Материалы по профориентации. Для помощи безработным взрослым сориентироваться в востребованных профессиях и помочь соотнести свои личные качества с профессионально важными качествами профессий, мы предлагаем профориентационный сериал "всеумел "

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №50 с углубленным

изучением отдельных предметов г.о. Самара.

Методическая разработка по профориентации:

В мире профессий.

Самара 2010-2011уч.г. Цели:
- ознакомить учащихся с разнообразным миром профессии;
- выявить у учащихся уже имеющиеся знания о профессиях;
- расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся;
- формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.

1. Введение .

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем!

Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям или ощущение «маленького человека». Кем стать?

Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их интересы совпали? Что надо знать, чтобы сделать правильный, сознательный выбор?


Во-первых , знать самого себя, знать что хочешь, что можешь делать лучше всего. Узнать это можно только в деятельности, в общении с другими. Необходимо предложить ученику самые разные виды труда, включаясь в которые он может примерить их к себе, испытать себя.


Во-вторых, нужно знать, какие профессии, относящиеся к интересующей сфере деятельности, будут именно «его», т.е. позволят наилучшим образом реализовать внутренний потенциал.

В-третьих , школьник хочет найти профессию, нужную людям, открывающую простор для творчества, инициативы, самостоятельности. Значит, нужно показать социальную важность каждой профессии.


В-четвертых , нужно знать требования, которые профессия предъявляет к человеку (в том числе к состоянию здоровья, физическому развитию), а также какие качества характера, уровень культуры и образования обеспечивают достижение профессиональных высот.

2. Основная часть

У каждого подростка складывается своё представление о профессиональной трудовой деятельности. Необходимо выявить тот круг профессий, которые являются наиболее значимые для конкретного ученика.


За несколько дней до мероприятия даётся задание ученикам: - лучше узнать о профессиях родителей, подготовить об этом сообщения.

Ответить на вопрос: хочу ли я продолжить заниматься тем, чем занимаются родители (за и против).

    Ведущий.

Придет день, когда закончится учеба в школе и перед вами встанет вопрос «кем мне стать?». От того, как правильно вы выберете себе будущую профессию, насколько она вам будет по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь. А чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, чем занимаются люди данной профессии, её особенности.

    Ведущий.

Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующей определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.


Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства; то же, что и профессия.


Квалификация - степень подготовки к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности.


3 Ведущий.

Можно ли познать мир профессий? Он практически необозрим. Мы попробуем узнать лишь малую его часть.


Зачитываются некоторые самые интересные сообщения учащихся о профессиях родителей.

4 Ведущий.

Когда проблема выбора профессии вставала перед нашими предками, как они её решали?


Ученик 1. Выбор профессии в России конца19-начала 20 века.

После отмены крепостного права (1861г), особенно в 90 гг.19 столетия, в России складывался рынок труда, бурными темпами росли крупные машинные фабрики. Расширилась сеть профессиональных учебных заведений. Школьные педагоги начали понимать, что мало дать детям знаний, важно подготовить их к самостоятельной взрослой жизни. Помощь в выборе профессии стала актуальной проблемой.

В крупных городах появились конторы, в которых можно было узнать о вакансиях на фабриках и заводах. Однако организаторы такого рода услуг требовали высокой оплаты, и часто клиенты попадали в зависимость; людей, пришедших за помощью, эксплуатировали и унижали. В конце 19 в. были учреждены городские посреднические бюро – в них сведения о работе уже предоставляются бесплатно. В Москве такие бюро начали работать в 1897г., позже подобные службы возникли в других промышленных центрах. Сначала бюро действовали как общественные организации, но в годы Первой мировой войны они стали фактически биржами труда и получили статус государственных учреждений.

Возникла организационная основа для работы педагогов, врачей, экономистов и психологов по оказанию поддержки людям в выборе профессии, «приисканий труда» для подростков.

Научный фундамент в этой области составили работы врачей-гигиенистов, изучавших профессиональные заболеваний. Так, на средства московского земства была издана книга С.М.Богословского «Система профессиональной классификации» (1913г), которую использовали в профориентационной работе многие учителя и психологи.

Ведущий.

Существуют профессии, которыми невозможно заниматься до старости. Природа накладывает на деятельность человека свои ограничения. Какие это профессии?

