Год выпуска журнала бурда моден. Что представляет собой Журнал Burda moden? История успеха известного журнала по пошиву одежды. Энне Бурда. "Королеве платьев" исполнилось бы сто лет

"Кабы не было Бурды
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Выкроек готовых."

lora , наш форум

В метких словах эпиграфа заключена вся любовь российских любительниц шитья к журналу Burda. Если бы Энне Бурда их слышала, она бы наверняка удовлетворенно улыбнулась. Ее журнал не только занял пустую нишу на рынке, он занял большое место в сердцах его читательниц. А это удается далеко не всем женским журналам!

Недавно в издательском доме "Бурда" вышла интересная , с отрывком из которой мы хотим познакомить вас в этой публикации. Книга на 400-х страницах раскрывает перед нами мир Энне Бурда, немецкой домохозяйки послевоенного времени, которая открыла свое дело в 40 лет и достигла мировой известности.

Книга "Энне Бурда: Бурда моден – это я!" под авторством Уте Дамен.

Она не умела шить, она ничего не знала об издательском деле. Но у нее было внутреннее чувство элегантности, очень много энергии и муж, измена которого как раз и запустила маховое колесо новой истории. Истории Энне Бурда, выдающейся предпринимательницы XX века. Как тут не вспомнить известную русскую поговорку "Не было бы счастья, да несчастье помогло."? Вот так, удивительным образом личная трагедия женщины трансформировалась в великолепный журнал, который до сих пор вдохновляет нас и является высшим образцом журнала с выкройками.

О том, как родился журнал Burda в далеком 1950-м году, читайте в нижеследуюшем отрывке из книги "Энне Бурда: Бурда моден – это я!" , который мы публикуем с разрешения ИД "Бурда".

PS. Энне Бурда умерла в 2005 году. 28 июля 2009 года ей бы исполнилось 100 лет. В честь юбилея у нас выходила заметка , в которой вы найдете немало интересных фотографий из истории этой уникальной женщины.

С грязного фасада трактира Wirtschaft zum Badle кусками отваливалась штукатурка. Этот двухэтажный дом в Ларе был серым, как и вся послевоенная Германия. В большом зале, где когда-то устраивались театральные представления и танцевальные вечера, стояла цилиндрическая железная печь, рядом с ней лежала груда угля с воткнутой в нее лопатой. Стены почернели от копоти. Окна были так высоко, что в них можно было увидеть лишь кусочек неба и верхушки елей. Узкая крутая лестница вела на второй этаж, где располагались две маленькие комнатки, в таких же, должно быть, когда-то жила Золушка.

В зале, в котором еще пахло прокисшим пивом, предполагалось разместить офис издательства, а пока что там стояли только стол и стул. Повсюду было запустение. Но Энне Бурду, эстетку, всегда с большим вкусом и дорого обставлявшую свои дома, на этот раз мало заботило убожество помещений: ведь, если делать свое дело на совесть, хрустальная туфелька непременно найдет свою хозяйку.

По указанию Энне на белом обшарпанном фасаде черной краской вывели: "Издательство мод A. Burda" . "Я была уверена в своих силах и упорна в достижении целей. Для этого вовсе не нужно быть эмансипированной, - вспоминала Энне Бурда начало своей издательской карьеры. - К тому же я еще была очень хороша собой и умела располагать к себе людей".

В октябре 1949 года Энне Бурда вступила во владение тем хозяйством, что оставила после себя Эффи Бройер: более чем скромная мебель, маленький штат служащих и огромный долг за услуги типографии - 200"000 марок. Стоит признать, Энне не имела никакого представления о работе издателя . Да, время от времени она брала на себя смелость редактировать для мужа женскую страничку в SURAG, но этим ее опыт и ограничивался.

Как делают журнал? Работать, как Бройер, для нее абсолютно неприемлемо. Она еще покажет, на что способна. Всем. И в первую очередь мужу. Завел любовницу, родившую ему ребенка, еще и подарил ей издательство! Но ладно, первый пункт программы выполнен, Бройер устранена, издательство принадлежит ей. "Если бы муж любил меня, как любила его я в начале нашей совместной жизни, я никогда не создала бы Burda Moden, - говорила впоследствии Энне Бурда. - Мне вполне хватило бы счастья семейной жизни". Теперь же ее обуревало тщеславие. "Семья меня больше не интересовала" ,- вспоминала она.

