Какие изменения происходят в современном обществе. Социальные изменения. Роль технологических факторов в социальных изменениях

Объясняется взаимодействием как природных, так и социальных факторов.

Физическая среда. Человек — это физическое существо, живущее в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, людям необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в их распоряжении, относятся социальная организация и технология.

Однако, помогая людям приспосабливаться к одной окружающей среде, они не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены — провести соответствующие институциональные изменения, выработать новые формы социальной организации и новые технические изобретения. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, сами человеческие существа оказывают значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и наступление пустынь — ущерб, нанесенный людьми экосистеме. Следовательно, человек связан со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население. Изменения численности, структуры и распределения народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение беби-бума оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества создает серьезные проблемы, в частности все больше людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.

Конфликты — форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Не удивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны население вынуждено отказаться от привычного образа жизни; приходится терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что результатом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Обычно конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Устои старого социального порядка постоянно подтачиваются, и он уступает место новому.

Ценности и нормы , принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества; они также могут действовать как стимуляторы. Как правило, человек готов принять технические нововведения, но сопротивляется переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие отражается в нашем применении слова «изобретатель». Для нас изобретатель — это тот, кто создает новые материальные веши, а того, кто является автором нематериальных идей, зачастую называют «революционер» или «радикал» — словами, смысл которых имеет негативный оттенок.

Каждое общество обладает системой ценностей, более или менее устойчивой, совмещающей ценности различного ранга и характера (традиционные/инновационные). Ценностные системы общества складываются на протяжении длительного исторического развития социума, в связи с чем их структура вполне адекватно отражает особенности восприятия людьми действительности и отношения к ней. Соответственно изменение общественного восприятия обязательно связано с изменениями в системе ценностей общества, что позволяет рассматривать исторический процесс как последовательную смену ценностных систем.

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Например, теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя — это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию известных элементов. Так, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ, — это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов.

Инновации — как открытия, так и изобретения — не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио- и телеприемников, зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер и т.д. В основе развития такого типа лежит экспоненциальный принцип: по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеюттенденцию к росту в геометрической прогрессии.

Диффузия — это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присуши только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который в свою очередь возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они — от иудейских сект первых веков н. э., поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них.

Группа факторов, которые можно условно назвать идейно-политическими, также способствуют социальным изменениям. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходя- шей линии как прогресс идей. М. Вебер считал важнейшим фактором экономического развития религиозные представления, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринимательства и последовавшем экономическом скачке в западных обществах.

Смена идеи - не чисто интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, благодаря незаурядным личным качествам они способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, которые расшатывают установленный в обществе порядок и могут привести к революционным изменениям.

Политические процессы , происходящие в обществах, сами по себе тоже могут стать фактором социальных изменений. Согласно современным теориям политической революции, функционирование государственного аппарата и природа межгосударственных отношений являются факторами, способными вызвать революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда государство не способно выполнять свои основные функции по поддержанию закона, порядка и территориального единства.

Каждый из представленных факторов испытывает влияние остальных и сам оказывает на них влияние.

Трудности, с которыми сталкиваются объяснительные теории, связаны с их собственными недостатками — детерминизмом и редукционизмом: они пытаются свести все многообразие взаимодействий факторов к одному определяющему. Более того, социальные процессы настолько взаимосвязаны, что ошибочно рассматривать их изолированно. Например, между экономическими и политическими процессами, экономическими и технологическими процессами нет четких границ. Технологические изменения сами по себе могут рассматриваться как особый тип культурных изменений.

Причинно-следственные связи между различными социальными процессами изменчивы, и их невозможно раз и навсегда схематизировать. Поэтому возможности какого бы то ни было причинно-следственного объяснения социальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объяснения заключается в построении модели действующих механизмов таких изменений.

Применительно к однонаправленным процессам развития выделяют следующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифференциация.

Механизм накопления рассматривают некоторые эволюционные теории. Например, они подчеркивают кумулятивный — накопительный — характер знания. Человек способен к инновациям, и он постоянно вносит дополнения в уже имеющуюся систему знаний, отбрасывая устаревшие и неверные знания и заменяя их более адекватными. Поскольку он учится на своих ошибках, он постоянно осуществляет селекцию новых полезных идей и навыков, полученных методом проб и ошибок. Расширение и распространение знаний возможно только в результате специализации и дифференциации. Рост технических и технологических знаний стимулирует накопление капитала, что в свою очередь ведет к росту производительности труда. Рост народонаселения тоже может быть включен в модель кумулятивного развития, так как люди могут повышать свою численность без снижения уровня жизни только благодаря накоплению технических знаний и средств производства, а сам по себе рост численности населения стимулирует новые инновации.

Насыщение и истощение можно считать механизмами криволинейного и циклического изменения. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении. Модели развития по кривой или замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создают условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных, направлениях. Например, рост народонаселения создаст угрозу состоянию экологической среды и часто ведет к истощению природных ресурсов и снижению экономического уровня.

Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. Например, марксисты представляли жизнь капиталистического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй, а социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарсн- дорфа. Понятие конфликта становится более продуктивным в объяснительном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Например, лидеры незападных государств настроены политически против Запада, но стремятся к заимствованию западной науки и технологии, так как понимают, что только на этом пути достигнут независимости и экономической мощи. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще К. Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монополий, неуязвимых для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используют теории, объясняющие социальные изменения действиями индивидов, преследующих собственные интересы. Но в определенных условиях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследовании своих целей, что было показано с помощью теории игр и других математических методов.

Напряжение и адаптация рассматриваются в структурном функционализме как механизмы социальных изменений. Изменение понимается как ответная приспособительная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда происходит изменение какого-либо элемента системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными, которое разрешается путем самопроизвольного адаптивного изменения других частей системы. Например, американский социолог У. Огборн показал, что ускоренное развитие технологий вызывает несоответствие между технологическим уровнем общества и его социокультурными составляющими, которые развиваются более медленно.

Целенаправленное и долговременное социальное планирование можстбыть в какой-то степени причиной социальных изменений. В современных обществах возможности такого планирования на краткую перспективу возрастают. Часто запланированные цели не достигаются, а в тех случаях, когда планирование оказывается удачным, оно всегда влечет за собой незапланированные последствия. Чем дольше срок, на который осуществляется планирование, тем труднее достигнуть цели и избежать непредвиденных последствий. Это особенно наглядно проявилось на опыте коммунистических обществ.