- связанные со спортом, балетом…

Выбирая «короткую» профессию, нужно быть готовым к тому, что рано или поздно придется решать, чем заниматься дальше.

Ведущий.
Существует такое понятие: «редкие профессии».
Учащиеся называют: стеклодув, гримёр, ремюер, мозаичист,…
Ученик . Профессия – космонавт.

Она уникальна не только в том смысле, что за сорок с лишнем лет истории космонавтики на всём земном шаре ею овладело считанное число людей, но и по целому ряду присущих ей особенностей и обстоятельств, сопутствующих её развитию. Уникальна по условиям подготовки, комплексу требований. Наиболее сложная задача – управление кораблем, работа в открытом космосе. По своей сути профессия близка профессии оператора: космонавт имеет дело с большим количеством техники и информации.


Ученик.

Мозаичист. Ныне это редкая профессия. Нужно обладать художественными способностями, тонко чувствовать цвет, оттенки, фактуру, уметь в крошечном осколке увидеть частицу целого изображения. И ещё важно быть очень терпеливым, трудолюбивым и упорным. Выучиться профессии можно в специализированном художественном учебном заведении – например, на отделении монументальной живописи МГХПУ имени Строганова. Можно стать подмастерьем художника – мозаичиста.


Стеклодув. Профессиональных стеклодувов мало. Это вредная работа. Целый день на ногах, руки всегда на весу, работа с огнём. Но при наблюдении за работой стеклодува создаётся ощущение, что он вдыхает жизнь в свои творения. Поэтому–то так ценятся изделия, созданные вручную. Кода берешь такую вещь в руки, она передаёт тепло души мастера.
    Ведущий.

Мы напомнили вам только о малой доли того, что существует в мире профессий.

Предлагаем провести тестирование о том, что вам больше всего подходит.

Вывод по итогам тестирования.

Пока подводят итоги тестирования, можно провести профориентационную игру.


Профориентационная игра «Ловушки-капканчики».

Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.


Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников – 6-8 или 12-15. Время 20-30 мин.


Этапы игры.

1 этап. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий…)


2 этап. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» героя или самого себя.


3 этап. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный герой, должен будет определить для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели.

Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких–то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке.

Именно об этих трудностях многие часто забывают. Желательно определить две–три таких трудности. Выделяя трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их.

Главному игроку дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности –ловушке, а главный игрок сразу должен сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть.

Ведущий с помощью группы определит, чей вариант преодоления оказался наиболее оптимальным.

Победителю будет поставлен +. Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности на пути к своей цели.


4 этап. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. 5 этап. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что трудность надуманная, то сама группа должна решить, обсуждать или нет.
6 этап. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолевать. 7 этап. После него о своем варианте говорит игрок, назвавший данную трудность.

8 этап. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант более интересным.

9 этап. Подводится итог.

Заключение.

Профессий очень много. Поэтому выбирать трудно.

И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомлённость, информированность человека. Полезная информация о мире профессий, о путях профессионального образования – вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути.

Данная разработка поможет ученикам узнать, что они хотят и что могут делать лучше всего, проверить себя в деятельности, где можно наилучшим образом реализовать свой внутренний потенциал, открывающий простор для творчества, инициативы, и, следовательно, сделать правильный, сознательный выбор профессии.

Список литературы.


1. В.П.Бондарев «Выбор профессии».
2. Энциклопедия для детей. Аванта.Москва 2006г. «Выбор профессии».

Материалы по профориентации для специалистов: видеофильмы, мультфильмы для школьников и взрослых.

Для развивающих занятий о профессиях и труде с дошкольниками предлагаются мультфильмы "В МИРЕ ПРОФЕССИЙ ".

Красочные стихотворения-мультфильмы о самых разных профессиях для малышей и дошкольников. Для удобства педагога, ведущего развивающие занятия, предоставляется подробный сценарий занятия с вопросами, загадками, тематическими играми.

Для проведения профориентационных занятий со школьниками начальных и средних классов - мультсериал "НАВИГАТУМ Калейдоскоп Профессий ".

