Французский истребитель рафаэль. Медленная смерть праматери всех тендеров. След в небесах военной истории и компьютерных игр

Dassault "Rafale" - французский многоцелевой истребитель четвертого поколения. Предназначен для всепогодных атак наземных целей с преодолением ПВО противника на малой высоте, выполнения задач ПВО и завоевания превосходства в воздухе. Способен действовать как на малых, так и на больших удалениях от аэродрома вылета. Самолет "Rafale" задумывался в качестве экспериментального передового боевого самолета пятого поколения (АСХ - Advanced Combat Experimental) для отработки новейших технологий, которые могли бы быть использованы впоследствии для создания аппарата, призванного заменить самолет ВВС Франции «Ягуар» и ВМС Франции «Крусейдер» и «Супер Этандар». Первый опытный образец, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Дженерал Электрик.

4 июля 1986 г. в первом же полете превысил скорость звука. Через 2 года опытный экземпляр продемонстрировал серию посадок на авианосец «Клемансо». В апреле 1989 г. самолет был временно поставлен на ремонт для установки в левую гондолу форсированного турбовентиляторного двигателя SNECMA М88-2. В таком варианте он поднялся в воздух 27 февраля 1990 г. В дальнейшем двигатель М88 был выбран для установки на серийные самолеты "Rafale".

Dassault "Rafale". Многоцелевой истребитель. (Франция)

Самолет "Rafale" выполнен по схеме «утка», с треугольным крылом и воздухозаборниками двигателей, расположенными под фюзеляжными наплывами. Система управления полетом электродистанционнная. Имеется система уменьшения нагрузок при воздействии порывов ветра и при движении по ВПП с неровной поверхностью. Крыло снабжено автоматически отклоняемыми трехсекционными предкрылками и трехсекционными элевонами по всему размаху с одновременным и дифференциальным отклонением. В конструкции широко используются новые материалы (их масса составляет 35% от общей массы планера самолета). Так, из композиционных материалов изготовлены носовая и хвостовая части фюзеляжа, передние управляющие поверхности, киль, руль направления, элевоны и большинство деталей крыла.

Средняя часть фюзеляжа и панели воздухозаборников выполнены из алюминиево-литиевого сплава, предкрылки - из титанового. Специалисты утверждают, что шасси самолета рассчитано на посадку с вертикальной скоростью 4 м/с. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ F404 американского производства тягой по 7800 кгс. Сообщается, что на серийных машинах эти двигатели будут заменены более мощными ТРДДФ М88 собственного производства.

Самолет рассчитан на маневрирование при ведении воздушного боя. Чтобы уменьшить перегрузки пилота, наклон спинки кресла летчика увеличен до 30-40°. Самолет имеет уменьшенный запас статической устойчивости и оснащен электродистанционной системой управления полетом с четырехкратным резервированием по всем каналам. Она работает в комплексе с системой управления силовой установкой и связана с системой управления оружием.

Установлены 2 двигателя модульной конструкции с тягой на форсаже 7440 кгс. Начиная с 2005 г. планируется установка более мощного варианта двигателя с форсированной тягой 8870 кгс.

Dassault "Rafale". Многоцелевой истребитель. (Франция)

Самолет обладает пониженным запасом статической устойчивости. Электронно-дистанционная система управления обеспечивает хорошую управляемость на больших углах атаки с автоматической защитой от выхода на критические режимы, уменьшение воздействия турбулентности в полете с большой скоростью на малой высоте, а также автоматическое регулирование тяги двигателей при заходе на посадку.

Целевое оборудование самолета включает РЛС RBE2, ИК-датчики пусков противником УР, ИНС SAGEM «Улис» 52Х с лазерными гироскопами, а также аппаратуру помехоустойчивой скрытной связи и каналам «воздух-воздух» и «воздух-земля» и систему опознавания принадлежности. Дополнительно используется автоматическая система следования рельефу местности, оборонительная радиоэлектронная система SPECTRA, оптоэлектронная система переднего обзора. OSF нашлемный индикатор, речевая система управления.

Варианты:

  • "Rafale" A - прототип самолета "Rafale". Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет "Rafale" C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг, на базе которых был разработан двигатель М88.
  • "Rafale" B - опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета "Rafale" C, но сохранивший все функциональные возможности.
  • "Rafale" C - два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение "Rafale" D - французский термин для самолета-невидимки технологии «стелс», но в 1990 г. был переименован в "Rafale" C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах.
  • "Rafale" M -два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением "Rafale" M. Схож с самолетом "Rafale" C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.

На самолете "Rafale" A испытывалась речевая система управления Крузе EVA II с дешифратором слитной речи. Словарь системы составляет около 100 слов, представляющих собой команды для изменения формата отображения информации на индикаторах, переключения диапазонов радиосвязи и режима работы систем. Проведены также испытания системы речевой аварийной сигнализации.

Вооружение включает пушку GIAT М791В калибра 30 мм на боку левого воздухозаборника; 14 внешних узлов навески, на которых могут размещаться ракеты класса «воздух-воздух» «Мика», APACHE, ракеты класса «воздух-поверхность» «Экзосет» или AS.30L, неуправляемые или с лазерным наведением бомбы; подвесные контейнеры с разведывательным оборудованием, средствами электронной разведки ELINT или постановщиками помех.