Планирование предполагает институционализацию изменений, но институционализация не предполагает планирования. В современных обществах институционализировано множество незапланированных изменений. Чаще всего это бывает в области науки и технологии: та или иная инновация институционализируется, вызывая социальные изменения, которые вовсе не планировались или только отчасти предполагались.

Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвязаны. Например, инновации стимулируются конкуренцией. В одной объяснительной модели социальных изменений может сочетаться несколько механизмов.

Социальная структура и социальное изменение — центральные теоретические понятия социологии, относящиеся к базисным взаимодополняющим характеристикам социальной жизни в целом. С одной стороны, социальной жизни присущи повторяемость, постоянство и непрерывность, а с другой — динамичность и изменчивость. Оба понятия взаимосвязаны. Социальная структура не может изучаться без учета реально происходящих или потенциальных изменений, а социальное изменение как более или менее регулярный процесс немыслимо без понятия структуры. Отрыв этих понятий друг от друга влечет за собой заблуждения. Но в различных теориях акцент может смешаться — то на постоянство структуры, то на динамизм изменений. В последние десятилетия он заметно сместился в сторону изменений. В фокусе внимания социологов разных направлений оказались изменения на различных уровнях-социальная динамика текущей жизни, краткосрочные трансформации, долгосрочные изменения общества в целом.

В современной социологии явственна тенденция к признанию множественности типов социальных изменений. Строго говоря, изменения так многообразны, что само выражение «теория социальных изменений» может рассматриваться как устаревшее и вытесненное самим развитием социологии. Говорить о социальном изменении и о теории социальных изменений означает либо верить в то, что можно найти первопричину изменений, либо считать, что достаточно определить форму изменения, назвав его циклическим, линейным, эволюционным. По-видимому, современная социология осознала, что единственной методологией изучения социальных изменений является анализ конкретных привязанных к месту и времени процессов. Все остальные виды подходов в той или иной степени страдают идеологизмом, препятствующим научной объективности.

Факторы и источники социальных изменений

Марксистская методология, долгое время господствовавшая в отечественном обществоведении, требовала искать конечные причины и источники общественных перемен в изменениях экономических условий материального производства. И действительно, в очень многих случаях можно (и нужно) проследить зависимость социальных изменений от изменений в экономической сфере. В настоящее время в России, например, происходят огромные структурные сдвиги в экономических отношениях. На этой базе складываются группы собственников, которые формируют определенные социальные общности со своими интересами, позициями. Иными словами, в значительной степени современные социальные изменения в России — результат изменений в экономической сфере.

Однако большой эмпирический материал, накопленный социологией, показывает, что причины и источники реальных социальных изменений нельзя сводить только к экономическим факторам, эти причины и источники гораздо сложнее, многообразнее, а иногда даже не поддаются строгому детерминистскому объяснению. Более того, во многих случаях именно изменения в социальных структурах, институтах, их функциях служат толчком для экономических, политических и других изменений.

Видимо, можно утверждать, что источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и институтов. К последнего рода факторам можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, партий, классов, наций, целых государств и т. д. Одной из форм такого взаимодействия является конкуренция. Так, конкуренция между фирмами нередко ведет к повышению не только чисто экономической эффективности, но и к решению многих социальных вопросов для работников, особенно высококвалифицированных. Здоровая конкуренция в экономике, технике, политике, науке, других сферах общественной жизни служит важным источником социальных изменений вообще и в этих сферах в частности.

В еще большей степени решению множества социальных, экономических и политических проблем способствовала классовая борьба, прежде всего рабочего класса, а также крестьянства, служащих, других слоев общества за свои экономические и гражданские права. Наибольшего размаха эта борьба достигала в XIX и первой половине XX в. В значительной степени ее результатом во многих странах Европы, Америки и других регионах стало повышение жизненного уровня рабочего класса и других трудящихся, сокращение рабочего дня, многочисленные меры социальной защиты низко- и даже среднеоплачиваемых слоев населения.

Особо следует выделить и более подробно рассмотреть технологические, идеологические, научные факторы социальных изменений.

Роль технологических факторов в социальных изменениях

Наиболее очевидным влияние технологических факторов, т. е. научно-технического прогресса, на социальную жизнь общества и изменения в ней стало со времени промышленной революции XVII-XVIII вв. Паровая машина, а вместе с ней паровозы и пароходы, почти все фабричное производство, приводимое в движение с помощью парового котла, а несколько позднее электричества, коренным образом изменили жизнь европейцев и американцев, а вслед за ними и всего того мира, который пользовался этими машинами и механизмами. С одной стороны, это вело к консолидации и интеграции внутри различных общностей — социальных групп, классов, профессиональных общностей, а также к изменению характера взаимоотношений между ними, обострению конфликтов и борьбы между группами и классами, между государствами (наполеоновские войны, франко-германская, англо-бурская, русско- японская и ряд войн, которые вели в Западном полушарии Соединенные Штаты Америки, Первая и Вторая мировые войны, военно-техническое противостояние СССР и США в годы «холодной войны»). С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможности общения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации. Отныне иное качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения. Глубочайшие социальные последствия имели такие научно-технические достижения, как изобретение телефона и телевизора, автомобиля и самолета, компьютера и баллистической ракеты.

В литературе существует несколько попыток классифицировать способы и формы воздействия научно-технических достижений на изменения социальной жизни людей. Американские социологи К. К. Каммайер, Г. Ритцер и Н. Р. Йетман в своей «Социологии» выделяют три способа, посредством которых технология детерминирует социальные изменения в обществе.

Первый : изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей. Существенные технологические изменения влекут формирование новых социальных норм, ролей индивидов и целых трудовых коллективов, профессиональных групп, а зачастую и новых ценностей. Так образуется культурный лаг, т. с. разрыв между существующими ценностями, нормами, ролями и новыми требованиями, обусловленными новой технологией. Люди должны постоянно изменять свою нематериальную культуру, чтобы приспосабливать ее к материальной, т. е. к требованиям быстро меняющейся технологии. В данном случае авторы основывают свои рассуждения на концепции американского социолога первой половины XX в. У. Огборна , который выдвигал идею культурного лага, утверждая, что материальная культура изменяется значительно быстрее, чем нематериальная.

