Статья 1057. Гражданское право россии. Обязательным условием публичного конкурса является

Организация публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно-полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Статья . Изменение условий и отмена публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

2. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен.

3. В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене.

Лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

4. Если при изменении условий конкурса или при его отмене были нарушены требования, указанные в пунктах 1 или 2 настоящей статьи, лицо, объявившее конкурс, должно выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям.

Статья . Решение о выплате награды

1. Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе.

2. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В случае, если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.

Статья . Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения.

Статья . Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.

Слово «конкурс» означает состязательность, соревнование, конкуренцию. Данная категория используется в праве, когда необходимо получить оптимальный (лучший) из числа возможных результат, основанный на правовой модели состязательности, и имеет как межотраслевой, так и внутриотраслевой характер.

Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Гл.57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание Государственных премий.

Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п.2 ст.154 ГК). Вместе с тем обязательство из публичного конкурса возникает, если за его объявлением последуют определенные юридические факты, в т.ч. действия лиц, желающих участвовать в конкурсе. Причем на момент объявления конкурса неизвестно, будет ли иметь место совокупность необходимых фактов. Условный характер присущ любому публичному конкурсу, выражает саму суть данной сделки, и не зависит от воли лица, объявляющего конкурс. Без указанного условия конкурс не может быть объявлен. Эта особенность публичного конкурса не позволяет отнести его к категории сделок, совершенных под отменительным условием, о которых говорится в п.1 ст.157 ГК.

В отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой в гл.56 ГК за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.

Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно, полезных целей. Публичное же обещание награды может преследовать сугубо частные непротивоправные цели. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию закона, сформулированному в п.2 ст.1057, что влечет недействительность сделки (ст.168 ГК).

Согласно п.1 коммент. статьи объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права, как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например, фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (ч.2 п.1 ст.49 ГК).

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решений органов исполнительной власти и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Организация и проведение конкурсов в соответствующих сферах входят в компетенцию Министерства культуры РФ (подп.5 п.7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679-СЗ РФ, 1997, N 24, ст.2762), Министерства общего и профессионального образования РФ (подп.26 п.5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 - СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1796). В некоторых случаях государственный орган утверждает Положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно (см., например, Положение о Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России", утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 922 - СЗ РФ, 1997, N 30, ст.3660; Временное положение об организации конкурсов грантов в системе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, утв. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 апреля 1993 г. N 5 - Бюллетень Госкомвуза РФ, 1993, N 7, с.7).

По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под средствами массовой информации в ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст.300) понимаются периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кино хроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год, иная форма периодического распространения массовой информации. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что сделка не совершена.

Круг лиц, которому адресовано приглашение участвовать в открытом конкурсе, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, оперных певцов, театров и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.) ставят рамки участия в нем. Но при этом приглашение не персональное, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого конкурса может быть ограничен предварительной квалификацией лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатам предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Разъяснение Пленума ВАС РФ (п.13 постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" - Вестник ВАС РФ, 1994, N 2, с.54) о том, что незаконный отказ в участии в конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе, относится к торгам, но имеет значение и для публичного конкурса. Основанием отмены в судебном порядке результатов открытого публичного конкурса может служить также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу, лиц (персональные предложения) по усмотрению лица, объявляющего конкурс. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

В п.4 ст.1057 установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, победитель определяется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в комиссию участников конкурса, тем не менее он соблюдается, что диктуется этическими нормами.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст.317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или принятия решения о выплате награды, или на другой момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (не денежной) форме должна относиться к числу оборота способных объектов гражданских прав (ст.128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы, то гражданско-правовое обязательство не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п.4 коммент. статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

В п.5 ст.1057 разрешен вопрос о соотношении правил гл.57 и ст.447-449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса. Извещение о проведении торгов на конкурсной основе, как и объявление публичного конкурса, является односторонней сделкой, возникновение прав и обязанностей, по которой зависит от наступления условия - участия в торгах в форме конкурса не менее двух лиц и выборе лучшего из них (предложившего лучшие условия) в соответствии с заранее объявленными условиями организатора торгов (ст.447 ГК.). Однако обязанность организатора торгов, которую он должен исполнить в пользу лица, выигравшего торги, отличается от предусмотренной в п.1 ст.1057 ГК обязанности лица, объявившего публичный конкурс.

Организатор торгов, действующий от своего имени или от имени собственника вещи (обладателя имущественного права), обязан подписать с лицом, выигравшим торги, имеющий силу договора протокол о результатах торгов или оформить с ним протокол о заключении основного договора в будущем - в предусмотренный срок после подписания протокола. Во втором случае в пп.2, 5 ст.448 ГК право лица, выигравшего торги, на заключение договора названо предметом торгов. Какой именно обязанностью связал себя организатор торгов и какой конкретно договор должен быть заключен с выигравшим торги, устанавливается в извещении о торгах.

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано выплатить победителю конкурса денежное вознаграждение или выдать ему иную награду.

Обязанность заключить с победителем публичного конкурса договор возникает только в том случае, если она предусмотрена в качестве условия в объявлении о конкурсе, тогда как торги, будучи одним из способов заключения договоров, без соответствующей обязанности утрачивают свой смысл, они беспредметны.

При сопоставлении публичного конкурса и торгов в форме конкурса усматривается также различие в их целевой направленности. Заключение гражданско-правового договора, как правило, отвечает общественным интересам или, по крайней мере, не должно им противоречить (ст.10 ГК). Вместе с тем при заключении договора на торгах конкурсная форма непосредственно служит выбору наиболее подходящего контрагента, т.е. направлена на удовлетворение интересов собственника вещи или обладателя имущественного права и совсем не обязательно - на достижение общественно полезных целей. Публичный же конкурс должен быть прямо направлен на достижение указанных целей, что подчеркивалось выше (п.2 коммент. статьи).

Правила, регулирующие торги в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги в форме конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия (ст.447 ГК). В ст.448 по-другому, чем в ст.1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в пп.2, 3 ст.448 допускается действие и. иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

Кроме того, в ст.448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл.57: в ст.448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание победителем и организатором торгов протокола о их результатах, а в ст.449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

Коллизия норм ст.447-449 и правил гл.57 происходит тогда, когда лицо, объявившее публичный конкурс, обязано заключить с победителем конкурса договор. В случае коллизии правила ст.447-449 имеют приоритет.