Dassault "Rafale". Многоцелевой истребитель. (Франция)

Характеристики:

  • Экипаж: 1-2 человека;
  • Длина: 15,30 м;
  • Размах крыла: 10,90 м;
  • Высота: 5,30 м;
  • Площадь крыла: 45,7 м²;
  • Масса пустого: 10 000 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 14 710 кг;
  • Максимальная взлётная масса: 24 500 кг;
  • Масса полезной нагрузки: 9500 кг;
  • Масса топлива во внутренних баках: 4700 кг;
  • Масса топлива в ПТБ: 6700 кг;
  • Двигатель: 2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4 (сухая масса двигателя: 897 кг);
  • Максимальная тяга: 2×5100 кгс;
  • Тяга на форсаже: 2×7500 кгс;
  • Максимальная скорость на большой высоте: ~ 1900 км/ч (M=1,8);
  • Боевой радиус: 1800 км;
  • Боевой радиус: 1093 км в варианте истребителя-перехватчика;
  • Практический потолок: 15 240 м;
  • Скороподъёмность: >305 м/с (18 300 м/мин);
  • Тяговооружённость: 1,03;
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g;
  • Пушечное вооружение: 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас - 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
  • Ракеты: «воздух-воздух» - MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, «Мажик» II; «воздух-поверхность» - ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM.39, Storm Shadow, AASM.

Франция всегда входила в число ведущих авиационных держав мира, так было с момента появления первых самолетов. Французская авиация была одной из сильнейших во время Первой мировой войны, правда, потом французы несколько утратили свои позиции, что стало одной из причин оккупации во Второй мировой войне. После ее окончания французы начали активно воссоздавать национальные ВВС.

За послевоенный период французские авиастроители сумели создать множество успешных образцов авиационной техники. Основным производителем самолетов в стране является компания «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation), которую основал талантливый авиаконструктор и бизнесмен Марсель Дассо. Последним блестящим произведением этого признанного мастера стал многоцелевой истребитель Dassault Rafale.

«Рафаль» относится к четвертому поколению истребителей, этот самолет является полностью французским проектом, в его разработке не принимали участие иностранные компании, в нем нет комплектующих, произведенных в других странах. В настоящее время этот истребитель считается одним из лучших в мире.

Специалисты уверены, что Dassault Rafale, скорее всего, будет последним боевым самолетом, созданным полностью в одной европейской стране.

История создания

Разработка машины началась еще в 1983 году. Военные хотели получить новый единый боевой самолет, который мог бы выполнять широкий спектр задач, бороться с наземными, воздушными и надводными целями. В тот момент ситуация была такова, что «Дассо Авиасьон» могла и не спешить с разработкой новой машины: Франция располагала большим количеством новых и современных самолетов.

За два года до этого французы вышли из программы создания европейского истребителя FEFA. Причина была очень проста: Франция хотела получить легкий самолет (до 9 тыс. кг), который можно было бы размещать на палубе авианосца, остальные участники программы хотели разработать тяжелый истребитель.

Французским военным нужен был компактный истребитель с небольшим весом и низкими эксплуатационными затратами, который мог бы заменить целых семь разнообразных самолетов, состоявших на вооружении ВВС и ВМФ Франции в то время. Именно поэтому Rafale можно смело назвать уникальным самолетом.

При создании истребителя Rafale конструкторы компании «Дассо Авиасьон» использовали сорокалетний опыт работы над самолетом «Мираж». В «Рафале» очень легко увидеть черты этого истребителя.

В 1986 году свой первый полет совершил Rafale а, который называют опытно-демонстрационной модификацией самолета. По сути, это был прототип самолета, на котором отрабатывали различные конструктивно-технологические решения будущего истребителя.

В 1991 году в воздух поднялась следующая модификация «Рафаля» - Rafale С. Это был прототип одноместного истребителя-перехватчика. В том же году взлетел и Rafale М – самолет, созданный для размещения на авианосцах. Этот «Рафаль» отличался увеличенной массой и усиленной конструкцией шасси.

Данные модификации были приняты на вооружение ВМС Франции в 2004 году, а ВВС – в 2006. В 2009 году французские военные заказали еще 60 истребителей Dassault Rafale.

В 2011 году министр обороны Франции заявил о прекращении производства «Рафалей», но в начале следующего года компания «Дассо Авиасьон» выиграла крупный тендер на поставку 126 самолетов «Рафаль» для ВВС Индии.

По одной информации сумма контракта, подписанного с «Дассо Авиасьон», составляла 10,4 млрд долларов, а согласно другим данным, французская сторона должна была получить более 15 млрд долларов, включая деньги за обучение пилотов и обслуживание самолетов.

Восемнадцать первых машин компания «Дассо Авиасьон» должна была передать индусам в 2019 году, а остальные – изготовить на месте. В прошлом году появилась информация, что контракт отменен. Причиной этого стало значительное увеличение стоимости истребителей, а также отказ производителя передавать заказчику технологии производства машин.

