Особенности составления писем. Составные части письма. Задание для учащегося

Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» - одно из выдающихся произведений русской классической литературы. Произведение создано во время ссылки в Михайловское под влиянием от прочтения «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Драма написана в подражание историческим произведениям Шекспира и в основном используется белый стих (т.е стихи, не имеющие рифмы, но с четко определенными размерами) .

Пушкин начал работу над своим новым произведением примерно в ноябре-декабре 1824 года, однако в скором времени он делает «перерыв» и работает над одной из глав романа в стихах «Евгений Онегин». За это время он успевает написать всё вплоть до сцены в келье Чудова монастыря. Примерно через четыре-пять месяцев он вновь возобновляет работу над драмой и летом 1825 заканчивает первую её часть. В это время он пишет письмо своему другу Вяземскому, в котором характеризует своё произведение как «романтическую трагедию». Уже 12 сентября того же года из под его пера выходит вторая часть драмы, а к ноябрю он создает третью, заключительную часть трагедии.

Изначальное название нового произведения должно было быть «Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», причем существовало несколько вариантов такого «длинного» названия, но слегка переработав концепцию и убрав деление на части, Пушкин меняет название на простое «Борис Годунов».

Однако на этом история драмы не заканчивается. Осенью 1826 года в Москве Пушкин читает «Бориса Годунова» своим друзьям. Об этом узнает начальник Третьего отделения, органа политического сыска и цензуры, А. Х. Бенкендорф. Шеф корпуса жандармов требует от писателя рукопись произведения, после чего её читает лично император Николай Первый, известный свой строгостью и неприязнью к любому инакомыслию. Политические и социальные проблемы, которые задевает и показывает трагедия пришлись ему не по душе. Государь не одобряет драму и не допускает её к полной печати, к изданию были допущены только лишь небольшие отрывки и некоторые сцены. В 1830 году Пушкин вновь обращается к Бенкендорфу с просьбой разрешить опубликовать всего «Бориса Годунова». Он соглашается, однако при условии того, что книга будет подвержена цензуре, а некоторые сцены будут вовсе вырезаны, и уже к концу 1830 года, в декабре, драма вышла в печать.

Но при жизни Александра Сергеевича «Борис Годунов» так и не будет поставлен на сцене театра. Не смотря на мечту самого писателя, этому мешала не только жесткая цензура, запрещавшая трагедию для представления на сцене вплоть до 1866 года, но и тот факт, что большинство считали драму попросту «несценичной». Лишь спустя почти сорок лет после публикации, 17 сентября 1870 года, с большими сокращениями и цензурными изъятиями,на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра был впервые исполнен легендарный «Борис Годунов».

Вариант 2

Свою знаменитую пьесу А.С. Пушкин писал, находясь в очередной ссылке в селе Михайловском. Идею произведения писатель почерпнул, изучая «Историю Российского государства» Карамзина. Вдохновившись историей, Пушкин решает создать свое произведение в рамках темы, которое позволило бы отразить его точку зрения на многие социальные вопросы.

Формат произведения схож с историческими циклами Шекспира. Сама трагедия написана белым стихом со вставками прозаических фрагментов. Такое построение выделяет пьесу среди других произведений Пушкина.

Работа над произведением шла неспешно. Начав писать в конце 1824 года, Пушкин вскоре делает перерыв на работу над «Евгением Онегиным». Спустя полгода автор снова садится за продолжение трагедии, окончив вторую часть в летом 1825 г. К концу года весь текст романтической трагедии, как называл ее сам Пушкин, был полностью готов.

В первоначальном варианте рукопись носила довольно длинное название «Драматическая повесть, Комедия о беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Позднее автор перерабатывает текст пьесы, убирая трехактную структуру. Название он сокращает до простого «Борис Годунов».

По возвращению в Москву из ссылки, Пушкин читает пьесу на многочисленных встречах с университетскими друзьями. Этот факт привлек интерес тайной полиции, затребовав рукопись для проверки. Лично читавший ее Николай I, остался недоволен содержанием произведения. В итоге трагедию запретили издавать, ограничившись небольшими фрагментами.