Представляется, однако, что правило п.4 ст.448 о зачете задатка, внесенного участником, выигравшим торги, в счет исполнения обязательства по заключенному договору применимо, если обязательство предусматривает совершение платежа, например, по договору купли-продажи (п.1 ст.454 ГК), аренды (ст.606 ГК), но неприменимо в иных случаях.

С другой стороны, положение п.5 ст.447 о признании несостоявшимися торгов в форме конкурса, в котором участвовало одно лицо, применимо к любому конкурсу независимо от его предмета.

Проведение торгов в форме конкурса предусмотрено рядом нормативных правовых актов: Законом о приватизации. Законом о банкротстве, Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 (СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1756), и др. Их перечень приведен в комментарии к ст.447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М., 1997, с.718-724).

  • Раздел I Введение в гражданское право
  • Понятие гражданского права
    • Понятие, предмет и методы гражданского права
    • Принципы гражданского права
    • Источники гражданского права. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
    • Система гражданского права
    • Гражданское право как наука и учебная дисциплина
  • Раздел II гражданское правоотношение
  • Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений
    • Понятие и признаки гражданского правоотношения
    • Содержание гражданских правоотношений
    • Виды гражданских правоотношений
  • Субъекты гражданских правоотношений
    • Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений
      • Гражданская правоспособность и правосубъекность
      • Гражданская дееспособность. Субъективное право и юридическая обязанность
      • Опека и попечительство. Патронаж
      • Имя и место жительства гражданина
      • Признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим
      • Акты гражданского состояния
    • Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
      • Образование, реорганизация и прекращение деятельности юридического лица
      • Банкротство (несостоятельность) юридического лица
      • Виды юридических лиц
      • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданского права
  • Объекты гражданских прав
    • Понятие объекта гражданских прав. Классификация вещей
    • Деньги и ценные бумаги
      • Результаты творческой деятельности. Информация. Результаты работ и услуг. Нематериальные блага
  • Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
    • Понятие юридических фактов
    • Виды и классификация юридических фактов
    • Понятие, виды и форма сделок
    • Условия действительности сделок. Понятие и виды недействительных сделок
  • Осуществление и защита гражданских прав
    • Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей
    • Защита гражданских прав
  • Представительство
    • Понятие и виды представительства
    • Доверенность. Виды доверенностей
  • Сроки в гражданском праве. Исковая давность
    • Понятие и виды сроков
    • Течение сроков исковой давности
  • Раздел III Право собственности и другие вещные права
  • Вещное право и право собственности
    • Понятие вещного права
    • Общие положения о праве собственности. Формы собственности и формы права собственности
    • Содержание права собственности
    • Приобретение и прекращение права собственности
    • Особенности содержания права собственности различных субъектов гражданских прав
      • Право собственности юридических лиц
      • Право государственной и муниципальной собственности
    • Право общей собственности
    • Вещные права лиц, не являющихся собственниками. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Сервитуты
    • Защита права собственности и иных вещных прав
    • Право собственности и другие вещные права на землю
    • Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
  • Раздел IV Право интеллектуальной собственности
  • Право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
    • Общие положения об интеллектуальных правах и интеллектуальной собственности
      • Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности
      • Гражданско-правовые способы защиты интеллектуальных прав
      • Авторское право
      • Понятие и содержание прав, смежных с авторскими (смежные права)
      • Патентное право
      • Право на селекционное достижение
      • Право на топологии интегральных микросхем
      • Право на секрет производства (ноу-хау)
      • Право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
      • Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
  • Раздел V Обязательственное право. Общие положения
  • Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств
    • Понятие и основания возникновения обязательств
    • Стороны в обязательстве
    • Виды обязательств
    • Понятие и принципы исполнения обязательств
    • Надлежащее исполнение обязательств
  • Обеспечение исполнения обязательств
    • Понятие и система способов обеспечения исполнения обязательств
    • Неустойка
    • Залог
    • Удержание
    • Поручительство
    • Банковская гарантия
    • Задаток
  • Перемена лиц в обязательстве
    • Переход прав кредитора к другому лицу
    • Перевод долга
  • Ответственность за нарушение обязательств
    • Понятие, формы и виды гражданско-правовой ответственности
    • Условия гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств
    • Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности
    • Размер гражданско-правовой ответственности
  • Прекращение обязательств
    • Понятие и основания прекращения обязательств
    • Способы прекращения обязательств
  • Общие положения о договоре
    • Понятие и значение договора
    • Содержание и форма договора
    • Классификация договоров
    • Заключение договора
    • Изменение и расторжение договора
  • Отдельные виды обязательств
  • Купля-продажа. Мена
    • Общие положения о договоре купли-продажи
    • Права и обязанности сторон
    • Исполнение договора купли-продажи и ответственность сторон за его неисполнение
    • Розничная купля-продажа
    • Поставка товаров
    • Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд
    • Контрактация
    • Энергоснабжение
    • Продажа недвижимости
    • Продажа предприятия
    • Мена
  • Дарение
  • Рента и пожизненное содержание с иждивением
    • Общие положения о ренте
    • Виды ренты
  • Передача имущества во временное пользование
    • Общие положения об аренде
    • Отдельные виды аренды и аренда отдельных видов имущества
    • Наем жилого помещения
    • Безвозмездное пользование
  • Подряд
    • Общие положения о подряде
    • Виды договора подряда
  • Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
  • Возмездное оказание услуг
  • Перевозка и транспортная экспедиция
  • Заем и кредит
    • Понятие кредитных и расчетных правоотношений
    • Заем
    • Кредит. Товарный и коммерческий кредиты
    • Договор финансирования под уступку денежного требования
  • Договоры банковского вклада и банковского счета
    • Договор банковского вклада
    • Договор банковского счета
  • Расчетные обязательства
    • Общие положения о расчетах
    • Расчеты платежными поручениями
    • Расчеты по аккредитиву
    • Расчеты по инкассо
    • Расчеты чеками. Вексель
    • Хранение на товарном складе
    • Специальные виды хранения
  • Страхование
    • Общие положения о страховании
    • Договор страхования
    • Виды и формы страхования
  • Поручение. Действие в чужом интересе
    • Поручение
    • Действие в чужом интересе без поручения
  • Комиссия. Агентирование
    • Договор комиссии
    • Агентский договор
  • Доверительное управление имуществом
  • Коммерческая концессия
  • Простое товарищество
  • Публичное обещание награды. Публичный конкурс. Игры и пари
    • Публичное обещание награды
    • Публичный конкурс
    • Игры и пари
  • Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
    • Общие положения о возмещении вреда. Отдельные виды ответственности
    • Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, или вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Компенсация морального вреда
  • Обязательства вследствие неосновательного обогащения
  • Раздел VII Наследственное право
  • Наследственное право
    • Общие положения о наследстве
    • Наследование по завещанию
    • Наследование по закону
    • Приобретение наследства
    • Наследование отдельных видов имущества
  • Раздел VIII Международное частное право
  • Международное частное право
    • Понятие, источники и нормы международного частного права
    • Правовое положение физических лиц в международном частном праве
    • Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
    • Общие начала применения права
    • Право собственности
    • Внешнеэкономические сделки
    • Рассмотрение споров в арбитраже