Также появилась информация, что сейчас Индия рассматривает российские самолеты Су-30 в качестве дешевой замены французским машинам.

Модификации самолета

Всего существует шесть модификаций Dassault Rafale:

    • Rafale A: прототип машины, его еще называют опытно-демонстрационным образцом.
    • Rafale В: еще одна опытная модификация «Рафаля». Это двухместная учебно-тренировочная машина, которая полностью сохранила функциональные возможности.
    • Rafale С: одноместная машина наземного базирования.
    • Rafale М: многоцелевой одноместный истребитель палубного базирования.
    • Rafale N: двухместный самолет палубного базирования.
    • Rafale BM: многоцелевой самолет, предназначенный для доставки ядерного оружия .

Стоимость одной машины составляет от 84 до 124 млн долларов.

Боевое применение

«Рафаль» участвовал в реальных боевых действиях. Впервые в боевых условиях его применили в ходе кампании в Афганистане, которую проводило НАТО в 2007 году, затем эти самолеты использовались во время конфликта в Ливии в 2011 году.

Во время ливийской кампании «Рафали» уничтожили несколько самолетов МиГ-23 и вертолетов Ми-35 .

За все время эксплуатации самолета произошло четыре катастрофы, в результате которых было потеряно пять самолетов, несколько пилотов погибло. Причинами инцидентов были как технические неполадки, так и человеческий фактор.

Конструкция самолета

Многоцелевой истребитель Rafale выполнен по схеме «бесхвостка», с треугольным крылом значительной площади с большими наплывами. В передней части машины располагается дополнительное высокорасположенное горизонтальное оперение.

Крыло имеет двухсекционные предкрылки и односекционные элероны. Часть крыла изготовлена из титановых сплавов, часть – из углепластиков.

Силовая установка – двухдвигательная, расположена в задней части самолета. Rafale – однокилевая машина.

При создании машины активно использовались композитные материалы. Одним из заданий, которое стояло перед конструкторами «Дассо Авиасьона», являлось снижение радиолокационной заметности истребителя. На композитные материалы приходится 20% площади самолета и 25% его массы. Кроме снижения заметности Rafale, это позволило получить и выигрыш в массе.

Следует отметить, что хотя конструкторы «Дассо Авиасьона» и уделили большое внимание снижению радиолокационной заметности самолета, они не стали копировать американский опыт в этом направлении, а пошли своим путем. В результате этого были найдены более простые и, главное, дешевые решения. Особо проблемные с точки зрения радиолокационной заметности части истребителя (передние кромки крыла и оперения, створки шасси) получили характерные пилообразные кромки, что значительно уменьшило их заметность.

Модификация для военно-морского флота отличается усиленной конструкцией шасси, специальным тормозным гаком на задней части истребителя, а также специальной системой Telemir, которая синхронизирует работу навигационных систем самолета и корабля. В результате таких изменений «морской» Rafale тяжелее сухопутной модификации на пятьсот килограмм.

Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей SNECMA M88-2-Е4, которые построены с использованием самых последних технологий и материалов, применяющихся в этой области.

У них монокристаллические лопатки турбин, малодымная камера сгорания, диски изготовлены из порошковых сплавов.SNECMA M88-2-Е4 имеет прекрасные характеристики, высокую управляемость, отличное соотношение развиваемой тяги к массе двигателя. SNECMA M88-2-Е4 имеет модульную конструкцию, что значительно облегчает его обслуживание и ремонт.

Разработка двигателей для этого истребителя была весьма непростой задачей. Заказчик требовал изделие, которое надежно работало при выполнении самолетом самых разных задач (маневренный воздушный бой, скоростной прорыв системы ПВО). При этом двигатель должен был иметь большой ресурс, отличную тяговооруженность и низкий расход топлива. SNECMA M88-2-Е4, установленный на «Рафале» стал первым французским турбореактивным двигателем третьего поколения.

Все самолеты Rafale оснащены шасси, изготовленные компанией Messier-Dowty, их опоры убираются вперед. Шасси истребителей наземного и палубного базирования отличаются, у последних они усилены.

Кабины одноместных «Рафалей» укомплектовываются катапультными креслами Martin-Baker Mk.16, фонарь кабины открывается вправо. Место пилота отличается отличной эргономикой. Данные о работе систем самолета и пилотажно-навигационная информация выводится на жидкокристаллические мониторы.

Rafale может «похвастать» новейшей электронной начинкой. На самолет установлена весьма продвинутая система БРЭО, которая состоит из БРЛС нового поколения Thales RBE2 с двухкоординатным электронным сканированием, а также оптическая система с лазерным дальномером и нашлемная система целеуказания. Есть и бортовая система РЭБ: французы считают, что предпочтительней подавлять системы ПВО противника, чем прятаться от них.

