Введение. Военный аутсорсинг по-русски Аутсорсинг в армии

В мирное время неэффективен, в военное опасен

В ходе реформирования Вооруженных Сил РФ существенно изменилась система материально-технического обеспечения. Одним из способов ее организации с 2008 года стал выступать аутсорсинг, под которым в ВС понимается передача функций внешним исполнителям (сторонним специализированным организациям) на договорной основе.


Основной специализированной организацией для материально-технического обеспечения Вооруженных Сил стало ОАО «Оборонсервис», учредителем которого являлась Российская Федерация, а права учредителя переданы Минобороны. На момент создания данное ОАО объединяло 341 организацию (таблица 1), зарегистрирован уставный капитал в размере 10,5 миллиарда рублей. ОАО «Оборонсервис» подведомственно девять открытых акционерных обществ, в его распоряжении находится 100% минус 1 акция.

Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Оборонсервис» и входящих в холдинг организаций являются следующие (таблица 2).

В настоящее время ОАО «Оборонсервис» занимает значительную долю на рынке аутсорсинговых услуг для Минобороны РФ (таблица 3).

Идея хорошая, но на практике…

Таблица 1

Основными задачами введения системы аутсорсинга в материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил являлись исключение отрыва личного состава от занятий по боевой подготовке, освобождение командования от решения несвойственных ему задач, повышение качества предоставляемых услуг, передача аутсорсеру рисков хозяйственной деятельности, снижение затрат, издержек на брак и т. п.

Видимо, при правильной организации и государственном подходе по передаче некоторых функций обслуживания и обеспечения частей, соединений и организаций армии и флота на систему аутсорсинга поставленные цели могут достигаться. Однако практика применения в течение трех лет показывает в основном серьезные системные недостатки ее внедрения.

Специализированными организациями – ОАО «РЭУ», ОАО «Славянка» и ОАО «Оборонэнерго», предназначенными, по мнению реформаторов, эффективно заменить ликвидированные квартирно-эксплуатационные органы, за все время деятельности не были обеспечены и не проводились надлежащие мероприятия по подготовке многих военных городков, мест компактного проживания семей военнослужащих и других объектов Минобороны к эксплуатации в зимний период, созданию необходимых запасов топлива, качественному ремонту котельного оборудования, теплотрасс, текущему ремонту, содержанию зданий и сооружений. По этим причинам на объектах жилого и служебного фонда, водоканализационного хозяйства происходили многочисленные аварийные ситуации, приводящие к серьезным, а порой чрезвычайным последствиям.

Таблица 2

Например, в начале 2012 года в населенном пункте Алакуртти (Мурманская область), в котором проживают более шести тысяч жителей, без отопления остались свыше 20 домов разной этажности, 978 человек были эвакуированы и размещены по несколько семей в одну квартиру, оперативно решить проблемы с теплоснабжением аутсорсеры не смогли.

В городке Петровское в Ленинском районе Московской области (в девяти километрах от МКАД) системы отопления и энергоснабжения работали с перебоями, в аварийном состоянии находились канализационные коммуникации, стоки из них текли по открытым канавам. С декабря 2010 года городок захламлен упавшими во время ледяного дождя ветками деревьев, уличное освещение длительное время отсутствовало, дороги от снега в зимний период не очищались, регулярный вывоз мусора не осуществлялся, капитальный и текущий ремонт домов не проводился. Многочисленные жалобы жителей на состояние жилищно-коммунального хозяйства и качество услуг в ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ», ОАО «28 электрическая сеть», Минобороны и даже президенту РФ ситуацию практически не меняли.

Из-за низкой температуры воздуха в казармах в период сильных морозов в частях Ужурского ракетного соединения (Красноярский край) произошли вспышка простудных заболеваний среди военнослужащих по призыву и смерть от пневмонии рядового Ивана Пермитина.

По вине ОАО «РЭУ» и ОАО «Славянка» продолжалась практика несвоевременных расчетов с компаниями-партнерами за оказанные услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации жилого фонда, поставку тепловой энергии. Это создавало критические ситуации, когда поставщики отключали от теплоснабжения военные городки, офицерские общежития и другие объекты. Такие факты, причем неоднократно, имели место в конце 2011 – начале 2012 года в частях и объединениях Забайкальского края (Читинский гарнизон), на Черноморском флоте, в Саратовской, Курской областях и других регионах России.

В 2010–2011 годах филиалы ОАО «Славянка» и ОАО «РЭУ» грубо нарушали Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ, запрещающий изменять тарифы более одного раза в течение года. Филиал «Карельский» ОАО «Славянка» с октября 2010 по декабрь 2011 года четыре раза увеличивал стоимость холодной воды, которая возросла с 89,93 до 239,38 рубля в месяц, а филиал «Санкт-Петербургский» ОАО «РЭУ» повысил стоимость отопления за один квадратный метр жилой площади с 17 рублей 20 копеек до 54 рублей 46 копеек – на 316,6 процента.

Нет соперничества – нет качества

Таблица 3

Конкурсный отбор компаний для организации и проведения аутсорсинга в Министерстве обороны должным образом организован не был, федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не соблюдался. При реализации указа президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» Министерством обороны, несмотря на наличие сложившихся и функционирующих открытых рынков, было инициировано принятие ряда распоряжений правительства РФ об определении субхолдингов данного ОАО единственными поставщиками по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг в интересах военного ведомства.

В частности, распоряжением правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 2032-р ОАО «Агропром» определено единственным исполнителем до 25 процентов ежегодно размещаемых Минобороны России государственных заказов на поставки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Распоряжением правительства РФ от 2 февраля 2010 года № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 155-р ОАО «Военторг» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, банно-прачечному обслуживанию и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1947-р ОАО «Главное управление обустройства войск» определено единственным исполнителем в части проектирования и строительства в 2011–2012 годах жилья для военнослужащих на земельных участках, предоставленных для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 18 октября 2010 года № 1790-р ОАО «Военторг» определено единственным исполнителем по поставкам продовольственных товаров для нужд Минобороны России на территории Чеченской Республики. Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 643-р ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.

Таблица 4

Принятие «нужных» для реформирования системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил постановлений правительства способствовало устранению добросовестной конкуренции при выборе исполнителей по различным видам деятельности и в итоге привело к существенному повышению цен на оказываемые Минобороны услуги.

Рост цен при организации питания по лечебным пайкам в военно-медицинских учреждениях Минобороны России с 1 сентября 2010 года по государственному контракту, заключенному с ОАО «Военторг», по отношению к аналогичным ценам, установленным госконтрактом с предыдущим поставщиком услуг со сроком действия по 31 августа 2010 года, составил: в ФГУ ГВКГ имени Н. Н. Бурденко – до 41,2 процента, в ФГУ 2 ЦВКГ имени П. В. Мандрыка – до 98,3, в ФГУ 3 ЦВКГ имени А. А. Вишневского – до 33,9.

Увеличение цен по основным пайкам при организации питания военнослужащих по государственным контрактам, заключенным Минобороны России с ОАО «Военторг», продолжилось в 2011 году. По сравнению с 2010-м их рост составил от 11,2 до 24,1 процента, что при ежегодном расширении сферы оказываемых услуг приводило к значительным дополнительным бюджетным расходам на эти цели. Парадоксально, но это происходило в условиях, когда государственные контракты Минобороны с ОАО «Военторг» по своему существу и ранее являлись, мягко выражаясь, очень лояльными. Министерство обороны России на период действия контракта передавало ОАО «Военторг» в безвозмездное пользование объекты имущества продовольственной службы получателя услуг, укомплектованные необходимым оборудованием, столово-кухонной посудой и инвентарем. Объекты должны были соответствовать требованиям, установленным нормативными актами для соответствующей категории имущественных комплексов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и санитарным нормам. Кроме того, военное ведомство брало на себя обязанность производить замену и (или) капитальный ремонт вышедшего из строя оборудования и имущества в соответствии с нормами обеспечения.

ОАО «Военторг» в свою очередь взяло на себя обязательство самостоятельно приобретать материальные и иные ресурсы, необходимые ему для оказания услуг, за исключением коммунальных, технологическое, холодильное и немеханическое оборудование, весоизмерительные приборы, столово-кухонную посуду и инвентарь, выполнять текущий ремонт оборудования.

Из всего объема услуг по организации питания военнослужащих (в рамках заключенных на 2011 год государственных контрактов) дочерними акционерными обществами ОАО «Военторг» оказывалось менее двух процентов указанных услуг. Почти весь их объем (более 98%) выполняли иные соисполнители, привлекаемые ОАО «Военторг» в соответствии с условиями заключенных с Минобороны России государственных контрактов. При этом стоимость сутодач по основным пайкам для соисполнителей в соответствии со спецификацией к заключенным договорам устанавливалась ОАО «Военторг» на один процент ниже стоимости указанных сутодач, определенных государственными контрактами, заключенными с Минобороны (плановая доходность ОАО «Военторг»). Сумма указанной комиссии в 2011 году составила около 230 миллионов рублей. Таким образом, только одна явно избыточная посредническая структура – ОАО «Военторг», действующая параллельно центральным органам военного управления, «отнимала» от бюджета военного ведомства почти четверть миллиарда рублей.

И не случайно объем бюджетных ассигнований, выделенных Министерству обороны на организацию питания военнослужащих на условиях аутсорсинга в 2010 и 2011 годах (по данным Счетной палаты), характеризуется следующими данными (таблица 4).


