Баба яга в славянской мифологии кратко. PR в славянской мифологии. Альтернативные варианты происхождения образа

Многие из нас познакомились с Бабой-ягой ещё в колыбели, когда нам читали «Русские сказки» Афанасьева. Злобная носатая старуха в лохмотьях известна нам из детских мультфильмов и кино. Во взрослой жизни Баба-яга от нас никуда не делась, просто напудрилась, принарядилась и нацепила на нос очки. Давайте разберёмся, зачем она в нашей жизни, почему у неё костяная нога и чего она хочет, когда кричит и пилит нас.

1. Баба-яга

«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»

Баба-яга и в наши дни обитает на окраине леса в избушке на курьих ножках, которая иногда также «пирогом подпёрта» и «блином крыта». Домик стоит в окружении вековых деревьев вблизи лесного озера, обнесённый забором из человеческих костей. Во дворе у неё живут проводники душ в загробный мир, собаки, и вещие птицы-предсказатели, вороны. Баба-яга всё время чем-то занята, беспрерывно стряпая что-то в своей алхимической печи. А если выходит в свет, то появляется из ниоткуда и без колдовства никуда не уходит. В одной из сказок её появление перед героями выглядит так: «Вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила - становится земля пупом, из-под земли камень, из-под камня Баба-яга, костяная нога, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрёхивает». Сама Баба-яга составляет своеобразную пару Кощею Бессмертному - они то ли пожилая разведённая пара, то ли брат и сестра, то ли просто закадычные друзья. Имя Яга родственно польскому jedza и чешскому jezinka - «лесная баба»: нечто вроде женской ипостаси Лешего с функцией управления змеями. Есть мнение, эта баба была супругой Змея из-под Калинового моста, с которым бесконечно боролись богатыри. А в тюркских языках есть созвучный Яге дух предков «бабай ага» (в переводе «старый дед»). Баба-яга - божество наших хтонических предков.

Первый вывод. Не удивляйтесь, когда по утрам на вас из зеркала смотрит старая ведьма или леший: это древняя хтонь зовёт вас из глубин коллективного бессознательного в приключения навстречу собственной целостности.

2. Хтоническое существо

Баба-Яга неизменно связана с лесом. Лес, как и океан, олицетворяет бессознательное человека, внутреннее лунное королевство. Лес по отношению к человеку безграничен, в нём можно заблудиться, в нём можно поселиться, а можно и погибнуть. Греческая богиня Луны Диана обитала в лесах, подальше от глаз смертных, где предавалась безудержной охоте. Однажды охотник увидел, как Диана и её девичья охотничья свита купались в лесном озере. Это зрелище не предназначено для глаз смертных, поэтому Диана, заметив охотника, натравила на него его же собственных собак и те разорвали его на части. Тайна леса сокрыта от людей, и встреча человека с носителем этой тайны обычно чревата гибелью. Эту же идею выражает в первой части «Фауста» Гёте: вызвав хтонический дух Земли, учёный не может даже посмотреть в его сторону. Воплощённая природа оказывается ужасной и вызывает у простого смертного панику. Деревья в лесу ни на минуту не утихают, постоянно что-то шепчут и общаются между собой - только обычному человеку не понять шёпота бессознательного, поэтому герою, решившему пройти в гущу тёмной стороны, на контрольно-пропускном пункте бабкиной избушки будут выданы волшебные помощники. Но когда она не помогает юным героям продираться сквозь иной мир, Баба-яга крадёт и ест детей и молодцов.

Второй вывод. Когда вы видите перед собой злобную фурию, брызжущую ядовитой слюной, помните: это говорит её языческая природа. Не пытайтесь перекричать бесноватую: на её стороне весь потусторонний мир. Если вам есть, чего у нее искать, - терпите, улыбайтесь и хвалите её дом, наряд и социальные навыки. Вы получите своё. Если просто так, мимо проходили - бегите, потому что иначе погибнете в бессмысленной схватке со хтонью.