Летно-технические характеристики

Видео о истребителе Dassault Rafale

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Dassault Rafale - французский многоцелевой истребитель 4-го поколения, разработанный компанией Dassault Aviation. Данная машина является полностью французским проектом – двигатели, вооружение, авионика, а также собственное производство и на данный момент является крайним самолетом, созданным без американской или другой иностранной помощи. Разработку самолета Rafale начали в 1983 году, за 2 года до того как во Франции официально вышла из программы создания перспективного европейского истребителя FEFA, который позже получил название Eurofighter 2000. Rafale, как и Eurofighter, предназначен для использования в качестве ударного истребителя-бомбардировщика и перехватчика, способного выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны, а также нанесения бомбовых ударов по наземным объектам.


В 1983 году фирмой «Dassault» в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта EFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Впервые в воздух он поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique.

Позже ACX переименовали в Rafale A. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца "Клемансо" (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.

Истребитель Rafale выполнили по схеме «утка», имеет среднерасположенное треугольное крыло, с высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Крыло оснащено двухсекционными предкрылками и односекционными элевонами.

Основным материалом для крыла служат углепластики. Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара – предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков; для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.

Для военно-морских сил Франции был разработан палубный вариант истребителя получивший обозначение Rafale М. Он отличается усиленной конструкцией шасси и планера, наличием под хвостовой частью фюзеляжа тормозного гака, встроенной выдвижной лестницей и так далее. На конце киля установлена система Telemir, которая обеспечивает обмен данными между навигационным оборудованием авианосца и навигационной системой самолета. Истребитель Rafale М в результате всех доработок стал тяжелее Rafale С на 500 кг.

Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов.

На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.

На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок. В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.

Силовая установка Rafale – два двухконтурных турбореактивных двигателя Snecma М88-2Е4. Тяга каждого 4970 кгс (на форсажном режиме - 7445 кгс). Для фирмы Snecma разработка двигателя М88 была достаточно сложной задачей. Заказчику был необходим двигатель, способный надежно работать при маневренном воздушном бое и при скоростном прорыве системы противовоздушной обороны на малой высоте. Тех. требованиями предусматривалось большой ресурс, низкий расход топлива на различных режимах полета и высокое отношение тяги и массы. Snecma предпочла двухвальный двигатель, который впоследствии должен был стать родоначальником двигателей третьего поколения французского производства.

Официально программа разработки двигателя М88 началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось первое стендовое испытание двигателя, а в феврале 1990 года были начаты летные испытания на демонстрационном Rafale А. Окончательная сертификация произошла в 1996 году.

Для получения двигателя с высокими характеристиками разработчики использовали в конструкции двигателя различные передовые технологии. Например, диски компрессора изготавливали монолитно с лопатками, в конструкции турбины высокого давления применялись монокристаллические лопатки, для изготовления дисков турбин применили порошковую технологию. В конструкции двигателя использованы керамические покрытия, малоэмиссионная камера сгорания и композиционные материалы. Перед создателями ТРДДФ поставили задачу по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя и уменьшению дымления, чтобы снизить визуальную заметность.

При создании двигателя был использован многоэтапный подход.

На одноместных истребителях Rafale С и М во внутренних баках размещается 5900 литров топлива, а на двухместном Rafale В – 5300 литров. На 5 из 14 узлов внешней подвески возможно размещение подвесных топливных баков различной емкости. На 4 подкрыльевых узлах подвешиваются топливные баки емкостью по 1250 литров, а на центральном – емкостью 2000 литров.

Пушечное вооружение самолетов Rafale из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B скорострельность которой составляет 2500 выстрелов в минуту. Боезапас - 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.

Ракетное вооружение состоит из:
- ракет класса «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor;
- ракет класса «воздух-поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.

Испытания и боевое применение

Экспериментальный истребитель Rafale А совершил первый полет в июле 1986 года. Первый самолет в варианте Rafale С (одноместный истребитель-перехватчик) в воздух поднялся в мае 1991 г., а первый палубный самолет Rafale М, предназначающийся для вооружения французских авианосцев, взлетел в декабре того же года. Согласно плану серийного производства ВМС и ВВС Франции будет поставлено 86 и 235 самолетов соответственно.

Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.

Эксплуатация Rafale не обошлась без происшествий.
6 декабря 2007 года выполнявший тренировочный полет истребитель модификации Rafale B, летевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, в 18:30 разбился около населенного пункта Невик (центральная часть Франции). Причиной крушения стал сбой в электродистанционной системе управления полетом. Капитан Эммануэль Морьюзе – пилот самолета погиб.

24 сентября 2009 года два истребителя модификации Rafale M в 30 километрах от города Перпиньян упали в результате столкновения в Средиземное море. Авария произошла в 18:10, во время возвращения машин на авианосец «Шарль де Голль». Причиной катастрофы, согласно информации Бюро расследований происшествий при минобороны, стал человеческий фактор. Пилот одного истребителя, капитан второго ранга Франсуа Дюфло погиб. Пилот второго, капитан третьего ранга Жан Бофиль катапультировался.

28 ноября 2010 года истребитель модификации Rafale M, возвращаясь на «Шарль де Голль» упал в Аравийское море после выполнения боевого задания заключавшегося в поддержке коалиционных сил в Афганистане. Авария случилась в 100 километрах от побережья Пакистана. Причиной послужила техническая неисправность. Катапультировавшегося пилота подобрал спасательный вертолет.

