Телевидение и массовая культура. Массовая культура Средства массовой информации

ХХ в. для характеристики изменившегося места культуры в современном обществе. Время ее появления -- середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Исключительно интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культуры стал рассматриваться не отдельный человек, а большое количество - масса людей. В отличие от элитарной, массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей.

Феномен массовой культуры отражает воздействие современного техногенного мира на формирование человеческой личности. Она уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Создается система испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, используется аттракционность, повышенная событийность, шоковые моменты.

Массовая культура подчеркнуто ориентирована на развлекательность, достаточно жизнелюбива, во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты .

Рассмотрим, каково влияние телевидения на массовую культуру.

Телевидение -- очень молодой феномен культуры, который при своем возникновении должен был встраиваться в уже существующую «систему вещей» и в соответствующую ей систему представлений. Для сравнения: когда был создан первый автомобиль (1895), его форма напоминала форму кареты и, подчеркнем, не могла быть иной: в сознании и создателей автомобиля, и всех других людей доминировало представление о карете как наиболее комфортном средстве передвижения. Назовем карету моделью-прообразом автомобиля, чтобы кратко охарактеризовать само явление. Вхождение телевидения в культуру демонстрирует тот же подход и, что очень важно, нечто совершенно новое.

При возникновении радио (А. С. Попов, 1895) моделью-прообразом выступала звучащая человеческая речь, позже -- звучащая музыка, то есть явления, относящиеся к началу человеческой культуры. При возникновении кино (братья Люмьер, 1895, Ж. Мельес) его моделями-прообразами были театр (европейская традиция восходит к античному театру V века до н. э.) и фотография (основоположники -- изобретатели Л. Ж. М. Дагер, 1839, Ж. Н. Ньепс во Франции; У. Г. Ф. Толбот, 1840-1841, в Англии), которая, в свою очередь, в качестве модели-прообраза имела живопись (зарождение -- около 40000 лет до н. э.). Уже кино приблизилось за счет фотографии к тому «эффекту телевидения», который нас интересует.

Телевидение при возникновении не опиралось на древние модели-прообразы, в их качестве выступали радио и кино, то есть новейшие феномены, которые сами еще не были достаточно освоены человечеством (дополнительно: газета, более старая модель). Впоследствии тот же эффект повторился при возникновении компьютерной культуры (в частности, Интернета), где среди моделей-прообразов нужно назвать прежде всего телевидение. За новейшими моделями древние и даже новые модели просматриваются лишь исторически, вне актуального осознания, и это то новое, что сформировалось в культуре при появлении телевидения.

Именно обновление моделей-прообразов, происходящее в культуре ХХ века, может объяснить, почему сущность телевидения остается недостаточно выявленной.

Новейшие модели сами еще не освоены в полной мере, что ведет к стремлению опереться на более прочный фундамент (то есть более привычный).

Отсюда концепция телевидения как нового вида искусства. На этот счет велась обширная дискуссия. С изложенной точки зрения, скрытый смысл ее -- в проведении аналогии между телевидением (новое в культуре) с искусством (старое, освоенное, понятное в культуре) или в критике этой аналогии.

Можно привести большое количество доказательств, подтверждающих, что телевидение -- особая форма искусства (или шире -- художественной культуры).

Тогда, приняв общий тезис, необходимо сделать следующий шаг -- провести сравнение телевидения с различными видами искусства (художественной культуры). Как бы при этом ни была выявлена специфика художественных возможностей телевидения, на первый план неизбежно выступят его склонность к вторичности и ориентация на многомиллионную зрительскую аудиторию, то есть черты массовой художественной культуры. Это, как представляется, и привело к ставшему традиционным представлению о телевидении как форме массовой культуры (которая и выступила как объясняющая модель-прообраз телевидения). Концепт «массовая культура» окрашен в негативные тона, отсюда вполне логичное перенесение этого эмоционального оттенка на концептуальную трактовку телевидения.

Между тем, телевидение, при всей внешней схожести с массовой художественной культурой, выполняет иную роль, очевидно, настолько новую, что она не поддается элементарному определению через аналогию и требует специального исследования.