Публичный конкурс

«Конкурс» - это соревнование, конкуренция. Поэтому к нему прибегают тогда, когда необходимо получить лучший из числа возможных результат. Таковы, в частности, отношения по конкурсному подбору профессорско-преподавательских кадров. Другие имеют целью выявление конкретного лица, с которым должен был заключен соответствующий гражданско-правовой договор. Таков порядок заключения договора на торгах, в ходе приватизации собственности. Однако как вид публичного обещания награды и в силу специфического основания возникновения особого обязательственного правоотношения конкурс регулируется ст. 1057-1061 ГК РФ. Такой конкурс охватывает отношения, которые связаны с постановкой задачи, разрешаемой на основе соревнования неопределенного круга лиц с выплатой вознаграждения победителю. В этом случае конкурс характеризуется следующими чертами.

Во-первых, обещание вознаграждения за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов должно быть публичным, т.е. обращенным более чем к одному лицу. Конкурсы бывают открытыми и закрытыми в зависимости от того, к кому обращено предложение участвовать в конкурсе. При открытом конкурсе предложение принять в нем участие обращено ко всем желающим, и каждый откликнувшийся на него может стать участником конкурса. В этом случае круг участников конкурса может быть более широким, но он всегда характеризуется количественной неопределенностью и неизвестностью для организатора конкурса конкретного состава его участников. Даже тогда, когда конкурс проводится среди лиц определенной квалификации или когда организатор конкурса предварительно отбирает лиц, пожелавших принять в нем участие, конкурс ввиду публичного характера его объявления не перестает быть открытым. Закрытый же конкурс характеризуется тем, что предложение участвовать в нем направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. В этом случае круг участников конкурса всегда ограничен и известен его организатору.

Во-вторых, публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. Можно, например, объявить конкурс на лучшее озеленение дворов или благоустройства придомовой территории, но нельзя объявить конкурс на лучшее содержание домашних животных.

В-третьих, обещанное вознаграждение должно быть не обычной, предусмотренной законом за выполнение той или иной работы, а специально установленной премией, которая выплачивается победителю за достигнутый результат. Премия должна быть денежной либо вещевой (например, путевка, автомобиль). Иное же поощрение победителя (например, выдача грамот, дипломов, медалей и др.), если оно не сочетается с выплатой премии, не признается конкурным.

В-четвертых, награда должна быть обещана за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов, что предполагает возможность сопоставления и выбора одного из многих сравнимых по своим качественным признакам результатов, достигнутых к тому же разными лицами. В силу этого конкурс должен быть признан несостоявшимся, если представлена только одна работа (один результат) или хотя и несколько, но одним лицом. При этом характер и содержание работы, за лучшее выполнение которой публично обещано специальное вознаграждение (премия), определяются условиями конкурса.

Закон установил, что объявление о проведении конкурса, в котором выражается публичное обещание премии за лучшее выполнение определенной работы, может быть сделано путем публикации в газете, выпуска рекламного, вывешивания соответствующего объявления на заводе, извещения по радио, телевидению и т.д.

Согласно ст. 1057 ГК РФ, сведения (условия), которые должно содержать конкурсное объявление, определены законом и подразделяются на обязательные, т.е. такие, которые должны быть указаны при объявлении любого конкурса, и факультативные, т.е. такие, которые указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса. При отсутствии обязательных условий или хотя бы одного из них конкурс считается необъявленным. К числу этих условий относятся:

  • сведения о существе задания (предмете конкурса или «определенности работы»). Детализация этих сведений может выражаться в указании формы ее размещения, в детализации до конкретных показателей и признаков и т.д.;
  • срок выполнения задания, который определяет и срок представления работы на конкурс. Он должен обладать такой продолжительностью, которая реально обеспечивает выполнение конкурсного задания. При этом устанавливаются окончательные и промежуточные сроки (например, промежуточный срок предварительного просмотра или прослушивания исполнителей либо срок представления проспектов выполнения конкурсного задания и т.д.);
  • порядок представления работ или иных достижений касается, прежде всего, формы представления, а также ряда других условий, которые должны быть соблюдены. При этом форма представления работы на конкурс определяется самим характером работы и выражается, например, в передаче участником конкурса его устроителю определенного результата своего труда в виде рукописи, картины, модели, проекта, образца и т.д.;
  • место представления работы должно быть указано в объявлении о конкурсе в числе других условий и имеет существенное значение не только для участников конкурса, но и для привлечения к конкурсу внимания общественности;
  • критерий, порядок и срок сравнительной оценки работ устанавливаются в зависимости от особенностей самой работы. Иногда, например, проводятся предварительный отбор и оценка проспектов работ и заявок. Конкурс может проводиться в несколько этапов (туров), к исходу каждого из которых производятся оценка и отбор наиболее достойных для участия на следующем этапе работ и т.д.;
  • размер вознаграждения (премии) устанавливается обычно в виде определенной денежной суммы, но может выражаться и в какой-то другой имущественной ценности. Обычно устанавливается несколько премий определенного размера в соответствии с призовым местом, занятым той или иной работой;
  • порядок и срок объявления результатов конкурса. Определение результатов конкурса воплощается в решении об оценке конкурсных работ. Здесь важно указать на то, что о принятом решении участники конкурса могут быть уведомлены в той же форме, в какой конкурс объявлен, либо иным образом (например, путем письменного уведомления всех соискателей либо только победителей конкурса и т.д.);
  • факультативные условия конкурса определяются устроителем. Обычно они касаются оформления представленных на конкурс работ; состава жюри; порядка и сроков выплаты вознаграждения; порядка использования премированных произведений науки, литературы или искусства и выплаты авторам этих произведений гонорара; порядка возврата участникам конкурса работ, не удостоенных премии, и т.д.