2 июля 2012 года Французский палубный истребитель Rafale во время учений разбился. Инцидент произошел в Средиземном море с машиной, базировавшейся на «Шарль де Голле». Пилот катапультировался и был подобран американским вертолетом. В Средиземноморье осуществлялись совместные учения французских и американских авианосцев.

Rafale стоит на вооружении ВВС и ВМС Франции.
Военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение в 2006 году. По состоянию на 2012 год принято 38 машин модификации Rafale В и 37 машин Rafale С.

Военно-морские силы приняли на вооружение Rafale М в 2004 году. По состоянию на 2012 год имелось 36 самолетов.

Кроме этого Rafale выиграл в индийском тендере, принимал участие в тендерах на поставку истребителей в Бразилию и ОАЭ. 31 января 2012 года Rafale одержал победу в международном тендере MMRCA

Модификации:
Rafale A – опытно-демонстрационный Rafale. Был несколько больше и тяжелее, по сравнению с самолетами Rafale C/M. Оснащался парой двигателями F404-GE-400 имеющих тягу 6800 кг (16 тыс. фунтов), на их базе разработали двигатель М88.
Rafale B – двухместный, наземного базирования. Заказывался как учебно-тренировочный вариант Rafale C, с сохранением всех функциональных возможностей.
Rafale C – многоцелевой боевой самолет наземного базирования. Первоначальное обозначение Rafale D, переименован в 1990 году. Военно-воздушные силы Франции затребовали 250 машин в одноместном и двухместном вариантах.
Rafale M – одноместный многоцелевой самолет авианосного базирования. Схож с Rafale C, но оснащается посадочным крюком, а также модифицированной носовой стойкой с изменяемой длиной. Военно-морские силы затребовали 86 машин.

Летно-технические характеристики Rafale:
Экипаж – 1-2 человека;
Длина самолета – 15,3 м;
Высота – 5,3 м;
Размах крыла – 10,9 м;
Площадь крыла – 45,7 м²;
Масса пустого самолета – 10000 кг;
Нормальная взлетная масса – 14710 кг;
Максимальная взлётная масса – 24500 кг;
Масса полезной нагрузки – 9500 кг;
Масса топлива – 4700 кг;
Масса топлива в подвесных топливных двигателей – 6700 кг;
Двигатель – 2 двухконтурных турбореактивных SNECMA M88-2 с форсажной камерой;
Сухая масса двигателя – 897 кг;
Максимальная тяга – 5100 кгс каждого двигателя;
Тяга на форсаже – 7500 кгс каждого двигателя;
Температура газов перед турбиной – 1577 °C;
Максимальная скорость – 1,8 Маха (1900 км/ч);
Боевой радиус (в варианте истребителя-перехватчика) – 1093 км;
Боевой радиус – 1800 км
Практический потолок – 15240 м;
Скороподъёмность – 305 м/с.

Впрочем, наряду с намеренно выплеснутыми в прессу спорами о гарантии, очевидно имели место конфликты по вопросу передачи технологий и, вероятно, в первую очередь цены. По пессимистичным оценкам, стоимость искомого количества «Рафалей» превышала заложенные в тендер 10,4 миллиарда долларов как минимум вдвое. Это влекло уже внутриполитические проблемы: подписать такой контракт в стране, регулярно сотрясаемой коррупционными скандалами, - политическое самоубийство, особенно перед выборами. Парламентские выборы состоялись в Индии в апреле-мае 2014 года.

Теоретически у сторонников контракта было время до середины февраля, когда наступил мораторий на заключение новых сделок в области военно-технического сотрудничества, однако в конце 2013 года стало очевидно, что правящий Индийский национальный конгресс (ИНК) не горит желанием давать козырь оппонентам. Казалось, что само провидение было против «Рафаэля» - 2 октября 2013 года от сердечного приступа умер ключевой переговорщик с индийской стороны, помощник министра обороны по закупкам авиатехники Врун Кумар Бал

Надежды на то, что, получив кредит доверия в случае победы, ИНК сумеет продавить тяжелейшее в условиях секвестра оборонного бюджета решение, не оправдались - к власти пришла оппозиционная националистическая Индийская народная партия, относившаяся к закупке «Рафаэлей» с большим скепсисом

После смены правительства программа подверглась самой жестокой критике. Так, 30 декабря 2014 года новый министр обороны Манохар Паррикар заявил, что французская сторона ведет себя на переговорах крайне неуступчиво, отказывается выполнять данные во время конкурса обещания. Впервые должностное лицо такого уровня публично допустило отказ от покупки «Рафалей». По мнению Паррикара, Индия прекрасно бы обошлась закупкой дополнительной партии уже освоенных Су-30МКИ. Стоит отметить, что цена Су-30МКИ производства HAL примерно вдвое меньше, чем оценочная стоимость «Рафаэля»

Однако не похоже, чтобы «Дассо» поддалась усилившемуся давлению. Уверенности на переговорах французам несомненно придали первые экспортные успехи «Рафаля». В феврале 2015 года Египет неожиданно подписал контракт на закупку 24 истребителей. В конце апреля закончились многолетние переговоры с Катаром - эмират тоже купил 24 машины с опционом еще на 12. В общей сложности это обеспечило загрузку завода минимум на дополнительные три-четыре года (последние годы с целью растянуть производство до получения экспортных контрактов «Рафаил» для Франции производились минимальным объемом 11 штук в год), и угроза сворачивания производства была отсрочена.