Уникальное свойство телевидения как коммуникативной подсистемы культуры - передача изображения на расстояние. Оно осуществило давнюю мечту человечества о некоем «всевидении», о возможности заглянуть за горизонт видимого жизненного пространства. Благодаря этому телевидение и распространилось столь быстро и широко, оказалось столь востребованным людьми.

«Телевизионные сообщения - особенно теперь, при наличии спутников связи - поступают со всего света, значит, великий дар телевидения состоит в том, что его посредством весь мир обрел зримость. А так как ТВ не «изымает» зрителя из его будничной среды, напротив - само стремится туда, то вместе с телевидением весь мир врывается в жилище отдельного индивида… В эпоху телевидения не человек ездит по свету, но образы со всего мира - со всех стран и континентов - устремляются к телезрителю и, потеряв материальность, роятся вокруг него - словно затем, чтобы покорно попасть в его «совокупный социальный опыт» и «модель мира», - писал известный исследователь телевидения В. И. Михалкович.

Телевидение расширяет границы реального мира, доступного для видения и осмысления его человеком, достраивает и дополняет доступное личности социокультурное пространство, то есть вносит свой вклад в формирование индивидуального образа действительности. Это означает, что запросы конкретного человека к телевидению как источнику информации об окружающей действительности, в общем, те же, что и к самой реальности.

Французский социолог Пьер Бурдье приводит очень точное наблюдение: «Для некоторых из наших философов (и писателей) «быть» значит быть показанным по телевизору, то есть в итоге быть замеченным журналистами или, как говорят, находиться на хорошем счету у журналистов (что невозможно без компромиссов и самокомпрометации). И действительно, поскольку они не могут рассчитывать только на свои произведения, чтобы продолжать существовать для публики, то у них нет другого выхода, кроме как появляться как можно чаще на экране, а стало быть писать через регулярные и насколько возможно короткие интервалы времени произведения, основная функция которых, по словам Жиля Делеза, обеспечить их авторам приглашение на телевидение».

Личность, постоянно ориентируясь в мире изменяющихся общественных условий, может предъявлять самые разнообразные требования и к телевизионному контенту. Жизненная ориентация - одна из наиболее важных функций телевидения по отношению к зрителю наряду с рекреативной и компенсаторной. Например, человеку не понятна сфера самореализации. Ему не хватает человеческого общения. Ему необходима некая жизненная альтернатива, если непосредственно доступная социальная реальность недостаточно ценна и желанна. В поисках откликов на эти запросы человек обращается в том числе и к ТВ.

Телепрограммы, в свою очередь, отражая ту или иную часть социальной реальности, организуя ее, несут те или иные смыслы этой реальности, которые могут влиять на человека, выступая как источники ценностных альтернатив социокультурных ориентиров в отношениях с миром. Поэтому особое внимание необходимо обратить на такую особенность телепрограмм, как формирование этих альтернатив для зрителя, а их конкретное наполнение стоило бы рассматривать в контексте трех определяющих процессов человеческой жизни: деятельности, поведения и общения. Воспринимая те или иные смыслы телепрограмм, формируя на их основе новые социокультурные ориентиры, человек может сформировать к ним личностное ценностное отношение, и эти новые ориентиры могут, по выражению Б.М. Сапунова, «определять его жизненные установки и поведение» . .

Роль телевидения характеризуется полифункциональностью. Однако в множественности конкретных функций выделяются две фундаментальных функции, что позволяет говорить о биполярной функциональности телевидения. Первая функция -- информационная. Вторая функция -- досуговая.

Информационная функция составляет базовую особенность телевидения как культурного феномена. Чтобы пояснить эту мысль, сравним показ художественного кинофильма в кинотеатре и по телевизору.

В кинотеатре, как бы он ни был плохо технически оборудован, мы встречаемся с самим произведением искусства, это и есть форма его существования.