Каждая серия длится около 6,5 минут и представляет собой емкий рассказ о конкретной профессии. Чем занимается данный профессионал, какое у него рабочее место, какие личные качества требуются, где можно получить профессию и сколько учиться, какие материальные и карьерные перспективы - и многое другое. Каждый мультфильм имеет игровой сюжет, что делает его интересным для школьников, а профориентацию - увлекательным занятием. Для удобства педагогов по каждому мультфильму предлагается подробное описание всего хода урока с разделением по уровню сложности (возрасту), прилагается полезная дополнительная информация, вопросы для обсуждения, небольшая игра.

Для работы со старшеклассниками рекомендуем видеофильмы о профессиях и выборе жизненного пути .

Современные видеофильмы от лица таких же школьников, размышляющих о выборе своей будущей профессии и места учебы, о разработки индивидуальной траектории своего образовательного, профессионального и личностного пути.

Для помощи безработным взрослым сориентироваться в востребованных профессиях и помочь соотнести свои личные качества с профессионально важными качествами профессий, мы предлагаем профориентационный сериал "ВСЕУМЕЛ ".

Каждая серия длится 6 минут и рассказывает о профессии с позиции взрослого человека.

Данная продукция оказывает конкретную помощь в преодолении страха из-за смены вида деятельности, поиска новой работы. Предоставляется подробный актуальный обзор востребованных рабочих и инженерных профессий. После просмотра серии, взрослый может пройти экспресс-опросник, позволяющий получить ответ на вопрос, подходит ему эта профессия или нет. Данный тест позволяет определить соответствие личных качеств и профессионально важных качеств профессии.

Для психологической поддержки и мотивации безработных граждан рекомендуем обратить внимание на специализированную продукцию для психологов .

Это уникальный и эффективный инструмент для проведения групповых и индивидуальных занятий психологом. Если необходимо снять страхи, победить стресс или неуверенность, дать мотивацию на личностный рост и решение проблем - Вам помогут материалы с притчами и упражнениями. Удобно использовать, легко подбирать нужный фрагмент, наличие видео и аудио версий - данный материал станет незаменимым помощником в Вашей работе!

Для информирования безработных граждан по самозанятости предлагаем подборку видеоматериалов "Я - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ".

Выявить способности и степень готовности безработного к предпринимательской деятельности, наглядно информировать о порядке и условиях предоставления финансовой помощи от Центров занятости; предоставить емкую и понятную информацию и рекомендации о подготовке бизнес-плана, о необходимых предпринимательских навыках и знаниях, об основах предпринимательской деятельности и о многом другом.

Для работы с безработными гражданами предлагаются материалы по СОЦАДАПТАЦИИ .

Наглядные и удобные в работе материалы с рекомендациями по поиску работы, правилам составления резюме, подготовке к самопрезентации и проведению собеседования.

Мы оперативно подготовим для Вас предложение и свяжемся удобным Вам способом (по электронной почте, скайпу или телефону).

