспорта образованы объединенные предприятия, а в крупных промышленных узлах - межотраслевые предприятия, обслуживающие грузовладельцев разных ведомств

Собственный промышленный ЖД транспорт на предприятии, осуществляющем серьёзную хозяйственную деятельность по транспортировке продукции, сырья, отходов производства и т. п. - не роскошь, а насущная необходимость. На сегодняшний день деятельность промышленного железнодорожного транспорта охватывает более 10 000 предприятий всех отраслей.

Взаимодействие магистрального железнодорожного и промышленного транспорта заключается в перевозке грузов с одного хозяйствующего объекта на другой, чаще всего - от конкретной промышленной организации до станции, входящей в структуру РЖД. При этом на деятельность промышленного железнодорожного транспорта приходится около 90% от общего числа грузовых перевозок, осуществляющихся на железных дорогах общего пользования.

Промышленный железнодорожный транспорт на предприятии любой отрасли имеет такую же инфраструктуру, как и ЖД транспорт ОАО “РЖД”, а именно:

1) Подъездные пути, ширина колеи которых практически повсеместно составляет 1524 мм, а длина колеблется от 100 м (у небольших предприятий) до свыше 400 км (у промышленных гигантов);

2) Тяговый подвижной состав - к тяговому подвижному составу относятся:
локомотивы, в большинстве случаев - дизельные, т. к. промышленные подъездные пути (пути необщего пользования) не оснащены контактной сетью: тепловозы, тяговые модули, дрезины;
вагоны самой разнообразной конфигурации: крытые, полувагоны, хопперы, платформы, думпкары, цистерны, рефрижераторы и т. д.

3) Специализированные обслуживающие организации, в чьей компетенции такие виды работ, как и , обслуживание и .

Вся работа на промышленном железнодорожном транспорте регламентируется теми же нормативными и техническими документами и инструкциями, что и работа на ЖД путях общего пользования.

имеют за своими плечами колоссальный опыт на большой “железке”. Именно поэтому мы рады предложить вам весь спектр своих , начиная от и заканчивая вашего ЖД хозяйства.

Наш тяговый состав - тепловозы ЧМЭ3, ТЭМ-2 (7, 15, 18), ТГМ-4 (6, 23) и др., под управлением первоклассных машинистов, перевезёт любые ваши грузы на любые расстояния. При этом вам не придётся беспокоиться о или погрузке вагонов - это тоже .

Кроме того, мы согласуем все возможные вопросы с соответствующими службами ОАО “РЖД”, наладив таким образом взаимодействие магистрального железнодорожного и промышленного транспорта для вашего предприятия.

.. 121 122 ..

Промышленный железнодорожный транспорт

Организацией внешних и внутренних перевозок предприятий различных форм собственности занимается промышленный транспорт. Преобладающее значение в перевозочной работе промышленного транспорта занимает железнодорожный (70-80 % общего объема).

Промышленный железнодорожный транспорт, с одной стороны, является неотъемлемой составной частью производства (технологические перевозки), а с другой - важнейшим звеном единой транспортной системы Российской Федерации (операции в сфере обращения).

Промышленный железнодорожный транспорт предусматривает четыре основные формы обслуживания железнодорожных путей необщего пользования: железными дорогами, организациями межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, отраслевыми объединенными транспортными хозяйствами, транспортными цехами предприятия. Промышленный железнодорожный транспорт - это транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий системное перемещение предметов, продуктов и средств труда в процессе производства, а также взаимодействие с магистральным железнодорожным транспортом. Вместе с другими видами транспорта и средствами перемещения промышлен-ный железнодорожный транспорт реализует технологические связи внутри предприятия, а также используется для обеспечения технологических связей между предприятиями и для перемещения работников внутри предприятия. Он подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний промышленный транспорт обеспечивает прием предприятием сырья, топлива, оборудования и заготовок с магистрального транспорта и передачу готовой продукции на магистральный транспорт.

Внутренний (или внутрипроизводственный) промышленный транспорт выполняет технологические перевозки, перемещая предметы труда от одного рабочего места к другому в границах цеха и из одного цеха в другой в пределах предприятия.

Операции, выполняемые всеми видами промышленного транспорта, следует рассматривать как составные элементы производственного процесса предприятия.