Когда именно Анна узнала о том, что у мужа есть любовница , точно неизвестно. Измена больно ранила ее сердце. Она считала, что муж и жена должны быть неразрывно связаны "в горе и в радости" и принадлежать только друг другу. Она в это верила, потому что так была воспитана, а к слухам, которые разносили злые языки, всегда относилась как к проявлению зависти. И еще она любила Франца, считая, что так же и он любит свою "дикарку". Мир рухнул для нее в одно мгновение, и она даже не могла рассчитывать на чью-то поддержку.

Рано утром она садилась в свой новенький кабриолет Volkswagen Karmann и мчалась в Лар, за 25 километров от Оффенбурга. С работы она уходила последней, в 10-11 часов вечера. Энне сидела за письменным столом и размышляла. Она видела женщин, одетых в практичные, но некрасивые платья послевоенной поры, уже дважды перелицованные. Как можно чувствовать себя женщиной в таком платье? Но готовой одежды в продаже было мало, и цены на нее - заоблачные. А вот ткани вполне доступны: владельцы магазинов припрятали их перед денежной реформой, теперь они вновь появились на прилавках. Понемногу оживала и промышленность.

Ритм ее работы задавал Людвиг Эрхард, директор Экономического управления англо-американской оккупационной зоны, будущий министр экономики и канцлер ФРГ. Он добился отмены централизованного планирования, что дало свободу промышленности. Проведенная им финансовая реформа позволяла надеяться на стабильность новой валюты - немецкой марки. В мае 1949 года была принята конституция Федеративной Республики. 14 августа во временной столице, Бонне, на свое первое заседание собрался бундестаг. Христианский демократ Конрад Аденауэр стал канцлером, председатель Свободной демократической партии Теодор Хейс - президентом бундестага. Восточная Германия выбрала своего президента - Вильгельма Пика. Газеты много писали о блокаде Западного Берлина и об американском воздушном мосте для анклава. Все это будоражило умы. Но Берлин слишком далеко от Оффенбурга.

Здесь, как и по всей Германии, все еще были беженцы и изгнанники, не хватало работы и достойного жилья. Но люди хотели забыть недавнее прошлое, как страшный сон. Возможность начать все сначала пьянила, как аромат вновь появившегося натурального кофе. Казалось, что, если есть сила, воля, энергия и стремление к созиданию, прекрасные мечты могут стать реальностью. Новый стиль New Look , придуманный парижским кутюрье Кристианом Диором, стал выражением этих надежд, глянцевые журналы тех лет заполнили фотографии экстравагантных женщин. Широкие юбки с узкой талией вместо халатов и головных платков, шелковые чулки вместо шерстяных носков - немки вновь хотели быть красивыми, женственными. И прагматичная Энне поняла, как им помочь.

Проблему решали выкройки. "Сама я ничего не смыслила в шитье, но знала, что выкройки способна делать только портниха" , - вспоминала Энне Бурда. Она пригласила Лило Дюршнабель, сообразительную молодую портниху из Оффенбурга, отлично знавшую свое дело. Лило, к слову, хранила верность издательству вплоть до выхода на пенсию. Из художественной академии Штутгарта пришел Гюнтер Кригер. Энне назначила его на должность художника-графика и всегда похвально отзывалась о нем: "Он делал изумительные выкройки, даже изобрел особое колесико для перевода выкройки на ткань, которое мы потом запатентовали".

От конкурентов в Нюрнберге Энне сманила опытную редакторшу, а та в свою очередь привела в издательство двух молодых женщин, специалистов по текстилю. Наконец, Энне "увела" у своего мужа прекрасного художника-графика Освальда Мозера, который работал на Франца Бурду с 1942 года. "Один за другим приходили дельные люди и приносили с собой идеи" , - вспоминала Энне Бурда. Неоценимую помощь на первых порах оказала ей секретарша Луиза Вайс, она работала у Энне следующие двадцать лет, пока не вышла на пенсию.

Первый номер журнала вышел в январе 1950 года. Энне хотела назвать его Favorit. Номер был уже в печати, когда одно венское издательство вдруг заявило претензию на это название. Нужно было срочно принимать решение. Замена названия с Breuer Moden на Anna Moden не устраивала Анну: "Это вызывало ассоциацию со скучающей домохозяйкой" . В конце концов она остановила свой выбор на варианте Burda Moden . Интуиция не подвела ее.

Кто тогда мог представить, что именно это название прославит фамилию Бурда на весь мир? Что ее журнал будут читать женщины в ста странах мира на двадцати языках? Что даже сегодня, в эпоху H&M и Zara, на Земле не найдется, пожалуй, человека, чья мать, бабка, тетка или двоюродная сестра не имели бы хоть одной вещи, сшитой по выкройке из Burda Moden? Что в далекой Москве таксисты будут охотно брать за проезд не деньги, а журнал Burda Moden? Да, Франц мог сказать: "Назови ты свой журнал Lemminger Moden, он не имел бы такого успеха" , но в глубине души он наверняка признавал, что его фамилия стала известна всему миру именно благодаря Энне.