Второй: новая техника, новые технологии создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении и т. д. Так, новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря телефонизации, распространению телевидения. Компьютер радикально меняет характер рабочего места, число требуемых рабочих, квалификацию работников, делает необходимым формирование совокупности новых знаний и умений, которые прежде не требовались. Компьютеризация существенно меняет подходы к образованию, методы и методику преподавания многих дисциплин. Она оказывает значительное влияние на функционирование фактически всех социальных институтов. В целом же компьютер открывает большие новые возможности, но не все из них могут служить благосостоянию людей.

Третий : новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями. Так, широкое распространение грузоперевозок посредством автомобиля индивидуализирует труд значительной части работников, изменяет формы их взаимодействия в производственном процессе с другими работниками. В некоторых отношениях аналогичные социальные последствия имеет роботизация технологических процессов. Общение посредством телефонов, телевизоров, а также других технических средств (ныне — Интернета) стало обычным явлением не только в рамках производственного процесса, но и за его пределами.

Описанные выше способы воздействия технологических изменений на социальные в некоторых случаях пересекаются друг с другом, но в целом они дают полезную картину трансформации одних видов изменений в другие.

Ныне научно-технический прогресс достиг такого масштаба, что требует нового осмысления, новых оценок своих социальных перспектив. Во-первых, созданное и накопленное оружие массового уничтожения (в частности, ракетно-ядерное) при его даже частичном использовании может погубить не только человечество, но и все живое на нашей планете. Во-вторых, в значительной степени научно-технический прогресс привел к беспрецедентному обострению экологической проблемы. Состояние окружающей человека природной среды сейчас таково, что может катастрофически сказаться на самом существовании общества. В-третьих, безудержный рост промышленного производства в последние два-три столетия, особенно в XX в., ведет к исчерпанию природных источников сырья и энергии. Еще некоторое время назад был найден относительный выход из складывающейся ситуации — индустрия должна переходить на так называемые высокие технологии, которые основываются на ресурсо- и энергосберегающих принципах. Высокие технологии стали широко распространяться в наиболее развитых странах мира. К сожалению, ныне в нашей стране о них говорят все меньше.

Идеология как фактор социальных изменений

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Идеологические доктрины, идеалы, программы явились той программой действий, непосредственным импульсом, которым руководствовались многие политические партии и общественные движения, осуществлявшие радикальные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества. Наиболее значимыми в мировой истории остались Великая французская революция XVIII в., борьба за независимость и утверждение самостоятельности Соединенных Штатов Америки XVIII в., Октябрьская революция 1917 г. в России, китайская революция конца 1940-х гг. и др. Принято считать, что все они совершались под флагом борьбы за реализацию определенных идеологических принципов и ценностей (либерально-буржуазных, марксистско-ленинских, маоистских).

Однако не только такие социальные революции всемирно- исторического значения, но все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, имеют идеологический характер. Просто нужно иметь в виду, что чем более крупные, фундаментальные, глубокие изменения делаются, тем более заметна в них роль идеологий, которые всегда направлены на изменение существующей социальной реальности или на ее сохранение, защиту. По своей природе идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям. Посредством идеологий социальные группы и классы или требуют изменений, или сопротивляются им. Однако эта роль идеологий в социальных переменах не всегда отчетливо заметна. Она заметна тогда, когда осуществляются более крупные, глубокие и фундаментальные преобразования в обществе, и менее заметна, когда осуществляются сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

Нужно сказать, что в принципе нет ничего плохого в признании идеологического характера социально-политических и экономических преобразований. (Заметим, что сейчас в России как раз ощущается недостаток общенациональной идеологии, которая могла бы служить базой для формулирования долговременных стратегических целей социальной трансформации общества.) Основная практическая и теоретическая проблема лежит совсем в другой плоскости и заключается в том, что нередко в процессе политической борьбы и всякого рода политических игр, которыми почти всегда сопровождаются периоды социальных преобразований, доминирующей оказывается так называемая партикулярная идеология, т. е. идеология, выражающая интересы не большинства населения, а сравнительно узких групп, и интересы эти могут быть корыстными. Тогда возникает конфликт между этими группами и остальным обществом, который проявляется в идеологической, социальной и политической сферах. Конфликт может достичь такой степени остроты, что возникнут соблазны разрешить его насильственными способами. Вот почему проработанная программа социальных изменений и преобразований должна базироваться на коренных интересах наиболее широких слоев и групп населения, руководствоваться общенациональными целями и задачами, не поддаваться искушению партикулярных, узкопартийных идеологий. Важно найти способы и формы соединения перспективной общенациональной программы, идеалы которой могли бы консолидировать и воодушевить значительное большинство народа, и конкретных разработок, основанных на строго научном, объективном анализе реальности, учете социально-психологических, культурных, духовных особенностей.

В развитии общества на рубеже третьего тысячелетия произошли настолько глубокие социальные изменения, что человеку из недавнего прошлого современный социум мог бы показаться какой-то иной, совершенно неземной цивилизацией. При этом он был бы потрясен не сколько вещными атрибутами жизни современных людей, как бы они ни были непривычны и сложны, столько самим устройством общественной системы. Еще, скажем, двести лет тому назад природа общества была принципиально непонятной и рассматривалась в основ­ном как божественная данность. При этом стабильность и устойчивость, отсутствие перемен воспринимались многими народами как величайшее благо. На этом фоне нынешняя человеческая цивилизация представляется причудливо изменяющимся и постоянно обновляющимся социальным явлением. Иногда возникает достаточно явственное ощущение присутствия в нем некой животворящей силы, придающей определенную форму бесформенному, стройную структуру – бесструктурному, перманентное движение – почти мертвому. И, как это ни удивительно, такой весьма самодостаточной силой является именно социальная технология, планирующая, проектирующая, обновляющая, оформляющая, структурирующая и создающая новые проблемы, которые ей же самой приходится разрешать.

То, что ныне происходит в сфере социальных технологий, можно однозначно определить как технологическую революцию, вызванную к жизни совокупностью постоянно набирающих силу факторов, которые все сильнее охватывают мировое социальное пространство. К ним, как показывает анализ, относятся следующие очень важные факторы технологизации современного социума.

