Типы экономических систем. Подходы в экономической теории. Экономический подход к поведению человека Г.С. Беккера Метод научного абстрагирования или ассоциативные методы

До сих пор экономическая теория изучала поведение человека в сфере экономики, занимаясь поиском ответа на вопросы: «Что, для кого и как производить?». Нобелевский лауреат Г.С.Беккер в своих исследованиях использует экономический подход для изучения поведения людей в сферах, как правило, не интересующих экономистов.

Экономический подход предполагает максимизирующее поведение в более широком диапазоне. При этом не требуется, чтобы отдельные агенты непременно осознавали свое стремление к максимизации. Экономический подход всеобъемлющ: он применим к любому человеческому поведению - денежным и теневым ценам, однократным и повторяющимся решениям, эмоционально нагруженным целям и нейтральным, поведению людей с любым уровнем дохода, любой профессии. Применим подход и в социальной, и в правовой, и в бытовой сферах жизни общества.

В социальной сфере выделяется понятие экономики дискриминации. Если человек имеет предпочтение иметь дело с определенными группами людей, то его склонность к этому можно измерить, сопоставив с затратами на контакт с конкретной группой. Соответственно коэффициент дискриминации (DC) является связующим звеном между денежными и чистыми издержками сделки между предпринимателем и работником. Дискриминация способна порождать различия в уровнях заработной платы между двумя группами. Коэффициент рыночной дискриминации (MDC) можно определить как соотношение между этими уровнями:

Где πw и πn - равновесная заработная плата групп W и N, являющихся субститутами по отношению друг к другу. Как именно влияет дискриминация на доходы групп, показано на графике:

Точка p0 соответствует соотношению доходов при отсутствии дискриминации, точка p1 - соотношению доходов при полной сегрегации, а кривая p0wp1 - соотношению доходов при различных уровнях дискриминации со стороны W. С усилением дискриминации возрастает общий MDC против N.

Экономический подход в правовой сфере связан, прежде всего, с тем, что преступления наносят материальный ущерб государству. Иными словами, преступления являются источником издержек. Очевидно, что величина вреда другим членам общества растет с количеством совершаемых преступлений. Цена же выигрыша, который получают преступники, также растет с ростом числа преступлений. Исходя из этого, чистые издержки общества измеряются разностью между причиненным вредом и полученным выигрышем. Зависимость между результатами деятельности правоохранительных органов можно представить в виде функции A=f(m, r, c), где А - результат их деятельности, а m - размер оплаты труда, r - прочие расходы и c - капитальные затраты. Получаем производственную функцию f. Активизация правоохранительной системы предполагает рост издержек. В общих чертах об уровне правоохранительной деятельности можно судить по уровню раскрытых преступлений. Увеличение вероятности раскрытия преступлений и увеличение числа преступлений приводят к росту суммарных издержек.

Более реалистичный подход связан с отказом от допущения, что уровень деятельности измеряется лишь раскрытием преступлений и что p (вероятность раскрытия преступления) и О (количество преступлений) имеют равные эластичности. Это позволяет использовать более общую зависимость A=h(p, O,a), где а - количество произведенных арестов и других результатов, характеризующих деятельность правоохранительной системы. Отсюда средние издержки на преступление: .

Какие же факторы влияют на количество преступлений? Экономический подход предполагает, что человек делает выбор в пользу преступления, когда ожидаемая полезность от совершения преступления будет выше ожидаемой полезности в случае иного времяпрепровождения. Существует функция, задающая соотношение между числом преступлений и вероятностью того, что преступник будет пойман, строгостью наказания. Ее можно представить в виде Oj=Oj(pj, f, uj), где Оj - количество преступлений, совершаемых j-м преступником, pj - вероятность его поимки, fj - наказание за каждое преступление, uj - переменная, отражающая комбинированное влияние всех прочих факторов. Совокупное число преступлений обозначается O (сумма всех возможных Oj), и в этом случае функция принимает вид O=O(p, f, u).

Метода психотерапии .

Теоретическая предпосылка экономического подхода строится на утверждении, что любая психологическая активность может быть выражена в терминах психической энергии , доступной (и требуемой) для этих процессов ; экономический подход описывает распределение энергии и количества возбуждения внутри психического аппарата , а также служит для описаний катексисов . Экономический взгляд на психику понимает её в качестве системы, управляемой энергией инстинктов, а различия между сознательной (эго) и бессознательной (ид) областями понимаются через призму различий в уровне и форме распределения энергии между этими областями .

Согласно экономическому подходу, распределение энергии рассматривается в контексте её конечного объекта, источника и уровня напряжения . По определению Борнесса Мура и Бернарда Файна данный подход постулирует: «внутри психики действуют и отличные от интенциональности законы» . Примером экономической точки зрения является концепция защитного механизма сублимации .

