Золотой час в фотографии когда. «Золотой час» скорой помощи. Рассчитывание золотого часа

Известное выражение «лучше поздно, чем слишком поздно» в экстренной медицине не работает. В скоропомощных случаях обычно «оба хуже», и не случайно понятие «золотой час спасения», зародившись в военной медицине, постепенно проникло во все области.

На войне и не только

Идея «золотого часа» восходит ко времени Первой мировой войны. Французские медики, оказывающие помощь пострадавшим на полях сражений, обнаружили, что результат лечения зачастую больше зависит от оперативности лечения, чем от тяжести ранений. А при схожих по тяжести поражениях лучший исход однозначно всегда был у тех пациентов, к которым помощь подоспела быстрее. Причем «быстрее» - это не разница между двумя часами и двумя сутками. Критическими оказывались несколько десятков минут.

Сам термин ввел в широкую практику Р. Адамс Коули, американский травматолог. Он начинал свою карьеру в качестве военврача, и обширная практика в этой роли позволила ему сделать вывод о существовании «часа между жизнью и смертью».

Коули утвердился во мнении, что спустя примерно 60 минут после серьезного ранения в организме развиваются некие необратимые или очень труднообратимые процессы. В дальнейшем, создав собственную травматологическую клинику, он убедился в действительности этого правила не только для боевых ран, но и для тяжелых травм любого рода.

Несмотря на то что доказательная медицина не подтверждает именно такой длительности промежутка, когда для пациента еще можно что-то сделать, нет сомнений, что терапию нужно начинать как можно раньше. С первой же минуты после травмы в организме развивается травматический шок. Это каскад патологических реакций, обусловленный большим потоком интенсивных болевых импульсов в мозг и значительной кровопотерей.

При резком уменьшении объема крови организм пытается спасти «самые важные» органы - сердце, легкие и мозг. Происходит так называемая централизация кровообращения, когда оставшаяся кровь циркулирует по «сокращенному» контуру. При этом другие части организма медленно, но верно погибают от недостатка кислорода и избытка токсичных продуктов собственной жизнедеятельности. Через определенное время (кстати, близкое к 60 минутам) изменения в обделенных клетках становятся необратимыми.

Также стоит иметь в виду, что при травме работа сердечно-сосудистой системы страдает по рефлекторному механизму. Проще говоря, у пострадавшего возможна остановка сердца, даже если само сердце не повреждено. Чем тяжелее и длительнее шок, тем более вероятно такое событие.

«Золотой час» в кардиологии и неврологии

Биологические законы одинаковы для всех, поэтому пришедшее из военной медицины понятие актуально и для «мирных» специальностей. При инфаркте миокарда, когда тромб закупоривает артерию сердца, его мышечные клетки - кардиомиоциты - начинают гибнуть.

По стандартам максимальное время для чрескожного коронарного вмешательства, восстанавливающего кровоток, составляет 2 часа от первого контакта больного с медиками. Однако если восстановление кровотока выполнено в течение первого часа, спасти удается 60 % клеток из пораженной зоны, а если в течение второго часа - только 10 %.

То же самое происходит при ишемическом варианте инсульта, только при этом без кровоснабжения остается участок не сердца, а мозга. Шанс на полное восстановление функций есть лишь при успешной тромболитической (растворяющей тромб) терапии в течение часа. Чем больше времени проходит сверх этого срока, тем больше остаточных явлений будет у пациента после выздоровления.

При геморрагическом инсульте ситуация несколько иная: поскольку вещество мозга пропитывается излившейся кровью, полное восстановление работы поврежденного участка невозможно. Однако чем быстрее будет оказана помощь, тем меньший объем вещества мозга успеет пострадать и тем легче мозгу будет компенсировать утраченное за счет соседних участков.

Помните, что отсчет поистине «золотых» минут начинается именно с момента развития приступа или получения травмы, а не с того времени, когда вы вызвали «скорую помощь». Обязательно максимально точно информируйте врача о времени начала болезни - это поможет ему верно выбрать лечебную тактику.

Лидия Куликова

Фото depositphotos.com

Освещение является ключевым фактором в фотографии. Можно приметить очень красивый природный пейзаж, иметь в руках самую продвинутую зеркальную камеру, но без должного света получить качественные и интересные снимки будет практически невозможно. Причем готовые фотографии, вряд ли, можно будет спасти даже инструментами графического редактора, к которым так любят обращаться фотографы. Особенно проблема освещения актуальна для съемки на открытом воздухе, когда возможности использования искусственных источников света ограничены. Здесь фотограф очень сильно зависит от характеристик естественного освещения. Поэтому невероятно важным становится вопрос правильного выбора времени для съемки.

