Отличие понятий план и программа. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения. Как Концепция помогает структурировать программу

В современном мире побеждает лишь тот, кто лучше всех подготовлен к предстоящим действиям. Программа и план – две важных части проектного менеджмента, реализация идей которого позволяет привести к успеху любое предприятие. Понимание разницы между ними очень важно для будущих руководителей, которые хотят не просто быть винтиком системы, а грамотно управлять ресурсами и определять своё будущее.

Что такое программа и план

Программа – последовательный алгоритм действий, реализация которого позволит исполнителю достигнуть определённой цели. Программа может быть компьютерной, предвыборной, рабочей. Всех их объединяет одно: набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.
План – ряд действий, объединённых единой целью и предназначенных к выполнению до определённой даты. План позволяет создать рабочий график, который дисциплинирует как отдельного индивида, так и группу людей, помогая им ориентироваться во времени и пространстве.

Разница между программой и планом

Таким образом, программа – широкое понятие, обозначающее стратегию достижения результата. Без неё не обходится деятельность ни одной крупной компании и организации, руководитель которой действительно хочет добиться успеха. Программа – гибкая, ради достижения целей отдельные пункты могут изменяться, адаптироваться под реальные условия. При этом она может иметь несколько планов, выполняемых параллельно.
План – устаревший способ реализации задач проектного менеджмента. Он детализирован, а каждое событие обладает временными рамками, но далеко не факт, что выполнение всех задач приведёт к достижению целей.

TheDifference.ru определил, что отличие программы от плана заключается в следующем:

Широта понятия. Программа – более широкая категория, которая может включать в себя несколько планов.
Прогрессивность. Программа является более гибкой, нежели план, и её можно корректировать, направлять в процессе реализации.
Гибкость. Отдельные пункты программы могут выполняться независимо друг от друга, возможно несколько исходов. План всегда линеен, а потому должен реализовываться последовательно.
Детализация. Программа содержит лишь общие положения, цели, а план – детальную проработку каждого шага, временные рамки, ресурсы.
Оценка результата. Чтобы понять результативность плана, необходимо сопоставить запланированные мероприятия с реально выполненными. Оценить эффективность программы можно лишь по достижении цели.

«Программа». Сравнение понятий проект и «программа»

В ряде отраслей - таких, как авиационно-космическая или оборонная промышленность, создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе Программ, которые можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин "проект", как правило, связывается с относительно краткосрочными целями. В настоящее время в Российской Федерации разработан и реализуется ряд программ развития: топлива и энергетики, продовольствия, транспорта и связи, жилья, машиностроения и некоторые другие.

В число приоритетных федеральных программ вошли программы энергоснабжения, электрификации и газификации сельских районов, повышения безопасности атомной энергетики, использования нетрадиционных источников энергии, освоения газовых месторождений полуострова Ямал, развития Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса.

Характеристики понятия «проект». Признаки проекта

Проект как объект управления описывается совокупностью определенных показателей - характеристик проекта, которые закладываются на этапе планирования (см. Главу 1). На основе характеристик определяется, во-первых, целесообразность, выполнимость и устойчивость проекта а, во-вторых, пути и способы достижения запланированных показателей. Именно поэтому, для принятия финансовой организацией положительного решения о выделение средств, последующих эффективного управления проектом и успешной его реализации необходимо сформулировать и обосновать планируемые характеристики проекта.

К основным характеристикам проекта относятся следующие:

· Цель и основные результаты проекта, получаемые бенефициариями в ходе реализации проекта и после его завершения;

· Финансовые средства, необходимые для реализации проекта;

· Качественные и количественные характеристики ресурсов, требующихся для реализации проекта;

· Квалификация специалистов и возможности организаций, привлекаемых к реализации проекта;

· Количественные и качественные показатели работ по проекту;

· Сроки выполнения проекта.

Текущие значения этих показателей могут меняться на протяжении всего жизненного цикла проекта, что обусловлено влиянием внутренней среды проекта и его внешним окружением. Эффективность управления как раз и предполагает достижение запланированных показателей проекта при действии указанных влияний . Таким образом, становится более понятной сама цель применения методологии и инструментов проектного менеджмента для достижения оптимального результата при заданных ограничениях и существующих рисках.

Основные отличия проекта от программы и операционной деятельности, отличия проектов от бизнес-процессов

Программа не имеет точки завершения. Скорее, программа - это непрерывный процесс перемен. Проект может быть составной частью программы.

Например, проект “Аполлон-11” - это часть американской лунной программы. Управление программой включает в себя управление входящими в нее проектами.

Проект -- это средство стратегического развития. Цель -- описание того, что мы хотим достичь. Стратегия -- констатация того, каким образом мы собираемся эти цели достигать. Проекты преобразуют стратегии в действия, а цели в реальность.

Таким образом, каждая работа, которую выполняет конкретный сотрудник, привязывается к достижению стратегических целей организации (рис. 1.1)

Причина такого внимания к понятию «проект» в том, что методы и инструменты управления проектами эффективно применять именно к проекту. Однако далеко не вся работа, ведущаяся в организации, является проектами. Поэтому компании, внедряющие управление проектами, часто испытывают затруднения с разделением проектов и операционной деятельности.