См. также

Примечания

Литература

  • Лейбин, Валерий. Словарь-справочник по психоанализу. - М .: АСТ, 2010. - 956 с. - (Psychology). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-063584-9
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б. Мура, Б. Файна. - М .: Класс, 2000. - 304 с. - (Библиотека психологии и пси­хотерапии). - ISBN 5-86375-023-5
  • Райкрофт, Чарльз. Критический словарь психоанализа. - СПб. : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. - 288 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-88787-001-X
  • Etchegoyen, Horacio. The Fundamentals of Psychoanalytic Technique. - Karnac Books, 2006. - 876 p. - ISBN 9781855754553
  • Gibbs, William. Demystifying meaningful coincidences (synchronicities). - Jason Aronson, 2010. - 319 p. - ISBN 9780765707024
  • Samuels, Andrew. Jung and the Post-Jungians. - Routledge, 1986. - 304 p. - ISBN 9780415059046
  • Steyn, Juliet. Other than identity: the subject, politics and art. - Manchester University Press ND, 1997. - 242 p. - ISBN 9780719044632
  • Ferrell, Robyn. Passion in theory: conceptions of Freud and Lacan. - Routledge, 1996. - 118 p. - ISBN 9780415090209

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономический подход" в других словарях:

    эколого-экономический подход - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ecological and economic approach … Справочник технического переводчика

    экономический - (прил.), ЭКОНОМИКА Нем.: цkonomisch. Франц.: йconomique. Англ.: economic. Исп.: econф mico. Итал.: economico. Португ.: econфmico. Все, что относится к гипотезе, согласно которой психические процессы представляют собой обмен и перераспределение… … Словарь по психоанализу

    Содержание 1 Основные черты 2 История и основные представители … Википедия

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРИАЛИЗМ, распространение методологии неоклассической экономической теории (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) на изучение процессов и феноменов, традиционно относимых к сфере ведения других социальных дисциплин социологии,… … Энциклопедический словарь

    Экономический цикл - – естественная форма развития экономики, при которой подъем производства, уровня занятости, роста ВВП сменяется периодами спада. Принято разделять следующие фазы экономического цикла: экономический подъем, или экономический бум – стадия, при… … Банковская энциклопедия

    Экономический - в психоанализе – прилагательное, относящееся к существительному «энергия». Экономические концепции и формулировки связаны с распределением энергии, либидо и катексисов внутри психического аппарата. * * * – понятие, используемое в психоанализе при … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Подход социокультурный (многофакторный) - направление, сложившееся в области методологии гуманитарного знания. Оно исходит из представления о том, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурологического… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    Нейтральность данной статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения могут быть подробности. Не путать с экономическим термином Дефолт. Экономический кризис … Википедия

    - (ХНЭУ, ИНЖЕК) … Википедия

    Статус Активен Отрасль Экономика … Википедия

Книги

  • Экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие , Маркарьян Эдуард Арамович, Герасименко Галина Петровна, Маркарьян Сергей Эдуардович. Учебник состоит из трех разделов, которые отражают систематический подход к анализу хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих организаций. В первом разделе излагается методика…

В рамках данного подхода общество рассматривается в связи с такими экономически значимыми факторами, как способ производства, накопление и распределение богатств. Здесь выявляется, как в конкретно-исторической перспективе действие этих факторов влияет на различные структуры и институты общества, приводя при этом к определенным социальным и политическим проблемам или способствуя их разрешению; исследуется роль экономических факторов в связи с ценностями и целями, которые могут культивироваться в обществе.

Следует заметить, что хозяйство как деятельность по производству, накоплению и распределению материальных благ существует на каждом этапе человеческой истории, однако оценка роли и механизмов этой деятельности в различные периоды истории была разная.

В античности и в период средневековья можно найти примеры суждений о хозяйстве, которые имеет социально-философское значение. В частности, по мнению Аристотеля, богатство как совокупность необходимых средств имеет большое значение как для частной жизни людей, так и в рамках государственной деятельности. Однако богатство – это только средство для обеспечения нормальной жизни, но, ни в коем случае, не цель, к которой можно стремиться ради нее самой. Наличие богатства дает возможность свободному человеку заниматься достойными его делами, например, служить обществу или совершенствовать себя в науках и искусствах. Деньги как средство обмена – естественны и полезны. Однако деньги (в отличие от натуральных запасов, которые портятся) не имеют естественной границы для величины своего накопления. А это является предпосылкой того, что «все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличивать количество денег до бесконечности» . Из этого следует, что вместо того, чтобы быть средством, богатство само может становиться целью и, тем самым, конкурировать с другими, более значимыми целями. По мнению Аристотеля, это плохо: «В основе этого направления (накопление богатств – прим. авт. ) лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни» .

В средневековье проблема богатства также затрагивалась, однако, главным образом, в рамкам религиозно-нравственной проблематики. Для средневековья (как и для античности) актуальной была проблема «справедливой цены». «Цена» здесь понималась не как чисто экономическая категория (в связи с издержками и прибылью; как результирующая спроса и предложения), но также и как моральная норма, в соответствии с которой оценивались экономически значимые действия. В Европе стремление к богатству до эпохи Реформации (XVI в.) последовательно осуждалось, в особенности, взимание процентов (ростовщичество), которое прямо объявлялось грехом.

Таким образом, такая «очевидная» и «естественная» для экономической науки современности проблема, как вопрос об эффективных способах увеличения богатства в условиях тотального дефицита всего 400 – 500 лет назад не только не была актуальна, но и, более того, стремление к этому расценивалось как неразумное и недостойное поведение.

Вопрос о том, почему произошли соответствующие изменения во взглядах на богатство одним из первых стал изучать немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920). Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» пришел к выводу, что причины распространения и утверждения предпринимательского духа в Европе следует искать в особенностях религиозной доктрины протестантизма, где, в противоположность католичеству, упор делался не на формальном следовании догме христианства, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении им своего земного долга.

Экономическая наука в более или менее современном смысле – как теория либеральных рынков – ведет свое начало от работ английского экономиста Адама Смита (1723 – 1790). Смит высказал мысль, что основным источником богатства нации в условиях капитализма является не протекционистская политика государства в виде защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и не активный торговый баланс по готовым товарам (как полагали экономисты, придерживавшиеся доктрины меркантилизма), а создание государством таких условий, когда каждый активный член общества сможет удовлетворять собственный интерес, стремясь, прежде всего, к собственной выгоде. Эгоизм и корыстный интерес каждого – вот, по мнению Смита, главный источник всеобщего процветания. «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах» .

