В чем измеряется грузооборот. Расчет грузооборота — Энциклопедия по экономике. Краткое пошаговое Бизнес-руководство

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Грузооборот

Грузооборот - показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке 1 т груза на расстояние 1 км).

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Объём грузоперевозок Q (т) – это количество груза в тоннах, которое планируют перевезти или уже перевезено.

Грузооборот Р (т-км) – это транспортная работа в тонно-километрах, которая запланирована или затрачена на выполнение перевозок.

Грузопоток (т/ед. вр.) – это количество тонн груза, перевозимое в прямом Q пр. и обратном Q обр. направлениях за единицу времени (час, рабочая смена, сутки, месяц, год и т.д.).

Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину. Взаимосвязь показателей Р и Q может быть представлена следующими выражениями:

Q = Q пр. + Q обр. и Р = Q×lQ , где

lQ – это среднее расстояние перевозки грузов, км.

Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной,структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности .

1) Структура определяется наименованием и классом грузов. Структура грузопотока бывает:

отраслевой (принадлежность к какой-либо отрасли: пищевая, нефтегазовая, сельское хозяйство и т.д);

групповой (относятся к определённой группе товаров: продовольственные товары, строительные грузы и т.д.);

по роду груза (распределение грузов по свойствам только им присущим: зерновые культуры, молочные продукты, железо-бетонные изделия).

2) Время освоения включает дату начала, окончания перевозки и её темпы. Перевозки бывают постоянные, временные и сезонные.
3) Коэффициент неравномерности объёма перевозок определяется следующим образом: = Qmax / Q ср.

4) Коэффициент неравномерности грузооборота определяется следующим образом: = Рmax / Р ср.

Неравномерность объёма перевозок и особенно грузооборота затрудняет ритмичную работу подвижного состава. Автотранспортные предприятия должны по возможности выравнивать эту неравномерность путём досрочного завоза грузов, повышения производительности труда погрузочно-разгрузочных работ, разработки оптимальных графиков и маршрутов перевозок и других организационных предприятий. Необходимо также приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям величин Р и Q за счёт изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в периоды спада объёма перевозок, переноса отпусков и т.д.

Значения объёма перевозок и грузооборота зависят от размеров производства и потребления, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления, что приводит к повторности перевозки одних и тех же грузов. Повторность перевозки связана с родом груза, целевым его назначением, зависит от системы снабжения, размещения складов и обслуживаемых потребителей, системы планирования перевозок.



Наиболее часто повторные перевозки бывают при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады или базы для сортировки, фасовки и распределения по магазинам. Снижение повторности перевозок может быть достигнуто за счёт рациональных схем доставки грузов. Во время обследования выявляют суточный, месячный и годовой объём перевозок и грузооборот, направления и расстояния перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

Задача 4.1

Междугородные централизованные перевозки грузов осуществляются по маршруту БД общей протяжённостью 295 км. Участок БВ протяжённостью 140км; участок ВГ протяженностью 90км; участок ГД протяжённостью 65 км. Объём в тоннах, состав и направление грузопотоков представлены в таблице 4.1. Рассчитать грузооборот и грузопотоки и построить эпюры грузопотоков.

L б-в = 140км, Lв-г = 90км, L г-д = 65км, L б-д = 295км

Грузооборот Р = Q×lQ (т-км)

Прямое направление Обратное направление

Qб-в = 17600 т Qд-г = 8300т

Qв-г = 26700 т Qг-в = 11900т

Qг-д = 25000т Qв-б = 12400т

Qобщ. = 35600т Qобщ. = 25700т

Рб-в = 2464000т-км Рд-т = 539500т-км

Рв-г = 2403000т-км Р г-в = 1071000 т-км

Рг-д = 1625000т-км Рв-б = 17360000т-км

Задача 4.2

На основании данных, приведённых в таблицах, рассчитать грузооборот, грузопотоки, коэффициент неравномерности грузооборота, коэффициент неравномерности грузопотока , построить эпюры грузопотоков и структуру грузов.