К примеру, является ли курс обучения сотрудников проектом? Любой курс имеет ограниченные сроки проведения, бюджет, требования к качеству. Для курса могут быть определены цели. Таким образом, курс обучения можно рассматривать как проект. Но если компания проводит десятки курсов в год и деятельность по организации обучения является рутинной, повторяющейся, не несет никакой уникальности в плане управления, -- является ли курс проектом? Необходимо ли применять методы управления проектом для каждого курса, например, назначать руководителя проекта и создавать график проекта? Аналогичная ситуация может возникать на заводе, производящем машины. Каждая машина может рассматриваться как небольшой проект.

В приведенных примерах, скорее всего, курс обучения и производство машины проектами не являются. Фактически, в предложенном контексте массового производства машин и проведения курсов, компания реализует серийное производство типовых продуктов и услуг без явного ограничения этой деятельности по срокам.

У каждого проекта есть четко определенные начало и окончание. Проект заканчивается вместе с достижением всех его целей или наоборот, когда становится ясно, что эти цели не могут быть достигнуты. Временность не означает краткосрочность проекта -- многие проекты могут продолжаться несколько лет. В любом случае, проект конечен и не может состоять из постоянно продолжающихся действий.

Очень многие предприятия временны в том смысле, что в какой-то момент работа на них остановится. Например, понятно, что конвейер по производству определенной модели автомобилей когда-то остановится, так как машина будет снята с производства. Однако такой род временности не делает конвейер проектом, поскольку работа по сборке машин является типичной рутинной операционной деятельностью. Фундаментальное отличие проекта заключается в том, что проект заканчивается, когда поставленные цели достигнуты, тогда как при непроектной деятельности перед исполнителями ставятся новые цели и работа продолжается.

Временная природа проектов сказывается и на других аспектах проектной деятельности. Например, проекты обычно имеют четко очерченные временные рамки для создания продукта или услуги, поскольку благоприятная для них ситуация на рынке складывается на ограниченное время. Кроме того, проектная команда, как правило, по его окончании распадается, а ее члены переходят в другие проекты.

В отличие от конвейера по сборке автомобилей хорошим примером проекта может быть разработка нового автомобиля. Разработка осуществляется в ограниченные сроки и продолжается до достижения определенного результата -- прототипа нового автомобиля. Когда результат достигнут, автомобиль отправляется в производство, а проектная команда -- конструкторы, дизайнеры, инженеры и прочие -- могут быть вовлечены в новый проект, хотя и не обязательно в том же составе.

Таким образом, операционная деятельность состоит из постоянного повторения одних и тех же операций с целью производства одного и того же продукта (или предоставления одной и той же услуги). Примерами могут служить серийное производство, продажи типовых продуктов, бухгалтерские операции.

Основная разница между операционной и проектной деятельностью (табл. 1.1) в том, что операционная деятельность оперирует привычными результатами в устоявшихся бизнес-процессах, а проектная работа подразумевает уникальные результаты и ограниченный срок работ.

Отличия проектов от бизнес-процессов

Бизнес-процесс

Работы, взаимодействия, ресурсы, роли.

Привычные, повторяющиеся, ограничены утвержденными регламентами.

Новые, изменяющиеся разовые, разнородные, межфункциональные

Окружение

Привычное, стабильное

Новое, изменяющееся

Оргструктура

Работы выполняются в стабильных организационных структурах

Работа выполняются во временно созданных структурах, действующих в пределах проектного цикла

Ограниченные

Приоритеты и оценка эффективности деятельности

Воспроизводство, эффективность определяется достижением промежуточных функциональных результатов

Достижение цели, эффективность определяется достижением установленных конечных целей

Основные элементы жизненного цикла

Реализация

Планирование, реализация, контроль, завершение

Изменения

Превращение ресурсов в продукт

Целенаправленное изменение внутренней среды, в которой реализуется проект


Мечта - это определённая цель, к которой человек стремится всю жизнь. Мечта нужна нам как стимул, чтобы постоянно двигаться вперёд и самосовершенствоваться, пусть она и далеко не всегда досягаема. Ради мечты человек способен отказаться от своего прошлого и обрести новые ценности в жизни.

Желание, в отличие от мечты, вполне достижимо и представляет собой определённую задачу, на решение которой уходит не так много времени и сил. Желание чаще всего имеет повседневный характер и вызывается человеческими потребностями.