Закон устанавливает, что в процессе проведения конкурса может возникнуть необходимость внести изменения в ранее объявленные его условия либо даже необходимость его отмены. Однако изменение условий конкурса, а тем более его отмена, могут затронуть и существенно ущемить интересы лиц, пожелавших принять в нем участие, которые к тому времени могли уже приступить к выполнению определенной условиями конкурса работы и понести в связи с этим определенные издержки.

Поэтому данные изменения условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения возможных соискателей, т.е. тех лиц, на которых было рассчитано объявление о конкурсе. Выполнение этого требования освобождает устроителя конкурса от обязанности принять на конкурс работу, выполненную на первоначально указанных условиях, хотя бы автор этой работы по уважительной причине и не знал о внесенных в условия конкурса изменениях либо о его отмене. Но в силу п. 3 ст. 1058 ГК РФ устроитель в этом случае обязан возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу, до того как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или о его отмене. Устроитель конкурса освобождается от обязанности возмещения таких расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности, до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса (п. 3 ст. 1058 ГК РФ).

Нарушение требований о порядке изменения условий конкурса или его отмены влечет в соответствии с п. 4 ст. 1058 ГК РФ ответственность устроителя в форме выплаты награды тем участникам конкурса, которые выполнили работу, удовлетворяющую объявленным условиям. Квалификация данной меры гражданско-правовой ответственности зависит от того, возникло ли на момент незаконного изменения условий или отмены конкурса конкурсное правоотношение между соответствующим участником и устроителем конкурса. Если конкурсное правоотношение возникло, то санкцию, предусмотренную п. 4 ст. 1058 ГК РФ, можно рассматривать в качестве нормативно установленной ставки возмещения убытков, причиненных участнику конкурса в результате незаконных действий устроителя. Это и понятно: убытки по смыслу ст. 15 ГК РФ могут быть причинены определенному лицу лишь вследствие нарушения принадлежащего ему субъективного права.

Если же на момент незаконного изменения условий конкурса или его отмены между устроителем конкурса и соответствующим участником еще не возникло соответствующего правоотношения, то правовая природа указанной санкции будет иной. Ее следует усматривать в том, что несоблюдение установленных законом требований влечет для устроителя конкурса нежелательные правовые последствия. Сам по себе факт незаконного изменения условий конкурса или его отмены не дает участнику конкурса права требовать выплаты награды. Поэтому, получив извещение о незаконном изменении условий конкурса или о его отмене, соответствующий участник может приостановить выполнение работы и обратиться к устроителю конкурса с требованием о возмещении понесенных в связи с ее выполнением расходов. Если же участник конкурса желает получить награду, то предъявить соответствующее требование он сможет только по окончании выполнения конкурсного задания.

Право на получение награды (премии) возникает у соискателя лишь в случае признания его работы лучшей и (или) достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе нескольких лиц, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом (п. 2 ст. 1059 ГК РФ).

Для рассмотрения (оценки) работ, представленных на конкурс, и определения его результатов устроитель обычно создает специальный орган - конкурсную комиссию или жюри, куда входят высококвалифицированные специалисты в данной области знаний. Но образование такой комиссии не обязательно. Оценка конкурсных работ может быть произведена самим устроителем или поручена другим организациям. В случае создания конкурсной комиссии (жюри) ее члены должны быть незаинтересованными в исходе конкурса.

Определяя результаты конкурса, конкурсная комиссия (жюри) может принять одно из следующих решений: о выплате премий в соответствии с их количеством по каждому призовому месту; об отказе в присуждении премий за отдельные призовые места или присуждении по каждому месту меньшего числа премий, чем установлено; о присуждении поощрительных премий и отказе в присуждении премий за призовые места; о неприсуждении премий вообще. Закон не требует, чтобы решение о результатах конкурса было мотивировано устроителем конкурса или образованной им конкурсной комиссией (жюри). При этом решение, принятое конкурсной комиссией, должно быть утверждено устроителем конкурса.

Порядок и сроки вынесения решения о результатах конкурса и сообщения о нем его участникам должны быть установлены в конкурсном объявлении (п. 1 ст. 1059 ГК РФ). Однако при совпадении количества премий и числа работ, занявших данное призовое место, или если количество премий, установленных за то или иное место, превышает число работ, их занявших, каждый из победителей конкурса получает премию в установленном размере. Если же количество премий меньше числа работ, его занявших, премии должны быть разделены пропорционально числу работ, которые признаны достойными премии. В случае установления премий без указания их количества по каждому призовому месту право на получение премии в полном размере имеют все участники конкурса, работы которых заняли соответствующее место.

В случае отказа устроителя конкурса выплатить премию (полностью или частично), а также при нарушении сроков выплаты причитающегося победителям конкурса вознаграждения оно может быть взыскано в судебном порядке.

Если предметом конкурса было создание произведения науки, литературы или искусства, устроитель конкурса приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения (ст. 1060 ГК РФ). Автору произведения должно быть выплачено за это соответствующее вознаграждение без зачета тех сумм, которые причитаются автору как победителю конкурса, если только иное специально не оговорено в конкурсном объявлении. Однако при любом варианте автору гарантируется выплата вознаграждения не ниже минимальных ставок, установленных п. 3 ст. 31 Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах».

Конкурсные работы, не удостоенные награды, устроитель конкурса обязан возвратить участникам конкурса немедленно по объявлении результатов. В условиях конкурса может быть, однако, предусмотрено, что представленные на конкурс работы не подлежат возврату либо возвращаются только по требованию участников конкурса.

Конкурс на право заключения договора является одной из форм торгов, проводимых на основании ст. 447-449 ГК РФ.

Здесь важны специфические признаки данного вида конкурса. Основой такого подхода служит п. 5 ст. 1057 ГК РФ, устанавливающий, что к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила гл. 57 ГК РФ применяются постольку, поскольку ст. 447-449 ГК РФ не предусмотрено иное.