Задание 1

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 2

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 3

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 4

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 5

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 6

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 7

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 8

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 9

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 10

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 11

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 12

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 13

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

В литературе, посвященной работе различных транспортных систем часто используется такое понятие, как грузооборот. Рассмотрим, что такое грузооборот, и в чем он измеряется.

Под грузооборотом понимается количество перевезенных грузов в рамках одного предприятия или отдельного вида транспорта, отдельной отрасли и в целом государства. Принято измерять этот показатель в тонно-километрах, но чаще всего используется просто суммарный тоннаж выполненных перевозок. Применительно к перевозкам, выполненным в определенном районе и в целом по государству, используют обе единицы измерения, а при оценке деятельности транспортного объекта или узла используется только суммарный вес перевезенного в тоннах.

В глобальных масштабах показатель грузооборота оценивает взаимоотношения между странами или районами, на транспорте говорит о пропускной способности объектов. Если межгосударственный грузооборот растет, это подтверждает развитие торговли, экономики стран. Кризисный период сопровождается падением грузооборота. Нарушение грузооборота между отдельными районами страны говорит о неполадках в транспортной системе, нарушениях работы предприятий и экономических связей между ними.

Грузооборот по видам транспорта

Весь грузооборот транспорта принято оценивать отдельно по его видам, получая оценку конкретной транспортной отрасли.
  • Железнодорожный транспорт – самый массовый и недорогой. По России железные дороги обеспечивают 4/5 всего грузооборота страны. Развитие и строительство новых путей постоянно увеличивает количество перевозимых грузов. Если посмотреть в целом по стране, то чем больше в ней железных дорог, тем меньше средств будет уходить на перевозку грузов.
  • Водный транспорт тоже обеспечивает недорогую перевозку грузов, но он возможен не в любом регионе, а только там, где есть моря и реки. Речная навигация к тому же возможна только летом – на зиму реки покрываются льдом, так что грузооборот порта охватывает лишь летнее время. За летний период речной транспорт России успевает перевезти 10-15% всего грузооборота страны. Морские суда – это обычно межгосударственные перевозки, их доля составляет 5-7%.
  • Автомобильный транспорт зависит от дорог. Большинство автоперевозок имеют местное значение – от предприятия к предприятию, от предприятия до железнодорожных станций и портов. Мобильность автотранспорта делает его популярным и для дальних перевозок, в том числе международных, тем более что такие поставки осуществляются значительно быстрее. Иногда проще отправить груз автотранспортом, чем везти его на ж/д станцию, перегружать в вагон и повторять эти процедуры в точке назначения. Стоимость перегрузок уничтожит экономический эффект от дешевой перевозки. Автотранспорт же без всяких перегрузок и задержек доставит груз на место.
  • Воздушный транспорт – это самый дорогой способ перевозки грузов, но крайне необходимый, если груз надо доставить срочно или в такое место, куда дороги не проложены. Например, надо быстро перевезти груз на далекий океанский остров или в таежный поселок, не имеющий дорог. В России таких мест довольно много, поэтому грузооборот авиатранспорта весьма значителен.
  • Трубопроводный транспорт используется исключительно для жидких и газообразных продуктов, причем не только нефти и природного газа. По трубопроводам может передаваться аммиак и другие химические вещества. В России практически все экспортные поставки нефти и газа выполняются при помощи трубопроводов. Рост грузооборота в этой отрасли определяется только сооружением новых веток трубопроводов.
Общая оценка грузоперевозок каждой отрасли транспорта определяет ее развитие и потребность в соответствующем оборудовании, строительстве путей, а также показывает значимость в общем грузообороте народного хозяйства.