Из таблицы видно, что рост расходов очевиден и обусловлен он в значительной степени расширением аутсорсинговых услуг по организации питания военнослужащих.

А какое же реально при таком увеличении затрат качество питания и продовольственного обеспечения? Вот несколько примеров из жизни. ООО «Кейтеринг-Р», соисполнитель ОАО «Военторг», занимающееся продовольственным обеспечением войск (сил) в Приморье, в декабре 2011 года дважды выдавало в столовую сливочное масло и рыбу с истекшим сроком хранения и покрытые плесенью. Только решительность командования предупредила отравление личного состава. Контрагент ОАО «Военторг» – ООО «Фуд-Комплекс» для питания отдыхающих в санаториях Кавказских Минеральных Вод приобретало мясо импортное, мороженое, производства США под названием «Оковалок» и производства Бразилии – «Толстый край». Ниже этого «края», видимо, остается только корм для собак. Фрукты и овощи в условиях Кавказа поставлялись импортного производства. Неоднократно закупалась рыба с запахом, хлеб (зачастую непригодный к употреблению) завозился из города Нальчика при наличии в городах размещения санаториев местных хлебозаводов. И такое «снабжение» и «питание» организовано в условиях, когда средняя стоимость путевки с 12 111 рублей в 2008 году возросла в 2011-м до 23 905 (практически в два раза), а в 2012-м – до 26 000 рублей.

Предложенная аутсорсерами организация питания в санаториях фактически ликвидировала все хорошее, что было накоплено ранее, когда поставщиками основных продуктов – хлеба, мяса, молока, фруктов и т. д. были, как правило, местные фермеры. На местах производились сезонные заготовки овощей, фруктов, картофеля, а также оптовые заготовки продуктов длительного хранения – макаронные изделия, крупы, сахар, что значительно снижало их стоимость и удешевляло цену пребывания отдыхающих. Если на момент передачи в 2010 году организации питания в санаториях аутсорсеру стоимость сутодачи составляла 220–260 рублей, то позже руководящим этим делом коммерсантам она стала оплачиваться по цене 503 рубля 88 копеек (в том числе цена продуктов – 313 рублей 90 копеек). Если раньше жалобы на питание были редким случаем, то с приходом аутсорсеров они стали постоянными.

Организация обеспечения вещевым имуществом, содержания помещений в чистоте, уборки территорий далека от требований времени. По вине ООО «Авеста» (контрагент ОАО «Военторг») на складе Читинского производственного комбината в конце 2011 года скопилось около семи тонн грязного белья, из-за чего остатки чистого белья в частях Читинского гарнизона оказались практически исчерпанными. Там же хранилось около двух тонн белья из инфекционного отделения 324-го окружного военного госпиталя.

Серьезные недостатки допускались коммерческими структурами, занимающимися капитальным строительством объектов недвижимости и ремонтом военной техники. Особенно много нарушений было в их деятельности по использованию государственных средств (завышение цен, приписки объемов и стоимости выполненных работ и другие злоупотребления с разбазариванием и расхищением материальных ценностей и денежных средств).

О реальном положении дел с расходованием бюджетных средств, выделяемых Минобороны на обеспечение жизнедеятельности войск, сообщал в своем представлении министру обороны 25 января 2012 года заместитель генерального прокурора Российской Федерации – главный военный прокурор Сергей Фридинский (см. документ на стр. 05).

Проблемные вопросы

Решение о введении аутсорсинга для материально-технического обеспечения, видимо, было продиктовано стремлением реформаторов скопировать эту систему в армии США. Однако они должны были знать, что любые реформы на Западе проводятся с учетом критерия «стоимость-эффективность». В циркуляре административно-бюджетного управления А-76 Минобороны США записано, что принятие решения о внедрении коммерческой практики для той или иной деятельности связано прежде всего с получением наиболее высокой отдачи от затрат бюджетных средств, и поэтому частные компании допускаются к конкурсу и способны его выиграть только при стоимости их работ как минимум на 10 процентов ниже, чем у государственных структур. Использование конкурсных контрактов позволяет американскому военному ведомству экономить до 30 процентов средств.

При этом, что немаловажно, военное руководство армии США не стремится (как это сделано у нас) заменить гражданских служащих, занятых в воинских структурах, представителями частного сектора, поскольку опыт, уровень квалификации таких служащих в целом выше, чем персонала из структур возможных подрядчиков.

Таким образом, анализ применения аутсорсинга в Министерстве обороны убедительно показывает пока неспособность этой системы положительно решать задачи материально-технического и других видов обеспечения Вооруженных Сил. Объективные попытки найти положительные примеры практики работы коммерческих компаний и особенно обеспечения надлежащего качества выполняемых работ и услуг не увенчались успехом.

Основными серьезными недостатками в организации деятельности аутсорсинга являлись:

  • резкий рост расходов бюджетных средств по всем направлениям обеспечения и обслуживания войск (сил) в размерах от трех раз и даже на порядок, в том числе транспортным, коммунальным расходам, оплате электроэнергии, продовольственному, вещевому обеспечению, ремонту вооружения, военной техники и др;
  • качество выполняемых работ, услуг при росте расходов значительно ухудшилось. Увеличилось количество отравлений личного состава продуктами
  • питания, текущий ремонт, содержание зданий и территорий, коммунальное обеспечение во многих случаях находятся в запущенном состоянии;
  • зачастую работы по различным видам обслуживания и обеспечения вообще не проводились, для их выполнения так и отвлекаются военнослужащие;
  • наносился значительный вред социальной защите личного состава. Цены практически на все услуги, оказываемые коммерческими предприятиями военнослужащим, членам их семей и лицам гражданского персонала, повышались. Например, значительно увеличились цены на парикмахерские услуги, за питание в столовых, проживание в гостиницах, лечение и отдых в санаториях и домах отдыха. Возрастали тарифы на жилищно-коммунальные услуги и др.;
  • организация контроля со стороны ОАО «Оборонсервис» за входящими в его состав ОАО «Славянка», «Военторг», «РЭУ» и другими из-за отсутствия продуманных и тщательно проработанных рычагов не соответствует важности решаемых задач в области обороны. При нахождении их филиалов и контрагентов акционерных обществ на территории от Калининграда до Камчатки и при невозможности реального влияния на их работу со стороны командиров частей, начальников учреждений (кроме права подписания актов о качестве приемки работ) эти структуры предоставлены сами себе. Ответственность по всем направлениям их деятельности размыта до уровня ее отсутствия;
  • руководителям ОАО и «нужным» людям из числа их подчиненных устанавливается высокая, несоразмерная достигнутым результатам заработная плата, премии выплачиваются по принципу «своя рука владыка». ОАО стремятся выполнять наиболее дорогостоящие виды работ – взять «жирные куски», а малооплачиваемые работы их вообще не интересуют;
  • из-за ликвидации в воинских частях и учреждениях квартирно-эксплуатационных органов надлежащий инженерно-технический контроль за выполненными аутсорсерами работами отсутствует. Командиры воинских частей вынуждены подписывать акты приемки работ без анализа их полноты и качества соответствующими специалистами. В результате возможности приписок неограниченны, в чем, как правило, есть очевидный интерес коммерческих организаций, что, естественно, ведет не просто к росту расходов Минобороны, а их коррумпированной составляющей;
  • вооруженные Силы теряют автономность жизнеобеспечения в условиях ведения войны, чрезвычайных и аварийных ситуациях. Затруднено или невозможно использование аутсорсинга вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных малонаселенных местностях, в которых отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры.

Приведенный перечень проблемных вопросов внедрения аутсорсинга далеко не исчерпывающий. Практика передачи ряда функций гражданским или коммерческим организациям должна тщательно и всесторонне исследоваться. Полагаться в этом деле только на «креативных» реформаторов – значит нанести серьезный урон Вооруженным Силам.

Есть положительные примеры

Обратимся вновь к опыту армии США. Там четко определены функции, в осуществлении которых могут принимать участие частные структуры. Это, к примеру, оплата труда гражданского персонала (около 800 тысяч человек), выплаты военным пенсионерам (примерно 2,2 миллиона человек), оказание услуг служащим Минобороны (обучение и подготовка военного и гражданского персонала, подготовка к службе в армии), сбыт излишков собственности и национальных запасов, управление сдаваемой внаем собственностью, работы по содержанию складов. Только за счет этих работ в течение 1997–2014 финансовых годов планируется сэкономить около 2,6 миллиарда долларов. Противники передачи части вспомогательных функций частному или гражданскому государственному сектору опасаются, что это приведет к снижению боевой готовности ВС из-за отсутствия у возможных подрядчиков заинтересованности в ее поддержании на необходимом уровне и по причине утраты контроля за этим направлением деятельности со стороны Министерства обороны США.

А самый главный проблемный вопрос в организации и осуществлении системы аутсорсинга, который всегда следует учитывать руководству Минобороны России, заключается в том, что все коммерческие структуры не заинтересованы в улучшении дел в обслуживаемых ими воинских частях, организациях и учреждениях и, конечно, в обеспечении боевой готовности войск (сил). Главная их задача – извлечение прибыли и снижение своих затрат путем поставки продукции для потребителей услуг, купленных по самым низким (зачастую бросовым) ценам. Привлекая, как правило, к выполнению работ неподготовленную профессионально иностранную рабочую силу, они неспособны обеспечить их качество, даже если бы пытались к этому стремиться. Все это привело к неэкономным, нередко бесцельным расходам бюджетных средств, в том числе и злоупотреблениям, которые составили огромные суммы, чем нанесен значительный материальный ущерб государству.