Объявление о проведении публичного конкурса на право заключения договора подчиняется специальным правилам. Во-первых, в силу п. 2 ст. 448 ГК РФ оно должно быть сделано устроителем конкурса не менее чем за 30 дней до даты его проведения. Во-вторых, указанное объявление должно содержать помимо сведений, перечисленных в п. 4 ст. 1057 ГК РФ, сведения о сроке, предоставляемом для заключения договора между устроителем и победителем конкурса (п. 2 ст. 448 ГК РФ), если же конкурсное объявление не содержит сведений об указанном сроке, то конкурс не считается необъявленным, а применяется 20-дневный срок, предусмотренный ч. 2 п. 5 ст. 448 ГК РФ.

Иногда конкурс на право заключения договора не может быть объявлен без указания устроителем сведений о ранее заключенных договорах соответствующего вида. В частности, такая ситуация характерна для договора аренды. Отношения сторон по договору аренды носят длящийся характер. Арендодатель вправе до истечения срока действия ранее заключенного договора объявить конкурс на право заключения нового арендного договора. Договор с победителем конкурса не может, однако, вступить в силу до истечения срока действия первоначального договора. Об этом потенциальные участники конкурса должны быть уведомлены заранее. Иначе объявленный конкурс будет недействительным. Кроме того, необходимо учитывать, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока арендного договора имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. На момент объявления конкурса на право заключения нового договора аренды арендодатель - устроитель может и не знать о том, воспользуется ли арендатор своим правом на возобновление договора. Однако он должен предупредить потенциальных участников конкурса о наличии у первоначального арендатора соответствующего права. Если последнему будет необоснованно отказано в заключении нового арендного договора, он вправе обратиться в суд и потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному с победителем конкурса договору.

Особенности конкурса на право заключения договора необходимо учитывать и при изменении условий и отмене конкурса. Если согласно п. 1 ст. 1058 ГК РФ лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока, то в отношении конкурса на право заключения договора действуют иные правила. Так. согласно п. 3 ст. 448 ГК РФ устроитель открытого конкурса, сделавший извещение, вправе отменить конкурс не позднее чем за 30 дней до его проведения. Нарушение устроителем конкурса указанной обязанности влечет его ответственность перед участниками в форме возмещения понесенного ими реального ущерба. При этом обязанность по возмещению понесенного участниками конкурса реального ущерба возлагается на устроителя и в случае отмены закрытого конкурса на право заключения договора, причем независимо от времени направления соответствующего извещения. И такой конкурс, как следует из ч. 3 п. 3 ст. 448 ГК РФ, будучи объявленным, вообще не может быть отменен.

Единственной формой ответственности устроителя конкурса за незаконное изменение его условий или отмену является возмещение понесенного участниками конкурса реального ущерба. Применение санкции, предусмотренной п. 4 ст. 1058 ГК РФ, к отношениям, возникающим из объявления конкурса на право заключения договора, противоречит существу данного вида конкурса.

В п. 3 ст. 448 ГК РФ установлена возможность отмены публичного конкурса на право заключения договора. Указанная норма не содержит каких-либо специальных правил, регламентирующих порядок изменения условий такого конкурса. Поэтому конкурс на право заключения договора может быть изменен в общем порядке, т.е. с соблюдением правила, закрепленного в п. 1 ст. 1058 ГК РФ.

Победителем конкурса на право заключения договора в соответствии с п. 4 ст. 447 признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной устроителем конкурса, предложило лучшие условия.

Результаты конкурса на право заключения договора должны быть оформлены с соблюдением установленной законом процедуры. Договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после оформления протокола о результатах конкурса. Уклонение одной из сторон от заключения договора управомочивает другую сторону обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков.

Статья 1057. Организация публичного конкурса

1. Конкурсы получают все большее распространение в России. Они преследуют цель наилучшего разрешения определенных задач, стоящих в сферах духовной жизни и материального производства. Конкурс в той или иной области человеческой деятельности предполагает обращение к неопределенному количеству людей, его открытость. Поэтому он назван "публичным". Конкурс означает соревнование, соперничество, состязание. В результате проведенного конкурса первенство отдается лучшему. В зависимости от характера конкурса речь может идти о выявлении лучшего участника или работы.

Конституция (ст. 43) вводит понятие "на конкурсной основе" применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых в последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества.

По своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса - односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы - тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.

Односторонние сделки, совершенные сторонами конкурса (объявившим конкурс и его участником), в некоторых случаях перерастают в конкурсное правоотношение. В своем развитии оно проходит несколько стадий, как-то: а) объявление конкурса, б) представление работы, выполненной согласно условиям конкурса, в) сравнительная оценка работ, г) принятие оценочного решения, д) выплата награды. Каждая стадия конкурса порождает для его участников соответствующие права и обязанности.

Субъектами конкурсного правоотношения выступают лица, объявившие публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды, а также участники конкурса, т.е. лица, выполнившие и представившие на смотр определенную работу.

Ранее действовавшее гражданское законодательство (ст. 439 ГК РСФСР) признавало, что публичное обещание вознаграждения (премии) могло исходить от государственной, кооперативной или общественной организации, т.е. от юридического лица. Но не всякое юридическое лицо могло объявить конкурс, а лишь то, для которого проведение конкурса являлось элементом его специальной правоспособности. Гражданину или организации, не являвшейся юридическим лицом, право проведения конкурса не предоставлялось.

Теперь в качестве устроителя конкурса выступает лицо, публично объявившее о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной премии. Понятие "лицо" дает основание говорить об устроителе конкурса в широком смысле. Под ним подразумеваются как физические, так и юридические лица. Из ст. 18 ГК, раскрывающей содержание правоспособности граждан, следует, что граждане могут совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах. Это право можно отнести и к проведению конкурса.

Правоспособность юридического лица означает, что оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49 ГК). Право проведения конкурса может быть оговорено в учредительных документах, уставах, положениях творческих союзов, научно-технических обществ, редакций газет, журналов и др. В то же время той или иной организации право проведения конкурса может быть предоставлено специальным гражданским законодательством России, иными актами, содержащими нормы гражданского права.

Участвующими в конкурсе могут быть как граждане, так и юридические лица. Дееспособность граждан-участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Никаких ограничений в отношении возраста не установлено. Это значит, что в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК). За несовершеннолетних до 14 лет, согласно ст. 28 ГК, сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).