Бакалавр или магистр В 2000 году наша страна подписала Болонское соглашение, тем самым, взяв на себя обязательства к 2010 году перейти на систему образования, принятую в Европе. уровне; (последипломном) Реформирование нацелено на то, чтобы в конечном итоге мы вошли в единое европейское образовательное пространство и российские дипломы стали признанными в мире. По соглашение ускорит межправительственные прогнозам чиновников министерства, договоренности о взаимном признании дипломов. До сих пор подобные соглашения были подписаны лишь с Францией, Великобританией и Германией. Болонские принципы предполагают, прежде всего, переход на двухуровневую систему обучения «бакалавр - магистр», оценку качества по общеевропейской шкале, выдачу дипломов международного образца. В соответствии с требованиями Болонского процесса в современной Европе бакалавр рассматривается с четырех позиций, и соответственно выделяются типы: бакалавр по профессии (специальности); бакалавр с широкой базовой подготовкой, дающей возможность реализовать себя во многих отраслях деятельности; бакалавр с широкой базовой подготовкой, предполагающей продолжение образования на магистерском бакалавр как научная (академическая) степень, позволяющая ее обладателю осваивать образовательные программы в соответствующих областях специализации. Казалось бы, новые для нашего образования слова - бакалавр и магистр - на самом деле обозначают реалии образования, свойственные многим странам, в том числе и дореволюционной России, где ряд известных деятелей имели эти степени. Cлово «бакалавр» (от лат. - Baccalaureus laureatus) имело романтическое красивое значение и обозначало «увенчанный лавровым венком». Слово «магистр» тоже латинского происхождения (от magister), но его значение более прозаично, хотя и более значимо - начальник, наставник. Кроме того, оно имело еще одно значение. Магистром назывался глава средневекового монашеского или рыцарского ордена. Современная трактовка слова зависит оттого, о какой стране идет речь, и к какой образовательной системе слово относится. Что касается современной России, то у нас слова «бакалавр» и «магистр» переживают второе рождение. Но теперь это рождение куда более мучительное, ведь долгие десятилетия место рассматриваемых слов занимало слово «специалист», которым называли человека, получившего высшее образование. Сейчас разница между понятиями, вкладываемыми в слова, и людьми, получающими высшее образование разных уровней, проявляется не только в количестве времени, отводимом на обучение, но и в содержании образования и в конечных результатах обучения - компетенциях. Будущий бакалавр учится четыре года, специалист - не менее пяти лет, а магистр - шесть- семь лет. Бакалавр в области техники и технологии должен владеть производственно- технологическими, экспериментально-исследовательскими и эксплуатационными умениями и навыками, а магистр должен быть способен выполнять проектно-конструкторские, проектно-технологические, научно-исследовательские задачи. Вопросов об истинном содержании слова «бакалавр» куда больше, чем реальных ответов. Пока не будут найдены окончательные ответы на многие вопросы, слово «бакалавр» не наполнится достаточно прозрачным и понятным всем содержанием. И пока, к сожалению, расчетно-проектными,

выпускники бакалавриата в реальной жизни сталкиваются с явлением, когда некоторые чиновники не берут их на работу, мотивируя свой отказ тем, что у бакалавров «нет высшего образования». Как же быть со словом «специалист»? В русском языке это слово обладает двумя основными значениями. Во-первых, это тот, кто профессионально владеет какой-либо специальностью и работает, обладая специальными знаниями в какой-либо области науки, техники, искусства. Во-вторых, в разговорной речи специалистом называют того, кто особенно сведущ, искусен в чем-либо; мастер своего дела. Есть и просторечный вариант слова - спец. Спецом в первые годы советской власти называли специалиста, который по своему происхождению был выходцем из пролетарской среды (не путайте с сокращением, употребляемым в сложных словах в значении «специальный»: спецотдел, спецодежда, спецшкола). Над словом «специалист» нависла угроза перемещения в пассивный состав языка. Судьба слова - в руках чиновников, определяющих стратегию развития образования в России. Но вернемся к «бакалаврам» и «магистрам». Наверное, для того чтобы слова прижились в языке и нашли свое место, необходима четкая социальная и образовательная политика. Кроме того, не обойтись без определенной ломки стереотипов мышления. Необходимо привыкнуть к реалиям нового времени, к тому, что и система высшего образования может быть многоступенчатой, и магистрам. А какую ступень образования выбрать – решать Вам! и найти в ней место и бакалаврам, Как выбрать профессию - для начинающих

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора ­ у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты ­ счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким­либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься ­ потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог ­ и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив ­ он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо­ребенок ­ во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику ­ интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера­конструктора или физика­теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" ­ например, корректору важно внимание, художнику ­ образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха. важно осознать, Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен ­ тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив ­ не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь ­ скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек ­ не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна. Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) ­ исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное ­ интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес ­ вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой­то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика ­ ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности ­ как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы ­ это ее название… Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии ­ а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

– это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели школьной профориентационной работы

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Индивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Занятие по теме: « Профессиограмма, и ее значение в выборе профессии»

Цель занятия:

  • познакомить учащихся с понятием "профессиограмма»
  • объяснить учащимся важность использования профессиограмм при выборе профессии
  • научить учащихся пользоваться Банком интерактивных профессиограмм

Профе́ссиогра́мма - система признаков, описывающих ту или иную профессию , а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику .

В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области

По сути, она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин.