"Когда репортеры Bunte, одного из ведущих изданий группы Burda Media, отдавали свои визитные карточки в Южной Америке, США, Австралии или Азии, они нередко слышали: "А, Burda Moden!"" , - вспоминал Имре Кустрих, много лет проработавший главным редактором различных изданий Франца Бурды. "Империю моды создала Энне. То, что сделал доктор Бурда, замечательно, но без Энне всего этого не было бы" , - отдает дань уважения подруге Карл Лагерфельд .

Итак, Энне с волнением держала в руках первый номер журнала Burda Moden, вышедшего тиражом 100"000 экземпляров. "Одежда, белье, рукоделие", - гласил подзаголовок. Все модели номера сопровождались выкройками, которые размещались на двух листах, прилагавшихся к журналу. В рознице номер журнала стоил 1,40 марки, по подписке чуть дешевле - 1,20. Обложку украшала фотография Ренаты, студентки-филолога, дочери хирурга из Оффенбурга Пауля Шеффера, - ее родители дружили с семьей Бурда и часто проводили с ними время. Девушке исполнился 21 год, и она была чрезвычайно хороша в сине-зеленом двубортном жакете с накладными карманами и остроконечным воротником. Ансамбль дополняли красные перчатки и шейный платок в тон губной помаде.

"Энне не шла в авангарде моды, она была женщиной своего времени, а это время было очень непростым , - говорил Карл Лагерфельд. Женщины в Германии отвергали откровенно мещанские ценности и модели поведения, навязанные им идеологами Третьего рейха, и стремились наверстать упущенное за годы войны и разрухи. - Благодаря Энне представительницы среднего и нижнего среднего класса обретали уверенность в себе и знакомились с модой, какую прежде не знали" .

Первый успех укрепил уверенность в себе и у самой Энне. Ей было 40 лет . Пережив две мировые войны, выйдя замуж, она родила трех сыновей, исполнила свой долг. И теперь она хотела жить по-своему. Она все еще была привлекательна, маленькие морщинки у сияющих глаз лишь добавляли ей шарма. Она сохранила фигуру, обладала вкусом и была вполне обеспечена, так что могла себе позволить очень хорошо одеваться. Но тогда еще, как сама она потом признавала, отнюдь не была отъявленной модницей. "Я заинтересовалась модой, когда начала издавать журнал , - рассказывала Энне Бурда в интервью журналу Kultur-Spiegel в 1999 году. - До этого меня интересовали красивые платья, но не мода. Ведь следовать моде - это значит менять гардероб четыре раза в год" .

Приступая к работе над новым выпуском, Энне собирала портних, директрис и редакторов в комнате, где стояли вешалки с последними моделями из Берлина, Цюриха, Флоренции и Парижа. Она примеряла эти наряды один за другим, словно манекенщица: "Итак, дамы, это и есть стиль Burda Moden!"

"Она всегда выглядела шикарно. Но вначале я слышал ее и только потом видел" , - вспоминал художник Освальд Мозер. Появление хозяйки предваряли энергичный стук каблуков и легендарные гневные тирады в адрес нерадивых сотрудников. Франц откомандировал Мозера в Лар по настоянию Энне, напутствуя, предостерег: "Поедешь в Лар, к моей жене. Имей в виду, там много бабья, а где много бабья, там много проблем" . И Мозер, рисовавший карты Северной Африки для Роммеля, находившийся во французском плену до 1948 года и участвовавший в издании Revue d"Information, теперь должен был переключиться на журнал мод. "Я делал работу в срок, иногда засиживаясь до часу ночи, - вспоминал он. - Впрочем, к себе она была не менее требовательна, чем к остальным" . ...

Энне Бурда была величайшим издателем прошлого столетия, добившимся грандиозных успехов в деловой нише, занятой мужчинами. Но если проследить ее путь, этот непрерывный штурм вершины, начавшийся в маленьком домике железнодорожника в Оффенбурге и завершившийся в хрустальном дворце мира Высокой Моды, то понимаешь, что истинное значение ее достижений неизмеримо больше. Ее судьба - доказательство того, что в жизни можно вырваться за любые рамки, что границы нерушимы лишь для тех, кто сам ставит их перед собой. Энне Бурда стала примером для подражания прежде всего для женщин. Ее головокружительное восхождение было результатом ежедневной суровой работы в течение всей жизни. За все, что Энне Бурда вложила в наши сердца и умы, мы ставим ей памятник любви.