3. Двойственная природа Бабы-яги


Живя на границе с бессознательным (или загробным миром), сама Яга принадлежит одновременно двум мирам: одна нога у неё обыкновенная, а другая - костяная, мертвецкая. Баба-яга не всегда олицетворяет зло, в сказках у неё несколько лиц. Яга-воительница, Яга-похитительница и Яга-дарительница - три ипостаси, в которых она, соответственно, угрожает герою, что-то у него забирает и что-то ему отдаёт. В лапы к Бабе-яге можно попасть двумя способами: по собственной беспечности или же просто так. Жил-был мужик и не знал лиха. Стало ему интересно, что за лихо такое, о котором все говорят? Пошёл искать лиха, встретил такого же зеваку и вдвоём они попали к Бабе-яге. Та сразу же зажарила и съела зеваку, а герой по итогу смог бежать, только лишившись пальца. Потом он ходит и показывает свою изувеченную руку односельчанам: вот, мол, лиха хлебнул. Дураков Баба-яга учит тому, чему они просят. Природа убивает наглецов, которые не знают, чего хотят, но ищут встречи с её силами. Часто Баба-яга появляется в жизни персонажей как злой рок. Кажется, будто герои совершенно ни в чём не виноваты: вот мальчик ловит рыбку на озере, кругом тишь да гладь, и тут налетают злые птицы, как в одноимённом фильме Хичкока, и уносят его прямиком в избу к старой покровительнице мистерий, которая собирается им плотно пообедать. Мальчик не успел натворить ничего, за что его следовало бы наказать, просто пришло его время стать взрослым и пройти инициацию.

Третий вывод. Опыт показывает, что не стоит искать сумасшедших женщин: пришедший к ним со здравым смыслом от него и погибнет, а внутренний хаос разрастётся так, что в нём заведутся русалки, - и годны вы будете только для весенней пахоты и сна на печи девять месяцев в году. Как молодая, так и зрелая Баба-яга найдёт вас сама: не приложив к этому урагану в своей жизни усилий, вы с чистой совестью можете попытаться пронести свою невинность сквозь безумие этой ситуации. Если останетесь стойким - получите принцессу, когда злодейка сдастся.

4. Инициация


Обряд инициации всегда предполагает символическую смерть старой личности инициируемого с последующим возрождением в новом качестве, чаще всего с новым именем. В наше время своеобразной инициацией служит получение подростком паспорта и идентификационного кода: человек обретает мистическое имя, в нашем случае - порядковый номер, и становится полноправным членом племени. В древние времена к инициациям относились более сурово: чтобы получить паспорт-татуировку, юноше нужно было сдать серьёзный экзамен - и физический, и психологический. Часто во время этого экзамена юноша получал травму, а в некоторых племенах, чтобы добиться права быть мужем, юноша должен был пройти обряд обрезания. Чтобы что-то получить, нужно сперва отдать.

Баба-яга традиционно считается жрицей, посвящающей молодёжь во взрослую жизнь. Именно поэтому она угрожает детям, холостым молодцам и незамужним девицам: тем, кто ещё не превратился в полноправного человека. Герой, отправляющийся в путешествие в потусторонний мир, должен позволить Бабе-яге попарить себя в баньке вовсе не для удовольствия: ритуальное омовение покойника - непременный атрибут переезда на тот свет. Да и просьба накормить - не праздный голод, а имитация поминок с ритуальными блюдами: блинами, горохом и кутьёй. Сам образ Яги и её жилища - лежит в избушке без окон и без дверей на печи, а нос в потолок врос - напоминает мертвеца в гробу.

В древности в лесу строили специальную избушку, в которой проходил обряд инициации мальчиков. Отец отводил сына в лес и оставлял его одного, чтобы он самостоятельно нашёл эту самую избу инициации. В ней мальчика ждали суровые испытания, после которых он получал статус посвящённого. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз. Иногда под кожу спины и груди пропускались ремни, за которые мальчиков подвешивали». Инициация всегда связана с переживанием смерти, и оттого непременный её атрибут - смертельный страх. Подростку на посвятительных обрядах объясняют, что жизнь - это всерьёз, при каждом удобном случае она норовит содрать с тебя кожу или сжечь тебя в печи, так что помни об этой хижине в лесу и о том, что Баба-яга может появиться из-под камня в любой момент.