1. Быстро обновляются все сферы общественной жизни значительной части населения планеты, цивилизация обретает динамику социальных изменений, постоянно сужаются зоны традиционализма. Практически на наших глазах социальные инновации из спорадических, дискретных и относительно редких характеристик современного общества превращаются в имманентное его свойство, которое становится постоянным, тотальным и необратимым. При этом алгоритмы социального познания и практической деятельности людей перестали уже быть "долгоиграющими", а всеобщая смена и перманентное обновление превращаются теперь в основные средства обеспечения устойчивого общественного развития.

2. Всемирный процесс глобальной демократизации общественных систем, особенно интенсивно развернувшийся с начала семидесятых годов XX ст. и получивший название "третьей волны", стремительно приводит социум к росту значимости личности, утверждению плюрализма мнений, терпимости к чу­жой позиции, падению тоталитарной и авторитарной форм организации общества и соответственно к разрушению жестких и устоявшихся догматических социально-деятельностных систем. На смену эпохе детерминированности технологии и ее монизма приходит эпоха технологической свободы и плюрализма.


3. Наблюдается динамичный процесс перехода авангарда современных обществ (т. е. высокоразвитых западных стран) в информационную, более высокую фазу развития. Индустриальная цивилизация, таким образом, постепенно уходит в прошлое. И хотя этот процесс еще достаточно противоречив и неравномерен, информация, ее потоки, институты и виртуальная реальность все глубже проникают во все сферы современного общества и не только определяют его сущность, но и становятся жизненно важным и необходимым ресурсом его дальнейшего развития. Социальное познание и практика все в большей степени превращаются в переработку огромных массивов разнообразной социальной информации, которые опосредуются субъектами социальной деятельности от ее объектов.

4. Быстрыми темпами развивается так называемая третичная сфера современного общества, которая включает науку, культуру, образование, здравоохранение, рекреацию, обслуживание и защиту прав человека. К концу XX ст. стали явными весьма масштабные перемены и в сфере занятости людей, связанные с тем, что впервые за всю историю человечества основная часть населения наиболее развитых стран активно покидает сферу сельского хозяйства и промышленности и переходит в сферу обслуживания. Индустриальные технологии, таким образом, постепенно утрачивают свою былую значимость, а основным объектом технологизации все больше становится не только социальная сфера общества, но и социальное пространство в целом.

5. Ускоряется гуманитаризация общественной жизни, возрастает значимость гуманитарного фактора в развитии общества, социальные и гуманитарные аспекты оттесняют на второй план чисто технические и производственно-технологические. Значительные изменения в социальной структуре современного общества обеспечивают вхождение в его активную и социально значимую деятельность гуманитарной части населения, которой в ближайшие годы предстоит доминировать в социальном составе населения большинства стран мира.

6. Явно ощущается достижение планетарного предела в раз­витии цивилизации, когда возникают реальные препятствия для ее развития вширь, а возможности космической, по сути, еще пионерской, деятельности полностью пока не сложились. Человечеству становится уже тесно в нынешних границах планеты. Но с этим приходится пока мириться, а также сдерживать познавательно-практическую экспансию и направлять основные усилия на углубление социального познания и более эффективное преобразование ограниченного социального пространства. В этой связи наблюдается смена акцентов в социальной деятельности – перемещение их с макропроцессов на микропроцессы.

7. Значительно обостряются глобальные проблемы современной цивилизации, которые фактически ставят под вопрос само существование современного общества и могут быть разрешены только совместными усилиями всех стран и народов. Человечество больше напоминает "слона в посудной лавке", бурная жизнедеятельность которого может привести не только к "битой посуде и разрушению лавки", но и к собственной гибели. Поэтому на смену глобальной экспансии неизбежно приходит глобальный конструктивизм, а на смену созидательной удали – созидательная осторожность.

8. Усиливаются также процессы социальной интеграции и диффузии цивилизаций, общественных и культурных систем. Эти процессы дают возможность обеспечивать взаимодействие рационального и иррационального, знания и оценки, оценки и практики, практики и знания. Кроме того, заметными темпами происходят мутации и заимствования технологических систем, а также расширяются возможности применения социальных технологий.

Следует особо подчеркнуть, что социальные технологии, место и роль которых в жизни современного общества так возросли, сами стали предметом изучения различных научных дисциплин, таких как социология, философия, психология, политология, праксеология и др. К тому же эти науки столь "отяжелели" от технологического знания, что возникла настоятельная необходимость формирования самостоятельной сферы научного знания – теории социальных технологий, которая должна, прежде всего, стать теоретической основой социально-инженерной деятельности.

Наряду с этим в странах, идущих от тоталитаризма к демократии, от командной экономики к рыночной, проблема социальных технологий приобретает особое значение. По сути, там происходит историческая смена парадигм (или типов) социально-технологической деятельности. Основные задачи, стоящие перед этими странами на современном этапе, заключаются прежде всего в отказе от технологий, которые приводят к подавлению личности посредством авторитарных (тоталитарных) общественных механизмов, и освоении накопленного мировой общественной наукой и практикой огромного опыта проектирования, разработки и внедрения социально-гуманистических технологий, необходимость в которых становится все более острой и очевидной.

Преодоление тотального кризиса в украинском обществе не без основания связывают с кардинальным повышением эффективности и качества социального управления, масштабным расширением процессов самоорганизации и самоуправления, позволяющих наполнить идею правового, демократического и социального государства реальным содержанием, а также придать ему современные и цивилизованные формы. Короче говоря, сама жизнь выдвигает на повестку дня в качестве основных проблем разработку и внедрение инновационных социальных технологий в целом и технологий социального управления и самоуправления в частности.

Вместе с тем, в условиях переходного периода исключительно большое значение приобретает овладение не только технологиями социальной адаптации, приспособления к новым рыночным условиям и способами выживания как коллективов, так и отдельных индивидов, но прежде всего технологиями обновления общественной системы и всех составляющих ее элементов. Такой широкий социально-технологический подход в максимальной степени соответствует сущности и целям современной фазы трансформации нашего общества. Произошло довольно четкое позиционирование социума на конструктивные перемены. Эпоха национально-освободительной и народно-демократической революций с их разрушительно-критическими, во многом стихийными процессами практически завершилась. Страна начинает, хотя и медленно, но все увереннее переходить к созидательным и конструктивным формам общественной модернизации. В этих условиях социально-технологический подход начинает существенно и все более активно воздействовать на механизмы обновления общества и его подсистем. Сейчас уже всем становится понятным, что принятие Верховной Радой Украины "хорошего закона" или издание Президентом Украины "хорошего указа" еще не ведет автоматически к необходимым социальным переменам. На этом пути, прежде всего, нужна серьезная технологическая проработка той или иной сферы общественного реформирования, причем везде нужны эффективные и выверенные практикой социальные технологии, основанные на принципах рационализма и гуманизма.

