Моральные дилеммы современного общества. Моральная дилемма. Смотреть что такое "Моральная дилемма" в других словарях

Александр Игнатьевич Ящура . 1

Введение . 1

Часть I . 4

1.3. Структура отдела главного энергетика . 11

2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ .. 13

2.1. Прием оборудования . 13

2.2. Монтаж оборудования . 14

2.3. Ввод оборудования в эксплуатацию ... 16

2.4. Организация эксплуатации оборудования . 16

2.5. Сроки службы оборудования . 20

2.6. Амортизация оборудования . 20

2.7. Хранение оборудования . 21

2.8. Выбытие оборудования . 21

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ .. 21

3.2. Организация работ по техническому обслуживанию ... 21

3.3. Техническая диагностика оборудования . 21

3.4. Финансирование работ по техническому обслуживанию ... 21

4. РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ .. 21

4.1. Методы, стратегии и организационные формы ремонта . 21

4.2. Ремонтные нормативы .. 21

4.4. Подготовка производства ремонтных работ . 21

4.5. Организация и проведение ремонта . 21

4.6. Остановочный ремонт оборудования . 21

4.7. Финансирование ремонта оборудования . 21

4.8. Разграничение функциональных обязанностей между службами предприятия при ремонте оборудования . 21

5. ФОРМЫ РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ .. 21

6. ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ .. 21

6.1 Охрана труда . 21

6.2. Промышленная безопасность при эксплуатации оборудования . 21

6.3 Промышленная безопасность при монтаже и ремонте оборудования . 21

6.4. Государственный надзор за эксплуатацией оборудования . 21

6.5. Расследование и учет аварий и инцидентов . 21

Часть II . 21

ТИПОВАЯ НОМЕНКЛАТУРА РЕМОНТНЫХ РАБОТ, РЕМОНТНЫЕ НОРМАТИВЫ, НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА РЕМОНТ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ .. 21

7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ... 21

7.1. Техническое обслуживание . 21

7.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

7.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

7.4. Особенности организации ремонта взрывозащищенных электрических машин .. 21

7.5. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

7.6. Нормы расхода материалов на текущий и капитальный ремонт . 21

8. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ .. 21

8.1. Техническое обслуживание . 21

8.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

8.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

8.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

9. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ И КОМПЛЕКТНЫЕ УСТРОЙСТВА НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ДО 1000 В) . 21

9.1. Техническое обслуживание . 21

9.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

9.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

9.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

9.5. Нормы расхода материалов на текущий и капитальный ремонт . 21

10. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ВЫШЕ 1000 В) И СИЛОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ .. 21

10.1. Техническое обслуживание . 21

10.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

10.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

10.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

10.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на текущий и капитальный ремонт 21

11. СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ ... 21

11.1. Техническое обслуживание . 21

11.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

11.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

11.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

11.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на текущий и капитальный ремонт 21

12. АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ .. 21

12.1. Техническое обслуживание . 21

12.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

12.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

12.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

13. СРЕДСТВА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ .. 21

13.1. Техническое обслуживание . 21

13.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

13.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

13.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

13.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт . 21

14. УСТРОЙСТВА РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКИ .. 21

14.1. Техническое обслуживание . 21

14.2. Нормативы периодичности технического обслуживания . 21

15. ЭЛЕКТРОСВАРОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ . 21

15.1. Техническое обслуживание . 21

15.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

15.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

15.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

15.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на капитальный ремонт . 21

16. ПРИБОРЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ .. 21

16.1. Техническое обслуживание . 21

16.2. Текущий ремонт . 21

16.3. Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт . 21

Часть III . 21

ТИПОВАЯ НОМЕНКЛАТУРА РЕМОНТНЫХ РАБОТ, РЕМОНТНЫЕ НОРМАТИВЫ, НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА РЕМОНТ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ .. 21

17. КОТЛЫ, КОТЕЛЬНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ И ПАРОСИЛОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ . 21

17.1. Техническое обслуживание . 21

17.2. Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте . 21

17.3. Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте . 21

17.4. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта . 21

17.5. Нормы расхода материалов и запасных частей на текущий и капитальный ремонт 21

распоряжение Минпромнауки № 05-900/14-108 от 01.01.2001 г. «О разработке Единого положения по планово-предупредительным ремонтам технологического и механического оборудования»,

а также ряд других документов федерального уровня, касающихся организации ремонтного производства в России .

Сегодня предприятия самостоятельно несут ответственность за планирование и организацию ремонтов для обеспечения постоянной работоспособности оборудования. При этом одновременно расширяются их права по многим важным направлениям, включая:

финансирование ремонта и его материального обеспечения;

регулирование численности ремонтного и оперативного персонала;

применение различных стратегий ремонта;

планирование ремонта с учетом полезного использования и ужесточенных сроков службы оборудования и другие вопросы.

В сложившихся условиях выпуск настоящего Справочника представляется крайне актуальным.

Материалы справочника, имеющие рекомендательный характер, помогут предприятиям в разработке собственных Положений по ППР оборудования, послужат необходимой методической базой для реализации новых прав и ответственности, нормативной базой для обеспечения эффективного планирования ремонтных работ, потребностей в материальных и финансовых ресурсах, а также инструментом для выработки правильных организационных решений по совершенствованию ремонтной службы.

Справочник состоит из четырех частей:

Часть I. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования.

Часть II. Типовая номенклатура ремонтных работ, ремонтные нормативы, нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт электротехнического оборудования.

Часть III. Типовая номенклатура ремонтных работ, ремонтные нормативы, нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт теплотехнического оборудования.

Часть IV. Приложения, содержащие необходимые методические и справочные материалы.

Для правильного восприятия текста и исключения разночтений в формулировках рекомендуется внимательно ознакомиться с Приложением 1 «Основные понятия, термины, определения», а также с принятыми в Справочнике сокращениями (Приложение 10).

Предложения и замечания по настоящему Справочнику следует направлять Россия, г. Москва, Дербеневская наб., д. 11, Бизнес-центр «Полларс», корп. Б, Издательство НЦ ЭНАС.

Часть I

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ И СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

1.1. Общая концепция системы планово-предупредительного ремонта энергетического оборудования

1.1.1. Система планово-предупредительного ремонта энергетического оборудования (далее – Система ППР ЭО) – это комплекс методических рекомендаций , норм и нормативов, предназначенных для обеспечения эффективной организации, планирования и проведения технического обслуживания (ТО) и ремонта энергетического оборудования. Рекомендации, приведенные в настоящей Системе ППР ЭО, могут использоваться на предприятиях любых видов деятельности и форм собственности, применяющих аналогичное оборудование, с учетом конкретных условий их работы.