Если Яга не сдирает со спин испытуемых кожу «на ремень», то занимается тем, что сажает детей в ковш, чтобы зажарить их в печи. Её фигура имеет отношение к народным бабушкам-повитухам, которые недоношенного ребёнка могли обмазать тестом и на хлебной лопате всунуть в тёплую печь, символизирующую женское лоно, чтобы младенец «дошёл», как пирожок.

Четвёртый вывод. Если вам тридцать, а вы всё ещё не дошедший пирожок - самое время отправиться в печное приключение. Поезжайте в заповедник, поработайте сторожем, лесником или смотрителем водохранилища. Отпустите бороду, гуляйте ночью и изучайте энциклопедию символов Мэнли Палмера Холла. Когда случится что-то, после чего вы обосрётесь чертятами, - можно будет возвращаться домой: отныне вас все будут слушаться без удара кулаком по столу.

5. Избушка


Избушка не просто затаилась в волшебном лесу - пока герой не произносит волшебных слов, она не предстаёт перед ним в истинном виде. Изначально избушка стоит к герою задом, а к лесу передом, и он должен правильно попросить её развернуться. Возможно, это ключ к сексуальному контексту инициации? Деревянный дом, окна и дверные проёмы - традиционные символы женского чрева. Чтобы попасть внутрь избы, нужно «знать магию открытия дверей», знать специальное заклинание, магию жестов (герой окропляет двери избы водой), а также задобрить зверей, охраняющих дом Яги. Современному молодому человеку даже в век информационных технологий не стоит пренебрегать древними сказками о ждущих его на пороге сладкой любви чудовищах. Мужская инициация была символом вхождения в возраст половой зрелости - после неё мужчина мог убивать и любить. Искусству убийства обучали мужчины, а премудростям любви - женщины. Существует мнение, что «ведунья», занимавшаяся инициациями, как раз и жила в одиночестве в отдалении от селений, подобно храмовой жрице. Полная же опасностей избушка с печью, в которой можно сгореть дотла, - олицетворение страхов так называемой vagina dentata - зубастого чрева, которое нужно укротить в разных сказках по-разному, то силой, то хитростью, то лаской.

Избушка, как и мистическая страна Шамбала или Белый вигвам в «Твин Пиксе» Дэвида Линча, открывается только правильному человеку и в правильное время. Невозможно просто обшарить лес и найти избу - ты должен быть дураком, героем, на худой конец - ребёнком, чтобы попасть на собеседование к Бабе-яге: всех троих объединяет непосредственность и решимость, отсутствие трусости и сомнений. Либо же ты можешь оказаться в этом окаянном месте по воле злого рока. В том же «Твин Пиксе» упоминается «домик в лесу, в котором всегда играет музыка», а в доме Бабы-яги герой часто слышит игру на волшебных гуслях. В таком случае мальчик уподобляется Одиссею, Баба-яга и её колдовской джаз-бэнд превращаются в сирен, а лес становится морем, по которому герой возвращается домой.

Пятый вывод. В мире есть множество дверей. Не все они открываются ключами, и даже сила и напористость не всегда помогут. С чистым сердцем и смекалистым умом вы откроете всё что надо и попадёте куда надо.