Трудные переговоры, судя по всему, сильно тяготили обе стороны, и взаимное желание поставить в них точку привело к поразительному итогу MMRCA.

Несоломоново решение

В апреле Францию с визитом посетил новый премьер Индии Нарендра Моди. 10 апреля местная пресса опубликовала сенсационную новость: достигнуто соглашение о прямой закупке первой партии «Рафалей» французской сборки - и не 18, как планировалось по условиям MMRCA, а 36. Стоимость оценивалась в сумму порядка 4 миллиардов евро. Увеличение прямых закупок сразу вызвало вопросы о будущем лицензионной сборки в Индии.

Опасения подтвердились - 21 мая Паррикар заявил, что Индия ограничится только закупкой 36 «Рафалей» и не будет организовывать лицензионную сборку. Сэкономленные средства (90 «Рафалей» министр обороны оценил в 15,5 миллиарда долларов) направят на иные программы. Претендентами на освободившиеся деньги, с точки зрения специалистов, можно назвать все ту же программу Су-30МКИ, в рамках которой Индия может заказать еще 40-60 машин в дополнение к уже имеющимся, национальный проект «Теджас» и совместную российско-индийскую разработку истребителя пятого поколения FGFA на базе российского проекта Т-50 ПАК ФА. При этом официальный Нью-Дели в лице все того же Манохара Паррикара, заявил, что главным получателем будет именно национальный проект, но сам «Теджа» в настоящее время является откровенно сырым самолетом с неясными перспективами, в том числе и ввиду критически затянутого (уже более тридцати лет) срока разработки....

Ведущие военные разработчики разных стран почти одновременно, в 1980…90-ых годах прошлого века, пришли к мысли о необходимости создания среднего многоцелевого истребителя. Так в Европе появился проект , в СССР начались работы над будущим . Однако французские военные конструкторы посчитали, что им необходим более легкий самолёт, способный выполнять те же функции и нести практически такое же вооружение.

Франция отказалась от дальнейшего участия её фирм в общеевропейском проекте Еврофайтер-2000 («Тайфун») и фирма Dassault Aviation начала разрабатывать истребитель «Шквал», прославившийся впоследствии как Dassault Rafale ─ грозная многоцелевая воздушная машина четвертого поколения, полностью разработанная французами.

История создания

Rafale, французский боевой самолёт, появился благодаря расхождениям военных доктрин западных стран: Германия и Англия хотели видеть в Еврофайтере-2000 могучее средство ПВО, новейший перехватчик, а Франция предпочла разработку самолёта, который смог бы заменить штурмовые «Миражи» серии «2000 D/N» или Étendard, Этандер (также разработанный фирмой «Дассо»).

Новейший истребитель и штурмовик должен был использоваться не только в обороне, но и для завоевания господства в воздухе, штурмовых ударов по наземным целям, завоевания воздушного превосходства.

Разработки нового «Боевого Экспериментального Самолета» (фр. «Avionde Combat Experimentale» или ACX) начались на выпускавшей Этандеры фирме еще до выхода Франции из общеевропейской программы Еврофайтер.

Сжато историю появления одной из лучших многоцелевых воздушных машин современности можно представить так:

  • 1983, фирма «Дассо» начинает разработки многоцелевого истребителя на базе «Тактического Военного Самолета»;
  • 1985, проекту присваивается название «АСХ»;
  • 1986, «Avion de Combat Experimentale» совершает первый пробный полёт;
  • 1987, проект получает название Rafale-А и турбореактивный двигатель французского же производителя «SNECMA»;
  • 1990, разработан и испытан одноместный Rafale C (от «Сhasseur», «охотник», как во Франции называют истребители) и Rafalе-В (двухместный);
  • 1991, испытательные полёты с посадкой на авианосец истребителя Rafale М с усиленным стойками шасси от «Бугатти» (Messier-Bugatti).

Где-то в районе 91-95 годов многоцелевой Rafale всё же перестал быть полностью французским, появилась небольшая, но важная импортная деталь: кресло для катапультирования Martin-Baker Mk.16 (US16E), этот разработанные на «Локхиде» образец был лучше любых французских аналогов.

С 1996 года началось масштабное производство Dassault Rafale сразу и для ВВС, и для военно-морских сил Франции, в 2004 (ВМС) и 2006 (ВВС) годах самолёт поступает на вооружение Пятой республики.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Рафаль принадлежит к классу однокилевых самолётов, оба двигателя расположены сзади. Выполнен по хорошо зарекомендовавшей себя еще на Миражах аэродинамической модели «утка» или «бесхвостка». При создании «Шквала» военные требовали от фирмы-производителя двух основных вещей:

  • самолет должен быть легче общеевропейского;
  • быть менее заметен для вражеских РЛС.