1.1.2. Планово-предупредительный характер Системы ППР ЭО реализуется:

проведением с заданной периодичностью ремонтов оборудования, сроки выполнения и материально-техническое обеспечение которых планируется заранее;

проведением операций ТО и контроля технического состояния, направленных на предупреждение отказов оборудования и поддержание его исправности и работоспособности в интервалах между ремонтами.

1.1.3. Система ППР ЭО создавалась с учетом новых экономических и правовых условий, а в техническом плане – при максимальном использовании:

возможностей и преимуществ агрегатного метода ремонта;

всего спектра стратегий, форм и методов ТО и ремонта, в т. ч. новых средств и методов технической диагностики;

современной вычислительной техники и компьютерных технологий сбора, накопления и обработки информации о состоянии оборудования, планирования ремонтно-профилактических воздействий и их материально-технического обеспечения.

1.1.4. Действие Системы ППР ЭО распространяется на все оборудование энергетических и технологических цехов предприятий вне зависимости от места его использования.

1.1.5. Все эксплуатируемое на предприятиях оборудование подразделяется на основное и неосновное.

Основным является оборудование, при непосредственном участии которого осуществляются основные энергетические и технологические процессы получения продукта (конечного или промежуточного), и выход которого из строя приводит к прекращению или резкому сокращению выпуска продукции (энергии).

Неосновное оборудование обеспечивает полноценное протекание энергетических и технологических процессов и работу основного оборудования.

1.1.6. В зависимости от производственной значимости и выполняемых функций в энергетических и технологических процессах оборудование одного и того же вида и наименования может быть отнесено как к основному, так и к неосновному.

1.1.7. Система ППР ЭО предусматривает, что потребность оборудования в ремонтно-профилактических воздействиях удовлетворяется сочетанием различных видов ТО и плановых ремонтов оборудования, различающихся периодичностью и составом работ.

В зависимости от производственной значимости оборудования, влияния его отказов на безопасность персонала и стабильность энерготехнологических процессов ремонтные воздействия реализуются в виде регламентированного ремонта, ремонта по наработке, ремонта по техническому состоянию, либо в виде их сочетания.

1.1.8. На практике перечень оборудования, ремонт которого может быть основан только на принципах и стратегиях регламентированного ремонта, крайне узок. Фактически ремонт большей части оборудования неизбежно основан на сочетании (в различных пропорциях) регламентированного ремонта и ремонта по техническому состоянию. В этом случае «каркас» структуры ремонтного цикла определяется совокупностью элементов оборудования, ремонт которых основан на стратегиях регламентированного ремонта или ремонта по наработке. На полученную «жесткую» основу структуры ремонтного цикла накладываются (в «нежестком» варианте) сроки проведения ремонта элементов, обслуживаемых по техническому состоянию.

1.1.9. Наиболее перспективным методом ремонта оборудования для предприятий любых форм собственности является агрегатно-узловой метод, при котором неисправные сменные элементы (агрегаты, узлы и детали) заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда .

1.1.10. Своевременная замена неисправных агрегатов, узлов и деталей – реализация планово-предупредительной системы ремонта – наиболее успешно решается при внедрении технического диагностирования оборудования в процессе его ТО и ремонта.

1.1.11. Ремонт оборудования может осуществляться собственными силами предприятий, эксплуатирующих оборудование, сторонними специализированными ремонтными предприятиями, а также специализированными подразделениями заводов-изготовителей. Удельный вес каждой из перечисленных организационных форм ремонта для конкретного предприятия зависит от многих факторов: развитости собственной ремонтной базы, ее оснащенности, удаленности от предприятий – изготовителей оборудования и специализированных ремонтных организаций, а также финансовых возможностей предприятия.

1.1.12. Техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования (в том числе энерготехнологических котлов, котлов-утилизаторов, парогазотурбинных агрегатов, влагопоглотительных устройств и коммуникаций и т. п.), расположенного в производственных цехах, осуществляют службы главного механика и главного энергетика.

1.1.13. Техническое обслуживание и ремонт оборудования энергетического хозяйства предприятия и коммуникаций энергоносителей (стационарные и передвижные электростанции, распределительные и трансформаторные подстанции, внутризаводские воздушные и кабельные сети, внутризаводские сети природного газа, используемого в качестве топлива, пароносительные и бойлерные установки, устройства сбора и возврата конденсата, общезаводские водозаборные сооружения и сооружения предварительной очистки воды для питания энергетических установок и подпитки водооборотных систем, сети и установки для снабжения предприятий теплом, паром, водой сжатым воздухом, средства связи и сигнализации и т. п.) осуществляет служба главного энергетика.

1.1.14. Граница разделения объектов ремонта между службами главного механика и главного энергетика устанавливается по следующему признаку. Если к оборудованию и коммуникациям объекта (технологического цеха, участка и т. п.), закрепленному за службой главного механика, подводится или отводится энергетическая среда, то границей разделения является первый запорный орган (запорная арматура, отключающее устройство и т. п.) перед вводом в цех. За плотность присоединения и исправность запорного органа несет ответственность служба главного механика.

1.1.15. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта, приведенные в данной Системе ППР ЭО, рассчитаны как средневзвешенные величины исходя из следующих соображений:

средние (по тяжести) условия эксплуатации оборудования;

ремонт оборудования производится в условиях с нормальным температурным режимом;

срок службы оборудования не превысил нормативный.

При отличии условий от оговоренных выше корректировка нормативов производится в соответствии с приведенными в соответствующих разделах данной Системы ППР ЭО коэффициентами.

1.1.16. Входящее в Систему ППР ЭО энергетическое оборудование условно разделено на следующие две группы:

электротехническое оборудование (электрические машины, электрические сети и устройства релейной защиты, электрические аппараты низкого и высокого напряжения, силовые трансформаторы, аккумуляторные батареи , средства связи и сигнализации), нормативы и нормы на которое приведены во второй части настоящего Справочника;

теплотехническое оборудование (котлы и котельно-вспомогательные элементы, котлы-утилизаторы, паровые турбины, трубопроводы и трубопроводная арматура, компрессоры и насосы, вентиляторы , дымососы, нагнетатели, вентиляционные и вытяжные системы, калориферы, кондиционеры, оборудование водозабора и водоподготовки), нормативы и нормы на которое приведены в третьей части Справочника.

1.1.17. Для эффективной реализации Системы ППР ЭО необходимо выполнение следующих условий:

энергетическая служба предприятия должна быть укомплектована квалифицированным персоналом в соответствии со штатным расписанием, иметь ремонтную базу с необходимой технологической оснасткой и высокопроизводительным инструментом;

ремонтный, дежурный и оперативный персонал обязан знать и соблюдать правила технической эксплуатации оборудования, правила промышленной и пожарной безопасности ;

остановка оборудования на плановые ремонты производится по утвержденным годовым и месячным планам-графикам в соответствии с нормативной периодичностью и с учетом максимального использования остановок на ТО и диагностирование оборудования;

ремонты выполняются качественно, в запланированном объеме, с максимальной механизацией тяжелых трудоемких работ;

при ремонте широко применяется агрегатно-узловой метод и метод ремонта крупных объектов по сетевому графику;

обеспечивается организация поставок агрегатов, узлов и деталей от заводов-изготовителей. Только детали несложной конфигурации изготавливаются в собственных цехах;

систематически по специальному плану проводятся работы по повышению долговечности, снижению показателей аварийного выхода энергооборудования из строя.