Граждане участвуют в конкурсе единолично или коллективно. Участниками конкурса могут быть иностранные граждане, а также лица без гражданства, правоспособность которых определена гражданским законодательством. В качестве соискателей могут выступать юридические лица. Если конкурс объявляется на лучшее решение технической задачи, то в ее разработке вправе участвовать научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, технические общества и т.д.

Из содержания объявления о конкурсе должно быть видно, кто приглашается к участию в нем: либо только граждане (например, артисты-исполнители), либо только организации (самодеятельные коллективы). Возможна ситуация, когда приглашаются и те, и другие. Так, из сообщения о конкурсе "Экология-96" следует, что в конкурсе могут принять участие журналисты, коллективы газет, радио- и телекомпании (РГ. 1996. 19 апр.).

Обещание вознаграждения за выполнение определенной работы, как правило, должно быть публичным. Это предполагает обращение к неопределенному кругу лиц. Обещаемое вознаграждение - это специально установленная премия или иная награда, которая выплачивается победителю конкурса за достигнутый результат. Получение победителем награды не исключает его права на получение других видов вознаграждения за свой труд. Конкурсное вознаграждение может быть в денежном выражении или в виде конкретной вещи (автомашина, телевизор и т.д.). Иные формы поощрения победителя конкурса (грамоты, дипломы, медали и другие отличительные знаки) возможны только в сочетании с выплатой премии. Выдача указанных поощрений без выплаты премии не является конкурсным вознаграждением.

Публичный конкурс является видом публичного обещания награды, который ранее не был урегулирован гражданским законодательством (подробно см. коммент. к гл. 56 ). Объединяет эти виды публичного обещания награды то, что в обоих случаях публично обещается награда за совершение правомерных действий в определенный срок. Но между публичным обещанием награды и публичным конкурсом есть различия. У них разные цели. Публичное обещание награды связано с совершением любого правомерного действия (например, обнаружение потерянной вещи, животного, сообщение лицу необходимых сведений и т.д.). Публичный конкурс предполагает достижение лучшего результата в выполнении творческой работы лицом, пожелавшим участвовать в конкурсе. Кроме того, публичному конкурсу присущ характер состязательности и соперничества, что отсутствует при публичном обещании награды.

Если в публичном конкурсе всегда должен быть определен победитель, то при публичном обещании награды он не устанавливается, хотя действие, указанное в объявлении, может быть совершено двумя или более лицами одновременно. В этом случае усилия лиц, принявших участие в совершении названного выше любого правомерного действия, вознаграждаются поровну.

2. Публичный конкурс преследует достижение каких-либо общественно полезных целей. Выражение "каких-либо" дает возможность широко определять общественно полезные цели. Они могут затрагивать области духовной жизни и материального производства.

Подготовка специалистов обеспечивается путем получения высшего образования. Как отмечалось, ст. 43 Конституции закрепляет положение о том, что каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении.

В сфере трудовых правоотношений публичный конкурс связан с подбором кадров и регулируется нормами трудового законодательства. Конкурс позволяет выявить высококвалифицированных специалистов, способных эффективно участвовать в решении задач, стоящих перед организатором конкурса.

В природоохранных правоотношениях тоже используется конкурс, но с другой целью. Согласно Закону о недрах лицензии на пользование недрами предоставляются на основе проведения конкурсов и аукционов. В данном случае определяющим является рациональное использование недр.

При пользовании недрами отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции и т.д., регулируются соглашением о разделе продукции. Эти соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона (ст. 6 Закона о разделе продукции).

Переход к рыночным отношениям раздвинул границы применения конкурса. Если раньше конкурс как гражданско-правовой институт охватывал отношения, связанные с выполнением определенной творческой работы или выявлением лучшего участника, то теперь он находит применение при купле-продаже, подряде, в строительстве и т.д.

На конкурсе продаются предприятия как имущественные комплексы или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, составляющие более чем 50% уставного капитала общества, если в отношении указанного имущества покупателю придется выполнить какие-либо условия (Закон о приватизации).

Необходимость эффективного расходования средств федерального и других бюджетов требует производить закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд на основе конкурсного размещения заказов, но Федерального закона об организации торгов пока нет. ГК тоже не регулирует отношения по конкурсному размещению заказов на закупку продукции для государственных нужд. Этот пробел в законодательстве восполняет Указ Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"*(246) , который определяет порядок проведения торгов и одновременно ставит перед законодателями задачу дополнить гражданское законодательство нормами о конкурсах, носящих коммерческий характер.

Кроме того, Федеральный закон от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 06.10.03)*(247) предписывает осуществлять размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Для конкурсов, конечной целью которых является получение разрешения на пользование чем-либо, права приобретения, характерна состязательность с элементом конкуренции. Здесь определяется не лучший участник, не победитель, а тот, кто обеспечит наиболее рациональное использование чего-то, экономическую выгоду от приобретения чего-либо.

Конкурс сочетает в себе материальные и моральные стимулы к достижению общественно полезной цели. Он порождает деятельность его участников, которая должна носить творческий характер. Итогом этой деятельности становится произведение литературы и искусства или решение иных задач, содействующих культурному и техническому прогрессу.

3. Лицо, объявившее о публичном конкурсе, обращается к неопределенному кругу лиц. Число его участников может быть достаточно широким, а может ограничиваться работниками одной организации или одной профессии.

Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Открытый конкурс предполагает обращение ко всем желающим участвовать в нем. Сообщение об объявлении публичного конкурса дается в средствах массовой информации (печати, передается по радио, телевидению). Соответствующие объявления могут быть развешены в общественных местах. При проведении открытого конкурса его устроители вправе заранее производить отбор участников, пожелавших принять в нем участие. Это связано с предварительной оценкой квалификации участников (например, артистов-исполнителей, музыкантов). Но как бы круг участников открытого конкурса ни был ограничен отбором, он должен оставаться неопределенным.

К участию в закрытом конкурсе привлекается ограниченный круг лиц, т.е. специально приглашенные. Выбор участников производится организатором конкурса, а предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц. Если конкурс проводится среди строго определенного круга специально приглашенных лиц, он характеризуется сочетанием элементов конкурса и авторских договоров. По сути, такой конкурс представляет собой заказ конкретным лицам на выполнение определенного задания. Выплата вознаграждения производится тому, чье произведение будет отвечать условиям задания.

Отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, регулируются нормами авторского права. Для конкурсного отбора лучших произведений создается жюри, авторам выплачиваются установленные премии, тем самым здесь применимы нормы о конкурсе.