Напротив, фильм, показанный по телевизору, даже самому совершенному, -- это лишь информация о произведении искусства (подобно тому как «Джоконда» Леонардо да Винчи, которую мы видим в иллюстрированном журнале или книге, -- это лишь информация о картине, находящейся в Лувре).

В более узком и привычном смысле, информация на телевидении выступает как совокупность сведений о событиях, новостях.

На новом этапе развития телевещания (в нашей стране со времен перестройки, на Западе -- значительно раньше) информационная функция телевидения принципиально изменилась по содержанию (и, как следствие, по формам), ибо изменилось само представление о телевизионной информации.

Отечественный зритель, воспитанный на передачах информационно-просветительского (с ярко выраженной идеологической установкой) советского телевидения, был поражен появлением на телевидении коммерческой рекламы. Поначалу неумелая, подражающая западным образцам, потом все более качественная, даже талантливая, она настойчиво вмешивалась в сетку вещания.

Информация-реклама пронизывает всю сферу телевещания. Она носит как открытый характер (рекламные ролики), так и скрытый (упоминания объектов рекламы в речи ведущих и участников передач, одежда, прически, другой антураж персонажей, авторитетных для зрителей, то, что они держат в руках, к чему прикасаются, на что смотрят, что слушают, что их окружает, и т. д.). Информация о событиях, превращаясь в информацию-рекламу, изменяет свою структуру.

Так, последовательность новостных программ советского периода (официальный блок -- трудовая жизнь страны -- зарубежный новостной блок -- новости культуры -- спорт -- погода) сменяется другой последовательностью: наиболее сенсационная новость (катастрофа, убийство и т. д.) -- менее сенсационные новости (среди которых оказывается, например, официальный блок). Если совершено крупное научное открытие -- это материал конца выпуска, но если ученый получил Нобелевскую премию, -- начала.

В советские времена был установлен определенный процент негативных новостей в информационной программе: не более 40%.

Анализ современных новостей показывает, что негативные новости превалируют даже на официальных каналах. На некоторых же (например, на «RenTV» с Романовой) их количество доходит до 90% и иногда даже больше.

Новости прерываются рекламой. Возникает устойчивый тандем: реальные новости дня ужасны (заказные убийства, коррупция, войны, терроризм), катастрофичны (ураганы, цунами, массовые эпидемии), страшны для простого человека (пожары, протечки, сбои в работе энергосистем, водопровода, канализации, плохие условия жизни, низкие зарплаты, взятки чиновников низшего звена, несправедливый суд, лишение льгот, подорожание продуктов, бензина, увеличение стоимости жилья, халатность в школах и больницах, мошенничество, хулиганство, пьянство, нищета), в то время как в рекламных роликах зрителю представлена идеальная, счастливая жизнь (прекрасные вещи -- от колготок до холодильников, все отстирывающие порошки, лекарства от любых болезней по новейшим научным разработкам, почти бесплатные кредиты на почти любую сумму, позволяющие танцевать даже в критические дни прокладки, придающие объем волосам шампуни и ресницам туши, спасающие от кариеса зубные пасты и жевательные резинки, роскошные автомобили и компьютеры последних моделей, захватывающие фильмы, грандиозные концерты, стоящие на страже интересов народа политические партии).

Эти два блока постоянно перемежаются, в совокупности пробуждая полярные эмоции зрителей, через посредство которых телевизионная культура оказывает, по существу, суггестивное влияние на сознание и подсознание миллионов.

Сенсационность как принцип подачи информации на современном телевидении оказывается связующим мостом в биполярности основных функций телевидения -- информационной и досуговой.

Телевидение, отражая новые реальности, выработало свои новые формы, реализующие досуговую функцию. В спектре этих собственно телевизионных форм образовалось два тележанра, оказавшиеся на разных полюсах: видеоклип (в краткости которого отразился вариант минимализации досуга) и телесериал (в длительности которого, доходящей до нескольких тысяч серий, отразился вариант максимализации досуга). Между этими полюсами промежуточное место заняло ток-шоу, соединившее в себе информационность и досуговость как телевизионные функции, но уже не через посредство сенсационности, а через иллюзию интерактивности .