6. Испытание и награда Яги


Герой, попавший к Бабе-яге, может победить её, только воззвав к природному инстинкту бабушки. Когда злая Яга выходит навстречу молодцу и собирается его съесть, он не теряется и в ответ сам просит его накормить - мол, какой разговор на пустой желудок? «Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать», - Баба-яга и сама рада накормить удалого гостя. Как только герой апеллирует к матриархальным ценностям и напоминает Яге о её женской натуре, та сразу же меняется в отношении. Героя не оттолкнула внешность Яги, её усохшая нога и старое неприятное лицо. Он не побрезговал её потусторонней пищей - лишь в немногих сказках герой притворяется, что ест, и скидывает еду на пол, в основном он действительно рад угощению. После трапезы довольная хозяйка избы расспрашивает молодца о том, о сём, дополнительно проверяя его на тему «свой-чужой», и после награждает его подарком. В основном мистическая старушка дарит молодцу волшебного скакуна, крепкого жеребца. Лошадь в славянской культуре была одновременно символом плодородия и связным между мирами, поэтому играла важную роль в свадебном обряде (который во многом был схож с погребальным). Так что конь предвещал скорую женитьбу молодцу, а в одной из сказок Яга дарит герою коня, чтобы тот победил Кощея Бессмертного. Как вариант, в награду ему может достаться одна из дочерей Яги, однако история умалчивает, как складываются отношения с костеногой тёщей. В любом случае, старушка олицетворяет женское материнское начало в его языческой форме: силу матери-природы, которая питает и разрушает, награждая только обладающего собственной мощью.

Шестой вывод. Когда встречаете ведьму, помните: за её зубастой орущей личиной скрывается материнская натура. Нет ничего хитрее и проще, чем урезонить старую каргу собственной уязвимостью. Не кривите носом, не обходите стороной то, что кажется страшным, но взывает к вам. Жизнь, как и природа, бывает страшной, но раз она не убивает вас, значит, скорее всего, любит - так что потрудитесь над взаимностью.

7. Баба-яга и красны девицы


Если у Бабы-яги плохое настроение - она крадёт детей и насилует мужчин. Но в основном она живет обычной старушечьей жизнью - днём улетает в лес, вечером плотно ужинает и ложится спать на печь, иногда воюет с вредными соседями. Но, в общем, никого не трогает и мирно заведует лесом. Обычно у неё есть несколько дочерей, которых она держит в своеобразном рабстве. Как иначе можно объяснить, что, как только молодец попадает в избу с намерением убить Ягу, её дочери - тут как тут с инструкциями, как правильно отсечь их маменьке голову. Как правило, после убийства старой злодейки следует свадьба всех её дочерей, а главному герою неизменно достаётся самая младшая и самая красивая дочь. С мёртвой тёщей молодцу живётся спокойнее, однако неясно, как же быть с Бабиными генами? Видимо, наличие удалого мужа, который часто обладает полуживотной природой, как-то уравновешивает проблему наследия костяной ноги. Женская инициация проходит с меньшими приключениями, чем мужская, и больше связана со способностями к рукоделию, домашней работе и смирению. Василисе Прекрасной удаётся вырваться из плена Яги, только доказав, что она умелая домохозяйка: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». Во многих сказках, чтобы получить благословение в жёны от Бабы-Яги, девушке нужно несколько дней беспрекословно выполнять все её требования, носить старуху на горбе, например. Или до изнеможения толочь воду в ступе: это действо - символ взаимодействия мужского и женского начал и зарождения новой жизни.

Седьмой вывод. Если вы намерены жениться, помните, что нет для вас лучшего друга до свадьбы и злейшего соперника после - чем тёща. Если в статусе юноши тёща-Яга при правильном вежливом и смиренном обращении раскроет все кнопки управления будущей супругой, то после свадьбы станет кнопкой уничтожения вашего брака. Поэтому тёща должна быть метафорически уничтожена: для этого у героя есть меч-кладенец, символ мужской силы и мощного ума.

Прибежала она к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землёю.

Какую роль играет Баба Яга в славянской мифологии и какова история этого героя? С детства нам известно, это дряхлая колдунья или ведьма, негативный герой, который обитает на окраине леса и ворует младенцев. Но верен ли образ, который преподносят сказки, и существовала ли Баба Яга на самом деле?

В статье:

Баба Яга в славянской мифологии - персонаж, которого мы знаем

Баба Яга в исполнении Георгия Миллера

Баба Яга - грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.

Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок - это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.

Злобная и коварная колдунья всё время пытается завлечь кого-то в свой дом, зажарить в печи младенцев и старается убить добрых молодцев.

На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.

Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.

Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.

С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».

Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.

А разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?

Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.

Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.

Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была - помогать людям, а не вредить.

Баба Яга - заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга - это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому - «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Баба Яга - на самом деле богиня Макошь?

Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.