4. Объявление о конкурсе должно содержать ряд условий. Одни из них являются обязательными, другие таким качеством не обладают. К обязательным условиям относятся: существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений; место, срок и процедура их представления; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Существо задания - это, по сути, сведения о предмете конкурса или "определенной работе". Характер этих сведений зависит от цели конкурса.

В объявлении о конкурсе на лучший материал, призванный освещать выборы Президента РФ в 1996 г. (РГ. 1996. 24 февр.), задание было определено следующим образом: материалы о выборах, представленные на конкурс, должны содействовать дальнейшему развитию демократии, повышению политической активности, сознательному участию граждан Российской Федерации в управлении делами государства, более полному использованию ими своих избирательных прав.

Конкурсное задание может выражаться в простой постановке задачи, в которой дается идея, тема, а также указывается форма ее разрешения. Возможна детализация признаков, которым должно отвечать решение конкурсной задачи.

Порядок и срок сравнительной оценки работ предопределены особенностями самой работы. Возможны проведение предварительного отбора и оценка проспектов работ и заявок.

Конкурс может проходить в несколько этапов (туров). На каждом из них дается оценка работ, что позволяет отобрать лучшие работы для последующего тура. Окончательной оценке работы может предшествовать открытое обсуждение либо помещение на выставку для публичного обозрения и выявления общественного мнения.

К числу обязательных условий конкурса относится место представления работы. Его указание имеет значение не только для участников конкурса, но и для общественности. Особенно это касается конкурсов на исполнительскую деятельность, на которых присутствует зрительская аудитория.

Срок реализации конкурсного задания должен быть такой продолжительности, чтобы участник имел реальную возможность выполнить его. Время, для этого отведенное, может определяться соответствующим периодом (например, с 15 февраля по 15 июля 1996 г. или в течение 6 месяцев со дня объявления конкурса) либо точно зафиксированной календарной датой.

Могут устанавливаться окончательные и промежуточные сроки, например, промежуточный срок предварительного просмотра или прослушивания исполнителей; срок представления проспектов выполнения конкурсного задания.

Форма представления работы на конкурс определяется ее характером. Возможна передача участником конкурса результата своего труда в виде материализованного объекта (рисунка, картины, медали, рукописи, проекта и т.д.) при создании произведения науки, литературы, искусства или выявления технического решения.

Особой формой представления работы может быть вокал, исполнение танца, стихотворения при непосредственном восприятии этого исполнения самим устроителем конкурса.

Отказ в приеме работы на конкурс может иметь место только по мотиву несоответствия ее условиям конкурса либо нарушения порядка и сроков ее представления.

Размер и форма награды являются обязательным условием конкурсного объявления. Они устанавливаются в виде денежной суммы или другой имущественной ценности. Может быть учреждено несколько премий в соответствии с занятым призовым местом (например, первая премия - 15 тыс. руб., меньшие суммы для двух вторых премий, двух третьих). На каждое место может быть установлена не одна, а несколько премий: одна первая премия, две вторых, две третьих и т.п. Одновременно с премиями для победителей конкурса могут быть предусмотрены поощрительные премии. Они предназначаются для награды тех, кто не занял призового места, но создал произведение, достойное быть отмеченным.

Число премий и их размеры устанавливаются устроителями конкурса в пределах средств, отведенных на эти цели.

Порядок и сроки объявления результатов конкурса отнесены к обязательным условиям. Определение результатов конкурса вытекает из оценки представленных работ. Срок объявления результата дается в сообщении о конкурсе. Премированные и принятые к использованию устроителем конкурса произведения литературы, науки или искусства могут становиться предметом договорных отношений между устроителем конкурса и авторами этих произведений.

Необязательные условия конкурса определяются свободным усмотрением самого устроителя. Количество и характер подобных условий зависят от особенностей конкурса. Необязательные условия могут касаться порядка представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количества экземпляров предоставляемых на конкурс работ; необходимости и срока предварительного представления проспекта работ и т.д.

5. Устроитель конкурса может использовать произведение, удостоенное награды, на основе договора с соответствующим участником. Если устроитель конкурса уклоняется от заключения договора, предусмотренного условиями конкурса, то участник, получивший награду (премию), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Одновременно ставится вопрос о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Правила, предусмотренные комментируемой главой, применяются в данном случае, поскольку они не противоречат ст. 447-449 ГК.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

1. В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 440 ГК РСФСР) в настоящее время расширены возможности устроителя конкурса. Ему предоставляется право не только изменять условия конкурса, но и отменять его. Внесение поправок допустимо во все условия, кроме того, которое касается существа конкурса (цели, задачи). Изменение существа конкурса практически приводит к его отмене.

Иное изложение условий конкурса может затрагивать интересы потенциальных участников, которые приступили к выполнению означенного задания. Поэтому закон разрешает устроителю конкурса изменять условия или отменять его только в первой половине срока, установленного для представления работ.

Не исключены и более поздние изменения условий конкурса, но лишь в том случае, если они улучшают положение будущих участников (например, увеличены размер и количество премий).

Отмена правомерно объявленного конкурса может быть связана с усмотрением его устроителя, у которого возникли препятствия для его проведения (например, невозможность обеспечить условия пребывания иногородних участников или отказ спонсоров от оказания финансовой поддержки).

Устроитель конкурса не может изменять условия или отменять конкурс, если кто-либо из участников представил работу в пределах первой половины установленного срока. После извещения об изменении условий конкурса в соответствии с п. 2 комментируемой статьи участник конкурса не может требовать принятия работы на первоначальных условиях или признания недействительными внесенные в них изменения. Его дальнейшее участие в конкурсе возможно в результате исправления работы согласно новым условиям конкурса.

2. Изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения возможных его участников. Имеется в виду неопределенный круг лиц, которому было адресовано объявление о публичном конкурсе. Возможные участники должны быть информированы об изменениях условий конкурса или его отмене тем же способом, каким конкурс был объявлен (публикации в газетах, сообщения по радио, телевидению, распространение информационных листков на уличных стендах и т.д.).

Соблюдение этого требования устроителем конкурса освобождает его от обязанности принять работу, выполненную на первоначально указанных условиях. Не принимается во внимание обстоятельство, что автор этой работы по уважительной причине не знал об изменениях условий конкурса или его отмене.