Вот почему можно с уверенностью констатировать, что задача качественного реформирования материально-технического обеспечения армии и флота оказалась невыполненной. Командира (руководителя) не освободили от несвойственных функций, а наоборот, создали ситуацию, когда он не в состоянии нормально руководить подчиненными коллективами, так как прежде чем их воспитывать, учить воевать, им нужно для этого создать соответствующие условия жизни и быта. Если раньше, до этих реформ командир мог решать вопросы обеспечения личного состава, обладая властью, материальными и денежными средствами, то сегодня он выступает в роли просителя, наблюдателя, но продолжает за все отвечать. Этим, к большому сожалению, подорван принцип единоначалия, который всегда был основополагающим принципом строительства Вооруженных Сил.

В то же время есть немало хороших примеров в практике организации материально-технического обеспечения армий Турции, Великобритании и др. Например, в турецких ВС эта система была построена на привлечении к ней военнослужащих, по той или иной причине негодных к строевой службе. Для этого в Министерстве обороны осуществлялась их подготовка по гражданским специальностям (курсы от трех до шести месяцев и др.). После получения специальности они направлялись в соответствующие структуры обеспечения армии, где содержались как военнослужащие по призыву и под руководством должностных лиц, занимающихся материально-техническим обеспечением, проходили службу, обеспечивая высокое качество работ, услуг и с минимальными затратами государству.

Там же в свое время на основании соответствующих правительственных решений обслуживанием контрактников занимались структуры страховой организации «Ояк», которой в качестве преференции была делегирована функция по реализации вышедших из строя техники и вооружения, излишествующего и ненужного движимого и недвижимого имущества Минобороны. Поэтому реализация военнослужащим товаров и услуг осуществлялась по ценам существенно ниже государственных и качество услуг не вызывало сомнения (организация питания, проживание в гостиницах, санаториях, профилакториях, предоставление транспорта, покупка товаров и многое другое). К примеру, система турецкого военторга имела право устанавливать торговую наценку только 10 процентов, при этом исправно существовала за счет большого оборота товаров. Такое обеспечение личного состава армии иначе как настоящей заботой государства о военнослужащих назвать нельзя. Видимо, подобную систему вполне можно создать в Российской армии.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Дмитрий Витальевич отвечает за материально-техническое обеспечение армии. Мы тут долго пытались понять, где та самая точка, важная, самая главная точка, за что отвечает в техническом, скажем, смысле Дмитрий Витальевич, и поняли, что это вопрос эксплуатации. Вот, мой первый вопрос как штатского человека, там… Толя всё-таки военный, а я штатский. Скажите, пожалуйста, на сегодняшний день где у нас самые сильные места в эксплуатации техники в российской армии и где нужно менять? Куда нужно сосредоточиться?

Д. БУЛГАКОВ - Вначале я бы прежде чем ответить на вопрос, вкратце бы сказал, что система материально-технического обеспечения и все виды обеспечения (их 3 на сегодняшний день существует в Вооруженных силах) всех армий, в том числе и российской армии, это боевого, тылового и технического. Ни одна система, обеспечивающая, не может развиваться самостоятельно без развития самих Вооружённых сил, то есть система обеспечения – это система, которая параллельно развивается под обеспечивающие структуры. Естественно, они должны соответствовать тем параметрам, которые запрашивают боевые соединения и части. Для того чтобы обеспечить в установленное время в установленном месте как положено и что должно быть. И поддержать в том состоянии технической готовности вооружение, военную технику. На сегодня система материально-технического обеспечения, ещё раз хочу напомнить, что их было 2 – тылового и технического. Как правило, они работали в одной зоне, но по двум направлениям деятельности. В итоге деятельность этих двух систем сводилась к обеспечению личного состава и вооружений, военной техники. Сегодня принято решение в министерстве обороны о создании системы материально-технического обеспечения под единым руководством в одной единой зоне с созданием сил и средств на сегодняшний день. Я потом ниже, если можно, поясню, какие силы и средства есть. Вся система материально-технического обеспечения на сегодняшний день состоит из 2 составляющих – это стационарная база и подвижная, которая есть от батальона до бригад и других объединений и соединений на сегодняшний день. Все соединения и части системы материально-технического обеспечения – это соединения бригад материально-технического обеспечения в округе. В самой бригаде – батальон материально-технического обеспечения. В батальоне – рота материально-технического обеспечения. В линейном батальоне рота материально-технического обеспечения. Они все части постоянной готовности и соответствуют уровню готовности тех соединений и частей, которую они обеспечивают. Смысл и задача заключается в том, что система материально-технического обеспечения занимается доведением до личного состава норм довольствия или услуг. И поддержание укомплектованности, обеспеченности вооружений военной техникой согласно штатам и табелей к штату подразделений частей и их эксплуатацию. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, мы говорим, что эксплуатация – это самый сложный процесс в эксплуатации вооружений, военной техники. Здесь складывается много параметров в эксплуатации – и обученность личного состава, и обученность экипажа, их техническая грамотность, их подготовка к эксплуатации сложного вооружения, военной техники на сегодня. Поэтому на сегодняшний день мы в эксплуатации для этого, чтобы происходило, готовим экипажи механиков-водителей, знаете, по трёхмесячной программе в учебных центрах, для того чтобы заниматься эксплуатацией вооружений, военной техники.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А хватает ли? Дмитрий Витальевич, смотрите, сегодня годовой срок службы, да, по призыву. Значит, 3 месяца учебка, да? 9 месяцев работ. Хватает?

Д. БУЛГАКОВ - Если вы спрашиваете о подготовке специалистов, которые занимаются техническим… в смысле обеспечением.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, механик-водитель.

Д. БУЛГАКОВ - Да, механик-водитель. В принципе на сегодняшний день… не в принципе, а будем говорить – однозначно, что опыт показал, что достаточно для подготовки этого времени, это уже апробировано, всё это уже доказано, что этого срока достаточно на подготовку. Вторая сторона составляющая заключается… именно те подразделения технического обеспечения, которые занимаются техническим обеспечением вооружений, военной техники. Естественно, мы, наверное, с вами должны правильно понимать, что за 3 месяца ремонтника для ремонта техники сложнейшей на электронном оборудовании и так далее, мы подготовить не в состоянии. Поэтому порядок комплектования ремонтных подразделений идёт по призыву из военкоматов тех специалистов, которые готовятся на гражданке. Это раз. Второе. Это подготовка в учебных подразделениях. Два. И третье – это подготовка уже непосредственно в самой воинской части. Но мы на сегодняшний день в соответствии с решением министра обороны докладывали, все расчёты делали, изучали эти опыты и так далее, мы переходим на сервисное обслуживание вооружений, военной техники гражданскими предприятиями и гражданскими специалистами, профессионалами в этих вопросах. То есть в этот вопрос входят на сегодняшний день специалисты с заводов, предприятий, которые занимаются изготовлением и обслуживанием этой техники .

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, вот, вы говорили о том, что есть же ещё и боевое направление, да? А как гражданские специалисты могут очень быстро и главное – слаженно – исполнять это?

Д. БУЛГАКОВ - Отвечаю на этот вопрос. Часто задают вопрос – а как, если война?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, собственно… ну конфликт, хорошо, конфликт.

Д. БУЛГАКОВ - Мы должны с вами чётко понимать ряд вещей. Первое – в мирное время идёт боевая подготовка. Следовательно, есть нормативы, показатели, когда вооружение и военная техника в ходе эксплуатации должна выходить на ежедневное техническое обслуживание, да? Если техническое обслуживание номерное… №1, №2… есть средний ремонт, есть капитальный ремонт, есть текущий ремонт техники, и так далее. Для этого в каждой части разрабатывается план эксплуатации вооружений, военной техники. Под него составляется, развёртывается план обеспечения запасными частями, различными другими горюче-смазочными материалами для выполнения этих задач. Поэтому для этого на сервисное обслуживание привлекаются гражданские предприятия, с которыми заключен у нас контракт, и под этот план в соответствии под каждую часть, под каждую бригаду сделан этот план… за каждую бригаду. И под эти сроки пребывают специалисты в эту часть и проводят то сервисное обслуживание, которое должно быть проведено на тех или иных образцах вооружений, военной техники.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Это когда нет конфликта.

Д. БУЛГАКОВ - Когда нет конфликта.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Не просто же гражданские, да, предприятия. Это предприятия ВПК, которые эту же техники, в том числе и боевую, производят.

Д. БУЛГАКОВ - Да, это предприятия военно-промышленного, оборонно-промышленного комплекса, это предприятия, которые были заводы министерства обороны, то есть это гражданские специалисты, подготовленные каждый по своему направлению.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, можно встроить? А если это техника иностранного образца?

Д. БУЛГАКОВ - Значит, для этого тоже специалисты гражданские предприятий оборонно-промышленного комплекса имеют соответствующую подготовку.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Российские?