  • Первая из них – большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов – как психологов, так и экспертов по данной профессии
  • Вторая причина – огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии

Банк интерактивных профессиограмм

Вашему вниманию предлагается информационный портал для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, на котором можно получить следующие электронные услуги:

  • Познакомиться с профессиограммами по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда. Для этого выберите тип профессий, а потом интересующую Вас профессию.
  • Пройти профориентационное тестирование для получения рекомендаций по наиболее подходящему для Вас типу профессий.
  • Пройти психологическое тестирование для определения выраженности у Вас профессионально важных качеств, требуемых для той или иной профессии или специальности. Для этого перейдите в раздел профессиограммы «Требования к индивидуальным особенностям специалиста».

Банк интерактивных профессиограмм создан на основе типологии профессий Е.А. Климова по предмету труда:

  • Человек-человек
  • Человек-техника
  • Человек-знак
  • Человек-художественный образ
  • Человек-природа

Вам представлены профессии типа "ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"

  • Врач
  • Журналист
  • Менеджер
  • Предприниматель
  • Психолог
  • Социальный работник
  • Учитель
  • Юрист
  • Мастер производственного обучения
  • Медсестра/медбрат
  • Официант
  • Продавец непродовольственных товаров
  • Продавец продовольственных товаров
  • Секретарь руководителя
  • Страховой агент
  • Торговый представитель

Каждая профессиограмма включает следующие разделы:

  • Презентация профессии
  • Тип и класс профессии
  • Содержание деятельности
  • Условия труда
  • Медицинские противопоказания
  • Базовое образование
  • Пути получения профессии
  • Области применения профессии
  • Перспективы карьерного роста

В качестве примера рассмотрим Профессиограмму экономиста

  • Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности. Экономист - это специалист, который анализирует деятельность предприятия, разрабатывает схемы экономических действий на будущее, чтобы сэкономить и уменьшить расходы, выявить резервы, построить грамотную экономическую политику развития.
  • Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии, в организации. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.
  • Для работы экономистом нужно иметь профильное образование, успешный опыт в составлении бизнес-планов, умение проводить исследования на основании формул и имеющихся данных, аналитическое мышление и владеть специальными программами.


Преимущества профессии: разнообразие деятельности, влияние на экономические процессы.


Ограничения профессии: высокая конкуренция на рынке труда

Тип и класс профессии

  • Профессия экономиста относится к типу «Человек – Знак» , она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, расчетами. В ней требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.

  • Профессия экономиста относится к классу
    «эвристических» , она связана с анализом, исследованиями, контролем и планированием. В ней требуется оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.
  • Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности.
  • Процесс производства идет непрерывно, поэтому обеспечить функционирование всех его факторов - основная задача экономистов. Экономисты собирают не только необходимый статистический материал, сводят его в таблицы, группируют, считают, планируют, но и сами являются организаторами производства.
  • В процессе выполнения плана и при возникновении непредвиденных отклонений они учитывают их, и выдают руководству необходимые рекомендации.
  • Экономист выполняет анализ хозяйственной деятельности предприятия, рекомендует методы экономии, а также повышения финансовых результатов деятельности организации. Среди других задач экономиста: поиск скрытых резервов предприятия, предотвращение лишних расходов и потерь. В целом, работа экономиста направлена на повышение эффективности использования различных ресурсов предприятия и организации.
  • Работа экономиста также связана с документами, подсчетами и взаимодействием с сотрудниками предприятия.

Требования к знаниям и умениям специалиста

  • Для успешного освоения профессии экономиста необходимы базовые знания по экономике, математике.

  • Квалифицированный экономист должен знать:
  • экономику, математику;
  • статистику, программы работы с данными;
  • закономерности рынка, финансовых операций;
  • документооборот, нормативы по ведению экономической деятельности на предприятии и т.п.

  • Квалифицированный экономист должен уметь:
  • анализировать существенные объемы данных;
  • проводить исследования на основании формул и имеющихся данных;
  • составлять бизнес-планы, проектировать изменения и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Условия труда

  • Экономист может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, с небольшим количеством командировок или деловых встреч.
  • Экономист достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен правилами и нормами своей профессии.

Медицинские противопоказания

  • Медицинские ограничения для экономиста:
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервной системы;
  • сердечнососудистой системы;
  • органов зрения;
  • психические заболевания;
  • расстройства внимания;
  • расстройства мышления.


При наличии этих заболеваний работа по профессии экономиста может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.