Чем же отличается желание от мечты? Я считаю, что главная отличительная особенность этих понятий состоит в том, что мечта намного более масштабна желания и способна мотивировать и приободрять человека в трудных ситуациях, ведь он никогда не опустит руки, зная, что не исполнил свою мечту.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Вспомним роман Джека Лондона "Мартин Иден". Заветной мечтой главного героя, моряка и бродяги, является молодая и красивая девушка из высшего общества по имени Руфь, ради которой он отказывается от своей прежней жизни среди рабочих необразованных людей в пользу саморазвития. Мартин проводит всё своё время за чтением сложнейших книг, пробует себя в различных сферах науки, старается окружить себя умными людьми. Герой так и не воплотил свою мечту в реальность, но на пути к ней он изменился до неузнаваемости, превзойдя по своей эрудированности и образованности даже представителей буржуазии. Этот пример доказывает мою мысль о том, что мечта способна творить чудеса, побуждать людей на благородные поступки и заставляет задуматься о серьёзных переменах в жизни.

В качестве второго аргумента рассмотрим философско-психологический роман Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников, главный герой произведения, с самого начала хочет исполнить свою мечту кардинально изменить общество, сделать всех людей равными и помочь бедным. Но, к сожалению, вместо этого он лишь реализует свои личные потребности, которые заключаются в желании проверить собственную теорию о разделении людей на группы и доказать себе, что он "не тварь дрожащая, а право имеет". Таким образом, автор хочет показать нам, что желания вполне достижимы, а вот заветная мечта чаще всего остаётся недостигнутой.

Итак, рассмотрев оба примера, мы убедились в том, что понятия "мечта" и "желание" сильно отличаются друг от друга. Советский драматург Александр Вампилов однажды сказал: "Мечты, которые сбываются, - не мечты, а планы." Это высказывание подтверждает мою мысль о том, что мечта должна быть трудно осуществима и духовно высока. Желание помогает нам продуктивно прожить один день, а мечта - целую жизнь, ведь в погоне за последней человек меняется до неузнаваемости.

Обновлено: 2018-10-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

20 Июл 2016

Для того, чтобы дойти до Концепции программы (programme blueprint) , Вам придётся преодолеть 80 страниц стандарта PRINCE2: Managing Successful Programmes (MSP) . Но сделать это стоит, ведь Концепция программы – один из самых интересных инструментов из всего руководства. В этой статье мы рассмотрим, что такое Концепция программы и почему её нужно использовать, вне зависимости от того, каким подходом к управлению программой Вы пользуетесь.

Что такое Концепция программы (Programme Blueprint )?

Как правило, в самом начале разработки программы, создаётся Видение программы (vision statement) . Это краткое описание результатов, которые планируется достичь в ходе программы. Концепция, в свою очередь, не просто описывает выгоды от реализации программы и свойства продукта. Она содержит в себе то, как должна измениться организация в сравнении с нынешним состоянием. И вот эта «будущая организация» и должна реализовать выгоды от программы.

Для чего нужна Концепция программы?

Как уже было сказано, Концепция определяет различия между состоянием бизнеса сейчас и его состоянием в будущем. Эти отличия — хорошая база для GAP-анализа. Более того, результаты GAP-анализа иногда даже включаются в документацию Концепции в качестве приложения.

После того, как в Концепции будут описаны все отличия между существующим и желаемым состоянием, станут видны разрывы между данными состояниями, которые необходимо преодолеть. После чего вырабатывается список проектов, необходимых для преодоления этих разрывов.

В терминологии MSP этот процесс называется Планированием реализации Концепции (planning the Blueprint delivery) . В ходе планирования прорабатываются различные возможности достижения поставленной цели – будет это серия небольших проектов или один масштабный трансформационный проект. Будут ли эти проекты реализованы одновременно или последовательно и какие трудности могут возникнуть в ходе их совместной реализации.

Кроме того, Концепция может влиять на оценку уже реализуемых компанией проектов. Ведь когда мы получили подробное видение состояния компании в ходе реализации программы, становится очевидно, какие проекты, реализуемые в данный момент приближают желаемое состояние. Если проекты не делают этого, или ещё хуже, плохо укладываются в желаемую структуру – их реализацию целесообразно прекратить как можно скорее, а высвободившиеся ресурсы направить на реализацию программы по достижению желаемого состояния.

Как Концепция помогает структурировать программу?

На программном уровне ценность Концепции в первую очередь состоит в том, что она создаёт отправную точку. Концепция – это детальная картина успеха. Всё, что производит программа, всё, что станет результатом проектов программы, должно вести к желаемому состоянию. Именно концепция позволяет сохранять фокус и двигаться в нужном направлении.

Кроме того, Концепция позволяет достаточно чётко определить промежуточные шаги на пути к цели. Ведь зачастую в ходе масштабной трансформации организации реализуются несколько программ. И Концепция не только позволяет определить место программы в общей масштабной картине трансформации, но и позволит более точно составить Концепции последующих программ.

Как пишется Концепция программы?

Очевидно, Концепция программы – не тот документ, который можно сесть и написать в одиночку независимо от всех. Если программа посвящена трансформации организации, автору концепции не обойтись без помощи сотрудников из разных частей организации. Вам придётся приложить немало усилий для консолидации усилий команды. Для коллективного написания документа Вам потребуются не просто люди, хорошо знающие структуру организации и то, как работает её бизнес, но и люди с воображением, способные представить будущее компании, описать его и спрогнозировать. Для особо крупных и приоритетных программ, помимо внутренних экспертов, может понадобиться , внешних экспертов и фасилитаторов – при правильном применении, затраты на них окупятся в будущем.