1.1.18. Настоящая Система ППР ЭО является рекомендательным материалом прямого действия, но может также служить пособием при разработке предприятиями собственных «Положений по планово-предупредительному ремонту энергетического оборудования» в соответствии с требованием Федеральной службы по технологическому надзору (далее – Федерального надзора) ПБ 05-356.00, п. 242.

1.2. Задачи и функции отдела главного энергетика

1.2.1. Как показывает опыт работы предприятий в новых условиях хозяйствования, особенно в последние 5–7 лет, существовавшая в недавнем прошлом централизованная командная система управления оказалась неприспособленной для решения главной задачи: получения прибыли.

1.2.2. Появилась необходимость не на словах, а на деле централизовать управление технической эксплуатацией всех типов основных фондов предприятия, сосредоточив его в одних руках: заместителя директора – главного инженера предприятия. На некоторых предприятиях централизацию технической эксплуатации еще более тесно связали с эффективным использованием основных фондов , подчинив ее заместителю руководителя предприятия по оборудованию.

1.2.3. На предприятиях необходимо:

2.1.6. При приеме оборудования должна быть обеспечена правильная его разгрузка с железнодорожных платформ и вагонов, грузовых автомобилей и других видов транспорта. Для этой цели у места приема оборудования должны быть оборудованы постоянные механизированные средства или предварительно устроены и доставлены для временного использования специальные разгрузочные средства.

2.1.7. Персонал, осуществляющий разгрузку прибывшего оборудования, должен быть подготовлен к работе по сохранению оборудования в целости и предотвращения поломок или повреждений, которые могут отрицательно повлиять на работу оборудования в период эксплуатации.

2.1.8. Акты приема-передачи оборудования, полностью оформленные и подписанные всеми членами комиссии, передаются в бухгалтерию предприятия для балансового учета, где оборудованию присваивается инвентарный номер.

2.1.9. Инвентарный номер может присваиваться оборудованию как пообъектно, так и на группу оборудования, входящего в состав инвентарного объекта.

2.1.10. Инвентарным объектом основных фондов в соответствии с п.6 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 является:

объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

2.1.11. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

2.1.12. При определении состава каждого инвентарного объекта следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации , метрологии и сертификации от 01.01.01 г. № 359. В данном документе указан состав объектов классификации, которые по приведенному в ОКОФ определению соответствуют понятию инвентарного объекта в бухгалтерском учете. Состав инвентарных объектов определяется в зависимости от групп и видов основных фондов.

2.1.13. В ОКОФ не учтены отдельные положения п. 6 ПБУ 6/01. В частности, это касается случаев, когда у одного объекта имеется несколько частей с разными сроками полезного использования. По правилам бухгалтерского учета каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. В этом случае вопрос об отнесении конкретного оборудования в амортизационную группу следует решать комиссии по приемке оборудования.

2.2. Монтаж оборудования

2.2.1. Монтаж оборудования является последним предэксплуатационным периодом, когда могут быть выявлены и устранены явные и частично скрытые дефекты изготовления и сборки оборудования. Монтажные работы должны быть выполнены таким образом, чтобы не увеличивать количество оставшихся в оборудовании скрытых дефектов.

2.2.2. Серьезное внимание следует уделить составу подготовительных работ, имеющих решающее значение как для своевременного и качественного выполнения монтажа оборудования, так и для его будущей эффективной эксплуатации.

2.2.3. Для оборудования, монтаж которого должен производиться или заканчиваться только на месте применения, работы необходимо выполнять в соответствии со специальной инструкцией по монтажу, пуску, регулировке и обкатке изделия на месте применения.

Эту инструкцию машиностроительные заводы обязаны прикладывать к поставляемому оборудованию, что предусмотрено номенклатурой эксплуатационных документов в ГОСТ 2.601-68 (Приложение 5). Выполнение указанной инструкции позволит предупредить возможность увеличения скрытых дефектов в оборудовании, а также выявить и устранить явные и частично скрытые дефекты изготовления и сборки оборудования, возможный перечень которых дан в Приложении 6.

Ввод

Я проходил практику на заводе днепротяжмаш был принят на специальность электромонтёр

История предприятния

История современного ОАО "Днепротяжмаш" начинается в мае 1914 г., когда бельгийские предприниматели братья Георг и Шарль Шодуар основали на правом берегу Днепра, рядом с собственным предприятием "Шодуар А" завод "Шодуар С", который должен был служить опорной базой для других предприятий. В 1915 г. на этом предприятии уже действовали две доменные печи объемом 480 и 215 куб.м, мартеновский цех с самой мощной на Юге России печью производительностью 360 тыс.пудов чугуна в год, чугунолитейный, ремонтно-механический цеха. Работали здесь около 500 чел.

После революции в 1918 г. завод был национализирован. Гражданская война принесла предприятию разруху и запустение. С 1922 г. завод "С" используется главным образом как ремонтная база Брянского металлургического завода (ныне з-д им. Петровского). И только в 1929 г., с началом реализации первого пятилетнего плана развития страны, предприятие получает новый импульс развития и новое название - "Днепропетровский завод металлургического оборудования" (ДЗМО). В то время завод специализировался на производстве крупногабаритного металлургического оборудования, фасонного стального и чугунного литья.

В начале 30-х гг. на ДЗМО работало около 3 тысяч человек. На предприятии проходило активное обучение рабочих необходимым профессиям. В декабре 1931 г. вышел первый номер заводской газеты "Червоний металург" (сегодня - "Голос машиностроителя").

В годы второй пятилетки ДЗМО стал крупнейшим поставщиком металлургического оборудования важнейшим промышленным новостройкам страны - Кузнецкому и Магнитогорскому комбинатам, "Запорожстали" и "Криворожстали", многим другим заводам Юга и Востока СССР.

В 1935 г. завод выпускает первые тюбинги для строящегося Московского метрополитена.

В 1939 г. на предприятии впервые в СССР доменная печь была переведена на работу на обогащенном кислородом дутье.

В 1941 г. с началом войны оборудование предприятия было эвакуировано на Урал, где был налажен выпуск изделий военного назначения. Осенью 1943 г., после освобождения Днепропетровска от фашистов, началось восстановление завода.