Согласно ней Баба Яга - это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется , которая и являлась супругой .

Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом - миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

Утраченный образ Бабы Йоги, коей является Ягиня – это образ доброй и мудрой женщины, светлой Богини, указывающей правильный путь. Русская баба Яга (так, как это описано в поздних сказках) отличается тем, что она представлена костлявой старухой, грозящей съесть путников и детей. Славянская Баба Яга – красавица, умудренная великими знаниями Вед и опытом жизни, обладающая магическими навыками и умеющая сострадать. Славянская мифология подсказывает разные имена Ягини – Ягуня, Ягинишна, Ага Ягинишна, Яга (производное от – Йога, ласковое – Йожка). Буря-Яга – это прозвание за стремительные полеты Богини на своей огненной ступе.

Ягиня – предположительно дочь обычных людей, усыновлённая после их гибели Богиней Макошь . Но есть мифы об её замужестве – Баба Йога была супругой Велеса , Бога Магии, мудрости и Трех Миров. В этом же мифе рассказывают страшную историю - позднее Ягиню извела матушка Велеса – Амелфа, дочь Небесной Коровы Зимун, а Велес, чтобы спасти жизнь Ягуни, добровольно ушёл в Навь.

Славянская Баба Яга полностью должна именоваться – «славянская Баба Йога». То есть – это женщина, владеющая йогическими знаниями, ведающая о движениях сил в Мироздании. Баба Йога стала Богиней, которая помогала людям увидеть свой путь - даже поздние сказки показывают, что Баба Яга давала волшебные предметы путникам и спасала детей.

Как представлена Ягиня у славян?

Славяне очень любили Ягиню, ведь она – жена Велеса, который также имел прямое отношение к вещему лесу. Она подходила могучему Велесу как спутница жизни, во всех воплощениях, которые они пережили. Вот что сказания нам про их встречу раскрывают:

Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Явных. Без её ведома ни одна душа в Лес ступить не могла. Не могла Макошь дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у неё с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым. Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес встретился ей на пути.

По землям её ступал, да только не силой своей врата открыть хотел, а как положено - приглашением хозяюшки. И бились они, да только не насмерть, а на любовь. Потому как Ягиня, всё ведающая, знала, что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса.

И поселились Велес и Ягиня на границах Миров, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки.

Некоторые считают, что Ягиня и слово «Богиня» не просто так имеют созвучие. Она по всем меркам, как женщина, многих богатырей и мужчин-духовников превзошла. Она сумела пройти своё внутреннее изменение так, что приобрела навык хождения между мирами, как будто бы из спальни в горницу сходить! Есть такое поверье, будто бы только мужчинам это подвластно, но неоднократно мы видим обратное – есть женщины, которые становились Богинями. Ягиня – Богиня Путей в Мире Яви. И, похоже, отголоски этого образа мы видим в портрете лесной старухи-отшельницы.

Атрибутика и символика Ягини

С 10 по 16 февраля Ягиню славянские племена и рода вспоминают вместе с Великим и Мудрым Велесом .

Наши предки представляли матушку Ягиню красивой женщиной, на которой были надеты золотые башмачки-скороходы, светлая и чистая одежда, русые косы, заплетенные и убранные под славянскими украшениями.

Её неизменными атрибутами были не только клубочек, клюка и деревянная ступка, что представлены в поздних русских сказках, но также и яблоко на тарелочке, показывающее все, что творится в округе. Дружба с птицами – филином, совами и животными, что в чаще лесной обитают.

Исследователи славянской мифологии полагают, что Ягуня была прозвана Матушкой именно за безмерную любовь к детям. Наши предки славяне считали, что после очередной великой войны между разными родами осталось много детей-сирот. Наступали тяжкие и темные времена царствования злых сущностей, невежества, морока и вражды. Перед наступлением этой страшной эпохи Яга стремилась забрать в свой Скит (обиталище) как можно больше сирот славянского роду и роду русичей. Там она уже обучала их Ведам и тем знаниям, коими сама и обладала. Богиня делала всё, чтобы её детей не коснулось невежество новой эпохи времен.

Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата.

Баба Яга, художник Иван Билибин


Баба-Яга, художник Говард Джонсон

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Алексей Ремизов. Светящиеся черепа

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:
- Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.
- Когда же идти? – спросила девушка.
- Прямо сейчас! – ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. – Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.
Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки – тут бедняжке и конец придет.


Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.
- О чем ты плачешь, кощь человеческая? – спрашивает она.
- Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.
Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.
- Спасибо тебе, добрая душа, – слышит голоса из-под земли. – Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку – она тебе путь укажет.
Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!
Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках – а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

Алексей Ремизов. Проливной дождь

Баба-Яга собирается хлебы печь. Задумала старая жениться – взять в мужья рогатого черта – Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.
Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из человеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, – такая уж нежить.
А как ей весело: старик Домовой на бобах остался – показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!
Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.
- Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! – плачет Яга, ходит у печи.
- Бабушка, чего же ты плачешь?
- А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы – прибьет Верховой.
- Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются – полна капель натекает.
- Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется – и дождь перестанет.

Бабой-Ягой из сказок до сих пор пугают детей - придет, унесет и съест. Она фигурирует и в произведениях для взрослых - например, упоминается в первом фильме о Джоне Уике. Что же это за персонаж такой?

Кто такая Баба-Яга?

Версий существует несколько. По одной из них это древняя славянская богиня, причем совсем не злая - она покровительствовала детям и звалась бабой Йогой.

С приходом на славянские земли христианства, добрая покровительница трансформировалась в злую старуху. Кстати, у богини никакой костяной ноги не было, а был змеиный хвост.

Ученые считают, что изначально Баба Яга не была мифическим существом - это была мудрая женщина, повитуха, которая помогала женщинам разродиться от бремени. А прозвище ее получилось из-за того, что роженицы, производя на свет дитя, громко кричали - «ягали».

Еще одна версия связана с Сибирью: дескать, древние народы, которые там жили, носили странную меховую одежду. Она удивила и напугала славян настолько, что они наделили носящих ее сверхъестественными силами - так появились леший и Баба Яга.

Ну а самая простая версия такова: это ведуньи и знахарки, которые обычно жили на окраине деревне. И несмотря на то, что людям они помогали, крестьяне их побаивались и рассказывали разные истории. Так и появился собирательный образ известного всем персонажа.

Мир живых и мертвых - в одной избушке

Считалось, что эта старуха принадлежит сразу двум мирам. И поэтому, кстати, она могла быть то злой похитительницей детей, то относительно положительным персонажем, помогающим главным героям. Отсюда же и костяная нога - это то, что физически связывало ее со всем загробным. Да и жилище у нее было непростое, ведь стояла изба Бабы-Яги на куриных ногах.

Таким образом исследователи трактуют и известную из детских сказок просьбу для ее необычной избушки на курьих ножках: пока ее дверь обращена в чащу леса, она является частью мира мертвых. Когда же она поворачивается к просящему, то как бы возвращается таким образом в мир живых. И обитательница избушки становится просто в меру вредной, но мудрой бабкой, которая поможет и делом, и советом.

У Яги-Ягишны всегда крючковатый нос, она обычно горбатая и плохо видит. Непременно должна быть лохматой и, конечно, с костяной ногой. Какого-то акцента на одежде обычно нет, но в некоторых сказках она описывается как старуха, одетая в традиционный славянский наряд.

Взгляд ученых на Бабу-Ягу как мифологический архетип

По мнению некоторых исследователей, это адская богиня, которая любит кровопролитие, выкармливая человеческой кровью (особенно детской) собственных внучек.

По еще одной научной версии она воплощает собой матриархат с одной стороны, ведь является хозяйкой леса. С другой стороны в сказках о Бабе-Яге видели и отголоски анимализма (теория принадлежит В.Проппу) - именно поэтому ее избушка стоит на курьих ножках.

И, наконец, есть теория, согласно которой образ персонажа пришел из греческих мифов о богине Гекате, так что данная научная точка зрения относит Бабу-Ягу в категорию проводников в мир мертвых (он же - то самое Тридевятое царство).