К сожалению, в самом стандарте MSP не приводится конкретного шаблона для написания Концепции. А потому в данном разделе мы приведём содержание шаблона концепции, предоставленной компанией ILX .

Шаблон Концепции

Раздел 1. Будущее состоянии организации

В первом разделе описывается будущее состояние организации, которого необходимо достичь. Этот раздел включает в себя:

1. Цели и действия

В этом разделе описывается способ достижения Видения компании, включая основные вехи, которые необходимо пройти на пути к достижению цели. На этом этапе определяется, что в принципе планируется сделать. Например, будет ли это масштабная трансформационная программа, несколько программ или серия небольших проектов по изменению.

2. Основные выгоды от программы

Этот раздел посвящён описанию выгод для организации от реализации программы в течение всего её жизненного цикла. Цель данного раздела – не упустить выгоды и не потерять фокус на цели программы в ходе реализации концепции.

3. Модель будущей организации

В данном разделе определяется вид, способ функционирования, создания ценности и бизнес-модель будущей организации. В этом разделе описывается состояние организации «как будет», чтобы сравнить его с тем, «как есть» на данный момент. Это раздел позволяет увидеть разрывы и понять изменения, необходимые для того, чтобы достичь желаемого состояния.

4. Операционные измерения

В этом разделе прогнозируется уровень издержек, производства и сервиса организации будущего. Целевые количественные показатели позволяют более чётко определить успешность реализации программы.

5. Организационная структура

Как понятно из названия, этот раздел описывает организационную структуру, количество персонала, а также роли и умения сотрудников «организации будущего». Это описание состава той организации, которая сможет показывать описанные в видении показатели и результаты.

6. Информационная система

В данном разделе описывается информационная система, а также другие инструменты, необходимые для функционирования будущей организации. Новые бизнес процессы, системы и персонал зачастую требуют технической поддержки и обеспечения функционирования для достижения целевых показателей.

7. Вспомогательные сервисы

Этот раздел целиком посвящён определению состава вспомогательных сервисов, необходимых для эффективного функционирования основных подразделений будущей компании. В разделе должен быть описан список необходимых подразделений, их функции, количество персонала, компетенции и роли.

Раздел 2. Нынешнее состояние

Во втором разделе Концепции программы описывается нынешнее состояние организации. Его можно сделать в произвольной форме, можно взять за основу первую часть Концепции. Главное, чтобы структура позволяла легко и наглядно сравнивать между собой. Зачастую компании не могут сходу ответить на все вопросы о нынешнем состоянии организации и им приходится провести анализ нынешнего положения дел. Это оказывает положительное влияние на процесс и иногда приводит к интересным открытиям, которые заставляют вносить изменения во всю программу.

Раздел 3. Сравнение состояний

Третий раздел концепции представляет собой собственно сравнение состояний и определение отличий между состояниями. Список различий затем используется для формирования пула проектов, позволяющих эти различия преодолеть и достичь желаемого состояния.

Руководство MSP никак не ограничивает Вас в использовании инструментов для написания концепции, лишь бы было удобно Вам. Рекомендуется использовать схемы, ментальные карты и другие инструменты визуализации. Чем Концепция понятнее – тем ниже вероятность разночтений и недопонимания между участниками процесса, а также того, что про Концепцию забудут и не будут в итоге использовать.

Чаще всего, одна трансформационная программа вряд ли сможет радикально изменить всю организацию и реализовать изначальную Концепцию реализации Видения. А потому можно определить несколько промежуточных шагов в достижении желаемого состояния бизнеса, и реализовывать программы по их достижению. Так процесс будет более управляемым и стабильным.

Обновление Концепции

Официально в MSP нигде не указывается, как часто нужно обновлять Концепцию программы. Но исходя из здравого смысла, делать это всё же стоит, и вот почему.

Организация не существует в вакууме – внешние условия оказывают влияние как на бизнес, так и на его развитие. Окружающий мир быстро изменяется, и чтобы ему соответствовать, необходимо подстраиваться под новые условия. А учитывая, что программы трансформации организации могут длиться и 5, и 10 лет – изменения неизбежны и должны быть учтены в концепции.

Кроме того, смена руководителя, например, уход генерального директора или руководителя важного подразделения, может оказать серьёзное влияние на развитие компании. А значит и Концепция должна быть пересмотрена и утверждена всеми участниками.

Насколько регулярно нужно пересматривать концепцию зависит от специфики конкретной организации, отрасли и программы. Тем не менее, данный процесс позволяет не забывать о наличии концепции, заставляет детально анализировать происходящие изменения и поступающие в организацию извне сигналы. А это крайне полезно.

Заключение

Концепция позволяет быть уверенными в том, что у реализуемой программы есть серьёзная база, согласующаяся с видением и стратегией организации. Концепция позволяет организации осознать, где она находится, куда она движется и чего стремится достичь.