К началу 50-х годов, пройдя этап восстановления, ДЗМО вышел на ведущие позиции в стране по выпуску доменного и сталеплавильного оборудования. В числе выпускаемой заводом продукции в те годы были роторные вагоноопрокидыватели (на сегодняшний день изготовлено более 360 единиц этого уникального оборудования!), оборудование для кислородно-конвертерного производства стали, засыпные аппараты и шлаковозы для доменных печей, холодильные плиты.

В 60-х годах на ДЗМО впервые в стране совместно с ВНИИМЕТМАШем была создана машина для непрерывной разливки стали горизонтального типа. Созданный усилиями инженеров и рабочих предприятия транспортно-отвальный мост для нужд горнодобывающей промышленности справедливо называли "чудом техники" того времени: изделие длиной в 400 м. обладало производительностью в 3,5 тыс. куб.м. грунта в час.

В мае 1964 г. ДЗМО отметил свой первый золотой юбилей – 50 лет с момента основания. За большие заслуги в создании высокоэффективного оборудования для металлургической промышленности завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1979 г. на предприятии построен новый инженерный корпус, где разместился информационный центр и проектно-конструкторский и технологический институт металлургического оборудования (ПКТИ МО).

В 80-х гг. завод производит более половины(!) всего доменного оборудования в СССР. Кроме того, продукция предприятия экспортировалась в социалистические страны, входившие в СЭВ, в страны Западной Европы - Францию, Италию, Швецию, Бельгию, Люксембург, а также в Индию, Пакистан, Египет, Нигерию, Алжир.

С переходом к рыночным отношениям, в 1994 году коллективом завода было принято решение о реорганизации предприятия в акционерное общество «Днепротяжмаш». В настоящее время завод входит в состав научно-производственной группы «Днепротехсервис», что создает дополнительные конкурентные преимущества выпускаемой продукции, признанной потребителями: украинскими и международными организациями.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ И СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

Общая концепция системы планово-предупредительного ремонта энергетического оборудования

1.1.1. Система планово-предупредительного ремонта энергетического оборудования (далее – Система ППР ЭО) – это комплекс методических рекомендаций, норм и нормативов, предназначенных для обеспечения эффективной организации, планирования и проведения технического обслуживания (ТО) и ремонта энергетического оборудования. Рекомендации, приведенные в настоящей Системе ППР ЭО, могут использоваться на предприятиях любых видов деятельности и форм собственности, применяющих аналогичное оборудование, с учетом конкретных условий их работы.

1.1.2. Планово-предупредительный характер Системы ППР ЭО реализуется:

проведением с заданной периодичностью ремонтов оборудования, сроки выполнения и материально-техническое обеспечение которых планируется заранее;

проведением операций ТО и контроля технического состояния, направленных на предупреждение отказов оборудования и поддержание его исправности и работоспособности в интервалах между ремонтами.

1.1.3. Система ППР ЭО создавалась с учетом новых экономических и правовых условий, а в техническом плане – при максимальном использовании:

возможностей и преимуществ агрегатного метода ремонта;

всего спектра стратегий, форм и методов ТО и ремонта, в т. ч. новых средств и методов технической диагностики;

современной вычислительной техники и компьютерных технологий сбора, накопления и обработки информации о состоянии оборудования, планирования ремонтно-профилактических воздействий и их материально-технического обеспечения.

1.1.4. Действие Системы ППР ЭО распространяется на все оборудование энергетических и технологических цехов предприятий вне зависимости от места его использования.

1.1.5. Все эксплуатируемое на предприятиях оборудование подразделяется на основное и неосновное.

Основным является оборудование, при непосредственном участии которого осуществляются основные энергетические и технологические процессы получения продукта (конечного или промежуточного), и выход которого из строя приводит к прекращению или резкому сокращению выпуска продукции (энергии).

Неосновное оборудование обеспечивает полноценное протекание энергетических и технологических процессов и работу основного оборудования.

1.1.6. В зависимости от производственной значимости и выполняемых функций в энергетических и технологических процессах оборудование одного и того же вида и наименования может быть отнесено как к основному, так и к неосновному.

1.1.7. Система ППР ЭО предусматривает, что потребность оборудования в ремонтно-профилактических воздействиях удовлетворяется сочетанием различных видов ТО и плановых ремонтов оборудования, различающихся периодичностью и составом работ.

В зависимости от производственной значимости оборудования, влияния его отказов на безопасность персонала и стабильность энерготехнологических процессов ремонтные воздействия реализуются в виде регламентированного ремонта, ремонта по наработке, ремонта по техническому состоянию, либо в виде их сочетания.

1.1.8. На практике перечень оборудования, ремонт которого может быть основан только на принципах и стратегиях регламентированного ремонта, крайне узок. Фактически ремонт большей части оборудования неизбежно основан на сочетании (в различных пропорциях) регламентированного ремонта и ремонта по техническому состоянию. В этом случае «каркас» структуры ремонтного цикла определяется совокупностью элементов оборудования, ремонт которых основан на стратегиях регламентированного ремонта или ремонта по наработке. На полученную «жесткую» основу структуры ремонтного цикла накладываются (в «нежестком» варианте) сроки проведения ремонта элементов, обслуживаемых по техническому состоянию.

1.1.9. Наиболее перспективным методом ремонта оборудования для предприятий любых форм собственности является агрегатно-узловой метод, при котором неисправные сменные элементы (агрегаты, узлы и детали) заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда.

1.1.10. Своевременная замена неисправных агрегатов, узлов и деталей – реализация планово-предупредительной системы ремонта – наиболее успешно решается при внедрении технического диагностирования оборудования в процессе его ТО и ремонта.

1.1.11. Ремонт оборудования может осуществляться собственными силами предприятий, эксплуатирующих оборудование, сторонними специализированными ремонтными предприятиями, а также специализированными подразделениями заводов-изготовителей. Удельный вес каждой из перечисленных организационных форм ремонта для конкретного предприятия зависит от многих факторов: развитости собственной ремонтной базы, ее оснащенности, удаленности от предприятий – изготовителей оборудования и специализированных ремонтных организаций, а также финансовых возможностей предприятия.

1.1.12. Техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования (в том числе энерготехнологических котлов, котлов-утилизаторов, парогазотурбинных агрегатов, влагопоглотительных устройств и коммуникаций и т. п.), расположенного в производственных цехах, осуществляют службы главного механика и главного энергетика.

1.1.13. Техническое обслуживание и ремонт оборудования энергетического хозяйства предприятия и коммуникаций энергоносителей (стационарные и передвижные электростанции, распределительные и трансформаторные подстанции, внутризаводские воздушные и кабельные сети, внутризаводские сети природного газа, используемого в качестве топлива, пароносительные и бойлерные установки, устройства сбора и возврата конденсата, общезаводские водозаборные сооружения и сооружения предварительной очистки воды для питания энергетических установок и подпитки водооборотных систем, сети и установки для снабжения предприятий теплом, паром, водой сжатым воздухом, средства связи и сигнализации и т. п.) осуществляет служба главного энергетика.