Таким образом, в развитии социальных технологий наметился своеобразный "прорыв", который и дальше будет нарастать. По всей вероятности, социальная технологизация уже начала превращаться в одну из ведущих тенденций мирового общественного развития. При этом расширение сферы применения многообразных социальных технологий неизбежно выдвигает на первый план довольно сложную проблему подготовки высококвалифицированных специалистов – социальных менеджеров, инженеров и технологов, которые способны разрабатывать, проектировать, конструировать, внедрять социальные технологии и обеспечивать их эффективное функционирование на всех уровнях организации общественной системы. Здесь речь идет не только о знаниях в области теории социальных технологий, которые динамично обновляются, а об особом типе социально-технологической культуры современных специалистов, заключающейся в овладении ими новой парадигмой научного мышления и видения социальной реальности как динамической, многомерной, нелинейной и стохастической.

Предлагаемое учебное пособие, хотя и является пионерским в отечественной социально-педагогической практике, в концентрированном виде отражает развивающуюся и крепнущую тенденцию к технологизации современного общества и превращению социологической науки из средства простой фиксации происходящего в активный фактор гуманизации общества, его всесторонних социальных преобразований. Главная цель преподавания этого курса в высших учебных заведениях состоит в том, чтобы помочь студентам осмыслить содержание, характер, структуру и основные аспекты технологической функции социологии, овладеть социальными технологиями как системой знаний, принципами технологического мышления и отношения к социальной реальности, а также способами ее научно обоснованного изменения. Отсюда и вытекает целый комплекс задач: овладение понятийно-категориальным аппаратом теории социальных технологий, ее принципами, методологией и основными концепциями; ознакомление с историей социальных технологий, отечественными и зарубежными достижениями в этой области; освоение способов социального проектирования, прогнозирования и планирования, а также проверки и внедрения социальных технологий и выработки на этой основе навыков социально-инженерного мышления; изучение видового разнообразия социальных технологий, уровней и методов технологизации современных общественных систем; осмысление важнейших закономерностей, тенденций, проблем и противоречий технологизации общества и его подсистем, ответственного и реалистичного отношения к нему.

Вместе с тем следует подчеркнуть и особую сложность этого учебного курса, так как его изучение требует предварительных глубоких знаний в области таких научных дисциплин, как социология, политология, психология, культурология и теория социального управления, элементы которых есть во всех разделах и темах данного курса. Немаловажен и тот факт, что этот учебный курс нельзя просто запомнить и адекватно воспроизвести на экзамене. Он требует формирования свойственного для социальных технологий принципиально нового стиля мышления, в основе которого лежат тяга к нововведениям и реформам, стремление видеть современное общество системно и во всем многообразии его сущностей. И, конечно же, социально-технологическая парадигма предполагает, прежде всего, бережное и гуманистическое отношение к объектам социальных технологий – обществу, его различным структурам и людям.

При изложении учебного материала, представленного в этом пособии, авторы широко использовали труды не только отечественных, но и зарубежных исследователей, изданные в последние годы.

Общество не стоит на месте, оно постоянно изменяется, прогрессирует или деградирует. Для описания этих процессов используют понятие социальные изменения . Социальные изменения -одна из основных проблем в социологии.

Социальными изменениями называются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем, в обществе в целом.

Социальные изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре.

Социальным изменениям подвержены, прежде всего, социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.

Технологические изменения. Появление машин, электричества, новых видов энергии, компьютеров и прочих проявлений научно-технического прогресса приводит к появлению одних и исчезновению других социальных и профессиональных групп, обострению конфликтов, формированию новых социальных ценностей и пр.

Появление новых идеологий, доктрин, программ, которыми руководствуются многие политические партии, общественные движения, осуществляющие существенныесоциальные преобразования.

Адаптация различных социальных групп к изменяющимся социально - экономическим, политическим условиям в рамках существующих социальных систем.

Социальные изменения могут быть краткосрочными и долгосрочными, частичными и социетальными. Различаются структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные социальные изменения. Создание или распад семьи, переход на многоуровневое образование - это примеры структурных изменений. Любые трансформации в отношениях между социальными группами или людьми относятся к процессуальным изменениям. Перераспределение должностных обязанностей в коллективе относится к функциональным изменениям. Смещение ценностно-мотивационных установок от общественно-значимых к личностно-значимым - пример мотивационных изменений. Н.И.Лапин, А.И.Пригожин выделяют инновационный процесс как вид социального изменения.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей и сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Различают постепенные (реформистские) и скачкообразные (революционные) социальные изменения.

Революции бывают: научные (изменяют картину мира в целом), технические, политические, экономические, социальные (изменяют те или иные стороны жизни общества).

В обыденной жизни термин «революция» имеет различные толкования. Например, государственный переворот, состоящий в простой смене одной группы лидеров на другую без какого-либо изменения политических институтов и системы власти, не может считаться революцией в строгом социологическом смысле.

Революцией называются только те события, которые удовлетворяют следующим условиям:

1. Революция ведет к широкомасштабным реформам или изменениям. Джон Дани указывает, что, согласно этому принципу, люди, пришедшие к власти, должны на самом деле быть более способны управлять данным обществом, чем те, кого они свергли; лидеры революции должны достичь некоторых из поставленных ими целей.

2. Революция предполагает угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения. Революция - это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.

Следовательно, революция - это захват государственной власти путем насилия, совершаемый лидерами массового движения, полученная при этом власть используется в дальнейшем в целях инициации радикальных социальных реформ.

Революции отличаются от вооруженных восстаний, которые связаны с угрозой или использованием насилия, но не приводят к существенным переменам. Практически все массовые выступления, происходившие до XVII века, были не революциями, а восстаниями.

Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших экономических, политических и социальных проблем. Об этом свидетельствуют Французская революция 1789 г., Американская революция 1776 г.