Общая протяженность железнодорожных путей нормальной колеи (1520 мм) промышленного транспорта превышает эксплуатационную длину магистральных дорог. Развернутая длина путей отдельных предприятий металлургической, химической и угледобывающей промышленности составляет 300 и более километров.

Особенности промышленного железнодорожного транспорта, занятого в том или ином производстве, определяются характером этого производства. В добывающей промышленности, например, его работа зависит от глубины залегания полезных ископаемых, способа вскрышных работ, используемой добывающей техники, этапности добычи, длин траншей и др. В черной металлургии перевозка слитков осуществляется в изложницах на специальных тележках, жидкого чугуна - в чугуновозах обычного или миксерного типа. Преобладает маневровый характер движения, дальность транспортировки - 2-5 км.

Помимо рельсового транспорта (широкой и узкой колеи) большое распространение получил промышленный автомобильный и конвейерный транспорт.

Понятие железнодорожной промышленности

Термин «железнодорожная промышленность» встречается крайне редко. Поэтому иногда возникает путаница с его трактовкой. Иногда его идентифицируют с железнодорожным транспортом, иногда – с отраслью машиностроения. Но истина находится посредине.

Определение 1

Железнодорожная промышленность – это совокупность отраслей, которые обеспечивают строительство железнодорожных магистралей, их эксплуатацию и отраслей железнодорожного машиностроения.

Таким образом, мы имеем дело с межотраслевым комплексом. Его отрасли принадлежат как к строительству, так и к машиностроению и транспорту. Отраслевая структура данного комплекса имеет следующий состав:

  • железнодорожное машиностроение;
  • железнодорожный транспорт;
  • дорожное строительство;
  • обслуживающие отрасли (энергетика, связь, электротехническое машиностроение и пр.).

Начало железнодорожная промышленность берет с момента изобретения паровой машины и ее установки на локомотив.

Железнодорожное машиностроение в России

Определение 2

Железнодорожным машиностроением называется отрасль транспортного машиностроения, которая производит различные виды железнодорожной техники (локомотивы, вагоны, транспортные платформы и т.п.).

Длительное время ввиду своей экономической отсталости Россия была вынуждена закупать железнодорожную технику за рубежом. Основными торговыми партнерами России были Великобритания и Германия. В ХІХ веке именно Британия была мировым лидером в развитии капитализма вообще и железнодорожного транспорта в частности.

Железнодорожное машиностроение в царской России было представлено вагоностроительными и вагоноремонтными предприятиями Петербурга (Петрограда) и Москвы. Локомотивы закупались в основном в Великобритании. В начале ХХ века начал свою работу Луганский паровозостроительный завод, начал строиться завод в Харькове. Паровозоремонтные предприятия открылись в Москве, Киеве, Коломне и Петербурге.

После Октябрьской революции и гражданской войны молодое социалистическое государство оказалось в условиях международной экономической блокады. Для восстановления разрушенного войной хозяйства и подъема экономики требовалось развитие железнодорожного сообщения. Правительству удалось заключить договор с германскими фирмами на поставку первых партий паровозов. В дальнейшем был взят курс на первоочередное развитие тяжелого машиностроения (в том числе – железнодорожного).

За годы Советской власти были восстановлены разрушенные войной и построены новые заводы железнодорожного машиностроения. К новостройкам первых советских пятилеток следует отнести и строительство московского метро. Основной тягловой силой были паровозы. Железнодорожная сеть и заводы железнодорожного машиностроения, находившиеся на территории Европейской части Советского Союза были основательно разрушены в ходе Великой отечественной войны.

Вторая половина ХХ века характеризуется развитием электрификации железных дорог. Для этого были построены электровозостроительные заводы в Новочеркасске и Тбилиси. Пассажирские вагоны строились в Риге и Калинине, грузовые вагоны – в Кременчуге, Днепродзержинске, Абакане и Барнауле. Часть подвижного парка импортировалась из стран социалистического лагеря (тепловозы из Чехословакии, вагоны из Польши). Но это было вызвано не недостаточностью отечественных машиностроительных мощностей, а политическими интересами (поддержание экономики социалистических стран Европы).