1.1.14. Граница разделения объектов ремонта между службами главного механика и главного энергетика устанавливается по следующему признаку. Если к оборудованию и коммуникациям объекта (технологического цеха, участка и т. п.), закрепленному за службой главного механика, подводится или отводится энергетическая среда, то границей разделения является первый запорный орган (запорная арматура, отключающее устройство и т. п.) перед вводом в цех. За плотность присоединения и исправность запорного органа несет ответственность служба главного механика.

1.1.15. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта, приведенные в данной Системе ППР ЭО, рассчитаны как средневзвешенные величины исходя из следующих соображений:

средние (по тяжести) условия эксплуатации оборудования;

ремонт оборудования производится в условиях с нормальным температурным режимом;

срок службы оборудования не превысил нормативный.

При отличии условий от оговоренных выше корректировка нормативов производится в соответствии с приведенными в соответствующих разделах данной Системы ППР ЭО коэффициентами.

1.1.16. Входящее в Систему ППР ЭО энергетическое оборудование условно разделено на следующие две группы:

электротехническое оборудование (электрические машины, электрические сети и устройства релейной защиты, электрические аппараты низкого и высокого напряжения, силовые трансформаторы, аккумуляторные батареи, средства связи и сигнализации), нормативы и нормы на которое приведены во второй части настоящего Справочника;

теплотехническое оборудование (котлы и котельно-вспомогательные элементы, котлы-утилизаторы, паровые турбины, трубопроводы и трубопроводная арматура, компрессоры и насосы, вентиляторы, дымососы, нагнетатели, вентиляционные и вытяжные системы, калориферы, кондиционеры, оборудование водозабора и водоподготовки), нормативы и нормы на которое приведены в третьей части Справочника.

1.1.17. Для эффективной реализации Системы ППР ЭО необходимо выполнение следующих условий:

энергетическая служба предприятия должна быть укомплектована квалифицированным персоналом в соответствии со штатным расписанием, иметь ремонтную базу с необходимой технологической оснасткой и высокопроизводительным инструментом;

ремонтный, дежурный и оперативный персонал обязан знать и соблюдать правила технической эксплуатации оборудования, правила промышленной и пожарной безопасности;

остановка оборудования на плановые ремонты производится по утвержденным годовым и месячным планам-графикам в соответствии с нормативной периодичностью и с учетом максимального использования остановок на ТО и диагностирование оборудования;

ремонты выполняются качественно, в запланированном объеме, с максимальной механизацией тяжелых трудоемких работ;

при ремонте широко применяется агрегатно-узловой метод и метод ремонта крупных объектов по сетевому графику;

обеспечивается организация поставок агрегатов, узлов и деталей от заводов-изготовителей. Только детали несложной конфигурации изготавливаются в собственных цехах;

систематически по специальному плану проводятся работы по повышению долговечности, снижению показателей аварийного выхода энергооборудования из строя.

1.1.18. Настоящая Система ППР ЭО является рекомендательным материалом прямого действия, но может также служить пособием при разработке предприятиями собственных «Положений по планово-предупредительному ремонту энергетического оборудования» в соответствии с требованием Федеральной службы по технологическому надзору (далее – Федерального надзора) ПБ 05-356.00, п. 242.

"Австро-Венгрия: судьба империи" – увлекательный рассказ о чрезвычайно пестрой и удивительно интересной стране, своего рода европейской Атлантиде, известной российскому читателю гораздо меньше, чем она того заслуживает. Державы Габсбургов давно нет на картах, Первая мировая война уничтожила эту, пожалуй, самую уютную в истории империю, но накопленный ее народами опыт сосуществования до сих пор актуален для Центральной Европы. Путешествия по дюжине независимых государств, территории которых некогда были частями Австро-Венгрии, подтверждают: и в сегодняшнем дне отзываются ушедшие времена.

Первое издание книги вышло в 2010 году под названием "Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи", и с тех пор она стала настоящей библиографической редкостью.

Никогда прежде столь глубокий анализ исторических процессов не сопровождался таким захватывающим рассказом о буднях и праздниках дунайской монархии, такими яркими портретами династии Габсбургов и их подданных, столь живыми очерками о больших и малых габсбургских городах.

Андрей Шарый, Ярослав Шимов
Австро-Венгрия. Судьба империи

Неизвестная империя

В 1846 году баварский скульптор Людвиг Шванталер по заказу властей Вены установил на площади Фрайунг фонтан "Австрия", Austriabrunnen . Аллегорические фигуры над чашей фонтана и под статуей победительной Австрии с копьем и щитом в руках олицетворяют главные реки империи Габсбургов: Эльбу, По, Дунай и Вислу. Из этих четырех прекрасных бронзовых дев верность Австрии до сегодняшнего дня сохранила только одна – Дунай. Эльба (Лаба) "бежала" в Чехию и Германию, По вернулась к итальянцам, а Висла досталась полякам. Вместе с водами этих рек, тихо вздыхает фонтан, утекла в историю и габсбургская слава.

Austriabrunnen красуется на венской площади, напоминая о былом величии страны, столетие назад включавшей в свои границы земли, на которых теперь целиком или частично разместились тринадцать независимых государств. Современникам империи Габсбургов эти границы, должно быть, казались естественным целым, даже на географических картах логично очерченным скобками горных хребтов и мягким полукружьем морского побережья. Страна была просторна и гармонична в своей рельефной и этнической пестроте: Альпы – на немецко-итальянском западе, Судеты – на чешско-немецком севере, Карпаты – на венгерско-румынско-украинском востоке, Динарский хребет – на южнославянском юге. Тысячекилометровый берег Адриатики с крупнейшим на всем Средиземноморье портом Триест; бесконечное русло Дуная, пронзившее Европу, как многократно изогнутая спица; плодородные равнины Венгрии и Воеводины, густые леса Галиции, Трансильвании, Тироля – все это объединяли под своим скипетром Габсбурги, древняя династия герцогов, императоров и королей. Их империя незыблемо возвышалась посередине Европы.

Посередине всего.

Десятилетие за десятилетием, век за веком эта монархия прирастала новыми народами и новыми территориями, строилась неторопливо, как храм Божий, камень на камень. Габсбурги терпеливо и кропотливо, хитростью и упорством, талантом и умом, изредка жестокостью, куда чаще путем компромиссов, за шестьсот лет владычества оборудовали многонациональное государство. Его, пожалуй, можно в определенном смысле назвать предтечей Европейского союза хотя бы потому, что лучшего прообраза наднационального единства в Европе история не дала. В начале ХХ века вторая по площади и третья по численности населения европейская держава, Австро-Венгрия входила в число немногих стран, определявших главное содержание общественно-политических, социальных и культурных процессов в Старом Свете.