В условиях инновационного развития экономики и системы образования программа развития образовательного учреждения является документом об инновационном развитии школы, способным эффективно понижать неопределенность будущего развития для различных субъектов образовательного процесса; инструментом управления образовательным учреждением, необходимым для привлечения управленческих, кадровых, финансовых ресурсов в решении значимой для образовательного процесса проблемы.

С точки зрения современного менеджмента программа является основой как для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в инновационной деятельности образовательного учреждения, так и его финансирования в рамках новой методологии подготовки и исполнения бюджета - бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Основой модели бюджетирования, ориентированного на результат, является программно-целевой метод планирования, предполагающий формирование программного бюджета, сочетающего в себе требования к установлению планируемого результата и к конкурентному распределению ресурсов.

На протяжении последних пяти лет был сформирован целый пласт законодательства, регулирующего применение БОР:

– целевое планирование деятельности учреждения (доклады о результатах и основных направлениях деятельности);

– переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет или среднесрочный финансовый план);

– программный подход к планированию деятельности учреждения (целевые программы);

– установление связи между результатами и финансированием (государственные и муниципальные задания).

В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000, определены общие требования к бюджетным программам :

– четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности;

– описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;

– наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей;

– обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;

– определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.

В условиях БОР бюджетные организации:

– будут обосновывать целесообразность расходов по определенным критериям;

– должны будут уметь формулировать свои стратегические цели, сопоставить с основными направлениями деятельности значимые результаты, распределить бюджеты по основным целям и функциям, и оценить эффективность этих расходов;

– будут представлять бюджет не в виде сметы, а как программную концепцию развития своего образовательного учреждения, из которой будут ясны цели и задачи, а также способы их реализации.

Таким образом, в сложившейся ситуации институциональных преобразований деятельности образовательного учреждения программа развития является по форме целевой программой, а по содержанию - бизнес-планом.

Прежде чем приступать к разработке программы развития образовательного учреждения, необходимо разобраться для самих себя, ответить на следующие вопросы:

– Что следует учесть при разработке программы развития образовательного учреждения?

– Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий (гораздо более привычной формы планирования)?

– В чем различия программы и проекта?

– Что такое концепция, является ли она частью программы?

– Каковы соотношения понятий: программа, план, проект, концепция?

– Из каких элементов (блоков) должна состоять программа? Какова «нагрузка» каждого элемента (блока)?

– Как организованы эти элементы (блоки), какова структура программы?

Когда ответы на эти вопросы составителю программы ясны (ниже приведены необходимые объяснения), можно приступить собственно к составлению программы (разработке). На этом этапе также необходимо ясно представлять себе, как это делается. Здесь необходимо прояснить для себя следующее:

– С чего начинать?

– В какой последовательности двигаться?

– На что обращать внимание в первую очередь?

– Каковы критерии реальности программы?

– Что необходимо проверить, учесть при составлении программы?

Рассмотрим эти вопросы и возможные ответы на них последовательно.

Что следует учесть при разработке программы развития образовательного учреждения?

– основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

o переход на новые образовательные стандарты;

o развитие системы поддержки талантливых детей;

o совершенствование учительского корпуса;

o изменение школьной инфраструктуры

o сохранение и укрепление здоровья школьников

o развитие самостоятельности образовательного учреждения;

– основные направления модернизации системы образования в Хабаровском крае:

o совершенствование содержания и технологий образования;

o кадровая политика в сфере образования;

o развитие инфраструктуры системы образования;

o поддержка талантливых детей и молодёжи;

o развитие системы оценки качества образования.

Договоримся о понимании основных терминов

Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий?

План обычно (так сложилось) составляется «от сегодняшнего дня», вперед, насколько хватит воображения у составителя. Как правило, составляя план, мы отвечаем на вопрос: «Что можно сделать?». А длительность (продолжительность) плана зависит от множества условий, как правило, внешних: «На сколько надо?». Программа, по крайней мере, в момент своего составления, не привязана к срокам. Вопрос о планировании во времени встает на одном из последних этапов работы над программой.

План – это система (перечень) мероприятий, направленных на достижение целей и задач программы развития образовательного учреждения.

Вопрос, на который отвечает программа – другой: «Что необходимо сделать, чтобы…?». Поэтому при составлении программы всегда сначала необходимо задать вопрос: «Что должно произойти?», а потом: «Как именно этого добиться?». Программа в отличие от плана мероприятий ориентирована на изменение, на «шаг развития». Поэтому программа всегда составляется не от нынешнего момента вперед, а, наоборот, от завтрашнего дня, от образа потребного будущего, к сегодняшней, наличной ситуации. В этом главное отличие плана от программы.

Сразу же заметим, что программа – гораздо более ответственный документ, задавая образ результата (того, что получится в конце) мы берем на себя ответственность за собственные действия по его достижению.

Программа - документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, обеспечивающий новое качественное состояние образовательной системе.

Программа, задавая результат, проявляет наши намерения, показывает в явном виде, на что именно направлены наши действия. И, следовательно, программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено.