Долгое время трагедия оставалась неизданной. Лишь спустя шесть лет после повторной просьбы Пушкина, пьеса была допущена к публикации с изъятием особо спорных сцен, некоторые части трагедии были сильно видоизменены в угоду цензуре. Например, полностью изъята сцена на девичьем поле Новодевичьего монастыря.

Однако на сцене пьесу поставили только после смерти писателя. Реакционная политика императора Николая не позволила Пушкину в полной мере высказаться на социальные и политические темы в своих произведениях.

Несмотря на все препятствия, учиненные правительством, эта трагедия стала одним из ярчайших произведений А.С. Пушкина.

Пеликан в своем роде единственная птица, входящая в состав пеликанообразных. Это большие птицы с огромным клювом, который позволяет им захватывать добычу из воды, и большими крыльями.

  • Акулы - сообщение доклад

    Акулы относятся к классу хрящевых рыб и подклассу пластиножаберных. Выделяется 350 видов акул. Большинство из них – хищники, но некоторые (наиболее крупные китовая и гигантская акулы) питаются планктоном.

  • 20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:

    Народ ещё повоет да поплачет,
    Борис ещё поморщится немного, ‹…›
    И наконец по милости своей
    Принять венец смиренно согласится...

    Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

    События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

    Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:

    Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
    Ты видел двор и роскошь Иоанна!
    Счастлив!

    Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

    Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

    Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

    Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:

    Я думал свой народ
    В довольствии, во славе успокоить, ‹…›
    Я отворил им житницы, я злато
    Рассыпал им ‹…›
    Я выстроил им новые жилища...

    Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят ‹…›, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

    Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

    Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный...». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

    Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал ‹…›, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

    Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

    В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

    16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

    На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей ‹…› на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

    21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

    Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают ‹…› Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

    У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

    Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

    Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...»

    После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

    Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

    Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

    Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

    Произведение было написано великим поэтом и писателем в 1825 году, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское. Сам автор идентифицировал «Бориса Годунова» как «драматическую повесть», жанровая принадлежность – пьеса, для произведения характерны черты трагедии и драмы. Трагедия рассказывает о событиях, сопутствующих правлению Бориса Годунова в период с 1598 по 1605 год. Краткое содержание пьесы по действиям от «Литерагуру» поможет вам быстро освоить литературный материал, запомнить основные события из книги, а поспособствует пониманию сюжета.

    Московский Кремль, 20 февраля 1598г. События происходят после смерти царя Федора Иоанновича. Народ во главе с патриархом Иовом просит боярина Бориса Годунова занять царский престол, однако тот отказывается и вместе со своей сестрой запирается в Новодевичем монастыре, отказываясь от «всего мирского», на протяжении целого месяца. В это время знатные бояре Шуйский и Воротынский обсуждают происходящее, при этом Шуйский утверждает, что это игра Годунова – ему на руку выдержать время, убедив народ в своем нежелании вступить на престол. Прозорливый боярин предсказывает, что Борис Годунов в итоге согласится на царствие, показав себя смиренным и честным. Параллельно они рассуждают о том, что именно «избраннику народа» было выгодно убить младенца-царевича Димитрия, последнего прямого наследника престола, а также говорят о том, что сами могли бы править, ведь являются представителями семейства Рюриковичей.

    В итоге события разворачиваются согласно предположениям Шуйского – народ на коленях умоляет Бориса Годунова принять правление, и тот прерывает свое заточение в монастыре и становится новым царем. Тот в своей речи в тронном зале говорит о смирении и кротости, с которыми он принимает правление. После нее Воротынский напоминает Шуйскому о том, насколько верны оказались его слова, на что лукавый боярин отвечает, что уже не помнит предмета беседы, показывая себя как придворного интригана.