Глава 17 СТАТИСТИКА ГРУЗООБОРОТА  

Процесс непосредственного создания продукта в его конкретной вещной форме не заканчивает -создание стоимости продукта. Продукт, произведенный в промышленности и сельском хозяйстве , в большинстве случаев еще не готов к потреблению в смысле реализации его потребительских свойств. Чтобы продукт получил общественное признание , чтобы он мог быть использован на производственное или непроизводственное потребление , его необходимо пространственно переместить из места производства к месту потребления и реализовать его потребителям. Отрасли, где затрачивается труд на транспортировку и реализацию продукции , образуют сферу обращения . Обращение общественного продукта , обслуживаемое грузовым транспортом и торговлей в ее широком понимании, является необходимым звеном в процессе воспроизводства общественного продукта, без которого не существует и самого процесса воспроизводства. Статистическая характеристика сферы обращения осуществляется статистикой грузооборота и статистикой товарного обращения.  


Задача статистики транспорта, и в первую очередь статистики грузооборота, состоит в том, чтобы своевременно выявлять и отражать эти прогрессивные изменения, способствовать все большему их внедрению.  

Показатели перевозок могут быть представлены двумя группами показателей - натуральными и стоимостными. Первые образуют систему показателей статистики грузооборота, вторые включают показатели валовой и чистой продукции транспорта.  

В данной главе рассматриваются вопросы статистики грузооборота, при этом основное внимание уделяется общеметодологическим вопросам расчета и анализа тех или иных показателей, без подробного рассмотрения специфики их исчисления по отдельным видам транспорта.  

Статистика грузооборота изучает объем и структуру грузооборота , динамику его показателей, интенсивность использования технических средств транспорта (подвижных и неподвижных), территориальные направления и связи грузовых перевозок.  

Для комплексной характеристики грузовых перевозок необходима система показателей грузооборота. Показатели этой системы должны давать всестороннюю характеристику состояния и развития грузовых перевозок. Статистика. грузооборота включает следующие показатели  

Понятие грузооборота. Классификация грузооборота по видам грузов и видам транспорта. Показатели статистики перевозок грузов.  

Ежегодно по ним перевозится более 20 млрд т грузов. Общий грузооборот по 29 странам (по которым имеется статистика) составляет 3247 млрд т-км. Пассажирские перевозки по автодорогам достигают 10 600 млрд пасс-км.  

В 80-е - 90-е годы произошел разрыв между темпами роста ВВП и показателями работы транспорта. Так, темпы роста ВВП за 1996-2000 гг., согласно официальной статистике, почти в 5 раз превышали темпы роста перевозок грузов, в 2 раза - грузооборота. Это явление служит, возможно, одним из показателей искусственного завышения абсолютного и относительного прироста ВВП, неточность расчета которого официально признана в КНР.  

ГРУЗООБОРОТ - показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке I т груза на расстояние I км). Для определения Г. масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются. Показатель Г используется в планировании и статистике для на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза. Для транспорта показатель Г. не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.  

Для обобщающей характеристики работы грузового транспорта в натуральном выражении исчисляют расчетный показатель статистики перевозок - показатель грузооборота в. тонно-километрах этот показатель рассчитывается как сумма произведений количества перевезенных грузов q на количество километров расстояния перевозок / по каждой партии грузов "Lql. Показатель грузооборота рассчитывают по отдельным перевозимым грузам, по видам транспорта и по всему транспорту в целом. Расчет показателя грузооборота по видам транспорта имеет свои особенности, обусловленные спецификой приложения труда на том или ином транспорте и условиями его функционирования.  

Важная задача статистики не только определить объем грузооборота, но и изучить его в динамике, выявить факторы изменения его общей величины и его составляющих.  

Для более широкого анализа характеристики перевозочной деятельности, в том числе грузооборота страны, статистика исчисляет целый ряд показателей, характеризующих состояние и использование подвижного состава (вагонов, локомотивов и грузового поезда в целом).  

Измерение грузооборота в транспорте Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда в транспорте (количество тонна-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от ее дальности и массы груза. Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок.  