То, что происходит после революции, частично зависит от огромного количества событий, которые привели к революции. После окончания революционной борьбы страна может быть истощенной и сильно раздробленной. Остатки свергнутого режима или другие группы, претендующие на власть, могут перегруппировать свои силы и начать все заново. Если окружающие страны настроены к новому правительству враждебно (так было в случае Русской революции 1917 года), его успехи в достижении социальных преобразований могут быть гораздо более ограниченными, чем при активной поддержке окружения. И, наконец, несмотря на то, что революции могут иметь далеко идущие последствия для соответствующих обществ, эти последствия чрезвычайно трудно выделить на фоне других факторов поступательного развития.

По мнению социолога Джеймса Дейвиса, революции с наибольшей вероятностью вспыхивают после продолжительного периода социальных и экономических улучшений, за которым следует период резкого отката назад. Люди опасаются потерять то, чего им с таким трудом удалось достигнуть, и приобретают революционный настрой. Дейвис иллюстрирует свою гипотезу такими фактами, как стачка рабочих пульмановского завода в 1849 г., русская революция 1917 г. и революция в Египте в 1953 г.

Социальная революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Это качественное изменение, затрагивающее основы существующего строя. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества.

Реформа - частичное усовершенствование в какой-то сфере жизни, ряд постепенных изменений, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформа- это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Социальная реформа касается преобразования тех сфер или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с уровнем и образом жизни людей, влияют на здоровье, доступ к социальным благам, участие в общественной жизни (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице и пр.).

Приватизация, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменения конституции, переход от монархии к республике, изменение форм голосования и пр. - примеры политических реформ.

Терроризм можно определить как применение силы против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, религиозных и социальных планов. В течение многих лет социологи и историки рассматривали терроризм прежде всего как нарушение общественного порядка. Однако недавно они стали все более склоняться к тому, что терроризм – это новый способ разжигания войны с далеко идущими социальными последствиями. Нападение чеченских боевиков на Дагестан подтверждает это предположение.

Очень часто террористические акты бывают направлены не на свои фактические жертвы, а на массы ни в чем не повинных людей.

Понятие социальных движений охватывает достаточно обширный диапазон различных типов поведения. Но почему возникают социальные движения? Какие факторы побуждают людей предпринимать совместные действия во имя какого-то дела? Мнения социологов по этому вопросу расходятся. Некоторые ученые видят корни общественных движений в бедственном положении народа, а более конкретно – в социальном и экономическом бесправии. Другие не считают этот аргумент достаточно убедительным. Они отмечают, что во многих обществах имеется значительный “резерв” социальной неудовлетворенности и что угнетение и нищета широко распространены, однако социальные движения возникают достаточно редко.

9.2.Теории социальных изменений

Среди теоретических моделей, использовавшихся для осмысления общих механизмов изменений на протяжении человеческой истории, по своей важности и значимости наиболее выделяются несколько.

Социальный эволюционизм , концепция, пытающаяся установить связь между биологическими и социальными изменениями. Согласно эволюционизму (О. Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм), общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным.

Теория депривации . К. Маркс придерживался мнения, что капиталистическая эксплуатация ведет к постепенному обнищанию рабочего класса; с течением времени условия станут настолько невыносимыми, что рабочие будут вынуждены признать социальную природу своего бедственного положения и свергнуть своих угнетателей. Тем не менее, Маркс признавал и то, что крайнее обнищание и эксплуатация не обязательно приводят к революционному взрыву. Он указывал, что страдания представителей низших классов (пролетариев) могут быть настолько интенсивными, а социальное отчуждение – столь значительным, что будет способно “подавить” все их общественное и революционное сознание. Хотя в трудах Маркса содержатся доказательства “прогрессирующего обнищания”, или абсолютной депривации, он также признавал существование относительной депривации, допуская, что по мере развития капитализма положение рабочего класса может улучшаться. Однако он считал, что разрыв между собственниками и рабочими будет расширяться и создавать у последних все обостряющееся ощущение их сравнительно невыгодного положения.

Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации.

Представители технологического детерминизма Д.Белл, О.Тоффлер решающую роль в социальных изменениях отводят технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций (научно-техническая революция 50-60 годов XX века информационно-компьютерная революция конца XX века).

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски считают, что изменения в социальной организации общества не всегда приносят человечеству счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества, прежде всего, зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства. Эти изменения сказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры.


Похожая информация.


Социальные изменения - фундаментальный социальный процесс, обусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе изменений лежат культурные трансформации духовной жизни общества.

В течение последних трех столетий в мире наблюдается только одно направление социальных изменений - вестернизация, т.е. усвоение обществами, претерпевающими изменения, ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные изменения - объективный процесс; воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может его лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере исказить течение.

Воздействие социальных изменений на здоровье любого общества универсально повреждающее. Примеры многих обществ, включая российское, наглядно демонстрируют повреждающие эффекты вестернизации на общественное здоровье. Это:

- уменьшение численности населения в результате снижения среднего возраста дожития (смертности), снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции;
- рост общей и нервно-психической заболеваемости, изменение ее структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелым течением и исходами, прежде всего - психосоматических заболеваний;
- рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией;
- рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости уменьшения производственных затрат и согласия людей работать во вредных и опасных условиях;
- появление значительных по объему маргинализированных социальных групп - беженцев, бездомных, безработных;
- рост всех видов социальных девиаций: преступности, алкоголизации, наркотизма, проституции, самоубийств - и заболеваемости и смертности по связанным с ними причинам (убийства; смерти от острого отравления алкоголем, передозировки наркотиков; заболевания, передающиеся половым и инъекционными путями);
- экономическая (материальная) депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья;
- неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности (экономика, право, промышленность и пр.).

Факторы, действующие на здоровье населения в условиях социокультурной трансформации общества, вызывают у больших масс населения состояние, получившее название стресса социальных изменений . В нем можно выделить морально-психологическую и экономическую составляющие.

Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятивного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсюда быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широких слоев населения.

Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения . Это связано с тем, что социальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тогда как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к социальным изменениям, - «консервативный синдром», - и не только из-за угрозы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности - сайт. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений выступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской культуре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчеркивает Т. Парсонс.

Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюмпеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические реформы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэкономических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономического стресса населения - сайт. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться переносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неуспешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономического стресса.