Это было сложносочиненное государство, устройство которого парадоксальным образом основывалось на его противоречиях. Империя, монархи в которой были не прочь править авторитарно, но по зрелом размышлении уступали либеральным веяниям. "Тюрьма народов" (по убеждению нескольких поколений националистов), в которой идея этнической толерантности почти всегда оказывалась сильнее шовинистических настроений. Довольно мощная – даже на закате – держава, которая с большей охотой расширяла свои пределы династическими браками и дипломатическими комбинациями, нежели захватами и войнами. Страна вековых, даже дряхлых традиций, неизменно открытая модерну в живописи, архитектуре, музыке…

Поищем параллели. Держава Габсбургов складывалась как континентальная империя, в отличие от Британии или Испании, но подобно России не имела серьезных заморских владений . Дюжина подвластных Габсбургам народов жила в компактной стране, и даже до наступления эпохи телеграфа депеша с самой далекой окраины поспевала в столицу империи всего за неделю. При этом (еще одно сходство с Россией) дунайская монархия кое в чем оставалась таинственной не только для западноевропейских соседей, но подчас, кажется, для себя самой. Габсбургскому канцлеру Клеменсу Меттерниху не зря приписывают фразу: "Азия начинается на Ландштрассе". Эта венская улица вела на восток, а восточнее Вены для рафинированных европейцев тогда словно не существовало цивилизации. В империи Габсбургов уживались разные реальности. Вена по праву считалась одной из блестящих столиц, соперничавших роскошью с Парижем и Лондоном, австрийский двор пользовался славой самого церемонного в Европе, но восточные окраины дунайской монархии – Трансильвания, Буковина, Галиция – пугали дикостью самих австрийцев, казались мистическими заповедниками, в которых могут обитать не только люди, но и вампиры.

Габсбурги справедливо числили за собой особую заслугу в коллективной борьбе против Османской империи, в многотрудном и кровопролитном сопротивлении креста полумесяцу. Их армии веками сдерживали наступательные порывы турок. Территориальная экспансия османов в Европе была остановлена именно под Веной: город дважды, в 1529 и в 1683 годах, выдерживал осады огромного османского войска. Первая неудача, свидетельствуют летописи, всего лишь встревожила султана Сулеймана Великолепного. Второе поражение турок оказалось более чувствительным: сражение под Веной, в котором на стороне Габсбургов соединились армии многих христианских стран, положило окончательный предел османскому проникновению в глубь континента. Но центральноевропейская империя после этого еще долго служила поясом безопасности и заградительным валом западного мира.

А. И. ЯЩУРА

ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Справочник

Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2006

Ящура А. И.

Я99 Система технического обслуживания и ремонта энергетиче ского оборудования. Справочник. – М.: Изд во НЦ ЭНАС, 2006. – 504 с. ил.

ISBN 5 93196 572 6

Рассмотрены организационные принципы производственной эксплуатации, технического обслуживания, а также современные методы и формы организа ции ремонта энергетического оборудования с учетом требований новых норма тивных правовых актов, выпущенных в последние годы.

Приведены типовые номенклатуры ремонтных работ, уточненные сроки службы, ремонтные нормативы, нормы расхода материалов и запасных частей для всех основных видов электротехнического и теплотехнического оборудова ния.

Особое внимание уделено системе организации ремонта по техническому состоянию оборудования на основе применения современных методов и средств технической диагностики.

Справочник рассчитан на инженерно технических работников, занятых производственной эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом энергетического оборудования на предприятиях различных отраслей. Может быть использован для подготовки студентов технических вузов и техникумов.

УДК 621.313/316.(004.5+004.67) ББК 31.16

Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть напечатана, переведена на любой язык или воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения издательства.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в организации ремонта оборудования на промыш ленных предприятиях страны произошли коренные изменения. Одно временно с сокращением большинства промышленных министерств перестали существовать отраслевые управления главного механика и главного энергетика, осуществлявшие координацию организации ре монта оборудования. Были расформированы общесоюзные и отрасле вые ремонтные организации (ремонтные объединения, тресты и т. п.) для централизованного ремонта профильного оборудования. Почти одновременно во всех отраслях прекратились разработка, пересмотр и издание Положений (Систем) по планово предупредительному ремонту оборудования, обеспечивавших предприятия методической и норма тивной базой для планирования и организации ремонта оборудования. Распалась система централизованного снабжения предприятий обору дованием, запасными частями, ремонтной оснасткой и ремонтными материалами. Прекратился пересмотр норм амортизационных отчис лений (сроков службы оборудования), ремонтных нормативов, норм расхода материалов, порядка и финансирования ремонта.

Экономический кризис привел к полной или частичной остановке многих производств. Загрузка действующих предприятий резко снизи лась. Энергоремонтные службы предприятий потеряли до 50 % квали фицированных работников. Большая часть промышленного оборудо вания (свыше 70 %) исчерпала свой амортизационный срок, требует замены или капитального восстановительного ремонта.

Подавляющее количество действующих сегодня предприятий – малые и средние предприятия, появившиеся в 1990–2003 гг. Часть из них возникла на базе прежних промышленных гигантов в результате своеобразного их «разукрупнения» в ходе приватизации. Большинство же создавалось на «голом месте» с целью заполнения небольших ниш на становящемся все более требовательным рынке промышленных про дуктов, товаров и услуг. Как правило, новообразованные предприятия не имеют не только какой либо серьезной материальной ремонтной базы и специалистов, знакомых с основными принципами планирова ния, организации и проведения ремонта оборудования, но даже уста ревшей методической и нормативной базы для построения более или менее эффективно функционирующей ремонтной службы и организа ции ремонта оборудования на предприятии. В качестве превентивной меры появилось требование Госгортехнадзора России ПБ 05 356.00 о необходимости иметь на каждом предприятии собственное Положе ние по планово предупредительному ремонту принадлежащего ему обо рудования. Это требование – большая «головная боль» для очень мно гих предприятий, особенно вновь созданных.

После выпуска ПБ 05 356.00 в правительственные органы посту пило около тысячи предложений о необходимости издания единого документа, регламентирующего эксплуатацию, техническое обслужи вание и ремонт машин и оборудования. Начатые в 2003 г. работы по созданию Справочника «Единое положение по планово предупреди тельным ремонтам оборудования промышленных предприятий России» (Распоряжение № 05 900/14 108, от 29.05.2003 г.) были прекращены в связи с реорганизацией основного заказчика разработки – Минпром науки России.

Настоящий Справочник является новым, существенно перерабо танным и дополненным изданием книги «Производственная эксплуа тация, техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудо вания» (М.: Изд во «Энергосервис», 1999).