После распада Советского союза железнодорожный комплекс, как и вся экономика, пережил кризис. Но развитие экономики и размах территории России послужили основой формирования внутреннего рынка для продукции железнодорожного машиностроения. В настоящее время железнодорожное машиностроение России включает в себя следующие сектора:

  • локомотивостроение (тепловозостроение и электровозостроение);
  • вагоностроение (выпуск грузовых и пассажирских вагонов);
  • производство путевой техники.

Крупнейшими компаниями железнодорожного машиностроения в настоящее время являются: «Трансмашхолдинг» (заводы в Брянске, Коломне, Новочеркасске), Уралвагонзавод, Алтайвагонзавод, Тихвинский вагоностроительный завод, Армавирский завод тяжелого машиностроения. Они обеспечивают поставки на внутренний рынок всех видов требуемой продукции – грузовых и пассажирских вагонов, полувагонов, платформ, цистерн, изотермических вагонов, тепловозов и электровозов. В отношении локомотивов Российское машиностроение выпускает как магистральные локомотивы, так и маневровые и маневрово-вывозные. Последние используются на различных предприятиях металлургии, машиностроения, горнодобывающих предприятиях и лесоразработках.

Железнодорожное машиностроение отличается высокой материалоемкостью. Поэтому машиностроительные предприятия этой отрасли тяготеют к металлургическим базам. В настоящее время география железнодорожного машиностроения представлена Центральным районом, Санкт-Петербургом, Северным Кавказом, Нижним Тагилом, Алтайском, Абаканом.

Важной составляющей рассматриваемого комплекса является производство путевой техники. Ведущим предприятиями этой отрасли являются Калужский завод «Ремпутьмаш», Абдулинский и Верещагинский заводы железнодорожного оборудования. Стоит отметить, что железнодорожное машиностроение России требует в настоящее время значительных капиталовложений.

Железнодорожное строительство и железнодорожный транспорт в России

Ввиду обширных территорий страны железнодорожный транспорт играл и играет важную роль в экономике России. Страна имеет одну из самых крупных железнодорожных сетей в мире. Ее общая протяженность превышает 124 тысячи километров. Более трети из них в настоящее время электрифицировано. По протяженности железных дорог Россия уступает лишь США.

На долю железнодорожного транспорта в России приходится 27 % пассажироперевозок и почти 45 % грузоперевозок (без учета трубопроводного транспорта). К сожалению железнодорожный транспорт России характеризуется сравнительно низкой конкурентоспособностью. По качеству железнодорожной инфраструктуры Россия находится только на 23 -м месте (а по качеству общей транспортной инфраструктуры – на 74 -м).

Первые железные дорог были построены в России в ХІХ веке (Царскосельская дорога, дорога Одесса –Балта). Железнодорожная сеть страны характеризуется территориальной диспропорцией. Наиболее развита железнодорожная сеть в Европейской части страны. Долгое время единственной магистралью в Азиатской части России была Транссибирская магистраль. За годы Советской власти были проложены новые магистрали. Проведена электрификация дорог. В ХХІ веке введены в эксплуатацию скоростные локомотивы отечественного производства. Лидером в российском железнодорожном транспорте является компания ОАО «Российские железные дороги».

Наряду с магистральным транспортом имеется промышленный транспорт, который выполняет перевозки на промышленных предприятиях, стройках, карьерах. Промышленный транспорт представляет собой сложный комплекс технических средств и технологий, предназначенных для выполнения, транспортных, погрузо-разгрузочных работ и складских операций в сфере производства. По большому счету промышленный транспорт осуществляет начальные и конечные перевозки.

Транспорт необщего пользования, который обслуживает непосредственно отдельные предприятия - сельскохозяйственные, строительные и др. - обеспечивает нормальное функционирование их производства.

В составе промышленного транспорта выделяют:

· внутрицеховой технологический транспорт;

· межцеховой технологический транспорт;

· внешний промышленный транспорт (находится на стыке с транспортом общего пользования - ввозит сырье от магистрального транспорта и передает ему готовую продукцию от цехов)

На каждом предприятии средства промышленного транспорта могут быть самыми различными: применим железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, конвейерный и др. виды промышленного транспорта. Эти средства используются либо обособленно, либо совместно.