Энне Бурда была «королевой одежды» и основательницей самого крупного в мире модного издательства. Создав Burda Moden, дочь железнодорожника из баденского городка Оффенбург, достигла мировой славы. В 2009 году Энне Бурда исполнилось бы 100 лет. Издательству «Бурда Моден» исполняется 60 лет с момента основания.

«Я - это Burda Moden!». Фотография 1973 года красноречиво подтверждает цитату издательницы. Уверенная в себе, с модной прической, в больших солнечных очках, одетая в элегантном спортивном стиле, она стоит рядом со своим автомобилем Райли, который в народе называли «Мини-Роллс Ройс», на фоне здания издательства в Оффенбурге, построенного по проекту архитектора Эгона Айерманна. На плоской крыше здания блестит, написанное огромными буквами, название - Burda Moden. Здесь отразились и гламур Энне Бурда, и ее профессиональный успех, и ее родной город Оффенбург.

Burda Moden продается в 120 странах мира. Кульминационным моментом становится первый зарубежный показ мод в Москве в 1987 году и выход Burda Moden на советский рынок.

История успеха ее издательства неразрывно связана с идеей сделать женщин красивыми и тем самым помочь им обрести чувство собственного достоинства. Энне Бурда это удалось, причем она сделала акцент на выкройках, которые идеально сидели по фигуре, модно выглядели и были удобны в носке.

Знаменитые выкройки Burda Moden давали вдохновение не только тем женщинам, для которых шитье было хобби, но и деятелям искусства.

«Сделай голливудскую улыбку!» - призывал Хуберт Бурда свою мать в 1973 году, когда Энди Уорхол был в гостях в Оффенбурге, чтобы сфотографировать Энне Бурда. Для нее это было нетрудно, ведь десять лет подряд она вместе со своим супругом устраивала самый знаменитый бал Германии, «Bal paré» в Мюнхене. Всемирно известные звезды кино, шоу-бизнеса, политики бизнесмены посещали этот бал, а Энне Бурда всегда блистала в центре событий.


Энне Бурда любила роскошь и не стеснялась демонстрировать ее: на фото в 1952 г. в кабриолете, народном автомобиле Rometsch серии "Элеганц" в Баден-Бадене.

Для журнала Burda Moden создавали модели самые знаменитые дизайнеры. "Голливудские" выкройки вносили гламурность в гардероб любой женщины. На фото творение Хайнца Остергаарда (1959 г.) - вышитое платье из благородного шелкового дюшеса.

В 1957 г. тиражи журнала достигли полумиллиона экземпляров, и в каждом номере до 80 моделей, каждая модель с собственной выкройкой трех размеров.

"Бурда Моден - это я!" Энне Бурда руководит всеми работами от начала до конца (на фото со своей заместительницей Иреной Байер) и всегда принимает самое непосредственное участие в создании журнала, от выбора эскизов до отбора тканей и диапозитивов.

К 30-Летию Burda в России
Известный дизайнер Юлия Далакян предлагает современную интерпретацию вечерней блузы 1987 года
Включите цвет!
Розовый, красный, оранжевый и К° помогут развеять зимнюю хандру
Комби-идеи
На любой случай: блузка с объемными рукавами
В далёкие края
По следам отважных гаучо: яркая коллекция с этническими мотивами для тех, кому не чужд дух приключений!
Винтаж
Элегантное платье из 50-х снова с нами!
Время для себя
Когда хочется заняться йогой или просто отдохнуть, свободные модели из трикотажа будут очень кстати
Креатив
Спортивная сумка с креплением для коврика
Мастер-класс
Трехцветный жакет с геометричными вставками
Полезные советы
Выступает живот: как скорректировать выкройку
Мода plus
Женственные фасоны 40-х плюс детали морской униформы - устоять невозможно! Размеры 44–52
Дети
Что такое карнавал? Это море веселья, чудесные костюмы и сказочные превращения! Размеры 104–128

Новости и новинки

Будьте готовы к модным открытиям!
От ниток и ножниц до супермашин - все, чтобы шить, как настоящие кутюрье!