В новой редакции Справочника с учетом произошедших изменений уточнены, дополнены и доработаны следующие основные положения.

1. Приведена оптимальная структура энергетической службы пред приятия (организации) для рыночных условий хозяйствования. Уточ нено распределение ответственности и полномочий подразделений службы, дан полный перечень поступающей и исходящей информации, рассмотрены сроки выполнения работ и взаимодействие с другими службами. Этим вопросам посвящен раздел 1.

2. Пересмотрен и дополнен раздел «Производственная эксплуата ция оборудования». Заново введен подраздел «Прием оборудования», включающий следующие вопросы:

выявление внешних дефектов оборудования при его приемке; требования к эксплуатационной и ремонтной документации; требования к монтажу и сборке; перечень дефектов, которые могут быть выявлены на разных этапах

эксплуатации; порядок выявления скрытых дефектов в оборудовании и материалах.

3. Дана новая группировка и новые нормы амортизации основных фондов (сроков службы оборудования). Разработана методика расчета сумм амортизационных отчислений.

4. Дополнен новой информацией раздел «Техническое обслужива ние оборудования». Впервые техническая диагностика рассмотрена как элемент Системы планово предупредительного ремонта энергетиче ского оборудования (Системы ППР ЭО). Приведена методика опреде ления исправности оборудования и прогнозирования остаточного ре сурса при помощи средств технического диагностирования.

5. Скорректированы нормативы трудоемкости ремонтов оборудо вания путем включения в них трудозатрат на станочные работы.

6. Пересмотрены формы ремонтной документации в условиях тех нической эксплуатации оборудования при рыночных хозяйственных отношениях.

7. Разработан новый порядок финансирования ремонта оборудова ния путем создания резерва и применения счета будущих расходов.

8. Введен новый раздел «Охрана труда и промышленная безопас ность».

9. Уточнены и дополнены термины и определения в связи с выхо дом после 1999 г. новых нормативных документов.

После выпуска предыдущего издания Справочника появились но вые нормативные правовые акты, по новому рассматривающие техни ческую эксплуатацию оборудования, в частности:

Федеральный Закон № 57 ФЗ от 27.07.2002 г. «Налоговый кодекс Российской Федерации»;

постановление Правительства № 1 от 01.01.2002 г. «Классифика ция основных средств, включаемых в амортизационные группы»;

приказ Минфина РФ № 264н от 30.03.2001 г. «Положение о бухгал терском учете»;

распоряжение Минпромнауки № 05 900/14 108 от 29.05.2003 г. «О разработке Единого положения по планово предупредительным ре монтам технологического и механического оборудования»,

а также ряд других документов федерального уровня, касающихся организации ремонтного производства в России.

Сегодня предприятия самостоятельно несут ответственность за пла нирование и организацию ремонтов для обеспечения постоянной ра ботоспособности оборудования. При этом одновременно расширяют ся их права по многим важным направлениям, включая:

финансирование ремонта и его материального обеспечения; регулирование численности ремонтного и оперативного персонала; применение различных стратегий ремонта; планирование ремонта с учетом полезного использования и ужес

точенных сроков службы оборудования и другие вопросы.

В сложившихся условиях выпуск настоящего Справочника пред ставляется крайне актуальным.

Материалы справочника, имеющие рекомендательный характер, помогут предприятиям в разработке собственных Положений по ППР оборудования, послужат необходимой методической базой для реали зации новых прав и ответственности, нормативной базой для обеспе чения эффективного планирования ремонтных работ, потребностей в материальных и финансовых ресурсах, а также инструментом для вы работки правильных организационных решений по совершенствова нию ремонтной службы.

Справочник состоит из четырех частей:

Ч а с т ь I. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энер гетического оборудования.

Ч а с т ь II. Типовая номенклатура ремонтных работ, ремонтные нормативы, нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт электротехнического оборудования.

Ч а с т ь III. Типовая номенклатура ремонтных работ, ремонтные нормативы, нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт теплотехнического оборудования.

Ч а с т ь IV. Приложения, содержащие необходимые методические

и справочные материалы.

Для правильного восприятия текста и исключения разночтений в формулировках рекомендуется внимательно ознакомиться с Приложе нием 1 «Основные понятия, термины, определения», а также с приня тыми в Справочнике сокращениями (Приложение 10).

Предложения и замечания по настоящему Справочнику следует направлять по адресу: 115114, Россия, г. Москва, Дербеневская наб., д. 11, Бизнес центр «Полларс», корп. Б, Издательство НЦ ЭНАС.

Ч а с т ь I

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ И СИСТЕМА ПЛАНОВО ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

1.1. Общая концепция системы планово предупредительного ремонта энергетического оборудования

1.1.1. Система планово предупредительного ремонта энергетичес кого оборудования (далее – Система ППР ЭО) – это комплекс методи ческих рекомендаций, норм и нормативов, предназначенных для обес печения эффективной организации, планирования и проведения тех нического обслуживания (ТО) и ремонта энергетического оборудования. Рекомендации, приведенные в настоящей Системе ППР ЭО, могут ис пользоваться на предприятиях любых видов деятельности и форм соб ственности, применяющих аналогичное оборудование, с учетом конк ретных условий их работы.

1.1.2. Планово предупредительный характер Системы ППР ЭО ре ализуется:

проведением с заданной периодичностью ремонтов оборудования, сроки выполнения и материально техническое обеспечение которых планируется заранее;

проведением операций ТО и контроля технического состояния, на правленных на предупреждение отказов оборудования и поддержание его исправности и работоспособности в интервалах между ремонтами.

1.1.3. Система ППР ЭО создавалась с учетом новых экономических

и правовых условий, а в техническом плане – при максимальном ис пользовании:

возможностей и преимуществ агрегатного метода ремонта; всего спектра стратегий, форм и методов ТО и ремонта, в т. ч. но

вых средств и методов технической диагностики; современной вычислительной техники и компьютерных техноло

гий сбора, накопления и обработки информации о состоянии оборудо вания, планирования ремонтно профилактических воздействий и их материально технического обеспечения.

1.1.4. Действие Системы ППР ЭО распространяется на все обору дование энергетических и технологических цехов предприятий вне зави симости от места его использования.

1.1.5. Все эксплуатируемое на предприятиях оборудование подраз деляется на основное и неосновное.

Основным является оборудование, при непосредственном участии которого осуществляются основные энергетические и технологические процессы получения продукта (конечного или промежуточного), и вы ход которого из строя приводит к прекращению или резкому сокраще нию выпуска продукции (энергии).

Неосновное оборудование обеспечивает полноценное протекание энергетических и технологических процессов и работу основного обо рудования.

1.1.6. В зависимости от производственной значимости и выполняе мых функций в энергетических и технологических процессах оборудо вание одного и того же вида и наименования может быть отнесено как

к основному, так и к неосновному.