В настоящее время на предприятиях широко применяются специальные технологические конвейеры (для сыпучих грузов), ленточные и роликовые транспортеры, электрокары и автокары, подвесные канатные дороги (в шахтах и цехах) и пр. Эти приспособления в большей мере относятся к внутрицеховому промышленному транспорту. К межцеховому транспорту часто относят автомобильный и железнодорожный промышленный транспорт. Предприятия, расположенные на берегах рек и озер, применяют речной или морской промышленный транспорт, располагая собственными причалами, судами, складским и грузовым оборудованием. Более 80% всех промышленных перевозок выполняет железнодорожный и автомобильный промышленный транспорт.

Удельный вес затрат на промышленном транспорте, себестоимости продукции очень велики и составляют до 20% (в пищевой промышленности - 7%, а на открытых горных разработках -60-65%, в обрабатывающих областях - 20-25%). На промышленном транспорте работает около 8 млн. человек.

Перевозки грузов на промышленном транспорте в 3 раза больше, чем на магистральном железнодорожном транспорте. Например, для производства 1 тонны готовой продукции - 1 млн. тонн стали, требуется перевезти 17 млн. тонн грузов.

Средняя дальность перевозок на промышленном транспорте небольшая – в среднем 6,5 км, на магистральном железнодорожном транспорте - 1000 км. По этой причине для характеристики промышленного транспорта не пользуются показателем грузооборот. Основным оценочным показателем на промышленном транспорте являются грузоперевозки.


На промышленном транспорте в настоящее время электрифицировано всего 20% путей, на магистральном - 60%.

Ведущую роль промышленный транспорт играет в работе предприятий черной металлургии, угольной, химической, строительной, лесной, дерево- и нефтеперерабатывающей промышленности. Промышленный транспорт является частью инфраструктуры предприятия.

Промышленный железнодорожный транспорт. Общая протяженность всех видов колеи этого вида транспорта составляет 62 тыс. км, при этом доля видов с нормальной колеей - 1520 мм превышает 90%. Большей частью этим видом транспорта обслуживаются предприятия лесной и металлургической отраслей. Промышленным транспортом используется электровозы, которые отличаются от магистральных конструктивными особенностями: единственная центральная кабина машиниста приподнята над кузовом; электровоз может двигаться в кривых радиусом до 60 м (токосъем осуществляется боковыми токоприемниками); большая часть вагонов специализирована под определенные виды груза; малая скорость движения (до 40 км/ч); большое количество стрелок и стрелочных переездов.

За последние 15 лет были резко сокращены инвестиции в развитие промышленного железнодорожного транспорта. В результате 40% всего подвижного состава эксплуатируется за пределами нормативных сроков службы и требуют замены. Часть предприятий акционировалась и подъездные пути перешли в частные руки.

Промышленный автомобильный транспорт занимает важное место в общем объеме перевозок промышленного транспорта. Автомобильный промышленный транспорт имеет следующие достоинства:

1) высокая универсальность и маневренность (развоз груза по территории всего предприятия);

2) возможность преодоления больших уклонов пути;

3) имеет малые радиусы поворота, тем самым необходимость больших площадок для выполнения грузовых операций падает.

Недостатки автомобильного промышленного транспорта:

1) высокая себестоимость перевозок в сравнении с железнодорожным транспортом

2) зависимость расхода топлива от климатических условий;

3) структура использования автомобильного парка несовершенна - мало используется спецтранспорт, а эксплуатационный срок службы грузовых автомобилей резко уменьшается.

Эффективное использование различных видов транспорта создается за счет комбинированных автомобиле - железнодорожных транспортных систем, а также привлечение в работу спецавтотранспорта - автопогрузчиков.

В промышленном транспорте также применим трубопроводный транспорт, монорельсовые подвесные дороги, грузовые подвесные канатные дороги в межцеховых и внутрицеховых перевозках.

Основные показатели промышленного транспорта. Качественные показатели работы промышленного транспорта характеризуют уровень использования транспортных и погрузочно-разгрузочных средств по времени и мощности. Обобщенную оценку качества эксплуатационной работы получают при определении средней производительности вагона, локомотива, автомобилей, специальных видов промышленного транспорта, средств механизации грузопереработки. К количественным показателям работы промышленного транспорта относят объемы перевозок, выполненные на предприятии тем или иным видом транспорта за установленный период (объемы внешнего отправления и прибытия грузов, межцеховые и внутрицеховые объемы перевозок, объемы погрузочно-разгрузочных и складских работ).