3. После объявления публичного конкурса лица, пожелавшие в нем участвовать и выполнившие работу, несут определенные затраты (например, приобретают писчую бумагу, полотно, краски, кисти и т.д.). Работа может быть сделана участником конкурса до сообщения об изменении условий или отмене конкурса. Расходы, понесенные любым участником конкурса, должны быть ему возмещены. Лицо, объявившее конкурс, в случае его отмены или изменения условий должно возместить расходы, понесенные лицом, выполнившим конкурсную работу, если она была готова до того, как ее автору стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и его отмене.

Устроитель конкурса может быть освобожден от обязанности возместить расходы. Для этого он должен доказать, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, а именно до его объявления. Другим основанием освобождения устроителя конкурса от обязанности возместить расходы участнику является выполнение им работы, заведомо не отвечающей условиям конкурса.

4. Независимо от причин, заставивших лицо, объявившее конкурс, изменить его условия или отменить вовсе, оно должно соблюдать определенные требования. Последние касаются срока и порядка уведомления участников конкурса о происходящих переменах в проведении конкурса. Эти требования изложены в п. 1 и 2 комментируемой статьи.

Если они нарушены устроителем конкурса, то он должен выплатить награду тем, кто выполнил работу в соответствии с оговоренными условиями.

Статья 1059. Решение о выплате награды

1. Объявление о конкурсе в числе обязательных должно содержать условие о порядке и сроке выплаты награды. Решение о выплате награды доводится до сведения участников конкурса. Делаться это должно своевременно и с соблюдением порядка и срока выплаты награды. Объявляя конкурс, устроитель указывает, сколько он учреждает премий и в каком размере.

При подведении итогов конкурса устроитель, исходя из количества назначенных премий, может принять одно из следующих решений: а) о выплате премий согласно их числу по каждому призовому месту; б) об отказе в присуждении премий, за отдельные призовые места (при объявлении нескольких); в) о присуждении поощрительных премий вместо присуждения премий за призовые места; г) о неприсуждении премий вообще, если ни одна из представленных работ не признана быть отмеченной или ни одна из них не отвечает требованиям, изложенным в условиях конкурса. При отказе в выплате наград или ином решении устроитель конкурса не обязан мотивировать свои решения.

Оценка конкурсных работ может осуществляться самим устроителем, быть поручена другим организациям либо специально созданной конкурсной комиссией или жюри из высококвалифицированных специалистов в данной области деятельности.

Об образовании конкурсной комиссии (жюри) сообщается в объявлении, но состав ее с поименным перечислением не указывается. Конкурсная комиссия или жюри оценивает представленные работы и определяет победителей. Присуждение премий производит устроитель конкурса. Победителями конкурса признаются только лица, которым присуждены премии за призовые места.

Несоблюдение срока объявления результатов проведенного соревнования и выплаты премий является нарушением обязанности устроителя. Участники конкурса, чьи работы признаны удовлетворяющими условиям конкурса и подлежащими премированию, вправе обратиться в суд с требованием о выплате премии.

2. Работа, представленная на конкурс, может быть выполнена двумя или более лицами. В случае присуждения премии авторскому коллективу сумма премии не увеличивается. Она распределяется между участниками, выполнившими работу в соответствии с достигнутым ими соглашением. При отсутствии такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.

Решение выплатить награду участникам конкурса, чьи работы премированы, доводится до них путем письменного извещения, а также публикации результатов конкурса в печати или оглашения в других средствах массовой информации.

При несогласии с решением конкурсной комиссии (жюри) о результатах конкурса и выплате награды участники конкурса обращаются с жалобой к его устроителю. Повторно жалоба может быть подана в вышестоящий орган, решение которого является окончательным.

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Публичный конкурс может объявляться с целью создания произведения науки, литературы или искусства. Устроитель конкурса, удостоив обусловленной наградой созданное произведение, приобретает преимущественное право на заключение договора об использовании произведения с победителем конкурса.

Если в планы лица, объявившего конкурс, не входит намерение использовать премированные произведения, авторы этих произведений должны быть поставлены об этом в известность. При объявлении условий конкурса может быть оговорено, что премированные произведения не будут использоваться устроителем. Это дает автору возможность использовать произведение по своему усмотрению, а именно искать лицо или организацию, с которой можно заключить договор.

Закон не определяет срока, в течение которого лицо, объявившее публичный конкурс, должно реализовать возникшее у него преимущественное право на заключение договора с автором произведения, удостоенного награды. Задержка на неопределенный срок оформления договора с победителем конкурса позволяет последнему обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При необоснованном уклонении от заключения договора устроитель конкурса должен возместить автору премированного произведения причиненные этим убытки (см. п. 4 ст. 445 ГК).

В зависимости от решения суда о понуждении устроителя конкурса заключить договор с автором премированного произведения право устроителя либо погашается, либо он заключает договор в соответствии с нормами авторского права (ст. 31 Закона об авторском праве).

При заключении договора между устроителем конкурса и автором оговаривается срок, на который он передал право на премированное произведение, как, впрочем, и другие условия договора. Если в авторском договоре отсутствует условие о сроке, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения с письменным уведомлением об этом пользователя за 6 месяцев до расторжения договора.

Закон (п. 4 ст. 1057 ГК) не оговаривает способ использования произведения, удостоенного награды на конкурсе. Он определяется либо при заключении авторского договора, либо используется способом, вытекающим из цели конкурса, например: музыкальное произведение - для исполнения перед публикой; литературное произведение - для опубликования, художественного чтения и т.д.

Выдача обусловленной награды участнику - победителю конкурса не лишает его права получить соответствующее вознаграждение по заключенному с ним договору об использовании произведения.

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

Помимо обязательных условий (см.

Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (ст. 1057 ГК РФ).

Одно из отличий публичного конкурса от публичного обещания награды заключается в изначально заданной состязательности — требовать выдачи награды (т.е. выступать в качестве кредитора) может не любой «отозвавшийся», представивший обусловленный результат, а лишь тот из «отозвавшихся», чей результат признан наилучшим.

Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Публичный конкурс отличается также большей степенью формализации.

Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен (ст. 1058 ГК РФ).

В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене. Лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В случае если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом (ст. 1059 ГК РФ).

Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, об с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения (ст. 1060 ГК РФ).

При этом лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы (ст. 1061 ГК РФ).

Толкование понятий конкурс и аукцион: Видео