1.1.7. Система ППР ЭО предусматривает, что потребность обору дования в ремонтно профилактических воздействиях удовлетворяется сочетанием различных видов ТО и плановых ремонтов оборудования, различающихся периодичностью и составом работ.

В зависимости от производственной значимости оборудования, вли яния его отказов на безопасность персонала и стабильность энерготех нологических процессов ремонтные воздействия реализуются в виде регламентированного ремонта, ремонта по наработке, ремонта по тех ническому состоянию, либо в виде их сочетания.

1.1.8. На практике перечень оборудования, ремонт которого может быть основан только на принципах и стратегиях регламентированного ремонта, крайне узок. Фактически ремонт большей части оборудова ния неизбежно основан на сочетании (в различных пропорциях) регла ментированного ремонта и ремонта по техническому состоянию. В этом случае «каркас» структуры ремонтного цикла определяется совокупно стью элементов оборудования, ремонт которых основан на стратегиях регламентированного ремонта или ремонта по наработке. На получен ную «жесткую» основу структуры ремонтного цикла накладываются (в «нежестком» варианте) сроки проведения ремонта элементов, обслу живаемых по техническому состоянию.

1.1.9. Наиболее перспективным методом ремонта оборудования для предприятий любых форм собственности является агрегатно узловой метод, при котором неисправные сменные элементы (агрегаты, узлы и детали) заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда.

1.1.10. Своевременная замена неисправных агрегатов, узлов и дета лей – реализация планово предупредительной системы ремонта – наи более успешно решается при внедрении технического диагностирова ния оборудования в процессе его ТО и ремонта.

1.1.11. Ремонт оборудования может осуществляться собственными силами предприятий, эксплуатирующих оборудование, сторонними

специализированными ремонтными предприятиями, а также специа лизированными подразделениями заводов изготовителей. Удельный вес каждой из перечисленных организационных форм ремонта для конк ретного предприятия зависит от многих факторов: развитости собствен ной ремонтной базы, ее оснащенности, удаленности от предприятий – изготовителей оборудования и специализированных ремонтных орга низаций, а также финансовых возможностей предприятия.

1.1.12. Техническое обслуживание и ремонт энергетического обо рудования (в том числе энерготехнологических котлов, котлов утили заторов, парогазотурбинных агрегатов, влагопоглотительных устройств

и коммуникаций и т. п.), расположенного в производственных цехах, осуществляют службы главного механика и главного энергетика.

1.1.13. Техническое обслуживание и ремонт оборудования энергети ческого хозяйства предприятия и коммуникаций энергоносителей (ста ционарные и передвижные электростанции, распределительные и транс форматорные подстанции, внутризаводские воздушные и кабельные сети, внутризаводские сети природного газа, используемого в качестве топли ва, пароносительные и бойлерные установки, устройства сбора и возвра та конденсата, общезаводские водозаборные сооружения и сооружения предварительной очистки воды для питания энергетических установок и подпитки водооборотных систем, сети и установки для снабжения пред приятий теплом, паром, водой сжатым воздухом, средства связи и сигна лизации и т.п.) осуществляет служба главного энергетика.

1.1.14. Граница разделения объектов ремонта между службами глав ного механика и главного энергетика устанавливается по следующему признаку. Если к оборудованию и коммуникациям объекта (техноло гического цеха, участка и т.п.), закрепленному за службой главного ме ханика, подводится или отводится энергетическая среда, то границей разделения является первый запорный орган (запорная арматура, от ключающее устройство и т. п.) перед вводом в цех. За плотность присо единения и исправность запорного органа несет ответственность служ ба главного механика.

1.1.15. Нормативы периодичности, продолжительности и трудоем кости ремонта, приведенные в данной Системе ППР ЭО, рассчитаны как средневзвешенные величины исходя из следующих соображений:

средние (по тяжести) условия эксплуатации оборудования; ремонт оборудования производится в условиях с нормальным тем

пературным режимом; срок службы оборудования не превысил нормативный.

При отличии условий от оговоренных выше корректировка норма тивов производится в соответствии с приведенными в соответствую щих разделах данной Системы ППР ЭО коэффициентами.

1.1.16. Входящее в Систему ППР ЭО энергетическое оборудование условно разделено на следующие две группы:

электротехническое оборудование (электрические машины, элект рические сети и устройства релейной защиты, электрические аппараты

низкого и высокого напряжения, силовые трансформаторы, аккумуля торные батареи, средства связи и сигнализации), нормативы и нормы на которое приведены во второй части настоящего Справочника;

теплотехническое оборудование (котлы и котельно вспомогатель ные элементы, котлы утилизаторы, паровые турбины, трубопроводы и трубопроводная арматура, компрессоры и насосы, вентиляторы, дымо сосы, нагнетатели, вентиляционные и вытяжные системы, калорифе ры, кондиционеры, оборудование водозабора и водоподготовки), нор мативы и нормы на которое приведены в третьей части Справочника.

1.1.17. Для эффективной реализации Системы ППР ЭО необходи мо выполнение следующих условий:

энергетическая служба предприятия должна быть укомплектована квалифицированным персоналом в соответствии со штатным расписа нием, иметь ремонтную базу с необходимой технологической оснаст кой и высокопроизводительным инструментом;

ремонтный, дежурный и оперативный персонал обязан знать и со блюдать правила технической эксплуатации оборудования, правила промышленной и пожарной безопасности;

остановка оборудования на плановые ремонты производится по утвержденным годовым и месячным планам графикам в соответствии

с нормативной периодичностью и с учетом максимального использо вания остановок на ТО и диагностирование оборудования;

ремонты выполняются качественно, в запланированном объеме, с максимальной механизацией тяжелых трудоемких работ;

при ремонте широко применяется агрегатно узловой метод и ме тод ремонта крупных объектов по сетевому графику;

обеспечивается организация поставок агрегатов, узлов и деталей от заводов изготовителей. Только детали несложной конфигурации изго тавливаются в собственных цехах;

систематически по специальному плану проводятся работы по по вышению долговечности, снижению показателей аварийного выхода энергооборудования из строя.

1.1.18. Настоящая Система ППР ЭО является рекомендательным материалом прямого действия, но может также служить пособием при разработке предприятиями собственных «Положений по планово пре дупредительному ремонту энергетического оборудования» в соответ ствии с требованием Федеральной службы по технологическому надзо ру (далее – Федерального надзора) ПБ 05 356.00, п. 242.

1.2. Задачи и функции отдела главного энергетика

1.2.1. Как показывает опыт работы предприятий в новых условиях хозяйствования, особенно в последние 5–7 лет, существовавшая в не давнем прошлом централизованная командная система управления оказалась неприспособленной для решения главной задачи: получения прибыли.