    Чудов монастырь, 1603 год. В келье молодой инок Григорий Отрепьев ведет беседу со старым монахом отцом Пименом, пишущим свою летопись. Очнувшись ото сна, Григорий связывает свои «странные сны» с недовольством монашеской участью и рассуждает о том, что молодость Пимена была куда интереснее его. На это старый монах говорит иноку, что спокойствие и блаженство он нашел только в монашеской жизни. Он рассказывает собеседнику об убийстве цесаревича Димитрия в Угличе, называя виновником Бориса Годунова, а также упоминая о возрасте убиенного, которой был бы ровесником Отрепьева. Пимен уходит из кельи, и Григорий грозит Борису «карой», задумывая авантюру.

    После побега Григория из обители происходит разговор игумена Чудова монастыря с патриархом всея Руси Иовом. Игумен рассказывает о том, как Отрепьев попал в монахи, и о том, что тот возомнил себя «будущим царем Руси». Рассерженный патриарх требует найти и наказать беглеца ссылкой.

    Тем временем царь Борис Годунов, после встречи с неким «колдуном», рассуждает о своем правлении. Он находится на престоле уже шесть лет, но царствие не принесло ему счастья. Годунова окружают заговоры и сплетни, его винят во всех несчастьях, даже в гибели его сестры. После пожара в Москве, Годунов приказывает возвести новый город, но его обвиняют и в самом возникновении пожара. Тяжесть его положения усугубляет его тайный грех – де-факто он признается в убийстве цесаревича.

    Корчма на Литовской границе . Григорий Отрепьев находится там со спутниками, Мисаилом и Варлаамом. Беглец услышал от хозяйки, что его ищут. Тем временем приходят приставы в поисках Отрепьева. Они подсаживаются к путникам, постепенно подозревая Мисаила как беглеца. Приставы ищут грамотного человека, который смог бы прочесть розыскную грамоту, и вызывается сам Григорий, во время чтения подменяющий свои приметы чертами Варлаама. Трюк не удался, и Григорию приходится сбежать из корчмы через окно.

    Москва, дом Шуйского . После ужина один из гостей, Афанасий Пушкин, желает рассказать боярину важные вести: Гаврила, племянник Пушкина, написал о том, что царский сын Димитрий жив и скрывается при дворе короля Сигизмунда. Он в фаворе у самого короля и его придворных. Шуйский и Пушкин рассуждают о возможности переворота, но договариваются молчать.

    Царские палаты. Годунову докладывают о том, что к Пушкину приезжал посол из Кракова, и в гостях у Шуйского у них с хозяином имела место долгая беседа. Царь приказывает схватить гонца и позвать Шуйского, дабы призвать того к ответу, но боярин догадался о нависшей угрозе, и поэтому рассказывает царю об узнанной новости, желая усугубить шаткое состояние Годунова. Царь шокирован, и поэтому допытывается у Шуйского, был ли убит действительно Димитрий, на что Шуйский убеждает Годунова в том, что цесаревич мёртв.

    Краков. Дом Черниковского. Самозванец убеждает отца Черниковского, представителя католической церкви, в своей поддержке, гарантируя принятие на Руси его веры. Прибывает группа людей под предводительством Гаврилы Пушкина, которых Лжедмитрий также убеждает присоединиться к нему, обещая опальным русичам, гонимым Борисом, месть и вольность.

    Замок воеводы Мнишека в Самборе . Вишневецкий и Мнишек хвалятся своими успехами: Григорий, готовится стать царем, а дочь Мнишека, Марина, влюбила в себя самозванца, рассчитывая стать царицей. Тем временем, Лжедмитрий проводит время с Мариной, все больше раскрываясь ей, и в итоге признается в том, что является самозванцем, на что Марина отвечает разочарованием и насмешками, что выводит Григория из себя. Он решает вести войска на государство Московское незамедлительно.

    16 октября 1604 года. Граница Литовская. Самозванец не рад тому, что пригласил литовцев на родную землю, но оправдывает свои действия ненавистью к Годунову.