Все виды творчества обладают особыми чертами. Перечислим основные признаки массовой культуры:

  • доступность для всех людей

Произведения массовой культуры доступны и понятны для большинства людей, они создаются для отдыха, получения удовольствия.

Массовая культура появилась в период быстрого развития техники, перехода к широкому распространению фабричного производства – индустриализации. Тогда человек начал нуждаться в простом, приятном виде досуга после рабочего дня. Именно в этот период появляются простые, развлекательные книги, фильмы и музыка.

  • интерес со стороны потребителя

Произведения массовой культуры привлекают зрителей понятными сюжетами, повествующими о близких им эмоциях и чувствах, заставляющих сопереживать героям. Действие, как правило, происходит быстро, и зрителей ждет счастливый конец.

  • наличие целых серий, большого тиража

Произведения массовой культуры выпускаются в большом количестве: книги, диски с фильмами и музыкой. Также повторяемость касается и самих сюжетов, которые, как правило, не отличаются разнообразием, а меняются лишь детали.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • пассивность восприятия

Массовая культура не требует от потребителя больших моральных затрат, особого труда. Она облегчает восприятие благодаря легкости сюжетов, ярким изображениям. Например, при просмотре фильма не нужно воображать, домысливать сюжет, представлять героев, как при чтении книги.

  • коммерческие цели

Особенность массовой культуры в том, что произведения в ней создаются профессионалами, которые хотят их продавать и извлекать из этого выгоду. Для того чтобы товар покупало как можно больше людей, они ориентируются на простые и понятные для большинства вещи.

Некоторые люди являются сторонниками точки зрения о примитивности массовой культуры. Но нельзя однозначно оценивать ее как плохую. Благодаря ей на свет появилось много замечательных деятелей искусства и произведений, например, роман М. Митчелл “Унесенные ветром”.

Средства массовой информации

Большую роль в распространении массовой культуры играют специальные каналы, с помощью которых произведения находят своего потребителя, регулярно транслируя их. К СМИ относятся телевидение, радио, газеты, журналы. Сейчас наибольшую популярность приобрел интернет.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию, мы узнали, что массовая культура – это вид человеческой деятельности, направленный на создание товаров, имеющих большой спрос в обществе. Это могут быть фильмы и книги, музыка и живопись. Главное их отличие от других видов искусства в том, что они создаются профессионалами с целью продажи и имеют простые и понятные сюжеты, отражают близкие для людей эмоции и чувства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 318.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Телевидение, как средство воздействия, этапы его становления. Критика российского телевидения на страницах "Литературной газеты". Типологические характеристики издания, дизайн газеты. Анализ материалов телевизионных критиков "Литературной газеты".

    курсовая работа , добавлен 01.05.2010

    Выявление особенностей влияния российского телевидения на образ мышления, формирование ценностей и культуру современного молодого человека. Телевидение как социокультурный феномен. Федеральная целевая программа развития телерадиовещания до 2015 года.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Пришествие телевидения. Перспективы развития телевидения. Особенности и стиль Российского телевидения. Недостатки телевидения. Новая конфигурация СМИ. Негосударственные СМИ. Телевидение перестает играть роль властителя умов.

    реферат , добавлен 15.03.2004

    Исследование современного российского научно-популярного телевидения. Его взаимосвязь с образованием, функции с точки зрения источника знаний. Особенности и жанры научно-популярного телевидения. Комплексная система оптимизации его развития в стране.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Становление и развитие телевидения в России, оценка Российского телевидения. Особенности и современный стиль телевидения и его недостатки. Перспективы развития одного из новейших коммуникативных инструментов в воспитании человека в современном обществе.

    реферат , добавлен 16.12.2011

    Характеристика российского телевидения на современном этапе, интеллектуальная направленность современного телевидения. Характеристика и технологии интеллектуальных программ российского телевидения: игры в знание на деньги и интеллектуальные ток-шоу.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2010

    Молодежное телевидение: общая характеристика. История вопроса: появление молодежных программ на российском телевидении. Развитие молодежного телевидения. Специфика молодежных телеканалов. Популярные передачи современного телевидения и их анализ.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2016

    Создание и развитие монгольского телевидения. Характер телевещания в первые годы. Монгольское телевидение в 90-ые годы. Официальные монгольские телеканалы и кабельное телевидение. Телевидение в современной Монголии, основные проблемы его развития.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2013

«Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую дея­тельность, Франция - культуру и республиканский национа­лизм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру» Массовая культура - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс» .
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Элитарная культура

Элитарная культура - это высокая культура , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию .
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Особенности элитарной культуры:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
  • Приведите конкретный пример явления массовой культуры. Выделите в нем соответствующие признаки и объясните, каким образом оно воздествует на потребителя
  • Пример: современная эстрада (поп музыка, телешоу)
    Признаки: самое главное доступно большинству, не требует денежных затрат, возникла в момент глобализации.
    Влияние: положительное, развлекает людей, даёт возможность ознакомиться с культурой других стран (пример: манерой петь, танцевать, говорить)
  • Примеров может быть множество, но самый распространенный, пожалуй - телевидение. Оно является примером массовой культуры, поскольку имеет, очевидно, массовый характер, то есть хорошо распространено среди людей. Безусловно, телевидение имеет огромное значение и влияние на обывателей, имея сильное воздействие. По ТВ люди могут получить множество разнообразной информации, которая может даже манипулировать массами.

  • Приведите пример явления массовой культуры, выделите в нём соответствующие признаки и объясните каким образом они воздействуют на потребителя
  • Примеров может быть много но самый распространенный, пожалуй-телевидение. Оно является примером массовой культуры, поскольку имеет, очевидно, массовый характер, то есть хорошо распрастраненно среди людей. Безусловно, телевидение имеет огромное значение и влияние на обывателей, имея сильное воздействие. По ТВ люди могут получить множество разнообразной информации, которая может даже манипулировать массами.
  • 1) Объясните, чем понятие право отличается от понятия закон.

    2) Почему во всей обширной системе правовых актов страны только одна конституция обладает самой высокой юридической силой?

    3) Каким образом разделение властей обеспечивает возможность действия других принципов правового государства?

  • 1.) В отличии от законов, права не всегда закреплены законодательно. Право может быть моральным суждением или категорией.

    2.) Согласно общеевропейской юридической традиции, берущей своё начало в судебных практиках Римской Империи, именно конституция является основным законом государства, а значит, имеет наивысшую юридическую силу.

    3.) Разделение властей выполняет важную функцию при функционировании правового государства – оно уравновешивает баланс власти и предохраняет от злоупотребления ею.

  • Конституция РФ (ст. 48, ч. 1) провозглашает: "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи". Объясните, каким образом обеспечивается это конституционное положение.
  • В жизни в нашей это проявляется тем что есть конторы с юристами котоыре могут проконсультировать по любому вопросу также есть организации по правам потребителя которые на любой ваш вопрос могут ответить к кому обратиться и что делать в той или иной ситуации но если вопрос запутаный конешно это уже консультация будет стоить денег

    таким, что есть такой юридический принцып ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ- это юридический принып, согласно которому обвиняемый считается невиновным пока его вина не будет доказана в суде!(доказана в установленном законном порядке)

    вот поэтому обвиняемым выдают адвокатов чтобы они защащали их права! И доказывали что их подзащитный не виновен!

  • Как экономика служит людям?

    Какая форма хозяйства наиболее успешно решает цели экономики?

    Что общего и в чем отличие экономических интересов производителя и потребителя?

    Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономии?

  • Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономика рождает спрос и предложение, которые найдут свою реализацию в товарах и услугах

    Эффективную форму хозяйствования представляет Смешанная экономика, которая регулируется государством. Это такая экономическая система, где государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране/

    Общее это то что потребитель использует то что сделал производитель, а разница в том что один за это платит, а другой получает.

    По тому сколько делает и продаёт один, другой может понять сколько ему нужно производить своего товара. Например: Если один производит много телефонов, которые моентально раскупаются, другой может производить больше чехлов для телефонов

  • Не поможете?

    буду очень благодарна)

    Найдите в материалах журналов и газет информацию о малых предприятиях. Сделайте вывод о том, в каких сферах или отраслях экономики действует их значительное число.

    2. На что, по-вашему, может опираться мораль в бизнесе: на воспитание, религию, совесть, ответственность? Какие моральные качества предпринимателя вы считаете наиболее важными? Объясните, почему.

    3. «Фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя». Обоснуйте справедливость этого определения, данного английским учёным Рональдом Коузом.

    4. Представьте, что ваш знакомый создаёт предприятие и лично вкладывает 200 тыс. р. , а его друг – 50 тыс. р. Значит, знакомому принадлежит 80% уставного капитала, а его другу – 20%. Успешно реализовав произведённую продукцию и уплатив налоги, они получили прибыль 400 тыс. р. Каким образом и в каком размере будет распределяться между ними прибыль?

  • 1. В основном в сфере торговли.

    2. В бизнесе таковой морали в принципе нет, однако для меня более важное в биснесе это воспитание и ответсвенность.

    3. Ну например отношение коллектива и начальства конечно зависит от предпринимательства, т. к. они вместе шли к общему успеху, т. е к хорошему, например, отзыву от предпринимателя

    4. Мне кажется нужно отношение 80% и 20%.. Вот чем смогла помогла)

    Добра тебе!

  • Из работы pyccкoгo философа И. А. Ильина «О правосознании».... Если человек хочет видеть свои личные права гражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и вepно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины cвoeго правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует eгo справедливое правосознание; в качестве рядового подчинeннoгo гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, coдержащиеся в законе, в процессы мотивации cвoeгo поведения. Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы cвoeгo гocyдapcтва, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно coблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям. Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан. .. Вo-втopыx, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин? 2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества. 3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, pacкрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?
  • 1. Главным образом в тексте отмечаются такие черты правосознания, как ответственность за свои поступки, готовность соблюдать даже те законы, назначение которых человеку не слишком ясно.

    2. Человек соблюдает законы, оставаясь свободным в их рамках, возможно, сам их совершенствует.

    3. А текста учебника я не видела (((

  • Абсолютизм - (абсолютная монархия) - форма феодального государства, прикоторой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Приабсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия иполиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Зап. Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18-начале 20 вв. в форме самодержавия. С формально- юридической точки зрения при абсолютизме руках главы государства монаха сосредотачивается вся полнота законодательный исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождение верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн. По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

    Вопросы к тексту:

    С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавите каждый из них.

    С2 Какие признаки абсолютизма названы в тесте? Назовите не менее трёх. Как осуществляется их взаимосвязь?

    С3 В чем проявляется прогрессивное влияние абсолютизма на начальной стадии его формирования? В чем абсолютизм регрессивен? В обоих случаях назовите не менее двух признаков.

    С4 Какой класс вырастает при абсолютной монархии из "третьего сословия"? Какими двумя способами разрешаются противоречия между ним и абсолютизмом?

    С5 В России в период правления Петра I в экономике господствовала политика меркантилизма и протекционизма. Объясните, как связаны эти факты. Какую роль сыграл этот экономический курс в то время? Приведите фрагмент текста, который поможет ответить на этот вопрос.

    С6 Один из идеологов российского самодержавия дал такую оценку парламенту:"Парламентские деятели принадлежат, большей частью, к самым безнравственным представителям общества; при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений человек с сильной волей может стать предводителем партии и становится тогда руководящим, господственным главой кружка или собрания, хотя бы к нему)к собранию, над которым он главенствует)принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и нравственными качествами"Согласны ли вы с этой точкой зрения? В подтверждение своего мнения приведите не менее 2-х аргументов.

  • Государство достигает наивысшей степени централизации; создается разветвленный бюрократический аппарат; прекращается деятельность органов сословного представительства.

    Абсолютизм боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы это прогрессивные начальное влияние. А регрессивное влияние - жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне.

    При абсолютной монархии "из 3-го сословия" вырастет класс капиталистов. Противоречияразрешаются между ним и абсолютизмом двумя способами: революционным путем или происходила постепенная трансформация в ограниченную, конституционную монархию.

  • 1)люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясните, чем деятельность человека отличается от действий бобра?

    2)паук искусно плетет паутину- сеть, с помощью которой добывает себе пищу. человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. он использует сеть в решете, в ракетке для теннисаи бадминтона. тюлевая занавеска на окне, сделанная человеком, тоже представляет собой сеть.

    Подумайте чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком?

    3)прочитайте стихотворение и выскажите ваше отношение к словам автора

    Для человека мысль - венец всего живого.
    А чистота души есть бытия основа.
    По этим признакам находим человека:
    Всех тварей на земле превыше он от века.
    А если он живёт не мысля и не веря,
    То человек не отличается от зверя.

    4)объясните, чем различаются два утверждения:

    1) Человек - существо биологическое и социальное.
    2) Человек - существо биосоциальное

    5)укажите, что в человеке заложено природой, а что-обществом

    6)охарактеризуйте, в чем заключается социальная(общественная) сущность человека.

    7)назовите, какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего.

    8)обратитесь к приведенным выше словам чехова и подумайте может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой из вас делать историю? Если да, то каким образом?

    9)Выскажите ваше отношение к утверждению французского историка Маркса Блока:"Истории…присущи ее собственные эстетические радости, непохожие на радости никакой иной науки. зрелище человеческой деятельности, составляющие ее особый предмет, более всякого другого способно покорять человеческое воображение".

  • 1)Люди строят плотины, чтобы выжить и не утонуть, а бобры строят их, чтобы и выжить, и пропитаться, и где-то жить.
    2) паук по той же причине плетёт паутину-ему нужно питаться и где-то жить. В домах, особенно й бабушек и дедушек пауки живут прямо в домах-они не только дают свободу от комаров и мух, но и дают счастье. .. Выкидывать паука из дома-потерять счастье из дома. Ну а то, что человеческие сети отличаются от паучьих-правда. Ведь человек все выращивает сам. Т. е. человек создает сети с помощью трав, лепестков и корней. Так же и шторы-они тоже составляют из себя не чистый продукт, а собранный урожай. Паук же САМ плетет паутину не собирая урожая. Паутина-это его собственное достоинство.
    3)Мысль- результат работы мозга. Без мысли человек не смог бы принять решение или чего-то добиться в жизни. Не иметь мысли, значит, не иметь рассудка. Ну а чистота души, то это внутреннее состояние человека-боль, радость, грусть и т. д…т. е. душа-это отражение твоего настроения и твоих намерений. По всему понятому-это человек, состоящий из души и мысли, силу воли и настроения. Всех животных он сильнее и умнее. Разве не человек придумал ружьё, которое может убить даже слона. Если человек не живет мирно, и всегда жаждет крови других-то это уже не человек. Он уже зверь.
    4)не знаю)
    5)Природой заложена его форма, мысль и личность, родителей и похожих на него, людей. А вот общество дало ему имя, характер, язык, друзей и многое другое.
    6)Это тоже не знаю)
    7)Из человеческих качеств нужно ценить- целеустремленность, верность, честность и дружелюбие.
    8)Любой человек может создать свою историю. Создавать можно по разному. Вот почему известен так Сталин, Петр 1? Потому что они проводили ряд важных реформ в России. А так как мы живем в этом веке. То историю можно создать написав книгу, повесть. Можно сделать что-то главное в жизни(Не обязательно спасать мир от нашествия чужих). Нужно всего лишь сделать человеку что-то доброе, и он это запомнить на всю жизнь. Т. е. в его памяти уже будет короткий эпизод, добрый эпизод, из твоей жизни.
    9)С помощью истории мы можем представить себе картину, представить жизнь того или иного человека. Воображение-это наш помощник. И он может помочь лучше понять историю, лучше принять картину, а может и создать это картину. Вот почему нам снятся сны.