Д. БУЛГАКОВ - Российские, конечно, однозначно. Точно так, как мы сегодня говорим – есть сервис обслуживания легковых автомобилей иностранного производства. Тоже работают наши гражданские люди, прошедшие подготовку…

А. ВЕНЕДИКТОВ - Это очень важный вопрос, потому что наши слушатели…

Д. БУЛГАКОВ - Они проходят подготовку однозначно по этому вопросу, и дело в том, что на производство, выполнение работ предприятие имеет лицензию. Не просто так. Оно получает лицензию на право выполнения тех или иных работ на том или ином вооружении, военной техники. И оно же даёт на гарантийную или гарантийный срок выполнения тех или иных задач после проведения этого ремонта.

А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть правильно я понимаю, что если, предположим, закуплены вот эти ИВЕКО или Мистрали, то именно российские специалисты, специально подготовленные, потом будут проводить…

Д. БУЛГАКОВ - Конечно, однозначно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть не французы, не американцы, не итальянцы, не канадцы, не зимбабвийцы…

Д. БУЛГАКОВ - Однозначно. Ну, сегодня, у кого есть машина… допустим, у меня нету, а у кого есть иностранные тоже машины, возьмите любую – БМВ, да, её загоняют на сервисное обслуживание. Я нигде не видел, чтобы там был…

А. ВЕНЕДИКТОВ - Немцы, чтоб там немцы работали.

Д. БУЛГАКОВ - А вот вторая часть, которую вы задали вопрос, эта задача на поле боя заключается в двух вещах. Первое – это оказать помощь человеку и технике. И задача на поле боя – эвакуировать… то есть первое – это… если возможно, то есть ремонтные подразделения штатные, оказать экипажу, чтобы машина или продолжила выполнять задачу, или ушла с поля боя, для того чтобы на восстановление. Поэтому когда говорят, что, вот, на поле боя что делать? На поле боя технику никто не ремонтирует. Техника должна быть эвакуирована. Или оказана ей та техническая помощь, при которой она может продолжить дальше… почему, допустим, много электронной техники на сегодняшний день. Где-то транзистор сгорел. Но специалист может определить быстро, да, механик-водитель не в состоянии иногда определить причину выхода машины или остановки из строя. Поэтому для этого есть ремонтные подразделения, которые занимаются эвакуацией с поля боя, а дальше ремонтные органы, о которых вы говорите, в том числе у нас есть на сегодняшний день и заключены контракты… те заводы, которые работают на сегодняшний день, они развёртывают специализированные свои предприятия для выполнения ремонта вооружений.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Дмитрий Витальевич, я напоминаю, Дмитрий Витальевич Булгаков, генерал армии, замминистра обороны у нас в прямом эфире с Анатолием Ермолиным. Вот, на самом, может быть, примитивном примере. Может, он не примитивный пример. Стрелковое оружие, да, личное стрелковое оружие. Вот, там, мы все знаем, что АК, там, долгое время продолжает служить. Скажите, пожалуйста, а вот если говорить о запасных АК, вот, 1:5, 1:7, 1:2 на складах, да, вот, АК тоже утрачивается, ломается, эксплуатируется. Какая для вас есть норма запаса, скажем, по стрелковому оружию? По личному стрелковому оружию.

Д. БУЛГАКОВ - Я отвечу на ваш вопрос, но попрошу… я цифры конкретные называть не буду.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну приблизительно.

Д. БУЛГАКОВ - Назову идеологию.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да.

Д. БУЛГАКОВ - Если порядок, мы говорим, есть штаты, есть табели к штатам, которые обеспечиваются, и есть эшелонирование запасов. Потому что есть научно обоснованные и доказанные расчёты, проценты выхода вооружений военной техники в зависимости от сегодня существующих средств его поражения. Для этого создаётся эшелонирование запасов или вооружений, военной техники для восполнения потерь. Потому что потери на сегодняшний день на поле боя, как говорится, делятся на безвозвратные, которые не подлежат ни ремонту, ничего, потери, которые требуют среднего ремонта, текущего ремонта или, наоборот, текущего среднего… и капитального ремонта. Так вот, под эти выходы вооружений военной техники создано эшелонирование запасов и самого вооружения, военной техники. На сегодняшний день эти запасы созданы 100%.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вот, собственно, у меня был в этом вопрос.

Д. БУЛГАКОВ - 100%.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Всё-таки стрелковое…вот, мирное время… понятно, что люди учатся.

Д. БУЛГАКОВ - Они лежат сегодня на арсеналах, базах и складах в соответствии с утверждёнными… есть 0044, 0060 приказ министра обороны.

А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть запасы есть?

Д. БУЛГАКОВ - Да, запасы есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Толя.

А. ЕРМОЛИН - Дмитрий Витальевич, а вот возвращаясь к ремонтной базе, вот, то, что вы сейчас рассказываете, это так, как должно быть или так, как сейчас есть? Я почему этот вопрос задаю? Потому что буквально лет 7 назад, когда я в Академии генерального штаба учился, нам как раз рассказывали… ну, танкисты, например, да, что проблема больше состояла не в том, чтобы производить новые образцы вооружения, ну, в частности, танков, да, а состояла в том, где их ремонтировать, и самая главная проблема заключалась в том, что кадры, в общем-то, уже были утрачены. Вот, те, которые раньше были подготовлены. Вот, как у вас с кадрами сейчас обстоят дела? Где вы их берёте? Достаточна ли квалификация?

Д. БУЛГАКОВ - Если говорить на эту тему, то самый главный показатель ремонтных подразделений технического обеспечения – это ежесуточный возврат техники в строй, ежесуточный возврат техники в строй. Для этого на сегодняшний день есть в каждом подразделении, начиная от батальона, то, что я называл… в батальоне линейном есть рота материально-технического обеспечения… дальше в бригаде есть батальон материально-технического обеспечения, там батальон ремонтно-восстановительный есть. И в бригаде материально-технического обеспечения там есть два батальона ремонтно-восстановительных. Так вот, задача ремонтных органов – максимально… а мы стремимся к тому, чтобы не менее 70% техники, требующей среднего, текущего ремонта и среднего, ежесуточно возвращалось в строй. Потому что капитальный ремонт по ряду идёт… и то, если на готовых… а мы перешли сейчас на капитальный ремонт, на узлы и агрегаты, то есть узлами и агрегатами… если вышел двигатель из строя, не разбирая, меняем двигатель… максимальное – 72 часа. Поэтому мы стремимся хотя бы на сегодняшний день, и показатели эти есть – 70 и более процентов техники возвращается в строй ежесуточно. А те безвозвратные потери, которые выходят на поле боя, они комплектуются за счёт тех запасов, которые есть в поставке с арсеналов, баз и складов или баз резерва, которые есть на сегодняшний день.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я сделаю немножко такой шаг вправо. Дело в том, что прошлым летом, когда были пожары, вот, склады с боеприпасами, ну, грубо говоря, тоже попадали в зону опасности. Я знаю, что вы написали доклад. Скажите, пожалуйста, в это лето что вы собираетесь сделать, чтобы в случае возникновения ситуации вокруг складов с боеприпасами, да, чтобы они не рвали… ну, понятно, да, вопрос такой. Какие предложения сделали руководству в ожидании, к сожалению, МЧС тоже предупреждает, возможности пожаров в том числе и в зоне складов с боеприпасами.

Д. БУЛГАКОВ - Ну, этот вопрос – он имеет широкое поле деятельности. Почему? Вы знаете, мы на сегодняшний день… утверждена министром обороны программа, я её претворяю в жизнь. Первое и самое главное – это то, что боеприпасы, которые вооружённым силам не нужны, исходя из наличия вооружений, техники, раз. Те, которые выслужили установленные сроки, мы в этом году 4 направления, которые ведём, должны их утилизировать. Это немного-немало, цифра очень большая, вот, очень большая. Второе, что мы ведём… мы с 31 города выводим арсеналы за пределы городов. Вы знаете…

А. ВЕНЕДИКТОВ - Чтобы было в городах, собственно, в границах.

Д. БУЛГАКОВ - Вот, 31 город. Это доложено министру, министром обороны утверждено, доложено президенту, и мы в этом году ведём эту работу, выводим из городов… тот случай, который был по Ульяновску, вы помните.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, да, да, конечно.

Вырезал кусок про противопожарную охрану, он не помещался в пост, превышая количество знаков.

А. ЕРМОЛИН – Мы говорили про материально-техническое обеспечение и про аутсорсинг в частности, о том, что привлекается большое количество гражданских специалистов сейчас, и даже произнесли такую фразу – а если завтра война? А если завтра война, то как быть в этой ситуации с гражданскими?

Д. БУЛГАКОВ - Я отвечу на этот вопрос следующим образом. На сегодняшний день вопрос аутсорсинга – это очень важный вопрос, потому что мы сейчас с вами говорили – и вооружение военной техники, которая на сегодняшний день поступает сложная, мы говорили о культуре, мы говорили о других вещах, поэтому на сегодняшний день в вооружённых силах система аутсорсинга работает по многим направлениям. Я с вашего позволению их перечислю. В первую очередь это сервисное обслуживание и ремонт техники. Оно делится на 2 части. Первая – это гарантированная силами завода, производителей. У нас с ними контракт подписан. Второе – последующее силами ООО «Оборонсервис». Следующее – это заправка горючим автомобильной техники на гражданских автозаправочных станциях. Мы все наши структуры… заправляют свои машины… госпитали, то есть те, которые не боевая техника, заправляют на гражданских заправочных станциях. Следующее – авиационная техника на аэродромах базирования ВВС и Военно-морского флота. Работают топливо-заправочные комплексы на конкурсной основе, подписаны контракты, и они обеспечивают горючим. И когда начинают задавать вопрос – а как аэродром… аэродром в военное время не уедет. Он никуда не уедет. Это стационарный аэродром. Топливо-заправочный комплекс остаётся на месте. Поэтому выполнение задач идёт и в мирное, в любое время по этому вопросу. По организации питания, банно-прачечного обслуживания, по доставке материальных средств войскам, дислоцированных в районах крайнего севера за пределами нашего государства. Тоже вопрос очень интересный, сложный. Если мы раньше занимались… надо было закупить материальные средства, всё это накопить, поставить на окружные базы и склады, затем надо было отправить на порт погрузки, на перевалочные базы. С перевалочных баз загрузить корабли и танкеры. И дальше отвезти вот туда в воинскую часть в районы крайнего севера и сдать. Сейчас мы работаем на прямой схеме. Поставщик выигрывает аукцион о поставке и поставляет в полном объёме материальные средства, в том числе и транспортную составляющую…

А. ВЕНЕДИКТОВ - У вас голова не болит. Он выиграл и поставляет, да?