    Царская дума . Проходит собрание бояр во главе с царем. Собравшиеся обсуждают осаждение Самозванцем Чернигова, Годунов приказывает боярину Щелкалову обеспечить сбор войска. Правление Бориса подрывается изнутри, ведь весть о «возвращении цесаревича» успешно распространяется среди народа. Царь приказывает Шуйскому разобраться с этим, но авторитет Годунова подорван – бояре обратили внимание на волнение Бориса во время собрания.

    Площадь перед собором в Москве . Народ ждет окончания обедни: Григорию Отрепьеву была объявлена анафема. На паперти находится юродивый-Николка, собирающий милостыню. Дети отбирают у него деньги, смеясь над ним. Обедня закончена, царь выходит к народу, и юродивый жалуется царю на обиды, прося того обидчиков «зарезать, как зарезал ты молодого цесаревича», на что бояре требуют наказать Николку. Но Годунов в ответ просит нищего помолиться за него, на что юродивый отказывает, аргументируя свой отказ нежеланием молиться «за царя-ирода».

    Севск. Самозванец выбивает из пленного дворянина Рожнова нужные сведения и узнает, что люди принимают его «воскрешение» благосклонно. Даже поражение под Севском не является финальным для него.

    Москва. Царские палаты. Борис Годунов со своими боярами обсуждает разгром войск неприятеля. Царь считает победу тщетной, потому что Самозванец уже снова собрал свое войско, а войско царя изрядно ослабело. Годунов хочет поставить над боярами Басманова, не отличающегося талантами, но разумного человека. Внезапно царь умирает, и перед смертью благословляет своего потомка на царствие, исполнителем воли Государевой назначается Басманов.

    Ставка. Пушкин прибывает в стан русской армии, посланный туда Лжедмитрием, дабы убедить Басманова перейти на сторону Самозванца, на что Басманов отвечает отказом. Тем не менее, боярин уже предчувствует поражение, зная о придворных интригах и видя серьезность угрозы, которая нависла над молодым царем Феодором, им самим, и государством.

    Лобное место. Пушкин произносит речь перед народом, убеждая его признать Лжедмитрия своим царем. Люди превозносят Самозванца и стремятся в Кремль, чтобы покончить с «родом Годуновых».

    Кремль. Дом Борисов. Дети Годунова, Феодор и Ксения, под замком. Люди жалеют их, не считая их ответственными за «грехи отца их». К ним поднимаются бояре Мосальский и Голицын в сопровождении стрельцов. В доме слышится борьба, крики, после к народу, находящемуся в ужасе от происходящего, выходит Мосальский и объявляет о смерти детей Годунова «от яда», требуя славить «царя Димитрия Ивановича».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Пушкин задумал "Бориса Годунова" как историко-политическую трагедию. Драма "Борис Годунов" противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.

    Если в "Евгении Онегине" стройная композиция проступала сквозь "собранье пестрых глав", то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для "Бориса Годунова" характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее "эпизодами".

    С "Бориса Годунова" и "Цыган" начинается новая поэтика; автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения - в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: "Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить". Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература "сообщала мысли". С Пушкина способность литературы "заставлять мыслить" сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.

    В "Борисе Годунове" переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов "Истории..." Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.

    Пушкин избрал Бориса Годунова - правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.

    Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, - ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от "царя-Ирода". Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта - циничный урок: Милости не чувствует народ: Твори добро - не скажет он спасибо; Грабь и казни - тебе не будет хуже.

    Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, - не случай, а закономерность ("...государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам"). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством: Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни - Когда-нибудь, и скоро может быть, Все области, которые ты ныне Изобразил так хитро на бумаге, Все под руку достанутся твою - Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать.

    Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения - преступление - потеря народного доверия - тирания - гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.

    В монологе "Достиг я высшей власти" Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать: И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит "взором Шекспира". Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.

    Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, - выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает: Борис, Борис! Все пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца - А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от божьего суда.

    Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют.

    Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, "потехам юных лет". ...Верь ты мне: Нас издали пленяет слава, роскошь И женская лукавая любовь. Я долго жил и многим насладился; Но с той поры лишь ведаю блаженство, Как в монастырь господь меня привел.

    Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.

    С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: "...то ведают бояре, / Не нам чета...". Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем "царя-Ирода". Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос - Мужика на амвоне: Народ, народ! В Кремль! В царские палаты! Ступай! Вязать Борисова щенка!

    Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор - теперь сам "гонимый младенец", кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.

    В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: "Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!"

    Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.

    Финальная ремарка: "Народ безмолвствует" о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

    В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкин отобразил исторический факт, характеризующий эпоху, а также настроения России 1824-1825 годов, главным из которых являлось недовольство народа крепостным правом и самодержавием. Кроме того, автор выступил здесь в качестве драматурга-новатора, создавая уникальный жанр. «Борис Годунов» - это историческая трагедия и народная драма одновременно.

    Отношение Пушкина к своему произведению

    Пьеса «Борис Годунов» была окончена А. С. Пушкиным в конце 1825 года в ссылке. Центром литературной жизни поэта в 1825 году было село Михайловское: там он творил и изучал исторические произведения Шекспира. Сам Пушкин в своем письме товарищам в то время сообщал, что его духовные силы «достигли полного развития», а написание «Бориса Годунова» считал одним из самых важных событий своей жизни в Михайловском.

    Беря пример с исторических пьес Шекспира, Пушкин описывает эпоху XVII века в России развернуто, не обращая внимания на детали, без эффектных сцен и пафоса. «Борис Годунов» был его экспериментом, успех которого по замыслу автора мог реформировать существующую русскую драматургию.

    Замысел автора удался, Пушкин остался доволен своей работой. В воспоминаниях самого А. С. Пушкина говорится о том, что после написания «Бориса Годунова» он вслух перечитывал свое произведение, был в восторженном настроении, хлопал в ладоши и говорил: «Ай да Пушкин!». «Любимейшее сочинение» - так называл поэт эту свою работу.

    Сюжет произведения

    По приказу Бориса Годунова был убит наследник престола Дмитрий-царевич. Это дало возможность взойти на престол самому Годунову.

    Свидетелем убийства наследника стал монах Пимен, который, спустя некоторое время, рассказал эту историю иноку Григорию Отрепьеву. Возраст инока совпадал с возрастом царевича Дмитрия. Сетовавший на монашескую жизнь Григорий решил выдать себя за наследника престола. Он бежал из монастыря в Литву, а затем - в Польшу, где собрал войско для похода на Москву.

    Самозванец привел врагов на русскую землю. В результате нескольких боев и предательства московских военачальников победило войско Лжедмитрия. В это время умер сам Борис Годунов, но остался наследник - его сын, которого постигла участь царевича Дмитрия.

    Когда вышедший на крыльцо боярин объявил, что Мария Годунова и ее сын отравили себя ядом, народ в ужасе замолчал, испытывая духовное потрясение. Поэтому и не возникает сомнений при рассмотрении произведения «Борис Годунов». Это какой жанр? Конечно, это народная драма.

    Историческая ситуация

    Главное в пьесе - это отображение определенной исторической ситуации, которая повторяется на разных витках истории. Поэтому жанр произведения «Борис Годунов» и называется исторической трагедией.

    Ведь монархом, который устранил предшественника, был и Наполеон Бонапарт, и Ричард III, описанный Шекспиром. История также свидетельствует о том, как пришедший к власти монарх, желающий вначале быть хорошим для народа, постепенно проявляется как деспот, что отражено и в пьесе. Но тот правитель, который не пользуется поддержкой народа или не имеет на это морального права, обречен на гибель и на разоблачение потомками в будущем.

    А. С. Пушкин любил свое Отечество и посвятил его истории поэму «Борис Годунов», жанр которой заставляет читателя задуматься над извлечением уроков из истории государства.