В чем различия программы и проекта?

Что такое проект? Это серия спланированных, тщательно документально обоснованных взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенных целей и разрешения конкретных задач за строго определенный период времени. Это планомерная работа, направленная на достижение конкретных целей, основанная на адекватном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов.

Что такое концепция и является ли она частью программы?

Концепция – 1) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная система взглядов, представлений, идей.

Концепция программы представляет собой текст, в котором изложено желаемое будущее состояние школы в ней не описывается то, что есть, а предписывается, что должно быть, что должно характеризовать новую школу. Концепция – это составная часть программы. Концепция опирается на результаты проблемно-ориентированного анализа.

Каковы соотношения понятий Программа, План, Проект, Концепция?

Программа как целое объединяет в себе концепцию, проекты (два и более), план мероприятий.

Рассмотрим содержание и структуру программы развития образовательного учреждения

В начале разработки программы необходимо представить, в какой логике, последовательности будем писать текст.

Определим существующее положение дел (проблемно-ориентированный анализ ). Первоначально убедимся, какие в образовательном учреждении есть условия, внутренние ресурсы и потенциал, позволяющие прогнозировать качественные изменения в школе. Разберемся, что составит проблему, а также угрозу для достижения желаемого будущего. И, наоборот, на какие внешние факторы и ситуации мы можем рассчитывать. Главное не забывать об объективности и надежности информации (не полагаться на устаревшие данные).

Теперь уверенно можно вообразить образ желаемого будущего (концепция ) и разрабатывать стратегию (выражена в формулировке темы, описании противоречий, проблем, цели ) и тактику его достижения (проекты, планы мероприятий ).

Из каких элементов (блоков) должна состоять программа?

Основными элементами (блоками) программы можно считать: анализ реальной ситуации с формулировкой актуальных проблем, формулировку цели, задач, разработку проектов, планирование результатов, составление плана мероприятий, финансового плана.

Анализ ситуации

При подготовке анализа, кроме описания действительного положения дел образовательного учреждения, должны быть: выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.

Противоречие - это несоответствие между желаемым и дей­ствительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы (например, противоречие между объективной необходимостью качественных изменений результатов обучения школьника и недостаточными условиями для повышения качества обученности учащихся в школе).

Вопрос: Чего необходимо достичь и каково действительное положение дел?

Требования к формулировке противоречий:

– реальность, то есть брать для работы «посильные противоречия», которые можно разрешить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;

– позитивность, разрешение противоречия должно способствовать положительному преобразованию практики, сознательное получение антипедагогического результата в сфере образования противопоказано.

Проблема (греч. задача, задание) – вопрос, требующий решения. Формулируется и выявляется проблема из противоречия. Например, каким образом в условиях образовательного учреждения можно обеспечить повышение качества обученности школьников? или Какие условия необходимы для повышения качества обученности школьников?

Вопрос: Что не устраивает в образовательном пространстве?

Определить наличие проблемы можно по признакам:

– затруднения педагогической практики;

– анализ педагогической практики на предмет выявления требуемых знаний;

– недостаток в результатах работы системы школьного образования;

– неясность причин и способов устранения недостатков (недостаток проявляется на основе сравнения реального положения дел с требуемым - желаемым).

Требование к формулировке проблемы:

– актуальность, что означает: возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса; наличие объективных средств, условий для решения проблемы;

– проблема может быть только одна.

Проблему можно сформулировать в виде:

– проблемной ситуации – описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения;

– проблемного вопроса – это вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания; выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования;

– проблемной задачи – это обозначение предполагаемого результата исследования; проблемная задача формулируется как обыкновенная цель – «найти способы связи компонентов системы …», «определение комплекса условий …».

Требования к описанию педагогической (социально-экономической) проблемы:

– наименование проблемы;

– цифровая, иная информация характеризующая проблему (текущее состояние, динамика изменений);

– оценка развития ситуации на перспективу;

– краткий обзор имеющейся практики (край, РФ, зарубежье).

Проблема определяет формулировку названия программы. Тема программы развития образовательного учреждения формулируется по желанию разработчиков. Тема программы развития образовательного учреждения - «свернутое» в одно предложение содержание изменения или локальная формулировка, выражающая главную идею, мотив, пафос преобразования.

Вопрос: В чем суть изменений (преобразований)?

Требования к формулировке темы:

– значимость для образовательного учреждения.

– конкретность, точность; широкая тема указывает на поверхностность программы, мешает определить цели и выделить посильный круг задач;

– прогностичность, то есть при выборе темы нужно серьёзно думать о возможности её решения (о вероятной логике построения работы и диагностике, подтверждении результатов).

Типы формулировок тем программы развития образовательного учреждения:

– Изменение качеств А у В в условиях С. Например, повышение качества обученности школьников в условиях ИКТ насыщенной среды образовательного учреждения.

– Условия изменения качества А у Б (вместо «условий» могут быть «факторы, основы, принципы, подходы»). Например, педагогические условия обеспечения повышения качества обученности школьников средствами ИКТ.