Профессиональные фотографы прекрасно знают об этой проблеме, поэтому они нашли решение в таких явлениях, как «золотой час» и «синий час». Это времена суток с наилучшим естественным освещением для фотосъемки. Более подробно о «золотом» и «синем часе» Вы узнаете из этой статьи.

“Золотой час” в фотографии

«Золотой час» – это промежуток времени в первый час после восхода солнца и в последний час перед его заходом. В это уникальное время суток солнечное светило располагается ближе к горизонту, вследствие чего все объекты окрашиваются в какой-то удивительный золотисто-красноватый оттенок. Благодаря этому любая фотография, будь то портрет или пейзаж, приобретает совершенно волшебный вид. Имитировать такое освещение искусственными источниками или фотошопом практически невозможно. Солнце, которое находится в низкой точке на небе, создает очень приятное, мягкое и рассеянное освещение, которое резко контрастирует с тем, что мы наблюдаем в остальное время суток, в частности, с жестким светом от полуденного солнца, когда на фотографиях появляются глубокие, грубые тени.

Этот «магический час» на самом деле длится не ровно шестьдесят минут, его продолжительность варьируется в зависимости от времени года и того географического места (широты), где проводится фотосъемка. Но даже если «золотой час» будет длиться всего пару – тройку десятков минут, ради этого промежутка времени стоит встать пораньше и отправиться на съемку интересных сюжетов. В это удивительное мгновенье интенсивность естественного света наименьшая, а освещение сцены обеспечивается, главным образом, от солнечного света, отраженного от небосвода. Синий цвет исчезает и появляется тот самый приятный, золотистый оттенок.


Золотой час (Солнце за спиной фотографа)

Можно выделить несколько основных причин, почему фотографу стоит снимать на открытом воздухе именно в это время:

  • теплое, золотистое освещение, заставляющее буквально сиять окружающие объекты и лица людей;
  • меньше резких контрастов;
  • на закате можно снимать потрясающие силуэты;
  • мягкий свет прекрасно ложится на лица людей;
  • длинные тени от солнца, находящегося низко над горизонтом, придают снимкам дополнительный объем и помогают передать текстуру;
  • меньшая вероятность переэкспонировать или недоэкспонировать фотоизображения, а также потерять в деталях;
  • очень выгодна съемка в контровом свете, возможность использования солнечных бликов;
  • можно снимать облака, которые в этот промежуток времени выглядят наиболее красиво и могут придать зрелищности или настроение фотографиям;
  • на фотографии можно передать золотистые, красивые солнечные лучи, если солнце будет располагаться позади снимаемого объекта.

Как мы видим, преимуществ у «золотого часа» немало. В это время наблюдается наилучшее естественное освещение с точки зрения цветовой температуры и тональности снимка. Когда стоит использовать “золотой час”? На самом деле такие условия естественного освещения подойдут для различных видов съемки на открытом воздухе. Можно фотографировать портреты, пейзажи, снимать крупным планом цветы и растения, создавать красивые фотоизображения городских улиц или движущихся автомобилей.


Особенно красивыми в «золотой час» получаются природные пейзажи. Золотистые лучи солнца прекрасно очерчивают окружающие ландшафты с деревьями или холмами, придают пейзажным фотоизображениям приятные, теплые оттенки. Городские сюжеты при таком освещении приобретают дополнительную выразительность и динамичность. В «золотой час» также рекомендуется фотографировать портреты, используя, в частности, контровый свет, который подсветит волосы модели и подчеркнет красоту ее кожи. Боковой или контровый свет отлично прорисовывает контуры и создает дополнительный объем на фотографии.

От кадров, снятых в «золотой час», буквально захватывает дух. Недаром, например, журнал National Geographic нередко проводит конкурсы, главной темой которых являются как раз фотоизображения, полученные во время этого «магического часа». Важный вопрос – как определить, когда наступает «золотой час» в Вашем регионе в конкретное время года? Для этого существуют специальные online-сервисы, которые производят соответствующие расчеты. В настоящее время также выпускаются специальные приложения для смартфонов, рассчитывающие, когда утром или вечером наступает «золотой час».