    Народная драма

    В драме обычно отсутствует описание действующих лиц. Сюжет произведения передается в процессе беседы его героев. Так построен и сюжет поэмы Пушкина «Борис Годунов», жанр которой основан на элементах драмы. Автор только изредка дает скупые ремарки, а основное раскрытие сюжета, тайные мысли героев - все это происходит во время их разговора.

    Размышляя о принципах драматургии, Пушкин задавал вопрос: «Какова цель трагедии? В чем состоит основная тема пьесы?». И автор «Бориса Годунова», и жанр произведения дают такой ответ: «Это народ и его судьба».

    Но современники критично отнеслись к первому опыту поэта над художественным описанием истории. Новаторство его в драматургии не было оценено критиками.

    Действительно, автор использовал много новых приемов: это пятистопный ямб, а также употребление прозы. Произведение включает 23 сцены, оно не разделено на акты, как было принято в то время. Кроме того, основной конфликт трагедии - противоречия между представителями народа и властью - не разрешается, как было принято для написания трагедий современниками. Наоборот, конфликт только усугубляется, так как следующий узурпатор восходит на трон тем же путем, каким взошел его предшественник.

    Трагедия главного героя

    В пьесе утверждается, что Борис Годунов виновен в смерти царевича, хотя доказательств вины соответствующей ему исторической личности не существует. угнетают Годунова, делают его жизнь безрадостной, что очень хорошо подтверждается следующими его словами:

    Как молотком, стучит в ушах упрек,

    И все тошнит, и голова кружится,

    И мальчики кровавые в глазах…

    И рад бежать, да некуда… - ужасно!

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    Поэт понимал, что пишет для сцены, а слова героя должны быть подтверждены игрой актера.

    Автор представил в поэме монаха Григория Отрепьева, авантюриста, который смог использовать уникальную возможность для достижения восхождения на престол. Народ прозвал Лжедмитрия самозванцем, а царь, слыша такое прозвище, понимал, что оно соответствует и ему тоже. Но царь Борис не раскаялся, в результате его судьба закончилась смертью, а затем произошла и смерть наследника.

    Место народа в пьесе

    Народ - это носитель высокой нравственности. Он осуждает преступление своего царя и хочет справедливой власти. Обманом власть делает народ соучастником своих преступлений. Например, в пьесе толпа, подстрекаемая сообщниками Лжедмитрия, расправляется с наследником царя, надеясь на торжество справедливости. Но в результате народ получает очередного самозванца. В этом и заключается его трагедия.

    Поняв это, народ безмолвствует. Что же скрывается за этим безмолвием? Это и растерянность народа, и осуждение преступников, и немая угроза. Жанр «Бориса Годунова» - народная историческая трагедия, он способствует изображению народа выразителем высшей нравственной истины и справедливым судьей любой власти.

    Опера Модеста Мусоргского

    В 1869 году Модест Мусоргский закончил работу над оперой «Борис Годунов». Текст А. С. Пушкина был им использован для написания либретто. Поставить оперу на сцене автору удалось только в 1874 году. Но в 1882 году ее сняли со сцены. Публика отзывалась об опере двояко: часть ее с восторгом говорила о воплощенном на сцене народном духе, о правильности описания эпохи, живости образов, но другая часть публики отмечала технические недостатки произведения, к которым нужно отнести, в частности, неудобство партий и обрывочность фраз.

    Н. А. Римский-Корсаков, будучи другом Мусоргского и ценя его талант, сделал несколько технических обработок оперы, что не повлияло на замысел автора.

    Какой жанр оперы «Борис Годунов»? Это жанр музыкальной драмы, которая, являясь оперой, подчиняется законам драматического театра.

    Пушкина, как настоящего сына своего Отечества, всегда волновала судьба народа и государства. Не давая в этом произведении никаких рекомендаций, Пушкин-драматург реалистично показывает проблемы всех социальных слоев и конкретного человека. Поэтому жанр «Бориса Годунова» отнесен к исторической трагедии и народной драме, использование которой в литературе было революционным явлением того времени.