На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следующим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укрепляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некоторые прежде низкостатусные группы меньшинств - религиозных и/или национальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жизни в бедности.

Распределение внутрисемейных ролей меняется в направлении аболиционизма, т.е. освобождения женщин от неквалифицированного домашнего труда и равного распределения властных функций в семейной группе. Снижается социальный престиж представителей старшей возрастной группы, поскольку младшие поколения утрачивают ценности жизненного и социального опыта, приобретенного в иных общественных условиях.

Наиболее ярко социальные изменения проявляются в территориальных общностях, поскольку они выступают основным видом социальных общностей, где реализуются изменения. Глубокие трансформации претерпевают социальные организации; даже сравнительно небольшие социокультурные изменения требуют крайне выраженных изменений в организациях.

Несмотря на столь тяжелые популяционные эффекты социальных изменений, исторический анализ показывает удивительно быстрое восстановление численности и здоровья популяции после реализации необходимых для общества изменений. В последнее десятилетие специалисты Всемирной организации здравоохранения говорят о возможности избежать негативных последствий вестернизации на здоровье населения путем аккультурации, т.е. сбалансированного сочетания элементов западной и собственной (нативной) культуры.

От Натальи Котельниковой:

Эта статья может вас успокоить совсем не там, где нужно спокойствие. Все симптомы, которые перечислены, могут быть НАСТОЯЩЕЙ БОЛЕЗНЬЮ, ОТ КОТОРОЙ, НАПРИМЕР, ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ, ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ МОЖЕТЕ ЖЕСТОКО ПОСТРАДАТЬ. Держите нос по ветру, будьте в курсе последних новостей, но помните, что ченнелинги пишут, в основном, люди за 50, и они склонны иногда выдавать желаемое за действительное - свои реальные недомогания за симптомы перехода. Хочу сказать, что у меня подобных симптомов никогда не было. Но если вы никак не можете объяснить свое физическое состояние и врачи говорят, что у вас все нормально, тогда это может быть и симптомом перехода.

Присоединяюсь к потере памяти и дезориентации, также имена и цифры всегда были мне сложны, но сейчас это осложнилось, ведь я веду семинары... Те, кто соединяется с Учителями, с Великой Богиней и своими собственными наставниками, часто медитирует и находится в высших каналах, практически избавлен от неустровенности собственной энергетики, т.к. постоянно проходит гармонизацию и сонастройку тела и психики с высшими вибрациями. Наш процесс вознесения проходит мягко и незаметно.

Всё на свете вибрирует на наноуровне. Эти вибрации разной частоты, и, если говорить о людях, то именно по вашим индивидуальным вибрациям, по набору вибраций органов вашего тела, можно составить ваш истинный ИД (идентификационный №), который не повторится ни в одном живом существе.

Вибрирует и объективный мир – планета Земля, Космос, Солнце находятся в состоянии непрерывной вибрации.

Жизнь в нашу эпоху такова, что нам придётся пережить момент изменения вибраций нашей планеты, Солнца и всей Солнечной Системы.

При увеличении вибраций планеты и Солнца предполагается, что живые существа, входящие в эту Систему, тоже должны эволюционировать частотно. Но увы не у всех получается. Поэтому тем, кто не соответствует, становится некомфортно.

Всё во Вселенной взаимосвязано. Мы связаны с нашей планетой Земля, так же, как она связана с Солнечной системой, так же, как вся Солнечная Система связана с Галактикой, а Галактика – со Вселенной. Это всё один живой организм.

Планеты Солнечной Системы меняют свои вибрации, и это происходит сейчас. Изменение вибраций ведёт к изменениям магнитного поля. Вы можете принимать это или нет, но факты таковы: смена полюсов уже идёт.

ДНК претерпевает драматические изменения.

Внимание! Очень важная статья, связанная со вспышками на Солнце!

СОЛНЦЕ ПОМОГАЕТ НАМ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ДНК.

Изменения не обсуждаются публично, потому что научное сообщество считает, что это может напугать население. Тем не менее, люди меняются на клеточном уровне. Большинство людей знают и чувствуют это. Многие религии говорили об изменении и знали, что это будет происходить по-разному. Это позитивная мутация, хотя физически, умственно и эмоционально вы можете испытывать страх и растерянность…»

Сегодня ДНК человека начала мутацию под воздействием Солнечной активности. Пишу это потому, что многие бывают напуганы, пытаются искать врачей, не в силах распознать в своём физическом теле процесс изменений на глубоком уровне. А лечение не работает, правительственные медицинские предложения не работают, это всё не соответствует вызовам, которые предлагает человеку Солнце.

Эти симптомы возникают и исчезают неожиданно, появляются без причин, проходят сами. Это хорошие знаки: тело посылает вам весточку о том, что оно освобождается от старой биологии и от старого мышления, не отставайте от него.

Симптомы, возникающие при мутации ДНК и изменениях тела на клеточном уровне:

- Чувство усталости или опустошенности при незначительных нагрузках.
- Желание спать дольше или чаще, чем обычно.
- Симптомы гриппа - высокая температура, пот, боли в костях и суставах и т.д., и всё это не поддается лечению антибиотиками.
- Головокружение
- Звон в ушах
- Важный симптом – боли в сердце, сердечная аритмия, которая происходит из-за корректировки сердца для новых энергий.

Сейчас время открытия 4 чакры, чакры любви и сострадания, она часто заблокирована, и её активация может сопровождаться приступами тоски, страха. 4 чакра связана с вилочковой железой. Этот орган находится в передней части легких и у большинства пребывает в зачаточном состоянии. Когда 4-я чакра начинает открываться, тимус начинает расти. На более поздней стадии это может быть даже видно при томографии. Рост вилочковой железы связан с болями в груди, удушьем, опять же могут быть симптомы бронхита - пневмонии, при которых врачи ошибочно поставят диагноз грипп или пневмония.

- Головные боли, мигрени, насморк, с чиханием, с утра до вечера, днями и месяцами.
- Диарея.
- Чувство что все тело вибрирует - особенно, когда человек находится в расслабленном состоянии.
- Интенсивные мышечные спазмы.
- Покалывание - в руках или ногах.
- Потеря мышечной силы - в руках, вызванная изменениями в системе циркуляции.
- Иногда трудности дыхания, потребность дышать глубже, ощущение нехватки кислорода
- Изменения в иммунной системе
- Изменения лимфатической системы
- Ногти и волосы растут быстрее, чем обычно.
- Приступы депрессии без реальных оснований.
- Напряжение, беспокойство и высокий уровень стресса - чувствуешь, что что-то происходит, но не знаешь что это такое.