Чтобы съемка в «золотой час» прошла гладко, воспользуйтесь следующими практическими советами:

  • Планируйте съемку заранее, ведь в действительности в Вашем распоряжении будет не час, а всего пару десятков минут, и это «магическое время» пройдет очень быстро и незаметно. Заранее определить с тем, что Вы будете снимать, оцените композицию, обратите внимание на те элементы, которые могут приобрести красивый вид под рассветными или закатными лучами.
  • Определитесь с настройками фотоаппарата до начала съемок. Используйте длинные выдержки и низкие значения чувствительности. Предварительно настройте баланс белого (ББ) вручную, поскольку «золотой час» – не оптимальное время для использования автоматических настроек ББ. Причем здесь Вам нужна не максимальная точность, а скорее художественный подход к настройке данного параметра. Чтобы сделать фотоизображения более теплыми и запечатлеть в кадре красивое золотистое свечение, можно использовать режим ББ «Облачно».
  • Используйте штатив, поскольку в предрассветные или закатные часы света может быть недостаточно.
  • Попробуйте поиграть с открытой диафрагмой. Она позволит Вам получить эффектные фото с красивым боке. Также на открытой диафрагме снимки получатся более мягкими.
  • Теплые, золотистые лучи света могут преобразить красный цвет в темно-оранжевый или даже не самый приятный, коричневый. Учитывайте этот факт при подборе одежды для модели, если собираетесь снимать портрет.
  • Делайте как можно больше снимков. Освещение сцены меняется быстро, поэтому важно успеть снять как можно больше кадров с различной цветовой температурой, тональностью и интенсивностью света.

“Синий час” в фотографии


Еще одно отличное время для проведения фотосъемки на открытом воздухе – так называемый «синий час». Это промежуток времени между ночью и сумерками с особенным освещением, а также когда солнце вот-вот собирается появиться из-за горизонта. В эти моменты освещение приобретает уникальный ультрамариновый оттенок, который невозможно повторить средствами компьютерной обработки фотографии . В действительности «синий час» длится в среднем примерно полчаса, когда небо окрашивается в красивые синие или фиолетовые цвета, оно приобретает насыщенность. За тридцать минут до восхода солнца и за тридцать минут после его заката не так темно, чтобы камера не смогла различить отдельные детали. В «синий час» освещенность неба и панорамы под ним выравнивается, что позволяет получать действительно уникальные кадры.

Конечно, снимать в «синий час» немного сложнее, чем в «золотой время». Ведь синий цвет, в отличие от золотого, не так щедр и доброжелателен. Лучше отказаться от съемок портрета. В этот период стоит фотографировать объекты с каким-либо собственным освещением, то есть здания, сооружения, достопримечательности и городские улицы. Получается отличный контраст между искусственным освещением и сине-фиолетовым фоном. Вообще, оптимально снимать в «синий час» городские улицы с проезжающими мимо автомобилями с включенными фарами. Хотя можно попробовать и поснимать портрет, но лишь используя дополнительный источник освещения (например, свет от костра).

Когда наступает «синий» или «золотой» час, используем калькулятор

Как и в случае с «золотым часом», тут важно правильно спланировать время съемки. Ведь синий свет будет доступен в еще более короткий промежуток времени. Чтобы узнать, когда начнется «синий» или «золотой» час в Вашем регионе, можно воспользоваться сайтом jekophoto.eu .

При съемке в «синий час» руководствуйтесь полезными практическими советами:

  • Выбирайте подходящую точку съемки заранее, закрепляйте камеру на штатив (света во время съемки будет не хватать). Желательно иметь спусковой тросик или пульт ДУ, чтобы полностью исключить получение смазанных фото.
  • По мере наступления сумерек или рассвета оценивайте насыщенность неба по дисплею камеры. Как только небо окрасится в нужные Вам оттенки, начинайте съемку.
  • Настройки экспозиции можно предварительно доверить автоматике камеры, а потом при необходимости внести соответствующие коррективы, ориентируясь по гистограмме. Но лучше используйте режим приоритета диафрагмы или ручной режим. Значение диафрагмы подбирается такое, чтобы обеспечить резкость всех планов. В «синий час» выдержки требуются длинные, чувствительность сенсора желательно установить на минимуме.
  • Воспользуйтесь широкоугольной оптикой – она позволит захватить в кадре больше красивого, насыщенного неба.
  • Снимайте в RAW, чтобы получить больше интересных деталей.
  • Наиболее красивые снимки получаются, когда наблюдается частичная облачность – можно запечатлеть на камеру как цветовую насыщенность неба, так и фактуру облаков.
  • Экспериментируйте с режимом HDR для получения необычных, эффектных фотографий.