Д. БУЛГАКОВ - В конечном пункте мы заказанное по контракту… 5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов. Мы принимаем 5 тысяч тонн горюче…

А. ВЕНЕДИКТОВ - А как он поставил?

Д. БУЛГАКОВ - И за это мы оплачиваем, за эту услугу мы полностью… то есть получается всё это хозяйство, как говорится, в полном ключе на сегодняшний день. Следующее – это бункеровка кораблей и танкеров военно-морского флота в мировом океане. Мы тоже работаем на аутсорсинге.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вот как! Я хотел спросить.

Д. БУЛГАКОВ - Тоже можно обсуждать по разному. У нас есть вспомогательный флот, который предназначен для выполнения этих задач. Да, он выполняет, он проводит подготовку тоже своими кораблями, но если мы посчитаем ресурсы, которые тратит вспомогательный флот на выполнение этих задач при наличии сил и средств… те, которые в состоянии выполнять задачи… гражданский сектор в этом же мировом океане. Поэтому у нас тоже есть контракт. На сегодняшний день с ООО «Фрахтом», которая обеспечивает наши корабли в мировом океане. По заявкам, которые в точке… в какой точке, в какое время необходимо… мы ведём что? Не только… ведём бункеровку кораблей горюче-смазочных материалов, обеспечением водой, обеспечением продовольствием, то есть 3 составляющих компоненты для обеспечения корабля в походе, который является самым важным в его деятельности.

А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть это делают сторонние организации, грубо говоря?

Д. БУЛГАКОВ - Да, это делают сторонние гражданские организации.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но есть вопрос. Бывает, что наши миротворцы, да, скажем, в Африке вертолётчики. А там кто доставляет?

Д. БУЛГАКОВ - То же самое на аутсорсинге обеспечиваем 100%.

А. ВЕНЕДИКТОВ - В зону боевых действий? Ну, практически.

Д. БУЛГАКОВ - Да, мы там имеем контракт. И их обеспечивает… в том числе мы не развёртываем и не имеем ни одной нашей палатки, которая там. Мы полностью арендуем городок и обеспечиваем аутсорсинг… в том числе и помывка, и стирка, и заправка вертолётов горючим, и медицинское обеспечение, то есть это вопрос такой…

А. ВЕНЕДИКТОВ - Это российские компании или местные?

Д. БУЛГАКОВ - Любые, уже любые.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Любые.

Д. БУЛГАКОВ - Да, аукцион. Под любой аукцион, вы знаете, пишется задание, условие, порядок выполнения всех этих дел. Автомобильные перевозки материальных средств мы тоже выполняем сторонними организациями, автоколоннами, которые имеют на сегодняшний день широкий размах, спектр, и я потом готов назвать вам цифры. И сейчас переходим на комплексное инженерно-аэродромное обеспечение сторонними организациями. Вот только спектр тех, где мы работаем на аутсорсинг на сегодняшний день. Если говорить, как вы сказали, если завтра война, то в начале назову цифры, о которых я вам говорил. Сегодня в рамках сервисного обслуживания или работы на аутсорсинге у нас запланирован только ремонт более 4,5 тысяч единиц вооружений, техники этим способом. Более 4,5 тысяч единиц техники. Это, будем говорить, практически вооружение и техника, требующие выполнения этого ремонта по Вооружённым силам. Мы на 84 городах заправляем технику с объёмом 2,4 тысячи тонн на гражданских предприятиях. На 20 аэродромах, это почти 400 тысяч тонн керосина работает на сегодня. По бункеровке более 70 тысяч тонн горючего, которое есть. Если говорить по питанию, то мы в прошлом году закончили 51,6 тысяч военнослужащих. В этом году мы уже вышли на параметры 380 тысяч человек, довольствующие на аутсорсинге. Это практически 50% численности вооружённых сил, которые получают питание с котла. Это не только… это и лётно-подъёмный состав, инженерно-технический состав, это военнослужащие, как говорится, общевойсковых бригад или других. Единственное, мы на аутсоринге не работаем на надводных кораблях и подводных лодках. Естественно, понятно по перспективе их деятельности. Мы на сегодняшний день стираем в 40 крупных прачечных предприятиях с объёмом 30 000 тонн белья гражданские… Вы прекрасно знаете, что раньше было почти в каждой бригаде банно-прачечный комбинат.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, да.

Д. БУЛГАКОВ - Содержали и всё остальное. Сегодня у нас сторонние организации стирают эти вопросы. Если говорить по помывке, мы на сегодняшний день имеем контракт на 37 тысяч человек, это по помывке. За год у нас 2 с лишним миллиона – это помывок личного состава идёт тоже на аутсорсинге. Индивидуальные пошивы обмундирования в полном объеме 100% на аутсорсинге. Заказ. 44 предприятия работают. Транспортные организации в прошлом году перевезли нам 84,5 тысячи тонн вагонов, а в этом году где-то более 100 тысяч тонн, и по машинорейсам мы только планируем где-то 13 тысяч только машинорейсов выполнить, в этом задача. Ну а для выполнения задачи, я вам уже вначале сказал, есть структурное подразделение, которое есть по штату арендованные техническими средствами, кухнями, топливозаправщиками, ремонтными мастерскими, и так далее. И военнослужащие, которые есть, они занимаются сегодня только той подготовкой, к которой он должен быть готов к выполнению задач в боевой обстановке. И ни для кого не секрет, что и гражданские предприятия и организации идут выполнять эти задачи по контракту в район конфликтов или боевых действий. Пожалуйста, вы прекрасно знаете, и в Афганистане работают, и в Ираке работают, везде. И наши организации, с которыми имеем контракты, если понадобится, тоже будут работать, сомнений нет в этом вопросе.

А. ЕРМОЛИН - Дмитрий Витальевич, а как вы решаете проблемы ценообразования? Ну, вот, у вас есть фиксированные бюджеты, да? Скажем, ремонтники, которые обслуживают вас, говорят – всё, у нас цены выросли.

Д. БУЛГАКОВ - Значит, на сегодняшний день утверждена структура и схема работы контрактации в министерстве обороны. Я как руководитель системы отвечаю за материально-техническое обеспечение, есть заказчики. Главное центральное управление или департаменты. Потому что сегодня система МТО по центральному аппарату состоит из 3 департаментов – департамент планирования и координации материально-технического обеспечения, департамент ресурсного обеспечения, департамент транспортного обеспечения. Три главк – это главное танковое управление, главное военно-артиллерийское управление и главное управление начальника железнодорожных войск. Вот структура, которая на сегодняшний день у нас находится в подчинении. Все департаменты и главные управления являются заказчиками.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Отдельно?

А. ЕРМОЛИН – То есть у них есть резервы в бюджетах, да…

Д. БУЛГАКОВ - Значит, мы участвуем, исходя из того, что потребность, что необходимо Вооружённым силам, определяет та или иная служба или Главк. Сколько надо хлеба, определяет продовольственная служба, потому что есть численность личного состава, да, есть норма, есть сколько 365 дней, численность, вот, определяет объём.

А. ЕРМОЛИН - Да, но на рынках цена выросла.

Д. БУЛГАКОВ - Затем идёт бюджет, затем идёт это хозяйство, есть индексы-дефляторы, которые предусматриваются при утверждении разработки бюджета. Затем мы, подавая заявку в структуры, которые есть сегодня в министерстве обороны… департамент ценообразования, есть управление государственного оборонзаказа, которые выполняют наши заявки, проводят аукционы, конкурсы, определяют победителей и говорят – вот, победителем по этому направлению контракт подписан будет вот с этой организацией. Вы задали вопрос по ценообразованию. Мы ориентируемся на цены, которые были до того, да? И цены, которые есть. И предлагаем или представляем документы… департаменту по ценообразованию. Департамент ценообразования – он ведёт мониторинг рынка, он знает все цены от мировых и так далее. И рассматривает те или иные заявки, утверждает ту или иную цену, согласовывая для того, чтобы можно было выносить, издавать документы управлением госзаказа на проведение аукциона.

А. ЕРМОЛИН – А, вот, были ли… это я так подкрадываюсь к теме коррупции, да? Вот, фиксировали вы, вот, действительно, какие-то конкретные примеры? Ну, вот, не секрет, что в основном в строительстве, в ремонте, там, в судостроении, там, используются нормы человекочасов. Так вот, наш крейсер, например, там, требует, там, чуть ли не в 10 раз больше человекочасов, там, соответственно, и финансирования, чем, там, я не знаю, голландские или американские, и так далее, да? Вот, как вы с этой… эти вопросы решают профессиональные сметчики, да, вот, у вас есть такой аппарат таких людей? И вообще как с коррупцией, вот, обстоят дела?