Инженерам из «Дассо Аваиасьон» удалось добиться элегантного решения поставленных перед ними задач, когда они решили использовать для корпуса самолёта и его крыльев три основных материала:

  • титан;
  • алюминиево-литиевые сплавы;
  • кевлар;
  • углепластик;
  • композиты.

Более 20% деталей (по массе более 25%) этого самолета изготовлены из композитов и углепластика. В итоге получилось не бездумное копирование американских stealth-технологий, а элегантное чисто европейское решение при внушительных общих ТТХ:

  • площадь крыла – 46 кв. м.;
  • размах крыла – всего 11 м (что значительно меньше аналогичной цифры у МиГов или американских многоцелевых истребителей);
  • длина ─ 15, 3 м;
  • масса (пустой самолет) ─ 9 тонн (морские, с индексом M ровно на 500 кг тяжелее);
  • масса (максимальная взлётная) ─ 21,5 тонны;
  • высота ─ 5,3 метра.

При этом машина способена развивать скорость до 2 тыс. км/час, подниматься на практическую высоту более 15 тыс. метров и технически способен выдерживать перегрузки до 9 g. Таким образом, новый многоцелевой аппарат способен совершать сверхзвуковые полёты и маневры на скорости более 1.4 М или свыше 1700 км/час. Самолет снабжен передним горизонтальным оперением для большей маневренности при резких разворотах в воздушных боях или ухода от зенитных снарядов или ракет типа воздух-воздух.


Создатели предусмотрели место и для запасных топливных баков, как подвесных (ПТБ), так и для конформных (КТБ). В случае полёта на сверхзвуке подвесные топливные баки предусмотрены меньших объемов, чем для операций на дальних расстояниях (соответственно по 1250 и 2000 л.).

Интересной особенностью самолёта являлось расположение параболических антенн авиационных РЛС: на перехватчиках их устанавливают, преимущественно, спереди, у истребителей их больше на корме. На Rafale же удачно совмещены эти схемы (позже ставшие обычными для многоцелевых проектов четвертого и «4+» поколений).

При этом радары французского истребителя оснащены с 2012 года фазированными антенными решетками (ФАР), как пассивными, так и активными (АФАР), что повышает его выживаемость.

Помимо традиционных средств РЛС, самолет снабжен такой интересной системой как разработанная специально для него SPECTRa. Название этой новейшей разработки расшифровываясь как «система защиты и предотвращения угрозам для Rafale».

Она включает в себя систему инфракрасных датчиков, предупреждающих о радиолокационном и лазерном облучении истребителя. И даже аппаратуру, способную подавлять вражеские средства РЭБ и лазерную подсветку.

Вооружение

Основное вооружение – автоматическая револьверная авиационная пушка типа «Nexter DEFA 791B» с боезапасом всего 125 патронов. Но пользуются ею крайне редко. Зато ракетное вооружение позволяет «Шквалу» как можно дольше не прибегать к этому «последнему доводу».

Может нести ракеты «воздух-воздух» типов:

  • французская ракета для малых дистанций MICA;
  • американская Сейндаундер или AIM-9 с инфракрасной головкой наведения;
  • американские же Хлопушки (Slammer) средней дальности AIM-120;
  • английские самонаводящиеся на инфракрасное излучение ASRAAM (AIM-132) для ближней дальности;
  • ультрасовременные ракеты Magique-II или Meteor.

Это вооружение для воздушных боев и достижения господства в воздухе. Для штурмовки наземных объектов могут быть установлены:

  • англо-французские авиационные крылатые ракеты Storm Shadow («Штормовая угроза»);
  • ракеты «воздух-поверхность» типа Апач, AM-39 или ASMP, причем на последние может быть установлена ядерная боеголовка.

В боевой вылет многоцелевой истребитель способен взять 12 бомб и от 8 до 12 (в зависимости от типа) ракет.


Как и было задумано, Dassault Rafale прекрасно вооружен как для воздушных боев, так и для штурмовки и подавления наземных объектов.

Современные модификации

На данный момент произведено всего 165 Рафалей, при этом они, как и требуется для многоцелевого военного самолета, достаточно сильно различаются по «специализации», так как разработано более десяти модификаций этого грозного воздушного судна. Однако если не считать модифицированные специально для ВВС Индии и Египта модели (индекс «BM» и «DM» для египтян и типы «BH», «DH» для индусов), основными типами Dassault Rafale на сегодня являются:

  • одноместные, типов «D» и «M» (наземного и морского базирования соответственно);
  • модификация для военно-морских сил типа Standart F2 (на вооружении с 2006 года);
  • авианосного базирования двухместный, с индексом N;
  • самолет для использования ядреных ракет, с индексом BM.
  • В эту классификацию попадают и первые «Шквалы», но Rafale типов «А» и «В», уже не производят, а ошибочно упоминаемый на большинстве сайтов вариант Rafale С давно переименован в Rafale D.