Итак, «синий час» – это короткий промежуток времени до восхода и после заката солнца, а «золотой» – время в первый час после выхода солнца и за час до его захода. В эти удивительные мгновения создается невероятно красивое естественное освещение сцены, который каждый любитель фотографии просто обязан попробовать использовать для получения выразительных, насыщенных цветом снимков. Попробуйте в один из дней встать пораньше, отправиться на съемку, и Вы убедитесь, как могут преобразиться обыкновенные пейзажные или городские фотографии под воздействием волшебного солнечного света.

Каждый, кто занимается фотографией, должен знать, что такое «Золотой час». Для тех, кто не знаком с этим понятием, начнем с краткой формулировки: золотой час — это самое подходящее для съемки время, когда естественное освещение благоприятно сказывается на качестве снимков.

Искусственное освещение при съемке пейзажей, зданий и прочих обширных территорий практически бесполезно. Тут стоит рассчитывать только на небесное светило. Каждый день, в определенное время солнечный свет создает наклонные мягкие лучи, которые аккуратно, без пересветов и жестких теней заполняют всё вокруг. Такое время и называется «Золотой час».

Когда ждать «золотой час»?

Золотой час - это время за час до заката и за час после рассвета. В это время солнце находится низко и освещает всё под углом. Свет получается мягкий и рассеянный.

Контраст снимка получается не слишком большой. Благодаря этому детали не теряются в светлых тонах или в тени. Длинные тени помогают подчеркнуть глубину снимка.

Как поймать золотой час

Самый простой способ - это использование калькулятора золотого часа. В каждом регионе в различное время года время золотого часа отличается, поэтому калькулятор будет полезен. Найти его можно через поисковые системы.

Время рассвета и заката также можно узнать на сайтах с прогнозом погоды.

  1. Используйте штатив. Это позволит делать более четкие фотографии. При слабом освещении для правильной экспозиции нужна будет длинная выдержка и без штатива тут никак.
  2. На место съемки нужно приезжать заранее. Это позволит приготовиться и не упустить лучшее время для съемки.
  3. Во время золотого часа освещение меняется очень быстро, поэтому нельзя мешкать. Всё нужно делать быстро, но не в ущерб качеству.
  4. Берите с собой фонарик. Пробираясь к месту съемки по темноте и раскладывая оборудование, вы непременно ощутите необходимость в фонарике.

Если съемку планируется вести в холодное время года, то термос с горячим напитком будет как нельзя кстати.

Профессиональные фотографы утверждают, что "золотой час" - это время суток с лучшим освещением. Из этой статьи вы узнаете, так ли это и как его можно использовать.

Существует одна вещь, от которой во многом зависит, получится фотография или нет, этим фактором является освещение. Возможно, вы будете снимать самый невероятный пейзаж или потрясающую модель, но без качественного освещения получатся лишь плоские, скучные невыразительные фотографии.

Особенно это характерно для съемки вне помещений, когда сложно или невозможно использовать искусственное освещение. В таком случае вы полностью будете зависеть от естественного освещения.

Поэтому критически важно выбрать правильное время для съемки при естественном освещении. К счастью, профессионалы и фотографы-любители, которые думали об этой проблеме еще с момента создания первой камеры, нашли идеальное решение - "золотой час".

Что такое "золотой час"?

"Золотой час" также иногда называют "магическим часом" - это первый час после восхода солнца и последний час перед заходом солнца, хотя точная продолжительность варьируется в зависимости от времени года. В этот временной отрезок солнце находится низко на небе, давая мягкий рассеянный свет, который намного приятнее, чем резкий полуденный свет, при котором нам часто приходится снимать.

Освещение в "золотой час" мягкое, рассеянное и теплое. Автор фотографии Мартин Сойка .

Такое освещение уменьшает контраст, снижая вероятность потери деталей объекта съемки, которые могли бы утонуть в глубоких тенях или оказаться пересвеченными. Теплый оттенок делает снимок более приятным, а длинные тени помогают подчеркнуть детали, добавляя текстуру и объем снимку.

Еще одно преимущество: как правило, в "золотой час" на улице находится меньше людей, чем в другое время дня, что дает возможность сделать снимок более спокойным и естественным.

Когда его стоит использовать?

"Золотой час" может быть использован при любом типе съемки на открытом воздухе. Наряду с очевидными направлениями - пейзажами и городской фотографией, этот прием отлично подходит для съемки портретов, цветов, растений и даже таких видов объектной фотографии, как съемка автомобилей.