А. ВЕНЕДИКТОВ - С коррупцией хорошо.

Д. БУЛГАКОВ - Если отвечать на этот вопрос, я скажу, что структуры, которые мне подчинённые, они практически не участвуют в этих вопросах, потому что его задача – определить потребность. Ценообразованием занимается департамент ценообразования. И скажу, это очень правильно выстроенная система, расставленная, и это один из способов того, что вы говорите, выхода из-под той коррупции, потому что в этом вопросе задействованы многие структуры, которые не подчинённые под кого-то. Они все находятся в различном подчинении. Департамент ценообразования – он подчинён совершенно другому заместителю министра обороны. Никакого отношения не имеет к системе. Военные представители, которые участвуют – они совершенно другому первому заместителю подчинённые. То есть система выстроена в министерстве обороны, министром обороны утверждена, такова, что максимально исключить элементы коррупции, которые могут происходить по этому вопросу.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Тогда у меня другой вопрос. Вы говорили по эксплуатацию. Вот, когда идут образцы опытной техники, естественно, ваши представители должны участвовать, правильно? Вот, у вас, предположим, вы смотрите… эксплуатация… вы знаете, этот скандал довольно громкий в прессе, там, «Тигр» или «ИВЕКО». Вот, что говорят не по этому вопросу, вообще, как ваши представители могут оценивать, что нужнее в данный момент или что вы смотрите – что проще в эксплуатации? Что надёжнее? Как, вот, они по своему ведомству пишут? Вот, они побывали на испытаниях будущей техники, сравнили – раз, два, три, четыре образца. Дальше они что-то должны куда-то докладывать?

Д. БУЛГАКОВ - Значит, развитием вооружений, военной техники занимается главнокомандующий того или иного вида вооружённых сил. Он определяет, что ему, какое ему нужно вооружение и техника для ведения современных форм и способов ведения вооружённой борьбы. Он определяет, он задаёт параметры. Дальше идёт отработка и выход на опытный образец, который… система эксплуатации участвует в проведении испытаний, участвует в проведении различных… до момента принятия на снабжение войск.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы же должны сказать, Дмитрий Витальевич – а как я буду это обслуживать?

Д. БУЛГАКОВ - Поэтому мы в этом вопросе участвуем и даём свои предложения, исходя из опыта эксплуатации однотипных, предшествующих образцов, и так далее. Но здесь самый главный вопрос стоит о том, что система, вот, при эксплуатации техники мы ведём очень большой анализ поведения образца вооружения и техники, анализируем начиная от пожелания и дать анализы экипажей, от того, как идёт восстановление техники, ремонтопригодности, и так далее, и так далее, то есть мы все составные части это анализируем. И когда идёт заказ, мы выдаём свои пожелания, как эксплуатационщики под тот или иной вид вооружения и техники. Начиная от жизнеобеспечения того же экипажа… много вещей. Допустим, сегодня, вот, возьмите просто, допустим, танк. Экипаж… в ходе эксплуатации пришли к выводу, что в комплекте танк должна быть палатка хотя бы М3 на экипаж, потому что ему надо отдыхать, и это есть сейчас в комплекте. Есть комплекты, для того чтобы можно было вскипятить воду. То есть мы эти вопросы от жизнеобеспечении экипажа вооружения, техники до его ремонта, восстановления, даём свои пожелания, которые есть. Мы говорим, сколько времени надо на замену того или иного агрегата, как это повлияет на восстановление боеспособности подразделения, что бы мы хотели. Что бы мы хотели, чтобы должен быть моноблок двигатель с коробкой, и так далее. Ну и ряд других узлов, агрегатов, и промышленность… те разработчики… они это учитывает, они понимают. Дальше мы делаем сравнительные характеристики и говорим, что если при этом варианте будет ремонт через 72 часа танк восстановлен, при этом варианте будет восстановлен через 4 часа.

А. ЕРМОЛИН - А как сейчас обстоит вопрос, вот, с обеспечением живучести экипажа? Ну неслучайно, вот, появились на западе, вот, вы уже ИВЕКО упоминали, «Боксёр» в Германии. Как раз боевая техника, устроенная по принципу капсюльного бронирования. Вот, мы как-то двигаемся в этом направлении сами?

Д. БУЛГАКОВ - Двигаемся. И очень хорошо двигаемся.

А. ЕРМОЛИН - То есть сами разрабатываем?

Д. БУЛГАКОВ - Да, и очень хорошо двигаемся. Не будем забегать вперёд, но двигаемся очень хорошо.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И Троны тоже, беспилотные…

Д. БУЛГАКОВ - Ну, беспилотные – не моя кафедра. По крайней мере, за вооружением техники, которой мы занимаемся эксплуатацией, в этом вопросе работа идёт очень активная и целенаправленная.

Вырезал рассуждения про новую форму, не помещалась в запись. Можно прочесть на сайте "Эха"

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА ВОЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ *

, соискатель Московского пограничного института

Федеральной службы безопасности Российской Федерации,

подполковник юстиции, *****@***ru

Аннотация : В статье отмечается увеличение объемов и форм применения аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также результаты его применения военными организациями. Делается вывод о том, что в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, аутсорсинг реализуется путем размещения соответствующих заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Ключевые слова : аутсорсинг, государственный контракт, внешние исполнители, конкурс, размещение заказа, военная организация.

Annotation : In the article the increase of volumes and forms of application of autsorsing registers in Army Forces of Russian Federation, and also results of its application. Taken conclusion that in the federal organs of executive power with military service, autsorsing will be realized by placing the orders on implementation of works (providing of services).

Keywords : autsorsing, state contract, external performers, competition, placing the order, military organization.

________________________________________________________________

С каждым годом увеличиваются объемы и формы применения аутсорсинга военными организациями. По заявлению Министра обороны Российской Сердюкова в 2012 г. хозяйственные функции армии полностью перейдут в ведение гражданских организаций.

В настоящее время наиболее распространенной формой реализации аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации является передача воинскими частями сторонним организациям выполнения следующих функций: организация питания личного состава; банно-прачечное обслуживание; хранение и освежение запасов материальных средств; выполнение внутригарнизонных перевозок воинских грузов и военнослужащих; заправка военной техники горючим; погрузочно-разгрузочные работы; хлебопечение; торгово-бытовое обслуживание; химическая чистка и ремонт обмундирования и обуви; эксплуатация зданий и сооружений; содержание и уборка территории и служебных помещений; вывоз мусора ; охрана отдельных объектов воинской части; организация подписки на периодические издания, доставка периодических изданий и почтовых отправлений. По оценкам некоторых специалистов, Министерством обороны Российской Федерации в 2011 г. за счет сокращения бань и прачечных сэкономлено 600 млн. руб.

Аутсорсинг «пришел» в армию из бизнеса. Термин «аутсорсинг » происходит от английских слов «outside resource using» – «использование внешних ресурсов». В международной бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности , внешней организации или, как принято говорить, «третьей стороне».

До начала 90-х гг. ХХ в. слова аутсорсинг (outsorsing) не было ни в одном языке мира. Однако, положительные результаты использования аутсорсинга на практике увеличили его популярность и широкое распространение в бизнесе, а термин «аутсорсинг» стал применяться в договорных отношениях и упоминаться в научной литературе . Использование аутсорсинга позволило существенно повысить экономические показатели как организаций (хозяйствующих субъектов), так и отдельных регионов и стран.

Кроме того, аутсорсинг стал использоваться не только в частном секторе , но и в сфере государственного управления , что позволило достичь определенных положительных эффектов его применения в органах исполнительной власти. Однако процесс применения аутсорсинга органами исполнительной власти недостаточно изучен, а термин «аутсорсинг» нормативно не закреплен.

Одним из первых нормативных правовых актов Российской Федерации, в которых раскрывается понятие аутсорсинга, является Концепция административной реформы в Российской Федерации в годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г.), согласно которой одной из составляющих оптимизации функций органов исполнительной власти является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга – механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

Л. Демидова, рассматривая аутсорсинг в сфере реформирования государственного сектора , характеризует его как организационно-хозяйственную модель, предполагающую передачу тех или иных видов деятельности государственной организации на сторону, где они выполняются более эффективно благодаря преимуществам специализации, использования новейших технологий и квалифицированного персонала.

Вместе с тем, рассматривая аутсорсинг в контексте способов и технологий совершенствования деятельности органов государственной власти, отмечает, что аутсорсинг является способом оптимизации функционирования органов государственной власти за счет сосредоточения деятельности на главном направлении и передачи непрофильных работ внешним специализированным организациям на договорной основе.

В Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, аутсорсинг не стал чем-то существенно новым. Однако в процессе принятия решения по вопросу внедрения (расширения степени использования) аутсорсинга при организации материально-технического обеспечения войск (сил) необходимо в обязательном порядке принимать в расчет целый комплекс военно-политических и экономических факторов, определяющих реальные причины, условия и тенденции применения подрядной практики.

Теоретически использование аутсорсинга может иметь большое значение для повышения боеготовности подразделений и эффективного использования бюджетных средств, однако использование аутсорсеров не представляет собой панацею в предоставлении гарантий экономии военного бюджета .