Путешествие

Волшебная страна, придуманная Уолтом Диснеем

Красота

Помады и блески для губ самых теплых оттенков красного
Кофемания: новые «лакомства» в маникюре
Живительная влага: почему коже лица необходимы тоники?
Beauty-news

На первый взгляд ее жизнь может показаться чудесной сказкой: девушка из простой семьи стала известной во всем мире предпринимательницей и одной из самых заметных фигур в индустрии моды. Но это только на первый взгляд! На самом деле у нее не было доброй феи, которая взмахом волшебной палочки превратила Золушку в принцессу. Головокружительная карьера Энне Бурда стала возможной лишь благодаря ее трудолюбию, упорству и целеустремленности. «Я хочу!» - эти слова были ее девизом с детства. И того, чего она хотела, она добивалась - так продолжалось всю жизнь.

Детство



Анна Магдалена Леммингер родилась 28 июля 1909 года в провинциальной городке Оффенбурге на юге Германии в семье машиниста.

Еще будучи юной девушкой, она решила, что жить, как ее родители, она не будет - ведь она достойна лучшего! Мать, скромная домохозяйка, никогда не была для Анны примером.




Материнское долготерпение и постоянная готовность к самопожертвованию вызывали в девочке скрытый протест, она инстинктивно чувствовала, что эти качества будут ей только мешать и не дадут пробиться наверх. Как и многие другие нацеленные на карьеру женщины, она была «папиным ребенком». С матерью она редко разговаривала, зато отца, по ее словам, «любила безумно», и он платил ей такой же сильной любовью.

Юность


После окончания монастырской школы и получения аттестата зрелости Анна прошла одногодичный курс в коммерческом училище и поступила работать кассиром на городскую электростанцию. Одной из ее обязанностей был прием платежей за электроэнергию у местных предпринимателей. Благодаря этому обстоятельству произошла встреча, ставшая для нее судьбоносной: в один прекрасный день она познакомилась с владельцем небольшой типографии Францем Бурдой, молодым и честолюбивым коммерсантом. Франц был очарован Энне, и 9 июля 1931 года молодые люди сыграли свадьбу.




Энне родила своему мужу трех сыновей - Франца (в 1932 году), Фридера (в 1936 году) и Хуберта (в 1940 году). Дела у мужа шли прекрасно, и семья могла позволить себе многое. Казалось бы, чего еще желать бедной провинциальной девушке? Однако Энне не устраивала роль супруги богатого предпринимателя, она хотела большего - успеха, власти, наполненной событиями жизни. Она твердо верила, что это чудо когда-нибудь свершится. Точнее, она сотворит его собственными руками, без посторонней помощи. Так оно и произошло!

Начало карьеры




В 1949 году мечта Энне Бурда начала осуществляться: муж купил и передал под ее единоличное руководство небольшое, пришедшее в упадок журнальное издательство в близлежащем городке Ларе. Энне Бурда засучила рукава и принялась за дело: она решила создать собственный журнал мод. Первая редакция разместилась в небольшом зальчике одного из городских кабачков. Помещение было тесным, однако достаточным для того, чтобы Энне Бурда смогла полностью развернуть в нем свой предпринимательский талант. Имея в своем распоряжении несколько портних и всего одного редактора, она скоро заработала свои первые деньги.

Успех и мировое признание




Идея, положенная в основу ее журнала Burda Moden, - помочь женщине обрести свой неповторимый стиль и самой шить модную и элегантную одежду - попала «в самое яблочко»! Журнал сразу стал успешным. Его стартовый тираж составил 100 тысяч экземпляров, а уже через два года он достиг полумиллиона. В 1950 году Burda Moden продавался во всех немецкоговорящих странах - Германии, Австрии и Швейцарии, с 1952 года - еще в восьми европейских странах на соответствующих языках, а с 1953 года - в США, Канаде, Аргентине и Бразилии. Сегодня он выходит на 16 языках и продается более чем в 90 странах мира.

Энне Бурда в СССР




Одним из самых выдающихся достижений Энне Бурда стало заключение соглашения с правительством СССР в 1987 году об издании Burda Moden на русском языке. Burda Moden стал первым западным журналом, выходящим в Советском Союзе, и ярким примером происходящих в стране демократических перемен. Тогдашний министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер сказал Энне Бурда: «Вы сделали больше, чем до вас три немецких посла».


Первый выпуск Burda Moden на русском языке


«Чудо можно сделать своими руками," - часто повторяла Энне Бурда. Начав карьеру предпринимателя в 40 лет, она всегда шла своим путем и сама принимала ключевые решения. Независимая, целеустремленная и бесстрашная, Энне Бурда добилась фантастического успеха. Свидетельство тому - современная медийная империя Burda, у истоков которой она стояла.
О том, как создается журнал Burda в наши дни, вы можете узнать из немецкого журнала Burda Дагмар Били и из .
Текст: Марианна Макарова, фото: архив ИД Burda