    Боевое применение

    Дассо Рафаль, наряду с устаревшими «Миражами» и другими западными самолетами авианосного базирования, проверил собственные силы в боевой операции западных союзников в Афганистане (первое боевое крещение «Шквала» наземного базирования типа «D») и во вторжении объединенных сил альянса в Ливию.


    Во время последней боевой операции произошло разрекламированное западными СМИ событие: в составе боевой авиации сил западных союзников, многоцелевые истребители Rafale M авианосного базирования уничтожили шесть двадцать третьих МиГов и два «Крокодила» (вертолеты МИ-35).

    Позднее появилась информация, что эти перехватчики и ударные вертолеты нашего производства действительно были уничтожены Рафалями, но при штурмовке аэродрома, а не в воздухе. Так что реального и серьезного воздушного противника (впрочем, как и новейшим российским или американским многоцелевым самолетам) Рафалю пока встретить не удалось.

    Сейчас тип «М» авианосного базирования активно используются с борта флагмана французских ВМС, атомного авианосца Charlesde Gaulle в сирийской компании против ИГИЛ.

    Любопытно, что в качестве штурмовиков на «Шарле де Голле» используются все же … те самые «общеевропейские» Супер-Этандеры, от работы над которыми Франция в своё время отказалась, а не Рафаль.

    Интересен тот факт, что, несмотря на четыре катастрофы, в которых было безвозвратно утрачено пять Дассо Рафаль (в одном из инцидентов столкнулись два таких истребителя), сообщений о том, что какой-либо «Шквал» был сбит в боевой обстановке, как наш Су-24 в 2015-ом году, не поступало.

    Все аварии с французскими «небесными ястребами» происходили из-за технических неполадок, или из-за невнимательности пилота, как последняя катастрофа на совместных франко-американских учениях 2012-го года.

    Сравнительные ТТХ и ЛТХ по данным индийского салона 2012

    Успешный многоцелевой «Dassault Rafale» прочно вошел в историю авиастроения и развития мировых Военно-Воздушных Сил. Это было доказано, в частности, победой конструкторов из «Дассо Авиасьон» над американскими производителями военных воздушных судов из «Локхида» и «Боинга», также как и над российским бюро «МиГ» на коммерческой выставке в Индии в 2012 году.


    Подробная таблица данных по Индийскому авиасалону 2012, технические и летные характеристики Rafale в сравнении с другими, тоже очень известными марками воздушных боевых машин подобного класса:

    Страна Франция США США Россия Другие
    Название Dassault Rafale F-16 Fighting Falcon F/A-18E/F Super Hornet МиГ-35 Еврофайтер Тайфун
    Длина, м. 15,30 15,03 18,31 18,31 15,96
    Размах крыла, м. 10,90 10,00 13,62 12,00 10,95
    Площадь крыла, кв.м. 45,7 27,9 46,5 30,0 50,0
    9500 7800 8050 7000 7500
    Вес (пустой самолёт), кг. 10000 9979 14552 11000 11000
    Подвески с вооружением 14 (5 для тяжелого вооружения) 11 11 10 13
    Максимальная тяга на форсаже, кН. 2х75 1х144 2х98 2х88,3 2х90
    Максимальная тяга, кН. 2х50 1х84 2х62 2х53 2х90
    Макс. скорость на высоте, М. 1,8 2,0 1,8 2,25 2,25
    Боевой радиус, км. 1389 550 722 1000 1390
    Практический потолок, м. 15.240 18.000 15.000 17.500 19.812
    Стоимость (на год проведения салона, $млн.) 85-124 50 55 45 120

    При сличении цифр даже без калькулятора видно, что создатели Rafale сумели добиться золотой середины между массой самолета, его вооруженностью и летно-техническими характеристиками. И в отличие от МиГ-35 или Fighting Falcon, к которым возникли претензии, Rafale cмог подтвердить все проектные характеристики на испытательных полетах.

    След в небесах военной истории и компьютерных игр

    Принимая во внимание итоги «индийского тендера», а также тот факт, что из представленных на нём суперсовременных многоцелевых военных машин только Rafale принимал участие в реальных военных действиях, можно сказать, что этот французский истребитель четвертого поколения уже навеки вошел в историю авиастроения и военного дела.


    Именно на основе Rafale построили аналогичные самолёты в Японии, Индии, Китае и Тайване. Правда, в индийском (кодовое обозначение «Бриллиант») и тайваньском (Цзинго) вариантах этот уникальный аппарат утратил своё многоцелевое значение и выпускается исключительно в качестве истребителя.

    Особенно интересен совместный проект Китая и Пакистана «Ченду FC-1 Сяолун» (Сhengdu FC-1 Xiaolong), в пакистанской классификации – JF-17 Thunder.

    Китайские и пакистанские авиаконструкторы умудрились удачно «скрестить» достоинства Дассо Рафаль и новые разработки на основе китайских модификаций МиГ-21!

    Популярность многоцелевого «Шквала» доказывает и то, что с 1997 года самолеты модификаций Rafale постоянно присутствуют в одном из самых популярных зарубежных компьютерных авиасимуляторов – «Jane’sFightersAnthology».

    Видео