Применение аутсорсинга военными организациями предоставляет возможность, не отвлекаясь на вспомогательные функции, сконцентрироваться на основных, таких как поддержание необходимого уровня боеготовности и боеспособности воинской части, повышение боевой подготовки военнослужащих и др., и, кроме того, значительно снизить расходы на реализацию хозяйственных, обеспечивающих задач, а также повысить качество получаемых услуг.

Результаты применения аутсорсинга военными организациями можно рассматривать с различных позиций, но наиболее важными являются организационные, социальные и экономические.

В организационном аспекте применение аутсорсинга позволяет военным организациям освободить военнослужащих от выполнения функций, не связанных со служебно-боевой подготовкой, а также устранить большую часть дублирующих функций и тем самым создать необходимые условия для улучшения управляемости и повышения устойчивости системы материально-технического обеспечения войск.

С социальной точки зрения применение аутсорсинга военными организациями, вкупе с переходом на новую систему денежного довольствия военнослужащих согласно Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», способствует повышению престижа военной службы, так как военнослужащие не станут привлекаться к выполнению хозяйственных функций, таких как уборка помещений и территории, приготовление пищи и др., а будут повышать свое воинское мастерство.

Кроме того, потребности воинской части в определенных услугах дадут импульс к развитию бизнеса в месте ее дислокации, созданию новых рабочих мест и повышению деловой активности предпринимателей.

В отличие от бизнеса, экономический аспект применения аутсорсинга военными организациями, не является основным, но тем не менее также важен. Он позволяет оптимизировать расходы воинской части на организацию материально-технического обеспечения, разделить (или частично передать) сторонней организации риски хозяйственной деятельности, привлекать аутсорсеров, которые будут использовать специализированное оборудование, которое отсутствует у воинской части, а также повысить конкуренцию на рынке данного вида услуг, тем самым появляется возможность получения услуг более высокого качества по более низкой цене.

Необходимо отметить, что экономический эффект от применения аутсорсинга военными организациями может изменяться, и его сложно рассчитать за какой-то конкретный период времени (год, квартал, месяц, или срок действия государственного контракта), так как это трудоемкий процесс, требующий всесторонней оценки расходов, связанных с содержанием штатного подразделения и ценой государственного контракта.

В военных организациях аутсорсинг реализуется путем размещения государственного заказа на выполнение работ (оказание услуг) для федеральных государственных нужд. В этой связи, для размещения соответствующего заказа необходимо определить виды деятельности, которые следует передать на аутсорсинг, включить данные виды деятельности в план государственных закупок и после доведения соответствующих лимитов осуществить, предусмотренные Федеральным законом от 01.01.01 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) действия по размещению государственного заказа.

Процедура размещения заказа на аутсорсинг в военных организациях будет иметь ряд особенностей, которые предлагается рассмотреть подробнее.

Исходя из требований Федерального закона от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» военным организациям предписано создать федеральные казенные учреждения, изменив тип федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования данного закона, следовательно, полностью финансироваться из федерального бюджета и размещать заказы в пределах выделенных лимитов денежных средств . В этой связи очень важно правильно рассчитать потребность в денежных средствах, которые будут запланированы для потребности воинской части на закупку услуг, которые планируется передать на аутсорсинг.

Очень важной составляющей размещения заказа на аутсорсинг будет являться выбор способа закупок. В настоящее время заказы размещаются как путем торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, так и без проведения торгов (ст. 10 Закона о размещении заказов). Наиболее оптимальной формой размещения заказа на аутсорсинг, по нашему мнению, является конкурс.

4. Договор аутсорсинга в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

5. , Корякин В. М. Аутсорсинг по-военному: некоторые вопросы ответственности сторон контракта на оказание услуг, выполнение работ // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 10.

6. , Аутсорсинг: история методология, практика: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012.

7. , Бабурин Д. Е. Аутсорсинг для нужд армии: зарубежный опыт и применение в Вооруженных Силах Российской Федерации //Право в Вооруженных Силах. 2011. № 12.

* Рецензент – , доктор юридических наук.

, Корякин В. М . Аутсорсинг по-военному: некоторые вопросы ответственности сторон контракта на оказание услуг, выполнение работ // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 10.

, Рудая И. Л . Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 7.

, Аутсорсинг: история методология, практика: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 5.

Демидова Л . Реформы общественного сектора на западе // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11. С. 31.

Василенко Л. А . Аутсорсинг – инновационная кадровая технология государственной службы. М.: Наука, 2007. С. 29.

, Плотников В. А . Указ. соч. С. 67

, Бабурин Д. Е . Аутсорсинг для нужд армии: зарубежный опыт и применение в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 12. С. 90.

Ещенко И. А . Договор аутсорсинга в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 4.

Подробнее о способах обеспечения исполнения государственного контракта см.: Сорокин А. В . Способы обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта, применяемые при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // Современное право. 2011. №С. 36.

Подробнее о размещении заказов в случае, когда конкурс признан не состоявшимся см.: Сорокин А. В. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в случаях, когда конкурс признан не состоявшимся // Современное право. 2010. № 12(1). С. 54.

Намерено внести изменения в саму систему обеспечения войск. С этой целью решено преобразовать подведомственные Минобороны компании - ОАО «Гарнизон» и ОАО . По мнению специалистов, реформирование, прежде всего, будет означать отказ от наследия прежнего министра обороны , активно внедрявшего в сфере обслуживания армии . По словам министра обороны РФ , обращение к услугам сторонних организаций для выполнения несвойственных военнослужащим функций позволило высвободить свыше 65 тысяч военнослужащих для решения своих непосредственных задач. В то же время, заявил Сергей Шойгу на коллегии министерства, аутсорсинг не является универсальным средством и не может обеспечить все тыловые потребности армии.

Недостатки такой системы, по мнению министра, связаны с непрозрачностью деятельности компаний-аутсорсеров, низким качеством выполняемых ими работ и, соответственно, недовольством конечного потребителя их результатами. Из этого глава Минобороны делает вывод, что настало время провести реформу существующей системы обеспечения Вооруженных сил.

Была произведена проверка работы входивших в систему «Оборонсервиса» предприятий за четыре года. В ходе этой проверки был выявлен целый комплекс проблем. Так, внутренняя и внешняя кредиторские задолженности этих предприятий составляла десятки миллиардов рублей. Из них задолженность по зарплате составила 1,4 млрд, а задолженность перед контрагентами - около 97,6 млрд. В целом, убыток, накопленный за услуги ЖКХ, составил свыше 40 миллиардов рублей.

Кроме того, в 2013 году расходы бюджетных средств на ОАО «Оборонсервис» выросли на 49 млрд руб., при заметном ухудшении качества предоставляемых услуг. По словам Сергея Шойгу, коррупционная составляющая увеличилась из-за непрозрачности деятельности компаний-аутсорсеров. За этот период было возбуждено свыше тысячи дел арбитражного разбирательства и 25 уголовных дел, которые удалось выиграть.

Для освоения бюджетных средств компанией создавались многочисленные цепочки посредников. По словам министра обороны, в 2012 году, например, для транспортного обслуживания создавались цепочки, насчитывавшие от 5 до 8 посредников, а в сфере поставок угля цепочки от 4 до 6 посредников. При этом Сергей Шойгу подчеркнул, что созданная при предыдущем главе Министерства обороны Сердюкове система аутсорсинга оказалась полностью несостоятельной в военных условиях.

Например, частные аутсорсинговые компании, в обязанность которых входило сопровождение войск всегда и везде, не справлялись с этой задачей, продемонстрировав полную неспособность выполнять свои прямые обязанности. Во время учений, походов и полевых выходов, отметил заместитель министра Руслан Цаликов, стала совершенно очевидной невозможность выполнения клининговых работ такими компаниями-подрядчиками. По его словам, бизнесмены вряд ли захотят «лезть в грязь» и пытаться заработать в таких условиях.

На основании вышеизложенных причин, Министерство обороны намерено в настоящий момент частично отказаться от передачи работ на аутсорсинг частным компаниям в таких сферах как уборка казарм, общежитий и прилегающих территорий воинских частей. Еду в полевых условиях также в армии теперь будут готовить самостоятельно, не передавая эти функции сторонним организациям. В то же время, в министерстве считают необходимым сохранить систему «шведских столов» в воинских частях. По словам Руслана Цаликова, данная система себя оправдала и нравится самим военнослужащим.

Структура «Оборонсервиса» на сегодняшний день включает в себя свыше 300 акционерных обществ и 9 субхолдингов. После предлагаемой Министерством обороны реформы должно остаться всего 4 субхолдинга структуры ОАО «Гарнизон». Численность обслуживающего персонала также предлагается снизить вдвое - с нынешних 130 тысяч человек до 65 тысяч. Создаваемые новые субхолдинги должны будут заниматься оказанием услуг там, где эти услуги востребованы, и работать в интересах Министерства обороны.

Руслан Цаликов сообщил, что экономический эффект в результате принимаемых ведомством мер по совершенствованию деятельности и структуры «Оборонсервиса» должен дать экономический эффект и общую экономию средств в перспективе от 60 до 70 млрд руб. Реформирование ОАО «Оборонсервис» началось в прошлом году и уже дало возможность сэкономить свыше 22 млрд руб. По словам Сергея Шойгу, следует четко обозначить сферы, в которых приемлемо использование аутсорсинга, а также объёмы необходимых услуг. Решения в данном направлении должны быть взвешенные, ответственные и компетентные, подчеркнул министр. Он также сообщил, что планируется создание инвестиционного блока предприятий в составе нового холдинга.