Смит, таким образом, считал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Проблема, однако, в том, что в XVIII и в XIX вв. благосостояние значительной части общества (наемных работников) было очень далеким от идеала. Каторжный труд по 16 часов в день (в том числе детей), жизнь в бараках, бесправие и нищета никак не вязались с представлением о том, что первоочередное удовлетворение предпринимателем собственного интереса – это залог всеобщего процветания.

Протест против таких условий существования нашел свое выражение в политико-экономической доктрине марксизма или системе идей, которые первоначально были сформулированы немецким философом и экономистом Карлом Марксом (1818 – 1883).

Собственно экономическая составляющая марксизма представлена в «Капитале» Маркса. В этой работе в отличие от т.н. «буржуазной политической экономии» (примером последней является только что упомянутая доктрина А. Смита), которая исходит из того, что основными источниками богатства являются такие факторы производства, как земля (её естественное плодородие), машины и оборудование, а также труд тех, кто непосредственно выполняет соответствующий производственный процесс или организует его, Маркс прошел к выводу, что единственным источником стоимости и богатства является труд наемных работников. По мнению Маркса, труд как товар покупается капиталистом на рынке за определенную цену (заработная плата) и соединяется им с другими факторами производства, например, машинами и оборудованием. Цена продукции, произведенной с помощью этих факторов производства и проданных затем на рынке, выше изначальной цены факторов производства. Из этого следует, что источником более высокой цены является именно труд, который и создает новую или прибавочную стоимость, которая несправедливо присваивается капиталистом.

В качестве основного возражения против экономической доктрины марксизма чаще всего выставляется утверждение о том, что труд наемных работников не есть единственный источник стоимости, так как важны и другие факторы производства. В частности, машины и оборудование, имеющие определенную цену, были когда-то куплены капиталистом на собственные средства. Следовательно, его затраты должны быть учтены в стоимости конечного товара, а не только труд наемных работников. Ответ на это с точки зрения марксизма состоит в том, что капиталист потому-то и смог накопить средства и купить соответствующее оборудование, что он до этого, в предшествующем цикле производства, присвоил себе часть стоимости, которая создается трудом. Капиталист платит наемному работнику заработную плату, величина которой значительно меньше той стоимости, которую создает его труд. Остальное он забирает себе за счет разницы между величиной заработной платы и ценой продаваемого товара, а далее покупает на эти средства соответствующее оборудование. Таким образом, с точки зрения марксизма, только труд наемного работника есть единственный источник стоимости и богатства в обществе.

Описанное положение дел, с точки зрения марксизма, не только субъективно переживается угнетенным, эксплуатируемым классом наемных работников как несправедливое, но и объективно, в исторической перспективе, не может продолжаться слишком долго. Причина этого в том, что на определенном этапе развития общества частнокапиталистическая форма присвоения богатства вступает в противоречие с общественным характером производства. В обществе, где система производства очень сложна, т.е. где отдельные предприятия и отрасли хозяйственной деятельности тесно связаны друг с другом и выступают лишь в качестве отдельных составляющих в системе общественного разделения труда, необходимо централизованная система организации производства и соответствующее планирование. А этого можно достигнуть лишь на основе обобществления соответствующих факторов производства. Сам Маркс пишет об этом так: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистического оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической собственности. Экспроприаторов экспроприируют» .

Экономические кризисы перепроизводства, которые характерны для капитализма, есть, с точки зрения марксизма, свидетельство того, что на основе частного интереса (множества таких отдельных интересов) нельзя эффективно организовать и управлять процессом экономической деятельности. Конкретно-исторически и политически переход от частнокапиталистического к общественному характеру производства (от капитализма к социализму) происходит в виде социальной (социалистической) революции.

Марксизм как историко-философская доктрина – это теория общественно-экономических формаций или исторически сложившихся типов общества, в основе которых лежит определённый способ производства.

Каждому способу производства соответствуют определенные производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это средства производства (средства труда, т.е. орудия, инструменты, машины и т.д., с помощью которых оказывается воздействие на предметы труда, т.е. на природное сырьё или частично обработанные материалы) и люди, которые обладают определенным производственным опытом, навыками к труду, позволяющими им приводить средства производства в действие. Производственные отношения, точнее, производственно-экономические отношения – это отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления соответствующих благ. Примеры производственных отношений: отношения раба и рабовладельца; крестьянина и феодала; наёмного работника и капиталиста.

Производительные силы и производственные отношения, вместе, в марксизме называются «базисом», т.е. материальным основанием, определяющим облик любого общества. Государство, его законы и институты, политические партии и отстаиваемые ими программы (идеологии) – это «надстройка» над базисом, которая является отражением и политико-юридическим обоснованием (легитимацией) соответствующего типа производственных отношений. В частности, буржуазным производственным отношениям соответствует доктрина либерализма как её идеологическое обоснование. Марксистская социальная доктрина называется материалистической в том смысле, что здесь именно материальные факторы (базис) определяют соответствующие идеи в надстройке, а не наоборот. По словам Маркса, «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» .

Историческое развитие общества, с точки зрения марксизма, есть движение от первобытнообщинной, через древневосточную, рабовладельческую и феодальную к капиталистической, а от нее к коммунистической общественно-экономической формации. Для всех этих формаций – кроме первой и последней – характерен антагонизм между угнетателями и угнетенными в связи с эксплуатацией первыми последних за счет владения собственностью. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов» .