Профессиональные фотографы строго придерживаются этого правила, многие настолько преданы ему, что попросту отказываются от съемки в другое время дня. Вам, конечно, не нужно быть столь принципиальными, однако стоит прислушиваться к советам экспертов, как правило, они оказываются очень полезными.

Определение "золотого часа"?

Самый простой и быстрый способ определить, когда утром или вечером наступает "золотой час" - это использовать "Вычислитель золотого часа" . В этой программе задействованы более сложные методы определения "золотого часа", чем были описаны в начале данной статьи, что позволяет использовать его для точного определения времени.

Расчет местного времени наступления "золотого часа" поможет вам планировать свою съемку. Автор фотографии Бетан .

Альтернативный метод расчета для тех, кто любит делать все самостоятельно: начните с определения местного времени восхода-заката, для этого можно воспользоваться онлайн определителем .

Далее, необходимо произвести ряд несложных расчетов: первый "золотой час" начинается как раз перед восходом солнца и длится около часа. Второй "золотой час" начинается примерно за час до заката и заканчивается вместе с ним.

Решив, что и когда фотографировать, вы будете практически готовы взять камеру, аксессуары и отправиться за великолепными снимками. Но перед этим, постарайтесь запомнить следующие советы, чтобы съемка прошла гладко, а отведенное время было использовано по максимуму.

Используйте штатив

В период, ближе к рассвету и закату, на улице будет достаточно темно. Однако было бы стыдно упустить эти фантастические цвета и текстуры, дожидаясь пока станет светлее. Установите камеру на штатив, выберите низкое ISO и используйте длинную выдержку.

Потратьте время на настройку камеры

"Золотой час" наступает внезапно, поэтому очень важно быть заблаговременно подготовленным. Заранее приходите на место съемки, чтобы у вас было в запасе какое-то время, даже если для этого нужно вставать посреди ночи.

Продолжайте снимать

В течение "золотого часа" освещение изменяется чрезвычайно быстро и снимки, сделанные с интервалом в несколько минут, могут выглядеть абсолютно по-разному. Не отправляйтесь домой, сделав один-два снимка, вместо этого останьтесь на весь час, чтобы захватить полный спектр световых метаморфоз.

Возьмите с собой фонарь и теплые напитки

Во время рассвета и заката может быть очень холодно и темно. Это кажется очевидным, но достаточно просто об этом забыть, особенно если вы собираетесь еще днем, чтобы фотографировать закат. Фонарь поможет увидеть, что вы делаете и куда идете, а теплый напиток - настоящий подарок, когда вы стоите на холоде, дожидаясь возможности сделать следующий снимок.

Съемка во время "золотого часа" придает фотографии больше цветов, текстуры и объема. Автор фотографии Сибиблу .

Снимать в "золотые часы" - это, определенно, один из тех советов, что в наибольшей степени положительно повлияли на мои фотографии, сделанные на открытом воздухе. Хотя это и вынуждает выходить на съемку в то время, когда вы еще можете сладко спать, свернувшись калачиком, но это стоит того. Попробуйте и вы увидите, как преобразятся ваши фотографии.

Многие задания там для меня ещё не по силам, но всегда интересно узнавать что-то новое. В этот раз я узнала о волшебных (на мой взгляд) часах для пейзажной фотографии - "золотом" и "синем".

Это настоящая драгоценность, за которой охотятся человеки с фотоаппаратами -- золотой час. Уникальное время суток, когда солнце находится близко к горизонту, и в воздухе как будто повисает медно-золотая пыль. Это происходит два раза за день: сразу после рассвета и незадолго до заката. Сымитировать такое освещение в фотошопе практически невозможно, а положение солнца в остальное время дня даёт совсем другой свет (и, что важно, совсем другие тени).

В золотой час хорошо снимать, например, пейзажи. Золотой контур очерчивает деревья, холмы, горы, придаёт цветам тёплые оттенки, подчёркивает воздушную перспективу. Ещё городские фото. В это время дня тени удлинняются, силуэты становятся чёткими, в окнах отражается закатный свет, на мостовую падают блики от витрин - городские снимки приобретают динамичность и выразительность. Замечательно получаются снимки, сделанные в контровом свете. И, конечно, портреты. Контровой свет закатного солнца подсветит волосы модели и золотыми отблесками подчеркнёт нежность её кожи. Для портретов во время золотого часа может пригодиться отражатель.