– А как Б (в качестве А может быть любой педагогический феномен, а в качестве Б лишь функция, средство, метод, принцип, форма, фактор, проблема, результат). Например, ИКТ как средство повышения качества обученности школьников.

Определившись с проблемами и темой смело можно приступать к разработке основного инструмента программы: концепция, цель, задачи, проекты, результаты.

Концепция:

– Формулировка видения. Видение – это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы.

– проектирование миссии образовательного учреждения (приоритетных интересов), целей и принципов построения;

– поиск, изучение и оценка новшеств;

предварительный выбор идей;

– формирование образа будущего.

Формулировка цели

Вопрос: Чего мы хотим достичь, на какой результат выйти, выполняя программу?

Цель - элемент программы, тесно связан с другим ее элементом - «Результат». Фактически это равнозначные элементы, организующие всю программу в целом. Цель программы может быть сформулирована как «разрешающая проблему, которая стоит перед школой».

Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы.

Цель может, например, определять:

– новое качество предоставляемых школой образовательных услуг;

– новую номенклатуру предоставляемых услуг;

– новые условия обучения школьников;

– изменение технической оснащенности и т. д.

Однако, как правило, цель программы связана с основной деятельностью той организации, которая составляет и осуществляет программу. Поэтому среди приведенных примеров более важной целью является новое качество образования, а изменение технического парка школы – менее важной (частной) целью.

Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, просто – близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Только в этом случае можно надеяться, что программа будет поддержана всем педагогическим коллективом .

Требования к постановке целей:

– реалистичность, посильность, достижимость;

– однозначность, представлять в обобщенном виде конечный продукт исследования;

– проверяемость цели, ее контролируемость, в отдельных случаях диагностируемость;

– определенность во времени (определены сроки проведения исследования);

– операциональность (цель распределена на задачи);

– отсутствие специальных (профессиональных) терминов;

– отсутствие неоднозначных выражений и понятий;

– отсутствие указаний на иные цели и задачи – следствия реализации программы;

– указания на пути, средства, методы реализации программы;

– явное соответствие заявленной проблеме.

Итак, мы определили стратегию программы развития учреждения, она заключается в описании темы, противоречий, проблем, цели, концепции.

Тактика реализации программы – это система локальных практических действий, направленных на достижение цели. Вырабатывая тактику, мы определяем задачи, разрабатываем проекты, планируем мероприятия по достижению результатов, выбираем методы диагностирования, продумываем ресурсы и условия.

Формулировка задач

Задачи - это конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру , развертывается в комплекс взаимосвязанных задач.). Задачи по отношении к цели выступают как самостоятельные «цели».

Вопрос: Какие промежуточные результаты нужно получить, чтобы достичь цели?

Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы:

– выделить более простые и доступные для выполнения операции;

– создать последовательность выполнения операций с учетом их связи, сложности и времени выполнения, то есть выработать тактику достижения цели;

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, выяснить, сформулировать, установить и т. д.) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Очень важно, чтобы задачи и цель были согласованы. Составляя список задач, проверяйте себя, не появилось ли лишних задач (тогда поставленная цель должна быть переформулирована). Или может оказаться, что поставленных задач не достаточно для достижения цели. В этом случае список задач должен быть дополнен.

Требования к представлению задач программы:

– формулировка в виде заданий по достижению определенных результатов к определенному сроку;

– результаты должны быть измеримы (как правило – в цифрах);

– набор задач необходим и достаточен для достижения цели;

– задаче поставлен в соответствие набор мероприятий;

– набор мероприятий необходим и достаточен для решения задачи.

Как разработать проект

В последние годы модным и часто употребляемым стало слово «проект». В сущности, термины «программа» и «проект» близки. Их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов. Этого же понимания мы и предлагаем придерживаться.

Проект всегда имеет цель (перевод слова «проект» - брошенный вперед). В отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача. Но может быть и иначе в зависимости от структуры всей программы в целом.

Проект обязательно ограничен во времени. Про проект всегда понятно, сколько времени он будет реализовываться. Отдельные школьные проекты в рамках программы имеют собственную продолжительность, которая определяется не столько общей (внешней) временной рамкой, а собственно содержанием данного конкретного проекта, временем на достижение его результата.

При разработке конкретных проектов, особое внимание следует уделить ответам на следующие вопросы.

Первая группа вопросов:

– Что должно быть сделано? Как это связано с целями и задачами региона, муниципалитета, программой развития в целом?

– Какие результаты должны быть достигнуты? «Где» («на чем») мы их увидим? Каковы индикаторы, критерии успешности?

– Как будет организован мониторинг хода реализации проекта? Что (какие мероприятия) надо осуществить для того, чтобы ход реализации проекта можно было бы вовремя скорректировать?

– В каком виде и кому будут представляться отчуждаемые продукты (результаты реализации проекта)?

Вторая группа вопросов:

– Кто будет это осуществлять? Кого следует привлечь к этой работе (как в школе, так и извне)? Кого необходимо привлечь для реализации замысла?