Переход от одной формации к другой происходит в силу объективных причин, так как каждая следующая формация как определенный способ производства обеспечивает более эффективную производственную деятельность, чем предыдущая. Для того чтобы такой переход произошел, сначала должны развиться производительные силы, затем в соответствие с ними приходят определенные производственные отношения и, наконец, происходит переворот в надстройке. В частности, капитализм как соответствующие производственные отношения пришел на смену феодализму потому, что мануфактуры и фабрики, работающие на рынок, для своего эффективного функционирования требовали существование рынка свободного наемного труда, т.е. пролетариата, представителей которого в связи с производственной необходимостью и рыночной конъюнктурой можно свободно нанимать, обучать и увольнять. Условия феодальной, т.е. зачастую вечной зависимости значительной части населения от своих постоянных хозяев гораздо в меньшей степени подходят для организации эффективного и более или менее мобильного рыночного производства.

Несмотря на впечатляющую критику буржуазных экономических отношений, социалистическая революция, о неизбежности которой в XIX в. говорил К. Маркс, не произошла (за исключением СССР и ряда связанных с ним стран; но, как показал исторический опыт, и в большинстве этих стран социализм был временным явлением). Почему так произошло, что предвидение Маркса не осуществилось? Для того чтобы на это ответить, необходимо обратиться к анализу тех социальных трансформаций, которые произошли в западном обществе в XX в., которые сильно изменили его облик по сравнению с XIX веком, сделав проблему коренного переустройства экономических отношений неактуальной, по меньшей мере, в настоящее время.

Как уже говорилось, основной причиной появления в XIX в. такой радикальной социально-политической доктрины как марксизм явилось разделение общества на два антагонистических класса: буржуазию и пролетариат, один из которых, действуя на основе принципа lasses faire (принцип невмешательства государства в экономику), подчинил себе другой, сделав его жизнь практически невыносимой. Классовое деление общества, о котором говорил Маркс, сохранилось и в XX в., однако острота социальных противоречий между классами или, точнее, субъективное переживание несправедливости буржуазных экономических отношений со стороны подчиненного класса в значительной мере ослабло. Следствием ослабления остроты этих переживаний явился кризис социалистических и коммунистических партий и движений в западном мире, чьи политические программы как раз и основывались на них.

Дело в том, что в современных западных государствах получили развитие механизмы социальной защиты (в частности, в виде юридически оформляемых трудовых контрактов, гарантирующих определенный уровень доходов, регламентации условий труда, выплаты соответствующих пособий безработным и пенсионерам) и, самое главное, значительно повысился уровень жизни значительной части наемных работников. Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас (род. 1929 г.), анализируя социально-экономическую структуру современного западного общества, пришел к выводу, что в настоящее время «роль работающего по найму теряет свои болезненно пролетарские черты благодаря непрерывному повышению жизненного уровня, хотя и дифференцированного по социальным слоям» . И поэтому в условиях, когда «социальное государство сгладило остроту классовых противоречий … теория классового сознания не находит эмпирического подтверждения. К обществу, в котором все труднее выделить специфические классовые миры, она уже не применима» .

Анализируя современное западное общество в рамках марксистской парадигмы и сравнивая его с тем, что было в XIX веке, важно понимать, что антагонистические противоречия прошлого не исчезли совсем, а трансформировались в особую динамическую социальную структуру, одной частью которой является буржуазная предпринимательская активность как погоня за прибылью, а другой, – новый «класс» потребителей (на самом деле, конечно, в массе своей все тех же наемных работников), которые ради сохранения и, даже более того, для еще более эффективного функционирования системы, ориентированной, прежде всего, на прибыль, оказались допущены к соответствующим благам (для обеспечения рынков сбыта). Современное «общество потребления», с его совершенно определенными приоритетами и стандартами, а также соответствующая ему «массовая культура» это не досадные случайности, которые возникли «вдруг» и «неизвестно откуда», а закономерные следствия имманентной логики функционирования и развития буржуазного типа хозяйства.

Анализ разных проблем общества с позиции экономической парадигмы не следует отождествлять только с идеями, которые были сформулированы в рамках классической политической экономии и марксизма. В рамках ведущего направления современной экономической науки – маржинализма – уже достаточно давно (на рубеже 50-60-х годов XX в.) выделилось особое направление – «экономический империализм», представители которого не ограничиваются исследованием такой узкоспециальной «экономической» проблематики, как, например, вопросы повышения эффективности производства тех или иных материальных благ, а использует методологию предельного анализа для исследования функционирования практически любых социальных институтов и любых форм поведения людей. С помощью методов экономики исследуют такие нетрадиционные для экономической науки проблемы, как, например, закономерности развития языка и посещаемости церквей, политическая деятельность, правовые системы, самоубийства, альтруизм и социальное взаимодействие, брак, рождаемость и разводы.

Если сравнить данное направление с марксизмом, то здесь можно обнаружить одно определенное сходство: и то и другое направление претендует на статус общей, фундаментальной науки об обществе. Различие между ними в том, что если в марксизме «экономический подход» к обществу означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру (базис определяет надстройку, а не наоборот), то в экономическом империализме «экономический подход» – это исследование практически любых социальных предметов и явлений на основе двух исходных предпосылок: максимизация полезности и стабильность предпочтений.