Технически съёмка в это время несложная: в большинстве случаев не нужен ни штатив, ни длинная выдержка. Здесь фотографу нужно выбрать особый ракурс, увидеть стеклянные элементы в убранстве города (закатные лучи красиво наполняют светом фонарные лампы, автобусные остановки, вазы и бокалы на столиках уличных кафе), интересно разместить в кадре тени от столбов и людей.

Нужно учитывать всего две вещи:

1. тёплые золотые лучи могут превратить красный цвет в тёмно-оранжевый или даже коричневый, это нужно иметь в виду при выборе одежды для модели, если оная подразумевается (модель. Ну и одежда тоже:)
2. фотографировать нужно быстро, пока не погас свет в конце тоннеля линзы. Помните -- в распоряжении у вас на самом деле не час, а всего минут двадцать, пока солнце не поднялось слишком высоко (на рассвете) или не упало за горизонт (на закате). За это время вам необходимо сделать все задуманные кадры.

Если золотой час, не зная такого названия, я замечала в природе и даже делала попытки его поймать, хотя чаще всего неудачные, то синий час стал для меня настоящим открытием. Я неподозревала о его сущестовании. Итак, следующий урок от Реццы.

Синий час, как и золотой час, тоже бывает два раза в день: когда солнце только ушло за горизонт (или вот-вот собирается из-за него выйти), небо окрашивается в интенсивный синий цвет. Как и солнечную "пыль" золотого часа, пронзительное кобальтово-ультрамариновое свечение неба тоже практически невозможно убедительно повторить обработкой на компьютере. Но в этом и нет необходимости -- с правильными настройками камера сама схватит все нужные оттенки. Более того, камера видит синеву неба даже тогда, когда нам оно кажется окончательно потемневшим!

☀ Cиний час

1. Место для съёмки необходимо выбрать заранее. Синий час длится совсем недолго -- 10-20 минут -- и это время не стоит тратить на беготню со штативом.

2. Для «гладкой» картинки необходимо снимать на длинной выдержке со штатива. Если вы фотографируете городской пейзаж или ландшафт, не забудьте закрыть диафрагму хотя бы на f16, чтобы все объекты были в глубине резкости. Это даст ещё и забавный эффект: искусственные источники освещения будут похожи на звёзды с несколькими лучами. Чем темнее небо, тем большая нужна выдержка

3. Снимать лучше в режиме Manual или в приоритете диафрагмы (Aperture).

4. Не стоит делать снимки слишком светлыми: всё-таки, мы фотографируем вечер! (или, в случае особого героизма, раннее утро:)

5. Если под рукой нет штатива, можно опереть камеру на что-нибудь или снимать на короткой выдержке с высоким ISO. В отдельных случаях бархатистость от зерна пойдёт кадру на пользу.

6. В последние минуты часа, даже если глазам кажется, что уже совсем стемнело, на длинной выдержке или высоком ISO цифровая камера всё ещё способна «вытянуть» из неба глубокий синий цвет. Пробуйте.

7. Во время съёмки синего часа не помешает тросик или пульт -- любое покачивание камеры смажет картинку. Если нет пульта или тросика, можно использовать таймер.

8. Снимать в синий час можно городские пейзажи, ландшафты, пустынные пляжи. Широкий угол подходит лучше, потому что в кадр помещается больше синего неба.

9. Портрет в синий час -- сложная задача не только для фотографа, но и для модели, и об этом лучше поговорить в отдельной статье. Вкратце: если съёмка ведётся на длинной выдержке, модели нужно будет стоять совсем неподвижно, и всё равно картинка скорее всего смажется. С другой стороны, всё зависит от задумки автора: если вы хотите поснимать «призраков», это как раз очень удобный способ.

10. Для городской съёмки лично мне больше нравится вечерний синий час -- и не только потому, что я убеждённая сова. Вечером в городе больше жизни во всех её фотогеничных проявлениях: ездят авто с включенными фарами, ходят люди, к тому же утром искусственное освещение на улицах уже выключено, окна тёмные, фонари не горят. Вечером эти дополнительные пятна света добавляют фотографии выразительности. Однако иногда утренняя «сонность» кадра на руку фотографу:


Калькуляторы синего и золотого часа

"Синий час" - время до восхода и после заката солнца.
"Золотой час" - время сразу после выхода или перед заходом солнца.


Калькулятор раз!
Калькулятор два!
Последний калькулятор ничего не знает о отмене "Зимнего времени" в России, так что рекомендуется делать поправку вручную. (для Москвы это теперь +4)

Существуют так же приложения для смартфонов.