ОАО «Гарнизон» будет объединять четыре субхолдинга:

1. Единый строительный и жилищно-коммунальный субхолдинг, в который войдут ОАО «Славянка», ОАО «Оборонэнерго» и ОАО «Оборонстрой».
2. Ремонтно-производственный субхолдинг, который объединит свыше 150 промышленных предприятий, входящих в ОАО «Ремвооружение», ОАО «Спецремонт», ОАО «Авиаремонт» и ОАО «Агоропром».
3. Субхолдинг бытового обслуживания и снабжения, в котором останется ОАО «Военторг», на чьей базе создадут дополнительное ОАО «Военторг-Москва», выделив его из ОАО «Военторг-Запад». Оно будет включать блок гостиничных услуг.
4. Субхолдинг для предоставления услуг связи и телекоммуникаций будет включать ОАО «Красная звезда», в качестве основного звена и информационного рупора Министерства обороны. В него войдут телеканал «Звезда», газета «Красная звезда», студия документальных фильмов Министерства обороны, радиостанция «Звезда» и новое информационное агентство, открытие которого намечалось на 1 июля нынешнего года, но так пока и не состоялось.

По словам Руслана Цаликова, Минобороны планирует привлечь крупных инвесторов в систему ведомственного ЖКХ. Он привёл в качестве примера удачного сотрудничества с инвесторами их участие в процессе перевода котельных на газовое топливо. При этом замминистра подчеркнул важность правильного выстраивания системы взаимоотношения с инвесторами, над чем в настоящий момент, по его словам, работают в министерстве. Желательно не повторять прошлых ошибок, считает он, когда при «Оборонсервисе» участие таких инвесторов в проектах Минобороны было лишь эпизодическим по причине «неповоротливости» холдинга.

До середины следующего года, продолжает Руслан Цаликов, входящие в «Оборонсервис» ремонтные предприятия будут переданы структурам оборонно-промышленного комплекса, с которым уже согласованы графики передачи. Предстоящая интеграция будет способствовать осуществлению единой государственной политики в сфере разработок, производства, ремонта, технического обслуживания и утилизации военной техники и вооружений.

Если удастся всё это реализовать, считает эксперт, Министерство обороны будет располагать работающим механизмом, позволяющим эффективно использовать услуги сторонних организаций, хотя в самом министерстве понимают всю сложность предстоящей задачи. Сомнения в успехе вызывает сама система тендеров, считают в ведомстве. По словам одного из источников в министерстве, если изучить списки победителей тендеров, выяснится, что победители всегда одни и те же. После выигрыша они сами объявляют тендер на те же услуги, только снизив стартовые цены. Таким образом набирают субподрядчиков, которые, согласно схеме подрядного бизнеса, имеют право набирать своих субподрядчиков. Так возникают цепочки, в которых налицо коррупционная составляющая. Хотя, с точки зрения закона, тут придраться не к чему.

Полковник В. Печорский

В США под аутсорсингом понимается использование на конкурсной основе сторонних организаций для выполнения непрофильных (вспомогательных) функций военного ведомства путем заключения соответствующего долгосрочного контракта. Сторонними организациями могут быть как государственные организации, так и (в основном) частные компании.

В вооруженных силах США аутсорсинг используется как для обеспечения повседневной, так и боевой деятельности. В соответствии с американским законодательством военное ведомство обязано оптимально (с точки зрения стоимости и качества работ) организовывать выполнение вспомогательных функций, используя в качестве альтернативы возможности коммерческих специализированных предприятий.


Согласно многолетним наблюдениям Пентагон является основным федеральным органом Соединенных Штатов, масштабно привлекающим для обеспечения своей жизнедеятельности и решения иных задач сторонние частные организации. Наиболее востребованными функциями, которые в ВС США традиционно передаются для исполнения компаниям-подрядчикам, являются: материально-техническое обеспечение; содержание объектов инфраструктуры, пунктов дислокации и обслуживание территорий; техническое обслуживание и ремонт ВВТ; предоставление бытовых и финансовых услуг; выполнение ремонтных и строительных работ.

По мнению экспертов Пентагона, аутсорсинг позволяет обеспечить:

Необходимое качество при существенном сокращении расходов за счет привлечения узких специалистов со значительным опытом работы в той или иной сфере;

Высокие боеготовность и боеспособность войск за счет сосредоточения основного внимания на решении основных задач;

Внедрение современных технологий;

Высокий уровень гибкости и оперативности при принятии решений;

Экономию за счет исключения временных и финансовых затрат на повышение профессионального уровня и совершенствование квалификации персонала, организацию рабочих мест, обеспечение страховых и премиальных выплат;

Высвобождение времени и ресурсов руководства ВС всех категорий для выполнения ими основных служебных обязанностей;

Возможность выбора наиболее оптимальных вариантов использования компаний-подрядчиков за счет конкуренции на рынке потенциальных исполнителей, их адаптированности к требованиям заказчика и заинтересованности в поддержании взаимодействия на долгосрочной основе;

Финансовые и юридические гарантии компенсации внешними организациями возможного ущерба.

К главным недостаткам аутсортинга относят:

Риск утраты (в том числе необратимой) персоналом вооруженных сил США уникальных знаний и опыта, необходимых при решении ряда специфических задач, таких как ремонт, подготовка к эксплуатации и обслуживание современных образцов вооружения и военной техники, ведение разведки, оценка и обработка получаемой информации, обучение личного состава по прикладным дисциплинам в качестве инструкторов;

Возможность значительной недооценки базовых накладных расходов при принятии решения о передаче функций внешней организации;

Сложность контроля за ходом выполнения масштабных работ, что приводит к риску их некачественного выполнения;

Ограниченность рычагов управляющего воздействия на исполнителей;

Отсутствие преемственности при смене компании-подрядчика.

После начала военных операций ВС США и союзников в Ираке и Афганистане, а также в ходе последующей стабилизации обстановки и постконфликтного урегулирования в этих странах беспрецедентный размах приобрело привлечение персонала частных военных компаний (ЧВК) к выполнению задач в интересах воинских контингентов американских войск. На текущий момент на афганской и иракской территории по контракту с Пентагоном действуют около 138 тыс. представителей различных ЧВК (из них только 42,9 тыс. - граждане США).

Сильными сторонами аутсорсинга при использовании частных военных компаний в ходе операций по стабилизации обстановки и постконфликтному урегулированию в передовых зонах в Пентагоне считаются: - значительно более короткие, чем у резервных компонентов ВС США, сроки подготовки персонала, оборудования и материальных средств ЧВК к переброске за рубеж и выполнению возлагаемых на них функций;

Отсутствие жесткого, определенного законом, периода пребывания персонала частных компаний в передовых зонах или районах;
- отсутствие необходимости дополнительной специальной подготовки сотрудников ЧВК, так как они обычно являются высококвалифицированными специалистами с опытом работы в силовых структурах или службы в «горячих точках»;

Широкое задействование компаний-подрядчиков, что позволяет Пентагону сократить численность группировок американских войск в передовых зонах и районах боевых действий и, как следствие, уменьшить расходы на их содержание и ротацию, а также значительно снизить боевую нагрузку на личный состав и освободить его от выполнения несвойственных военнослужащим функций.

Численность персонала ЧВК США

Государства, где задействованы ЧВК Представители ЧВК Итого
Граждане США Местные граждане Граждане третьих стран
Афганистан 31 814 38 270 39 480 109 564
Ирак 2 314 2 065 4 621 9 000
Сопредельные страны 8 764 782 9 297 18 843
Всего 42 892 41 117 53 398 137 407

К основным недостаткам привлечения частных военных компаний относятся:

Полное отсутствие фактора идейной (идеологической) мотивации персонала;

- «излишняя самостоятельность» в действиях и решениях представителей частных компаний, выражающаяся в неправомерном или непропорциональном применении силы против местного населения, игнорировании установленных командованием контингента требований и правил, нарушении дисциплины и т. д.;

Отсутствие эффективного контроля за деятельностью ЧВК, способствующее увеличению случаев коррупции и финансовых махинаций.

Несмотря на продолжающуюся практику широкого задействования аутсорсинга в ВС США, руководство Пентагона в последние годы предприняло ряд мер, направленных на снижение ведомственной зависимости от сторонних компаний. В апреле 2009 года министр обороны США Р. Гейтс объявил о своем решении открыть в 2010 финансовом году 13 тыс. новых должностей для гражданского персонала с целью передачи ему функций, традиционно выполняемых представителями коммерческих структур. К 2015 финансовому году общее число таких должностей предполагается довести до 30 тыс.

В сентябре 2011 года Пентагон уведомил национальный конгресс о том, что в течение 2010 финансового года были открыты 16 782 должности гражданских служащих для замены персонала внешних организаций (42 проц. новых должностей в сухопутных войсках, 28 проц. - в ВВС, 16 проц. - ВМС и 14 проц. - в органах центрального подчинения Минобороны). Данные изменения были проведены в основном (более половины случаев) из соображений экономии бюджетных средств.

Руководство министерства обороны США и федеральных контрольных органов признает, что на текущий момент не представляется возможным в полной мере объективно оценить результаты предпринимаемых шагов, поскольку финансовые, социальные и кадровые последствия могут проявиться только через значительный период времени.