В частности, по мнению ведущего представителя «экономического империализма», американского экономиста Гэри Беккера (род. 1930 г.), «человеческое поведение не следует разбивать на какие-то отдельные отсеки, в одном из которых оно носит максимизирующий характер, в другом – нет, в одном мотивируется стабильными предпочтениями, в другом – неустойчивыми, в одном приводит к накоплению оптимального объема информации, в другом не приводит. Можно скорее полагать, что все человеческое поведение характеризуется тем, что участники максимизируют полезность при стабильном наборе предпочтений и накапливают оптимальные объемы информации и других ресурсов на множестве разнообразных рынков» . Это соображение Беккер иллюстрирует множеством примеров. В частности, «хорошее здоровье и долгая жизнь представляют собой важные цели для большинства людей, но каждому из нас достаточно минутного размышления, чтобы убедиться, что это цели далеко не единственные: иногда лучшим здоровьем или большей продолжительностью жизни можно пожертвовать, потому что они вступают в конфликт с другими целями. Экономический подход подразумевает, что существует «оптимальная» продолжительность жизни, при которой полезность дополнительного года жизни оказывается меньше, чем полезность, утрачиваемая в результате использования времени и других ресурсов для его достижения. Поэтому человек может быть заядлым курильщиком или же пренебрегать физическими упражнениями из-за полной поглощенности своей работой, причем не обязательно потому, что он пребывает в неведении относительно возможных последствий или «не способен» к переработке имеющейся у него информации, а потому, что отрезок жизни, которым он жертвует, представляет для него недостаточную ценность, чтобы оправдать издержки, связанные с воздержанием от курения или с менее напряженной работой. Подобные решения были бы «неблагоразумными», если бы продолжительность жизни была единственной целью, но, постольку поскольку существуют и иные цели, эти решения могут оказаться продуманными и в этом смысле – «благоразумными». Согласно экономическому подходу, таким образом, большинство смертей (если не все!) являются до некоторой степени самоубийствами – в том смысле, что они могли бы быть отсрочены, если бы больше ресурсов инвестировалось в продление жизни. Отсюда не только следуют интересные выводы для анализа того, что в просторечии зовется самоубийствами, но под вопросом оказывается общепринятое разграничение между самоубийствами и «естественными» смертями» .

А вот другой случай рационального объяснения Беккером того, что, с точки зрения некоторых, всегда сопровождается некоторой «таинственностью» и потому не поддается рациональному анализу: «Согласно экономическому подходу, человек решает вступить в брак, когда ожидаемая полезность брака превосходит ожидаемую полезность холостой жизни или же дополнительные издержки, возникающие при продолжении поиска более подходящей пары. Точно так же человек, состоящий в браке, решает прервать его, когда ожидаемая полезность возвращения к холостому состоянию или вступления в другой брак превосходит потери в полезности, сопряженные с разводом (в том числе из-за разлуки с детьми, раздела совместно нажитого имущества, судебных расходов и т.д.)» .

Следует заметить, что далеко не все экономисты разделяют представление Беккера и других представителей «экономического империализма» о всесилии методологии экономического анализа.

В начале нашего рассмотрения экономического подхода к анализу общества было отмечено, что в античности и в средневековье проблемы экономической деятельности, хотя и затрагивались, однако там они интерпретировались в совершенно другом смысле, нежели в современности: не как «чисто экономические» проблемы, например, проблемы источников богатства нации и эффективности хозяйственной деятельности тех или иных её субъектов, а как проблем, имеющие, прежде всего, социальные и морально-нравственные аспекты.

В силу отмеченной разницы между тем, что называется «экономическими проблемами» в более или менее близкое к нам время, тем, что подразумевалось под этим ранее, возникает ощущение, что хозяйственная деятельность в далеком прошлом была значительноменее рациональна, чем сейчас. Это действительно так, если оценивать её с точки зрения критериев, принципов и понятий, которые возникли и используются в условиях современного хозяйства. Если же посмотреть на архаичную экономику древности и средневековья с другой точки зрения, с точки зрения «их самих» (т.е. понять их как особый «идеальный тип» с его собственной аксиоматикой и проблематикой и вытекающей из них особой логикой хозяйственной деятельности), то оказывается, что в этих экономиках деятельность нацелена на максимизацию собственной полезности не в меньшей степени, чем в современной, хотя и на основе совершенно других методов и стратегий.

Одним из первых, кто обратился к анализу особой логики хозяйственной деятельности в архаичных обществах, был французский этнограф и социолог Марсель Мосс (1872 – 1950). В работе «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» Мосс показал, что в обществах находящихся на относительно низком уровне развития обмен благами осуществляется посредством акта дарения, который только при поверхностном рассмотрении может показаться безвозмездной акцией, а в действительности представляет собой способ организации социального единения, утверждения статуса и престижа, особой формой подчинения и обязывания того, кому этот дар преподносится. Тот, кому преподнесен дар, обязан его не только принять, но также и «отдариться», приготовив ответный подарок. «Отказаться дать, пригласить, так же как и отказаться взять, тождественно объявлению войны; это значит отказаться от союза и объединения» . Рассматривая различные виды актов фиктивной щедрости, в отношении не только других людей, но также природы и богов (жертвоприношения) Мосс пришел к выводу, что во всех этих случаях речь идет об особой нерыночной (в современном смысле этого слова), но, тем не менее, вполне целесообразной и экономически обоснованной (но тщательно скрываемой) стратегии: «дары людям и богам преследуют … цель купить мир с теми и с другими» .