ГРУЗООБОРОТ НЕТТО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ (net freight turnover) - показатель статистики перевозок грузов (перевозки грузов с учетом фактического расстояния) Определяется на основании данных маршрута машиниста локомотива как  

СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (freight traffi statisti s) - раздел статистики транспорта, изучающий объем, состав и направление перевозок грузов за определенный период и в динамике Ед наблюдения является отправка Система взаимосвязанных

Грузооборот - это количество (общий объём) перевезённых грузов согласно рассматриваемому объекту за определенный период времени: будь то предприятие, тип транспорта, отрасль либо государство в целом.

Грузооборот как экономический показатель работы транспорта — это произведение веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 х 150=750 млн. тонно-километров.

Измеряется показатель грузооборота такой единицей как тонна-километр, однако больше распространено использование показателя суммарного тоннажа выполненных перевозок.

Для измерения объёма перевозок в рамках государства или выделенного региона задействуются сразу две единицы измерения. Процесс оценки функционирования объекта транспорта либо отдельного узла предполагает использование лишь суммарного веса груза, перевезённого в тоннах.

В масштабном значении показатель грузооборота даёт оценку взаимоотношениям государств или регионов, а в транспортной сфере определяет пропускную способность определённых объектов. Рост межгосударственного грузооборота указывает на развитие торговли и экономики. В момент кризиса происходит падение грузооборота. Нестабильность грузооборота между регионами позволяет говорить о сложностях в основной транспортной системе, в функционировании компаний, а также слабых междоусобных экономических связях.

Виды грузооборота

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой, чтобы дать оценку определённому типу грузооборота.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный. В России сеть железнодорожного полотна обслуживает 4/5 от всего грузооборота страны. Прокладка и развитие линий сообщений беспрерывно наращивает число перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет утверждать, что чем развитие сеть железных дорог, тем ниже затраты на перевозку тоннажа.

Водный транспорт – также один из выгодных вариантов транспортировки груза, вот только возможен он далеко не в каждом регионе, а только между территориями, прилегающими к морю или широкой реке. Ко всему прочему речная навигация возможна лишь летом – в холода реки замерзают. В жаркий сезон речной транспорт берёт на себя 10–15% всего грузооборота России. Судоходство по морю – это обычно межгосударственные поставки. На их долю приходится 4–7%.

Трубопроводный транспорт используется только для передачи жидких и летучих смесей. Передаётся по трубопроводам газ, аммиак, нефть и прочие химические связующие. В РФ большинство экспортных поставок «нефтегазовой продукции» производится посредством трубопроводов. В данной отрасли повышение грузооборота определяется прокладкой новых трубопроводных трасс.

Автомобильный транспорт полностью зависим от наличия и качества дорог. Большинство автомобильных грузоперевозок имеет локальное значение, т.е. выполняется между предприятиями, портом и предприятием и т.д. Такие поставки выполняются быстрее. Автотранспорт не требует выполнения дополнительных загрузок/выгрузок, уменьшающих экономическую выгоду от транспортировки, и потому более выгоден. С его помощью можно без дополнительных трат и задержек доставить вверенный груз по месту назначения.

Мобильность и разнообразие автотранспорта гарантирует ему востребованность для дальних поставок любого по объёму груза.

Воздушный транспорт – дорогостоящий подход к перевозке грузов. Его преимуществом является срочность доставки или поставка груза в места, где трассы не обустроены. К примеру, надо быстро доставить товары в таёжное поселение. В России подобных мест особенно много. По причине этого и грузооборот авиатранспорта достаточно высок.

Сводная оценка грузопоставок по каждой отрасли транспорта позволяет определить уровень развития сферы и её потребность в модернизации и сопутствующем оборудовании плюс постройке новых путей. Также общее оценивание позволяет выявить значимость конкретной отрасли в грузообмене всего народного хозяйства.