Иногда могут возникать признаки болезней, которые вы считали исцеленными давно. это выходят корни недугов, которые сохранились на других информационных уровнях вашего тела. Болезнь может даже протекать остро, возможно, реверсно, но быстрее, чем шла, когда вы болели. Это значит, что тело избавляется от недуга на более глубоком уровне.

Наше тело весьма разумно, и часто разумнее нас самих!

А теперь что делать:

Гуляйте. Двигайтесь.

Гомеопатия.

Использование эфирных масел.

Массаж шиацу.

Растягивайтесь, тянитесь, тянитесь, тянитесь.

Тяните мускулы.

Делайте упражнения для шеи – голову вверх, вниз, вправо-влево, положите ухо на плечо, потом на другое …

Дышите, если чувствуете, что накатило – дышите глубоко, сколько можете, так медленно, как можете. И запомните этот совет для ситуации, когда придёт день Х (а он придёт!) на автомате: если что – глубоко дышите. Чувствуете психическую или физическую кроличью нору – дышите, запомните . У кого есть время – изучайте пранаямы.

А вот некоторые психофизические симптомы и попытка объяснить, как к этому относиться.

1. Чувство, как будто вы находитесь в скороварке интенсивной энергии, стресс.
Помните, чтобы приспособиться к более высокой вибрации, вы должны в конечном итоге измениться. Старые модели поведения и убеждения вылезают на поверхность в конфликтной форме.

2. Чувство дезориентации, потеря чувства места. Вы не в 3D больше (you’re in the army now).

3. Необычные боли в разных частях тела. Это освобождающиеся заблокированные раньше энергии вибрируют в 3D, пока вы вибрируете в более высоком измерении.

4. Пробуждение ночью между 2 и 4 часами. Многое происходит с вами во сне. Поэтому вам иногда даже может быть необходим перерыв во время этих интенсивных процессов, и вы просыпаетесь.

5. Забывчивость. Вы замечаете за собой, как у вас выпадают из памяти какие-то детали. дело в том, что время от времени вы находитесь в пограничной зоне, в более чем одном измерении, болтаетесь туда-сюда, и память физическая может в эти моменты просто быть блокирована.

Кроме того. Прошлое – это часть старого, а старое навсегда ушло.

6. Потеря идентичности. Вы пытаетесь получить доступ к себе прошлому, но это уже невозможно. Вы иногда можете поймать себя на ощущении, что вы не знаете, кто это, глядя на себя в зеркало.

7. Опыт “вне тела”. Вы можете чувствовать, как будто кто-то говорит, но это не вы. Это естественный защитный механизм выживания. Когда вы находитесь в состоянии стресса, организм испытывает большой прессинг, и вы в моменте как будто покидаете тело. Значит, вы не должны испытывать то, через что проходит ваше тело сейчас. Это длится мгновения и проходит.

8. Повышенная чувствительность к окружающей обстановке. Толпы, шум, еда, ящик, голоса – всё это вы едва можете выносить.

Вы легко впадаете в состояние подавленности и наоборот с легкостью становитесь взвинчены и гипервозбуждены.

Ваша психика настраивается.

9. Вам не хочется ничего делать. Это не лень и не депрессия, это ‘перезагрузка’. Ваше тело знает, что ему нужно.

10. Нетерпимость к нижним колебательным явлениям 3D, разговорам, отношениям, общественным структурам и т.д. Они буквально заставляют Вас чувствовать себя больным. Вы растёте, и больше не совпадаете со многим и со многими из того, что вас окружало.Оно само отпадёт, не волнуйтесь.

11. Внезапное исчезновение друзей, изменение привычек, работы и места жительства. Вы развиваетесь, и эти люди больше не соответствуют вашим вибрациям. Новое скоро придет и будет намного лучше.

12. Дни или периоды сильной усталости. Ваше тело теряет плотность и проходит интенсивную перестройку.

13. Если вы чувствуете атаки низкого уровня сахара в крови, ешьте чаще. Наоборот, вы можете вовсе не хотеть есть.

14. Эмоциональная дестабилизация, слёзы. все эмоции, которые вы переживали раньше и копили в себе, выходят.

15. Ощущение, что едет крыша. Ничего страшного. Вы открываете внетелесный опыт и экспириенс других частот – то есть реальностей. Многое стало доступнее вам сейчас. Вы просто не привыкли к этому. Ваши внутренние знания и интуиция крепнут и барьеры исчезают.

16. Беспокойство и паника. Ваше эго теряет большую часть себя и боится. Ваша физиологическая система испытывает перегрузки. Что-то происходит с вами, чего вы не можете понять.

17. Вы также теряете модели поведения низких вибраций, которые вы для себя разработали для выживания в 3D.

Это может заставить вас чувствовать себя уязвимым и беспомощным. Эти образцы и модели поведения скоро совсем не будут вам нужны. Просто подождите.

18. Депрессии. Внешний мир не соответствует вашим потребностям и эмоциям.

Вы выпускаете темные энергии, которые были внутри вас. Идите в эту сторону.

19. Сны. Многие отдают себе отчёт, что они переживают необычно интенсивные сны.

20. Неожиданный пот и скачки температуры. Ваше тело меняет систему “отопления”, сжигает остатки прошлого.

21. Ваши планы внезапно меняются в середине пути и вы начинаете идти в совершенно ином направлении. Ваша душа пытается сбалансировать вашу энергию. Ваша душа знает больше, чем вы, доверяйте ей.

В вашем СОЗНАНИИ находятся подавленные, неудовлетворённые потребности в ДОБРОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ, ЦЕЛОСТНОСТИ, ЗАКОНЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПОРЯДКЕ. Возможно, из-за этого у вас возникли или могут возникнуть такие ПАТОЛОГИИ как АНТИПАТИЯ, НЕДОВЕРИЕ, РАСЧЁТ ТОЛЬКО НА СЕБЯ И ДЛЯ СЕБЯ, ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ, ГНЕВ, ЦИНИЗМ, ТОТАЛЬНЫЙ ЭГОИЗМ.