Французский социолог и философ Пьер Бурдье (1930 – 2002), анализируя структуры архаичной экономики в работе «Практический смысл», пришел к выводу, что, хотя применительно к ней и нельзя использовать такие категории современной экономической науки, как «труд», «рыночный обмен», «капитал», «кредит» (потому что ничего из этого в том смысле, какой в них вкладывает современная экономическая наука, там просто нет, т.е. нет ни видов в точности такой деятельности, ни точно таких институтов), тем не менее, можно говорить об их своеобразных аналогах (вместо «труда» – «работа», вместо «обмена» – «дар», вместо «капитала» и «кредита», соответственно, «символический капитал» и «кредит известности»). В частности, «труда» и «обмена» как видов деятельности нацеленных, прежде всего, на эффективность и выгоду нет потому, что архаичное общество слишком бедное, слишком сильно зависящее от природы и имеющее в своем распоряжении слишком неэффективную технику. В результате там «никто не ведает различия между трудом производительным и непроизводительным, прибыльным и неприбыльным» . В этом обществе, в силу низкой производительности труда, для его выживания большое значение имеет фактор социальной сплоченности индивидов, готовность прийти на помощь друг другу и объединить усилия для достижения общей цели. Открытое объявление в таком обществе о своем личном, эгоистическом экономическом интересе было бы неэффективной, губительной социальной стратегией. Как пишет Бурдье, «особенность «архаической» экономики заключается … в том, что хозяйственная деятельность не может эксплицитно признать те хозяйственные цели, по отношению к которым она объективно ориентирована» .

Что касается «капитала», то в силу неразвитости денежного обращения, а также по ранее указанным причинам, он просто не может существовать исключительно в денежной форме. Зато он существует в другой форме. По словам Бурдье, «в рамках экономики, по определению отказывающейся признавать «объективную» суть «экономических» практик, т. е. закон «голого интереса» и «эгоистического расчета», сам «экономический» капитал может действовать лишь постольку, поскольку добивается своего признания ценой преобразования, которое делает неузнаваемым настоящий принцип его функционирования; такой отрицаемый капитал, признанный в своей законности, а значит, не узнанный в качестве капитала (одной из основ такого признания может быть признательность – в смысле благодарности за благодеяния), – это и есть символический капитал, и в условиях, когда экономический капитал не является признанным, он, вероятно, наряду с религиозным капиталом образует единственно возможную форму накопления» . Символический капитал как капитал «доброго имени», чести и престижа, зарабатываемый, в том числе, и посредством (на первый взгляд) экономически разорительного поведения (например, дар вместо продажи, те или иные виды «безвозмездной» помощи и т.п.) позволяет при необходимости аккумулировать значительные силы сторонников и союзников, вообще тех, кто готов «по первому зову» прийти на помощь. Последнее имеет немаловажное значение в случае, например, короткого периода сезонных работ (сбор урожая), войны или каких-либо других исключительных событий, требующих быстрого реагирования. Из этого видно, что символический капитал, несмотря на свою кажущуюся «эфемерность» вполне эффективно может быть конвертирован во вполне материальные выгоды.

Одну из причин распада уклада архаических экономик (в категориях марксизма – «производственных отношений») в процесс развития общества Бурдье видит в том, что в таких экономиках слишком много усилий тратится на поддержание фикции бескорыстия и на сокрытие истинной, т.е. корыстной сути хозяйственной деятельности. «В составе труда по воспроизводству сложившихся отношений (праздники, церемонии, обмены дарами, визитами или знаками учтивости и особенно свадьбы), что столь же необходимо для существования группы, как и воспроизводство экономических основ ее существования, труд, необходимый для сокрытия функции обменов, занимает не меньшее место, чем труд, потребный для исполнения этой функции» . Другими словами, на относительно раннем этапе развития общества, когда люди и социальные группы, его составляющие, еще слишком слабы, чтобы поодиночке решать свои проблемы и, тем самым, также и противостоять друг другу в той или иной форме, доминирует эффективный для этого случая архаический тип экономических отношений. Если же сил становится достаточно для того, чтобы реализовать свой интерес в одиночку, любые дополнительные усилия для сокрытия этого начинают выглядеть как бесполезная трата сил. Фикция бескорыстия теряет свой изначальный смысл и начинает восприниматься просто как непроизводительная трата.


Экономический подход Г. Беккера
Гэри С. Беккер вместо определения предмета экономической науки определяет особый подход экономической науки. Он доказывает, что экономика как научная дисциплина более всего отличается от прочих отраслей социальных наук не предметом, а своим подходом.
Многие формы поведения человека составляют предмет исследования сразу нескольких дисциплин. Так, проблема деторождаемости образует особый раздел социологии, антропологии, экономической теории, истории, биологии человека и, пожалуй, даже политологии. Г. Беккер утверждает, что экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения.