– Когда это будет осуществлено?

– Как это будет осуществлено?

– Какие дополнительные ресурсы потребуются для реализации проекта?

Требования к представлению краткого резюме проекта:

– ожидаемые измеримые результаты реализации проекта;

– сроки реализации проекта;

– перечень проектных действий;

– объем расходов, в т. ч. для каждого проектного действия;

– объем эксплуатационных расходов (по годам);

– требования к формулированию проектных действий – как для мероприятий программы.

Результаты программы

Как уже понятно из вышеизложенного, критерием успешности разработки всей программы является ее результат. При составлении программы необходимо сформулировать результат. Именно результат (ожидаемый) определяет цель программы.

Вопрос: что конкретно изменится на уровне данного образовательного учреждения по завершении программы?

Цель программы и ее результат – взаимосвязаны. Формулируя цель, разработчики программы сразу же определяют круг возможных результатов. По конкретности планируемых результатов цель тоже приобретает черты определенности. Чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее всем участникам становится цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться.

Именно формулировка результатов программы может вызвать наибольшие споры потому, что результаты наглядны и конкретны. Формулируя результаты, необходимо задуматься о том, в чем конкретно они будут «измеряться»: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.

Требования к целевым индикаторам, описанию ожидаемых результатов:

– соответствующие показателям, характеризующим проблему;

– значения индикаторов за последний год;

– промежуточные годовые значения индикаторов (при наличии);

качественное описание степени решения проблемы;

– оценка устойчивости результатов;

– при отсутствии статистического наблюдения значения целевых индикаторов могут отсутствовать.

Планирование

Планирование - это проекция деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.

Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план - залог его успешного проведения; он позволяет всесторонне осмыслить действия, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает работе ритмичность на всех этапах его проведения.

При разработке плана четкое отражение должны найти следующие вопросы.

– в чем будет заключаться преобразование, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;

– какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для изменений и их следствий;

– как будут отслеживаться выбранные параметры;

– для каждого мероприятия указан объем финансирования (в целом, по годам).

Финансовый план

В соответствии с Федеральным законом государственные (муниципальные) учреждения разделены на бюджетные и казенные.

Базовые изменения в статусе бюджетных учреждений вводятся в конечном итоге к расширению объема их прав и большей самостоятельности:

– изменяются механизмы финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по государственному (муниципальному) заданию;

– полученные доходы не являются доходами бюджета, остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей, ради которых она создана;

– учреждения получают большую самостоятельность при использовании средств, полученных из бюджета;

– заключаются гражданско-правовые договора, приобретаются права и обязанности от своего имени.

Статус казенных учреждений, по сути, будет идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет.

Таким образом, при разработке финансового плана программы развития образовательного учреждения определяем:

– целевые ориентиры и приоритетные задачи развития образовательного учреждения;

– доходную часть, которая складывается:

o из стоимости образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением в соответствии с ее уставной деятельностью и оплачивается за счет бюджетных средств;

o из доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;

– структуру расходов, отражающую приоритетные направления расходования финансовых средств, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Требования к обоснованию финансового плана на реализацию программы:

– формируется в разрезе отдельных мероприятий;

– охватывает прямые расходы и эксплуатационные;

– способы обоснования:

o примеры стоимости аналогичных мероприятий, ссылки на рыночные предложения;

o сметная стоимость;

o расчеты на основе фактической информации;

o иные способы.

Как организованы элементы (блоки) программы, какова ее структура?

В организации программы главное – согласованность ее элементов. Первое – взаимосвязанность элементов программы. Об этом уже шла речь, теперь попытаемся сформулировать требования к согласованности элементов программы точнее. Итак, во-первых, цель и результат программы – взаимосвязаны и отражают друг друга. Лучше, возможно, сформулировать сначала результаты, а затем цели или делать это параллельно.

Следующий важный момент – согласование целей и задач программы и составляющих ее проектов. Здесь возможны различные варианты структуры.

Например, задачи формулируются как микро цели, каждая из которых отражает отдельное направление деятельности (рис. 1). Общая цель дробится на свои составляющие, которые в свою очередь становятся проектами – самостоятельными микропрограммами со своими частными результатами.

При такой структуре программы она с самого начала существует и далее развертывается как несколько относительно самостоятельных подпрограмм. Как правило, при такой организации на решение каждой задачи назначается отдельный человек (ответственный), который на протяжении всего срока существования программы курирует ее реализацию. Такая структура имеет свои преимущества. Она наиболее проста для контроля и оперативного управления . Однако есть и недостаток – при такой организации наиболее вероятен разрыв между направлениями, конкурентные направления между нами, потеря общей цели и опасность не достичь общего результата.

Прообразом такой организации программы может стать ее поэлементное выполнение, например, как если бы при ремонте помещения каждую стену ремонтировали бы отдельно.

Возможна и другая структура программы (рис. 2).

319" valign="top" style="width:239.3pt;padding:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt">