Нси расшифровка аббревиатуры. Управление нормативно-справочной информацией. "Теория систем и системный анализ"

Когда речь заходит о масштабах и сложности тех или иных информационных систем, обычно приводятся такие характеристики, как число рабочих мест и потоков обрабатываемых документов, общий объем баз данных. Однако в последнее время в качестве интегральной характеристики все чаще упоминают количество и размеры справочников. Несведущим людям это не очень понятно, но специалистам такие сведения говорят о многом. Ведь именно справочные данные (номенклатура товаров и изделий, реквизиты партнеров, поставщиков и клиентов, описание структуры организации и пр.) являются по сути информационным ядром системы управления предприятием, включающей учетные задачи, планирование ресурсов, , САПР и т. д.; они обеспечивают согласованность и консолидацию данных, устраняют избыточность информации и оптимизируют поиск нужных сведений. Кроме того, справочники объединяют все остальные документы системы - счета, договора, приказы и пр. - на протяжении всего ее жизненного цикла.

В настоящее время одна из наиболее важных проблем развития информационных технологий корпоративного уровня - интеграция данных. Довольно часто она понимается как умение работать с различными форматами данных из разных физических источников (в том числе и преобразовывать их из одного формата в другой). Но такое представление - по крайней мере поверхностно. На самом деле согласование и правильное понимание информации невозможно без ее содержательного осмысления с использованием единых справочников.

Рис. 1. Организация работы централизованной службы НСИ

Данная проблема актуальна во всем мире, но ее значение особенно велико для России, и тут можно выделить два момента:

Автоматизация отечественных компаний, как правило, развивалась снизу вверх, путем постепенной компьютеризации отдельных участков и подразделений. Помимо использования различных программно-аппаратных платформ в них применялись и локальные справочники, объединить которые - задача не из простых;

На современном этапе формирования рыночной экономики в нашей стране идут активные процессы слияния, поглощения, формирования холдинговых структур и т. д. В этом случае встают сложные задачи объединения информационных ресурсов, но зачастую уже на уровне законченных систем управления предприятиями.

Мы выделили эти два пункта, чтобы отметить принципиальные различия стоящих за ними ситуаций. В первом случае в общем-то можно говорить просто об ошибках при создании системы - нужно было изначально создавать единую справочную систему предприятия, реализуя методологию проектирования сверху вниз. При объединении же разных предприятий положение намного сложнее, ведь речь здесь идет о независимых компаниях.

Рис. 2. С помощью технологии Ontologic 5.0 можно создать единую систему управления НСИ

Но подобные внутренние проблемы организаций - это лишь надводная часть айсберга! В эпоху глобализации экономики и электронного бизнеса информационные системы предприятий должны общаться с информационными системами партнеров, поставщиков, клиентов. И говорить они должны на понятном друг другу языке. Далее можно было бы перейти и к вопросам государственного управления...

Для иллюстрации значимости справочной информации приведем только два примера.

1. Как известно, около года назад была создана англо-российская компания ТНК-ВР, которая образовалась в результате череды предварительных слияний крупных промышленных компаний (ОНАКО, СИДАНКО, ТНК). Одной из первых задач, поставленных руководством новой компании, была организация единого корпоративного справочника-классификатора материально-технических ресурсов. Это требовалось выполнить еще до определения других направлений разработки интеграционных решений и систем управления. Более того, именно совместная нормативная база должна была помочь формированию единого корпоративного англо-русского менталитета (в компании работают специалисты российской ТНК и английской ВР) и общему пониманию ведения бизнеса.

2. В конце второй мировой войны президент США Рузвельт поставил задачу разобраться в причинах проблем с поставками запчастей на фронт. Проведя необходимые исследования, американцы пришли к выводу, что запасные части в войска отправлялись в количестве, в несколько раз превышающем потребность в них. При этом запчастей по-прежнему не хватало из-за того, что на складах скапливались одни и те же изделия, но обозначенные по-разному и носившие разные названия. В итоге президент издал директиву о создании единой федеральной системы каталогизации предметов снабжения для государственных нужд, и в первую очередь для нужд обороны и безопасности. В последние двадцать лет США ежегодно вкладывали от 2 до 4 млрд. долл. только в реализацию программ стандартизации с использованием модульных структур (аналогов продукции), позволяющих сократить номенклатуру предметов снабжения министерства обороны приблизительно в три раза.

Управление нормативно-справочной информацией

Для обозначения подобной справочной информации в автоматизированных системах управления предприятиями на Западе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM). Однако в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение "нормативная" отражает то факт, что проблема создания справочников корпоративного уровня выходит далеко за пределы собственно предприятия, она должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Можно дать такое определение: НСИ - это условно-постоянная часть всей корпоративной (учрежденческой) информации, в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе деятельности организации. В состав НСИ входят словари, справочники и классификаторы, данные из которых (например, термины, единицы измерения, коды, наименования материалов, контрагентов и т. п.) используются при формировании текущих документов. Так, при формировании в компьютере счета-фактуры наименования материалов, единицы измерения, наименование предприятия-получателя (контрагента), его реквизиты и ряд других полей, как правило, выбираются из справочников, встроенных в систему, а не вводятся вручную.

Чтобы оценить масштабы задач MDM, можно привести такие данные. Для крупных компаний нефтегазового сектора размеры справочников материалов составляют от 100 до 250 тыс. позиций, а по контрагентам - от 3 до 12 тыс. записей.

Вполне очевидно, что вопросы создания и поддержки в актуальном состоянии НСИ выделяются в разряд самостоятельных задач в системе управления предприятием в целом, этим зачастую занимается отдельная служба компании.

По оценкам экспертов, в нашей стране стоимость обработки одной записи НСИ составляет 2-5 долл. (за рубежом - 10-20 долл.). Соответственно стоимость одного проекта по формированию НСИ крупного предприятия можно оценить в 400-1000 тыс. долл. (включая стоимость ПО, консалтинга по внедрению и сопровождения).

Первыми к пониманию необходимости выполнения работ по НСИ как самостоятельной части создания системы управления организацией подошли нефтегазовая отрасль, а также ряд государственных и региональных структур. Сейчас в России выполняется примерно 10-15 крупных проектов по этой тематике, при этом аналитики отмечают быстрое повышение интереса к данным работам со стороны как корпоративного, так и государственного секторов. Для удовлетворения растущих потребностей клиентов нужна выверенная методология реализации подобных проектов.

Проблема создания корпоративной системы НСИ заключается как раз в том, что она не имеет простого решения. Казалось бы, самый разумный способ - использовать готовый набор справочников (международных, государственных, отраслевых). Но дело в том, что пользоваться им конкретному предприятию будет крайне неудобно (они слишком избыточны и не учитывают специфики организации), к тому же создать такую глобальную систему НСИ в полном объеме просто невозможно (подробнее на эту тему см. статью Дмитрия Гулько "Как избежать типовых ошибок при построении корпоративных и отраслевых систем нормативно-справочной информации", PC Week/RE, N 18/2004, c. 35).

Решение задачи возможно только в виде создания специализированной системы ведения НСИ с применением соответствующих стандартов, методик и программных средств. Фактически в этой работе должны соединяться усилия трех сторон:

Создателей нормативов и стандартов (как государственных, так и отраслевых);

Поставщиков базового ПО;

Системных интеграторов и консультантов, которые все это могут реализовать с учетом отраслевой практики, национальной специфики и т. д.

В советские времена государственные органы очень активно занимались вопросами нормативного регулирования. С началом перестройки произошел провал в этой деятельности, и лишь 5-7 лет назад правительственные структуры опять взялись за эту работу. Уже принято несколько законов и постановлений по данной тематике, и в настоящее время действует несколько государственных стандартных систем классификации продукции и видов деятельности (ОКП, ОКВЭД, ОКДП, ТН ВЭД, ЕКПС). Однако каждая из них имеет свое специализированное назначение и не пригодна для использования в чистом виде в отраслевых или корпоративных системах. Западные же системы классификации невозможно применять у нас в силу значительной национальной специфики нашей экономики. В целом нужно отметить, что для упорядочивания ситуации в области корпоративной НСИ желательно более активное участие государственных органов, но при этом не переходящее грань разумного регулирования.

Рис.3. Функциональная схема системы ведения НСИ

Вопросы Master Data Management находятся в поле внимания и поставщиков базового ПО. При этом они подходят к их решению с разных направлений. В первую очередь, естественно, этими задачами занимаются производители ERP-решений, и лидером тут является SAP. Другой пример - разработчики инфраструктурного интеграционного ПО. Тут следует назвать корпорацию IBM - недавнее приобретение ею компании Ascential Software во многом объясняется именно намерением корпорации усилить направление MDM (см. PC Week/RE, N 10/2005, с. 12). И, наконец, нужно сказать о поставщиках систем управления документами (например, Hummingbird). Их присутствие в сегменте MDM объясняется, с одной стороны, опытом решения задач интеграции данных, а с другой - необходимостью использования для управления НСИ интеллектуальных технологий обработки неструктурированной информации.

Что касается системных интеграторов и консалтинговых компаний, то вопросами MDM занимаются в той или иной степени все фирмы, выполняющие крупные проекты по созданию систем управления предприятиями. Некоторые из них ("Интертех", ЛАНИТ, IBS, "Юнит Спейс", "Каталит") имеют специализированные наработки в этой области. Далее мы кратко расскажем о предложениях по построению корпоративных систем НСИ фирмы "Интертех", которая за последние годы приобрела солидный опыт внедрения подобных решений в таких компаниях, как ТНК-ВР, "Татнефть", СИБУР, а также в различных федеральных ведомствах, департаментах правительства Москвы и т. д. Недавно она заключила соглашение о сотрудничестве в сфере MDM с корпорацией SAP (см. PC Week/RE, N 13/2005, с. 49).

Технология построения НСИ от компании "Интертех"

Методология, предлагаемая "Интертех", подразумевает создание единой системы ведения НСИ, увязывающей в общекорпоративное информационное пространство всю нормативно-справочную информацию подразделений, дочерних предприятий и партнеров компании (рис. 1).

Ее реализация требует прежде всего разработки и принятия набора стандартов и регламентов ведения НСИ предприятия. В качестве технологической основы построения систем НСИ используется онтологическая модель классификации и кодирования - формального описания объектов учета, основанная на выделении их существенных свойств (рис. 2). Такой подход обеспечивает накопление любого количества непротиворечивой информации и сочетает в себе достоинства иерархической, фасетной, адаптивной и ссылочной систем классификации. В целом данная методика позволяет стандартизировать действия специалистов-экспертов при осуществлении ими операций по классификации и кодированию групп (классов) объектов учета, определению свойств (признаков) классов и их значений, построению навигационных иерархий. Она также включает описание типовых пользовательских запросов, разбитых на группы по степени неопределенности и неточности формулировок, и рекомендации специалистам (экспертам) службы поддержки.

Рис. 4. Основные этапы работ по созданию единой системы ведения НСИ

Собственно система ведения НСИ реализована в виде программно-аппаратного комплекса (рис. 3), в состав которого входят инструменты ведения справочников и классификаторов, средства поиска объектов учета, модули обмена информацией между экспертами и пользователями, механизмы интеграции с внешними приложениями. Его основными интегрированными между собой функциональными подсистемами ПО являются "АРМ пользователя", "АРМ эксперта" и "АРМ администратора". Система в стандартной конфигурации базируется на технологиях Microsoft (ОС - Windows, Web-сервер - IIS, СУБД - SQL Server), но в ней предусмотрена и возможность использования других программных платформ.

Компания "Интертех" разработала также поэтапную методику внедрения системы НСИ предприятия (рис. 4). Лежащий в ее основе подход опирается на ряд основных принципов.

Эволюционность развития системы предполагает пошаговый переход к современным методам ведения и сопровождения корпоративной НСИ. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом: старое -> старое + новое -> новое; на промежуточных этапах допускается параллельное существование старой и новой систем.

Адаптивность системы НСИ к специфике и ландшафтам существующих прикладных систем (в том числе системы ERP-класса) и к различным системам классификации и кодирования предполагает ее способность интегрироваться с внешними системами.

Преемственность позволяет сохранить все лучшее и ценное, что наработано годами и десятилетиями. Это касается использования потенциала специалистов НСИ, стабильного функционирования действующих прикладных систем, возможностей миграции и преобразования накопленных информационных массивов.

Стандартизация и унификация регламентов и методики использования и сопровождения корпоративной НСИ, систем классификации и кодирования позволяют обеспечивать постоянную актуальность и доступность НСИ в масштабах всей компании.

Учет человеческого фактора подразумевает возможность работы в системе различных категорий пользователей, с разными навыками и степенью "продвинутости" в области информационных технологий, эргономичность дизайна и "дружественность" системных интерфейсов.

Рис. 5. Функциональная модель процесса использования и ведения единой базы НСИ

Для эффективного функционирования единой системы ведения НСИ должен быть разработан комплекс организационно-управленческих решений, предусматривающий четкое разделение ответственности и функциональных обязанностей в соответствии с компетенциями групп персонала компании (рис. 5):

Пользователи - сотрудники компании, использующие те или иные данные из базы НСИ при формировании рабочих документов;

Эксперты - специалисты группы НСИ, отвечающие за формирование и изменение данных в базе НСИ;

Профильные специалисты, хорошо разбирающиеся в отдельных аспектах той или иной нормативно-справочной информации, входящей в их компетенцию по основной профессиональной деятельности. Они участвуют в процедуре согласования добавляемых или изменяемых данных по представлению специалиста-эксперта группы НСИ;

Специалисты технической поддержки - персонал службы автоматизации и ИТ, обеспечивающий обслуживание программно-технических средств системы.

В целом внедрение единой системы ведения НСИ позволяет заказчику решить следующие основные задачи, способствующие повышению эффективности работы всего предприятия:

Создать централизованное хранилище НСИ, функционирующее в рамках единого информационного пространства компании и включающее всю номенклатуру материально-технических ресурсов и других объектов учета;

Централизовать функции ведения НСИ на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования;

Создать единые регламент и технологическую среду для доступа пользователей к НСИ, ведения экспертами классификаторов и справочников и технической поддержки системы администраторами;

Использовать встроенные в систему программные средства, поддерживающие необходимый уровень безопасности данных и постоянную их актуализацию, исключающие хранение дублированной, ошибочной или устаревшей информации;

Выполнить внедрение классификаторов и справочников НСИ в действующие управленческие, бухгалтерские и другие системы, позволяющее упорядочить и сократить расходы на ведение нормативно-справочной информации;

Оперативно представлять руководству компании информацию, необходимую для принятия эффективных решений.

1. Историческое наследие

«Историческое наследие автоматизации в крупных компаниях и холдингах в подавляющем большинстве случаев плачевно: отдельные системы и «системки» работают на разных программных платформах и используют разные локальные справочники, никак не связанные между собой, что препятствует информационному обмену и консолидации данных. Многие специалисты склонны в этой ситуации употреблять такие метафоры, как «лоскутная автоматизация» и «информационный зоопарк». Ключевым решением проблемы является создание Единой системы ведения нормативно-справочной информации, стандартизирующей и унифицирующей все информационные потоки внутри компании». (Из статьи президента НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» Д. Е. Гулько «Система нормативно-справочной информации: типовые ошибки и заблуждения» , опубликованной в журнале «Газовая промышленность» №6 в июне 2004 г.)

Эксперты НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» по результатам анализа информационных систем, используемых в крупных компаниях и государственных структурах, пришли к следующим выводам:

  • большинство используемых прикладных систем построены на разных программно-аппаратных платформах;
  • прикладные системы не интегрированы между собой, в них используются нестандартизованные и отличающиеся по структуре и составу справочники;
  • отсутствует централизованная система поддержки доступа пользователей к нормативно-справочной информации;
  • в существующих справочниках недостаточно полно описываются объекты учета, не унифицированы их наименования, не стандартизована система кодирования;
  • при структуризации больших информационных массивов не используются классификаторы, облегчающие поиск требуемой информации.
2. Существующие проблемы

Выделим некоторые основные проблемы ведения НСИ, значительно увеличивающие материальные и трудовые затраты многих компаний и государственных структур на выполнение важных бизнес-процессов:

  • консолидации заявок для централизованных закупок и составление сводных заявок;
  • формирования и исполнения бюджета в части материально-технического обеспечения;
  • размещения и контроля исполнения заказов, контроля складских остатков;
  • учета и контроля движения материальных потоков по всей логистической цепочке;
  • формирования и оперативного предоставления статистической и аналитической информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
3. Решения

В качестве решения указанных проблем ИНТЕРТЕХ предлагает создание Единой системы ведения НСИ, увязывающей в общекорпоративное информационное пространство всю нормативно-справочную информацию подразделений, дочерних предприятий и партнеров компании.

Для реализации этого решения необходимо:

Разработать и принять стандарты и регламенты ведения НСИ:

  • Стандарт Компании «Состав и структура Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования».
  • Регламент использования подразделениями и дочерними предприятиями Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент ведения и сопровождения Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент обеспечения доступа пользователей компании к ресурсам Единой системы ведения НСИ и их технической поддержки.

Использовать методику онтологической классификации и кодирования, разработанную специалистами ИНТЕРТЕХ.

Методика позволяет стандартизировать действия специалистов-экспертов при осуществлении ими операций по классификации и кодированию групп (классов) объектов учета, определению свойств (признаков) классов и их значений, построению навигационных иерархий.

Методика включает описание типовых запросов пользователей, разбитых на группы по степени неопределенности и неточности формулировок и рекомендации по действиям специалистов (экспертов) службы поддержки.

Внедрить автоматизированную систему, обеспечивающую:

  • поддержку принятой технологии классификации и кодирования информации;
  • доступ пользователей к ресурсам Единой системы ведения и управления НСИ – прямой, через web-интерфейс или через существующие прикладные системы;
  • работу служб сопровождения Единой системы ведения и управления НСИ, систем классификации и кодирования в соответствии с разработанным регламентом.

4. Этапы работ

Ниже приведены основные этапы работ по созданию Единой системы ведения и управления НСИ.

5. Суть подхода

Предлагаемый подход в своей основе опирается на принципы эволюционности, адаптивности, преемственности, стандартизации и унификации, учета человеческого фактора.

Эволюционность развития системы предполагает пошаговый переход к современным принципам ведения и сопровождения корпоративной НСИ. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом: старое -> старое + новое -> новое, когда на промежуточных этапах допускается параллельное существование старой и новой систем.

Адаптивность системы к специфике и ландшафтам существующих прикладных систем (включая системы ERP-класса), к используемым различным системам классификации и кодирования, предполагает способность системы интегрироваться с внешними системами.

Преемственность позволяет сохранить все лучшее и ценное, что наработано годами и десятилетиями. Это касается использования потенциала специалистов НСИ, не нарушения функционирования действующих прикладных систем, возможностей миграции и преобразования накопленных информационных массивов.

Стандартизация и унификация регламентов и методики использования и сопровождения корпоративной НСИ, систем классификации и кодирования, что позволяет обеспечивать постоянную актуальность и доступность НСИ в масштабах всей компании.

Учет человеческого фактора подразумевает возможность работы в системе различных категорий пользователей, с разными навыками и «степенью продвинутости» в области информационных технологий, эргономичность дизайна и «дружественность» системных интерфейсов.

6. Программное обеспечение

Ontologiс 4.6 широко используется многими крупнейшими российскими компаниями в качестве платформы для MDM-решений. На данной платформе разработаны и внедрены системы управления НСИ (MDM) в таких компаниях, как ТНК-BP, Татнефть, СИБУР, ИНТЕГРА, Норникель, Трансмашхолдинг, Транснефть, ГОЗНАК, Полюс-Золото, НОВАТЭК и др.

С учетом опыта таких внедрений, компания «ИНТЕРТЕХ» поставляет готовое типовое решение для системы управления НСИ .

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

6.1. Архитектура решения

Состав компонентов решения:

  • сервер приложений;
  • сервер базы данных;
  • интеграционный модуль;
  • клиентские приложения (АРМ-ы).

Используемое для сервера приложений программное обеспечение:

  • IIS 7.5 или выше;
  • .NET Framework 4.5

Используемое для сервера базы данных программное обеспечение:

  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Standard или Microsoft Windows Server 2012 R2 Standard;
  • Microsoft SQL Server 2012 Standard или Microsoft SQL Server 2014 Standard;
  • .NET Framework 4.5.

Используемое на АРМ-ах пользователей, экспертов, администраторов ПО:

  • Операционная система: Microsoft Windows 7/8/10, 32 или 64-bit;
  • .NET Framework 4.5;
  • Microsoft Excel 2007/2010/2013/2016;
  • Internet Explorer 11.

6.2. Функциональность системы

Функции поиска данных:

  • поиск по атрибутам записи справочника (наименования и пр.);
  • поиск по текстовым полям с использованием словоформ;
  • таксономический поиск по свойствам/характеристикам;
  • поиск по иерархиям классификаторов/рубрикам навигаторов.

Функции экспорта и печати информации о записях справочника:

  • экспорт данных во внешние файлы в форматах.xls, .txt, .mdb, .xml;
  • печать найденных позиций справочника.

Функции пользователя по актуализации справочника:

  • формирование/редактирование запроса на добавление/изменение позиции справочника;
  • отправка запроса на добавление/изменение позиции в Службу НСИ;
  • мониторинг состояния обработки запроса.

Функции эксперта по ведению НСИ:

  • обработка запроса на добавление/изменение позиции;
  • ведение библиотеки классов (создание/корректировка иерархий);
  • создание/изменение позиций в справочнике;
  • добавление к позиции справочника документов;
  • формирование отчетов, связанных с обработкой пользовательских запросов и актуализацией справочников;

Функции администрирования системы:

  • настройки классификаторов и справочников и связей между созданными таблицами;
  • редактирование структуры справочника (добавление/удаление/изменение формата полей в записи справочника);
  • экспорт-импорт данных;
  • добавление и редактирование функциональных ролей пользователей;
  • регистрация пользователей, назначение функциональных ролей и активация пользователей;
  • архивирование данных и восстановление данных из архива;
  • аудит действий пользователей;
  • настройка и мониторинг работы модулей и компонентов системы (вкл. интеграцию с прикладными системами).

6.3. Информационное наполнение

Решение поставляется с преднастроенной структурой справочников и классификаторов и загруженным демо-контентом. В состав входят:

МАТЕРИАЛЫ (МТР):

  • Классификатор с иерархиями и таксономическими наборами свойств;
  • Справочник со следующими атрибутами: наименование материала, марка, технические характеристики, ссылки на стандарт, на класс Ontologic, на группу материалов и др.;
  • Вспомогательные справочники (группы МТР, единицы измерения и др.).

КОНТРАГЕНТЫ:

  • Справочник контрагентов со следующими атрибутами: наименования контрагента, ИНН, КПП, адреса, контактная информация и др.;
  • Справочник банков.
  • Справочник расчетных счетов контрагентов.
  • Вспомогательные справочники (организационно-правовых форм, адресов и др.).

КАСТОМНЫЕ СПРАВОЧНИКИ И КЛАССИФИКАТОРЫ:

При помощи развитых гибких средств настройки и администрирования, платформа Ontologiс 4.6 позволяет создавать кастомные справочники и классификаторы заданной структуры, в том числе справочники и классификаторы документов, объектов учета и т.д. Также возможна гибкая донастройка существующих структур справочников и классификаторов.

6.4. Возможности интеграции

Средства интеграции решения на платформе ONTOLOGIC 4.6 позволяют настраивать различные сценарии репликации обновлений данных из ЕС НСИ в прикладные системы заказчика с использованием интеграционных шин (SAP PI/XI, IBM WebSphere, и др.) или файлового обмена.


7. Ожидаемые результаты от внедрения системы
  • Централизованное хранилище нормативно-справочной информации, функционирующее в рамках единого информационного пространства Компании, и включающее всю номенклатуру материально-технических ресурсов и других объектов учета, находящихся в распоряжении Компании.
  • Централизация функций ведения нормативно-справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования.
  • Единый регламент и технологическая среда доступа пользователей к НСИ, ведение и управление НСИ экспертами (классификатор и справочник) и техническая поддержка системы администраторами.
  • Встроенные в систему программные средства, поддерживающие необходимый уровень безопасности данных и постоянную их актуализацию, исключающие хранение дублированной, ошибочной или устаревшей информации.
  • Интеграция классификаторов и справочников НСИ в действующие управленческие, бухгалтерские и другие системы, позволяющая упорядочить и сократить расходы на процессы ведения нормативно-справочной информации.
  • Оперативное предоставление руководству компании информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
8. Почему «Интертех»

ИНТЕРТЕХ является разработчиком и владельцем уникальной методологии и технологии построения классификаторов корпоративного уровня, программного обеспечения «ОК» и наполненных баз данных, что позволяет комплексно «под ключ» решить все описанные выше проблемы.

ИНТЕРТЕХ является профильной компанией , единственной в России занимающейся проблемой классификации и унификации описаний промышленной продукции, товаров, работ и услуг, на высоком научно-техническом уровне, с использованием современных эффективных технологий и методов онтологической классификации. ИНТЕРТЕХ имеет государственную аккредитацию в качестве научной организации.

ИНТЕРТЕХ имеет реальные внедрения своих решений по построению Единых систем ведения НСИ, классификации и кодирования (онтологического классификатор).

ИНТЕРТЕХ ведет полный цикл проектных работ – от консалтинга, включающего обследование и анализ существующих информационных систем, потоков и процессов, выработку рекомендаций по реинжинирингу, разработку нормативно-регламентной и методологической базы, до разработки и внедрения «под ключ» готовых систем.

ИНТЕРТЕХ внедрил в свой производственный процесс и использует систему менеджмента качества в полном соответствии с требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

ИНТЕРТЕХ ведет активное взаимодействие и координацию работ в области классификации с Госстандартом РФ, Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, Минпромнауки РФ, ТПП РФ.

ИНТЕРТЕХ имеет все необходимые лицензии (ФАПСИ и Гостехкомиссии при Президенте РФ) на право работы с системами защиты информации на территории РФ.

Разработанные ИНТЕРТЕХ системы и решения прошли экспертизу и имеют положительные отзывы ряда министерств и ведомств, в том числе Госстандарта РФ, Минпромнауки РФ, Высшей школы экономики, ТПП РФ, РСПП, Российской Академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и т.д.

Нормативно-Справочная информация - условно-постоянный компонент корпоративной информации, являющийся основой для унификации и нормализации данных, сопровождающих протекающие бизнес-процессы, а также регламентацию деятельности организации. Другими словами, нормативно-справочная информация – это информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне. Она содержит стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность компании.

Требование обеспечения взаимодействия и унификации различных прикладных систем бизнес-процессов протекающих на http://en.wikipedia.org/wiki/Service_oriented_architecture предприятиях и в различных организациях, консолидации отчетной документации, приводит к необходимости построения системы нормативно-справочной информации. Систему нормативной справочной информации образуют группы объектов, построенных на общероссийских, отраслевых и корпоративных (внутренних) [классификаторах] и справочниках.

Основные проблемы НСИ в корпоративных информационных системах:

  • Не в полном объеме используются Общероссийские классификаторы и справочники, разработанные государственными службами и утвержденные на федеральном уровне, предназначенные для актуального содержания информации с регулярным ее обновлением и выверкой:
  • Общероссийские классификаторы, частично представленные в системах, не актуализируются и не нормализуются;
  • Информация, в совокупности представляющая собой единое целое, разбита на несколько частей, собрана в отдельные справочники;
  • Справочники систем дублируются по содержанию информации и функциональному использованию;
  • Основной объем данных справочников не нормализован, ведение нормативно-справочной информации не регламентировано, в результате чего происходит дублирование информации при пополнении справочников. Отсутствует достаточность информации в записях справочников (записи не полно описаны);
  • Основная доля представленных в системах классификаторов, имеет слабую структуру по признакам группировки информации, и является одноуровневой, что не обеспечивается гибкостью и информативностью классификации.

Информационные системы Нормативно-Справочной Информации .

Корпоративная система НСИ обеспечивает хранение , обработку и предоставление постоянной и условно-постоянной информации пользователям системы.

Системы НСИ предназначены для поддержания корпоративных данных в актуальном состоянии, обеспечению полноты, устранению ошибок, контролю целостности и непротиворечивости данных.

Модификация хранимых в системе НСИ данных и их структуры допускается только экспертами системы. Все действия по модификации данных строго регламентируются. Пользователями информации выступают прочие ИС предприятия, получающие данные через заранее определенные интерфейсы.

Такой подход обеспечивает корректность данных внутри предприятия вне зависимости от количества и разнообразия используемых ИС, устраняя дублирование информации разными подразделениями и упрощая построение сводных отчетов.

Термин НСИ имеет советское происхождение, хотя чёткого определения в СССР введено не было. На западе более подходящим аналогом НСИ является Master Data или Master Referenced Data, сутью которых является не-транзакционная нормализованная справочная информация (каталоги) и классификаторы (иерархии). Таким образом Master Data (Мастер данные) можно рассматривать только как подмножество понятия НСИ.

Системы Управления Справочниками можно приравнять к международному понятию Master Data Management (MDM), которые могут рассматриваться как часть Service-Oriented Аrchitecture (SOA).

Принципиальным является, что словари, стандарты, правила, нормативы, которые обыкновенно включают в понятие НСИ, не являются объектами систем MDM.

См. также

  • Блог по НСИ Сабира Асадуллаева
  • SAP Master Data Management

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "НСИ" в других словарях:

    НСИ - несанкционированный съём информации Источник: http://www.energosys.ru/?nav=entr&id=6105 НСИ нормативно справочная информация; нормативная справочная информация юр. НСИ нашлемная система индикации в маркировке …

    НСИ - нормативно справочная информация … Словарь сокращений русского языка

    НСИ Банк - Банк Невастройинвест http://nsvbank.ru/​ банк., организация, Санкт Петербург … Словарь сокращений и аббревиатур

    НСИ Рунавик Полное название Nes Sóknar Ítróttarfelag Runavík Основан 1957 Стадион Рунавик … Википедия

    Полное название Nes Sóknar Ítróttarfelag Runavík Основан 1957 Стадион Рунавик … Википедия

    НСИ Рунавик Полное название … Википедия

    Нескл., мн. (ед. манси, нескл., м. и ж.). Народ, составляющий коренное население Ханты Мансийского автономного округа РСФСР, а также лица, относящиеся к этому народу … Малый академический словарь

    И грунши, груси, нескл., м. и ж … Русское словесное ударение

    Манси, нескл., м. и ж. (народ) … Русское словесное ударение

    ЕОС НСИ - единая отраслевая система управления нормативно справочной информацией Источник: rosatom.ru … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA. Учебное пособие , Кузяков Олег Николаевич , Мартынюк Роман Васильевич , Музипов Халим Назипович , Хохрин Сергей Александрович , Чащина Маргарита Викторовна , В учебном пособии рассмотрены основные сведения о программах системы реального времени "Сириус-SCADA". Описана программа "Редактор БД НСИ", предназначенная для создания баз данных… Категория: Автоматика. Вычислительная техника Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Лань ,
  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA , Музипов Х.Н. , Рекомендовано Региональным отделением УрФО УМО вузов РФ по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации в качестве учебного пособия для студентов… Категория:

Отрасль: Энергетика и ЖКХ

Поскольку Росатом объединяет множество предприятий и организаций, создание общеотраслевых справочников является необходимым условием для централизации и обеспечения прозрачности закупочной деятельности и отношений с поставщиками, а также для организации совместной работы ИТ-систем предприятий отрасли. Именно поэтому проект по созданию единой отраслевой системы нормативно-справочной информации (ЕОС НСИ) был включен в «Программу трансформации финансово-экономического блока и информационных технологий» Госкорпорации. Система ЕОС НСИ охватит организации блоков «инжиниринг и строительство атомных станций», «эксплуатация атомных станций», «жизненный цикл ядерного топлива». По итогам открытого конкурса к реализации проекта была привлечена компания IBS, в качестве платформы выбрано специализированное решение SAP.

К настоящему моменту завершен пилотный проект по созданию ЕОС НСИ. В его рамках создан ряд справочников: «Контрагенты» (дебиторы/кредиторы, юридические лица, резиденты/нерезиденты), «Материально-технические ресурсы» (МТР), «Элементы промышленных объектов», «Единый план счетов», набор общероссийских справочников и классификаторов. Наиболее востребованными стали справочники «Контрагенты» (в настоящий момент содержит около 70 тыс. записей), «МТР» (около 150 тыс. записей) и «Единый план счетов». Уже в ходе пилотного проекта к ЕОС НСИ по справочнику «Контрагенты» были подключены 215 предприятий, по справочнику «МТР» - 35 предприятий. Всего в системе работает более 4 тыс. пользователей, их доступ обеспечен с помощью портального сервиса.

Сейчас ведутся работы по тиражированию системы. Ожидается, что к 2012 году общее число пользователей ЕОС НСИ достигнет порядка 10 тыс. человек. Таким образом, данный проект в области организации нормативно-справочной информации на платформе SAP станет одним из самых масштабных в мире и крупнейшим в Европе. Результаты проекта и возможности ЕОС НСИ будут использованы в целом ряде других ИТ-проектов Госкорпорации «Росатом». Среди них - создание единой отраслевой системы закупок, единой отраслевой системы интеграции корпоративных приложений, единой отраслевой системы документооборота, системы управления имущественными активами, внедрение системы единого расчетного центра и др.

«Централизация процессов ведения нормативно-справочной информации и использование соответствующей информационной системы, во-первых, повысит качество и достоверность информации, предоставляемой ИТ-системами. Во-вторых, позволит снизить затраты и временя для формирования консолидированной отчетности. В-третьих, минимизирует риски из-за неполноты или некорректности данных для платежей. Также это позволит оптимизировать и обеспечить прозрачность процессов закупок и работы с поставщиками, сократить время планирования закупок и снабжения МТР, оптимизировать процесс ведения НСИ за счет организации единой среды управления », – отметил руководитель направления по программе НСИ ЗАО «Гринатом» Кирилл Суковых .

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.