Экономический подход

Экономический подход предполагает максимизирующее поведение в более явной форме и в более широком диапазоне, чем другие подходы, так что речь может идти о максимизации функции полезности или богатства все равно кем — семьей, фирмой, профсоюзом или правительственными учреждениями. Кроме того, экономический подход предполагает существование рынков, с неодинаковой степенью эффективности координирующих действия разных участников — индивидуумов, фирм и даже целых наций, таким образом, что их поведение становится взаимосогласованным.
Предполагается также, что предпочтения не изменяются сколько-нибудь существенно с ходом времени и не слишком разнятся у богатых и бедных или даже среди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам.
Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников и координируя их действия. При экономическом подходе эти рыночные инструменты выполняют большую часть, если не все функции, которыми в социологических теориях наделяется «структура».
Стабильность предпочтений предполагается по отношению не к рыночным товарам и услугам вроде апельсинов, автомобилей или медицинского обслуживания, а к основополагающим объектам выбора, которые производит каждое домохозяйство, используя для этого рыночные товары и услуги, собственное время и прочие ресурсы. Эти глубинные предпочтения определяются через отношение людей к фундаментальным аспектам их жизни, таким, как здоровье, престиж, чувственные наслаждения, доброжелательность или зависть. Однако предпочтения отнюдь не всегда остаются стабильными по отношению к конкретным товарам и услугам, выбор которых определяется культурным укладом, а не природными потребностями человека.
Предпосылка стабильности человеческих предпочтений обеспечивает, по Г. Беккеру, надежную основу для предсказания реакций на изменения. Стабильность предпочтений не дает исследователю возможности поддаться искушению и просто постулировать необходимый сдвиг в предпочтениях, «объясняя», таким образом, любые очевидные расхождения с его предсказаниями.
Максимизирующее поведение и стабильность предпочтений являются исходными предпосылками, но могут быть выведены из концепции естественного отбора пригодных способов поведения в ходе эволюции человека. В самом деле экономический подход и теория естественного отбора, выработанная современной биологией, тесно взаимосвязаны. Они, по мнению некоторых ученых, возможно, представляют разные аспекты единой, более фундаментальной теории.
Связанные воедино предположения о максимизирующем поведении, рыночном равновесии и стабильности предпочтений, проводимые твердо и непреклонно, образуют сердцевину экономического подхода в понимании Г. Беккера. Они — в основе многих теорий, вырастающих из этого подхода, например, следующих:
1. Повышение цены ведет к сокращению объема спроса.
2. Повышение цены ведет к расширению объема предложения.
3. Конкурентные рынки способны более эффективно, чем монополизированные, удовлетворять предпочтения потребителей.
4. Установление налога на какой-либо товар ведет к снижению его производства.

Сфера применимости экономического подхода

Сфера применимости экономического подхода по Г.Беккеру не ограничивается благами и потребностями, или рыночным сектором. Цены — независимо от того, денежные ли это цены рыночного сектора или вмененные цены внерыночного сектора, — отражают альтернативные издержки использования редких ресурсов.
Экономический подход предсказывает однотипные реакции на изменения как вмененных цен, так и рыночных. Например, человек может обладать единственным редким ресурсом — временем. Человек делит время между производством разнообразных продуктов и отдыхом в целях максимизации общей полезности.
Даже вне рыночного сектора каждое благо — прямо или косвенно — обладает предельной вмененной ценой. Имеется в виду время, требуемое для производства одной дополнительной единицы такого блага. В условиях равновесия соотношение этих цен должно быть равно соотношению предельных полезностей соответствующих благ. Самое важное, что повышение относительной цены времени, необходимого для создания единицы этого блага, будет вести к сокращению его потребления.
Экономический подход не предполагает, что все участники на каждом рынке непременно обладают полной информацией или совершают сделки, не требующие никаких издержек для их заключения. Однако неполноту информации или транзакционные издержки не следует смешивать с иррациональностью или непоследовательностью поведения.
Экономический подход привел к разработке теории оптимального или рационального накопления дорогостоящей информации, которая подразумевает, например, более значительные инвестиции в добывание информации при принятии важных решений по сравнению с малозначащими сделками. Например, при приобретении дома или вступлении в брак требуется больше информации по сравнению с покупкой хлеба или дивана.
Собранная информация остается зачастую далеко не полной, потому что ее получение сопряжено с издержками. Этот факт, использующийся в экономическом подходе для объяснения тех форм поведения, которые в других подходах понимаются либо как иррациональное или непоследовательное поведение, либо как традиционное, либо как «нерациональное».
Когда явно выгодные возможности упускаются фирмой, рабочим или домашним хозяйством, нет необходимости предполагать их иррациональность, довольство уже имеющимся богатством или удобные сдвиги в системе предпочтений. Экономический подход постулирует существование издержек, денежных или психологических, возникающих при попытках воспользоваться этими благоприятными возможностями, — издержек, которые уменьшают предполагаемые выгоды, и которые не так-то легко «увидеть» сторонним наблюдателям.
Постулирование таких издержек «замыкает» или «завершает» экономический подход тем же самым способом, каким постулирование затрат энергии замыкает энергетическую систему и спасает закон сохранения энергии в физике. Системы анализа в химии, генетике и других областях замыкаются сходным образом.
Главный вопрос заключается в том, насколько плодотворен тот или иной способ «завершения» системы. Важнейшие теоремы, следующие из экономического подхода, показывают, что он замыкается так, что оказывается много продуктивнее простого теоретизирования в значительной мере потому, что предпосылка стабильности предпочтений обеспечивает основу для предсказания реакций на самые разнообразные изменения.
Экономический подход не требует, чтобы отдельные агенты непременно осознавали свое стремление к максимизации. Таким образом, он совпадает в этом с современной психологией, придающей особое значение подсознанию, и социологией, выделяющей функции явные и латентные. Экономический подход не проводит концептуального разграничения между решениями важными и малозначащими, между решениями людей с неодинаковым достатком, образованием или социальным происхождением.
Г. Беккер пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим. Беккер считает, что он применим ко всякому человеческому поведению в условиях рыночных или вмененных цен, повторяющихся или однократных, важных или малозначащих решений, эмоционально нагруженных или нейтральных целей; он применим к поведению богачей и бедняков, пациентов и врачей, бизнесменов и политиков, учителей и учащихся.
Сфера приложения понимаемого таким образом экономического подхода настолько широка, что она закрывает собой предмет экономической науки, если следовать приведенному ранее определению, в котором говорится об ограниченных средствах и конкурирующих целях. Именно такое понимание согласуется с этим широким, не признающим никаких оговорок определением.
Экономический подход к человеческому поведению не нов, даже если иметь в виду нерыночный сектор. Адам Смит нередко придерживался этого подхода при объяснении политического поведения.
Экономическому подходу не всегда одинаково успешно удается проникать в сущность различных форм человеческого поведения и объяснять их. Но столь трудно поддающиеся истолкованию формы поведения, как деторождение, воспитание детей, участие в рабочей силе и другие решения, принимаемые в семье, обогатилось благодаря систематическому применению экономического подхода.
Экономический подход используется для анализа безгранично разнообразного множества проблем. В их числе развития языка, посещаемость церквей, политическая деятельность, правовая система. Это и альтруизм, и социальные взаимодействия, брак, рождаемость, разводы, преступность.
По мнению Г. Беккера, человеческое поведение не следует разбивать на какие-то отдельные отсеки, в одном из которых оно носит максимизирующий характер, в другом — нет, в одном мотивируется стабильными предпочтениями, в другом — неустойчивыми, водном приводит к накоплению оптимального объема информации, в другом не приводит.
Все человеческое поведение характеризуется тем, что участники максимизируют полезность при стабильном наборе предпочтений и накапливают оптимальные объемы информации и других ресурсов на множестве разнообразных рынков. Если принять концепцию Г. Беккера, то экономический подход дает целостную схему для понимания человеческого поведения, которую издавна, но безуспешно стремились создать многие экономисты.

Экономика имеет статус научной дисциплины, где соединено множество методов научных и практических исследований.

Метод научного абстрагирования или ассоциативные методы

Как и всякая научная дисциплина, например, математика, в экономике существует ряд общепринятых научных абстракций, аксиом, теорем, которые принимаются бездоказательно для целей научного исследования.

Самый близкий к повседневной жизни вариант — это теоретическое обоснование (предположение) того, что каждый экономический агент — бизнес, домашнее хозяйство или отдельный человек — потребитель, является рационально действующим субъектом. Т.е. предполагается, что предприниматель всегда стремится к увеличению прибыли (что было хорошо описано в труде К. Маркса «Капитал»), и что, например покупатель или трейдер на фондовом рынке стремится из всех вариантов принять рациональное решение.

Несмотря на то, что практика доказывает и некоторую иррациональность поведения («эффект леммингов» или толпы), все же научная абстракция в экономике помогает создать набор универсальных моделей для анализа поведения экономических агентов в той или иной экономической системе.

Метод интегрирования и дифференциации (или метод индукции и дедукции)

Этот метод основан на изучении общего явления на основе частного события или наоборот, изучения частного явления на базе более масштабного. Это позволяет изучить экономические системы, например, поведение отдельного человека, как потребителя на рынке, на основе анализа поведения группы или сегмента потребителей (анализ референтной группы).

Аналогично, если применить такие методы к рынку финансов, то судя по тому, как ведет себя общий индекс фондовой биржи, можно сделать определенные выводы о том, как функционирует экономика всей страны. Или же, наоборот — по тому, как ведет себя курс валюты отдельно взятой страны, можно путем дедукции спрогнозировать и сделать анализ работы конкретного бизнеса — например, исследовать динамику платежного баланса экспортных — импортных компаний.

Метод исторических исследований и аналогий

В экономике, как в науке, метод сопоставления прошлых событий с настоящими используется очень часто. Например, все экономические кризисы, начиная с истории тюльпаномании, имеют определенный повторяющийся в исторической ретроспективе алгоритм развития. Это является хорошей научной базой для исследований, результатом которых может служить умение прогнозировать наступление новых кризисов и их основных параметров.

Методы статистической обработки информации

Экономика, как наука, имеет дело с огромным массивом данных, в число которых входят факторы развития больших и малых экономических систем — начиная от исследования динамики потребительских предпочтений и размеров кредитования отдельных домашних хозяйств и заканчивая исследованиями параметров бюджета конкретной страны.

Сбор, анализ и подготовка готовых решений, используемых в экономике, основывается на статистической обработке информации с помощью специальных эконометрических моделей. Они позволяют систематизировать объем информации, сделать фильтрацию случайных событий и выдать исследователю вероятностный исход событий.

С чисто практической точки зрения, например, на финансовом рынке, трейдер или инвестор также занимается изучением статистики количества выходов ценового уровня какого — либо актива (акции, облигации или валюты) выше (ниже) определенного уровня.

Моделирование процессов в экономике

Моделирование в экономике происходит также, как это используется в теоретической физике или механике, когда для исследования какого — либо процесса создается определенной сложности модель, иногда в виде набора математических функций.

В экономике используется большой арсенал таких математических моделей, начиная от модели типа Монте Карло и заканчивая сложными системами из сотен уравнений. Очень часто используется такое моделирование не только в макроэкономике, но и в чисто практических областях, например, в страховании, где имеются специальные модели по анализу наступления тех или иных страховых случаев.

Методы графического анализа

Поскольку экономика, как наука, имеет дело с процессами, протекающими в определенном пространстве и времени, то естественно, возникает вопрос аналогии этих событий с циклическими или волновыми. Любая экономическая система, будь то экономика страны в целом, бизнес отдельного предприятия или цена акции на фондовом рынке развивается в определенной циклической последовательности. Так цена акции не может расти бесконечно вверх, так как и экономика любой страны испытывает фазы роста и падения (кризисов). Соответственно для такого циклического (волнового) анализа используют графоаналитические методы.